Всем привет, я – Эдуард Хисюков, экс-продакт SkillFactory. Развиваю свою образовательную студию «В продакшен» и помогаю бизнесу делать качественное и рентабельное образование.
992 просмотров
В этой статье я расскажу, как найти проблемы в образовательном продукте и успешно их решить, чтобы достичь бизнес- и образовательных целей. В конце статьи вас ожидает удобный чек-лист. Он поможет провести аудит курса самостоятельно или проверить качество работы привлеченных экспертов.
Зачем делать аудит курса? Вы разработали образовательный курс, но он «не взлетел»:
- выручка курса меньше, чем планировали,
- не набрали студентов для первого потока,
- студенты бросают обучение на середине курса,
- требуют возврат денег за курс, оставляют негативные комментарии.
Ваша команда создала курс для сотрудников, но они его не проходят, и ожидаемой пользы продукт не приносит. Сейчас расскажу, как с этим бороться.
Кому полезна эта статья:
Мета Трансовый Анализ — авторская система Игоря Мезенцева. Презентация программы обучения!
– тем, кто сделал образовательный курс и понимает, что что-то идёт не так,
– тем, кто решил разработать курс, но бюджет ограничен, и непонятно, с чего начать.
Что такое аудит курса
Аудит курса позволяет выявить проблемы в процессах или в продукте, чтобы добиться желаемого результата. Аудировать можно любой образовательный продукт: курс, обучающую рассылку, корпоративное образование (онбординг сотрудников, внутренние курсы компании).
Аудит могут провести как члены команды, так и сторонние специалисты. На мой взгляд, привлечение экспертов извне дает преимущества:
- высокая объективность оценки курса и его недоработок – сторонние эксперты не погружены во внутренние процессы и не «прикипели» к курсу в отличие от тех, кто плотно и давно им занимается,
- можно задействовать компетенции, отсутствующие в инхаус-команде (методист edtech-продакт, редактор LMS и другие),
- используется опыт по разработке курсов, полученный другими компаниями,
- сторонние эксперты прямо дают обратную связь разработчикам курса, они не являются частью команды проекта и не боятся испортить отношения критикой.
Как проходит аудит курса
1. Анализ рынка и спроса в нише курса
Первое, что стоит сделать – проанализировать рынок. Это помогает понять, справедливы ли ожидания создателя курсов. Например: курс стоит 10000 рублей. Чтобы окупить затраты на его создание, нужно 100 тысяч продаж:
- достаточно ли на рынке подходящей аудитории для курса?
- до скольких людей сможем «достучаться»?
Если вы не сделали оценку рынка до запуска курса, сделайте её хотя бы на этапе аудита. Анализ рынка позволяет понять, сколько в действительности человек может заинтересоваться продуктом. Если продукт корпоративный (например, обучение сотрудников), на этапе анализа уточняются средние показатели в сфере.
Зачастую при анализе курса проводится конкурентный анализ. Если речь идет о работе с продуктом для внешних клиентов, можно составить таблицы, в которых будут подробно представлены решения конкурентов. Это дает сравнить продукт с аналогичными на рынке и перенять опыт. Пример данных, нужных для сравнения конкурентов:
ABC АНАЛИЗ для маркетплейсов. Инструкция.
2. Сравнение целевой аудитории: ожидаемой и фактической
Если при создании курса вы не описывали целевую аудиторию, надо собрать портрет текущих студентов. Если вы не можете точно определить, кто пришел на курс, проведите опрос и привлеките к нему и студентов, и новичков.
Пример таблицы с описанием целевой аудитории курса. В этом примере мы хотим привлечь миддл продактов, желающих разобраться с конкретными инструментами.
Аудитория курса может отличаться по целям, которые участники ставят перед собой:
Пример фактической ЦА с целями, поставленными участниками.
Ожидаемый портрет студента:
- сейчас работает в сфере digital, но хочет стать дизайнером или получить другой новый навык,
- имеет представление о софт-скиллах и интересуется фишками работы с графическими редакторами.
- ему не нужен блок про общение с заказчиками.
Реальный портрет студента:
- не из digital-сферы,
- не умеет пользоваться инструментами для удаленной работы: Google Документы, Таблицы, Zoom, Telegram, Календарь,
- не имеет опыта удаленной работы и общения с распределенной командой,
- не знает, как правильно общаться с заказчиками.
Что мы видим в примере: целевая аудитория, на которую мы рассчитывали, заметно отличается от фактической. Материал курса может не подойти студентам.
3. Проверка программы курса на соответствие анонсам
Например, мы заявляли на лендинге, что научим студентов распознавать оттенки вкусов вина, а фактически в программе нет ни одного занятия, которое направлено на развитие навыка. Несоответствие ожидания и реальности фрустрирует и разочаровывает студентов, и они бросают обучение.
Пример реального отзыва студентки о пройденной ей учебной программе. Внезапное изменение программы курса вызвало у нее резкий негатив.
Итак, мы изучаем фактическую программу и смотрим, как она представлена в рекламе. Все расхождения фиксируем в таблице и решаем, как с ними поступить. Можно скорректировать описание курса, а можно допилить материалы так, чтобы они соответствовали обещаниям.
4. Проверка образовательных метрик
Образовательные метрики – данные о том, как студенты проходят курс. Например, первые три занятия курса проходит 85 из 100 учеников, а четвертое занятие – 40 из 100 учеников. Почему возникает такая разница в числах?
Возможно, дело в домашнем задании после третьего занятия. Может, на четвертом занятии поменялся лектор? Он подает материал иначе, чем предшественник. Студентам скучно, и они не досматривают видео до конца. Проверка метрик помогает детально ответить на этот вопрос и проанализировать модуль обучения.
На этом же этапе проводится анализ отзывов. Студенты часто сами говорят, в каких моментах курс не оправдал ожидания, и это легко определить, ознакомившись с комментариями к курсу на сторонних ресурсах или получив личный фидбэк.
Если вы не собираете отзывы при проведении курса или после его окончания, рекомендую вам, как минимум, проводить опросы в Google-формах, а также интервью с выпускниками или с текущими студентами.
Из этого отзыва очевидно несколько моментов:
Во-первых, нужно подчеркнуть, что целевая аудитория курса – программисты с опытом. Во-вторых, если есть проблемы с подачей материала, менторством, это нужно проверять по другим отзывам и в самом курсе и делать вывод, как изменить материал.
5. Аудит продаж
Тайный покупатель
Аудит продаж начинается с прохождения пути клиента от первого касания до онбординга на курс. Можно зайти на лендинг своего курса, оставить заявку с нового номера телефона и посмотреть, какие сообщения приходят, когда и как связывается менеджер. Например, мы представляемся дизайнером, который хочет сменить профессию на проджект-менеджера. Можно проверить обученность менеджеров, соответствие их ответов скриптам и адекватность.
Проверка скриптов продаж
Важно убедиться, что сотрудники отдела продаж правильно и последовательно общаются с потенциальными студентами по скриптам. Конечно, идеальных скриптов не бывает, но все-таки они должны работать на цель – покупку и прохождение курса клиентами.
Готовые скрипты надо проверять и «шлифовать» (все ли варианты ответов и возражений они учитывают, после чего интерес к предложению теряется, ведет ли разговор по скрипту к поставленной цели и т.д.).
Прослушивание звонков и контроль воронки продаж
Воронка продаж курса описывает путь студента от первого взаимодействия с кем, кто реализует образовательную программу до покупки платного продукта. Это действия, прогревающие аудиторию курса. На каждом этапе работы часть клиентов отсеивается, а остаются самые заинтересованные.
При прослушивании звонков с менеджерами мы можем убедиться, что они работают по скрипту и эффективно проводят клиентов по воронке, привлекая интерес к покупке курса.
Смешная история бонусом: у нас работал менеджер Миша, который классно продавал курсы девушкам. Когда мы это заметили, решили проанализировать и разобраться, в чем дело. Оказалось, что женской половине клиентов нравится Мишин голос, а в то, что он говорит, они даже не вслушиваются. С мужчинами дела обстояли сложнее: его обаяние не работало. Кроме того, менеджер не шел по скрипту. Мы попросили Мишу быть внимательнее на звонках и решили поручать ему только женские лиды. 🙂
6. Аудит образовательного материала
На этом этапе работы обязательно нужен сторонний человек, не вовлеченный во внутренние процессы и способный объективно оценить ситуацию со стороны студента. Он проходит курс и заносит недочеты в баг-репорты. Например, «В третьей лекции сильные проблемы со звуком на 15 минуте» или «Эксперт не проверяет домашнюю работу, мало фидбека».
Вот так выглядит таблица с баг-репортами реального куса, секреты замазаны. 🙂
7. Анализ экономики учебного курса
Анализ экономики учебного курса – работа с таблицей прибылей и убытков PNL (profit and loss), в которой создатели курса считают потенциальные затраты и доходы, а также фиксируют фактические цифры.
Анализ образовательных дошкольных программ
В настоящее время существует множество образовательных и вариативных программ дошкольного образования.
Перед образованием часто встает вопрос, какие направления должны стать приоритетными в работе ДОО в современных условиях? Несомненно, что самым главным направлением остается защита, сохранение и укрепление здоровья ребенка. На сегодняшний день этому посвящаются как отдельные разделы общих образовательных программ для дошкольников, так и парциальные программы. Рассмотрим некоторые из существующих общих и специальных программ :
Публикация «Анализ образовательных дошкольных программ» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Темочки
Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) заложены требования к работе педагога по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни младших дошкольников :
— развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши, формировать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними;
— формировать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека;
— формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы;
— знакомить с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Формировать представление о необходимости закаливания;
— формировать представление о ценности здоровья; желания вести здоровый образ жизни;
— воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей;
— формировать умение сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения;
формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе). Дети осваивают начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и пр., закаливания, занятий физическими упражнениями, активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья. Формируется представление о гигиенических основах организации деятельности; дети узнают о некоторых травмирующих ситуациях, об охране органов чувств (зрения, слуха); о некоторых приемах первой помощи в случае травмы; о правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой); о некоторых правилах ухода за больным. Обогащаются представления дошкольников о людях и их взаимоотношениях.
Доронова Т. Н. в своей программе «Радуга» обращает внимание на
приобщение ребенка дошкольного возраста к спорту, на формирование привычки к здоровому образу жизни. Ею освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей.
В разделе «Растим здорового ребенка» освещаются общие задачи и даются рекомендации по двигательному режиму, закаливанию и физкультурно-оздоровительной работе. В «Руководстве» рассказывается, как необходимо с детства формировать правильные навыки охраны собственного здоровья, привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Предлагается знакомить детей с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Освещаются такие вопросы, как воспитание у детей правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, умения сознательно избегать и даже предотвращать их. В представленной программе авторы отмечают необходимость работы с детьми по формированию эмоционального благополучия, созданию необходимой атмосферы, микроклимата в общении с дошкольником.
В примерной образовательной программе дошкольного образования «Истоки» (авторы Алиева Т. И., Арнаутова Е. П. и другие) ребенок является центральной фигурой образовательного процесса. Одними из ее целей являются сохранение и укрепление здоровья, социальное развитие. Программа направлена на обогащение психологического развития ребенка, максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфических видах деятельности. В разделе «Здоровье» представлены примерные режимы дня в детском саду и рекомендации по его организации (требования к гигиеническим условиям; закаливанию; культурно-гигиеническим навыкам; психическому здоровью и безопасности в дошкольном учреждении и общественных местах).
Среди вариативные программы следует отметить :
В программе «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанной Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной и О. Л. Князевой, авторы отмечают, что безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, поведение ребенка в различных ситуациях. Авторы в содержании раздела «Здоровье ребенка» — предлагают объем знаний, необходимых ребенку и средства их решения. Содержание раздела направлено на формирование у ребенка представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен узнать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
Программа «Здоровье» В. Г. Алямовской (1993) предлагает проводить работу по воспитанию у дошкольников потребности в ЗОЖ по следующим направлениям: привитие стойких культурно-гигиенических навыков; развитие стойких представлений о строении собственного тела, назначении органов; обучение уходу за своим телом, навыками оказания элементарной помощи; формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма; формирование элементарных представлений об окружающей среде; формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
Таким образом, программа В. Г. Алямовской предполагает не только привитие навыков, но и формирование представлений о факторах, влияющих на здоровье.
В программе Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник» из сб. «Оздоровительные технологии XXI века» включены следующие разделы:
• организация рациональной двигательной активности детей;
• реализация системы эффективного закаливания;
• комплекс психогигиенических и психокоррекционных средств и методов;
• обеспечение полноценного питания;
• создание условий для оздоровительных режимов детей. Кроме того, в представленной программе отмечена важность создания условий для возникновения положительных эмоций.
Региональные и авторские программы : «Познай себя» Е. С. Фроловой и
«Здоровый малыш» З. И. Бересневой, ориентированы на познание детьми своего организма и тесную работу детей и родителей по оздоровлению.
«Школа здорового человека» Г. И. Кулик и Н. Н. Сергиенко, «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной, «Здоровый дошкольник» Ю. Е. Антонова, «Остров здоровья» Е. Ю. Александровой и др. позволяют предполагать, что полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят ему найти способы укрепления и сохранения своего здоровья.
Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй» М. Л. Лазарева, направлена на оздоровление детей. Главной ее целью является помощь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков. В программе значительное место в оздоровлении детей отводится музыкальному руководителю, так как работа ведется с помощью музыки путем формирования эмоциональной музыкальной доминанты. В пособии отражается работа с детьми по формированию здоровье сберегающей деятельности в песенно-игровой форме. Навыки здорового поведения формируются на основе песенных программ.
Программа Н. М. Крыловой, В. Т. Ивановой «Детский сад – дом радости» нацелена на воспитание индивидуальности, неповторимой личности. В основу программы заложено стремление сохранить возможность ребенку быть самостоятельным субъектом деятельности, приобретая неповторимый индивидуальный стиль ее выполнения. Аспект формирования физического здоровья в программе сводится к соблюдению четко установленного режима дня по плану-сценарию, проведению культурно-гигиенических процедур.
Итак, анализ современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на различие в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы проблема сохранения здоровья детей авторами признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. В основе той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на конкретный вопрос, на закономерности развития, на создание условий, способствующих оздоровлению.
Программы нацелены на то, чтобы активными были не только педагоги, но сами дети и родители. Можно выделить задачу формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, как задачу, которая характерна для многих программ для дошкольных учреждений.
Публикации по теме:
Анализ авторских комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования Анализ авторских комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования Название программы Программа 1 Программа «Радуга».
Планирование работы по математическому развитию детей в дошкольных образовательных учреждениях Планирование работы по математическому развитию детей в дошкольных образовательных учреждениях. [/h3] План. 1. Планирование работы и его.
Главные особенности дошкольных образовательных систем мира Главные особенности дошкольных образовательных систем мира Дошкольное образование в зарубежных странах рассматривается как необходимая.
Использование игровых приемов на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях Рубрика «Дошкольное образование» Использование игровых приемов на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях. Музыкальный.
Оценка качества образования в дошкольных образовательных организациях по шкале ecers-r ФГОС ДО вызывает множество вопросов у педагогов и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного.
Сценарий праздника «Олимпийские старты» среди дошкольных образовательных учреждений Сценарий праздника «Олимпийские старты» среди дошкольных образовательных учреждений Методист: Семенова Д. Ю. Цели: привлечение детей дошкольных.
Сравнительный анализ содержания образовательных программ дошкольного образования Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой и комплексной программы,.
Адаптация детей мигрантов в дошкольных образовательных учреждениях Красинская С. А Воспитатель МБДОУ «Каменский детский сад» с. Каменка Адаптации детей мигрантов в дошкольных образовательных учреждениях Аннотация:.
Участие в первом региональном фестивале успешных образовательных практик дошкольных образовательных организаций В Орске 7 декабря 2017 года прошел первый региональный фестиваль успешных образовательных практик дошкольных образовательных организаций.
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Как совершенствовать готовый учебный курс: разбираем реальный пример
На примере курса Skillbox «Методист образовательных программ» рассказываем, как и зачем на практике проводится аудит образовательного продукта.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Анна Крылова
Методист образовательных программ Skillbox с опытом работы более 7 лет. Разработала свыше 80 образовательных программ.
Процесс создания курса цикличен: сначала программа проектируется и запускается, потом оцениваются результаты, и уже готовый продукт совершенствуется — и так по кругу. Задача команды — постоянно актуализировать курс под реалии рынка и запрос аудитории.
Недавно мы провели аудит курса «Методист образовательных программ» — на его примере расскажу про этапы анализа и совершенствования образовательных продуктов.
Этап №1
Сбор аналитики
Для сбора данных учебной аналитики по различным показателям мы в Skillbox используем специальный инструмент — цифровой помощник.
С его помощью мы посмотрели:
- время прохождения студентами курса, модулей и уроков;
- конверсию по модулям — сколько активных пользователей и на каких модулях бросают учёбу, а сколько доходят до конца программы;
- количество итераций практических заданий;
- показатели CSAT, то есть степень удовлетворённости клиентов по оценкам, которые они оставляют на платформе.