К нам в центр часто обращаются с вопросом: «Готов ли ребенок к школе», но в процессе нейропсихологической диагностики у родителей возникает второй вопрос: в какую школу лучше отдать ребенка и по какой программе лучше заниматься? Современным родителям непросто в условиях свободного выбора, ведь несколько десятилетий назад предыдущее поколение не решало такие социальные головоломки.
Школа была близко к дому, и образовательная программа была стандартная для всех. Поэтому такая информация не могла быть передана от поколения поколению. В современном мире для более успешного развития наших детей придумали много школьных программ, и они все стандартизированы. Но как понять, по какой программе лучше заниматься вашему ребенку? Сначала мы поговорим о двух школьных программах «Начальная школа XXI век» и «Школа России».
Дочка в 4 года рассказала школьную программу) Какой ваш любимый предмет? #shorts
Какая школьная программа подходит ребенку
Объединяет эти две программы то, что они стандартизированы и требования в конце года по оценкам результативности одни и те же. То есть, по какой бы программе ребенок ни учился, итоговые контрольные он будет писать стандартные. Программа обучения «Начальная школа XXI век» рассчитана на сильных, подготовленных детей. Материал интересный и подобран хорошо.
Ее особенность в том, что материал дается быстро и часто, поэтому автоматизировать приобретенные навыки тоже надо быстро. Например, всю таблицу умножения проходят во втором классе за вторую четверть. По русскому языку — члены предложения и схемы предложения за второй класс.
Если ребенок схватывает, как говорится, на лету, то ему не составит труда учиться и будет интересно узнавать новый материал. Если же ребенок медленно понимает и долго автоматизирует приобретенные навыки, то ему сложно будет учится по этой программе. Он не будет успевать и, как следствие, пропадет всякий интерес к учебе.
Программа обучения «Школа России» очень похожа на программу советской школы, и по ней успешно может заниматься ребенок, которому нужно больше времени на усвоение материала и на отработку автоматических навыков. Конечно, быстро усваивающему материал и требующему новых интересных знаний ребенку будет скучно и неинтересно. Как не ошибиться родителям в выборе? Ведь это очень важно, чтобы ребенку было комфортно в школе!
Также мы хотим поговорить об относительно новой в большинстве городов, но стремительно набирающей популярность методике В.И.Жохова. Методика «УниК» отвечает требованиям ФГОС, реализуется на базе государственных школ. Несмотря на соответствие стандартам, техника преподавания и подачи материала выгодно отличается от схем, принятых в традиционных классах:
- Возможный возраст начала обучения по системе: 5.5-8 лет. На наш взгляд, исходя из нейропсихологических особенностей возраста, все-таки целесообразно начинать школьное обучение не раньше 6.5 лет.
- Необязательное выполнение домашнего задания и запрет на помощь родителей в его выполнении и контроле. Данный пункт привлекает многих родителей и небезосновательно. Многие слышали страшилки о ежедневных всесемейных многочасовых муках над д/з. Система Жохова в этом плане для многих становится спасением, однако для детей с замедленной автоматизацией когнитивных и двигательных навыков в сочетании со сниженной произвольностью и контролем — это не самый лучший вариант.
- Довольно свободная атмосфера в классе, гуманистически настроенные учителя. Безусловный плюс. В большинстве классов к концу первой четверти атмосфера в классе рабочая, проблем с дисциплиной нет.
- Интенсивная интересная программа. За первый год обучения дается программа практически всей традиционной начальной школы. Много приемов непроизвольного привлечения внимания, учебные задачи тесно пересекаются с реальной жизнью детей. Учебный процесс довольно динамичен, объем изучаемого материала и количество упражнений за урок внушительно. Однако для детей с повышенной истощаемостью психических процессов данное обстоятельство — скорее минус.
- Здоровьесберегающие компоненты: особая посадка на стуле, закаливающие процедуры, физические упражнения. Очень важный и нужный отличительный пункт. Но все же для 5-ти летних детей уровень двигательной активности низковат.
- Коррекционные возможности методики, отсутствие «отстающих» учеников, исправление логопедических и других проблем. Несомненно, система сильная, хорошо разработана и учтены многие параметры. Но все же, если вы заметили или предполагаете наличие трудностей в обучении, рекомендуем пройти диагностическое обследование у нейропсихолога. Существует ряд особенностей, которые требуют своевременной коррекции специалиста (нейропсихолога, логопеда, дефектолога) в индивидуальном формате, которые невозможно компенсировать в условии школьного класса даже по такой прогрессивной методике. Полагаясь только на коррекционные возможности «жоховской» системы можно потерять время и усугубить имеющиеся проблемы.
Далее мы рассмотрим основные моменты, которые необходимо учитывать при выборе школы.
ОБУЧЕНИЕ НА ЛЮБОЙ ВКУС. ГДЕ РОДИТЕЛИ САМИ МОГУТ ВЫБРАТЬ ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ РЕБЕНКУ?
Выбор школы для ребенка: советы и рекомендации психолога
Помимо программ обучения существуют еще и другие критерии выбора школы для ребенка. Одним из главных является выбор учительницы. В идеале она должна находить индивидуальный подход к каждому из своих учеников, не сравнивать их друг с другом, не ставить собственное отношение в зависимость от показателей их успеваемости и поведения, а также следить за тем, чтобы отношения между ними строились на взаимовыручке, а не конкуренции. Тогда ваш ребенок будет с удовольствием посещать школу, где его будут ждать не только новые знания, но и друзья.
Важное значение имеет и количество учеников в классе. Если их больше, чем двадцать, учитель вряд ли сможет обеспечить всем комфортные психологические условия и поддерживать личный контакт с каждым из своих учеников.
Значимым условием для детей всех возрастов, и особенно — для учащихся младших классов школы, является наличие очень четких, разумных и понятных правил поведения и дисциплины. Если учащиеся бегают по коридорам, толкают и кидают друг в друга различными предметами, и никто это не контролирует, подобная «демократия» как физически, так и психологически является потенциально опасной для ребенка. Не будет лишним отметить, что многие ученики начальной школы воспринимают старшеклассников как неформальных лидеров, которые порой пользуются куда бoльшим авторитетом, чем родители и учителя. Как следствие, ребенок перенимает модель поведения своего героя или, в зависимости от совершаемых им поступков, антигероя.
Начав обучение в школе, ребенок должен чувствовать защищенность и уверенность в том, что если что-то случится, это не останется без внимания и будут приняты соответствующие меры. И если учащиеся средней школы могут самостоятельно себя защитить, то ученики младших классов нередко многого боятся и чувствуют беспомощность.
Школа должна иметь свои традиции — праздники, встречи выпускников, концерты, театральные, спортивные и другие кружки. Школа должна ассоциироваться не с «детским исправительным учреждением», а быть местом, в котором думают и заботятся о досуге своих учеников. Местом, где важную роль играют не только показатели успеваемости, но также всестороннее личностное развитие. Ощущать себя личностью должны все без исключения, начиная с первоклассников и заканчивая выпускниками.
Не стоит бояться перевестись из одной школы в другую, если вас не устроит программа обучения, отношение педагогов к ученикам или царящая в стенах школы атмосфера. Ведь связанный с длительным пребыванием ребенка в тяжелых психологических условиях стресс может оказать более губительное влияние на его психику, нежели стресс, связанный со сменой коллектива.
Главное — это комфортная жизнь в школе, ведь большая часть жизни ребенка связана именно со школой. И совсем не главное для ребенка быть самым первым, самым умным, радуя тем самым родителей. ВАЖНО, чтобы ребенку было комфортно. Чтобы он был успешный на своем, доступном для него уровне. ВАЖНО родителям следовать за развитием ребенка, а не впереди него.
Присматривайтесь к детям. Они разные: каждый имеет свои интересы, особенности нервной системы, характера и адаптационных возможностей.
Если вы затрудняетесь самостоятельно определить сферу интересов своего ребенка, следует обратиться к профессионалам — психологам, неврологам, специалистов по профессиональным ориентациям, которые помогут определиться с типом учебного заведения и подходящей программой обучения.
Источник: cns-neiro.ru
Как дать ребёнку образование, если обычная школа не устраивает
Можно ходить только на любимые уроки или вообще учиться дома!
Авторка «Горящей избы».
Поделиться
- Vkontakte
- Viber
Для того чтобы получить среднее образование, не обязательно каждый день ходить в школу. Можно посещать только любимые предметы или вовсе изучать всё дома. Разобрались, какое альтернативное образование есть в нашей стране, как выбрать удобный формат для ребёнка и эффективно организовать его.
В 43-й статье Конституции РФ закреплено, что родители или опекуны должны обеспечить ребёнку общее образование. Но ежедневная учёба в государственной школе — не единственный способ. Ребёнок может изучать предметы дома, выборочно посещать уроки в школе и сдавать аттестации по своему графику.
Альтернативное образование часто выбирают для юных спортсменов, путешественников или детей с особенностями развития. Впрочем, никакие специальные причины, чтобы не водить ребёнка в школу, не нужны. Достаточно желания.
Альтернативное образование в обычной школе
Согласно Закону об образовании, учиться в школе можно очно, заочно и очно-заочно. Это должно быть также закреплено в локальных актах школы (например, как здесь). Её руководство не может отказать в переводе ученика на заочную или очно-заочную форму, иначе оно нарушит 17-ю статью Закона об образовании. Родители ребёнка могут изменить форму обучения на все учебные года или на время, например, на одну четверть.
Очно-заочное обучение
Очно-заочная форма даёт больше свободы, чем традиционная очная. Ребёнок числится в классе, но посещает только часть предметов по своему выбору, а остальные осваивает дома. Контрольные работы нужно сдавать по всем предметам. Также необходимо проходить аттестации не реже раза в четверть. Ответственность за знания ребёнка несёт школа.
мама двоих детей, предприниматель
Дочка перешла в восьмой класс. Уже третий год она учится на очно-заочной форме. Так ребёнку проще распределять нагрузку, особенно если есть дополнительные занятия.
В школу дочь ходит пару раз в неделю, в зависимости от графика занятий. Уроки объясняют репетиторы. Это эффективно, потому что всё внимание учителя направлено на единственного ученика. Отвертеться от домашнего задания по принципу «авось меня не спросят» не получится. Аттестации дочь сдаёт в виде экзаменов вместе с одноклассниками.
Текущие контрольные иногда пишет в классе, иногда онлайн.
Как выбрать школу: советуют психологи и педагоги
С 1 апреля в России начинается запись в первый класс школы. Выбрать для ребенка лучшее учебное заведение для многих родителей – задача номер один. Мы поговорили с педагогами и психологами и выяснили, на что стоит ориентироваться, какие критерии важны, а какие нет.
Мария Фадеева, педагог «Павловской гимназии»
— Один из наиболее объективных показателей хорошей школы – средний балл внешних проверочных работ. Обнаружить эту информацию можно на сайте учреждения. Чем выше балл, тем эффективнее выстроены все внутренние процессы, а это значит, что ребенок сможет получить все необходимые знания в одном месте.
Обязательно надо обратить внимание на стабильность показателей за последние 3-4 года. При общении с руководством школы или учителями стоит уточнить, как в школе работают с конфликтами. К ученику должны относиться с уважением, не обсуждать всем классом его проблемы, быть в контакте с родителями, предлагать различные варианты разрешения сложившихся ситуаций. Если система мер совпадает с вашей семейной воспитательной системой, значит, ребенку будет комфортно, и в начальной школе он будет учиться с удовольствием.
Инна Конаныхина, руководитель начальной школы Novator, детский психолог и монтессори-педагог
— От того, каким будет первый год обучения в школе, зависит в том числе и дальнейшее отношение ребенка к учебе. Поэтому важно учесть как можно больше составляющих при выборе. Однако первый шаг – это все-таки понять, что подходит конкретно вашему ребенку. Сейчас существуют ранние методы диагностики для выявления склонностей и способностей.
Даже если сейчас малыш звезд с неба не хватает, – это тоже нормально. Для многих начальная школа становится своего рода трамплином, который позволяет сделать качественный скачок в средних или старших классах. На втором этапе уже можно посетить само учебное заведение. До пандемии проводились дни открытых дверей, сейчас можно записаться на прием к директору или завучу.
У них стоит узнать, по каким программам обучаются дети, почему они такие, сколько человек планируется набрать в классы, на что школа ориентирована, использует ли какие-то инновационные методы, ведет ли проектную деятельности, участвуют ли дети в конкурсах и олимпиадах. Еще я бы обратила внимание на то, какие дополнительные услуги оказываются, насколько разнообразен выбор.
Это говорит об отношении коллектива к развитию ребенка. Каждый педагог понимает, что учеба – это не только умение читать и писать, это комплекс, в который включено и физическое развитие, и нравственное, и интеллектуальное. Если вам расскажут, какие технические новинки есть в школе, спросите, как часто они используются.
Бывает, что новенькие компьютеры есть, но они стоят под замком, и у детей к ним просто нет доступа. Количество учеников в классах – важный показатель. Естественно, чем меньше, тем проще реализовать индивидуальный подход. Когда учащихся более 30, усваивать новый материал будет сложнее.
А если учесть, что первоклашки еще очень подвижные, любят на переменах активно двигаться, то встает вопрос о безопасности. К тому же, в переполненных классах учителя чаще используют авторитарный стиль общения, – по-другому организовать такое количество детей не получится.
При посещении школы обратите внимание, как оформлен вход, что, кроме расписания уроков, там есть. Школы с богатой жизнью вне обязательной учебной программой обычно вывешивают грамоты, выставляют кубки, показывают работы учащихся, приглашают в кружки и секции. Другое дело, если вы видите только доску «Наши отличники» и предупреждения надеть маску и бахилы.
Когда будете общаться с руководством, заметьте, в каком стиле происходит беседа. Директора, они как родители, о любимом ребенке – школе – могут говорить увлеченно и бесконечно. И если захотят вас заинтересовать, то непременно сделают это. Если разговор сразу не сложится, делайте выводы. Я советую лично пообщаться с учителем.
И задать такой вопрос – какие проводятся мероприятия для адаптации первоклашек к школьной жизни. Ответ вам многое прояснит. После этого уже можно собирать отзывы, причем не только от родителей, но и, по возможности, от самих детей. Они все отлично знают и понимают, умеют анализировать и дают прекрасную обратную связь. Если никто в школе не идет на контакт, это тоже показатель.
Отсутствие открытого общения свидетельствует о том, что вы будущем будете отрезаны от любой внутришкольной информации. Дети редко деляются, когда в стенах учебного заведения творятся какие-то ужасные для них вещи вроде прессинга или буллинга. Чаще всего такое происходит в школах, где ограничен доступ к информации в целом.
Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press/globallookpress.com
Николай Ягодкин, основатель центра образовательных технологий Advance, автор «Энциклопедии детской мотивации»
— Бесполезно оценивать школу по отзывам и рейтингу в интернете. У каждого родителя собственное мнение по поводу учебной программы или учителей. Кто-то дает оценку объективно, а кто-то поддается эмоциям и сгоряча оставляет негативные комментарии. Важно помнить, что главный критерий при выборе школы – качество знаний.
Посмотрите на учеников старших классов, по возможности пообщайтесь с ними. По набору их ценностей, поведению, общению и знаниям вы составите приблизительную картину того, каким станет ваш ребенок через 11 лет нахождения в этой среде.
Ведь окружение, в котором школьник проводит большую часть времени, наложит на него свой отпечаток вне зависимости от вашего воздействия и воспитания. Многие родители пытаются устроить ребенка в школу, к уровню которой он не готов. Далее как по сценарию: ученик не выдерживает высокой нагрузки, замыкается в себе и отказывается заниматься вовсе.
Даже если попытаться перевести ребенка в другую престижную школу, то история с высокой вероятностью повторится. Знания сохраняются только когда школьник учится с интересом и полностью включен в процесс. Неважно, где будет он это делать – в обычной школе или в самой лучшей, разницы не будет никакой.
В любом случае всегда необходимо уточнять требования, которые будут в выбранной вами школе. В престижных учебных заведениях часто делают акцент не на умении ребенка быстро читать или считать, а на оценке развитости психических процессов, таких как память и внимание. Количество учеников – важный критерий.
Если в одном классе 40 человек, то учитель физически не сможет уделить внимание вашему ребенку на уроке. Только если он будет постоянно хулиганить или, наоборот, станет любимчиком. Но всегда лучше обращать внимание на самого учителя.
Я бы отдал своего ребенка в класс из 30 человек с очень хорошим педагогом, который способен удерживать внимание, доступно преподносить материал и разжигать в детях пламя интереса к учёбе. А вот класс из 15 детей с плохим преподавателем, который просто делает свою работу по методичке, я бы обошел стороной.
Выбирать учителя просто необходимо, потому что это первый опыт обучения для ребенка. Преподаватель будет проводить с младшеклассником практически все учебное время, прививать любовь к познанию и учить самостоятельности. Именно поэтому всегда следует обращать внимание не на отзывы об учителе или школе в интернете, а смотреть на уровень выпускников начальной школы.
Также можно опросить учителей средней школы. Например, преподавателей пятых классов. Так как дети теперь изучают новые предметы и занимаются у других учителей, важно узнать об успеваемости: что ребята умеют, как справляются с новыми предметами и так далее.
Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look Press/globallookpress.com
Петр Галигабаров, практикующий психолог
— В первую очередь, при выборе школы важно учесть темперамент и вообще личностные характеристики ребенка, а не свои, родительские, желания засунуть чадо в элитную или школу с математическим уклоном и жесткими правилами. По этой же причине властный, требующий любым способом отличного результата преподаватель может сломать ребенка, не проявив должного такта и подхода к его особенностям.
Сразу пытаться попасть в престижное учебное заведение оправдано, если ребенок действительно готов и обладает завышенной самооценкой, какая желательна у первоклашки. Но и родители должны быть готовы к нагрузкам подобных заведений, а они высокие. Придется тратить много энергии и времени. Некоторым детям подойдет более мягкий режим обучения.
Стоит внимательно посмотреть на свою, родительскую, мотивацию, свои амбиции. Чаще мама и папа хотят, простите за сленг, выпендриться, совершенно не думая о своем ребенке.
Источник: 7days.ru