Как реализовать программу доступная среда

Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является её готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счёт собственного гибкого переструктурирования, учёта особых образовательных потребностей каждого включаемого ребёнка.

Создание инклюзивной образовательной среды, направленной на развитие личности ребёнка и признающей его уникальность, неповторимость и право на качественное образование происходит в рамках реализации государственной программы «Доступная среда».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Работа по реализации программы «Доступная среда»

Последнее время в Российской Федерации для инвалидов проводятся различные мероприятия для привлечения внимания общества к сложностям, с которыми сталкиваются инвалиды в повседневной жизни. Возросло количество телевизионных передач, которые всё чаще освещают проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проводятся различные мероприятия, направленные на социализацию инвалидов. Происходят изменения в окружающей среде, связанные с созданием условий для людей с особыми потребностями. Всё это говорит о том, что имеющиеся в обществе проблемы (а число инвалидов и людей с ограниченными возможностями значительно возросло) стали не только проблемами определённого круга граждан и медицины.

Качество реализации программы «Доступная среда» в Ростове

Одним из злободневных вопросов на сегодняшний день является вопрос создания условий для полноценного воспитания и обучения детей-инвалидов, адекватного их состоянию и здоровью. В частности, введение инклюзивного образования выделено в один из приоритетов социальной политики государства.

Работа по внедрению инклюзивного образования ведётся и в Белгородской области. Внедрение его в образовательные организации региона осуществляется с опорой на имеющийся опыт и научно-методическую базу обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является её готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счёт собственного гибкого переструктурирования, учёта особых образовательных потребностей каждого включаемого ребёнка.

Создание инклюзивной образовательной среды, направленной на развитие личности ребёнка и признающей его уникальность, неповторимость и право на качественное образование происходит в рамках реализации государственной программы «Доступная среда».

На территории Белгородской области в муниципальных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах- интернатах обучается 5118 детей – инвалидов. За последние три года выявлено достаточно большое количество детей с особенностями развития, из них, более 2000 детей – инвалидов, которым необходимо повышенное внимание, комплексное психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение.

В регионе сложилась определённая система по оказанию помощи такой категории детского населения: раннее выявление, проведение комплексного обследования, целенаправленная работа специалистов коррекционных служб. Ведущую роль в решении данного вопроса играют департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, муниципальные органы управления образования, Центральная межведомственная постоянно действующая психолого–медико-педагогическая комиссия, зональные и территориальные психолого-медико-педагогические комиссии, дошкольные и школьные психолого-медико-педагогические консилиумы.

Реализация программы «Доступная среда»

Сегодня в школах Корочанского района обучается 75 детей-инвалидов и детей с ОВЗ, относящихся к категории дети-инвалиды и дети с ОВЗ, из них 36 обучается на дому, 39 — инклюзивно. Три школы района работают в условиях реализации программы «Доступная среда». В их число вошла и наша МБОУ «Соколовская СОШ». Это стало возможным после проведения в этом году капитального ремонта.

В рамках реализации мероприятий государственной программы «Доступная среда» в школе создаются все условия для комфортного пребывания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов. Без реконструкции архитектурной среды здесь не обошлось. Было проведено строительство пандуса и реконструкция крыльца. Осенью 2015 года работы по ремонту выполнены в полном объёме.

Помогают по школе передвигаться и специальные световые «маяки» («выход»). Сделаны расширенные дверные проёмы, что позволяет детям-инвалидам свободно передвигаться, беспрепятственно заходить во все помещения.

В школе приобретён специализированный модульный комплекс для поддержки поясничного отдела у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, который можно применять как в качестве стола-вертикализатора для пассивного стояния, так и в качестве стола-опоры. Модульная система используется как отдельный элемент оснащения ученического места для меня. Специализированная регулируемая рабочая поверхность настроена под индивидуальные особенности физиологического строения.

Конструкция системы с регулируемой рабочей поверхностью обладает функцией регулирования рабочей поверхности, что позволяет разместиться на оптимальном расстоянии от поверхности стола. Правильное размещение помогает стабилизировать положение глаз, головы, туловища и даёт возможность более свободного движения лопатками, плечами, руками и запястьями.

Читайте также:
В какой программе делают визитки для печати

На современном этапе актуальными являются проблемы сенсомоторного развития детей. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного и психического развития человека, а полноценное развитие мира – это база для успешного овладения многими видами деятельности.

Сенсомоторное развитие имеет важное значение для становления личности. Формирование походки, развитие интеллекта, навыки устной и письменной речи – всё это неразрывно связано с нормальным сенсомоторным развитием. Поэтому в школе уделяется внимание сенсомоторному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе с отклонениями в развитии речевого и интеллектуального развития.

В рамках реализации программы «Доступная среда» в школе функционирует комната комплексного развития детей, которая позволяет через разнообразные сенсорные игры развивать восприятие и чувственные ощущения ребёнка-инвалида. Занятия в комнате направлены для повышения эффективности коррекционно-развивающих занятий по сенсомоторному развитию. Используются мягкие модули как для организации сюжетно-ролевых игр, развития двигательной активности, внимания, памяти, образного и логического мышления, пространственного и цветового восприятия, сенсомоторных навыков, так и в качестве строительных материалов, способствующих развитию фантазии, творческих и конструктивных способностей.

Во время занятий в этой комнате, имеющиеся модули используются при построении гимнастических маршрутов, которые позволяют мне тренировать умение управлять своим телом, развивать равновесие, координацию движения, тренировать различные группы мышц. Набор их помогает организовать безопасное пространство, позволяющее стимулировать и компенсировать недостаточность двигательной активности: улучшается мышечная память, нормализуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Для развития моторной функции, эмоционально-волевой сферы и интеллектуального развития на занятиях используется вертикальный устойчивый стенд с отверстиями-мишенями различного диаметра, формы и цвета, что позволяет закрепить понятия «форма», «цвет», «величина», «размер».

Для развития локомоторной функции, динамического равновесия проводятся подвижные занятия с помощью троп-платформ прямоугольной и Y- образной формы, пеньки-платформы разных размеров и цвета с целью улучшения общей двигательной активности, опороспособности, координации и ориентировки в пространстве, развития ощущения формы, цвета и особенностей фактуры.

Использование модулей увеличивает эффективность занятий, создаёт особую атмосферу, мотивирует ребёнка к действию. Яркая окраска привлекает, стимулирует внимание, двигательную активность.

Имеющееся современное оборудование и специальная мебель помогут усовершенствовать образовательный процесс. Техника нового поколения позволит детям с ограниченными физическими возможностями и детям-инвалидам активно включиться в школьную жизнь, почувствовать себя полноценными членами общества. В рамках программы успешно реализуются задачи социализации.

  1. Методические материалы. Комплект многофункциональных модулей для комплексного развития детей. – М.: АНО НМЦ «СУВАГ», 2012. – 47 с.

Источник: nsportal.ru

Доступная среда для инвалидов: задачи программы, как реализуется в 2019 году

Около 9% населения нашей страны составляют люди с ограниченными возможностями. За этим процентным показателем кроется не только гигантская цифра в 12,8 миллионов, но и реальные проблемы людей. Специально созданная «Доступная среда» для людей-инвалидов призвана обеспечить им равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни. Насколько действенна эта государственная программа, что вправе требовать инвалид, рассмотрим в данном материале.

Законодательные аспекты программы

доступная среда для инвалидов

Первой официальной бумагой, в которой подробно были описаны права людей с ограниченными возможностями, стала Всеобщая декларация прав человека.

Она стала основополагающей для всех последующих документов и определяет основной принцип построения эффективной системы социальной защиты — доступность через равноправие.

Не менее важным международным законодательным актом, который касается прав инвалидов, стала Декларация о правах инвалидов. Ее положения трактуют о недопустимости любых проявлений дискриминации.

Федеральная целевая программа «Доступная среда» (ФЦП) стартовала после ратификации Россией международной Конвенции о правах инвалидов, которая была принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 2006 году. В 2008 году правительство инициировало разработку программы, которая должна выполнять инклюзивные функции по поводу инвалидов России. Внедрение в практику заявленных мероприятий и приоритетов в краткие сроки не получилось.

Поэтому были изданы документы, пролонгирующие срок действия программы, а также корректирующие и конкретизирующие задачи исполнителей:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 21.07.2014 № 1365.
  2. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 23.02.2018 г. № 308-р.

Важно! Закон обязывает органы местного самоуправления вести контроль над созданием условий для доступа инвалидов к объектам и оказания им услуг. За неисполнение действий предусматривается персональная ответственность руководства.

Предпосылки программы «Доступная среда»

Лица с ограниченными возможностями заслуживают особого внимания со стороны государства. Учитывая бытовые сложности, с которыми сталкиваются недееспособные граждане в 21 веке, возникла необходимость в разработке и внедрении социальной программы. 30% от общего числа инвалидов являются трудоспособными.

Читайте также:
Лучшие программы для создания игр для начинающих

Но существуют различные барьеры, которые встают на пути у желающих принимать активное участие в общественной деятельности:

  • физические;
  • психологические.

Именно для их устранения была создана эта программа. Ее основные цели — максимальное улучшение жизни, медицинского обслуживания и предоставление таких же возможностей в повседневной жизни, как и для лиц без ограничений здоровья.

Задачи и параметры программы

Федеральная программа, как и любая другая, должна решать определенные задачи. Ее мероприятия направлены на повышение качества жизни инвалидов и интеграцию их в общество.

Главные задачи инициативы:

  • предоставление доступа к любой структуре и услуге, в которой нуждается инвалид, без препятствий;
  • создание реабилитационной инфраструктуры;
  • обеспечение доступных абилитационных услуг, обеспечение доступа к образовательным услугам и трудоустройству;
  • усовершенствование федеральных медико-экспертных комиссий.

«Доступная среда» для инвалидов или, иначе говоря, «безбарьерная» среда призвана устранить социальную разобщенность обычных российских граждан и граждан с ограниченными возможностями, а также уравнять их права.

Этапы программы «Доступная среда» для инвалидов

Вся государственная программа разделена на пять этапов.

Приморье без барьеров: как в регионе реализуется программа «Доступная среда». АНАЛИТИКА

Приморье без барьеров: как в регионе реализуется программа «Доступная среда». АНАЛИТИКА

«Доступная среда» – это часть государственной программы Приморского края «Социальная поддержка населения Приморского края на 2013-2021 годы». К реализации данной подпрограммы в Приморье приступили в 2013 году. За это время более 1000 объектов в сфере соцзащиты, здравоохранения, спорта, дорожно-транспортной инфраструктуры стали доступными для инвалидов.

Часть программных средств расходуется на проведение совместных с инвалидами мероприятий, на обучение русскому жестовому языку специалистов учреждений, а также на проекты, направленные на помощь в адаптации инвалидов.

Итоги программы в 2018 году

По информации департамента труда и социального развития Приморского края, в 2018 году на реализацию мероприятий подпрограммы «Доступная среда» было предусмотрено около 54,5 миллиона рублей. В том числе из средств краевого бюджета – 27,6 миллиона, бюджетов муниципальных образований – около 300 тысяч, из федерального бюджета – 26,6 миллиона рублей. Израсходовано 53,7 миллиона, что составляет 98,5% от предусмотренного программой объема средств.

Часть средств направлена на субсидии семи негосударственным организациям, оказывающим инвалидам услуги по адаптивной физической культуре и спорту. На выделенные средства были приобретены катер, коляски для регби, оборудование и инвентарь для инваспорта, тренажеры для реабилитации.

01.jpg

Важными мероприятиями программы стали проекты в сфере образования. В частности, детям с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимся в дистанционном обучении, обеспечен доступ к электронным образовательным системам. Приобретены оборудование и мебель для оснащения учебных мест детей-инвалидов на дому, а также оборудование для адаптации объектов образования для повышения их доступности и предоставляемых услуг для инвалидов.

Было продолжено обучение специалистов, работающих с инвалидами по слуху, русскому жестовому языку. Напомним, впервые такое обучение провели в 2016 году. Тогда полезные навыки получили более 40 социальных работников. В 2017 году подобное обучение прошли 20 специалистов краевых учреждений физкультуры и спорта, занимающихся с инвалидами. В 2018 году обучено 10 специалистов КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края».

Продолжилась адаптация объектов социальной инфраструктуры для инвалидов. Так, в сфере социальной защиты и занятости адаптированы для инвалидов 28 объектов, запланированных к участию в программе в 2018 году. Приобретено оборудование, обеспечивающее их доступность для инвалидов с нарушениями слуха и зрения, проведены работы по установке пандусов, поручней, укладке тактильной плитки и другие.

Установлены пандусы на 10 объектах здравоохранения. В рамках муниципальных программ на условиях софинансирования из федерального бюджета на территориях 17 муниципалитетов повышена доступность 43 муниципальных объектов культуры и спорта.

Общее количество объектов, участвующих в подпрограмме «Доступная среда», с учетом адаптированных в 2018 году, составило 1052 объекта.

Установлены пандусы на 10 объектах здравоохранения. В рамках муниципальных программ на условиях софинансирования из федерального бюджета на территориях 17 муниципалитетов повышена доступность 43 муниципальных объектов культуры и спорта

В рамках организации совместных физкультурно-спортивных мероприятий для инвалидов и граждан, не имеющих инвалидности, проведены Всероссийский Олимпийский день и Всероссийский день физкультурника, участниками которых стали и маломобильные спортсмены. Кроме того, состоялись выездные концертные выступления самодеятельных творческих коллективов, выставки декоративно-прикладного творчества, краевой фестиваль народного творчества «Я талантлив!», акция «Прививка от равнодушия».

Читайте также:
Программа на черный пояс по карате

Отметим, что потребности инвалидов и других маломобильных групп населения в 2018 году были учтены и при реализации других краевых программ. В частности – программы благоустройства дворовых и общественных территорий.

Так, в Большом Камне обустроили парковочные места, установили скамейки, леера на лестничных маршах, устранили препятствия на входах в подъезды многоквартирных домов. В Лесозаводске уложили тактильную плитку, установили ограждения к пешеходному переходу, занизили бордюры, обустроили пандусами подъезды. В Находке уложили тактильную плитку, во Владимиро-Александровском, Чугуевке, Камне-Рыболове, Зарубино – установили скамейки в местах отдыха. В Фокино произвели занижение бордюрного камня, в Смоляниново обустроили тротуарные пандусы.

Планы и перспективы

В 2019 году в рамках государственной программы «Доступная среда» мероприятия по созданию безбарьерного доступа для инвалидов пройдут в Приморье на девяти объектах социальной защиты, занятости и здравоохранения. Предполагается, что к концу года доля доступных для маломобильных граждан объектов социальной инфраструктуры в крае достигнет 60,1% от общего числа (1765) приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов.

На реализацию программы запланировано 27,9 миллиона рублей. Из них почти 2,8 миллиона рублей – средства федерального бюджета, которые направят на поддержку учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту.

Кроме того, начата работа по подготовке региональной программы «Доступная среда» на 2020-2027 годы. По поручению Губернатора Приморья Олега Кожемяко в нее будут внесены изменения, касающиеся мероприятий по адаптации жилья, занимаемого инвалидами.

05.jpg

Планируется, что с 2020 года в краевом бюджете будут выделены средства на социальные выплаты для обеспечения в этом сегменте безбарьерной среды для маломобильных граждан. Уже разработан проект порядка адаптации жилых помещений к потребностям инвалидов. Ознакомиться с документом можно на официальном сайте Администрации Приморского края.

«Единое окно» социальных услуг

Важное направление программы «Доступная среда» – адаптация инвалидов. Большая роль в этом отводится ресурсным центрам.

Первый такой центр открылся в Приморском крае в феврале этого года. Учреждение, призванное объединить усилия ведомств, оказывающих услуги гражданам с ограниченными возможностями, будет работать по принципу «единого окна».

Как подчеркнула врио вице-губернатора края Ирина Медведева, создание центра – еще один шаг в организации деятельности по оказанию всесторонней помощи приморцам с инвалидностью.

Центр расположен во Владивостоке по адресу: улица Давыдова, 5. Здесь же находится Бюро медико-социальной экспертизы. Это значит, что граждане, впервые признанные инвалидами, смогут получить всю информацию о мерах социальной поддержки, не выходя из здания.

Сейчас в ресурсном центре прием ведут два специалиста Приморского центра социального обслуживания населения (ПЦСОН). Один сотрудник будет консультировать по вопросам социальных услуг, предоставляемых инвалидам.

«Возможно, человеку необходима срочная социальная помощь или уход на дому, содействие в оформлении документов на меры социальной поддержки – наш специалист поможет разобраться в этих вопросах», – отметила заместитель директора ПЦСОН Мария Кузьмина.

Второй консультант Елена Грехова имеет I группу инвалидности. Это не помешало девушке получить высшее экономическое образование и предложить свою помощь в работе ресурсного центра.

«Пример Елены, прикованной к инвалидной коляске, – хорошая мотивация для людей с ограниченными возможностями к тому, что не нужно отчаиваться. Даже при серьезных проблемах по здоровью есть возможность найти работу и быть полезной обществу. Важно, что такие хорошо подготовленные сотрудники будут консультировать со знанием дела, основываясь на своем опыте», – считают организаторы.

Сейчас в ПЦСОН заняты организационными вопросами. Ведутся переговоры с представителями социальных федеральных ведомств. Планируется, что уже скоро прием в центре будут вести специалисты Приморского отделения Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования, краевого центра занятости, краевой Адвокатской палаты, волонтеры некоммерческих организаций.

Для удобства инвалидов и маломобильных граждан в центре появится пункт проката технических средств реабилитации.

«Задача краевых и федеральных ведомств – обеспечить максимальные удобства для получения социальных услуг. Тем более, когда речь идет о людях с ограниченными возможностями. Для эффективной работы нового учреждения мы обязательно будем учитывать мнения самих инвалидов», – сообщила и.о. директора департамента Светлана Красицкая.

1 марта на встрече с представителями общественных организаций инвалидов Губернатор Приморья Олег Кожемяко поручил продолжить развитие сети таких центров в крае.

Фото – Глеб Ильинский ( « Приморская газета » )

  • Министерство труда и социальной политики Приморского края
  • доступная среда, инвалиды
  • социальная поддержка
  • АНАЛИТИКА

Источник: primorsky.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru