Первые электронные вычислительные машины (ЭВМ) были созданы в середине 40-х гг. XX в. Это были ламповые устройства. Машины были программно несовместимы и каждая задача была уникальна. 100 % программного обеспечения было специальным.
В дальнейшем, по мере освоения типовых классов задач и унификации вычислительных систем, всё большее число программ стало переходить в разряд общего (системного или прикладного) ПО. К концу XX в. 90–95 % всего ПО можно считать общим, а следовательно, и общедоступным.
Программирование в то время осуществлялось только на машинном языке в машинных двоичных кодах. Программы загружались в чистую оперативную память. Распределение памяти производилось вручную. Любую подпрограмму нужно было выписывать из справочника в условных адресах, затем вручную привязывать к главной программе, распределять память и т.д.
На каждом этапе возникали ошибки, поэтому процесс отладки программ был очень трудоёмким. Операционных систем ещё не было, все задачи организации вычислительного процесса решались вручную каждым программистом с пульта управления.
В 50-е гг. появляются библиотеки стандартных программ и ассемблеры. Из-за программной несовместимости у каждой ЭВМ были свои уникальные библиотеки. Создание библиотек повысило производительность труда программистов, так как появилась возможность опереться на труд предшественников и не программировать каждую новую задачу с нуля. Мнемоническое кодирование и автоматическое распределение памяти появилось впервые в Кембридже в Великобритании на ЭВМ EDSAC (1949 г.) Вместо того чтобы записывать коды операций двоичными цифрами, программист писал текст программы на символическом языке, пользуясь мнемоническими обозначениями операций и условными адресами, а специальная программа (руководитель проекта Морис Уилкс назвал её собирающей системой (по англ. – assembly system)) автоматически преобразовывала мнемонические коды в понятные машине двоичные и распределяла память для выполнения программы. Языки программирования низкого уровня, в которых коды операций заменены мнемоническими обозначениями, стали называться языками ассемблера или автокодами (мнемокодами), а преобразующие программы – ассемблерами.
С середины 50-х гг. начался новый период в развитии вычислительной техники, связанный с появлением полупроводниковых элементов. В эти годы появились первые алгоритмические языки и первые системные программы – компиляторы. В 1957 г. был создан Fortran, в 1960 – Cobol, Algol и Lisp, в 1964 – Basic, Simula, PL/1, в 1970 – Pascal и Smalltalk. К концу 60-х гг. число языков программирования перевалило за тысячу.
Практически все основные концепции – процедурное, логическое, объектно ориентированное программирование – были предложены в это время. В последующие годы прогресс в автоматизации программирования шёл не в сторону создания новых языков, а, наоборот, по пути естественного отбора. Языки программирования рождались и умирали, но только некоторые из них – наиболее стойкие и жизнеспособные – дожили до начала XXI в. и стали стандартными в международном сообществе программистов.
Windows: как развивалась самая популярная компьютерная ОС
Другое достижение 60-х гг. – появление первых систем пакетной обработки. Стоимость процессорного времени возросла и для повышения эффективности использования компьютера задания с похожими требуемыми ресурсами начинают собирать вместе, создавая пакет заданий. Системы пакетной обработки явились прообразом современных операционных систем (ОС), они стали первыми системными программами, предназначенными для управления вычислительным процессом. Пакетные ОС существенно облегчили работу, а заодно и повысили эффективность использования ЭВМ.
В 70-е гг. в технической базе произошёл переход к интегральным микросхемам, что дало большие возможности новому поколению компьютеров. Появились семейства программно-совместимых машин. Первым семейством программно-совместимых машин, построенных на интегральных микросхемах, явилась серия машин IBM/360, значительно превосходивших машины второго поколения по критерию цена/производительность. Вскоре идея программно-совместимых машин стала общепризнанной.
Компьютеры по-прежнему были очень дорогими, но их мощность и надёжность резко возросли. Начали создаваться крупные информационные системы для промышленных и торговых предприятий, банков, социальных учреждений. На рабочих местах пользователей появились дисплеи, подключённые к центральной ЭВМ, расположенной в вычислительном центре фирмы. Для организации вычислительного процесса в этих условиях понадобились операционные системы нового типа, позволяющие организовать диалог большого числа пользователей в режиме разделения времени. Появились диалоговые ОС.
Создание крупных информационных систем поставило перед разработчиками общего ПО проблему хранения больших массивов данных и организации их обработки множеством независимых программ. Так возникла концепция систем управления базами данных (СУБД). Разработка эффективных СУБД оказалась задачей не менее трудоёмкой, чем проектирование ОС, первая промышленная СУБД IMS для IBM 360/370 была создана корпорацией IBM в 1969–1970 гг. в рамках проекта полёта человека на Луну «Аполлон» и потребовала очень больших капиталовложений.
Следующий период в эволюции ПО (80-е гг.) связан с появлением больших интегральных схем (БИС). В эти годы произошли резкое возрастание степени интеграции и удешевление микросхем. Компьютер стал доступен отдельному человеку, и наступила эра персональных компьютеров.
Поскольку компьютеры стали широко использоваться пользователями-непрограммистами, актуальной стала проблема разработки «дружественного» программного обеспечения. В это время мгновенно возникли тысячи фирм, выбросивших на рынок необъятное море пакетов прикладных программ для деловых применений и развлечений. Они отличались от «тяжёлого» софта 70-х гг. – были простыми, дешёвыми, красочными, упаковывались в яркие коробки и продавались в магазинах как книги или грампластинки.
На рынке операционных систем доминировали две системы: MS DOS и UNIX.
Одновременно с увлечением потребительским «софтом» продолжались работы по совершенствованию серьёзного общего программного обеспечения. Самым большим успехом в этом направлении в 80-е гг. можно считать разработку CASE-технологий, т.е. технологий автоматизированного проектирования программного обеспечения (CASE – Computer Aided Software Design).
Их необходимость возникла при создании информационных систем для крупных организаций, объединяющих сотни пользователей и оперирующих с тысячами объектов и экранных форм. Даже применение языков высокого уровня, таких как Cobol, Pascal или C и средств СУБД, не избавляло программиста от рутинной работы по проектированию связанных информационных таблиц и организации диалога. Автоматизированные технологии позволяют отказаться от большинства механической работы. На специальных языках сверхвысокого уровня, символьных или графических (они часто называются языками четвёртого поколения 4GL – 4th Generation Language), описывается содержательная постановка задачи, а система сама, пользуясь встроенными в неё стандартными правилами проектирования, генерирует код на обычном языке программирования.
В середине 90-х гг. стали бурно развиваться сети персональных компьютеров. Миллионы компьютеров, разбросанных по всему свету, оказались связанными всемирной паутиной Интернета. Гигантские объёмы научной, культурной и всякой другой информации сделались доступными любому рядовому пользователю.
Появление «сети сетей» – Интернета – вызвало рождение целой отрасли нематериального производства – сетевого бизнеса. Тысячи фирм делают деньги «из воздуха», занимаясь предоставлением доступа в Интернет (Internet providing) и предоставляя различные услуги по организации электронной почты, публикации и поиску информации в сети, размещению рекламы, электронной торговле и т.д. Развитие сетевых технологий потребовало разработки соответствующего слоя общего программного обеспечения.
Ещё одно важное достижение, которое в 90-х гг. перешло из разряда экспериментальных в общедоступные, – компьютеры стали мультимедийными. Термин «мультимедиа» происходит от английского «multimedia», что можно перевести «многие среды». В прежние времена стандартный компьютер вводил, обрабатывал и выводил только строки символов или неподвижные картинки, на большее не хватало ни мощности процессора, ни объёма памяти, ни возможностей устройств ввода-вывода. Но в последние годы эти характеристики достигли такого уровня, что появилась возможность существенно расширить класс обрабатываемых объектов. Мультимедиатехнология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук.
Большие успехи были достигнуты в части обработки движущихся изображений. В середине 90-х гг. совместными усилиями математиков, программистов и инженеров-разработчиков видеокарт были созданы методы сжатия и представления изображений, позволившие уменьшить объём вычислений в тысячи раз и сделать видео доступным среднему персональному компьютеру. Тотчас же на рынок ПО хлынул поток видеоигр, других развлекательных и обучающих программ, которые в полной мере использовали новые возможности компьютера.
В настоящее время развитие программного обеспечения, предназначенного для широкого круга пользователей, происходит уже не в состязании индивидуальных программистов, а в процессе ожесточённой конкурентной борьбы между фирмами-производителями программного обеспечения. Только в США более 50 фирм-производителей программного обеспечения имеют объёмы продаж более 10 млн долл., а у десяти из них (в частности Microsoft, Lotus, Novell, Borland, Autodesk, Symantec и Computer Associates) объёмы продаж превышают 100 млн долл. Доля некоммерческого программного обеспечения постоянно снижается и всё более ограничивается программами, создаваемыми в процессе научных исследований или для собственного удовольствия.
При разработке коммерческих программ основной задачей фирм-разработчиков является, естественно, обеспечение их успеха на рынке. Для этого необходимо, чтобы программы обладали следующими качествами:
— функциональность программы, т.е. полнота удовлетворения ею потребностей пользователя;
— наглядный, удобный, интуитивно понятный и привычный для пользователя интерфейс;
— простота освоения программы даже начинающими пользователями, для чего используются информативные подсказки, встроенные справочники и подробная документация;
— надёжность программы, т.е. устойчивость её к ошибкам пользователя, отказам оборудования и т.д., и разумные её действия в этих ситуациях.
Источник: studopedia.su
1.4 Развитие программного обеспечения
первые компьютеры — машинный язык, т.е. в кодах, непосредственно воспринимаемых компьютером. Это было очень тяжелой, малопроизводительной и кропотливой работой, в ходе которой можно было весьма легко ошибиться.
Начало 50-х годов — появление языков низкого уровня — ассемблер. Позволяет писать программы не на машинном языке, а с использованием мнемонических обозначений машинных команд, имен точек программы и т.д. Программы на ассемблере очень просто переводятся в машинные команды, это делается с помощью специальной программы, которая также называется ассемблером. Ассемблер и сейчас часто используется при программировании в тех случаях, когда требуется достичь максимального быстродействия и минимального размера программ либо наиболее полно учесть в программе особенности компьютера. Однако написание программ на языке ассемблера все же весьма трудоемко.
1955 г. — появление языков программирования высокого уровня. Программы на языках высокого уровня либо преобразуются в программы, состоящие из машинных команд (это делается с помощью специальных программ, называемых трансляторами или компиляторами), либо интерпретируются с помощью программ-интерпретаторов.
Языки высокого уровня позволили значительно упростить процесс написания программ, так как они ориентированы на удобство описания решаемых с их помощью задач, а не на особенности какого-то конкретного компьютера. Первый коммерчески используемый язык программирования высокого уровня Фортран был разработан в 1958 г. в фирме ЭBM под руководством Джона Бэкуса. Этот язык был предназначен, прежде всего, для научных вычислений и он (в усовершенствованном варианте) до сих пор широко используется в данной области. Для других применений было разработано множество различных языков высокого уровня, но широкое распространение получили лишь немногие из них, в частности Си и Си++, Паскаль, Бейсик, Лого, Форт, Лисп, Пролог и др.
С 1966 г. — почти все средние и большие ЭВМ работали под управлением ОС.
70-е годы — появление систем с разделением времени и компьютерных сетей.
1.5 История пэвм
Компьютеры 1-го и 2-го поколений были очень большими устройствами — огромные залы были заставлены шкафами с электронным оборудованием. Все это стоило очень дорого, поэтому компьютеры были доступны только крупным компаниям и учреждениям.
Однако в борьбе за покупателей фирмы, производившие компьютеры и электронное оборудование для них, стремились сделать свою продукцию быстрее, компактнее и дешевле. Благодаря достижениям современной технологии на этом пути были достигнуты поистине впечатляющие результаты. К середине 60-х годов появились компактные внешние устройства для компьютеров, что позволило фирме Digital Equipment выпустить в 1965 г. первый миникомпьютер PDP—8 размером с холодильник и стоимостью 20 тыс. дол. Но к тому времени был подготовлен еще один шаг к миниатюризации компьютеров.
В 1958 г. Джек Килби придумал, как на одной пластине полупроводника получить несколько транзисторов.
В 1959 г. Роберт Нойс (будущий основатель фирмы Intel) изобрел более совершенный метод, позволивший создавать на одной пластине и транзисторы, и все необходимые соединения между ними. Полученные электронные схемы стали называться интегральными схемами, или чипами.
В 1968 г. фирма Burroughs выпустила первый компьютер на интегральных схемах.
В 1970 г. фирма Intel начала продавать интегральные схемы памяти. В том же году был сделан еще один важный шаг на пути к персональному компьютеру — Маршиан Эдвард Хофф из той же фирмы Intel сконструировал интегральную схему, аналогичную по своим функциям центральному процессору большой ЭВМ.
Так появился первый микропроцессор Intel-4004, который был выпущен в продажу в конце 1970 г. Конечно, возможности Intel-4004 были куда скромнее, чем у центрального процессора большой ЭВМ, — он работал гораздо медленнее и мог обрабатывать одновременно только 4 бита информации (процессоры больших ЭВМ обрабатывали 16 или 32 бита одновременно).
В 1973 г. фирма Intel выпустила 8-битовый микропроцессор Intel-8008.
В 1974 г. — его усовершенствованную версию Intel-8080, которая до конца 70-х годов стала стандартом для микрокомпьютерной индустрии.
Вначале эти микропроцессоры использовались только электронщиками-любителями и в различных специализированных устройствах.
В 1974 г. несколько фирм объявили о создании на основе микропроцессора Intel-8008 компьютера, т.е. устройства, выполняющего те же функции, что и большая ЭВМ.
В начале 1975 г. появился первый коммерчески распространяемый компьютер Альтаир-8800, построенный на основе микропроцессора Intel-8080. Этот компьютер, разработанный фирмой MITS, продавался по цене около 500$. Хотя возможности его были весьма ограничены (оперативная память составляла всего 256 байт, клавиатура и экран отсутствовали), его появление было встречено с большим энтузиазмом.
В конце 1975 г. Пол Аллен и Билл Гейтс (будущие основатели фирмы Microsoft) создали для компьютера «Альтаир» интерпретатор языка Basic, что позволило пользователям достаточно просто общаться с компьютером и легко писать для него программы. Это также способствовало популярности компьютеров.
Успех фирмы MITS заставил многие фирмы также заняться производством персональных компьютеров. Появилось и несколько журналов, посвященных персональным компьютерам. Компьютеры стали продаваться уже в полной комплектации, с клавиатурой и монитором, спрос на них составил десятки, а затем и сотни тысяч штук в год.
Росту объема продаж весьма способствовали многочисленные полезные программы, разработанные для деловых применений. Появились и коммерчески распространяемые программы, например программа для редактирования текстов WordStar и табличный процессор VisiCalc (соответственно 1978 и 1979 гг.). Эти (и многие другие) программы сделали для Делового мира покупку компьютеров весьма выгодным вложением денег: с их помощью стало возможно значительно эффективнее выполнять бухгалтерские расчеты, составлять документы и т.д. В результате оказалось, что для многих организаций необходимые им расчеты стало возможно выполнять не на больших ЭВМ или мини ЭВМ, а на персональных компьютерах, что значительно дешевле.
Источник: studfile.net
История развития компьютерных программ. Графические редакторы
Мое мнение: слишком
примитивна в
использовании. Нет
никакой возможности
регулировать
настройки кистей,
холстов; нет никаких
дополнительных
функций.
• Стандартная программа, входящая в состав
всех Операционных систем Windows. Впервые
появилась в windows 1.0. Поддерживаемые
форматы на тот момент были Bmp,Msp,Rle. В
W7 проработан ленточный интерфейс. Стало 9
разновидностей кистей и 7 заливки.
3.
Мое мнение: Я пользовалась
этой программной. В
принципе она ничем не
отличается от обычного
пэйнта. Нежели только тут
добавлено несколько
фильтров для создания так
называемых «Эффектов»
Так же примитивна, проста.
Работа в ней надоедает.
Растровый графический редактор, разработанный
студентами университета штата Вашингтон для
Microsoft Windows. Раньше была свободна для
использования. Сейчас ее можно скачать, но
только, как пробную версию. Хотя взломанных
сейчас тоже много.
4.
Мое мнение: интерфейс сложен.
Авторы решили убрать эту
проблему с помощью введения
так называемого «учебника».
Программа не
заинтересовывает, лично меня
отталкивает не только своим
стилем работы, но и получаемым
результатом. Качественная
векторная графика дается
сложно.
• Векторный графический редактор,
разработанный в Канаде. Оснащен
огромным количеством инструментов.
Множество возможностей.
5.
Мое мнение: Эта версия
примечательна многим, уже
появились основные цифровые
инструменты и реализованы
концепции, сделавшие Painter
популярным среди
профессиональных художников.
Несмотря на давность года
выпуска, версия 6 остаётся
удобным и мощным инструментом
для цифрового артера. Я не
пользовалась ею, но это в планах.
Там обширный выбор кистей, но
как мне кажется, меня опять же не
привлекет эта программа.
• Программа, предназначенная для цифровой живописи и рисунка.
С помощью графического планшета художник может работать с
виртуальными инструментами в этой программе так же легко, как
и с обычными карандашом или кистью. Интерфейс программы
разработан в контексте создания цифровой живописи с «чистого
листа» (в отличие от программы Photoshop, которая создана для
обработки уже имеющихся изображений, но также позволяет
рисовать).
6.
Мое мнение: Очень интересная
программа, правда, больше
специализируется на обработке
фотографий. Используется и
для рисования, но это очень
сложная и кропотливая работа,
знаю по своему опыту.
Развивается очень быстро и
для рисования авторы
программы разработали версию
CS6 и версию CC
Многофункциональный графический редактор, разработанный и
распространяемый фирмой Adobe Systems. В основном работает с
растровыми изображениями, однако имеет
некоторые векторные инструменты. Продукт является лидером рынка в
области коммерческих средств
редактирования растровых изображений, и наиболее известным
продуктом фирмы Adobe. Часто эту программу называют
просто Photoshop. В настоящее время Photoshop доступен на
платформах Mac, Windows и мобильные системы iOS и Android. Первая
версия появилась в 1987 году. Её создал студент Мичиганского
университета Томас Нолл
7.
Мое мнение: Я работала с этой
программой. Повелась на ее, как
показалось бы, простой интерфейс, но
все – таки панель с кистями далась мне
не сразу. Рисовать в ней нужно умеющим
людям, которые умеют работать с
настоящей акварелью, маслом, пастелью
и др., ибо не знающему человеку будет
сложно добиться потрясающего
результата.
• Одна из лучших программ растровой графики для создания на
компьютере реалистических произведений художественного
творчества. Во многих аспектах это приложение исключительно! Если у
вас есть опыт написания картин в масляной живописи, акварели,
пастели и в других техниках, то вы оцените, что именно этот продукт
ближе всего подошел к имитации реальных красок. ArtRage стоит в
одном ряду с такими программами для рисования как Corel Painter, SAI
и другими
8.
Мое мнение: одна из самых лучших
программ по графике и рисованию.
Удобный интерфейс, огромное
множество кистей и возможность
создавать их самим, корректировка
цвета и работа с холстом. Но самое
главное – это все-таки кисти и
конечно же Непревзойденная
поддержка графического планшета с
полным контролем нажатия, что,
например, не свойственно для PS.
Разработка программы началась 2 августа 2004 года, первая альфа-версия
вышла 13 октября 2006 года. 21 декабря 2007 года перешла в стадию бетатестирования. Первый официальный релиз (1.0.0) состоялся 25 февраля 2008
года, а первое обновление (1.0.1) — 3 марта 2008 года.
Небольшая по размеру программа, стартующая за считанные секунды;
Полная поддержка графического планшета;
Высокая скорость работы;
Почти все горячие клавиши взяты из Adobe Photoshop плюс свои сочетания;
Сглаживание пера и высокая интерполяция штриха;
Поворот холста;
9.
• Графические редакторы – один из видов
компьютерных программ. Развитие идет в
каждой сфере деятельности. И даже
программы для рисования не стоят на месте
и эволюционируют. Вскоре, я думаю,
программы для рисования будут
совершенствоваться и цифровые работы
станут одним из видом художественной
деятельности, хотя, сейчас так и есть.
Источник: ppt-online.org