Квалификационная характеристика . Главное ее назначение — служить эталоном квалификации специалиста данного профиля. Поэтому в квалификационной характеристике должны быть конкретно указаны:
- требования к личностным характеристикам будущего специалиста и к компонентам его трудовой деятельности,
- уровни выполнения им соответствующих трудовых процессов.
- деятельностное предназначение специалиста с указанием его квалификации.
- требования к знаниям и умениям, каким должен отвечать выпускник вуза.
- требования к уровню подготовки специалистов выражают особенности специальности и устанавливают необходимый объем профессий, социальных и общественных задач и функций, которые выпускники вузов должны уметь решать в практической деятельности.
- график учебного процесса – периоды теоретических занятий, учебной и производственной практики, экзаменационных (или лабораторно-экзаменационных) сессий, дипломной работы (или дипломного проектирования), каникул и их чередования в течение всего срока обучения;
- план учебного процесса – перечень обязательных, альтернативных и факультативных дисциплин с указанием объёма каждой из них в академических часах и распределения этих часов по неделям, семестрам, учебным годам, сроки сдачи экзаменов, зачётов и курсовых работ (проектов) и количество часов, отводимых на лекции, семинары, лабораторные работы и упражнения по каждому предмету.
Ограничение
Разработка учебных планов образовательных программ среднего профессионального образования
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Введение
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (далее — Методические рекомендации) обеспечивают исполнение пункта 8 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 487-р, и направлены на оказание методической помощи разработчикам основных образовательных программ профессионального обучения, основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ (далее — образовательные программы или программы).
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»):
основные профессиональные образовательные программы разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) или образовательными стандартами (далее — ОС) и с учетом соответствующих примерных образовательных программ (часть 7 статьи 12);
Разработка основных общеобразовательных программ: правовой аспект
программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) (часть 8 статьи 73);
Задача актуализации ФГОС и образовательных программ с учётом профессиональных стандартов сформулирована в поручениях Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 года.
Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ предусмотрено Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов*(1).
Профессиональные стандарты содержат характеристику квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности*(2). Соответственно, их использование — обязательное условие разработки программ (модулей, частей программ), обеспечивающих готовность к выполнению того или иного вида (видов) профессиональной деятельности. В связи с этим далее в методических рекомендациях будут рассматриваться вопросы учета требований профессиональных стандартов при разработке именно таких программ.
Нормативно-методические основы разработки образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов представлены в следующих документах:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, статья 195.1.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (глава 2 ст. 11, глава 9 ст. 73, 74; глава 10 ст. 76).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 487-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы» (п. 13, 15).
5. Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов».
6. Приказ Минтруда России от 29 апреля 2013 г. N 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта».
7. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».
8. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
9. Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
10. Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 г. N 1258 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам ординатуры».
11. Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 г. N 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».
12. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
13. Приказ Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. N 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».
14. Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».
15. Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199 «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования».
Часть I.
Алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов
Шаг 1. Создание рабочей группы
Для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации (структурного подразделения) рекомендуется включить представителей работодателей и (или) объединений работодателей.
Шаг 2. Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет разработана профессиональная образовательная программа
При поиске профессионального стандарта для разработки программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования или профессионального обучения может соответствовать:
один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой или синонимичное название;
часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);
несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.
Существует несколько вариантов поиска профессионального стандарта. Оптимальным является поиск на сайте Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru/), где размещен Национальный реестр профессиональных стандартов, включающий реестр профессиональных стандартов, реестр областей и видов профессиональной деятельности, реестр трудовых функций*(3).
Возможность и целесообразность освоения деятельности того или иного уровня квалификации в рамках разрабатываемой образовательной программы необходимо оценить независимо от использованного варианта поиска. Для этого в предварительно отобранном профессиональном стандарте надо проанализировать функциональную карту вида профессиональной деятельности (раздел 2) и выбрать соответствующие направленности (профилю) программы трудовые функции, уровень квалификации которых не превышает возможности программы. Правильность выбора можно уточнить на основе требований к знаниям и умениям, определенным профессиональным стандартом для каждой трудовой функции в разделе 3. Целесообразно также обратиться к подразделу «Дополнительные характеристики», в котором указаны коды и направления подготовки, специальности, профессии по ОКНПО и (или) ОКСО или ОКСВНК*(4)).
Результаты анализа можно оформить в виде таблицы 1.
Таблица 1. Связь образовательной программы с профессиональными стандартами
Наименование программы
Наименование выбранного профессионального стандарта (одного или нескольких)
Уровень квалификации
Связь образовательной программы с профессиональными стандартами может быть отражена в разделе «Общая характеристика образовательной программы»*(5) или иных документах, входящих в ее состав — паспорте образовательной программы, пояснительной записке и т.п.
Шаг 3. Сопоставление федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов (выполняется при разработке или обновлении основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ — программ профессиональной переподготовки)
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что основные профессиональные образовательные программы разрабатываются в соответствии с ФГОС или ОС, а дополнительные профессиональные программы — программы профессиональной переподготовки (далее — программы профессиональной переподготовки) на основании профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования (далее — СПО и ВО) к результатам освоения образовательных программ.
Таким образом, при разработке данных программ возникает необходимость сопоставить соответствующие ФГОС и профессиональный(ые) стандарт(ы).
Сопоставление ФГОС и профессиональных стандартов при разработке основных профессиональных образовательных программ СПО.
В процессе сопоставления требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов необходимо учитывать различия их терминологии, связанные с предметом описания. В профессиональных стандартах описывается деятельность; для этого используются термины «вид профессиональной деятельности», «обобщенные трудовые функции», «трудовые функции», «трудовые действия»*(6). В образовательных стандартах приводятся характеристики выпускника, владеющего деятельностью, в качестве ключевого используется термин «компетенция»*(7).
В то же время для разработки требований к результатам освоения программ СПО в ФГОС применялась та же методика, что и при разработке профессиональных стандартов: проводилась последовательная декомпозиция предмета описания на основе правил относительной автономности элементов, описания на языке действий и т.п. Это делает возможным проведение сопоставления с использованием таблицы 2.
Источник: dokipedia.ru
Этика и деонтология в фармации
Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
К.Д. Шертаева, Г.Ж. Умурзахова, М.М. Сапакбай, К.Б. Мендибаев Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г.Шымкент Департамент Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности М3 РК по ЮКО 2010
Оценка эффективности нолипрела форте при комбинированной терапии больных артериальной гипертензией
Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % — наблюдается стойкая артериальная гипертензия
Б.М. Байдуллаев, АА. Сейдахметова, Х.Т. Қорганбаева, Р.Б. Ибрагимова, Ж.М. Абдукаримова, ГА.
Умиралиева, Л.Б. Байтемирова Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г. Шымкент Областной консультативно-диагностический медицинский центр, г.Шымкент 2010
Опыт применения «гинолакта» в лечении вагинального дисбиоза
Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
Р. Т. Тлеужан, А.А. Белесова, Н.А. Жусипов, Н.И. Калдыбекова, А. У. Байкубекова Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г.Шымкент Областной перинатальный центр 11, г.Шымкент Медицинский колледж «Авиценна», г.Шымкент Клиника МКТУ имени ХА.Яссави, г.Шымкент 2010
Эффективность лазолвана 30 мг у больных c хобл
Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
Байдуллаев Б.М.,ҚорганбаеваХ.Т.,Ибрагимова Р.Б.Дбдукаримова Ж.М.,Умиралиева БА.,Сеидахметова А А. Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г. Шымкент 2010
Эффективность аппарата btl — 4000 при лечении деформирующего остеоартроза
Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
Бекмурзаева Э.К.,Байдуллаев Б.М.,ҚорзанбаеваХ.Т.,Ибрагимова Р.Б., Қонырбасов А.К.,Сарыпбекова Л.Л. Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г. Шымкент 2010
Использования нестероидного противовоспалительного препарата для послеоперационной анальгезии
Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
Б. Т. Токкулиев Областная клиническая больница, г.Шымкент 2010
Состояние резистентности мембран эритроцитов и окисляемость липидов у больных с эпилепсией после фармакотерапии ламикталом и карбамезапином
Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
Н.А. Жаркинбекова Южно-Казахстанкая государственная фармацевтическая академия, г.Шымкент 2010
Высшие психические функции при хронической интоксикации соединениями фосфора
Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
МА. Тубанова , ГА. Дущанова Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г. Шымкент 2010
Распространение экологически зависимых болезней
Специфические особенности биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений
МА. Тубанова Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г. Шымкент 2010
Рационализация управления медицинской помощью населению биогеохимической провинции
C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
МА.Тубанова Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г. Шымкент 2010
Взаимосвязь здоровья населения c состоянием окружающей среды
Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
МА. Тубанова Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г. Шымкент 2010
Этапы сопряжения образовательных программ СПО с профессиональными стандартами
Сведения об авторе. Климова Наталья Николаевна кандидат экономических наук, доцент.
Преподаватель Московского промышленно-экономического колледжа РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Аннотация. Практика реализации гармонизации требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов при разработке образовательных программ СПО показывает, что каждая образовательная организация и даже каждый преподаватель вырабатывает свой алгоритм и методику организации и ведения подобной деятельности. В статье представлен алгоритм сопряжения федеральных государственных образовательных стандартов требованиям профессиональных стандартов рынка труда.
О необходимости переработки образовательных программ СПО в соответствии с требованиями к квалификации специалиста разъяснено в публикации «Информио» от 24.12.2015 года. В завершении данной публикации отмечено, что, несмотря на имеющееся письмо Минобрнауки от 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн, в котором представлен алгоритм работы по разработке образовательных программ СПО в соответствие с требованиями профстандартов, практика реализации гармонизации требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов при разработке образовательных программ СПО показывает, что каждая образовательная организация и даже каждый преподаватель вырабатывает свой алгоритм и методику организации и ведения подобной деятельности.
Рассмотрим подробнее алгоритм переработки образовательных программ СПО с учетом соответствующих профессиональных стандартов.
Первый шаг. Создание рабочей группы. Наряду с преподавателями профессиональных модулей, соответствующих по содержанию профессиональным стандартам, представителями администрации профессиональной образовательной организации необходимо включить в рабочую группу представителей работодателей.
Согласование плана работы рабочей группы: определение этапов работы, сроков их выполнения, исполнителей, ответственных (дальнейшие шаги представленного алгоритма соответствуют примерному плану работы).
Организация обучающего семинара для членов рабочей группы. Содержание семинара должно обеспечить понимание членами группы структуры профессионального стандарта, алгоритма предстоящей работы по разработке образовательной программы СПО с учетом требований профессиональных стандартов.
Второй шаг. Выбор профессионального стандарта (одного или нескольких), уровня квалификации (обобщенных трудовых функций) и его характеристики, с учетом которых будет разработана образовательная программа СПО.
Перечень профессиональных стандартов можно найти в Интернете на официальном сайте Минтруда: www.profstandart.rosmintrud.ru, включающий реестр профстандартов и сами профессиональные стандарты.
Каждый профессиональный стандарт содержит характеристику квалификации для нескольких уровней квалификации (для нескольких обобщенных трудовых функций).
Уровень квалификации и соответствующая ему характеристика в профстандарте выбирается исходя из возможностей обеспечения учебного процесса образовательной программы (оснащение мастерских, полигонов, лабораторий, уровень преподавательского состава, места прохождения производственной практики). При обучении в разных, по оснащенности учебного процесса, ПОО студенты могут получить профессию разного уровня квалификации.
При разработке программ подготовки специалистов среднего звена необходимо учитывать:
- профессиональный стандарт специалиста/техника, наименование которого соответствует наименованию специальности.
- профессиональный стандарт рабочей профессии, освоение которой происходит в ПМ Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Третий шаг. Установление соответствия требований к уровню квалификации рабочего / специалиста профессиональных стандартов (трудовых функций, трудовых действий, умений, знаний) с требованиями к результатам обучения ФГОС СПО (компетенциями, практическим опытом, умениями и знаниями).
В силу разной степени обобщенности формулировок обобщенной трудовой функции и трудовой функции в ПС в одних случаях виду деятельности ФГОС СПО в ПС соответствует обобщенная трудовая функция (одна или несколько), а в других трудовая функция (одна или несколько). Профессиональным компетенциям могут соответствовать обобщенные трудовые функции или трудовые функции (обычно они относятся к одной обобщенной трудовой функции, но иногда к нескольким), а также трудовые действия. Порой для определения необходимости коррекции профессиональных компетенций бывает необходимо проанализировать и перечни умений [2].
Четвертый шаг. Анализ таблиц сопоставления требований профстандарта и образовательной программы СПО, разработанной в соответствии с ФГОС СПО к рабочему / специалисту и определение направлений корректировки образовательной программы.
Возможные выводы на 4 шаге:
- Требования образовательной программы СПО и ФГОС СПО полностью соответствуют требованиям к квалификации профстантарта. Никаких корректировок в образовательную программу СПО не требуется вносить.
- Необходимость добавления в программы профессиональных модулей, дисциплин дополнительных результатов обучения (умений, знаний, практического опыта, компетенций).
- Необходимость увеличения или уменьшения нагрузки на какой-либо учебной дисциплине (профессиональном модуле), что бы гарантировать освоение скорректированных результатов обучения.
- Необходимость введения в образовательную программу СПО дополнительного вида профессиональной деятельности (профессиональный модуль).
- Выделение приоритетов в формировании общих компетенций.
На основе результатов сравнительно-сопоставительного анализа на данном шаге могут быть скорректированы формулировки вида деятельности, перечень и формулировки профессиональных компетенций, а также перечни и формулировки требований к умениям и знаниям выпускников по междисциплинарным курсам и дисциплинам.
При формулировании или коррекции требований к практическому опыту необходимо исходить из того, что он должен обеспечивать готовность к выполнению соответствующего вида деятельности, овладение всеми необходимыми для этого компетенциями.
При формулировании или коррекции требований к умениям и знаниям необходимо обратить внимание на их отнесение к тем или иным дисциплинам (модулям). Прежде всего, речь идет о дифференциации умений и знаний, которые целесообразно изучать в рамках общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов.
Общепрофессиональные дисциплины создают фундамент для изучения нескольких профессиональных модулей (видов деятельности). Результаты их освоения не всегда непосредственно связаны с требованиями сферы труда, однако значимы для профессионального развития, обеспечения профессиональной мобильности, продолжения образования. Умения и знания, непосредственно обеспечивающие выполнение того или иного вида деятельности, осваиваются при изучении одного или нескольких междисциплинарных курсов профессионального модуля. В большинстве случаев коррекция умений и знаний будет заключаться в обновлении перечня дидактических единиц и (или) используемой терминологии. В исключительных случаях возможен пересмотр перечня дисциплин и междисциплинарных курсов.
После коррекции необходимо проверить, удалось ли обеспечить соответствие требований ФГОС СПО [3] положениям ПС.
Для определения необходимости доработки ФГОС СПО в целях обеспечения учета положений ПС надо провести сравнительно-сопоставительный анализ единиц данных документов.
Пятый шаг. При необходимости корректировка учебного плана (распределение часов вариативной части на дисциплины и МДК, значимые для формирования трудовых функций профстандарта, усиление практики часами вариативной части, распределение часов практики по профессиональным модулям, последовательность обучения по учебным дисциплинам и модулям, введение новых модулей и дисциплин).
Шестой шаг. Разработка содержания рабочих программ дисциплин и модулей с учетом изменения нагрузки в учебном плане и включения в программы дополнительных, выявленных при анализе профстандарта, результатов обучения (умений, знаний, практического опыта, компетенций).
Если преподаватели будут испытывать затруднения при разработке содержания программ, необходимо организовать проведение их стажировок в соответствующих специфике дисциплин (модулей) организациях и предприятиях.
Седьмой шаг. Проверка специалистами работодателей разработанных рабочих программ дисциплин и модулей на соответствие требованиям ФГОС СПО и требованиям профстандартов. В случае необходимости дополнительная корректировка содержания рабочих программ.
Окончательное согласование разработанных рабочих программ УД и ПМ работодателем и утверждение руководителем образовательной программы.
В соответствии с Письмом Минобрнауки от 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн «Связь образовательной программы с профессиональными стандартами может быть отражена в разделе «Общая характеристика образовательной программы» или иных документах, входящих в ее состав – паспорте образовательной программы, пояснительной записке и т.п.» [1].
Отдельно следует обратить внимание на разработку рабочей программы профессионального модуля (дисциплины) «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих». Данный модуль должен полностью соответствовать требованиям профстандарта к профессии рабочего или должности служащего (при наличии профстандарта).
Характеристика квалификации в профстандарте очень объемна, и если в полном объеме перенести трудовые функции, трудовые действия, умения и знания, в программу модуля, как результаты обучения по модулю компетенции, практический опыт, умения и знания, то пункт рабочей программы модуля (дисциплины) «Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля» будет занимать несколько страниц. Можно рекомендовать сформулировать более «емкие» результаты обучения, каждый из которых охватывал бы несколько единиц требований к квалификации (трудовых действий, умений, знаний).
Требований повторять формулировки профстандарта (как копируются формулировки результатов освоения образовательной программы из ФГОС СПО) в нормативных документах нет.
В заключении можно отметить, что работа по переработке образовательных программ СПО в соответствии с требованиями к квалификации профессиональных стандартов не простая, затратная по времени, но в результате образовательные программы СПО переориентируется под требования работодателя, как разработчика профессиональных стандартов. Как известно, ФГОС СПО разрабатывали представители образовательных организаций, а профстандарты предприятия и организации, которые принимают выпускников СПО на работу. Кроме того, в РФ в отдельных регионах созданы и далее создаются многочисленные независимые «Центры оценки и сертификации квалификаций», которые будут устанавливать соответствие уровня квалификации работника или выпускника СПО требованиям профессиональных стандартов. Информацию и нормативные документы о создании таких центров можно найти на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.
ЛИТЕРАТУРА
- Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Министром образования и науки России 22 января 2015 г. N ДЛ-1/05вн)
- Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных стандартов СПО с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утв. Министром образования и науки 20 апреля 2015 г. N ДЛ-11/06вн)
- Постановление Правительства РФ от 10.02.2014 N 92 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования»
Источник: articlekz.com