Как разработать программу семинара

Цель данной главы – дать представление о технологии подготовки и проведения семинарского занятия. Задачи : раскрыть основные функции семинарских занятий, требования к ним; представить возможные виды семинарских занятий, особенности подготовки к ним и их проведения; дать краткое представление об учебной дискуссии как наиболее эффективном методе проведения семинара; обратить внимание на особенности взаимодействия преподавателя со студентами в условиях семинарского занятия.

Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие»

3.1. Основные функции семинарских занятий, требования к ним

Семинар – это один из видов занятий, главная цель которого состоит в том, чтобы обеспечить обучаемым разносторонние возможности практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих формы научной и профессиональной деятельности, предметный и социальный контексты этих видов деятельности с целью их освоения и закрепления [6]. Основной целью проведения семинарского занятия является закрепление знаний студентов.

Муниципальный семинар «Как разработать авторскую программу»

Наряду с этим целесообразно выделить ещё несколько функций, которые позволят преподавателю при подготовке к семинару учесть и другие возможности этой формы занятий для более эффективной работы: – расширение и углубление знаний; – более глубокое понимание и освоение обучаемыми понятийного аппарата соответствующей научной или профессиональной области; – развитие умений самостоятельной работы; – активизация и стимулирование интеллектуальной деятельности студентов; – формирование профессионального мышления и мировоззрения. Технология проведения семинарского занятия в своей основе содержит те же действия, как и при подготовке и проведении лекции, т. е. заключается в педагогическом алгоритме.

Закрепление изученного на лекции материала может быть осуществлено различными способами. Сложность изучаемого материала, назначение его фрагментов в контексте всей учебной дисциплины, понятия, которые используются в данной научной и (или) профессиональной сфере и т. д., всё это будет определять выбор способов, методов, форм их отработки, освоения и закрепления.

Семинарские занятия являются гибкой формой обучения, предполагающей, наряду с направляющей ролью преподавателя, интенсивную самостоятельную работу будущих специалистов. Семинар связан со всеми видами учебной работы и прежде всего с лекционным преподаванием и самостоятельными занятиями студентов, слушателей, от которых зависит его эффективность.

По большинству тем различных учебных дисциплин семинарские занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, организуемых и руководимых преподавателем. На семинаре отрабатываются важнейшие темы и разделы учебной программы. Широко распространено также обсуждение рефератов или докладов, подготовленных обучаемыми. Как правило, темы докладов и рефератов определяются преподавателями с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовленности студентов. Иногда целесообразно предоставлять право самим обучаемым определять темы семинаров. Семинары и другие практические занятия выполняют несколько важных функ- ций, которые невозможно реализовать в лекционной форме работы: 1) текущий контроль результатов самостоятельной работы обучаемых, их умение работать с первоисточниками, составлять конспекты и пр.; 2) овладение студентами навыками самостоятельного выступления с устными докладами, обоснования и защиты собственной точки зрения; 3) обучение студентов правилам ведения дискуссии и умению слушать партнёра ; 4) выявление индивидуальных трудностей в обучении у отдельных студентов, слуша- телей, возможных недостатков их мышления или некоторых мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и др.);

Читайте также:
Программа чтобы телефон видел флешку

Технология создания тренинга

Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие» 5) выявление личностных особенностей обучаемых, которые могут позитивно или негативно сказаться на всём процессе обучения, и требующих поэтому учёта или даже коррекции. Спецсеминары и спецпрактикумы проводятся обычно в рамках более узкой специализации.

Они предполагают овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики. Особенности семинарских занятий и требования к ним [ 2, 6 ]. Цель семинара. – углубление и закрепление знаний обучаемых, полученных ими на лекциях и в процессе самостоятельной работы, проверка качества усвоения этих знаний, выработка у студентов умения правильно применять теорию на практике, в будущей профессиональной деятельности.

Одной из центральных задач семинарских занятий является развитие творческой активности и самостоятельности мышления обучаемых. Особенностью семинарского занятия как формы коллективной теоретической работы является возможность равноправного и активного участия каждого обучаемого в обсуждении теоретических позиций, предлагаемых решений, в оценке их правильности и обоснованности.

Специфически психологическим фактором выступает общение с равноинформированными партнерами – членами учебной группы – в отличие от общения с разноинформированным партнером – преподавателем. Это раскрепощает интеллектуальные возможности обучаемых, резко снижает барьеры общения, повышает продуктивность общения.

На семинаре слушатель может проявить свою активность в выступлении, задать вопрос другому слушателю, редко – преподавателю. Основными показателями эффективности семинарского занятия (они названы в порядке убывания их относительной значимости) являются: 1) сосредоточение внимания только на узловых проблемах без стремления охватить все вопросы темы; 2) изложение закономерностей изучаемых явлений, доказательность рассуждений; 3) создание на занятии соответствующей психологической атмосферы, позволяющей студентам свободно высказывать свои суждения; 4) побуждение участников семинара к применению теории для анализа явлений действительности; 5) рассмотрение на семинаре вопросов, требующих творческого мышления; 6) активное участие преподавателя в теоретическом споре участников семинара, его умение противопоставлять различные точки зрения; 7) умение преподавателя отстаивать свою точку зрения и убеждать в правильности своей позиции, а при необходимости и переубеждать обучаемых.

Читайте также:
Программа помнить все для Андроид настройки

При этом точка зрения обучаемого выслушивается с должным уважением. Основное назначение семинарского занятия заключается в обеспечении возможности развития творческого профессионального мышления, познавательной мотивации и профессионального использования знаний в учебных условиях. Профессиональное использование знаний – это свободное владение языком соответствующей научной или профессиональной области, научная и профессиональная точность оперирования формулировками, понятиями, определениями. Перед обучаемыми ставится прежде всего задача научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных и профессиональных проблем и задач, доказательства и опровержения, отстаивания своей точки зрения, демонстрации достигнутого уровня теоретической подготовки. Другие частные цели и задачи, которые ставит преподаватель перед семинарскими

Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие» занятиями, – повторение и закрепление знаний, контроль – должны быть подчинены этой главной цели. Семинары позволяют преподавателю выявить формализм и неполноту знаний, трудности понимания каких-либо понятий, положений, фрагментов изучаемого материала. На семинарских занятиях – в ходе обсуждения учебного материала – формируется и развивается основа профессионального мышления обучаемых, которое, в свою очередь, является исходной позицией для становления профессионального мировоззрения. В процессе семинарского занятия раскрываются особенности личности обучаемых, их положительные стороны и недостатки. В ходе проведения семинаров преподаватель получает также информацию о взаимоотношениях, о психологической атмосфере в учебной группе.

Источник: studfile.net

Разработка программы обучающих семинаров.

1. Перечислите проблемы современных родителей. Может ли образование предупреждать или способствовать их успешному разрешению?

2. Какие принципы должны определять разработку и реализацию образовательных программ для родителей?

3. В чем состоит сложность разработки и реализации программ образования родителей?

4. Сохраняют ли свою актуальность традиционные формы обучения родителей?

5. Каков потенциал инновационных форм обучения родителей?

6. Чем характеризуется активное и интерактивное обучение родителей?

7. Как обучать родителей как воспитателей и учителей своих детей?

Задание к семинару «Методы просвещения родителей»:

По группам 2-3 человека выбрать форму просвещения родителей (указать, будет ли она классической или интерактивной). Разработать проект мероприятия по просвещению родителей по плану, рассмотренном в п.4 лекции.

Читайте также:
Какие программы прикладного пакета Microsoft office вы знаете укажите назначение этих программ

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Как составить семинар

Семинар – один из методов дополнительного обучения, широко использующийся в бизнес-сообществе. Зачастую, во время двухдневного семинара слушатели приобретают больше знаний, чем за 2 недели обучения на курсах. Качество этих знаний, а также степень их усвоения во многом зависит от того, как составлен семинар.

Как составить семинар

Статьи по теме:

  • Как составить семинар
  • Как проводить семинарские занятия
  • Как провести интересную лекцию

Вам понадобится

  • — Тема;
  • — Компьютер.

Инструкция

Найдите тему, одинаково интересную потенциальным слушателям и знакомую вам. Если вы в ней не разбираетесь досконально – запаситесь тематической литературой или предусмотрите на подготовительном этапе консультации с более компетентными специалистами. Как правило, тема должна иметь прикладной характер, т.е. отвечать скорее на вопрос «как?», а не «что?».

К примеру, разрабатывая такую тему как «Работа с шоколадом», рассчитанную на кондитеров кафе и ресторанов, значительную часть занятий следует посвятить разбору практических приемов. Конечно, можно рассказать об истории шоколада, но уделять этой теме даже час драгоценного времени не стоит. Слушатели получат больше пользы, если вы им расскажете о подготовке шоколада, технологии производства конфет ручной работы, принципах выбора начинки и т.д. Разумеется, сопроводив слова соответствующим видеорядом.

Составьте план будущего семинара. Он должен быть четко структурирован и построен таким образом, чтобы за отведенное время вы смогли максимально полно раскрыть тему. В большинстве случаев в день у вас проходит 4 основных модуля. Схема разбивки времени может выглядеть так: утренний модуль – кофе-пауза – первый дневной модуль – обед – второй дневной модуль – кофе-пауза – вечерний модуль. Составляя семинар, это необходимо учесть.

Подберите текстовый материал к каждому модулю. Старайтесь подготовить больше практических элементов. В нашем примере это может быть видео с пошаговой инструкцией темперирования шоколада или приготовления глазури.

Каждый шаг должен сопровождаться объяснением, что делает специалист, для чего данный шаг необходим и какие именно химические или физические процессы проистекают при этом. Подобный способ донесения материала называется «визуализацией». Он необходим для того, чтобы улучшить восприятие слушателей, пришедших к вам за практическими знаниями, которые они могли бы уже на следующий день применить в своей работе. Наряду с видеорядом имеет смысл подготовить презентации, выполненные в PowerPoint.

Источник: www.kakprosto.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru