Разрабатывая и анализируя не одну сотню обучающих программ, я вижу одни и те же ошибки, из за которых ученики не доходят до конца обучения. В результате эксперт теряет успешные кейсы и прибыль от будущих потоков. Но хорошая новость в том, что этого можно избежать как тем, кто еще только планирует создать свой онлайн курс, так и тем, у кого уже есть программа обучения.
5 Шагов создания онлайн курса
В разработке онлайн обучения я выделяю 5 основных шагов:
1. Анализ мастерства эксперта
2. Анализ целевой аудитории
3. Стратегическое видение
4. Структура курса
5. Экосистема курса
Шаг 1. Анализ мастерства автора или распаковка личности
Сейчас достаточно много онлайн курсов в одной и той же нише, и уже недостаточно просто дать знания по теме. Чтобы курс был уникальным и отличался от других продуктов на рынке онлайн образования важно сделать:
- анализ целевой аудитории (те люди, для кого Вы создаете онлайн курс)
- анализ мастерства автора
Чтобы проанализировать мастерство на практике я использую несколько упражнений, которые основываются на том, чтобы
Как разработать программу онлайн-курса и назначить ему цену?
- проанализировать свой опыт (специальными методиками)
- определить, что уникального для Вас в этой теме
Например, есть сотни курсов по smm, но в одном из них идет упор на продаже через визуал, потому что автора драйвит эта тема, а в другом на контент-маркетинге.
Шаг 2. Анализ целевой аудитории
На этом этапе следует определить, для кого разрабатывается онлайн курс и сегментировать эту аудиторию.
Например, на курсе по Wildberries может быть несколько сегментов целевой аудитории
- собственники бизнеса, которые хотят открыть свой онлайн магазин
- менеджеры по работе с площадкой
При этом нужно понимать, какие сегменты действительно можно объединять, а какие будут напоминать смешение первоклашек со старшеклассниками в школе.
Когда мы работали над курсом и прописывали сценарии уроков, вышли на новый продукт. Мы выявили, что у Дианы аудитория не только владельцы бизнеса, но и те, кто хочет так же как и она автоматизировать салоны красоты.
Тут же встал вопрос☝: разрабатывать отдельные продукты или объединить эти две аудитории на одном курсе. В результате мы определили стратегию, которая позволяет объединить эти два сегмента.
Плюс объединения здесь в том, что для аудитории «автоматизаторов» есть возможность получить кейсы прямо в процессе обучения и наработать портфолио. А для владельцев бизнеса — дополнительная помощь.
Шаг 3. Стратегическое видение онлайн курса
Варианты разработки онлайн курса
Вариант 1: создание курса «от контента» (от точки А)
Этот вариант предполагает, что Вы должны сначала выгрузить все свои знания, как то их структурировать и передать ученикам.
5 Лет назад, когда я только начинала работать методологом в одной из крупнейших IT компаний России «1С» — мы с командой выстраивали курсы именно этим способом. Нам давали контент, мы его структурировали, и не задавая вопросов, выдавали итоговый курс, который потом проводили. Результаты были, но из серии: человек прослушал что то записал и забыл.
Как составить план онлайн курса. Шаг 2: Грамотная структура онлайн курса
- делимся опытом, передаем информацию
- информация не усваивается учениками на 100%
- мало успешных кейсов
- много «сливов» с курса и низкая доходимость до конца обучения
Вариант 2: От стратегии » точки Б»
В этом варианте мы исходим из мастерства эксперта, результатов учеников и последующего взаимодействия. То есть мы сначала определяем конечный результат и под него подстраиваем практику и разрабатываем контент.
- делимся опытом
- информация усваивается учениками
- много кейсов
- мало сливов
- последующие продажи
- время разработки
Чаще всего эксперты хотят дать больше и сильно перегружают свой курс. И последствий много: мало результатов/кейсов и много сливов.
Но что, если взять весь его контент и разделить на несколько продуктов. И в каждом из них максимально передать свою экспертность, разжевать контент и дать дозированно? То есть структурировать весь свой опыт не по модулям в одном большом курса, а по продуктам.
Многие этого не делают потому, что не видят ценности в контенте и хотят оправдать его количеством. Хотя контент может быть супер ценным. Это просто ощущение эксперта такое. Но ценность не в количестве, а в результатах ученика.
Это как в жизни, мы можем прочитать книгу и отложить, а можем внедрить из нее всего 1 инсайт и изменить жизнь в корне.
КАК ВЫСТРОИТЬ СТРАТЕГИЮ?
- разбить все свои знания на направления
- определить главный продукт — флагман
- определить вход (лид магнит, трипваер)
- определить выходы
Источник: vc.ru
Как создать онлайн-курс с нуля — пошаговый алгоритм
В 2021 году объем рынка онлайн-образования в России достиг 2 триллионов рублей. Развитие удаленного обучения превратилось в устойчивую тенденцию. По мнению экспертов, объем рынка продолжит расти в ближайшие годы и к 2025 увеличится на 15-45%, с поправками на возможные кризисные явления, которые повлияют на всю экономику.
Начало 20-х годов можно назвать хорошим моментом для запуска своего образовательного проекта или школы. Однако качество продукта должно быть максимально высоким. Одна из серьезных проблем, которая замедляет развитие рынка онлайн-образования — низкое качество значительного числа проектов.
Предпринимателей, коучей, которых выпускают на рынок второсортные курсы, достаточно. За ними закрепилось обидное прозвище инфоцыган. Нередко причина недостаточного качества, уровня конечного продукта не только в откровенно нечестном подходе преподавателя, но и в неумении правильно организовать разработку проекта.
Ключевые этапы создания онлайн-курса
Можно выделить 3 основных этапа создания образовательного проекта: планирование, проектирование и запуск.
1.Планирование
Под планированием понимается создание подробной концепции будущего образовательного продукта. Без осознания его целей, объема знаний, которые предстоит передать, и целевой аудитории, хорошего курса не получится. Концепцию следует продумывать как можно подробнее, до мелочей. От времени, а также усилий, затраченных на проработку этого шага, зависит, насколько сложно будет двигаться дальше и какие результаты будут достигнуты.
На этапе планирования нужно проверить себя, обратив внимание на три аспекта:
- Знания. Обладает ли преподаватель, коуч, достаточными знаниями в той предметной области, которую затрагивает? На рынке достаточно продавцов воздуха, а также откровенных мошенников. Если студенты хотя бы на минуту засомневаются в компетентности учителя, они начнут писать гневные отзывы, гарантированно испортят репутацию предпринимателю и поставят точку в существовании проекта. Если уровень преподавателя недостаточен, стоит подумать над привлечением эксперта.
- Обучающиеся. Важно отчетливо представлять целевую аудиторию. Желательно конкретизировать максимум деталей: возраст, пол, уровень жизни, социальное положение, для чего представители аудитории покупают курс, ради чего проходят обучение, что они хотят получить на выходе и прочее. Чем лучше представление о среднестатистическом студенте, тем выше шансы найти с ним общий язык и удовлетворить потребности.
- Собственные ресурсы. Речь не только и не столько о деньгах, сколько о свободном времени и готовности учиться. Образовательные проекты требуют трат времени, сил, часто — денег. Если нет желания тратиться, придется многое делать своими силами: создавать сайт или лендинг, писать тексты для рассылок, рекламные материалы, готовить видеопрезентации и прочее.
- Продолжительность обучения. Как долго будет длиться курс, на какое время он рассчитан.
- Внутреннее деление курса: модули, а также занятия.
- Формат занятий: полностью удаленные или с организацией вебинаров, формы контроля и самоконтроля.
- Обеспечение доступа студентов к учебным материалам.
- Платформа для обучения. От выбора зависит скорость продвижения и продаж.
- Обратная связь. Будет ли она, в каком именно объеме будут проверяться домашние задания, в каком формате и т.д. Курсы с обратной связью пользуются большим спросом, поскольку студенты могут задавать вопросы, закреплять полученные знания. Возможно, потребуется привлечь кураторов, которые будут вести группу учеников.
- Позитивная мотивация, поощрение обучающихся.
- Выдача сертификатов. В каком формате они будут выдаваться, будут ли вообще.
- Стратегия продвижения. Маркетинг требует обязательной отдельной проработки.
2.Проектирование
Проектирование предполагает непосредственную разработку учебных материалов. Важно продумать логику онлайн-курса, чтобы изложение информации было последовательным, от простого к сложному. При разработке самих уроков следует ориентироваться на разные форматы подачи материала, использовать наглядные материалы.
Чтобы знания лучше усваивалась, не лишним будет приводить примеры, лайфхаки, советы и интересные кейсы, случаи из практики. Не стоит перегружать занятия слишком большим объемом информации. Оптимальная продолжительность одного онлайн-урока в видеоформате — 20-25 минут.
3.Старт курса
После выбора платформы курс запускают. На начальном этапе можно делать пробный запуск, который позволит протестировать учебные материалы на малом количестве учеников, фокус-группе. Важно держать связь с обучающимися, учитывать мнения и объективные замечания. Это поможет повысить качество образовательного продукта в будущем.
Для привлечения студентов можно использовать скидки, акционные предложения. Например, продавать курс за полцены первым студентам (со скидкой 10, 20, 50 процентов.). Это вопрос маркетинга и продуманной стратегии продвижения. Заняться им нужно еще на этапе разработки концепции, продумывания деталей.
Правильный выбор платформы для размещения образовательного продукта
Есть несколько путей: платные, бесплатные платформы и собственный сайт/лендинг.
Платные платформы предлагают широкий функционал, сами вкладываются в рекламу, но требуют денег или же берут часть прибыли с онлайн-проектов. Наиболее крупные и известные агрегаторы:
- GetCourse;
- Miidle;
- iSpring Learn;
- Unicraft;
- ZenClass;
- eTutorium LMS.
Как создать онлайн-курс: примерная схема
Схему разработки интересного и полезного онлайн-курса можно представить в виде алгоритма, который включает в себя 8 шагов.
1.Выбор актуального направления
Выбор направления и темы включает в себя определение собственных компетенций, знаний. Возможно, стоит взяться за проект, который близок, поскольку есть профессиональный опыт, глубокие знания. В противном случае придется приглашать эксперта, фактически выступая методистом. Работа с экспертами требует дополнительных умений, отличается группой нюансов.
Следует проверить, есть ли уже существующие курсы по схожей или такой же тематике. Если есть — значит и спрос имеется. Вопрос лишь в создании качественного материала и уникальной концепции, которая выделит продукт на фоне конкурентов.
2.Постановка цели
Цели и задачи должны быть четко сформулированы. Брать за основу ВУЗовские программы в стиле «выпускник должен знать…, уметь…» — затея провальная, поскольку даже сам разработчик не сможет ни понять, ни рассказать, в чем суть обучения.
Цель курса должна быть одной и вполне конкретной. Например, повысить продажи. Задачи — конкретные навыки, знания, которые помогут добиться цели. Если брать тот же пример — это могут быть умения работать с возражениями, проводить аудит предложения и т.д. Всего должно быть от 3 до 5 задач, в зависимости от размеров и объема курса.
3.Определение целевой аудитории
Каждая программа ориентирована на конкретных людей с конкретными потребностями. При этом важно уметь определить ЦА и детализировать ее параметры, сегментировать целевую аудиторию. Важно понять, какие проблемы возникают у представителей ЦА, чего они хотят, как именно курс поможет решить эти проблемы.
На этом же этапе стоит подумать над форматом обучения, как именно будут проходить занятия. Найдется ли место для живого общения, вебинаров и пр.
4.Разработка содержания курса
Разработку курса начинают с создания общей программы. В нее включают модули, планы занятий и прочие моменты. Прописывать программу нужно подробно, с указанием тематических планов на каждый урок.
Когда план будет готов, можно приступать к разработке контента, который призваны обучать студентов. Это обширный пласт работ, необходимо создать сценарии, записать видеоуроки, написать лонгриды и текстовые материалы, проработать домашние задания.
Не стоит забывать и об оформлении. В качественно структурированном материале проще разобраться, требуется меньше времени на понимание структуры и сути.
Как только материалы готовы, следует выбрать название курса и провести аудит учебной программы, всех методических и прочих текстов, видеоматериалов на соответствие цели. При необходимости информационный пласт перерабатывают, редактируют.
5.Аудит готового продукта
Не всегда разработчик достаточно объективен при оценке своего творения. Причина не только в заинтересованности, но и в банальном привыкании к содержанию курса. На этом этапе стоит привлечь независимого эксперта, который даст свою оценку материалам, структуре образовательного продукта. Эксперт же может помочь с интересными примерами из практики, кейсами, даст много ценной информации для совершенствования курса.
Подумать над привлечением эксперта нужно и в том случае, если потребуется проверка домашних заданий.
6.Создание фокус-группы и доработка
Фокус-группа — это представители целевой аудитории, которые протестируют продукт и смогут высказать свои впечатления, пожелания. Доработку материалов проводят на базе полученной информации, в ходе пробного запуска. Это серьезно помогает повысить качество конечного продукта.
7.Анонсирование
О запуске курса необходимо рассказать целевой аудитории. Анонсирование проходит в онлайне, с помощью тематических площадок, групп в соцсетях, с привлечением контекстной рекламы, которая будет приводить посетителей из ЦА на сайт, страницу (лендинг). Анонс рекомендуется делать за 10-14 дней до старта занятий, чтобы люди успели записаться и при этом не забыли о существовании курса.
8.Размещение готового продукта и запуск
Разместить готовые материалы можно как на бесплатных, так и на платных платформах, как было описано выше. От выбора зависит старт продаж, объем дальнейшей прибыли. Поэтому к вопросу нужно подойти ответственно.
Какие ошибки допускают при создании онлайн-курсов
Существуют десятки ошибок, которые существенно снижают качество образовательного проекта, а также спрос на него. Далее представлен список из 10 самых распространенных ошибок:
- Слишком много информации. Многие курсы грешат обилием неструктурированной информации, в которой легко запутаться. Стараясь дать больше, создатель продукта не дает ничего. Толку от такого обучения ноль.
- Низкий уровень эксперта, преподавателя. Если человек не обладает достаточным опытом, он не сможет дать полезную и действительно ценную информацию.
- Отсутствие стратегии, четкого плана изложения информации. Частично пересекается с первым пунктом. Преподаватель, как и методист (по совместительству разработчик) не понимают, зачем существует курс, какие цели он преследует.
- Сухое, скучное изложение. Мало кто будет слушать лекции, когда преподаватель сухо пересказывает материал без примеров, интересных кейсов.
- Геймификация ради самой геймификации. Другая крайность, когда курс ориентировать на геймификацию, внедрение элемента игры, соревнования, но при этом разработчики не понимает, зачем ему это вообще нужно и что дает студентам.
- Отсутствие обратной связи. Некоторые курсы продаются и без нее, но наличие возможности задать вопросы, получить дополнительные инструкции, существенно повышает мотивацию и интерес к продукту.
- Скудность форматов. Одних видеоуроков уже недостаточно. Обучающиеся хотят разнообразия.
- Ноль практики. Важно давать домашние задания, которые помогут отработать навыки и набить руку в том или ином деле.
- Непонимание целевой аудитории. В таком случае преподаватель, часто по совместительству разработчик, не работает «от клиента».
- Слишком большая длительность уроков. Немногие могут высидеть даже 1 час, концентрируя предельное внимание на занятии. Между тем, часто встречаются курсы с уроками по 2-3 часа.
Источник: proctoredu.ru
Мастер-класс «Как разработать программу элективного курса».