На основе выявленной проблемы, определенных объекта и предмета исследования устанавливается цель исследования .
Цель исследования направлена на решение поставленной проблемы, от нее зависит весь ход дальнейшего исследования.
Цель исследования — это то, что в самом общем виде должно быть получено в конечном итоге работы.
Для определения цели в исследовательских работах, выполняемых на первой и второй ступенях высшего образования, могут быть использованы различные подходы. Это обусловлено научной направленностью работ , выполняемых в магистратуре, для которых, в первую очередь , важен научный результат.
Так, в магистерских диссертациях при формулировании цели рекомендуется сначала указать основной научный результат, который должен быть получен, а затем связать его с практической потребностью, для удовлетворения которой осуществляется решение поставленной задачи (см. рис. 2.2). Таким же образом желательно подходить к формулировке цели курсовых работ в магистратуре.
Вебинар с наставником траектории «Исследования и разработки»
Формулировка цели обычно начинается словами: » Цель настоящей работы — …».
Например, цель магистерской диссертации на тему «Ключевые факторы успеха в ИТ-консалтинге» может быть сформулирована так: «Разработать набор ключевых факторов успеха, обеспечивающих укрепление конкурентных позиций компании в ИТ-консалтинге».
В работах, выполняемых в учебном процессе на первой ступени обучения (в бакалавриате), цель работы чаще всего носит практический характер, поскольку наличие элементов научной новизны не является обязательным требованием для работ этого уровня. Основные информационные блоки описания цели представлены на рис. 2.3. Порядок их использования устанавливается на усмотрение автора работы.
Например, цель выпускной квалификационной работы бакалавра на тему: «Влияние развития ИТ на портфель консалтинговых услуг системных интеграторов» может быть сформулирована так: «Для повышения привлекательности услуг и поддержания конкурентоспособности системных интеграторов разработать обоснованные рекомендации по развитию портфелей консалтинговых услуги на основе ИТ-инноваций».
После определения цели исследования формулируется гипотеза исследования 6 от греч. hypothesis — основание, предположение — «положение, выдвигаемое в качестве предварительного условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления» 7 Философия: Энциклопедический словарь/ Под редакцией А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004, с. 182 .
Гипотеза выдвигается с целью решения поставленной проблемы и определяет главное направление научного поиска, в результате которого должны быть получены выводы об истинности или ложности гипотезы .
Рис. 2.2. Основные информационные блоки при формулировании цели магистерской диссертации
Создание собственного бренда и начало продаж на Allegro и Amazon в Европе. Малый бизнес в Польше ❤️
Рис. 2.3. Основные информационные блоки при формулировании цели курсовой и выпускной квалификационной работ, выполняемых в бакалавриате
В качестве научного предположения гипотеза должна отвечать определенным требованиям с точки зрения методологии науки, а именно, должна быть 8 Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н. профессора В.Е. Кемерова.-М.: Академический Проект, 2004, с.156. :
- логически непротиворечивой;
- принципиально проверяемой;
- не противоречащей ранее установленным фактам, не относящимся к предметной области;
- приложимой к возможно более широкому кругу явлений;
- эффективной в познавательном или практическом отношении (в частности, позволяющей разработать или конкретизировать программу дальнейших исследований).
Гипотеза выдвигается на основе результатов изучения относящихся к предметной области исследования фактов, результатов научно-практических достижений и других материалов. Её подтверждение направлено на то, чтобы доказать реальное существование предполагаемого положения.
Основные этапы разработки гипотезы приведены на рис. 2.4.
Рис. 2.4. Этапы разработки гипотезы исследования
В результате проведенного исследования гипотеза либо опровергается, либо подтверждается и становится положением теории.
Гипотеза в исследовательских работах, выполняемых в учебном процессе, может касаться существования объекта , его структуры, свойств, элементов и связей, образующих объект , механизма функционирования и развития.
При формулировке гипотезы рекомендуется использовать ключевые слова выбранной темы исследования.
Например, гипотеза магистерской диссертации на тему «Ключевые факторы успеха в ИТ-консалтинге» может быть сформулирована так: «В области ИТ-консалтинга существует набор ключевых факторов успеха, позволяющий сконцентрировать ресурсы (материально-технические, инвестиционные) в тех областях, где компания может достичь значительного преимущества над основными конкурентами и завоевать лучшую позицию на целевом рынке».
Задачи часто формулируются с помощью глаголов: выявить, исследовать, обосновать, определить, проанализировать, разработать, установить, или соответствующих существительных.
Используя установленную цель и выдвинутую гипотезу для рассмотренного выше примера магистерской диссертации, сформулируем задачи работы. Сводные данные примера приведены в таблице 2.6.
- Выделить и проанализировать основные источники ключевых факторов успеха в ИТ-консалтинге.
- Разработать подход к определению ключевых факторов успеха в ИТ-консалтинге.
- Определить набор ключевых факторов успеха компании в ИТ-консалтинге.
- Установить взаимосвязь между основными видами задач консалтинговых проектов в сфере ИТ и ключевыми факторами их успешного решения
Для поставленных в работе цели и задач необходимо установить условия, определяющие рамки исследования: перечислить и описать ограничения и допущения.
Ограничения могут касаться:
- времени рассмотрения объекта исследования ;
- места его нахождения в границах системы более высокого порядка, чем он сам;
- аспекта, в котором этот объект существенен.
Например, в работах, выполняемых в учебном процессе по направлению подготовки «Бизнес-информатика» , часто выделяют следующие группы ограничений: нормативные, технические, информационные, стоимостные, временные.
Для примера, приведенного в таблице 2.6, ограничениями работы является:
- рассматривается российский рынок ИТ-консалтинга;
- рассматривается деятельность крупных системных интеграторов в сфере ИТ-консалтинга.
Допущения определяются на основе цели , задач и возможностей исследователя. Допущения могут касаться прошлого, текущего и будущего состояния объекта , его структуры, состояния элементов и связей, механизма функционирования.
Например, для примера, приведенного в таблице 2.6, может быть сделано допущение о непрерывности деятельности рассматриваемых системных интеграторов.
Примеры типовых ошибок, допускаемых студентами при формулировании цели и задач исследовательских работ приведены в таблице 2.7.
- Цель работы не имеет непосредственного отношения к заявленной теме.
- Цель работы не связана с поставленной проблемой, лежащей в основе предмета исследования .
- Формулировка цели размыта, не определен основной результат (научный результат для магистерской диссертации), планируемый к получению.
- Формулировка цели не отражает практическую потребность, во имя которой решается поставленная задача
- Задачи исследования не обеспечивают достижение установленной цели работы.
- Задачи подменяются методами исследования .
- Формулировки задач дублируют определение цели .
- Задачи работы не связаны со структурой работы
Источник: intuit.ru
Разработка программы исследования
Программа исследования — это изложение общей концепции исследовательского проекта, план исследования, в котором поэтапно излагаются правила процедур научно-практической исследовательской деятельности. Программа выражает понимание и знание того, что надо делать; чем и как выполнить задуманное.
Основные требования к программе: эксплицитность (ясность, четкость); гибкость, допускающая возможность уточнения и конкретизации положений на следующих этапах; логическая последовательность структуры; обоснованность всех элементов и процедур, их целостность и концептуальное единство [1].
Целью данного исследования является обеспечение обратной связи со студентами и улучшение организации образовательного процесса в Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПС).
Объектом исследования являются лица, располагающие оперативно значимой информацией. В данном случае это учащиеся Сибирского государственного университета путей сообщения.
Количество респондентов данного исследования — 50.
Основанием и условием для проведения исследования служит добровольное согласие студента на опрос (прохождение анкеты), ясно выраженное опрашивающему. При согласии опрашиваемого, анкета высылается ему на электронную почту.
Предмет исследования — субъективно-оценочная информация, выраженная в мнении респондентов и характеризующая их отношение к аспектам темы опроса.
Основной задачей исследования является определение основных предпочтений и требований учащихся Сибирского государственного университета путей сообщения. Как показывает практика, анкетный опрос или анкетирование, является одним из наиболее распространенных и эффективных методов опроса. Именно технология анкетирования, позволяет получить качественную и разнообразную социологическую информацию.
В данном исследовании анкетирования проводится с помощью Сети Интернет, посредством рассылки опросных материалов на электронную почту респондентов.
Разработка инструментария исследования
Для достижения максимума лояльности потребителей и доходности предприятия необходим долгий период работы по удовлетворению потребителя. Удовлетворенность потребителя основана на выполнении или даже превышении его запросов. Исследование по измерению удовлетворенности потребителя предоставит информацию необходимую для достижения максимального экономического эффекта от наличия удовлетворенных и лояльных предприятию потребителей. Измерение удовлетворенности потребителей позволит маркетологу:
1) точно определить запросы потребителей и относительную важность этих запросов;
2) понять, как потребители воспринимают предприятие, и соответствует ли деятельность предприятия их запросам;
3) определить приоритеты для улучшения — те области, в которые в первую очередь необходимо инвестировать средства;
4) выявить «расхождения в понимании», т.е. те области, в которых персонал предприятия неправильно понимает приоритеты потребителей или свои собственные возможности удовлетворить их потребности;
5) установить цели улучшения обслуживания и контролировать процесс этого улучшения по коэффициентам удовлетворенности потребителей;
6) увеличить прибыли за счет увеличения лояльности потребителей и их сохранения [1].
Этапы разработки анкеты и процесс проведения опроса:
1) Подготовительный этап.
а) Разработка программы опроса, постановка целей, задач. Обоснование необходимости его применения и выбор вида опроса.
б) Определение предмета опроса.
в) Определение объекта опроса.
г) Выделение состава задач, категорий анализа и ситуаций для проектирования вопросника.
д) Проектирование инструментария (анкеты), его распространение.
е) Выборка. Установление правил отбора респондентов. (При необходимости — составление их списков).
ж) Определение способов обработки и анализа данных.
з) Подготовка технических средств (средств регистрации и обработки данных).
2) Оперативный этап сбора данных.
а) Уточнение места проведения опроса. Согласование с респондентом, его мотивация и инструктаж.
б) Опрос респондента, регистрация его ответов.
в) Уточнение записей после беседы. Фиксация сопутствующих факторов, характеризующих поведение респондента, обстановку проведения опроса.
3) Результирующий этап.
а) Ручная обработка данных.
б) Обработка и контент-анализ открытых вопросов.
в) Перевод данных на машинные носители и машинная обработка.
г) Статистическая обработка по программе анализа. Построение и исчисление показателей.
д) Характеристика состава опрошенных, репрезентативности данных опроса.
е) Иллюстрация, доказательство гипотез на основе полученных результатов. Построение выводов.
ж) Анализ и оценка эффективности применения метода опроса. Степень соответствия полученных данных целям исследования. Выявление ошибок, новаций. Перевод полученных результатов в банки данных.
з) Выработка рекомендаций по теме анализа, по решению поставленных задач. Подготовка отчета.
В итоге данного подраздела, была разработана анкета для опроса респондентов (см. Приложение А).
Календарный план исследования
Календарный план исследования состоит из следующих этапов:
1. Обсуждение и утверждение программы и методического инструментария.
2. Поиск целевой аудитории.
3. Тиражирование методологического инструментария.
4. Проведение полевого исследования.
5. Подготовка первичной информации и обработка её на ЭВМ.
6. Разработка инструкций по выбраковыванию анкет.
7. Выбраковка негодных анкет.
8. Ввод первичной информации.
9. Обработка первичной социологической информации.
10. Анализ результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.
11. Анализ результатов и подготовка предварительного отчета.
12. Предоставление отчета.
Продолжительность исследовательского процесса — один месяц.
В итоге данного подраздела, был разработан календарный план исследования, представленный в «Таблица 1 — Календарный план исследования» (см. Приложение Б).
Таким образом, в данном разделе нами была описана программа данного исследования, разработана анкета для опроса респондентов, а также составлен календарный план исследования.
Источник: studentopedia.ru
Презентация на тему Разработка программы научного исследования
рассмотрение теоретических вопросов
Вы обладаете навыками, необходимыми для проведения исследования (либо готовы их развить)
Цель исследования может быть достигнута за отведенное время
У Вас есть доступ к необходимым данным
Вы можете дать «свежий» взгляд на тему исследования
Результаты исследования имеют ценность при любом исходе исследования
Результаты исследования в принципе имеют ценность
Тема отвечает целям Вашего будущего карьерного роста
Слайд 10Проблемная ситуация- фактическое положение дел, не удовлетворяющее кого-либо,
и не могущее быть усовершенствовано на базе
существующих знаний
Слайд 11ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
ПРОБЛЕМА
Слайд 12Проблема исследования
Вопрос, ответ на который необходимо получить
в процессе исследования (то, что неизвестно)
между потребностями социальной практики и когнитивными возможностями ее обеспечения
Слайд 13
Слайд 14Актуальность исследования – обоснование целесообразности и объективной
возможности решения исследовательской проблемы, а также меры
ее изученности зачем проводить Ваше исследование?
Общенаучная
Общесоциальная
Локальная (организационная, территориальная и т.д.)
Субъективная
Слайд 15Изученность проблемы:
Слайд 16Гипотеза исследования — обоснованное предположение о природе,
причинах, характере и (или) масштабе исследуемой проблемы
и возможных подходах к ее решению
Слайд 17Процедура формулирования гипотез :
Слайд 18Критерии «хорошей» гипотезы:
Слайд 19
Слайд 20ИНФОРМАЦИЯ
Слайд 21
Слайд 22Решение каждой задачи представляет собой самоценный результат
Каждая
задача является необходимой
Последовательность задач не может изменяться
Оптимальное
количество задач: 3-4
Каждая задача самостоятельно отображается в структуре исследования
Формулирование задач исследования – последовательное описание исследовательских действий по достижению цели
Слайд 23Объект исследования- область реальности, содержащая исходное противоречие
(«носитель» проблемной ситуации)
Слайд 24Объект исследования — СТУДЕНТЫ
Слайд 25Предмет исследования – существенные свойства и отношения
объекта, познание которых необходимо для решения проблемы
исследования.
Слайд 26Для исследователя предмет его исследования всегда должен
быть осмыслен как научная категория
Слайд 27Логический анализ предмета исследования
Т Е О
Р И Я
Слайд 28Дескриптивная интерпретация – определение содержания понятия, которое
описывает предмет исследования
Родовой признак
Перечисление видовых отличий:
— структурных
— генетических
— функциональных
— сущностных
Слайд 29Трудовой потенциал – социальная дееспособность сотрудников организации
(см.Человек и труд, 2009, № 10, с.30-32)
Слайд 30Трудовой потенциал – совокупность качеств работников и
коллективов, определяющих их продуктивность
Слайд 31
Слайд 32
Слайд 33Показатели (индикаторы):
Слайд 34Шкала – эталон, при помощи которого свойства
изучаемого объекта получают объективное и однозначное описание
Слайд 35Типы шкал
Слайд 363. Методический раздел программы исследования. Общий план
исследовательских действий.
Слайд 37Что (кто) является источником информации?
Слайд 38«Особенные люди»: сбор информации у детей
Слайд 39«Особенные люди»: сбор информации у детей
Слайд 40«Особенные люди»: сбор информации у детей
Слайд 41«Особенные люди»: сбор информации у руководителей
Слайд 42«Особенные люди»: сбор информации у руководителей
Слайд 43BIG DATA: как это было
Слайд 44Основные понятия выборочного метода:
Генеральная совокупность – совокупность
всех элементов, которые могут быть отнесены к
объекту исследования, так как обладают свойствами, подлежащими изучению.
Единица отбора –любой элемент генеральной совокупности.
Выборочная совокупность (выборка) – особым образом вычлененная часть элементов генеральной совокупности, подлежащая непосредственному изучению.
Единица наблюдения – любой элемент выборочной совокупности.
Объем выборки – общее число единиц наблюдения, включенных в выборочную совокупность.
Слайд 45
Слайд 46Репрезентативность – способность выборочной совокупности выступать достоверной
моделью генеральной совокупности, точно отражая все свойства
и характеристики объекта.
Ошибка репрезентативности – величина расхождения между средними характеристиками выборочной и генеральной совокупности.
Слайд 47
Доверительный интервал – это
границы прогноза (верхняя и нижняя), в рамки
которых с заданной вероятностью попадут фактические значения.
Доверительная вероятность – вероятность того, что погрешность не выйдет за границы некоторого интервала;
Слайд 48Величина доверительной вероятности:
3 сигма — вероятность попадания
очередного фактического значения в доверительный интервал составят
99,7%, или 300 к 1, или существует 0,3% вероятности выхода за границы.
2 сигма — вероятность попадания очередного значения в границы составляет ≈ 95,5 %, т.е. шансы примерно 20 к 1, или существует 4,5% вероятность выхода за границы.
1 сигма — вероятность ≈ 68,3%, т.е. шансы примерно 2 к 1, или существует 31,7% вероятность того, что очередное значение выйдет за пределы доверительного интервала.
правило 3 сигм гласит, что вероятность попадания очередного случайного значения в доверительный интервал с заданным значением три сигма составляет 99.7%.
Слайд 49
Слайд 50Основное правило обеспечения репрезентативности – каждый элемент
генеральной совокупности должен иметь одинаковые шансы попасть
Слайд 51
Не является выборкой
Слайд 52Типы выборки (по методу построения):
Слайд 53Многоступенчатая выборка – сочетание различных типов выборок
на разных шагах (этапах) отбора . Приводит к
нарастанию ошибки выборки .
Слайд 54
Слайд 55Как определить объем выборки?
«Метод минимального объема» –
50 анкет.
Метод квот (количество градаций вопросов*25)
Источник: thepresentation.ru