Ефремова, А. О. Социально-культурное проектирование детских шоу-программ: теоретико-методологический аспект / А. О. Ефремова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 332-335. — URL: https://moluch.ru/archive/43/5277/ (дата обращения: 04.07.2023).
На настоящий момент детские шоу-программы имеют большую распространенность на практике детских коллективов, но недостаточно разработаны теоретические основы социально-культурного проектирования детских шоу-программ. Детские шоу-программы обладают определённым художественно-развивающим потенциалом. Этот потенциал не может быть полностью реализован, т.к. отсутствует квалифицированное методологическое обоснование данного потенциала в теории социально-культурной деятельности.
До недавнего времени в литературе широкое распространение имели термины «массовое представление», «массовый праздник», «зрелище» и т.д. На рубеже XX – XXI вв. появилось достаточно большое количество исследований, посвящённых проблематике шоу программ, но мы не встретили в литературе определение понятия «детские шоу-программы». Общее понятие «шоу-программа» введено только в учебнике А.Д. Жаркова, где под шоу-программой, автор понимает, многожанровое сценическое искусство; объединяет музыку, танец, пение, разговорные жанры, номера с куклами, трансформацию, акробатику и другие цирковые и оригинальные жанры [1, с. 30]. Данное определение, на наш взгляд, не раскрывает полностью сущность шоу-программ.
Лекция 3: «План культурно-досуговой деятельности модернизированной детской библиотеки»
И.И. Воронин предложил авторское определение музыкально-развлекательной программы для молодёжи, которое может быть использовано при разработке определения «детской-шоу-программы». По мнению И.И. Воронина, музыкально-развлекательной программа для молодёжи – это особый тип культурно-досуговых программ, целостно реализующих основные функции досуга (коммуникативную, рекреационную, гедонистическую, развивающуюся) средствами музыкального искусства в соответствии с досуговыми потребностями различных категорий молодёжной аудитории учреждений культуры [2, с.16].
Для того, что бы использовать определение, предложенное И.И. Ворониным в диссертационном исследовании, следует дать определение понятию «культурно-досуговая программа». Под культурно-досуговой программой понимается результат традиционной, своеобразно продукции, созданной на основе сценарно-режиссёрского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей [3, с. 256]. По нашему мнению, данное определение не отражает сущностные черты культурно-досуговой программы, поэтому считаем целесообразным использовать определение Г.В. Олениной: «информационно-просветительная программа – это комплекс организационно-постановочных действий, направленных на трансляцию актуальной, новой информации по различным проблемам развития общества, культуры, личности с целью просвещения, дополнительного образования населения, а также продвижения справочно-информационных услуг и организации событийных просветительных коммуникаций учреждений социально-культурной сферы» [4, с. 5-6].
Проектирование программ досуговой деятельности обучающихся в общеобразовательной организации
Из определения данного Г.В. Олениной получается, что культурно-досуговая программа – это комплекс организационно-постановочных действий. Для определения сущностных характеристик шоу-программ необходимо дать определение понятию «шоу».
А.Д. Жарков также приводит следующее определение термина «шоу», которое понимается как одна из форм артизации, своеобразный спектакль, театрализованное зрелище, которые являются автономными или частью общественных и культурных акций (политические собрания, художественные конкурсы, телевизионные игры, вручения различных премий и т.д.) [1, с. 433].
Проанализировав вышеизложенные определения мы пришли к выводу, что детская шоу-программа – это комплекс постановочных действий, целостно реализующих основные функции досуга (коммуникативную, рекреационную, гедонистическую, развивающую) средствами многожанрового сценического искусства, объединяющего музыку, танец, пение, разговорные жанры, номера с куклами, цирковые и другие оригинальные жанры в соответствии с досуговыми потребностями различных категорий детской аудитории учреждений культуры.
Основываясь на этом определении детской шоу-программы, можно выделить характеристики детских шоу-программ по функциям досуга и средствам, используемых в детских шоу-программах.
- коммуникативная детская шоу-программа;
- рекреационная детская шоу-программа;
- гедонистическая детская шоу-программа;
- развивающая детская шоу-программа.
- детские театрализованные шоу-программы;
- детские музыкальные шоу-программы;
- детские хореографические шоу-программы;
- детские шоу-программы разговорного жанра;
- детские многожанровые шоу-программы.
- принцип неразрывной связи с жизнью, практическими задачами реформирования общества;
- принцип дифференцированного подхода к различным слоям населения;
- принцип доступности шоу-программ;
- принцип последовательности;
- принцип научности;
- принцип ситуативности, проявляющийся в степени, характере и рамках воздействия в зависимости от ситуации, организации, самоорганизации участников процесса;
- принцип партнёрства, направленный на установление партнёрских отношений участников процесса разработки и реализации шоу-программ со зрительской аудиторией;
- принцип наглядности процесса организации шоу-программ, предусматривающий соблюдение яркости, красочности;
- принцип позитивной направленности процесса организации шоу-программ, предусматривающий создание эмоционально-положительного фона в ходе проведения мероприятия;
- принцип индивидуального и коллективного начала, определяющий необходимость учёта коллективного характера проводимого мероприятия и индивидуальной потребности личности в развитии и саморазвитии [5, с. 87-88].
- принцип ситуативности, который заключается в неразрывной связи шоу-программ с социально-культурной, экономической и политической ситуацией в обществе; в зависимости от конкретной ситуации, организации и самоорганизации участников и организатор детских шоу-программ, а также необходимости решения практических задач общества;
- принцип дифференцированного подхода в работе с детьми заключается в том, что при разработке детских шоу-программ необходимо учитывать как индивидуальные особенности ребёнка и для этого необходимо предварительно выявить для какой аудитории готовится шоу-программа или какие дети участвуют в шоу-программе; чем больше будет критериев для дифференциации, тем больше вероятность, что цель проведения шоу-программы будет достигнута;
- принцип доступности шоу-программы базируется на принципе дифференцированного подхода; для того, чтобы шоу-программа была понята целевой аудиторией (т.е. детьми) следует учитывать их психолого-педагогические особенности. Этот принцип является важнейшим, т.к. без соблюдения этого принципа проведение шоу-программы не достигнет никакого результата;
- принцип последовательности проявляется в том, что на основе общей цели должны решаться конкретные задачи; этот принцип проявляется в самом процессе создания шоу-программы (от идеи до воплощения);
- принцип партнёрства направлен на выстраивание отношений между организаторами шоу-программы и целевой аудиторией; доверительные отношения имеют особое значение при работе с детской аудиторией – это позволяет организаторам получать обратную реакцию целевой аудитории на шоу-программу;
- принцип наглядности процесса организации шоу-программ заключается в том, что в первую очередь дети обращают внимание на яркие и красочные предметы;
- принцип позитивной направленности процесса организации шоу-программ проявляется в создании положительного эмоционального фона при организации и проведение шоу-программы;
- принцип индивидуального и коллективного начала, направлен на социализацию и индивидуализацию личности, а также даёт возможность ребёнку попробовать себя в различных социальных ролях.
- Обоснование вида детской шоу-программы. Детские шоу-программы представлены следующими видами:
- детские театрализованные шоу-программы;
- детские музыкальные шоу-программы;
- детские хореографические шоу-программы;
- детские шоу-программы разговорного жанра;
- детские многожанровые шоу-программы. Для выбора и обоснования вида детской шоу-программы предварительно осуществляются: а) анализ ресурсов: территории (микрорайон, район, город, регион, Российская Федерация), организации; б) характеристика проблем (инициатора шоу-программы – органа власти, учреждения, населения и т.д.).
- Цели и задачи шоу-программы. Цели и задачи можно разделить согласно основным сегментам рынка шоу-программ, которыми являются руководители коллектива, организующего шоу-программу; руководители учреждения, являющегося базовым для коллектива; родители детей, занятых в шоу-программе; зрители; спонсоры.
- Тема детской шоу-программы – определяется в соответствии с основными проблемами и базовыми ресурсами инициатора.
- Аудитория детской шоу-программы. Определение и характеристика: целевых, контактных групп; участников, гостей детской шоу-программы.
- Содержание детской шоу-программы. Отдельно нужно акцентировать внимание на раскрытии темы номера. Главные особенности драматургии шоу-программы состоят в следующем:
- строгий действенный отбор, выявление событий через выразительные средства жанра;
- выпуклая и яркая подача событийного ряда при практически отсутствующих переходах (нет времени);
- лаконизм в раскрытии темы, которая может быть очень глубокой, но обязательно должна быть «узконаправленной» и не развиваться в широту; в сценарии не может быть второй сюжетной линии 3, с.68 .
- План участия основных категорий в детской шоу-программы. Это раздел структуры детской шоу-программы взаимосвязан с аудиторией детской шоу-программы.
- Атрибутика детской шоу-программы. Атрибут – предметный символ детской шоу-программы. Он является товарным знаком шоу-программы (брендом), рекламным атрибутом, коммерческим продуктом (помогает окупить шоу-программу, позволяет заранее спланировать массовое предпраздничное рыночное производство).
- Жарков А.Д. Продюсирование и постановка шоу-программ: учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: Изд. Дом МГУКИ, 2009. 470 с.
- Воронин И.И. Развитие воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодёжи в учреждениях культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. М.: МГУКИ, 2011. – 24 с.
- Культурно-досуговая деятельность: учебник; под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М.: Изд-во МГУКИ, 1998. с. 461.
- Технологии культурно-досуговых программ: технологии информационно-просветительских программ: курс лекций по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность», квалификации «Постановщик культурно-досуговых программ»/ сост. Г.В. Оленина; Алт. гос. Акад. Культуры и искусств, кафедра социально-культурной деятельности. Барнаул: Из-во АлтГАКИ, 2009. 99 с.
- Павлов М.А. Социокультурное проектирование шоу-программ: организационно-педагогический подход: монография. Тамбов: изд-во Першина Р.В., 2006. 147 с.
- Богданов И.А. Постановка эстрадного номера: учебное пособие. СПб: Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2004. 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детская шоу-программа, детская, социально-культурное проектирование детских шоу-программ, характеристика детских шоу-программ, методологический потенциал, обоснование вида, основная функция досуга, разговорный жанр, сценическое искусство, функция досуга.
Источник: moluch.ru
Логика построения культурно-досуговой программы
Совершенствование культурно-досуговой деятельности во многом зависит от умения и способностей сценаристов разрабатывать и реализовывать сценарии различных культурно-досуговых программ. Создание сценария – это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Культурно-досуговая программа, организованная и проведенная по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого. Каждая культурно-досуговая программа содержит в себе элемент конструкции, построения, обусловливая тем самым композиционную организацию сценарного материала.
Драматургическая основа культурно-досуговой программы создается такими эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия, пантомима, хореография и др. Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое, придать будущей программе логичность, стройность, целостность. От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией.
В процессе работы над драматургией культурно-досуговой программы сценарист сталкивается с различными видами творческой деятельности, которые могут быть успешно им реализованы лишь в том случае, если он опирается на прочный фундамент знаний закономерностей творческого процесса. Для этого, в первую очередь, необходимо знание теоретических основ таких творческих явлений как сущность, структура, особенности художественного мышления и художественного вкуса, формы, средства, методы их формирования, законов композиционного построения драматургического произведения – функциональное размещение в нем экспозиции, завязки, основного развития действия, кульминации, развязки и окончания.
Диапазон культурно-досуговых программ достаточно широк как по содержанию, так и по формам. Это игровые, конкурсно-игровые, информационные, развлекательные, художественно-публицистические, театрализованные и другие комплексные программы.
Каждый вид такой программы имеет свои специфические особенности драматургической организации сценарного материала и, следовательно, композиционного построения. Значительное место в структуре указанных программ занимают театрализованные представления.
Это сложнейшая драматургическая форма, приближенная к литературно-художественному произведению всеми признаками жесткой композиционной структуры. Классическую структуру такой программы, как отмечалось, составляют следующие элементы: экспозиция, завязка, основное развитие действия, кульминация, развязка и окончание. Каждый названный элемент в структуре композиции имеет свое определенное функциональное назначение. Рассмотрим последовательно каждый из данных элементов.
Экспозиция – первый структурный элемент композиционного построения сценария. Как правило, экспозиция располагается вначале и служит основой для развития последующего драматургического действия. Особенность экспозиции заключается в том, что в ней практически отсутствует событие. Она лаконична, кратковременна, в ней отражается лишь общий характер темы будущей культурно-досуговой программы. Это может быть знакомство с участниками театрализованного представления или сообщение ведущего исходных данных о теме предстоящей программы.
В некоторых случаях экспозицию отождествляют с таким композиционным приемом, как пролог. Но следует помнить, что экспозиция и пролог не идентичные понятия. Пролог (предисловие) – это композиционный прием, суть которого заключается в показе или демонстрации идей автора, его отношение к событию, которому посвящена культурно-досуговая программа. Самым существенным отличием является то, что пролог не связан с основным сюжетным действием, в то время как в экспозиции сюжетное действие берет свое начало. Использование данного приема характерно для театрализованных и особо торжественных представлений, что дает возможность режиссеру-постановщику осуществить красочное и зрелищное начало представления.
Завязка – это важнейший опорный структурный элемент композиционного построения сценария культурно-досуговой программы. Функциональная ценность данного элемента заключается в том, что в его основе, в первую очередь, лежит событие, так называемое «исходное», которое определяет начало драматургического конфликта и находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария. Именно исходное событие привлекает внимание зрительской аудитории и побуждает ее следить за дальнейшим сюжетным развитием действия.
Поиск сценаристом оригинального сюжетного решения завязки всегда является драматургической проблемой. Завязка не только формально определяет исходное событие, но и является существенным моментом оригинального драматургического решения сценария культурно-досуговой программы. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы. Небрежный, необдуманный подход сценариста к решению завязки, как правило, приводит к сюжетной неопределенности и рыхлости композиционного построения сценария.
Основное развитие действия в композиционном построении является самой обширной частью сценария. Здесь фактически укладывается весь основной сюжет культурно-досуговой программы. Именно здесь исходное событие, которое произошло в завязке, в основном развитии действия, находит свое драматургическое продвижение к кульминации. Напомним, что сценарий культурно-досуговой программы строится из блоков и эпизодов, которые обладают определенной сюжетно-тематической самостоятельностью, то есть имеют свой оригинальный сюжет, внутренний событийный ряд, композиционное построение и свой неповторимый драматургический ход. Количество блоков и эпизодов, включаемых в драматургическую ткань сценария, определяется творческим замыслом сценариста.
Однако здесь необходимо усвоить, что событийный ряд данных блоков и эпизодов подчинен основному сюжетному ходу сценария, его основному сквозному драматургическому действию. Общий сюжетный ход, проходя красной нитью через все эпизоды и блоки, связывая их в единое драматургическое действие, является главнейшим композиционным приемом, способствующим созданию целостности культурно-досуговой программы.
В то же время событийный ряд отдельных блоков и эпизодов обеспечивает тот ритм нарастания сюжетного действия, которое, в конце концов органично приводит к кульминации в сценарии. Чем оригинальнее будут выстроены блоки и эпизоды в сценарии, тем интереснее будет развиваться сквозное действие культурно-досуговой программы, его основной сюжет.
Композиционное построение основной части сценария требует от сценариста большого мастерства, чтобы избежать опасности потери течения сюжета. В этой связи большое значение имеют так называемые сюжетные акценты, то есть слова, фразы, сценические действия, которые фиксируют внимание зрительской аудитории на основных сюжетных узлах и позволяют ей с неослабевающим интересом следить за ходом программы и адекватно воспринимать все происходящее на сцене.
Кульминация – вершина развития драматургического конфликта в сценарии, высшая точка эмоционального восприятия зрительской аудитории. В центре кульминации лежит главное событие, задача которого – разрешение всего драматургического конфликта в сценарии. Если исходное событие в завязке и событийный ряд в основном развитии действия логично между собой сопряжены, то кульминация вытекает естественно и становится смысловым и эмоциональным центром всей культурно-досуговой программы.
Развязка как структурный элемент композиционного построения выполняет функцию завершения сюжетной линии сценария. Развязка ставит последнюю точку в развитии сквозной линии. Важно помнить, что в развязке в обязательном порядке следует заключительное событие, в котором сообщается результат разрешения драматургического конфликта. Следовательно, событийный ряд, взявший свое исходное начало, а завязке, пройдя основное развитие действия и достигнув кульминации, в развязке завершает свое драматургическое развитие
Финал следует за развязкой и означает полное завершение сценического действия. Финал служит средством подведения итогов всего драматургического действия, происходившего на сцене.
Особой формой финала является эпилог (послесловие). В композиционном построении сценария он выполняет важнейшую апофеозную роль, благодаря чему каждая театрализованная культурно-досуговая программа завершается массовым эмоционально-зрелищным действием.
ТЕМА 6. КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИНТЕРЕСАМ:
Источник: cyberpedia.su
Особенности разработки культурно-досуговой программы в учреждении дополнительного образования детей
В современной отечественной культурологии досуг понимается как часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.
1. Особенности культурно-досуговых программ.
2. Типы культурно-досуговых программ.
3. Этапы подготовки культурно-досуговой программы.
4. Оформление культурно-досуговой программы.
5. Схема анализа досугового мероприятия
Прикрепленные файлы: 1 файл
Принцип комплексности заключается в сочетании познавательных, развлекательно-рекреационных, коммуникативных и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых форм работы.
Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов:
1) проведение единых тематических мероприятий;
2) привлечение детей (особенно это касается подростков) ко всем фазам досуговых мероприятий – от разработки сценария, оформления школьного вестибюля, зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях – артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены, осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей.
Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий. Этому может способствовать активное вовлечение в этот процесс вместе с детьми не только педагогов-организаторов, непосредственно отвечающих за подготовку и проведение досуговых мероприятий, но и учителей-предметников, классных руководителей, родителей, желающих и способных принять участие в КТД. Подобное объединение взрослых и детей одной общей идеей способствует сплочению образовательного сообщества, формированию у учащихся ответственности, единения, гордости за метос, в котором он обучается.
Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать:
– создание, проигрывание и анализ ситуаций,
– творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),
Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:
– осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
– осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;
– изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;
– приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
– освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
– повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
– изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;
– формирование традиций образовательного учреждения.
Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ учащихся.
С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.
Таким образом, правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.
5. Схема анализа досугового мероприятия
Для методистов и руководителей, осуществляющих контрольные функции, может стать полезна схема анализа досугового мероприятия. В процессе анализа целесообразно зафиксировать и оценить следующие моменты.
1. Общая характеристика детской группы: состав, возраст, учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, запросов детей.
2. Место и время проведения.
3. Тема, цель, форма проведения.
4. Анализ качества подготовки мероприятия: наличие плана проведения; определение задач; активность детей и педагога; участие и заинтересованность родителей и др.
6. Выводы, замечания, предложения: оценка методического своеобразия и эффективности мероприятия; недостатки в ходе подготовки и проведения мероприятия, пути их устранения; пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм организации мероприятия.
1. Назовите основные составляющие культурно-досуговой программы.
2. Приведите примеры культурно-досуговых мероприятий, проводимых в вашем учреждении, распределив их согласно типам культурно-досуговых программ.
Задания для творческой работы
2. Проанализируйте одно из культурно-досуговых мероприятий, проведённых вами или вашими коллегами, используя схему анализа досугового мероприятия.
3. Представьте развернутую характеристику той программы, которая имеется у Вас. К какому типу досуговых программ относится Ваша программа? Сделайте экспертную оценку программы по следующей схеме:
насколько программа соответствует (по содержанию, видам деятельности, игровым ситуациям) возрастным психолого-физиологическим особенностям детей (участников программы) их познавательным, творческим интересам и потребностям?
насколько значимы проектируемые цели программы для развития личности ребенка (интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, физическое)?
каким образом опыт участия в программе обогащает структуру свободного времени ее участников?
описаны ли в программе технологии, стимулирующие создание условий для проявления творческих способностей, содержательного общения детей?
какие рекомендации по совершенствованию программы могут быть предложены ее разработчикам?
4. Какие программы, на ваш взгляд, привлекают в учреждение дополнительного образования старшеклассников?
1. Буйлова, Л.Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе? /Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова. – М.: АРКТИ, 2005. – 286с.
2. Гальченко А.Б. О типологии досуговых программ и не только / Сфера досуга – сфера социализации, с. 47-51.
3. Ганичев Ю.В. Подходы к классификации интеллектуальных игр / Сфера досуга – сфера социализации, с. 76-83.
4. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как педагогическая проблема //Образование и общество. – 2007. – №2. (Интернет-ресурс: education.recom.ru)
5. Кисина Т.С. Длительная сюжетно-ролевая игра как программа деятельности детского коллектива // Внешкольник. – 1997. – № 1.
6. Кульпетдинова М.Е. Подходы к разработке досуговых программ // Ключ к успеху. Сборник № 10, с. 276-277.
7. Карпова Н.С. «Полеты» подростков – это нормально / Сфера досуга – сфера социализации, с. 37-38.
8. Солнцеворот. Детский фольклорный фестиваль // Детский досуг. – 2003. – №1.
д.п.н., профессором, зав.кафедрой педагогики и психологии ОГПУ
Источник: www.referat911.ru