Ключевые слова
ОВЗ, АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Текст научной работы
Статья подготовлена в рамках Государственного задания № 27.313.2016/НМ на выполнение проекта по теме «Разработка и апробация методического обеспечения деятельности субъектов Российской Федерации по развитию системы дополнительного образования детей, в том числе по вопросам, связанным с приоритетными направлениями дополнительного образования детей»
Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяется задача, направленная на повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество [1]. В ФГОС дошкольного образования среди основных задач определяется «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями» [7].
Разработка адаптированных программ (АООП, АОП, ИАП).
Вопросы обеспечения условий для развития способностей и талантов детей с ОВЗ как ресурса их позитивной социальной адаптации и самореализации являются также предметом анализа в материалах Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 г.) [2] и плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации данной Концепции [3].
Эти и многие другие документы государственной политики в сфере защиты интересов социально уязвимых категорий детей в их праве на воспитание, развитие и образование выдвигают в центр особого внимания адаптированную образовательную программу как инструмент организации образовательного процесса, обеспечивающий обучение лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и при необходимости обеспечивающий коррекцию нарушений и социальную адаптацию [4; ст. 2, 64, 66].
Законом РФ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» определяются следующие категории детей с ОВЗ: глухие, слабослышащие, познооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутического спектра, со сложными дефектами и другие [4; ст. 79, п. 5]
Для каждой категории детей с ОВЗ должна быть разработана адаптированная образовательная программа. Она является необходимым условием успешной социализации детей и неотъемлемым законодательно закреплённым правом на получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования в сообществе сверстников. Адаптированная программа может и должна способствовать их эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности.
Основанием для разработки таких программ является протокол психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями, выданный в установленном порядке и письменное заявление родителей или законных представителей об обучении ребенка по адаптированной образовательной программе соответствующего уровня образования.
Как писать адаптированную программу? Адаптированная программа ОВЗ
Разработка и утверждение адаптированной образовательной программы относится к компетенции образовательной организации [4; ст. 28, п. 6] и осуществляется в соответствии с порядком, принятым и закрепленным локальным актом данной образовательной организации.
При разработке программы организация определяет продолжительность пребывания детей в организации, режим работы в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в группах различные программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продленного дня, круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, а также разновозрастных.
В этом случает при разработке адаптированной образовательной программы необходимо учитывать информацию постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» [8]:
- Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:
- для детей с тяжелыми нарушениями речи — 6 и 10 детей;
- для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет -12 детей;
- для глухих детей — 6 детей для обеих возрастных групп;
- для слабослышащих детей — 6 и 8 детей;
- для слепых детей — 6 детей для обеих возрастных групп;
- для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием — 6 и детей;
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 6 и 8 детей:
- для детей с задержкой психического развития — 6 и 10 детей;
- для детей с умственной отсталостью легкой степени — 6 и 10 детей;
- для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет — 8 детей;
- для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет — 5 детей;
- для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) — 5 детей для обеих возрастных групп;
- для детей с иными ограниченными возможностями здоровья — 10 и 15 детей. Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.
- В дошкольных образовательных организациях организация групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности:
- до 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 детей ограниченными возможностями здоровья;
- старше 3 лет:
- не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
- не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детёй, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
- не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы;
- освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
Разработка адаптированной образовательной программы
В ст. 79 п. 1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» говорится:
«Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой….»
Это говорит о том, что каждая образовательная организация, в которой обучается ребёнок с ОВЗ, должна разрабатывать адаптированную образовательную программу (АОП). Как правило, данная программа разрабатывается в случае инклюзивного образования.
В АОП отражается , то как будет осуществляться образовательный процесс с ребёнком ОВЗ в общеразвивающей группе: какие условия мы для него создаём, какие результаты планируем получить на выходе, как ребёнок посещает учреждение, как выстраивается система командного сопровождения и т.д.
Необходимость разработки адаптированной образовательной программы поставило передо мной ряд вопросов. Ответы на которые я искала, изучая, в первую очередь, нормативно-правовые документы, опыт коллег на просторах интернета. Прослушала множество вебинаров, связанных с этой темой. В итоге я нашла для себя ответы на эти вопросы, с которыми хочу поделиться с вами.
Основные вопросы, возникающие при разработке АОП
Ещё один вопрос, который касается разработки АОП относится к её структуре. Какой же должна быть структура АОП?
Структура АОП должна учитывать требования, предъявленные во ФГОС ДО к содержанию образовательных программ и утверждаться внутренним локальным актом дошкольного учреждения.
Ниже я хочу познакомить вас с одной из таких структур, которая построена таким образом, что каждый педагога, сопровождающий ребёнка с ОВЗ заполняет свой раздел. Данная структура программы представляет собой АОП совмещённую с индивидуальной образовательной траекторией (или маршрутом).
Примерная структура АОП
Целевой раздел. Данный раздел включает в себя:
- Пояснительную записку, которая включает: цели и задачи, принципы построения программы.
- Значимые для разработки и реализации программы характеристики. Сюда мы включаем: общие сведения о ребёнке и его семье, данные о прохождении ПМПК, психолого-педагогическую характеристику ребёнка, специальные условия получения образования.
- Планируемые результаты реализации программы.
Содержательный раздел. Он включает в себя:
- Диагностический компонент.
- Воспитательный компонент.
- Коррекционно-развивающий компонент.
- Образовательный компонент.
- Организацию работы с родителями в рамках программы.
Организационный раздел включает в себя:
- Индивидуальный учебный план.
- Расписание образовательной деятельности.
- Кадровое обеспечение программы.
- Материально-техническое обеспечение программы.
- Учебно-методическое обеспечение программы.
Используемая литература: Инклюзивная дошкольная группа: Методические рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Под ред. Л.А. Головчиц, Н.В. Микляевой
Источник: koroleva-marina.ru
Разработка адаптивной образовательной программы для детей
Адаптированная образовательная программа для детей — полноразмерная разработанная программа, которая является действенным и точечным педагогическим инструментом. Он выполняет определенные роли между ребенком и СДО. Подобные программы позволяют развить способности детей, тем самым в будущем им будет проще усваивать весь материал в школьном возрасте и иметь определенный успех в своем развитии.
Адаптированная образовательная программа для детей — полноразмерная разработанная программа, которая является действенным и точечным педагогическим инструментом. Он выполняет определенные роли между ребенком и СДО. Подобные программы позволяют развить способности детей, тем самым в будущем им будет проще усваивать весь материал в школьном возрасте и иметь определенный успех в своем развитии.
Адаптированная образовательная программа для детей открывает свои двери для многих слоев, которые еще несколько лет назад и не мечтали о получении общеобразовательного развития. Если вы хотите получить первоклассную помощь своим детям, которые имеют некоторые проблемы, то тогда вы сможете обратиться в наш учебный центр Disshelp. Мы предлагаем только самые качественные образовательные услуги.
Из чего состоит структура адаптированной образовательной программы?
После проведения всех необходимых тестов и обследований с ОВЗ коллектив педагогического совета проводить разработку определенной адаптированной программы по структуре, описанной ниже.
Нужна помощь преподавателя?