Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания.
Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает особое внимание.
Организация питания в ДОУ включает следующие направления: материально — технические условия (обеспечение); кадровые условия; воспитательно — образовательная работа педагогов; творческий подход педагогов в организации питания.
Публикация «Организация питания в детском саду» размещена в разделах
Материально-технические условия в ДОУ соответствуют СанПину 2.4.1.3049-13. Раздел XIII. Требования к оборудованию пищеблока,инвентарю, посуде.
В августе 2014 году в ДОУ был проведен капитальный ремонт пищеблока : обновлена кафельная плитка (пол, стены, поставлены локтевые смесители, установлены очистительные фильтры для воды, выполнены предписания Роспотребнадзора.
Питание в детском саду по СанПиН: план-меню и учет продуктов
На пищеблоке работают два повара. Евгенова Галина Анатольевна. Работает в ДОУ с 2010 года (IV разряд).
Переверзева Нина Гайзеровна. Работает в ДОУ с 1993 года (IV разряд).
Процесс организации питания в детском саду основывается на нормативных и методических документах по питанию. Основным документом является СанПиН 2.4.1.3049 – 2013. В ДОУ организовано трехразовое питание на основе примерного десятидневного меню. В детском саду имеется картотека технологических карт, утвержденная заведующим.
Один экземпляр картотеки находится у старшей медицинской сестры, другой на пищеблоке. На второй завтрак дети получают соки, фрукты, кисломолочные продукты. В питании детей используется йодированная соль, проводится обязательная витаминизация третьего блюда.
Воспитанники с охотой принимают кислородные коктейли на основе сиропа шиповника и сока.
На начало учебного года в детском саду были изданы распоряжения: «Об организации питания детей», «О создании комиссии по питанию», «О создании бракеражной комиссии», «О назначении ответственного за снятие и хранение суточных проб», которые были доведены до сведения ответственным лицам за организацию питания. Разработан план мероприятий по контролю за организацией питания на 2014 – 2015 учебный год, который был утвержден заведующим. В него вошли разделы: организационная работа, работа с кадрами, работа с детьми, работа с родителями, контроль за организацией питания.
Обучение работе с программой «Питание в детском саду»
Имеется программа производственного контроля, циклограмма контроля руководителя за организацией питания. Были разработаны план оперативного контроля «Организация питания в группах», схема контроля «Культура поведения за столом», диагностики по проверке пищеблока, склада для хранения продуктов.
Соблюдаются требования к хранению продуктов, в наличии контейнеры, стеллажи, поддоны. Для хранения скоропортящихся продуктов в полном объеме имеется холодильное оборудование. Завхоз ведет журнал контроля температурного режима холодильников. При хранении продуктов питания соблюдается товарное соседство.
Продукты питания поставляются в детский сад согласно поданных заявок. Заместитель заведующей по хозяйству ведет всю необходимую документацию по организации питания : «Журнал бракеража сырой продукции», «Книгу складского учета». Продукты принимаются на склад с обязательным набором сопроводительных документов: накладная, счет-фактура, сертификат качества и ветеринарная справка. При отсутствии, какого либо документа продукты на склад не принимаются. Все продукты тщательно осматриваются.
Имеется «График проверки санитарно – эпидемиологического состояния». В графике отражены основные мероприятия- СЭС групп, СЭС пищеблока, организация питания в группах. Собраны диагностические (контрольные) карты, которые заполняются согласно очередности мероприятия по графику. В график внесены ответственные члены комиссии по питанию.
Результаты контроля обсуждаются с заведующим учреждения.
Старшая медицинская сестра аккуратно ведет всю необходимую документацию, составляет меню-требование на детей ясельного и садовского возраста. В случае увеличения или уменьшения количества детей (свыше трех человек) по сравнению с утвержденными по меню данными, медсестра составляет расчет изменения потребности в продуктах питания.
Режим питания воспитанников осуществляется согласно графика выдачи пищи по рекомендованному времени СанПиНа 2.4.1.3049-13
СанПиН 1 — я 2 -я средняя старшая подготовительная
08.30 – 09.00 Завтрак 08.30 08.35 08.40 08.45 08.50
12.00 – 13.00 Обед 11.45 12.15 12.20 12.30 12.35
15.30 – 16.00 Полдник 15.30 15.35 15.40 15.45 15.50
Воспитательно — образовательная деятельность с воспитанниками ДОУ по организации питания включает : обеспечение учебно – воспитательного процесса методическими пособиями; непосредственно образовательная деятельность; организация питания (завтрак, обед, полдник);предметно- развивающая среда групп.
Обеспечение учебно – воспитательного процесса методическими пособиями разнообразно. Методические пособия для педагогов по организации питания в каждой возрастной группе (представлен как пример).
Дидактические пособия (иллюстрированный материал для занятий с воспитанниками) (представлен как пример).
В каждой возрастной группе имеются методические пособия.
Непосредственно — образовательная деятельность включает следующие формы работы с воспитанниками : сюрпризные моменты (когда в гости приходит бабушка и приносит вкусные пирожки с капустой, но и не только пирожки).
Проигрывание сюжета русской народной сказки «Репка» (после театрализации педагоги рассказывают о пользе репки и её витаминах).
Чтение художественной литературы о полезных свойствах продуктов (классификация литературы).
По тематическому планированию (лепка, рисование, аппликация) развитие умений, навыков в изобразительной работе. Реализация тематических общих тем по примерной программе.
Проводятся беседы с детьми о пищевой ценности продуктов, витаминах.
Организация питания (завтрак, обед, полдник).
В детском саду создана благоприятная эмоциональная обстановка во время приема пищи. Дети обеспечены соответствующей посудой, столы и стулья соответствуют ростовым показателям, имеют маркировку в соответствии с СанПиН. Воспитатели осуществляют руководство питанием детей : следят за осанкой, поведением за столом, сообщают названия блюд, обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, докармливают детей, осуществляют индивидуальный подход. Дети приучены пользоваться салфетками, благодарят после еды. Но вместе с тем воспитателям следует больше внимания уделять правилам пользования столовыми приборами.
1. Подготовка к приему пищи
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!
Воспитатели являются примером.
Можно использовать сервировку стола по временам года!
Воспитатели формируют у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививают простейшие навыки самообслуживания в сервировке стола.
Прием пищи осуществляется под контролем воспитателей.
Час обеда подошел, сели деточки за стол
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат
За обедом не сори,
Насорил — так убери
А с едой не играют.
За столом едят, друзья,
Баловаться здесь нельзя!
Формирования навыков самообслуживания.
Предметно — развивающая среда групп насыщенна. Имеются развивающие центры. Воспитатель организовывает сюжетно — ролевые игры: «Магазин», «Дом», «Кафе», «В гостях», «Столовая». Игровой материал разнообразен и подобран по возрасту детей.
Ведется работа по информированию родителей о здоровой пищи.
Ежегодно проводим социологические опросы. В октябре 2014 учебного года родителям была предложена анкета «Питание в семье». Всего в анкете предложили 8 вопросов. Результаты были следующими:87%- родителей обсуждают дома вопросы правильного питания; 83% — родителей имеют представления о пищевой ценности продуктов; 49% — родителей обращают внимание на сроки годности при покупке продукта, 17% — родителей обращают внимание на полезность и витамины содержащихся в продукте, 11% — родителей отдают предпочтение вкусовым особенностям продукта; 35% — родителей отметили предпочтения своих детей первым блюдам, 14% — предпочтения детей хлебобулочным изделиям (8% отметили предпочтение своих детей фруктам и овощам); 75% — родителей рассказывают своим детям о полезных свойствах и витаминах; 63% — родителей знакомятся с меню в детском саду; 10% – родителей хотят узнать о полезных свойствах продуктов, 33% – родителей хотят узнать о примерном меню на каждый день, 39% – родителей хотят узнать о витаминах для растущего организма.
Для родителей предложили консультационный материал о рациональном питании дошкольников. Воспитатели подготовили материал для мини — сборника «Вкусно и полезно», где представили детские рецепты : завтрака, обеда, полдника, ужина от родителей. Оформили сборник и напечатали.
Работа ведется по данному направлению! Желаю и Вам успехов!
Публикации по теме:
Организация питания в детском саду Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в воспитательно-образовательном процессе.
Педагогический проект «Правильное питание. Каша — радость наша!» Авторы проекта Стефанова А. В., Лазутина И. В. Каждому из нас с детства знакомы слова: «Сорока — ворона кашу варила, деток кормила. Этому.
- Продукты питания
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Интернет магазин лицензионных программ
Корзина
Образование и наука
Прочие программы
Детский сад: Питание
Разработчик: Программный центр «Помощь образованию»
Программа «Детский сад: Питание» предназначена для организации питания и учета продуктов в дошкольных образовательных учреждениях. Детский сад: Питание обеспечивает ведение технологических карт и рецептур блюд, составление плана-меню на любой период в соответствии новым СанПиН 2.3/2.4.3590-20, меню на день, меню-требования, ведет учет расхода и остатков продуктов на складах, бракеражный журнал, составляет отчеты о пищевой ценности, химическом составе, витаминизации блюд.
Версии программы Детский сад: Питание
Детский сад: Питание 12.0.11 Локальная
- Соответствует новым требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», действующим с 1 января 2021 г.
Операционная система: Windows
Детский сад: Питание 12.0.11 Локальная
Цена за копию (от 1 и более) 8490.00 руб.
Лицензия: Электронная версия
Детский сад: Питание 12.0.11 Сетевая
Сетевая версия программы предназначена для работы по локальной сети и позволяет нескольким пользователям (до 10) одновременно работать с базой данных.
Программа «Детский сад: Питание» полностью соответствует новым требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», действующим с 1 января 2021 г.
Операционная система: Windows
Детский сад: Питание 12.0.11 Сетевая
Цена за копию (от 1 и более) 14989.00 руб.
Лицензия: Электронная версия
Скриншоты Детский сад: Питание
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Источник: programsmarket.ru
Меню для детского сада
Питание в детских садах – излюбленная тема для критики со стороны некоторых родителей. Многие дети отказываются от предложенных блюд, мотивируя это тем, что еда недостаточно вкусная. Одни мамы в этом случае пытаются предъявлять претензии кухне, другие – давать еду с собой. Поэтому родителям необходимо знать, по каким принципам строится питание в детских дошкольных учреждениях (ДДУ) и какими правовыми нормами оно регламентируется.
Принципы питания в детских садах
Питание в детских дошкольных учреждениях строится на трех базовых принципах: 1. Диетологический Данный принцип основан на том факте, что правильное сбалансированное питание – основа благополучного роста и гармоничного развития детей. Дети, посещающие детские дошкольные учреждения, 75% пищи получают именно в них, тогда как на домашнюю еду приходится лишь 25% от рациона. Отсюда рождается понимание, что именно «садиковая» еда должна обеспечить детский организм необходимыми белками, жирами, углеводами и витаминами, а также напитать его энергией на весь день.
Дети, питающиеся правильно, имеют более высокую познавательную активность, лучше концентрируют внимание, не имеют жалоб на снижение памяти.
2. Эстетический Суть данного принципа можно сформулировать так: «Еда должна выглядеть привлекательно и стимулировать пищеварение». Красиво поданная еда и аккуратно сервированные столы прививают детям чувство прекрасного с самого раннего возраста.
Культура поведения за столом (правильность пользования столовыми приборами и навыки опрятности) поможет ребенку адаптироваться в любом коллективе. 3. Принцип регулярности Все дети, пребывающие в детских дошкольных учреждениях более 3 часов, должны обеспечиваться горячим питанием. Перерыв между приемами пищи у дошкольников не должен составлять более 3,5–4 часов. Исходя из этих базовых принципов, сформированы новейшие нормативы. Именно на них опираются разработчики и составители меню для детских садов.
Новые требования к детскому питанию
С 1 января 2021 года в Российской Федерации (РФ) вступили в силу новые Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения (СанПиН 2.3/2.4.3590-20), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32.
Цель данных требований – снижение риска возникновения и распространения заболеваний в процессе организации детского питания, а также повышение роли здоровьесберегающей функции питания.
- Каждый продукт, попавший на стол к детям, должен иметь разрешительный документ, удостоверяющий качество и безопасность пищи в соответствии СанПин в 2021 году. Ранее таких требований не предъявлялось.
- В ДДУ необходимо ведение технологических карт, в которых должна отражаться рецептура приготовления всех блюд.
- Отдельную категорию нормативов составляют правила хранения ингредиентов для приготовления блюд, а также порядок их приготовления.
- Формирование блюд меню происходит исходя из основных потребностей детского организма. Для каждой возрастной группы они различны.
- Основное меню разрабатывается минимум на две недели для каждой возрастной группы. Если еда готовится работниками детского сада, разработкой меню занимается ДДУ. Меню утверждается руководителем дошкольной образовательной организации (ДОО).
Что увидят непосредственно дети и родители
Таким образом, не стоит удивляться, что ребенку в детском саду не дают жареную картошку с кетчупом или конфеты. Такая еда наносит непоправимый вред детскому организму, а потому относится к разряду запрещенной.
Пример меню на один день для детей 3 – 7 лет
- каша манная молочная 200 г;
- кофейный напиток 200 мл;
- хлеб пшеничный с маслом.
- суп гороховый с гренками на м/б 250/15;
- картофельная запеканка с отварным мясом и подливой из сметаны 240/30;
- огурец свежий 35 г;
- компот из сухофруктов 200 мл;
- хлеб ржаной.
- печенье 30 г;
- молоко 150 мл или чай с сахаром и молоком 200 мл.
Источник: www.baby.ru