Считает игры произведениями искусства и старается донести эту идею до широких масс. В свободное время стримит, рисует и часами зависает в фоторежимах.
Андрей Соколов
Специалист по компьютерной графике, оптимизации и автоматизации проектов. Автор серии уроков по Blender.
Год назад в рамках своего YouTube-канала Андрей записал подробный курс по Blender, в котором работает более 7 лет. Обучение начинается с основ, рассчитанных в первую очередь на новичков, но последующие уроки могут быть интересны и для продвинутых пользователей — в них Андрей затрагивает скрытые возможности софта. Сам материал записывался в версии программы 2.90.1, но знания актуальны как для ранних версий (от 2.80), так и для последней (3.0.0).
Делимся основными тезисами второго урока, в котором изложены основы моделирования. С первым уроком, посвящённым интерфейсу и простым операциям в Blender, можно ознакомиться по ссылке.
Как новичку разобраться в Blender (Часть 1)
Первый режим — Выделение вершин (точек/вертексов) (Vertex select). Вершины выделяются левой или правой кнопкой мыши (ЛКМ/ПКМ) в зависимости от пользовательских настроек. Чтобы выбрать или отменить выделение нескольких точек, удерживаем Shift.
Второй режим — Выделение рёбер (эджей) (Edge select). Ребро — это две вершины, соединённые вместе.
Третий режим — Выделение граней (полигонов/фейсов) (Face select). Грань образуется тремя или более рёбрами.
Базовое моделирование
С выделенными элементами можно проводить основные операции по аналогии с тем, как мы управляли объектами на прошлом уроке: перемещение (G), вращение (R), масштабирование (S). Операцию подтверждаем с помощью ЛКМ, отменяем — ПКМ.
Ещё одна полезная команда — Выдавить внутрь (Inset Faces), горячая клавиша I. В режиме Выделения граней (Face Select) она создаёт полигон внутри полигона, образуя вокруг него дополнительное кольцо из граней.
Если вместо ребра удалить обе его вершины по отдельности, то исчезнут все рёбра и полигоны, к которым эти вертексы принадлежали.
Чтобы создать полигон между двумя или тремя рёбрами, переходим в режим выделения рёбер, выбираем нужные и нажимаем клавишу F. Функция работает и с одним ребром, если геометрия объекта позволяет это сделать. В таком случае Blender автоматически попытается сгенерировать полигон между выделенным и соседними рёбрами. Этот способ особенно полезен, когда операцию нужно повторить несколько раз — например, добавить пять полигонов в ряд. Он срабатывает не всегда и не на всех типах геометрии, но попробовать стоит, так как это упрощает моделирование.
Если выбрать опцию Добавить модификатор (Add Modifier), перед вами появится список всех доступных модификаторов. Обязательно поэкспериментируйте с ними в свободное время.
Пример использования
Для примера разберём несколько модификаторов из классов Генерация (Generate) и Деформация (Deform). Самый распространённый — Подразделение поверхности (Subdivision Surface). Он увеличивает количество полигонов, одновременно сглаживая их углы. Применим этот модификатор к дефолтному кубу.
Добавим ещё один модификатор — Массив (Array). Он дублирует объект. В пункте Количество (Count) указываем количество копий. Также можно поэкспериментировать с Относительным смещением (Relative Offset).
Из этого примера видно, что модификаторы иногда значительно ускоряют процесс работы. Настраивать такую сцену с помощью деструктивного подхода очень долго, не говоря уже о ровной расстановке объектов.
Если в использованном ранее модификаторе Массив (Array) добавить ещё несколько копий объекта, то они также разместятся по окружности. Если изменить настройки Подразделения поверхности (Subdivision Surface), то обновится и Массив. В этом и заключается процедурность подхода: на любом шаге можно внести изменения — и они отобразятся на всех последующих этапах.
Дополнительные манипуляции
У модификаторов существует большое количество настроек. Например, мы можем сделать так, чтобы объект дублировался по нескольким осям. Вызываем меню объектов Shift + A, во вкладке Пустышка (Empty) выбираем Оси (Plain Axes). Этот элемент мы будем использовать для сдвига всех копий первого объекта. В модификаторе Массив (Array) убираем галочку с Относительного смещения (Relative Offset), отмечаем Смещать по объекту (Object Offset) и выбираем Пустышку (Empty). Прежних дубликатов больше нет, но при нажатии G + X начнётся клонирование объектов по оси X.
Подведём итоги. Во-первых, модификаторы успешно справляются с задачами, которые сложно решить вручную. Во-вторых, их огромное преимущество состоит в том, что всегда можно вернуться к предыдущему этапу и внести необходимые правки, включая изменение объекта деструктивным моделированием. Для этого нужно перейти в режим редактирования и выполнить необходимые манипуляции с объектом. После чего возвращаемся в объектный режим и получаем обновлённый результат.
В третьей части руководства мы рассмотрим темы, которые смогут оценить не только новички: структуру и оптимизацию объектов.
Источник: skillbox.com
Основные возможности 3D Blender
Blender – это бесплатное программное обеспечение для создания и редактирования трехмерной графики. Ввиду кроссплатформенности, открытого исходного кода, доступности и функциональности пакет получил заслуженную известность не только среди новичков, но и среди продвинутых 3D-моделеров. По мере развития программы ее выбирают в качестве рабочего инструмента для все более серьезных проектов, что неудивительно. По сути, это приложение практически не уступает по количеству возможностей и функционалу более продвинутым пакетам 3D графики. И при этом все бесплатно.
Программа станет прекрасным подспорьем для знакомства с 3D графикой и функционированием базовых инструментов создания и редактирования 3D объектов, ведь Blender сочетает в себе набор опций, которые по отдельности встречаются в профессиональных трехмерных редакторах. Можно не привирая сказать, что в нем собрано понемногу от каждой известной программы для создания 3D моделей. Но в то же время это полностью самостоятельный, уникальный пакет трехмерной графики, не похожий ни на одно другое приложение. Давайте расскажем подробнее.
Интересные особенности
Blender позиционируется как приложение для создания и редактирования трехмерной графики, визуализации, анимации, создания компьютерных игр и даже скульптинга. Вполне серьезная программа, для которой требуются серьезные ресурсы аппаратного обеспечения, скажете вы. Но первый сюрприз пакет преподносит на этапе скачивания установочных файлов – их вес составляет около 70 Мбайт.
Немыслимо для программного обеспечения такого уровня! Тем не менее, разработчики умудрились снабдить программу всеми необходимыми функциями, которые полноценно функционируют и демонстрируют отличную производительность. Дополнительным преимуществом является стабильное и стремительное развитие пакета благодаря профессиональной команде разработчиков.
На сегодняшний день это полноценный 3D редактор, в котором пользователя встречает полностью программируемый интерфейс и уникальная внутренняя файловая система. Оболочка программы на первый взгляд может показаться неудобной и непонятной, но после настройки горячих клавиш работать в Blender становится просто и удобно. В качестве языка программирования приложение использует Python, владея которым вы можете создавать собственный инструменты, редактировать интерфейс и сам принцип работы программы. Приятным бонусом является доступность пакета на различных операционных системах обеих разрядностей: освоить программу смогут владельцы компьютеров с ОС Windows, GNU/Linux и Mac OSX.
Blender обзор возможностей
Попробуем коротко охватить все возможности этого уникального редактора, не углубляясь в подробности функционирования каждого инструмента. Как и во всех программах, пользователь работает в своего рода сцене, или вьюпорте. Здесь 3D модель непосредственно создается и редактируется, а также вращается, перемещается, масштабируется и т.д. Также здесь отображаются все изменения, связанные с процессами анимации, текстурирования и визуализации.
- 3D моделирование. Представлено практически всеми существующими способами создания и работы с объемными моделями. Доступно проектирование объектов на основе примитивов, полигонов, NURBS-кривых, кривых Безье, метасфер, булевых операций, Subdivision Surface и базовых инструментов для скульптинга. Как и в 3Ds Max, программа предлагает большое количество различных модификаторов, применяемых к модели;
- Анимация. Действительно хорошо поставлена в пакете. В распоряжении пользователя такие инструменты, как риггинг (скелетная анимация), инверсная кинематика, сеточная деформация, ограничители, анимация по ключевым кадрам, редактирование весовых коэффициентов вершин и т.д. Отлично реализована динамика твердых и мягких тел, а также анимация частиц;
- Возможность рисования. Да, эта программа для 3D моделирования предоставляет возможность создавать наброски различными типами кистей прямо в окне приложения. Текущее назначение такой функции – помощь в создании 2D анимации, для чего эта функция также оснащена возможностью гибкой настройки, в частности, работы со слоями;
- Визуализация. Пакет оснащен несколькими встроенными инструментами визуализации, а также поддерживает интеграцию с различными внешними рендерами;
- веб-дизайнеры;
- 3D-моделлеры;
- дизайнеры интерьера.
- трехмерную графику на сайте;
- модели для игр;
- архитектурные визуализации;
- рекламные видеоролики;
- модели для 3D-принтера и анимационные фильмы.
- Область трехмерного просмотра (3D View)
- Изменить угол обзора можно, зажав среднюю кнопку мыши и перемещая ее.
- Перемещаться вверх-вниз или назад-вперед можно, зажав кнопку Shift и среднюю кнопку мыши, а затем двигая ее.
- Изменить масштаб можно колесом прокрутки.
- Выбрать объект можно, кликнув по нему левой кнопкой мыши. Для отмены выбора нужно кликнуть левой кнопкой вне объекта.
- Чтобы выделить несколько объектов, нужно удерживать кнопку Shift во время выбора.
- Для выбора всех объектов нужно нажать A. Объекты подсветятся желтым. Для отмены нужно нажать А еще раз.
- Редактор свойств
- Панель инструментов
- Временная шкала
- Основное меню
- Object mode (режим объекта). Позволяет выбирать, перемещать, поворачивать и двигать отдельные объекты.
- Edit mode (режим редактирования). Позволяет изменять вершины, ребра и грани конкретного объекта.
- Sculpt mode (режим лепки). Помогает редактировать сетку, имитируя процесс «лепки» 3D-модели.
- Vertex Paint mode (режим рисования по вершинам). Позволяет раскрашивать объект по вершинам.
- Texture Paint mode (режим рисования текстур). Позволяет рисовать текстуры вручную.
- Weight Paint mode (режим весовой раскраски). Позволяет изменять веса конкретных частей, что важно для дальнейшего анимирования.
- Particle mode (режим частиц). Используется для работы с системами частиц.
- перетащив левой кнопкой мыши (с использованием инструмента Tweak);
- нажав G и перетащив объект в нужное место;
- нажав на одну из стрелок и перемещая объект вдоль нее.
Источник: kopilkaurokov.ru
12 бесплатных курсов по 3D-моделированию в Blender
Длительность: 6 блоков, 69 лекций, 6 квестов. Общая длительность 6 часов 25 минут.
Формат обучения: видеолекции + квесты.
Уровень сложности: для начинающих.
Обратная связь: нет.
Программа обучения:
- Первичная настройка Blender.
- Навигация во вьюпорте.
- Горячие клавиши.
- Выделение объектов.
- Кастомизация интерфейса.
- Работа с примитивами.
- Работа с пивотом.
- Режимы редактирования.
- Выделение компонентов.
- Полезные материалы.
- OPERATION INTRUDE 2.80.
- BRIEFING.
- TRANSFORM.
- GRID.
- BOX.
- EDIT.
- BOSS.
- Работа с геометрией.
- Режимы редактирования.
- Кольца.
- Связанное выделение.
- Mirror.
- LoopCut.
- Bevel.
- Шейдинг (Flat/Smooth).
- Center pivot.
- Полную программу обучения смотрите на странице курса.
Что узнаете и чему научитесь:
- Научитесь создавать простые модели в Blender и подготовитесь к более сложным курсам по 3D.
- Освоите интерфейс Blender и необходимые горячие клавиши.
- Разберётесь со всеми необходимыми технологиями.
- Научитесь работать с геометрией.
- Создадите свою первую 3D-модель — микрофон.
- Подготовитесь к продвинутым курсам по 3D от XYZ.
Об авторе курса:
Денис Куандыков
- Практикующий дизайнер уровней.
- Работал в Void Interactive над FPS в реалистичном сеттинге.
- Принимал участие в разработке многопользовательской Action RPG — Frozen Flame.
- Стажировался как Level Artist в Nival.
- В Mail.ru Games работал дизайнером уровней для мобильного шутера от третьего лица.
₽ На правах рекламы ₽
Бесплатный вебинар «Как зарабатывать 150 000+ ₽ в месяц на создании сайтов и приложений» от Code Breakers
Бесплатный вебинар, в ходе которого вы узнаете, как можно зарабатывать на создании сайтов и приложений без знания программирования.
Кто проводит вебинар:
Анна Радзиевская
- Основатель крупнейшей в России и СНГ онлайн-школы No-code разработки — Code Breakers
- Приглашённый спикер во ФРИИ, «Сбер» «Ростелеком», EpicGrowth, ProductStar, МФТИ, НИУ ВШЭ
- Колумнист в «РБК», «Ведомости», «Известия», RB.RU, «Секрет Фирмы», VC.RU и других популярных изданиях
- Имеет опыт запуска стартапов в РФ, США и Европе
2. «Создай свою первую 3D-модель для игры» от XYZ School
Язык: русский.
Длительность: 7 дней.
Формат обучения: видеолекции.
Уровень сложности: для начинающих.
Обратная связь: нет.
Программа обучения:
- Первичная настройка.
- Знакомство с интерфейсом.
- Логика хоткеев. Редактор хоткеев.
- Логика окон.
- Виды выделения.
- Референсы. PureRef.
- Начни с простого.
- Как работать под таймер.
- Как доводить работу до конца.
- Самостоятельность и принятие решений.
- Ошибаться можно и нужно.
- Инструменты трансформации.
- Примитивы.
- Move Scale Rotate.
- Первая модель из примитивов.
- Дубликация, добавления объектов.
- Режимы редактирования.
- Бенд, твист, латис.
- Mirror.
- Пивоты. Работа с пивотом.
- Редактирование геометрии.
- Полную программу обучения смотрите на странице курса.
Что узнаете и чему научитесь:
- Разберётесь в основах работы в популярных программах для 3D-моделирования.
- Освоите первичные настройки, познакомитесь с интерфейсом программ.
- Научитесь работать с инструментами трансформации.
- Освоите редактирование геометрии.
- Поработаете с топологией.
- Научитесь порядку в сцене.
- Поработаете со светом, материалами, текстурами.
Особенности курса:
- В процессе обучения вы будете использовать Autodesk Maya, Blender, Photoshop и Substance Painter.
3. «Уроки Blender 3D» от itProger
Григорий Дударь
- Основатель онлайн-школы программирования itProger.
- Автор YouTube-канала о программировании с 800 тысячами подписчиков.
4. «Курс по основам Blender 2.8+» от YouTube-канала «Blender 3D — уроки»
Язык: русский.
Длительность: 39 уроков длительностью от 10 до 25 минут. Общая длительность 11 часов.
Формат обучения: видеоуроки.
Уровень сложности: для начинающих и пользователей с базовым опытом работы в программе.
Обратная связь: нет.
Программа обучения:
- Скачивание Blender.
- Системные требования.
- Навигация и способ ввода.
- Перемещение, вращение, масштабирование, структуирование.
- Редактирование объектов, их объединение и разделение.
- Рендеринг и пост-обработка.
Особенности курса:
- В курс входит 10 уроков о создании, текстурировании и обработке модели шамана — персонажа, который поможет усвоить полученную информацию и закрепить теоретические навыки на практике.
5. «Blender. Уроки на русском» от Дениса Кожара
Язык: русский.
Длительность: 144 урока длительностью от 5 минут до 1 часа. Общая длительность 48 часов.
Формат обучения: видеоуроки.
Уровень сложности: для начинающих и пользователей с базовым опытом работы в программе.
Обратная связь: нет.
Что узнаете и чему научитесь:
- Моделированию в 3D.
- Студийному освещению.
- Визуализации самых разных объектов.
- Нодам геометрии.
- Размытию фона.
- Концептуальному окружению.
- Радиальному массиву.
- Созданию текстур и цветов.
6. «Уроки Blender» от «Артидокс»
Язык: русский.
Длительность: 147 уроков длительностью от 5 минут до 4,5 часов. Общая длительность 54 часа.
Формат обучения: видеоуроки.
Уровень сложности: для начинающих и продолжающих.
Обратная связь: нет.
Что узнаете и чему научитесь:
- Вникните в профессию 3D-дизайнера, поймёте, как с её помощью развиваться и зарабатывать.
7. «Уроки Blender 2.8» от 360ART School
Язык: русский.
Длительность: 60 уроков длительностью от 3 до 10 минут. Общая длительность 12 часов.
Формат обучения: видеоуроки.
Уровень сложности: для новичков и пользователей с базовым опытом работы в программе.
Обратная связь: нет.
Что узнаете и чему научитесь:
- Чистке геометрии.
- Созданию арок, ландшафта, красивого скоса.
- Текстуре дерева, стекла, металла, кожи.
- Смешиванию разных текстур.
- Созданию лестниц, камер, окон и облаков.
- Моделированию беседок, заборов, орнаментов и лепнины.
- Горячим клавишам для редактора нод.
8. «Уроки Blender 3D. Основы» от Nestergal creative school
Язык: русский.
Длительность: 21 уроков длительностью от 5 до 30 минут. Общая длительность 4 часа 10 минут.
Формат обучения: видеоуроки.
Уровень сложности: для начинающих и пользователей с опытом в 3D-моделировании.
Обратная связь: нет.
Программа обучения:
- Знакомство с программой.
- Требования к компьютеру для работы с программой.
- Установка и русификация.
- Приёмы управления 3D пространством.
- Комфортная работа без трёхкнопочной мышки и цифровой панели на клавиатуре.
- Знакомство с интерфейсом.
- Преобразование объектов в 3D пространстве.
- Создание, дублирование и удаление объектов.
- Режим правки объектов.
- Модификаторы.
- Практические упражнения по 3D моделированию.
- Масштабирование с Measureit.
- 3D моделирование карандаша.
- Рендер, камера, освещение.
- Материалы в Cycles. Введение в ноды.
- UV-разметка 3D модели.
- Текстура карандаша.
- Использование текстур вместо чисел в нодах.
Что узнаете и чему научитесь:
- Познакомитесь с программой.
- Установке Blender на русском.
- Приёмам управления пространством.
- Созданию объектов, их дублированию и удалению.
- Режимам правки, замерам и масштабированию.
9. «3D-моделирование авто в Blender 2.82» от Дмитрия Кормилицына
Язык: русский.
Длительность: 28 уроков длительностью от 10 до 30 минут. Общая длительность 10 часов.
Формат обучения: видеоуроки.
Уровень сложности: для пользователей с базовым опытом работы в программе.
Обратная связь: нет.
Что узнаете и чему научитесь:
- Работать с программой Blender, чертежами и «Фотошопом».
- Перетягивать и экструдировать точки.
- Управлять вершинами, выводить углы фар.
- Создавать даже сложные модели машин.
- Переделывать готовые чертежи, играть с цветами и формами.
10. «Основы анимации в Blender 2.82» от Дмитрия Кормилицына
Язык: русский.
Длительность: 12 уроков длительностью от 10 до 20 минут. Общая длительность 2,5 часа.
Формат обучения: видеоуроки.
Уровень сложности: для начинающих и пользователей с базовым опытом работы в программе.
Обратная связь: нет.
Что узнаете и чему научитесь:
- Постановке ключей анимации, их редактированию и интерполяции.
- Анимации объектов.
- Связи родитель-потомок, слежению камерой, анимации камеры.
- Анимации параметров, конвертации поступательного движения во вращение и наоборот с помощью драйверов.
- Анимации смены материала.
- Анимации по заданной траектории.
11. Мини-курс «Blender для новичков»» от VideoSmile
Язык: русский.
Длительность: 7 уроков длительностью от 5 до 30 минут. Общая длительность 3,5 часа.
Формат обучения: видеоуроки.
Уровень сложности: для начинающих.
Обратная связь: нет.
Что узнаете и чему научитесь:
- Познакомитесь с программой и её интерфейсом.
- Изучите основы работы в Blender.
- Созданию базовых форм.
- Добавлению деталей на сцену.
- Работе с деталями.
- Настройка света и материалов.
12. «Уроки по Blender» от Максима Ткаченко
Язык: русский.
Длительность: 40 уроков длительностью от 5 минут до 1,5 часов. Общая длительность 14,5 часов.
Формат обучения: видеоуроки.
Уровень сложности: для начинающих и пользователей с базовым уровнем навыков работы в программе.
Обратная связь: нет.
Программа обучения:
- Знакомство с интерфейсом.
- Моделирование чашки.
- Операции редактирования разных предметов.
- Моделлинг телефона.
- Слои рендера.
- Сложные материалы.
- Симуляция жидкости и дыма.
- Драйвера и ключи форм.
- Дополнения к основам анимации.
- Знакомство с нодами.
- Текстуры, спирали, пружины, кривые.
Что узнаете и чему научитесь:
- Вокруг чего крутится вьюпорт.
- Что такое пользовательские оси.
- Как создавать и запекать карты нормалей.
Источник: proity.ru