Как работать программой lmms

Своим названием LMMS подобен знаменитому плейеру XMMS, поэтому человек, впервые услышав про LMMS, может решить, что это еще один плейер. На самом же деле «LMMS» расшифровывается как «Linux MultiMedia Studio». Это программа для создания музыки, а не только барабанных партий. Я помню LMMS с первой версии, когда разработчик сообщал, что-де LMMS – это «наш ответ Cubase».

Однако, на Cubase он вовсе не похож, ни внешним видом, ни функциональностью. Скорее, это свободный аналог Fruity Loops. LMMS – одна из самых красивых музыкальных программ под Linux.
Итак, что же такое LMMS? Что он дает вам как музыканту, начинающему или профи? Дорожки, на которых можно записывать музыку. Мелодия пишется либо в пианоролле (эдакая таблица, где вы прямоугольниками рисуете ноты), либо в том, что в русском переводе названо редактором ритма/лейтмотива, а в оригинале – beat+bassline editor, то есть «редактор ударных и басов». Этот последний, практически, повторяет редактор паттернов в драм-машине, то есть каждая нота инструмента/дорожки может находиться лишь в одном состоянии – включена или выключена.

LMMS — основы работы с интерфейсом. (часть 1)


Так же, как каждая квартира начинается с двери, всякая программа начинается с установки. LMMS – частый гость в дистрибутивах Linux, куда он входит в уже собранном, бинарном виде. А для установки из исходников вам понадобится Qt3. Чтобы собрать LMMS на 64-битном дистрибутиве, возможно придется немного подправить скрипт configure, дабы заменить подстроку «$QTDIR/lib» на «$QTDIR/lib64».

Скорая помощь

LMMS способен использовать VST-инструменты, но такой сборки LMMS вы, пожалуй, не найдете – по лицензионным соображениям. К счастью, собрать LMMS с поддержкой VST можно и самостоятельно. Для этого надо проделать несколько шагов – установить заголовочные файлы libwine, установить Steinberg VST SDK (версий 2.3 либо 2.4 – http://www.steinberg.de/331+M52087573ab0.html), скопировать файлы aeffect.h и aeffectx.h в каталог «lmms-0.2.x/include» и наконец, запустить настройку исходных текстов:

./configure —with-vst

Кроме того, вам понадобятся заголовочные файлы библиотек вывода звука, хотя бы одной из следующих: ALSA, Jack, SDL, OSS. Также нужны библиотеки Ogg Vorbis (большинство сэмплов из комплекта LMMS идут в этом формате), libsamplerate и libsndfile. Для поддержки плагинов LADSPA исходные тексты нужно сконфигурировать с ключом —with-ladspa.
Примечательно, что в исходные тексты LMMS (и в пакетные сборки) включены сэмплы и примеры композиций, причем все это не свалено в одну кучу, а кропотливо отсортировано по тематическим папкам, которые доступны во встроенном в LMMS браузере. Кроме сэмплера, в LMMS включены также пять программных синтезаторов. Пресеты к ним в найдете в том же браузере, в папке Мои предустановки. Звучания этих синтезаторов будет более чем достаточно, если вы пишете музыку в стилях techno, trance или hip-hop, грубо говоря, все то, что можно написать в коммерческом продукте Fruity Loops, который, увы, не выпускается в Linux-версии.

Работа в LMMS урок 1. Конкретно, четко и не долго.

Рис. 8. Вкладка сэмплов. Список «встроенных» звуков.
Рис. 9. Audiofile Processor.
Рис. 10. Plucked! Stringsynthesis.
Рис. 11. Organic.
Рис. 12. Triple Oscillator.
Рис. 13. Automation editor.

Теперь о важном касательно синтезаторов – почти каждый их параметр может быть автоматизирован, для чего служит редактор автоматизации. Чтобы вызвать его, надо нажать правую кнопку мыши на элементе управления и выбрать в контекстном меню пункт Open in automation editor (в момент написания этих строк он еще не был переведен на русский).
В этом редакторе вы можете карандашиком рисовать изменения выбранного элемента управления на временной шкале. Таким образом можно динамически изменять, допустим, громкость инструмента на протяжении нужного вам отрезка времени, либо влиять на звучание синтезируемого звука. Наличие автоматизации такого уровня говорит о высоком классе LMMS среди прочего звукового ПО, будь то для Linux, Windows или MacOS.
LMMS вообще производит хорошее впечатление уже с самого начала. Редкая программа в первых версиях имеет такой цельный и, я бы сказал, модный графический интерфейс. Разработчикам пришлось для него много рисовать и программировать, ведь в LMMS используется большое количество нестандартных виджетов, которых в Qt просто нет – взять хотя бы фортепианную клавиатуру.
Интерфейс LMMS на первый взгляд кажется сыроватым – вероятно, из-за большого размера кнопок и некоторых других элементов управления, но потом взгляд привыкает. Кроме того, нельзя отрицать простоту использования LMMS – если, конечно, вы сталкивались ранее с подобными программами, той же Fruity Loops.

Дружественность интерфейса LMMS играет очень важную роль – программу можно освоить методом «тыка». Научный «тык» необходим, поскольку за два года существования LMMS никто не удосужился написать к нему документацию. Некоторые элементы интерфейса снабжены контекстной подсказкой, но она не может заменить полноценное руководство.

На сайте LMMS есть Wiki с информацией по LMMS, однако, она тоже не может претендовать на звание документации. Плохо освещены даже основные рабочие характеристики LMMS. Непонятно, какова разрядность внутреннего микширования – 16, 32, 64 бита? Как действует встроенный лимитер? Что за кнопка «высокое качество», на что именно она влияет?

Где доступ к плагинам LADSPA, если я собрал LMMS с поддержкой этой технологии?
В LMMS есть импорт песен от Fruity Loops. В Wiki такая возможность заявлена как планируемая. Я нашел у себя в закромах собственные, древние композиции, написанные во Fruity Loops, и попробовал их импортировать.

Читайте также:
По каким программам реализуется внеурочная деятельность

В самом деле, импорт некоторым образом работает – загружаются дорожки с нотами, но все дорожки (и с сэмплами, и синтезаторные) трактуются LMMS как дорожки для инструмента Audio File Processor. Кроме того, после импорта вам придется заново назначать инструментам сэмплы, но это уж не вина LMMS – ведь у Fruity Loops свои инструменты, сэмплы. А в файлах Fruity Loops хранятся, грубо говоря, только мелодии.
Еще в LMMS есть импорт MIDI, он тоже работает – сходным образом с импортом Fruity Loops, то есть после импорта вы получаете дорожки с партиями, а уж забота по распределению для них инструментов ложится на ваши плечи.

Сэмпл или образец?

Пользуясь случаем, немного покритикую русский перевод LMMS. Вкладку «Мои образцы», где находятся сэмплы, можно было бы перевести как «Мои сэмплы» – так понятнее, ибо слово «сэмпл» уже прижилось в околомузыкальной среде, и никто не говорит про сэмплы – «образцы».
Я сам противник вливания в язык иностранных слов, но слово «сэмпл» так же привычно, как, например, слово «джинсы». И хотя «jean» переводится просто – «плотная хлопчатобумажная ткань», мы говорим «надел джинсы», а не «надел плотную хлопчатобумажную ткань». На худой конец, можно использовать вместо «сэмплы» слово «звуки», однако не «образцы». Образцы выставляют в витрине или привозят на выставку.

Впечатления от LMMS следующие. Разработчики мало внимания уделяют общему, однако много – частному. Частное – допустим, есть окно «Заметки» с текстовым редактором, куда вы можете добавлять какие-то свои заметки к проекту. При этом текст не простой, а с оформлением – доступно меню для его форматирования и раскраски разными цветами.

Это очень здорово, но почему такая, в принципе, второстепенная для музыки штука реализована, а индикатор громкости – нет? Я понимаю, что при микшировании LMMS все равно рубит громкость на нуле децибел, но мне нужно видеть уровни громкости и иметь возможность наглядно ими управлять. Однако должен признать, что программ такого класса и возможностей, как LMMS, довольно мало. Более того, под Windows у LMMS есть только коммерческие аналоги – FruityLoops и Orion.
Что до аналогов Hydrogen под Windows, то я давно не видел в этой системе драм-машин, которые не сделаны в виде плагинов. Помню, Steinberg одно время выпускала «отдельную» программную драм-машину BBox со славным набором сэмплов. Вот Hydrogen по ощущению работы больше всего похожа на этот BoomBox, хотя возможностей у Hydrogen больше.
Остается прибавить, что следуя добрым традициям Linux, Hydrogen и LMMS распространяются под лицензией GPL, и денег за свои продукты разработчики не берут. И в какой-нибудь другой стране, где пиратства, условно говоря, нет, музыкант-любитель вполне может позволить себе работать под Linux с хорошим набором софта, не тратя на это ни одной заграничной копейки (кроме как на скачивание из Сети).

Источник: michael-bridge.blogspot.com

Компьютерная музыка #3: Начинаем первый трек в LMMS

Все термины и вообще вся подготовка описаны по вышеприведённым ссылкам. Поэтому, если вы начинаете с нуля, ознакомиться с ними нужно в обязательном порядке.

Конкретно в этом выпуске мы сконцентрируемся на том, чтобы создать пробный музыкальный трек с нуля в редакторе LMMS. У вас должен быть установлен LMMS и плагины TAL-BassLine, mda Piano и MT PowerDrumKit 2. Где брать, как устанавливать и как настраивать, описано в предыдущей части .

Подготовка дорожек

Создайте новый проект, удалите все дорожки, и создайте три новые дорожки, три раза перетащив плагин-контейнер VeSTige в окно Song-Editor:

Далее откройте по очереди каждый контейнер и загрузите в них VST-плагины: 1) mda Piano, 2) TAL-BassLine и 3) MT PowerDrumKit.

Когда плагины будут загружаться, на экране автоматически будут появляться их интерфейсы. Можете сразу их закрывать, чтобы не мешали. Но только не MT PowerDrumKit : там первым экраном просят донат, и нужно нажать SKIP (или пойти по ссылке и сделать донат, чтобы убрать этот экран навсегда).

Выбор пресета

Оставьте в mda Piano пресет по умолчанию. В барабанах пресетов вообще нет, а в TAL-BassLine выберите пресет номер 17, используя меню контейнера.

Инструменты настроены, и можно писать музыку.

Музыкальная дорожка состоит из паттернов. Это дискретные куски мелодии, которые занимают определенное количество тактов. Можно создать паттерн любой длины, так как его длина увеличивается автоматически по мере добавления новых нот.

Паттерны можно копировать, удалять, перемещать и т.д.

После левого клика по любой чёрной клетке в ней появляется пустой паттерн (серого цвета). Чтобы удалить паттерн, нужно нажать среднюю кнопку мыши или выбрать контекстное меню по нажатию правой кнопки.

Чтобы отредактировать паттерн, нужно сделать на нём двойной щелчок, и откроется

Нотный редактор

Выберите лад «Major», затем сделайте правый клик на любой ноте «до» на клавиатуре слева и выберите в контекстном меню «Mark current scale». После чего нотный редактор должен раскраситься вот так:

Это визуально поможет оставаться в тональности (мы будем использовать только белые клавиши).

Теперь создайте паттерн в дорожке TAL-BassLine и откройте его в нотном редакторе.

Читайте также:
Какой программой извлекать звук из видео

Басовая партия: ритмический рисунок

Бас важен для поддержки ритма. Заполните два такта нотами по 1/8. Нота ставится левым кликом, а чтобы изменить её длину, нужно потянуть за правый край.

Получился пульс. Теперь произвольным образом удалите некоторые ноты (правым кликом). Подчёркиваю, произвольным образом. Вы всё равно получите какой-то ритм:

Вы можете послушать его, нажав пробел или кнопку «играть».

Здесь я публикую то, что получилось у меня. Вы можете повторять за мной или делать что-то своё. Я также выложу свой проект для скачивания.

Уже при прослушивании этого ритма мозг может начать генерировать какие-то идеи. Слушайтесь его.

Басовая партия: поддержка тональности

Теперь разнесём ноты баса по высоте. Как видно, я выбрал корневой нотой «ре», то есть нахожусть в тональности ре-минор, и басовая партия должна её подчеркивать. На данном этапе надо растащить ноты вверх или вниз, также произвольным образом, прислушаться, и через несколько итераций свести их композицию в нечто единое (то есть слушать и двигать ноты, которые стоят «не на своём месте»).

Не забывайте, что мы используем только белые клавиши:

Источник: dzen.ru

Как работать программой lmms

Для обычного пользователя программы ОС Linux — тёмный лес. Тем более музыкальный софт. Да и вообще, это отдельная платформа и одинаковые продукты для Windows и Linux можно сосчитать по пальцам. Однако, встречются такие экземплярчики как секвенсор LMMS, изначально созданный для Linux. Первый плюс в сторону этой программы — то, что она бесплатная, как и другой софт для Linux.

Об остальных возможностях речь пойдет ниже.
Первый запуск
При первом запуске, как и при всех последующих, запускается окно настроек (рис. 1).

Настроек довольно мало. В общих настройках (General settings) устанавливается буфер для звуковой платы, хотя сами настройки выхода звука выведены в отдельную подгруппу. Также удивляют настройки как аудио (значок динамика), так и миди (значок синтезатора). В них присутствуют не стандартные windows — устройства и не asio, а какие-то свои собственные драйвера.

Хотя в работе были успешно проверены несколько звуковых плат. Был выбран интерфейс SDL, т.к. он один был доступен. Возможно, из-за этого не получалось записывать звуковые дорожки. После настроек переходим к интерфейсу.
Интерфейс
Интерфейс очень напоминает Fruity loops (рис. 2).

Да и не удивительно, ведь разработчики включили возможность импорта файлов из Fruity loops. Цветовая гамма тоже схожая с Fruity loops, как и окна, и осциллоскоп, и панель управления, и даже микшер. Хотя до Fruity loops она явно не дотягивает. Если окинуть взглядом всё рабочее пространство, то видно что оно состоит из следующих окон: Song editor, Beat+Bassline editor, Fx Mixer и Controller rack.

Остальные инструменты припрятаны с глаз. Каждый в отдельности разбирать не имеет смысла, но всё же.
Song editor
Это и есть основное окно программы. Его можно сравнить с Playlist в Fruity loops (рис. 3).

Как и в большинстве секвенсоров по левую сторону — типы треков, по правую — область редактирования с событиями (или «кубиками» в народе). Существует несколько типов треков — инструменты (со значком клавиатуры синтезатора), семпл — треки (sample track), треки — паттерны (beat/bassline) и треки автоматизации (automation track). О них поговорим чуть позже.

В верхней части — транспортная панель с небогатым набором (play, stop и два типа record, хотя в моём случае ни один не заработал) и панель инструментов. На панели инструментов можно добавлять треки в проект (кнопочки со значками «+»). Правее стоят режимы редактирования — карандашик (для создания новых событий) и рамка — для выделения и перемещения событий. Также есть масштаб и три кнопки для режима скроллинга, зацикливания и возврата в начало после стопа. Также возле значка лупы отображается текущий масштаб, который меняется не плавно, а имеет фиксированные значения.
Как же здесь писать музыку?
Создали мы новый проект, смотрим на Song editor. Но что делать дальше? Это зависит от того что мы хотим. Например, мы хотим создать синтезаторную партию. Для этого нужно вставить какой-то синтезатор, допустим, один из встроенных.

Для этого просто выберем карандашик и создадим новое событие в треке Triple oscillator (он и будет в нашем случае синтезатором) (рис. 4).

Пока наше событие занимает только один такт. Теперь кликаем по нему 2 раза и открывается знакомое по другим секвенсорам окно piano roll для этого события (рис.5)

Теперь можно «рисовать» в нём наши ноты, пользуясь различными стандартными инструментами (ластик, карандаш, ножницы). Для тех, кто обладает миди-клавиатурой и хочет записать партию вживую, нужно нажать кнопочку записи (красный кружочек в белом), но сначала сделать вот что. Перейти к окну Song editor и выбрать своё миди-устройство. Для этого нажимаем на кнопке в левой части дорожки, выбираем midi и своё устройство (рис. 6).

Добавляем динамику
Ну, с piano roll-ом всё понятно. Теперь посмотрим что такое дорожка автоматизации. Как и в других редакторах, это — дорожка для изменения какого-то параметра во времени. Допустим, мы хотим сделать изменение высоты (pitch) нашего инструмента TripleOscillator во время проигрывания.

Для этого у нас в основном окне редактора должен быть установлен хотя бы один трек автоматизации (automation track, со значком жёлтой «горки»). Потом открываем наш инструмент нажатием на нём один раз и зажав ctrl «тянем» этот контроллер на дорожку автоматизации (рис. 7)

Читайте также:
Что делать если все ярлыки открываются одной программой

После этого у нас появляется новое событие на дорожке автоматизации. Кликнув по нему 2 раза у нас открывается редактор автоматизации (automation editor), в котором мы «рисуем» изменения высоты (pitch).

Кроме основного окна есть Beat+Bassline editor. Принцип в чём-то схож с Fruity loops, но возможностей явно меньше. Например, невозможно изменять высоту ноты. Он скорее больше подходит для ударных. Итак, мы рисуем в нём пошагово ноты (рис.

8).

Как видно из рисунка, мы «рисуем» ноты для инструмента TripleOscillator, при этом выбран нулевой паттерн (beat/bassline 0). Нажимая на кнопочку Add beat/bassline (зелёный квадратик с плюсиком), мы создаем следующий чистый паттерн (beat/bassline 1, 2 и т.д.). Последовательность их проигрывания мы выстраиваем в основном редакторе (рис. 9).

На рисунке 9 у нас 4 такта играет нулевой паттерн, 3 и 4 такты — первый и нулевой паттерн, а 5 и 6 такты — второй паттерн.
Встроенные плагины и семплы
С левого края совсем неприметно притаилась ещё одна панель с кнопочками. Здесь хранятся встроенные инструменты и семплы LMMS (рис. 10).

Первая кнопочка открывает самое интересное — браузер инструментов (Instrument plugins). Здесь расположены все встроенные инструменты (рис. 11).

Всего доступно 13 инструментов. Помимо синтезаторов здесь есть и плагины другого типа. Например, Audio file processor — это семплер, хотя и довольно примитивный. К слову, все семплы «перетянутые» из браузера семплов, автоматически открываются в Audio file processor-е, то есть носят характер инструмента. Кроме того, есть пару инструментов для загрузки банков некоторых звуковых плат (SF2 Player для SB-совместимых, PatMan — для GUS).

Возможность запускать VST-инструменты тоже есть, правда через свой встроенный плагин VeSTige. Хотя интерфейс и не очень удобный, т.к. приходится загружать dll-файлы инструментов вручную, но работают они довольно сносно.

Из синтезаторов хочу отметить эмуляторы старых звуковых процссоров. Так, BitInvader даёт забавный 8-битный звук, SID — эмулирует процессор компьютера Commodore 64, а PAPU вообще эмулирует звук игровой приставки Gameboy.

Следующая кнопочка открывает браузер проектов (My Projects). Здесь собраны заводские проекты, а также созданные пользователем. Для примера работы LMMS можно зайти в каталог cool_songs и послушать какие треки сочиняют в LMMS.

Во вкладке My Samples находятся встроенные семплы, разбитые по категориям. Ничего сверхьестественного нет, хотя вкладка Drumsynth имеет довольно неплохую библиотеку ударных тоже разбитых по категориям. Хранятся они в формате *.ds.

Вкладка My presets открывает нам доступ к пресетам для встроенных синтезаторов. Всё разбито по инструментам. Причем, если «перетащить» пресет в окно аранжировки, то создастся новый инструмент с этим пресетом. Довольно неплохие звуки сделали разработчики для ZynAddSubFX. Хотя, к сожалению, прослушать их можно, но при перетаскивании появляется ошибка.

В результате приходится открывать каждый эффект уже из окна самого плагина.

Две нижние вкладки My Home и Root directory вынесены, судя по всему, для заполнения пустоты. Другого применения я им не увидел.
Микшер, эффекты и сохранение
Микшер тут тоже очень напоминает Fruity loops. Доступно 4 группы (A, B, C, D) по 16 дорожек в каждой — итого 64 и мастер-дорожка (рис. 13).

Справа от регуляторов громкости для дорожек находится ячейка эффектов (Effects chain) куда мы вставляем эффекты, нажимая на Add effect. Доступно несколько десятков встроенных эффектов. Поддержки VST и DX плагинов нет.

Интересно то, что система здесь такова, что при создании нового инструмента или другой дорожки для него не создаcтся новой дорожки и его звуковой поток направляется автоматически на общую дорожку Master. Назначать дорожку эффектов мы должны вручную. Открываем нашу дорожку в окне аранжировки. Кликаем по ней, открываются её свойства, теперь и выбираем на какой трек в микшере будет направлен её звуковой поток (рис. 14).

На рисунке 14 мы назначили дорожку 2 в микшере для инструмента bass_hard01.

Для нашего инструмента также можно назачать эффект независимо от микшера. Для этого в её свойствах нужно открыть вкладку FX и там добавить нужные эффекты.

Сохраняются файлы в своём формате mmp или mpt. Есть возможность экспорта в wav файл или в ogg, в mp3 нет.
Заключение
На первый взгляд LMMS — хорошая звуковая студия. Особенно «подкупает» интерфейс похожий на Fruity loops. Но, к сожалению это далеко не Fruity loops. Во-первых, не понравилось то, что он довольно глючный. То ли это сложности портирования под Windows, то ли общие недоработки — неизвестно. Хотя, в общем, создать свой трек с его помощью вполне возможно.

Под конец хочу вынести вкратце плюсы и минусы LMMS.

Плюсы:
бесплатный;
поддержка внешних миди-устройств;
своя база семплов, инструментов и эффектов;
неплохие возможности аранжировки и сведения (piano roll, многоканальный микшер с эффектами, автоматизация);
возможность использования VST-инструментов;
возможность импорта и экспорта в некоторые форматы (ogg, flp).
Минусы:
высокая загрузка ЦП и нестабильность;
нет поддержки DX и VST эффектов;
нет поддержки как ASIO, так и стандартных Windows драйверов;
невозможно экспортировать проект в миди файл.

Источник: kokosovnet.jimdofree.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru