Как работать по программе филичевой

В настоящее время специалисты, занимающиеся коррекцией речевых нарушений у дошкольников, располагают апробированной системой обучения и воспитания детей с ОНР, разработанной Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной и представленной ими в пособии «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (М., 1993).

Данное пособие является документом, которым могут пользоваться логопеды при планировании и проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

Оно состоит из двух частей. В первой части изложен материал, касающийся первого года обучения (старшая группа), во второй части — материал, касающийся второго года обучения (подготовительная к школе группа).

В главе 1 первой части (в ней всего пять глав) освещается система коррекционного обучения и воспитания детей 5 — 6 лет с ОНР, представлены психологические особенности детей с данной речевой патологией, отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса, изложены приемы формирования звуковой стороны речи, активизации словаря, развития грамматического строя, связной речи.

Дислалия и способы коррекции

В этой главе дана психолого-педагогическая характеристика детей шестого года жизни с ОНР (второй и третий уровни речевого развития).

Глава 2 посвящена изучению детей с ОНР:

— отмечен ряд принципов, учет которых необходим при изучении дошкольников с речевой патологией;

— дана характеристика речи детей в норме;

— приведен образец заполнения речевой карты.

Методике коррекционной работы с детьми первого года обучения с ОНР посвящена глава 3 пособия. В ней раскрыты принципы, лежащие в основе коррекционной системы обучения и воспитания детей 5 — 7 лет с ОНР, выделены основные задачи коррекционного обучения:

— практическое усвоение лексико-грамматических средств языка;

— формирование правильного произношения;

— подготовка к обучению грамоте и овладение ее элементами;

— развитие связной речи.

Достаточно полно в этой главе излагается организация коррекционного процесса обучения и воспитания детей с ОНР, структура логопедических занятий по формированию произношения, а также по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

Глава сопровождена практическим приложением, которое содержит:

— планирование работы с детьми по формированию произношения;

— планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка;

— примерное распределение занятий логопеда и воспитателя (сетка занятий составлена в соответствии с периодами обучения);

— перечень дидактического материала для развития мыслительной деятельности;

— примерный лексический материал по обобщающим темам для логопедических занятий (предметный словарь, словарь признаков и действий).

В главе 4 раскрыта специфика работы воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР, намечены задачи и обязанности воспитателя, сформулирована поэтапность работы по формированию лексического запаса и грамматического строя на занятиях, дана примерная схема обследования воспитателем умений и навыков детей по различным видам деятельности. Глава содержит ряд упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук, некоторые виды спортивных, подвижных игр, которые рекомендованы для дошкольников с ОНР.

Открытый мастер-класс Т.Б. Филичевой «Общее недоразвитие речи»

Заключительная глава 5 посвящена работе музыкального руководителя:

— раскрыта специфика проведения музыкальных занятий в группе для детей с ОНР;

— обозначены параметры обследования музыкальных способностей детей, поступивших в логопедическую группу;

— приведен ряд игр на развитие музыкальных способностей детей с речевой патологией.

Вторая часть книги состоит из пяти глав и списка рекомендуемой литературы.

В этой части освещается система обучения и воспитания детей с ОНР седьмого года жизни.

В главе 1 дана характеристика детей с ОНР подготовительной к школе группы.

В главе 2 раскрывается организация логопедической работы в подготовительной группе для детей с ОНР, читатели знакомятся с планированием фронтальных занятий, посвященных лексико-грамматическим средствам языка и развитию связной речи по периодам обучения. В ней представлено планирование фронтальных занятий по произношению и обучению дошкольников грамоте. Помимо этого, даются примерные конспекты некоторых логопедических занятий.

Содержанию работы воспитателя по развитию речи посвящена третья глава. В ней широко представлен лексический материал по формированию произношения и связной речи: скороговорки, стихотворения, потешки на все группы звуков.

Глава в большом объеме содержит практический материал (стихотворения, загадки, скороговорки, рассказы), используемый при закреплении тематических циклов.

Читайте также:
Прекращена работа программы reshade setup

В пятой, заключительной главе дана серия упражнений по коррекции произношения звуков у детей с ринолалией. Материал, сопровождаемый методическими рекомендациями, представлен по разделам: смычные губно-губные звуки — м, п, б; смычные переднеязычные — н, т, д.

Таким образом, книга Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» предоставляет логопедам те материалы, которыми они могут руководствоваться в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР.

Для практической логопедии сегодня особенно актуальна проблема ранней диагностики и коррекции речи младших дошкольников, так как число практически неговорящих детей в возрасте 3 — 4 лет с каждым годом все возрастает.

Рядом авторов (Л.Н.Павлова, Л.С.Соломаха, Н.В.Нищева) разработаны варианты программ обучения дошкольников 3 — 4 лет с ОНР.

Остановимся на одном из них, принадлежащем Н. В. Нищевой. Он ориентирован на детей, начиная с четырехлетнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи, и рассчитан на три года обучения.

Представленное автором планирование включает разделы не только по преодолению речевого недоразвития у дошкольников.

Коррекционная работа с детьми рассматривается в системе: показано, как осуществлять взаимосвязь и преемственность в работе логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, соблюдая единые требования к детям с речевой патологией.

Содержание коррекционной работы в программе Н. В. Нищевой представлено поквартально (три квартала) по следующим разделам:

развитие навыков фонематического анализа;

развитие общих речевых навыков;

формирование грамматического строя речи;

обучение связной речи;

развитие у детей пространственных и математических представлений;

конструктивный праксис, художественно-творческая деятельность;

Начиная со средней группы (первый год обучения), с второго квартала, в программу включается раздел «Грамота».

В каждом разделе указаны задачи коррекционного обучения в соответствии с периодами.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 3363 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.net

Часть 1. Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития

Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.

Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.

Учить понимать слова обобщающего значения.

Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.

Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.

Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.

Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.

Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».

Развитие активной подражательной речевой деятельности

Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка).

Учить детей называть имена друзей, кукол.

• звукам окружающего мира;

• звукам музыкальных инструментов.

Развитие внимания, памяти, мышления

Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки).

Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили.

Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики).

Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики).

Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя).

Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол.

Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали.

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь

Развитие понимания речи

Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.

Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).

Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).

Развитие активной подражательной речевой деятельности

Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай.

Учить детей указывать на определенные предметы: вот, это, тут.

Читайте также:
Где хранится выполняемая программа и обрабатываемые ею данные

Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.

Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи.

Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).

Развитие внимания, памяти, мышления

Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш.

Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь — зонт, снег — коньки.

Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.).

Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги).

Учить определять лишний предмет из представленного ряда:

• 3 красных кубика и 1 синий;

• кукла, клоун, Буратино — шапка;

• шуба, пальто, плащ — шкаф;

• красная машина, красная лодка, красный пароход — желтая машина.

Учить детей складывать картинки из двух, четырех частей.

Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки.

Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные. шары») .

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

• понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);

• называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);

• обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);

• выражать желания с помощью простых просьб, обращений;

• отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.

При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

Источник: studfile.net

Новые книги Т. Б. Филичева

 - Логопедия. Основы теории и практики

В представленном учебно-методическом пособии собраны краткие характеристики наиболее часто встречающихся на практике нарушений речи, предложены схемы и алгоритмы дифференциального обследования и методика преодоления вербальных и невербальных нарушений у детей. Книга адресована студентам высших учебных заведений, педагогам и родителям.

 - Основы дошкольной логопедии

ISBN: 978-5-699-68972-9
Год издания: 2015
Издательство: Эксмо
Язык: Русский

Логопедическую работу среди детей с речевой патологией нужно начинать с самого раннего возраста. Заведующие ДОУ, методисты, воспитатели должны знать, не только как формируется речь в норме, но и с какими отклонениями и последствиями им придется столкнуться в процессе развития дошкольника. В пособии даны четкие рекомендации к организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями речи, обозначена важность и необходимость взаимодействия участников образовательного и реабилитационного процессов. Успех ранней коррекции речевых недостатков во многом зависит от уровня профессиональной подготовки специалистов, работающих в…

 - Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи

ISBN: 978-5-09-029572-7
Год издания: 2014
Издательство: Просвещение
Язык: Русский

 - Преодоление общего недоразвития речи у детей

ISBN: 978-5-9780-0422-9
Год издания: 2011
Издательство: КнигоМир
Язык: Русский

В книге излагаются современные представления об общем недоразвитии речи у детей: освещаются вопросы этиологии и патогенеза этой речевой аномалии, выделяются ее варианты. В сравнительном плане рассматривается процесс усвоения ребенком родного (русского) языка в норме и патологии. С учетом этих данных разработана система поэтапного коррекционного обучения. Пособие предназначается для логопедов, может быть использовано дефектологами, а также воспитателями логопедических детских садов.

 - Логопедия. Основы теории и практики

ISBN: 978-5-699-48294-8
Год издания: 2011
Издательство: Эксмо
Язык: Русский

В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми надо начинать как можно раньше. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и преодоление в раннем возрасте наиболее результативны, когда языковое развитие ребенка еще не завершено. Система логопедического воздействия, предлагаемая авторами этой книги, опирается на поэтапность усвоения детьми родного (русского) языка при правильном формировании речевой функции. В пособии излагаются новые достижения науки и практического опыта как в области педагогической науки — логопедии, так и в области смежных дисциплин: психофизиологии речи, медицины.…

Читайте также:
Как с компьютера удалять программы через bios

 - Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации

ISBN: 978-5-358-05835-4
Год издания: 2009
Издательство: Дрофа
Язык: Русский

Программно-методические рекомендации предназначены для учителей-логопедов, студентов средних и высших учебных заведений, изучающих логопедию, а также слушателей курсов федеральных, региональных и муниципальных образовательных учреждений повышения квалификации, специалистов в области образования, здравоохранения и социальной зашиты.

 - Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста

ISBN: 978-5-358-04486-9
Год издания: 2009
Издательство: Дрофа
Язык: Русский

Дидактические материалы предназначены для работы с детьми, имеющими недоразвитие речи. Содержание книги направлено как на выявление речевых дефектов у дошкольников, так и на развитие у них всех сторон речи: звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического слуха, лексического и грамматического строя языка, а также связной речи. Пособие адресовано логопедам, воспитателям, учителям, родителям и другим.

 - Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

ISBN: 978-5-8112-2287-2
Год издания: 2007
Издательство: Айрис-Пресс
Язык: Русский

В пособии освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования

 - Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие

ISBN: 5-8112-1048-5, 5-8112-1553-3
Год издания: 2005
Издательство: Айрис-Пресс
Язык: Русский

В пособии освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования

 - Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников

ISBN: 5-09-001259-8
Год издания: 1990
Издательство: Просвещение
Язык: Русский

В книге излагаются современные представления об общем недоразвитии речи у дошкольников: освещаются вопросы этиологии и патогенеза этой речевой аномалии, выделяются ее варианты. В сравнительном плане рассматривается процесс усвоения ребенком родного (русского) языка в норме и патологии. С учетом этих данных разработана система поэтапного коррекционного обучения. Первое издание книги (1973 г.) вышло под заглавием «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников». Пособие предназначается для логопедов, может быть использовано дефектологами, а также воспитателями логопедических детских садов.

 - Основы логопедии

ISBN: 5-09-000967-8
Год издания: 1989
Издательство: Просвещение
Язык: Русский

Издание 1989 года. Сохранность хорошая. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)». В пособии даются основные сведения о различных видах нарушения речи, рассматриваются пути их выявления и коррекции у детей дошкольного возраста. Содержит иллюстрации.

 - Преодоление задержки речевого развития у дошкольников

Год издания: 1973
Издательство: Просвещение
Язык: Русский

Пособие предназначается для логопедов и воспитателей, которые работают с детьми в возрасте 3- 7 лет с задержкой речевого развития. В логопедической литературе и практике общее недоразвитие речи у детей обозначают то как «задержку речевого развития», то как алалический синдром или алалию различных форм. Но в последние годы понятие «общее недоразвитие речи» становится все более и более признанным.

 - Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста

ISBN: 978-5-358-04486-9, 978-5-358-04486-9
Издательство: Дрофа
Язык: Русский

Книги серии раскрывают современный подход к проблеме выявления и коррекции различных нарушений речевого развития детей дошкольного возраста, содержат конкретные рекомендации и практический материал для организации логопедической работы с дошкольниками. Книга «Растим говорунов» написана опытным учителем-логопедом, практиком, у которого возникало немало проблем в речевом развитии собственных детей. Автор последовательно и грамотно раскрывает пути и методы преодоления трудностей в воспитании детей, дает конкретные советы, предлагает занимательные игры и упражнения, которые будут полезны и родителям, и педагогам детских садов. Готовятся к…

 - Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации

ISBN: 978-5-358-08661-6, 978-5-358-08661-6
Издательство: Дрофа
Язык: Русский

Книги серии раскрывают современный подход к проблеме выявления и коррекции различных нарушений речевого развития детей дошкольного возраста, содержат конкретные рекомендации и практический материал для организации логопедической работы с дошкольниками. Книга «Растим говорунов» написана опытным учителем-логопедом, практиком, у которого возникало немало проблем в речевом развитии собственных детей. Автор последовательно и грамотно раскрывает пути и методы преодоления трудностей в воспитании детей, дает конкретные советы, предлагает занимательные игры и упражнения, которые будут полезны и родителям, и педагогам детских садов. Готовятся к…

Главная Т. Б. Филичева Новые книги

subscribe-image subscribe-image

Ежемесячные дайджесты и самое важное из мира книг — в вашей почте

Источник: www.livelib.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru