AR-приложение Artefact помогает посетителям музеев быстро получать информацию о предметах искусства. Вы приходите в музей и наводите камеру смартфона на арт-объект. Artefact распознает экспонат и подсвечивает «точки интереса» — контент-поинты с информацией о картине или контексте ее создания.
Кроме того, приложение показывает первые эскизы к работе, предлагает прослушать запись из аудиогида или прочесть подробную статью. По нашей просьбе искусствовед, программист, аналитик (и не только) опробовали Artefact, а его разработчики ответили на вопросы. Все это — под катом.
Чтобы протестировать приложение «в бою», еще до карантина мы сходили в ГМИИ им. Пушкина на одну из постоянных экспозиций. Наши знакомые, причастные к искусству и не очень, сделали то же самое. Кому-то не удалось попасть в музей, и они протестировали Artefact удаленно.
разработчик в финтех-компании, хабраавтор
Я пришел в музей с установленным приложением и загруженным в него архивом выставки. Провел некоторые тесты, и вот какие два момента меня заинтересовали. Во-первых, картины — объекты сложные, с большим количеством деталей, а во-вторых — не слишком контрастные, если не сказать, бледные.
Как быстро вылечить видеокарту от артефактов (Лечим GPU от артефактов)
Чтобы опознать картины, алгоритмы должны быть устойчивы к большому числу разнообразных помех и искажений. Большинство из нас знакомо с понятиями сигнала, шума и фильтрации. Однако пространственные искажения — это не случайный шум, который можно подавить линейным фильтром.
А голова какого-нибудь посетителя музея, который заслонил ею часть картины — это своего рода шум бесконечной амплитуды. Его уровень нельзя уменьшить путем линейной фильтрации. Значит, алгоритмы должны уметь распознавать изображение, используя только видимую часть.
Чтобы проверить, насколько устойчив алгоритм к помехам, возникающим в реальных условиях, я проделал два эксперимента. Сперва я попробовал распознать картину, наводя на нее смартфон не прямо, а под углом. Для эксперимента я выбрал картину Пикассо «Старый еврей с мальчиком». С этой проблемой приложение справилось без особого труда, успешно определив произведение даже тогда, когда угол наклона составлял 45 градусов.
Во втором эксперименте я отошел от картины и подождал, пока ее частично заслонит от меня другой посетитель. Площадь, которая оказалась недоступна, составила при этом около трети изображения. Приложение на некоторое время задумалось (или мне так показалось), однако через несколько секунд опознало картину и выдало дополнительную информацию. Конечно, интересно, какими способами разработчикам удалось достичь такой устойчивости распознавания к помехам.
Комментарий разработчика:
Важно понимать, что используется не просто распознавание изображения, а трекинг. В задачи трекинга, помимо распознавания искомого изображения во входном видеопотоке, входит также определение перспективных искажений и последующие преобразования этих искажений в позицию метки в пространстве. Таким образом, справляться с наведением камеры под разными углами — это основная функция алгоритма.
Больно смотреть на эти артефакты!
Для успешного распознавания изображения необходимо выделить в эталонном изображении характерные точки, главным образом — в местах с резким перепадом яркости. Так же характерные точки выделяются в кадре видеопотока. Наборы этих точек сравниваются между собой.
Естественно, имеет смысл сравнивать не весь набор точек, а небольшие области, на которых перспективные искажения играют меньшую роль. Это позволяет алгоритму быть устойчивым к потере части изображения в видеопотоке или, наоборот, к шуму в виде посторонних объектов в кадре. При совпадении нескольких таких областей можно сравнить расстояние между ними на эталонном изображении и полученным с камеры для последующего вычисления перспективных искажений и позиции метки.
На устройстве есть не только камера, но и другие средства связи с внешним миром: акселерометр, компас и гироскоп. Данные с них помогают не потерять уже обнаруженную метку.
аналитик исследовательской компании
В музей я пришел в выходной, и там было много посетителей. Пока я стоял в очереди за билетом, вызвал приложение Artefact, нашел выставку в списке и скачал архив с необходимыми для работы данными (108 мегабайт). В музеях я бываю не часто, но раз уж это случилось, то осмотрел все залы на обоих этажах.
Приложение сумело опознать около 80% объектов, на которые я наводил камеру, а я наводил ее на все картины, которые привлекали внимание. Не скрою, меня впечатлило, что задачу распознавания рутинно выполняет смартфон — мобильное устройство, которое обладает не самым мощным процессором и обязано быть энергоэффективным.
К тому же приложение в реальном времени обрабатывает видео, захватывает часть кадров и сопоставляет их с какими-то эталонами. Но ведь мобильное устройство должно беречь энергию, да и к тому же обычно заряжено далеко не на все сто процентов. Напрашивается предположение, что одним из желательных свойств приложения Artefact является минимизация объема вычислений, которые выполняются непосредственно смартфоном. А значит, либо используются специализированные алгоритмы, хорошо решающие узкий класс задач распознавания, либо вычисления должны производиться в облаке. Интересно, какие библиотеки используются при разработке — open source или проприетарные?
Комментарий разработчика:
Весь алгоритм распознавания действует на устройстве, так что приложение может работать без подключения к интернету. Архив содержит необходимый набор эталонных изображений и меток для сравнения, а также метрик и метаданных для идентификации меток. Для каждой выставки можно сформировать набор пакетов, которые позволят пользователю заранее загрузить все материалы на устройство.
Тогда автономно можно не только распознавать экспонаты, но также читать статьи и слушать аудиогиды. Ранее загруженные данные кешируются, уже просмотренные данные остаются доступны пользователю без подключения к интернету. Пользователь может очистить весь кеш или удалить отдельные пакеты со своего устройства.
В разработке используются открытые библиотеки, в основном это широко используемые библиотеки общего назначения. Их достаточно для таких задач, как работа с сетью, кеширование изображений и UI. В плане проприетарных библиотек наибольшее внимание сейчас привлекают разработки, внедренные за последнее время в сами операционные системы.
Для рендеринга на iOS мы перешли с OpenGL на SceneKit и Metal. Это позволило нам за относительно короткий срок внедрить в приложение отображение трехмерных моделей в нескольких форматах (.usdz, .usdc, .usd, .usda, .scn) и использовать Physically based rendering. К тому же это решило проблему с тем, что Apple закончила поддержку OpenGL и перевела спецификацию в статус deprecated.
Со стороны дополненной реальности важным этапом стало появление ARKit. Фреймворк мы используем для реализации функции «Музей дома». Она оказалась очень популярной у пользователей, и мы планируем развивать ее. Также ARKit поддерживает трекинг изображений, и последние тесты этих функций показывают хорошие результаты. Возможно, скоро полностью перейдем на ARKit.
На Android мы сейчас смотрим в сторону ARCore и Sceneform.
завкафедрой гуманитарного вуза
В музее мое внимание привлекла картина Луиджи Луара «Дым окружной парижской
железной дороги», написанная в 1885 году. Раньше я не знал про этого художника и не видел его картин, зато мне нравятся работы многих его современников. Дым, занимающий две трети полотна, говорит о том, что дорога была оживленной. Увы, в приложении информация о художнике и о его творчестве, не говоря уж о парижском аналоге МЦК, оказалась скупой.
В аудиогиде, который я нашел в том же Artefact, интересных сведений было чуть больше. Позже оказалось, что в интернете полно релевантной информации, и это навеяло мысль о том, что качественное контент-наполнение может представлять широкое поле для деятельности.
Кстати, экскурсоводы в музеях часто рассказывают захватывающие эксклюзивные вещи, которые трудно извлечь из каталогов и альбомов, так что даже возникает подозрение — уж не сами ли они это все сочинили? Однако, такие истории вызывают эмоции и запоминаются зрителями. Смогут ли мобильные приложения добавить в просмотр эту человеческую компоненту? Думаю, что если бы удалось сформировать сообщество энтузиастов, которые могли бы превратить сухую информационную сводку в гипертекст, в окно, ведущее в энциклопедии и специальные труды, это было бы по-настоящему здорово. Возможно, подобную роль могли бы взять на себя гуманитарные вузы.
Комментарий разработчика:
Контент в приложении разрабатывают музеи. Сотрудники музея отбирают экспонаты и решают, какую историю рассказать посетителям. Со своей стороны мы стараемся помочь музею адаптировать и подобрать новый контент под формат дополненной реальности. У нас жесткая система модерации, чтобы поддерживать качество контента на высоком уровне.
В рамках национального проекта «Культура» мы проводим конкурсный отбор заявок от музеев на создание гидов в приложении. При необходимости адаптируем текст, помогаем с его версткой на платформе. Еще переводим контент на иностранные языки, в основном на английский. Профессиональные аудиогиды записываются на русском и английском языках.
редактор в IT-издании и скульптор-любитель
В интернете я провожу много времени в поисках вдохновения художественных референсов, которые давали бы идеи для будущих работ или новое видение. Это важная часть вынашивания творческих планов. В моем Pinterest тысячи изображений скульптур, фрагменты живописных работ, древнее искусство, керамика, костюмы, образцы фактур и прочее. Я часто задумываюсь о том, что приложение, которое могло бы распознать работу, определив ее происхождение и выходные данные, стало бы неоценимым помощником в моем творчестве и художественном самообразовании. Ведь творческий процесс — это в некотором роде сталкинг: никогда не знаешь, где попадется тот референс, который определит твою будущую работу.
Я загрузила Artefact и попробовала протестировать его на изображениях в интернете. Оказалось, что приложение умеет распознавать изображения с экрана ноутбука, но информацию дает лишь по тем работам, которые есть на экспозиции в ряде конкретных музеев. Этот инструмент мне показался удобным, потому что можно заранее посмотреть на галерею работ, выхватить о них какие-то факты и после принять решение о том, стоит ли идти смотреть на работу вживую. Мне любопытно узнать, есть ли возможность распознавать через приложение скульптуры?
Комментарий разработчика:
Алгоритм распознавания работает только с двумерными изображениями. Мы используем трюк для распознавания трехмерных объектов: представляем трехмерный объект как набор изображений с нескольких ракурсов. В большинстве случаев это позволяет опознать объект. Проблемы возникают со сложными объектами, например, с моделями оружия, из-за большого количества возможных ракурсов, с которых посетитель рассматривает экспонат.
домохозяйка, родитель
В этом году я взяла детям абонемент на серию экскурсий в Третьяковку. Они занимаются в художественной студии, поэтому важно, чтобы просмотр работ сопровождался осмысленным рассказом о произведениях, адаптированным для детского восприятия. Я не большой фанат идеи использовать гаджеты в музеях. Мне кажется, что «контента» там и без того достаточно. Но если есть приложение, которое можно запустить в музее, чтобы обеспечить некий игровой нарратив, помогающий детям усваивать информацию, я бы отнеслась к нему со вниманием.
В приложении Artefact я заметила наличие аудиогидов к экспонатам. Это удобно, ведь аудиогиды — это отдельная платная услуга в стенах музея. Получается, если прийти в музей с приложением, то можно немного сэкономить. Как вариант, прослушать информацию самой, а после переложить ее детям на понятном языке.
Комментарий разработчика:
Ориентируясь на детскую аудиторию, мы внедрили поддержку квестовых механик. Маленькие посетители музея смогут изучать экспозицию музея в игровой форме. Ведь всем нам интересно отгадывать загадки. Сначала распознаем экспонат, отвечаем на вопрос (найти ответы пользователи смогут в самом экспонате). Что нужно сделать дальше?
Внимательно рассмотреть дополнительные изображения в AR (например, на рентгенограмме автопортрета Рембрандта можно увидеть, что сначала художник изобразил себя в берете, но по какой то причине потом «снял» его), открыть все точки интереса или найти ответ в аудиогиде или интерактивной статье. В общем, изучить всю доступную информацию об экспонате. Элементы игровой механики позволяют усилить вовлеченность в процесс изучения материалов экскурсии.
Также мы разработали механику поиска экспоната по самому вопросу. Читаем вопрос, ходим по залу и сканируем подходящий под ответ экспонат. Подтверждаем свою уверенность в ответе. Посетители музея смогут соревноваться между собой, проходя викторину в режиме скрытого подсчета очков, сражаться друг с другом, чтобы выяснить в конце посещения, кто набрал больше баллов. Недавно Мурманский областной художественный музей воспользовался именно этой механикой и провел олимпиаду для школьников прямо в нашем приложении.
В прошлом году в рамках Нацпроекта «Культура» мы сделали много гидов для краеведческих музеев. Например, «Природа Зауралья» — постоянная экспозиция Курганского областного краеведческого музея. Она рассказывает о географическом положении края и представляет посетителям его многообразный животный мир. А в приложении можно услышать голоса разных животных. Думаю, что это будет интересно как для детей, так и их родителей.
искусствовед
На мой взгляд, в последние годы посещение выставок стало трендом. Периодические выставки проходят при аншлаге, зрительская аудитория разнообразная: от домохозяек до профессиональных искусствоведов. Не все из них готовы следовать за экскурсоводом от начала до конца.
Люди постигают новое по-разному, кто-то способен слушать рассказ лектора или гида, а кому-то обязательно нужно посмотреть, пощупать и обнюхать все самостоятельно. А у экскурсовода время строго ограничено, и он или она не может рассказать про каждый экспонат.
Каждый выстраивает введение в художественные направления в соответствии с некоторой идеей и показывает лишь те работы, которые являются опорными или знаковыми. Многие могут вспомнить случай, когда внимание привлекла какая-нибудь замечательная картина, но гид уже ведет группу дальше. Что выбрать?
Ведь кажется, что проходишь мимо той самой работы, ради которой и стоило прийти в музей. Но если задержаться — потеряешь нить рассказа экскурсовода. Приложение Artefact тут способно помочь. Посетитель мгновенно получает информацию о произведении, которое привлекло его внимание, и не отстает от группы.
Проекту хотелось бы пожелать развивать уже намеченные направления, охватывать еще большее количество периодических выставок и музейных пространств. Интересно, какие следующие большие цели и задачи ставят перед собой авторы проекта?
Комментарий разработчика:
Большой целью может стать уход от пакетного распознавания к облачному. Таким образом мы могли бы распознавать все объекты Музейного фонда РФ.
Также мы стараемся придумать новый механизм для распознавания трехмерных объектов, который давал бы более стабильный результат.
Но самая важная задача — сделать Артефакт базовым гидом и инструментом, который был бы полезен как пользователям так и музеям.
Источник: habr.com
Музеи в режиме дополненной реальности: как работает приложение «Артефакт» от Министерства культуры
В сегодняшних условиях отменяются многие массовые культурные мероприятия, включая и экскурсии. Но никто не мешает организовывать их методом онлайн. Недавно Министерство культуры разработало специальное приложение, обеспечивающее виртуальное посещение учреждений, указанных в его перечне.
Авангард предложений
Посещение музеев онлайн – это доступная опция для всех владельцев ПК, ноутбуков и мобильных гаджетов. Это мероприятие организуется в специальном приложении, разработанном Министерством культуры РФ. Это универсальная платформа с солидным авангардом предложений.
Она называется «Артефакт». Здесь любой желающий может:
- Посетить любое из 1400 предложенных учреждений.
- Принять участие в обилии экскурсий (более 700).
- Познакомиться с экспонатами. Здесь их более 3000. Каждый выложен с подробным описанием.
- Посмотреть аудио- и видеогиды по музеям России, а также различные документальные ленты.
Инициатива и конкретика
Разработка и запуск платформы состоялись благодаря национальному проекту «Культура» и высокой активности самих музеев. Учреждения готовы модернизировать форматы своей деятельности и соответствовать современным критериям.
Благодаря сегодняшним технологиям знакомство с музейными экспонатами становится более интересным и привлекает новую публику. Отечественная культура приобретает улучшенный формат доступности.
Пользователи «Артефакта» бесплатно могут изучить:
- Редкие собрания предметов быта.
- Раритетное оружие.
- Уникальные коллекционные книги.
- Археологические находки.
- Творения известных художников.
- Тайны мастеров ювелирного дела.
В спектре предлагаемых гидов значатся многие популярные музеи:
Источник: fb.ru
Как работает программа артефакт
Владимир Смеркис: Сегодня мы говорим про дополненную реальность в музеях Москвы и России в целом. У меня в гостях Тимур Алейников, куратор проекта «Артефакт», и Максим Яковлев, генеральный директор компании-разработчика технологии.
Расскажите, как связана дополненная реальность, новые технологии и культура?
Тимур Алейников: Музей, охраняя культурное наследие, должен развиваться вместе с обществом и коммуницировать с ним на понятном языке. Соответственно, дополненная реальность (как технология) приносит что-то новое в музейное дело, во взаимодействие посетителя с музеем.
Ключевой особенностью является то, что дополненная реальность смогла ответить на вопрос: как мультимедиа объединить с музейным экспонатом, при этом не затмевая сам экспонат. Ведь, когда мы выводим изображение картины на мультимедийный экран, человек начинает взаимодействовать с красивой сенсорной панелью, а не с самим предметом искусства.
Слева направо: Тимур Алейников, Владимир Смеркис, Максим Яковлев
Я впервые увидел аудиогиды достаточно давно, когда ездил в Рим. Сейчас появились новые методы взаимодействия, мультимедийные выставки, но почему мы продолжаем двигаться дальше? Хотим захватить молодую аудиторию?
Тимур Алейников: Мы хотим, чтобы молодой аудитории было так же интересно в музее, как и аудитории традиционной. Все помнят ту общественную дискуссию, которую спровоцировало приложение Pokemon GO. Сама технология невинная, вопрос в том, как её применять.
Дополненная музейная реальность в созданном Министерством культуры приложении «Артефакт» позволяет рассказать об экспонатах больше.
Какой функционал в приложении?
Тимур Алейников: Основной сценарий использования приложения — непосредственно когда мы пришли в музей. К сожалению, не в каждом музее есть Wi-Fi, поэтому в его зоне доступа посетитель может скачать всю информацию о выставке и дальше перемещаться по экспозиции совершенно свободно. Скачал, подошел к экспонату, навел камеру своего смартфона.
Приложение распознает предметы искусства без QR-кодов или ввода номеров, как в традиционных аудиогидах. Технологии компьютерного зрения идентифицируют сам экспонат.
Поверх изображения появляется несколько вариантов контента дополненной реальности. Это может быть классический для искусствоведения сбор картины в деталях, когда при нажатии на выделенные области «всплывают» справочные материалы. Например, мы рассказываем о том, кто изображен на картине, с кого автор списал тот или иной образ и так далее.
Часто картины писались поверх других. Об этом можно узнать с помощью приложения?
Тимур Алейников: Именно. Это отдельный пласт функционала, который позволяет заменить изображение самого экспоната альтернативными версиями. Например, изображением, полученным в момент исследования картины.
Можно взглянуть на предмет искусства в рентгеновских лучах, в ультрафиолетовом диапазоне. Для двустороннего экспоната, который не всегда реально увидеть с обеих сторон, показано оборотное изображение. Иногда там находятся другие картины.
Сейчас приложение работает только с картинами?
Тимур Алейников: Пока приложение сфокусировано на двухмерных объектах — это и графика, и всевозможные предметы. Мы говорим о плоскостных объектах.
Однако технологии не стоят на месте. Планируем развиваться в 3D-направлении. Сейчас разработчики проводят различные тесты. Классическая скульптура оказалась не самым простым объектом для распознавания. Конечно, мы хотим, чтобы наш продукт работал абсолютно стабильно. Это, на самом деле, ключевой момент.
В сфере культуры и искусства требования к качеству более высокие по сравнение с индустрией развлечений. Например, если вы спокойно можете смотреть концерт какой-то группы в плюс-минус хорошем качестве, то концерт классической музыки в низком битрейте не имеет смысла.
Какие ещё есть варианты использования приложения?
Тимур Алейников: Человек может запустить приложение не только когда находится в музее. Соответственно, второй режим — ознакомление с экспозицией дома, в дороге и так далее. В этом режиме пользователю доступен каталог экспонатов, а объем информации полностью соответствует тому, что он получил бы при походе в музей.
Инициатива по разработке приложения исходила от Министерства культуры?
Тимур Алейников: Инициатива шла от музеев. Мы обратили внимание на заявки музеев: они экспериментировали в этой области, но, к сожалению, нас не удовлетворили результаты. Продукты получались заточенными под конкретный музей, а не масштабируемыми на всю отрасль.
Идея возникла в музеях, а мы отрабатывали её с 2015 года вместе с Центром имени Грабаря.
Начинали с демонстрации результатов реставрации. Был сделан небольшой прототип, пилотное приложение, которое содержало всего десять экспонатов. На нем проверялись основные гипотезы о том, что допреальность — это интересно, аудитория воспримет такой формат представления информации.
Приложение имело успех в первую очередь в профессиональной среде. Центр Грабаря победил с этим прототипом на «Интермузее — 2016». Идея получила своё подтверждение: соответственно, это можно было делать отраслевым решением. «Артефакт» получился платформенным и инфраструктурным проектом.
Как идет разработка приложения?
Максим Яковлев: Первый прототип создавался на движке Unity, но был слегка тяжеловесным. Unity используется в музеях для создания трехмерных объектов (в том числе и виртуальных музеев), но нам показалось, что этот подход слишком неудобный для пользователя. Там часто получаются нестандартные интерфейсы, поэтому мы решили писать нативное приложение и туда уже встраивать дополненную реальность.
Потом мы использовали Sketch — очень популярную систему, которая помогает разработчикам увидеть ошибки на первых этапах проектирования. Это позволило нам проработать пользовательское поведение. В дальнейшем работа шла быстрее за счёт того, что нам не приходилось переписывать несколько раз одно и то же.
- Государственный музей-усадьба «Архангельское»;
- Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита»;
- Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник:
- Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»;
- Кировское областное государственное бюджетное учреждение культуры «Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых»;
- Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»;
- Нижегородский государственный художественный музей;
- Новочеркасский музей истории донского казачества;
- Самарский областной художественный музей;
- Ярославский художественный музей;
- Тотемское музейное объединение;
- Музей-усадьба «Останкино» (Москва).
С какими ещё проблемами вы столкнулись?
Максим Яковлев: Решив проблему с пользователем, мы перешли к решению проблем с музеями. Ведь это платформенный проект, мы должны были привлечь огромное количество музеев по всей России. Нужно сделать систему добавления контента настолько простой, насколько это возможно. Для того, чтобы любой сотрудник музея мог самостоятельно добавлять контент. Раньше это было серьезной проблемой.
А как сейчас это будет работать? Допустим, вы подключаете новый музей в Нижнем Новгороде. Что происходит?
Максим Яковлев: Музей получает доступ в нашу панель администратора. Загружает свои картинки, размечает блоками статьи, накладывает специальные стили. Здесь не требуется специальных знаний программиста.
Сотрудники музеев даже могут кастомизировать страничку и перенести фирменный стиль. Мы старались обезличить в каком-то смысле приложение, чтобы искусство говорило само за себя, но лица музей не потеряет.
Как вы собираетесь привлекать аудиторию в это приложение?
Тимур Алейников: Есть два канала. «Артефакт» — это проект портала «Культура. РФ». Сам по себе портал является центральным проектом в этой сфере, содержит информацию обо всем многообразии культурного наследия, обладает неплохим ядром аудитории.
Но для нас ключевой канал — партнерство с музеями. Там мы планируем размещать информационные материалы, которые будут стимулировать посетителей музея скачивать приложение. Воспользовавшись «Артефактом», человек, естественно, вспомнит о приложении в следующий раз, на какой-нибудь другой выставке.
Как вы будете оценивать успех приложения? Какими метриками собираетесь пользоваться?
Тимур Алейников: С концептуальной точки зрения мы хотим, чтобы приложение стало частью сценария взаимодействия посетитель-музей.
Как это измерить? У нас в стране две с половиной тысячи государственных музеев. Если посчитать количество галерей, площадок всевозможных, то всего музеев получится около 4 тысяч. Появление «Артефакта» на 500 площадках в течение двух лет мы считаем хорошим результатом.
Внедрение проекта начинается с ключевых музеев РФ. Уже достигнута договоренность с Третьяковской галереей и с Пушкинским музеем.
Тимур, я так понимаю, что вы в Министерстве культуры курируете технологические проекты? Насколько важно их развивать для Министерства?
Тимур Алейников: Министр культуры уделяет внимание технологической поддержке отрасли для популяризации культурного наследия и привлечения аудитории.
Недавно мы подписали соглашение с Mail.Ru Group, наши партнеры в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» тоже будут помогать.
Сфера культуры неоднородна, как и технологическая среда. Часть институтов культуры уже прошли этап digital-информации, выбрали стратегию продвижения и использования интернет-каналов. Часть учреждений не подходит к этому вопросу пока никак — по разным причинам.
Наша задача — не столько выровнять, сколько поддержать всех. Министерство культуры инициировала проект «Единое информационное пространство в сфере культуры». Это специализированная система личных кабинетов учреждений культуры, которая позволяет им вносить информацию о себе, своих мероприятиях, площадках, на которых они работают с аудиторией.
Artefact на выставке «Искусство реставрации. Веера»
Это всё для пользователя будет отображаться на «Культуре. РФ» или на разных площадках?
Тимур Алейников: Система распространяет информацию (в виде открытых государственных данных). На ее основе работает «Яндекс. Афиша», 2do2go и так далее. В перспективе это будет не только система маркетинга в сфере культуры, но и платформа внутриотраслевых коммуникаций. Крайне важно обеспечить возможность небольшим краеведческим музеям использовать опыт, накопленный федеральными музеями, у которых больше ресурсов.
Как дела с социальными сетями?
Тимур Алейников: За последние два года всё очень изменилось. Мы зарегистрировали огромное количество учреждений культуры. Поставили в повестку дня этот вопрос перед учреждениями и сделали его важным для сотрудников, а также обеспечили поддержку со стороны администрации социальных сетей. В «Одноклассниках» и «ВКонтакте» созданы специализированные разделы, где концентрируются все группы учреждений культуры. Это позволяет им делиться аудиторией друг с другом.
Человек, который ходит на филармонические концерты, гораздо ближе к посещению театров и музея, чем тот, кто просто сидит дома на диване.
Тем не менее важно прививать культуру тем слоям населения, которые пока не знакомы с ней. В этом направлении что-то предпринимается?
Тимур Алейников: Социальные сети — отличный инструмент, потому что мы затрагиваем огромное количество людей. Например, мы сейчас ведем трансляции из Третьяковской галереи. Количество просмотров достигает нескольких миллионов. Это аудитория, которая никогда бы не пришла просто так в Третьяковскую галерею.
Расскажите, как будут развиваться технологические проекты? Каких новинок стоит ждать?
Тимур Алейников: Абсолютного знания нет ни у кого, но можно предположить. Мы понимаем, что есть технологические тренды, в которые вкладывается огромное количество денег и ресурсов. Их применение в сфере культуры открывает большие перспективы.
Сегодня мы много говорили о дополненной реальности, я уверен, что будут появляться новые продукты. «Артефакт» делает платформу, то есть закрывает 80% потребностей, используя 20% функционала.
Вы говорили, что добавятся 3D-объекты.
Тимур Алейников: Да, это перспектива. Но всегда есть возможности для развития собственных проектов, глубоко интегрированных в инфраструктуру музея. Это мы будем поощрять. Что касается других направлений, тренд — использование технологий виртуальной реальности. Здесь Министерство культуры тоже экспериментирует, мы в этом направлении двигаемся.
Кому это нужно? Тем, у кого нет доступа к московским или петербургским площадкам?
Тимур Алейников: Да, это одно из ключевых применений, вопрос выравнивания доступа.
Конституция РФ гарантирует нам равный доступ к объектам культуры и искусства, но не гарантирует билеты из Хабаровска в Москву.
Решение вопроса с доступом открывает возможность для тиражирования культурного наследия, в этом смысл виртуальных музеев. Кроме того, Московская филармония транслирует свои концерты в HD абсолютно бесплатно на сайте филармонии, на портале «Культуры. РФ», в перспективе планируем перенести и в соцсети.
Есть проект виртуального музея архитектуры в виде мобильного приложения для iOS и Android. В формате виртуальной реальности можно прогуляться по нереализованным или утраченным шедеврам архитектурного наследия — увидеть Вознесенский монастырь, неосуществленный проект Дворца Советов и так далее.
Ещё одним проектом 2016 года стало приложение «Оружие героев», которое уже имеет порядка 700 тысяч скачиваний. Это приложение Тульского музея оружия: рассказывает об истории, позволяет виртуально пострелять, замедлить время, включить режим рентгена и увидеть, как гильза отскакивает. Это завораживающее зрелище.
Кстати, вы ещё говорили о биг дате, больших данных. Активно работаете в этом направлении?
Тимур Алейников: Министерство культуры открывает свои данные, чтобы как можно больше дата-аналитиков проводило экспериментов в этой области. Мы опубликовали данные о 5 или 6 миллионах предметов государственного музейного фонда с описаниями, изображениями. Это открывает возможности для создания таких проектов.