Проведение социологического исследования требует его тщательной подготовки. На этапе подготовительной работы создаются программа и рабочий план социологического исследования. Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным.
В ней формулируются проблемы исследования, определяются его предмет и цели, осуществляется выбор переменных, интерпретируются основные понятия, разрабатываются рабочие гипотезы. Все положения программы должны быть четкими, структурные компоненты продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы, а ее звенья − логически последовательными. Кроме того, должна быть предусмотрена возможность внесения в программу необходимых корректив.
Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы:
1) теоретический, или методологический, разделсодержит формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение цели, задач, результатов исследования; интерпретацию основных понятий и выдвижение гипотез;
Методы социологических исследований
2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных);
3) организационный(план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.).
Всякое исследование начинается с постановки проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. Проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-либо результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на явление в желаемом направлении.
После формулирования и обоснования проблемы определяется цель исследования и его задачи. Цель исследования может иметь как теоретический, так и прикладной характер. В первом случае – это установление определенных закономерностей в изучаемом объекте. Результатом подобного исследования будет разработка специальной теории. Во втором случае целью может быть не только получение некоторого типового решения проблемы, но и применение полученных знаний в практической деятельности.
Если цель в исследовании бывает, как правило, одна, то задач несколько, и все они так или иначе конкретизируют поставленную цель и определяют средства ее достижения.
Вслед за рассмотрением цели и задач определяются объект и предмет исследования, которые соотносятся как целое и часть. Как отмечает В.А. Ядов, «объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания» (Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. – М., 1987).
Он всегда характеризуется количественно, структурно, а также с точки зрения его пространственно-временной определенности. Предмет исследования — это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же эмпирическом объекте могут выделяться различные его аспекты, которые являются предметом исследования. Иначе говоря, когда социолог выбирает предмет исследования, он в то же время формулирует и гипотезу о возможном пути решения проблемы, а также методы и формы проведения социологического исследования. Отсюда, предмет исследования – это то, что подлежит непосредственному рассмотрению в изучаемом объекте.
Лекция 2 Программа социологического исследования 2 1 Методологическая часть программы
Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий — необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи:
1) выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании;
2) возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций;
3) обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей. Теоретическая интерпретация понятий осуществляется через ряд последовательных этапов. На первом этапе осуществляется перевод проблемной ситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах.
На следующем этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные составляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом. Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования, необходимо провести их факторную интерпретацию, то есть определить систему его связей с внешними объектами и внутренними субъективными факторами. Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.
Следующий заключительный этап теоретической подготовки эмпирического социологического исследования заключается в формулировании гипотезы. Гипотеза исследования — это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов. В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез:
1) гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается;
2) из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число;
3) для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной;
4) при выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов;
5) невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.
Гипотезы — это отправные точки для исследования, дальнейшие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование.
В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез — не праздные теоретические упражнения, а разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень социологического исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.
Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программы, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Для проведения опроса необходимо точное определение генеральной и выборочной совокупностей. Надежность и достоверность результатов исследований будет зависеть от репрезентативности выборки.
Генеральная совокупность − совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы исследования. Выборочная совокупность (выборка) − часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности.
Репрезентативность − свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования.
Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности. Но часто сложное исследование невозможно или в нем нет необходимости. Поэтому для решения задач исследования осуществляется выборка, т.е. сознательное ограничение изучаемой совокупности.
Важная часть методического раздела программы − обоснование методов сбора эмпирических данных.
При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов.
Во-первых, оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству получаемых в ходе исследования данных.
Во-вторых, ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, но есть методы адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче.
В-третьих, надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.
Организационный раздел программы включает рабочий план исследования, финансовую смету и вспомогательные документы.
Как ни важны сами по себе программа и выборка, тем не менее без рабочего плана невозможно грамотно провести социологическое исследование. Обычно в него закладываются основные процедурные мероприятия, которые надо осуществить при исследовании. Это позволяет с должной точностью определить затраты времени, сил и средств и объем работы – научной, организационной. Как правило, он включает в себя сетевой график выполнения всех работ при выполнении исследования. В нем точно указываются сроки выполнения работ, исполнители, финансовые затраты и т.д.
Источник: studopedia.su
Как провести социологическое исследование
Существование социологии невозможно без сбора различной эмпирической информации. Исследователь при проведении социологического исследования пользуется официальной статистикой, публикуемой в различных печатных изданиях. И только недостающую информацию он собирает посредством социологических опросов, в результате которых выясняются субъективные мнения респондентов. Ответы подвергаются математическому усреднению и уже обобщенные данные излагаются в статистических таблицах, формулируются и объясняются закономерности. Конечный итог любого социологического исследования заключается в построении научной теории, позволяющей предсказывать будущие явления и формулировать практические рекомендации.
Программа – первый этап исследования
Социологическое исследование начинается с проработки проблемы, определения целей и гипотез, построения некой теоретической модели. После этого можно переходить к разработке инструментария, к сбору первичных данных и обработке полученной информации. Стратегия исследования излагается в программе исследования, состоящей из теоретической модели предмета исследования, эмпирической схемы объекта исследования, методов и методик, используемых для получения данных, анализа и интерпретации данных. Программа исследования не включает в себя научный отчет с описанием итогов.
Данные исследования
Замечание 1
Социология – это наука о социально типичных явлениях.
Это наука, точно знающая мысли и желания среднестатистического человека. При помощи анкетирования и количественных распределений ответов в анкете социология определяет типичное мнение группы людей.
Определение 1
Собранные в процессе эмпирического исследования факты называются данными.
Данные являются первичной информацией, полученной в результате социологического исследования, они включают ответы респондентов, итоги наблюдения, оценки экспертов.
Первичные данные или статистическая информация проходит математическую обработку и выражается в виде таблиц с распределением ответов респондентов.
Обработка данных
Определение 2
Обработка социологической информации — это математико-статистическое преобразование данных, делающее их компактными и пригодными для дальнейшего анализа и интерпретации.
«Как провести социологическое исследование»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В основе таких преобразований лежит теория вероятностей, которая определяет технологию формирования выборочной совокупности и электронной обработки данных. С ней тесно связана процедура эмпирического обобщения — статистический вывод. В основе статистических выводов лежит индукция, т.е. умозаключение от фактов к определенной гипотезе.
Статистический вывод представляет собой индуктивное обобщение, которое строится на базе математической обработки и суммирования определенного множества единиц исследования. Например, опросив $1500$ избирателей, выяснилось, что более $60%$ людей пожилого возраста на последних выборах проголосовали за коммунистов.
В процессе исследования изучалась статистическая связь возраста и электорального поведения. Статистический вывод в данном случае будет следующим: чем больше возраст респондентов, тем больше вероятность того, что он проголосует за представителей коммунистов. И, соответственно, наоборот. Это количественный вывод. Логический и теоретико-гипотетический выводы являются качественными.
Статистический вывод относится к области вероятностного знания.
Определение 3
Вероятность – это числовое выражение степени возможного появления случайного события при определенных, повторяющееся неограниченное количество раз условиях.
Теория вероятностей выясняет закономерности, возникающие при взаимодействии большого количества случайных факторов. Главный закон теории вероятности – закон больших чисел, используется для формирования выводов в социологических исследованиях.
Суть данного закона в том, что совокупное действие большого количества случайных факторов приводит к результату практически не зависящему от случая. Закон больших чисел используется социологами в статистических расчетах, без него невозможна эмпирическая социология. Закон применяется для анализа процентного распределения ответов респондентов. На законе больших чисел базируются выборочные обследования в социологии. Здесь действует правило: судить о многих на основании знания о немногих.
После математической обработки данные принимают форму числовых выражений, описывающих один или несколько фактов. Несколько фактов, сгруппированных в общий статистический ряд, могут говорить о следующем:
- о тенденции,
- о закономерности,
- достаточно редко о законе.
Основы выборочного обследования
Замечание 2
Большинство социологических исследований носит не сплошной, а выборочный характер.
Выборочное исследование подразумевает отбор определенного количества людей по строгим правилам, отражающих структуру изучаемого объекта по социально-демографическим признакам.
Выборочное обследование является более экономичным и достаточно надежным методом исследования, но требует более сложной методики и техники. Основой исследования является выборочная совокупность, составляющаяся на базе генеральной совокупности. После этого решается вопрос о типе выборки, которые могут быть трех видов:
- сплошные: переписи, референдумы;
- случайные, включая вероятностную, систематическую, районированную, гнездовую;
- неслучайные, включая стихийную, квотную и методом основного массива.
Источник: spravochnick.ru
МЕТОДИКО-ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Успех социологического исследования зависит не только от того, насколько тщательно был разработан методологический раздел программы, но и в не меньшей степени от успешной разработки и внедрения в процесс исследования[11] методико-процедурного раздела программы, и в первую очередь — стратегического плана исследования.
Первое, на что обращает внимание социолог на начальной стадии исследования, — это количество наличной информации об исследуемом объекте. Именно на основании имеющихся знаний об объекте к моменту сбора эмпирических данных разрабатываются рабочие гипотезы социологического исследования. В соответствии с этими гипотезами, целями и задачами социолог строит стратегический (или, как его еще называют, принципиальный) план социологического исследования.
Различают три варианта стратегического плана исследования:
1) разведывательный (формулятивный, поисковый);
2) аналитический (описательный);
Рассмотрим каждый вариант плана в отдельности.
Разведывательный вариант плана. Он применяется социологом в том случае, если об объекте и предмете исследования нет ясных, четких представлений, т.е. когда социолог не в состоянии выдвинуть научных гипотез. В данном случае цель плана — уточнение проблемы и формулировка гипотез. Разведывательный план применяется в той области исследования, где нет совсем или очень мало нужной литературы. Разведывательный план предполагает проведение исследования в три этапа.
1. Изучение документов. Работа над документами начинается с тщательного составления библиографии и серьезной переработки, изучения всей имеющейся по проблеме литературы, как отечественной, так и зарубежной.
2. Проведение интервью. Интервью проводится с экспертами (специалистами-теоретиками и специалистами-практиками) с целью получения дополнительных знаний об изучаемом объекте, что поможет сформулировать несколько рабочих гипотез. Для того чтобы этот этап разведывательного плана прошел успешно, необходимо заранее составить список лиц и учреждений, к которым необходимо обратиться.
3. Наблюдение — завершающий этап плана. К этому моменту социолог уже располагает известной информацией об объекте. Следует подчеркнуть, что разведывательное наблюдение неформализовано. Уже имеется перечень вопросов для изучения, но отсутствует детальное формализованное чтение вопросов по пунктам.[12]
Работа по разведывательному плану завершается ясной и четкой формулировкой проблемы. Разведывательный план нельзя путать с пилотажным исследованием, которое осуществляется для проверки методик исследования, т.е. они выполняют разные функции.
Аналитический (описательный) вид плана социологического исследования используется тогда, когда имеющиеся знания об исследуемой проблеме позволяют выделить объект исследования и сформулировать описательную гипотезу, т.е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого социального объекта. Цель плана — проверить эту описательную гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта. Здесь решающую роль играет строгость эмпирической интерпретации понятий и точность фиксирования данных. В данном случае необходимо проводить выборочное или монографическое обследование, анкетирование, группировку, корреляционный анализ полученных данных. Разработка аналитического плана заканчивается классификацией данных, характеризующих объект исследования.
Третьим вариантом стратегического плана исследования является экспериментальный план. Он применяется тогда, когда имеющиеся знания об объекте исследования позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Отсюда цель плана — установить причинно-следственные связи в объекте. Наиболее надежным методом достижения этой цели является проведение социального эксперимента.
Обязательной составной частью программы социологического исследования является выбор методов сбора, обработки и анализа социальной информации.
Программа конкретного социологического исследования считается полноценной тогда, когда в ней не дано простое перечисление методов сбора первичной социологической информации, а показано, почему выбраны именно эти, а не другие методы; продемонстрирована связь методов сбора информации с целями, задачами и гипотезами исследования. Например, если использовался метод анкетирования, необходимо указать в программе, что для решения такой-то задачи и подтверждения такой-то гипотезы был разработан такой-то блок вопросов анкеты.
Программа считается неполной, если в ней не указаны и не описаны методы первичной обработки и анализа информации. Первичная обработка приводит полученный материал в определенную систему, классифицирует его.[13]
2.2. Характеристика рабочего плана исследования
Наряду с программой проведения конкретного социологического исследования для более четкого выделения отдельных процедур исследования социолог обязан разработать рабочий план, который включает в себя сетевой график проведения всех работ, связанных с исследованием. Рабочий план призван упорядочить основные этапы исследования в соответствии с его программой, календарными сроками, материальными и людскими затратами, необходимыми для достижения конечных целей исследования.
Рабочий план шире программы исследования. Основными задачами при его разработке являются: определение этапов исследования; расчет финансовых средств и людских сил, необходимых для успешного проведения исследования; расчет временных интервалов для проведения каждого этапа и всего исследования в целом; организация координации взаимодействия различных частей исследования; организация эмпирического исследования.
Основные части рабочего плана — это пилотажное исследование, полевое обследование, подготовка данных для обработки, обработка данных, их анализ и интерпретация, составление отчета.
Пилотажное исследование предназначено для проверки качеств методик и процедур основного исследования и предшествует ему. Пилотажное исследование подвергает проверке все основные элементы программы социологического исследования. Чаще всего оно проводится с целью проверки инструментария — анкет, опросных листов, бланков интервьюеров.
Для осуществления пилотажного исследования достаточно провести обследование 70-100 человек. Пилотажное исследование проводится при использовании новых методик. Полевое обследование (или исследование — оба термина употребляются как однозначные) — это изучение объекта в естественных, «полевых» условиях. Полевое исследование является основным источником сбора первичной социальной информации.
Подготовка данных для обработки и обработка данных включают в себя все процедуры, необходимые для обработки данных на ЭВМ и непосредственное применение ЭВМ.
Итоги социологического исследования отражаются в отчете. Отчет представляет собой письменный документ, в котором в систематизированной и наглядной форме излагаются результаты проведенного исследования. По своей структуре отчет состоит из трех частей: результаты исследования, выводы и рекомендации.
Составной частью рабочего плана, как уже отмечалось, является сетевой график исследования. Он способствует более четкому и организованному проведению всех видов работ исследования. В сетевом графике отражается, кто, когда и что делает, т.е. в нем четко зафиксирована схема: работа — исполнитель — время. Составление сетевого графика — работа, которая требует больших профессиональных навыков. [14]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведение социологического исследования состоит из последовательных этапов:
− сбор первичной социологической информации;
− подготовка к обработке материалов исследования и обработка на ЭВМ;
− анализ информации, подготовка отчета по итогам социологического исследования, выводы и рекомендации.
Социологическое исследование начинается с разработки программы, включающей теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного социального явления или процесса.
Программа включает ряд элементов, из которых выделим наиболее значимые. Это определение проблемы исследования, суть которой составляет реальное жизненное противоречие как частного, так и общего характера. Далее следует формирование темы и задач исследования.
Важной составляющей является разработка гипотезы, т. е. предположения об изучаемом явлении, которое в результате исследования может быть подтверждено, либо опровергнуто. Могут быть основная и вспомогательные гипотезы. Сама по себе разработка гипотезы — сложный познавательный акт, требующий подготовки и основывающийся на предшествующем познании предмета исследования.
Программа включает также характеристику понятийных и эмпирических индикаторов, выявление объекта исследования, инструментарий.
Объект исследования составляет та или иная общность людей, отражающих какую-либо социальную проблему. Вся общность, на которую распространяются исследования, носит название генеральной совокупности.
Но поскольку абсолютное большинство исследований носит не сплошной характер, а выборочный, то очень важно грамотно, по определенным правилам отобрать необходимое количество людей для опроса, т. е. провести выборку. В этом случае микромоделью генеральной совокупности является выборочная совокупность, т. е. отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности, подлежащее непосредственному исследованию.
ОТВЕТЫ НА ТЕСТ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
ВАРИАНТ № 1
1. Предметом исследования социологии является:
1. Политическая структура государства
3. Типы социальных движений
4. Звенья общественного производства
2. Термин «социология» впервые применил:
3. Концепцию понимающей социологии создал:
4. Материалистическое понимание истории — это теория принадлежит:
5. «Предоставьте вещи их естественному течению». В этих словах заключена суть:
4. Теория конфликта
6. Философ, написавший труд «Государь» и давший совет по управлению:
7. Кому принадлежит мысль, что в обществе существует классовая борьба
и антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя:
8. Философ создал теорию стратификации и разделил общество на три класса: высший — мудрецы, средний — воины, низший — ремесленники, крестьяне:
9. Социологическое исследование состоит из нескольких этапов:
10. Исследование проводится первый раз, программа несложная, проблема
изучена недостаточно. Это:
1. Описательное исследование
11. Подготовка социологического исследования начинается с:
1. Формулировки гипотез
2. Характеристики методов исследования
3. Составления программы
4. Логического анализа понятий
12. Деление общества по полу и возрасту относится к:
4. Классовой общности
13. Группы, возникающие на основе социального неравенства:
1. Статусные группы
14. Наиболее древняя этническая общность, жизнедеятельность которой была основана на родовых связях:
15. Форма полигамной семьи, один муж и несколько жен:
1. Групповой брак
16. Воспроизводство новых поколений здоровых детей, регулирование рождаемости — это:
2. Репродуктивная функция семьи
17.К какой функции культуры относится данное понятие: культура, сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, противопоставляет их другим:
18. Орудия труда, храмы, книги, жилье это —
2. Народная культура
3. Материальная культура
4. Духовная культура
19. Личность в переводе с латинского означает:
20. Психологический механизм социализации-идентификации – это:
1. Способ осознания принадлежности себя к той или иной группе
2. Осознанная попытка ребенка копировать поведение родителей, родственников
3. Отучение от старых ценностей, ролей
4. Обучение новым ценностям, ролям, правилам поведения
21. Статус жены, мужа —
22. Ницше писал: «И изгнан я из страны отцов и матерей». Какой тип конфликта заключен в этих словах:
3. Конфликт поколений
23. Формальная негативная санкция:
1. Оправдательный приговор в суде
24. Состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости:
3. Массовая истерия
25. Общество — это:
1. Политическая организация с определенным типом власти и управления
2. Социальная организация страны, нация, народности
3. Территория, имеющая границы и обладающая суверенитетом
4. Культурная организация страны
26. Реформистский прогресс это:
1. Постепенное преобразование общества, не затрагивающее основы существующего строя
2. Всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от состояния дикости к цивилизации
3. Скачкообразное, комплексное изменение общественной жизни,
затрагивающее основы существующего строя
4. Переход социальной системы из одного состояния в другое
27. Осуществляется на основе глубоко усвоенных образцов поведения:
1. Традиционное действие
28. Действие, где индивид выступал как учитель:
29. Сложное союзное государство, состоящее из штатов, республик:
3. Унитарное государство
4. Парламентская республика
30. Перемещение людей из одного слоя в другой:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабосов Е.М. Общая социология. – Минск: Тетрасистемс, 2004.
2. Борцов Ю.С. Социология. Учебное пособие. — Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс», 2002.
3. Волков В.Г. и др. Социология. Курс лекций: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
4. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, 2001. – 232 с.
5. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М.: Владос, 2000. – 288 с.
6. Общая социология / Под ред. Золенковой З.Т. — М.: Гардарики, 2005.
7. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. В 2 т. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2001.
8. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. М.: Наука, 1993.
9. Социология: Курс лекций / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. — М.: Соц.- полит, журн., 2002.
10. Социология: Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002.
[1] Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2001. –С. 16.
[2] Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 30.
[3] Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 31.
[4] Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 34.
[5] Социология: Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. с. 112.
[6] Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 36.
[7] Социология: Курс лекций / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. — М.: Соц.- полит, журн., 2002. с. 59.
[8] Волков В.Г. и др. Социология. Курс лекций: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003. с. 25.
[9] Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 48.
[10] Социология: Курс лекций / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. — М.: Соц.- полит, журн., 2002. с. 27.
[11] Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 52.
[12] Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 53-55.
[13] Социология: Курс лекций / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. — М.: Соц.- полит, журн., 2002. с. 32.
[14] Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М.: Владос, 2000. – С. 128 — 131.
Источник: megaobuchalka.ru