Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Публикация «Анализ программы „От рождения до школы“ на основе федерального государственного образовательного стандарта ДО» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Темочки
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
КММ, Что и как анализировать при проектировании образовательного продукта
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы 8 В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Безграничная память. Как запоминать информацию
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).
Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).
Программа «От рождения до школы» :
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. Отличительные особенности программы «От рождения до школы»
Направленность на развитие личности ребенка
Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Патриотическая направленность Программы
В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Нацеленность на дальнейшее образование
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте; понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей
Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр., так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
Особенности структуры программы «От рождения до школы»
Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.
Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка
К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно, следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей: ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста); младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы, средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа, старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Простота введения вариативной части
Взаимодействие с семьями воспитанников.
В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования. Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома — книгами серии «Школа Семи Гномов».
Разработка полного учебно-методического комплекта к Программе
Очевидным достоинством Программы является то, что она обеспечена полным учебно-методическим комплектом, включающим методические пособия по всем линиям и направлениям развития ребенка, комплексно-тематическое планирование, наглядные пособия и рабочие тетради, а также пособия по работе психолога в ДОО, по инклюзивному образованию и работе семейного детского сада. Вместе с тем, учебно-методическое обеспечение Программы является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности, отражающим современные достижения и тенденции в отечественном и мировом дошкольном образовании.
Организация мониторинга условий реализации ФГОС ДО на примере программы «От рождения до школы».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Целевые ориентиры Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.
Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС.
В представленной системе оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования. В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки.
Педагогическая диагностика Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и — диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач :
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Публикации по теме:
Аналитическая справка о результатах промежуточного мониторинга уровней освоения программы «От рождения до школы» Аналитическая справка О результатах промежуточного мониторинга уровней освоения программы «От рождения для школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,.
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ I. Общее приложение 1.1. Настоящий федеральный.
Анализ программы А. И. Бурениной «Ритмическая пластика» Что же такое ритмическая пластика? Чем она отличается от хореографии, аэробики, ритмической гимнастики? Понятие «пластика» в программе А. И.
Анкета для проверки знаний педагогов Федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования Анкета для проверки знаний педагогов по содержанию ФГОС ДО ФИО педагога Должность 1. Расшифруйте принятые во ФГОС сокращения: ДОУ, НОУ,.
Анализ парциальной программы по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Мы вместе» Доклад на тему: Анализ парциальной программы по социально – коммуникативному развитию дошкольников «МЫ ВМЕСТЕ» автор Маханева М. Д. Предлагаемая.
Доклад «Формирование и развитие базовых учебных действий как основы реализации образовательного стандарта» Программа формирования базовых учебных действий, обучающихся с умственной отсталостью реализуется в начальных и старших классах. Она конкретизирует.
Игровое моделирование в условиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта Игрового моделирования в условиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта Развитие восприятия и формирование представлений.
Педагогический совет «Построение образовательного процесса ДОУ на основе духовно-нравственных ценностей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 «Аленушка» г. Волжского Волгоградской области» (МДОУ д/с № 30).
Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения С самого рождения человека окружают люди. Это мама, папа, бабушки, дедушки, сестры, врач, соседи т. д. В первые дни своей жизни ребенок включен.
Источник: www.maam.ru
Образовательные программы (анализ)
достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Школа России».
Приоритет воспитания в образовательном процессе;
— личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;
— сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.
Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.
При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.
Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:
— Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка.
— Граждански-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма.
— Глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации.
— Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе.
«Начальная школа XXI века»
Обучение грамоте и чтению.
Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова О.А.
— Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И.
— Литературное чтение. Автор Ефросинина Л.А.
— Математика. Авторы: Рудницкая В.Н. и др.
— Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф. и др.
— Технология. Автор Лутцева Е.А.
— Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.
— Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.
Цель программы – полноценное идивидуальное развитие ребенка и его обучение.
В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
Отличительной особенностью программы можно считать систему педагогической диагностики с 1 по 4 класс, которая позволяет определять готовность конкретного ученика к обучению, основательность усвоения материала. Следующая особенность «Начальная школа ХХI века» состоит в том, по УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования — формировать основные компоненты учебной деятельности.
Научные руководители — А.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили. — Русский язык.
Букварь. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Русский язык. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
— Литературное чтение. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
— Математика. Авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.
Информатика (1-4 класс). Авторы: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О., Суворова Н.И.
— Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др. С.В.
— Изобразительное искусство. Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.
— Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.
— Технология. Авторы: Куревина О.А., Лутцева Е.А.
— Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И.
— Английский язык «Английский с удовольствием» («Enjoy English») (2-4 класс). Авторы: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. (Приказ Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010г. №2080).
Научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность .
Для всех учебников «Школы 2100» используется общий дидактический принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики.
Системность. Дети с 3-х лет и до окончания школы учатся эффективно пользоваться своими знаниями и умениями по целостной образовательной системе, посредством которой максимально раскрываются способности ребенка, на доступном языке даются ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?». Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.
— Непрерывность . «Школа 2100» — это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих в ходе их решения постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся на каждом из последовательных временных отрезков.
— Преемственность . Под преемственностью понимается непрерываемость на границах различных этапов или форм обучения: детский сад – начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – старшая школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение, то есть, в конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.
Букварь. Авторы: Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.
Русский язык. Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
— Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Нателаури Н.К., Маранин С.С.
— Окружающий мир. Авторы: Поглазова О.Т., Ворожейкина Н.И., Шилин В.Д.
— Основы духовно-нравственной культуры народов России (4-5 классы). Авторы: Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В.
— Музыка. Авторы: Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И.
— Изобразительное искусство. Авторы: Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В.
— Физическая культура. Авторы: Тарнопольская Р.И., Мишин Б.И.
— Французский язык (2-4 классы). Авторы: Владимирова В. Г., Григорьева Е. Я.
— Английский язык. УМК «Милли» («Millie»). Авторы: Азарова С. И., Дружинина Э.Н., Ермолаева Е. В. и др. Издательство «Титул».
Цель программы – многогранное развитие ребенка, комфортное обучение со специально создаваемыми ситуациями успеха для каждого ученика. Программа обеспечивает понимание ребенком изучаемых вопросов, способность сформулировать задачу и решить ее, способность самоконтроля и самооценки.
Основные принципы построения программы:
— гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и
-творческая активность личности.
Особенностью комплекта «Гармония» является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью. Авторы комплекта «Гармония» (Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, Н.М.
Конышева) одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России.
«Перспективная начальная школа»
Математика Авторы: А.Л. Чепин, Р.Г. Чуракова.
Обучение грамоте. Письмо. Авторы: Н.Г. Агаркова, Н.М. Лаврова.
Систематический курс русского языка. Авторы: М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Бойкова, Н.М.
Лаврова.
Авторы: Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская.
Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Т. Кудровой для УМК системы «ПНШ».
Программа разработана на основе авторской программы по технологии Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой, «Программы по учебным предметам», М. Академия (учебник).
Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Принцип непрерывного общего развития каждого обучаемого.
Принцип целостности картины мира.
Принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Принципы прочности и наглядности.
Принцип практической направленности.
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья.
К отличительным особенностям УМК следует отнести и максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всём УМК; систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное её использование.
УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя.
Каждое методическое пособие состоит из двух частей.
Первая часть – теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации.
Вторая часть – непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на все заданные в учебнике вопросы.
«Классическая начальная школа»
УМК «Классическая начальная школа» состоит из нескольких курсов:
— «Литературное чтение. Чтение и литература». Автор Джежелей О.В.
— «Русский язык». Автор Рамзаева Т.Г.
— «Математика». Автор Александрова Э.И.
— «Окружающий мир. Мир и человек». Авторы: Вахрушев А.А. и др.
— «Окружающий мир. Введение в историю». Авторы: Саплина Е.В., Саплин А.И. (3-4 класс)
— «Изобразительное искусство». Авторы: Кузин В.С., Кубышкина Э.И.
— «Технология. Своими руками». Автор Малышева Н.А.
— «Музыка». Авторы: Алеев В.В., Кичак Т.Н.
Формирование теоретических понятий (речеязыковых, математических, естествоведческих и других), которые составляют основу успешного обучения. Но формировать теоретические понятия на «пустом месте» нельзя, так как «пустая голова не мыслит» (П.П. Блонский).
Основные принципы построения учебных предметов: каждый ребенок должен быть успешен, включен в активную учебно-познавательную деятельность, учится мыслить творчески и самостоятельно, уважать себя и окружающих, учиться понимать другого.
Особенностью УМК « Классическая начальная школа» является органическое соединение традиционной методики с последними достижениями современной психологии и новейшими подходами к решению методических проблем. Предложенные учебные курсы опираются на педагогику сотрудничества.
— Обучение грамоте и чтению.
— Русский язык. Авторы: Андрианова Т.М. и Илюхина В.А. (1 класс); Желтовская Л.Я. (2-4 класс)
— Математика. Авторы: Башмаков М.И., Нефедова М.Г.
— Окружающий мир. Авторы: Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. (1-2 класс); Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В., Саплин А.И. (3-4 класс)
— Английский язык (2-4 класс). Авторы: Горячева Н.Ю., Ларькина С.В., Насоновская Е.В.
— Изобразительное искусство (1-2 класс). Авторы: Сокольникова Н.М., Ломов С.П.
— Технология (1 класс). Авторы: Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка
Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности – в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.
Источник: nsportal.ru
Анализ образовательных программ для дошкольников
Более десяти лет дошкольные учреждения России работают в условиях свободного выбора образовательной программы. Педагогам это позволяет проявлять творчество, более смело использовать инновации, а детям – получить комфортную среду обитания, уважение их интересов и признание самоценности дошкольного периода жизни.
Система дошкольного образования в настоящее время способна удовлетворить разнообразные образовательные потребности населения и учесть новые педагогические воззрения ученых и практических работников.
Внедрение разнообразных образовательных программ весьма перспективно для системы дошкольного образования в целом. Однако анализ ситуации полипрограммности позволяет обнаружить как позитивные, так и негативные стороны этой проблемы.
Позитивные стороны полипрограммности
1. Бесспорным достоинством является то, что вариативность современного дошкольного образования позволяет реагировать на потребности общества. Разнообразие образовательных услуг, предлагаемых дошкольными учреждениями, отвечает возросшим запросам родителей.
2. Положительным является то, что коллектив дошкольного учреждения может выбирать программу, соответствующую его педагогическим установкам. Вместе с этим появляется больше возможностей для повышения профессионального мастерства. Стимулируется инициатива и творчество.
3. Методическое обеспечение программ имеет разную степень развернутости. Поэтому нередко педагогу необходимо «перевести программу на язык реального педагогического процесса» и творчески подойти к вопросам подбора методики занятий, организации развивающей среды. Это сложная, но увлекательная работа для ищущих педагогов.
4. У родителей тоже появляется выбор. Информация о «новаторстве» и «застое» в детских садах распространяется достаточно быстро, что поддерживает здоровую конкуренцию в системе образования.
5. Полипрограммность позволяет учитывать потребности многонационального населения нашей страны, строить педагогический процесс с учетом социально-экономических, национально-культурных, климатических и иных условий региона.
Проблемные стороны полипрограммности
1. Трудности в работе вызваны тем, что не всегда разработанные программы снабжены методическими материалами. Перспективные идеи могут быть реализованы, если педагогам известен ключ новой технологии. В противном случае они работают, как умеют, а не получив положительного результата, на который они рассчитывали, быстро теряют интерес к новой программе. Некоторые программы написаны наукообразно, язык труден и не воспринимается практическими работниками дошкольных учреждений.
2. Педагогическим коллективам сложно перестраиваться, уходить от привычных подходов, стереотипных приемов и форм организации детской деятельности. Необходим «двигатель» – инициативный, авторитетный, ответственный и квалифицированный руководитель, который может «зажечь» коллектив и повести его за собой, помогая справляться с трудностями, анализировать их причины, а не «распекать» педагогов за ошибки.
3. Отсутствует преемственность со школой в содержании и методах работы. Ребенок из комфортных условий детского сада попадает в жесткий режим школьной жизни, что отрицательно сказывается на его эмоциональном и психологическом состоянии. Недостаточен цивилизованный контроль над реализацией базовых компонентов в программах. Соответствие образовательных программ требованиям государственного стандарта дошкольного образования в какой-то мере защищает детей от некомпетентного педагогического воздействия.
4. Работа по программе требует дополнительного финансирования на приобретение специального оборудования, игрушек, пособий, наглядных материалов. Работать по некоторым программам без этого невозможно.
Как выбрать программу?
Вопрос выбора программы был и остается весьма актуальным. Наблюдаются различные и не всегда адекватные подходы, указывающие на затруднения практиков в решении данной проблемы. Например, педагогический коллектив увлекается одним приоритетным направлением работы в ущерб другим, что может привести к перегрузке детей и недостатку в воспитании других, не менее важных сторон детской личности.
Встречается и своеобразная «эклектика», когда в одном учреждении работают сразу по нескольким программам. Смешиваются технологии и концепции. При этом не удается проследить за эффективностью каждой программы. (Требования к сочетаемости используемых программ содержатся в «Рекомендациях по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» — Методическое письмо Минобразования России от 24 января 1995 г. № 46 / 19-15.)
Нередко наблюдается «погоня» за инновациями ради завоевания авторитета в глазах вышестоящих руководителей или родителей. Такое «внедрение нового» может повторяться ежегодно: не успели увидеть результаты от одной программы, внедряется другая – новая.
В связи с этим перед администрацией детского сада, учебного комплекса, прогимназии возникает достаточно ответственная задача – выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей. Поэтому руководители дошкольных образовательных учреждений должны иметь представление о разнообразных отечественных и зарубежных образовательных программах, которые используются в настоящее время, уметь самостоятельно проанализировать программу, выделить в ней ключевые положения, понять особенности педагогических технологий.
Выбор программы целесообразно начинать с изучения информации о ней. Первый шаг – поиск наиболее доступного источника, которым чаще всего становятся статьи в специальных периодических журналах. Кроме этого, существенную помощь могут оказать информационные сборники и справочники, выпускаемые районными и городскими управлениями дошкольного образования, а также презентации и научно-практические конференции, на которых авторы популяризируют концепцию программы и методические подходы к ее реализации.
Следующий шаг – более пристальный, аналитический взгляд: посещение мастер-класса, тематического семинара, круглого стола, реального дошкольного учреждения, где имеется возможность увидеть предметно-развивающую среду, открытое занятие, задать вопросы, поговорить с педагогами, которые имеют опыт работы по той или иной программе.
Дальнейший шаг – знакомство с программно-методическим сопровождением программы, анализ предлагаемого программно-методического пакета. Его важнейшую часть составляют философско-концептуальные основы программы, где излагается взгляд авторов на ребенка, его развитие, на создание условий, способствующих становлению личности, сохранению самобытности и раскрытию творческого потенциала каждого воспитанника.
Центральной составляющей комплекта является собственно программа, в которой образовательные и воспитательные задачи выстроены в определенной логике и снабжены необходимыми комментариями и ссылками.
Методические материалы (рекомендации) помогают раскрыть суть педагогической технологии. Их использование позволяет реализовать идеи авторов и кратчайшим путем достигнуть высоких педагогических результатов. Методические пособия ориентированы на практических работников: воспитателей, психологов, специалистов по изобразительной деятельности, по физической культуре, логопедов, преподавателей иностранного языка, медицинских работников, старших воспитателей и других педагогов.
Авторы программ и методической литературы сами избирают форму преподнесения материала, раскрывающего основы педагогических технологий. В настоящее время нет обязательных требований к развернутости методических материалов и детализации содержащейся в них информации. Поэтому практикам в рамках разных программ предлагаются различные варианты пособий: общие методические рекомендации, где раскрываются принципы работы, или более подробные комментарии, в которых рассматриваются особенности методики и подходы к организации детской деятельности.
Учебно-методические пособия, входящие в комплект программно-методической документации, адресованы дошкольникам. В них содержатся альбомы, картины, иллюстрации, наборы наглядных пособий, игры, тетради на печатной основе для индивидуальной работы детей. (Имеются гигиенические и психолого-педагогические требования к учебно-методическим пособиям для детей Министерства образования РФ.) Хрестоматии и энциклопедии для чтения детям, специальные пособия для родителей и по работе с семьями дошкольников дополняют комплект программно-методических материалов и рекомедуют способы их использования с ребенком.
Важным является также гриф программы и методических пособий к ней, который присваивается Министерством образования, муниципальными или региональными экспертными советами при департаментах образования. Информация о Федеральном перечне программно-методических материалов ежегодно публикуется для широкого использования (в справочнике Министерства образования, журнале «Дошкольное воспитание»).
Наличие или отсутствие полного пакета программно-методических материалов не означает высокого или низкого качества самой программы. Комплектность указывает лишь на степень разработанности программы и предполагает перспективу дальнейшего совершенствования программно-методического пакета.
Не все программы, используемые в современном дошкольном образовании, на сегодняшний день снабжены полными комплектами методических материалов. В связи с этим педагогам приходится определять, какая программа и сопровождение к ней удовлетворяют интересам и квалификации данного педагогического коллектива. В отдельных случаях воспитатели проводят работу по выбору средств и методов, по конкретизации технологии.
На основании предпринятых шагов и изучения методического сопровождения программы руководители дошкольного учреждения прогнозируют работу конкретного педагогического коллектива, реально оценивают трудности. При этом важно осознание, что процесс внедрения программы не может быть стремительным и сразу стопроцентно успешным. Конечно, могут возникать затруднения, методические, психологические и организационные проблемы.
Переход ДОУ на новую программу
Эффективность педагогической работы дошкольного учреждения в связи с переходом на новую для него программу определяется готовностью коллектива к инновационной деятельности. Пересмотр собственных педагогических установок, формирование нового мышления, самовоспитание – процесс сложный и длительный. Его темп значительно отстает от темпа распространения информации о новых программах и их внедрения в практику работы.
Педагогическим коллективам трудно перестраиваться, уходить от формализованных приемов и однообразных форм организации детской деятельности. Необходима достаточно сильная мотивация, побуждающая педагога отойти от привычных для него способов работы. Наряду с другими возникает еще одна важная задача – «учиться в любом возрасте» – и новым технологиям, и новому восприятию реалий сегодняшнего дня, и оценке новых подходов в современном образовании, и рефлексии своих профессиональных достижений.
Переход на новую программу – это трудный путь к совершенству, к «храму педагогики», и проделать его возможно только коллективом единомышленников. Выбор программы и приобретение методического сопровождения являются подготовкой к новой странице жизни коллектива.
Модернизация работы детского сада опирается на изучение новой программы, которое предполагает не только чтение методических указаний и проведение занятий по готовым конспектам. Необходима профессиональная работа над совершенствованием педагогического мастерства, обсуждение форм организации детской деятельности, проведение открытых занятий, педсоветов, круглых столов, обмен опытом. Предметом обсуждения становится процесс, способы и результаты педагогической деятельности каждого участника образовательного процесса. Это помогает увидеть особенности методических подходов, их отличие от традиционных.
Изучение программы требует совместного обсуждения ряда вопросов, каждый из которых может стать самостоятельной темой семинара или педсовета. Назовем некоторые:
Качественный скачок в сознании педагога происходит тогда, когда он становится способным профессионально грамотно оценить достоинства программы, увидеть истинное новаторство авторов, определить спорные позиции и не сразу их отвергать, а попытаться разобраться, понять мысль авторов. В каждом новом явлении есть позитивные и негативные моменты, есть свои «за» и «против». И конечно, научиться принимать точку зрения другого, понимать, что могут существовать в одном информационном поле и уживаться одновременно несколько подходов, если они не противоречат главному – своевременному и разностороннему становлению детской личности.
В каждой программе заключены такие особенности, которые не всегда будут бесспорно приняты любым педагогом. Необходима большая внутренняя работа по оценке того, близка ли теоретическая концепция той или иной программы мировоззрениям педагога.
Знакомство дошкольных работников с разнообразием подходов в организации педагогического процесса поможет наметить свое направление деятельности по гуманизации педагогической работы в дошкольном учреждении.
Случается, что изменения в педагогических установках начинают происходить, когда педагог уже приобрел некоторый опыт работы по программе, научился подкреплять интуитивное использование методов осознанным отношением к ним, выбирать самое рациональное в сложившейся ситуации. И это нормально. Разрушение сложившихся стереотипов – это результат работы педагога над собой, к которому каждый из нас должен стремиться.
Главное при этом, чтобы сохранялись приоритеты образования: укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития всех детей, уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности. Важными компонентами любой программы и педагогического процесса в соответствии с ней являются: построение режима и место игры в детском саду, гигиенические условия организации жизни, профилактика заболеваний.
Гуманизация современного образования связана прежде всего с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок, становление его субъектности. Создание условий для поисковой и творческой деятельности детей, интеграция различных видов деятельности и их эмоциональная насыщенность способствуют переходу на новый стиль общения и игры с ребенком, развитию личностного взаимодействия педагога со своими воспитанниками.
Намерения педагогов сделать жизнь ребенка в дошкольном учреждении полноценной могут быть реализованы, если выбранная ими образовательная программа отвечает их педагогическим воззрениям.
Источник: www.o-detstve.ru