Как придумать вопрос в программу что где когда

В этой статье я расскажу про общие принципы игры «Что? Где? Когда?» и покажу, как брать вопросы, даже если не очень разбираешься в теме. Во время подготовки материала я опирался на свой личный опыт и «Методическое пособие для тех, кто хочет тренироваться в спортивное ЧГК». В нем вы найдете больше интересных примеров и теоретических основ.

Почему?

В 10 классе, когда я только начинал играть в ЧГК, мне совсем не понравилось. Наша команда не смогла взять ни одного вопроса, и мы все чувствовали себя полными идиотами, поэтому с турнира ушли расстроенными. Следующие 6 месяцев про ЧГК я не вспоминал.

Что пошло не так? Дело в том, что мы не понимали технологии самой игры, не знали, что на большую часть вопросов можно ответить и не читая художественную литературу или огромные справочники. Мы впадали в ступор каждый раз, когда понимали, что никто из нас не читал или не смотрел какого-то фильма, книги или не знает историю.

Однако ответ почти всегда содержится в самом вопросе, просто надо быть внимательным. Сейчас я думаю, что зная теорию ЧГК и имея чуть чуть опыта, мы бы смогли взять намного больше вопросов, турнир-то был простеньким. Школьным.

Обучение Что? Где? Когда? Выпуск 3. Вопросы.

С чего начать?

Совсем без подготовки обойтись не получится. Спортивный ЧГК существует более 20 лет, поэтому вопросы на некоторые темы успели стать стандартными и даже типичными. База подобных вопросов негласно называется “Бинго ЧГК”. Вы можете найти полную базу в интернете, достаточно загуглить “CHGK wiki”.

Ее изучение не займет много времени, зато вы познакомитесь с базовыми темами и вопросами, а также приобретете необходимый бэкграунд для старта. Обратите внимание на раздел «первые вопросы». Там представлены самые популярные задания для первой позиции в туре. В ЧГК вопрос часто может быть приурочен к его номеру.

Пример:

6-й чемпионат России по ЧГК. Саранск. 1 тур. 25.02.2006. Вопрос 1:

На сайте киностудии имени Горького рассказывается, что костромской купец Михаил Трофимов основал киноателье «Русь», переименованное впоследствии в киностудию имени Горького. Таким образом, Трофимов дал киностудии ЭТО. Назовите ЭТО тремя словами.

Решение: Именно на этой киностудии был снят фильм «Путевка в жизнь».

Ответ: «Путевка в жизнь»

В этой статье мы разберем основные ошибки при работе в команде и способы раскручивания вопросов.

Командная работа

Один из необходимых навыков командной игры — держать форму вопроса. Форма вопроса — это его часть, которая отвечает за то, о чем вас конкретно спрашивают. Другими словами, это то, как вы должны записать ответ на бланке. Форма задает направление размышлениям и помогает отсекать из всего множества вариантов те, которые заведомо под нее не подходят.

Если не держать форму и специально не концентрироваться на ее запоминании, то можно в дебрях разных версий и эмоциональных обсуждений потерять ее. Или вы даже можете прийти к правильному ответу, но, когда настанет время записывать ответ в бланк, начнутся трудности. Зачастую, когда капитан спрашивает команду что-же ему надо вписать он слышит сразу несколько версий от разных членов команды; это создает неразбериху и панику, ведь если не успеть написать ответ, ласточки могут просто пройти мимо и уже не взять его. Тогда все старания пропадут зря. Ласточки — люди, которые собирают бланки ответов.

Множество вариантов формы ставит капитана в неудобную ситуацию выбора, возлагая на него дополнительную ответственность, потому что если он выберет неправильную форму и вопрос не засчитают, он может почувствовать себя виноватым. Таких ситуаций нужно избегать, поэтому важно назначать для записи формы вопроса одного человека. Он будет запоминать ее, снимая обязанности с других членов команды. Во время рассуждения он также будет постоянно напоминать ее капитану, чтобы он смог выбрать правильную тактику, а команда в общем не уходила в сторону от нужного ответа.

Например, вас спрашивают «Назовите художника, самая известная картина которого была вдохновлена такими-то событиями». Команда может долго обсуждать, пытаться догадаться о какой картине идет речь. Найдя правильный ответ, все на радостях могут забыть про форму и вписать название картины в бланке ответа. Это очень распространенная ошибка среди команд, не соблюдающих правило формы.

Работа с вопросом

Упрощение вопроса

Способ 1. Суть данного приема заключается в разбиении большого вопроса на маленькие смысловые части, которые легче решить.

Вопрос (Фестиваль Каменный Цветок — 2007):

В поэме Роберта Браунинга хромой мальчик-калека жалуется на одиночество и отсутствие друзей. А также рассказывает о чудесной стране, про которую услышал и в которой ему никогда не суждено побывать. В каком городе жил этот мальчик?

Решение : Следует разбить данный вопрос на несколько частей и подумать над их решением. После этого вопрос становиться очень простым. Итак, у нас есть чудесная страна, о которой все говорят. Более того, в эту чудесную страну все уходят, но мальчик туда попасть не может. Почему? Мальчик калека – хромой. Что у нас получается в итоге?

Все дети услышали что-то и ушли куда-то, а один не смог. Несложно догадаться, что все происходило в Гаммельне.

Комментарий : Речь идет о Гамельнском Крысолове – персонаже средневековой немецкой легенды.

Способ 2. Если вы чувствуете, что вопрос очень сложный, но не из-за большого количества смысловых блоков, а из-за множества сторонней информации, то первый способ не поможет. Надо попробовать укоротить вопрос, выкинув из него все то, что, по-видимому, напрямую не помогает на него ответить.

То есть в конце у вас должна остаться только квинтэссенция вопроса: вопросная форма + факты вопроса(ограничения). Общее правило – чем больше слов в вопросе, тем с большей вероятностью выкинутое слово не окажется критичным. Не забывайте, что вы всегда можете случайно выкинуть ключевое слово.

Вопрос (II Олимпийский Кубок ЛУК, Харьков, 2004):

Про персонажей японских мультфильмов Sailor Moon известно очень многое. На сайте smproject.h1.ru имеются досье на них. В досье указаны имя, возраст, день рождения, знак зодиака, рост и несколько других характеристик. Одна из этих характеристик персонажа Ами Мицуно обозначается буквой «A». Где располагалась эта характеристика у героя известной песни?

Решение : В этом вопросе много точной информации, которая отвлекает внимание. Несет ли она смысл? Давайте попробуем убрать ее. Что получится: Какую характеристику человека можно обозначить буквой “А”? И где ее можно поместить?

Ага!

Ответ : На рукаве. (Буквой “А” можно обозначить группу крови)

Поиск странных слов

Суть заключается в том, что вы ищите некоторое слово или часть вопроса, которые кажутся неестественным, намеренно выделенными, даже лишними. Часто именно слова такого типа — ключевые. После обнаружения подобных частей вопроса вы часто можете услышать восклицания от товарищей по команде — “Странно, ведь **** вообще никак не относится к теме. Зачем его тут поставили?”.

Вопрос (10-й чемпионат Израиля, 2005):

Персонаж повести «Экспедиция в преисподнюю» космический пират Двуглавый Юл имел на теле глубокие шрамы, как бы от укусов лисицы. На самом деле старого пирата кусала ОНА. Другой персонаж повести, врач, говорил, что такие раны — одни из немногих, которые он не умеет и не желает лечить. У нас ОНА есть, поэтому мы не просим вас назвать имя врача. Назовите ЕЕ.

Решение : В данном вопросе явно выбивается предложение “У нас ОНА есть, поэтому мы не просим вас назвать имя врача”. Почему нас не просят назвать имя врача? Скорее всего мы просто не можете знать имя врача, поэтому если бы они попросили нас назвать его, то у них просто не было бы…совести.

Ответ : Совесть.

Аббревиатура

Для ответа на некоторые вопросы вам надо сложить из ключевых слов или только из первых букв что-то осмысленное( или не совсем осмысленное).

Вопрос (Чемпионат Украины среди студентов. Харьков, 2005):

Редакторы одной из тамбовских газет пишут о своем издании так: «Газета вузов области, задорная, деловая». Назовите то, что, по их мнению, предназначено «для смягчения сердец читателей».

Решение: Достаточно взять аббревиатуру и получить название газеты “ГВОЗД”. Но чего-то не хватает, не правда ли?

Ответ : Мягкий знак.

Полный перебор.

Иногда вас просят назвать что-то очень конкретное и известное, тогда можно попробовать просто перебрать все варианты. Этот метод ситуативный: его стоит применять только если вопросная форма предусматривает ответ из ограниченного множества: название месяцев, известных русских поэтов 18 века, какие-либо глобальные и масштабные события. Не забывайте, что есть большая опасность увязнуть в переборе и не найти ответа. К тому же автор мог иметь в виду совсем другое.

Вопрос (Чемпионат клуба «Дети Коломны» по ЧГК, Санкт-Петербург, 2003): Цитата: «И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд — это один ряд. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз. Третий ряд: яхонт, агат и аметист. Четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис. В золотых гнездах должны быть вставлены они».

А что должно быть вырезано на этих камнях?

Решение : Как раз такой случай. Вряд ли длинное перечисление камней нам о чем-то говорит, но зато есть число двенадцать. Можно остановиться на нем и спросить себя, чего может быть двенадцать?

Ответ : Имена колен Израилевых.

Выход из плоскости

Здесь уместно процитировать Юрия Вашкулата: “ В этих вопросах, как правило, автор постарался выстроить информацию так, чтоб рождающаяся ассоциативная связь или логический ряд уводил в сторону от достаточно банального ответа. Например, добился того, чтоб литературный герой был принят за человека, человек — за неодушевленный предмет, удачно использовал омофонию, синонимию, подсказал неправильную связь слов в предложении. Соответственно, отказавшись от напрашивающегося вывода и приняв другую отправную точку, часто видишь, что требуется ответить, кто был убит на дуэли Дантесом.” Как понять что перед вами вопрос данного типа? Скорее всего в нем будут: монотонный список похожих объектов; очень короткий вопрос, в котором мало информации; странное использование имен собственных; использование вместо ключевых слов их синонимов, которые могут уметь также и другое значение.

Вопрос (Чемпионат клуба «Дети Коломны» по ЧГК, Санкт-Петербург, 2003):

Героиня писателя Сергея Болмата собиралась сделать ЭТО при помощи буквы «L». Американская актриса Пег Энтуисл в 1932 году сделала ЭТО, используя букву «H». Назовите город, в котором она ЭТО совершила.

Читайте также:
Файл это имя данное программе или данным используемым в компьютере именованная

Решение : Выход из плоскости будет заключаться в том, что вам надо не зациклиться на множестве вариантов использования абстрактной буквы. Что если это буква вполне конкретная? Тогда где или в чем может находиться буква “H” ?

Ответ : Лос-Анджелес (Она покончила с собой, сбросившись с надписи “HOLLYWOOD”).

Выводы

Теперь вы лучше понимаете, как строятся и берутся вопросы ЧГК. Тем не менее, это лишь малая часть всей теории и я писал только о том, что пригодилось мне самому. Конечно, вы можете прочесть все (лишним точно не будет), но ответ на вопрос — всегда скорее творчество, чем взлом с набором отмычек-методов.

Моя команда, даже со знанием их,зачастую берет едва ли больше половины, потому что главной составляющей успешной игры является опыт, а у нас его пока очень мало. Чем больше вы играете, тем лучше у вас получается. Главное, чтобы процесс игры приносил вам удовольствие.

Если вы хотите найти себе команду или начать набираться опыта и регулярно участвовать в играх, то добавьте себе в закладки страничку ЧГК в ЖЖ. Она постоянно обновляется, и вы всегда можете найти нужную вам информацию о будущих турнирах. Кстати, мы тоже проводим турниры по ЧГК и всегда рады новым людям.

Источник: frameyou.org

Подготовка команды к игре «Что? Где? Когда?»
методическая разработка по истории на тему

Здесь бы я хотел поделиться своим опытом подготовки команды к спортивной версии игры «Что?Где?Когда?» которая популярна среди школьников и позволяет создать интеллектуальное мышление в образовательном учреждении.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Алгоритм подготовки детей и команд к интеллектуальной игре «ЧТО?ГДЕ?КОГДА?»

Интеллектуальная игра «Что?Где?Когда?»очень популярна и собирает большую аудиторию у экранов наших телевизоров, но также существует и спортивное «ЧГК» которое проводится среди различных категорий граждан, это и высшая лига ЧГК РТ, и студенческая лига и школьная лига.

Нас больше всего интересует школьная лига ЧГК города Казани, учувствуют абсолютно все желающие школы, команда составляет шесть человек, чемпионат провидится среди 5-11классов по различным возрастным категориям.

ЧГК развивает все умственные, логические и интеллектуальные стороны учащихся

Как же набрать детей в команду? Какие правила есть в игре? Какие бывают виды вопросов?

Главное это дети, так сказать кадры, команда должна состоять из :

1. Генератор идей — человек, способный в условиях дефицита времени выдавать энное количество новых, нестандартных идей для решения данной проблемы, данного вопроса.

2. Эрудит — человек, обладающий огромным запасом самых разнообразных знаний.

3. Диспетчер – тот, кто держит в своих руках все нити обсуждения, организует его и выбирает версию.

4. Мозговой резерв — человек, который до поры как бы выключен из обсуждения, абстрагирован от звучащей информации и потому способен создать глобально новый поворот, подход к обсуждаемому вопросу и резко повернуть ход размышлений.

5. Душа шестерки — игрок, который создает жизнерадостную, свободную, импровизационную атмосферу за столом.

Когда состав определён нужно научить команду правилам, по которым им следует играть и поддерживать командный дух. Итак железные правила ЧГК.

  1. Когда читается вопрос, надо внимательно слушать. Начинать обсуждение, пока не прозвучала команда «Время!», нельзя.
  2. .В команде хотя бы один человек должен конспектировать вопрос.
  3. . Форма вопроса обязательно должна быть зафиксирована.
  4. Первая версия — самая ценная.
  5. . Нельзя всю минуту обсуждать одну версию.
  6. . Нельзя прекращать обсуждение, пока нет абсолютной уверенности в правильности придуманной версии
  7. Не следует во время игры оценивать вопросы
  8. После того как ответ сдан, о вопросе следует забыть.

Когда команда собрана и ознакомлена с правилами нужно подготовить её к наиболее типичным вопросам и технике мышления и ответа на эти вопросы, сейчас мы рассмотрим наиболее известные типы вопросов

1. Поиск ключевых слов в тексте вопроса

Во многих вопросах есть так называемые «ключевые слова» (другие названия — «флажки», «маячки»), т.е. подсказки, специально вставленные автором, чтобы помочь игрокам выйти на правильную версию. Иногда они сразу бросаются в глаза, поскольку выбиваются из текста вопроса. Тогда остается лишь понять, в какой именно направлении хотел с помощью этой подсказки направить творческую мысль игроков автор. Бывает и иначе — ключевые слова могут быть тщательно замаскированы. В этом случае необходим вдумчивый и аккуратный анализ текста вопроса с целью их выявления.

Вопрос.
Есть версия, что по первоначальному замыслу этот человек должен был носить имя Сава. Однако он так и остался безымянным, да и знаем мы об обстоятельствах его жизни и смерти совсем немного. А вот об одном его родственнике познания у нас, можно сказать, энциклопедические. Назовите этого родственника.

В этом вопросе ключевое слово опознается сразу, на него невозможно не обратить внимание. Конечно, это слово «энциклопедические». На какую энциклопедию хотел намекнуть автор? Вряд ли имеется в виду настоящая энциклопедия. А какая еще может быть? Например, «энциклопедия русской жизни», как окрестил Белинский бессмертный пушкинский роман.

Вот, собственно, и ответ.

Ответ: Евгений Онегин. Савой Пушкин собирался назвать его дядю, со смерти которого начинается действие романа, но потом передумал, и в тексте дядя остался безымянным.

Это был очень простой вопрос, для опытной команды не составляющий никакого труда. А вот пример посложнее.

Вопрос.
В 1833 г. Карл Брюллов закончил знаменитую картину «Последний день Помпеи». Она произвела фурор сначала в Италии, где и была написана, а потом во Франции. Ее слава достигла России гораздо раньше самой картины. Сегодня «Последний день Помпеи» находится в Государственном Русском музее, а вот первая из ее многочисленных копий — в музее Пушкина на Старом Арбате. В чем уникальность этой копии?

Тут трудно вычленить одно конкретное ключевое слово. Но подсказка в вопросе явно есть. Проанализируем текст, исходя из того, что ничего лишнего в нем быть не должно. Становится понятно, что автор слишком подробно рассказывает историю путешествия картины из Италии в Россию, подчеркивая продолжительность этого путешествия. А из третьего предложения следует, что отечественные любители искусства хотели увидеть нашумевшую картину как можно скорее… Осталось осознать, что речь идет именно о первой копии — и ответ готов.

Ответ: ее автор не видел самой картины, копия выполнена со слов очевидцев.

Как видно из второго примера, этот технический прием используется отнюдь не только в тех случаях, когда задуманная автором подсказка сводится к единственному ключевому слову. Надо помнить, что вопрос (по крайней мере, вопрос квалифицированного автора) — это маленькое литературное произведение, поэтому все, что кажется в нем лишним, неестественным, чрезмерно акцентированным, может быть намеком, ведущим к решению. Анализ текста вопроса — основа игры. Очень часто в нем есть все, что нужно, а иногда — даже готовый ответ.

2. «Вопрос на школу»

Написать очень простой или очень сложный вопрос легко. Гораздо сложнее сформулировать вопрос так, чтобы значительное число команд на него не ответило, но, услышав правильный ответ, игроки схватились за голову. Это часто достигается с помощью двух обманных приемов, почему-то называемых «школьными».

Суть первого приема заключается в том, что ответ лежит на поверхности, но замаскирован под деталь «пейзажа». Часто он вообще озвучен в вопросе прямым текстом, остается лишь опознать его.

Вопрос.
Известный парикмахер Джон Хиллиард вспоминает: «Возможно, это кому-то покажется странным, но 40 лет назад у нас не было такого количества средств для волос, как сейчас. Майонез отлично убирал со светлых окрашенных волос неприятный зеленоватый оттенок, а кетчуп питал ослабленные волосы». Какие слова в этой цитате мы заменили словами «майонез» и «кетчуп»?

Выйти на ответ можно как минимум двумя способами. Можно «честно» попытаться понять, что примерно представляют из себя питательная и нейтрализующая зеленый оттенок субстанции, а потом уже догадаться, что они сильно смахивают на упомянутые в вопросе майонез и кетчуп. Однако проще применить «технику», предположить, что ответ уже прозвучал в вопросе, и сразу же увидеть, что майонез и кетчуп прекрасно подойдут для указанных целей, если их поменять местами.

Ответ: кетчуп и майонез.

Второй «школьный» прием — вопрос с негативным ответом. Фактически, знатокам предлагается решить неразрешимую задачу. Побеждает на таком вопросе команда, которая успевает за минуту понять, что ответа не существует.

Вопрос.
В 1753 г. М.В.Ломоносов учредил премию тому, кто объяснит «подлинную электрической силы причину и составит точную ее теорию». А кто получил эту премию?

«Школьный» подход диктует выбор из двух вариантов — либо премию получил сам Ломоносов, либо требуется негативный ответ. Но научные достижения Ломоносова достаточно известны, такого среди них не числится. Значит, остается лишь один вариант.

Ответ: пока никто.

3. Перебор

Перебором в той или иной степени приходится заниматься при обсуждении практически любого вопроса. Но есть категория вопросов, которые ничего больше, в общем, и не требуют. Вот типичный пример.

Вопрос.
В книге Аллы Кторовой «Сладостный дар, или Тайна имен и прозвищ» приводятся курьезнейшие ситуации с именами. Так, аптекарь Натан Семенович из Мелитополя назвал трех своих дочерей Гоня, Реца и Копа. Причем Гоня было уменьшительным от «Агония». Какие полные имена соответствовали уменьшительным Реца и Копа?

Сразу понятно, что дочерям аптекарь дал имена из близкой ему области. Остается лишь перебрать фармакологические термины в поисках слов с нужными корнями. Если вам немножко повезет — за минуту успеете.

Ответ: Рецептура и Фармакопея.

Следующий пример интересен тем, что перебор можно вести в двух направлениях.

Вопрос.
В 1932 году вышел в свет сборник из 28 красочных литографий художника Черемныха — «Антирелигиозная азбука». Каждой литографии соответствовало двустишие на одну из букв алфавита, например, «Царство церквей — царство цепей». Восстановите оба пропущенных нами слова в двустишии на букву «м»: «Мешают [Пропуск] машинной [Пропуск]».

Первое направлении — перебирать слова на букву «М», имеющие отношение к религии. Второе — думать, что бы такое на «М» могло быть «машинным». Как только поиск в любом из направлений выводит на нужное слово, ответ готов.

Ответ: Мощи, мощи («Мешают мощи машинной мощи»).

4. Поиск ассоциаций

Этот прием во многом близок к перебору. Разница в том, что множество перебираемых объектов этом случае практически ничем не ограничено, единственное, что их объединяет — ассоциативная привязка к одной из реалий вопроса. Поэтому, естественно, при использовании этого приема стоит учитывать только первые, наиболее четкие ассоциации, иначе можно погрязнуть в бесконечной генерации версий.

В качестве примера приведу вопрос, на который иначе, пожалуй, не ответишь, если, конечно, не знать исходный факт.

Вопрос.
Около трех десятилетий назад англичанин Кен Астон ехал домой из офиса, размышляя о некоторых проблемах, связанных с межнациональными коммуникациями. Он остановился на светофоре, и тут его осенило. Что же он придумал?

Кена Астона на его изобретение явно натолкнул светофор. Чтобы это изобретение повторить, надо задуматься — с чем ассоциируется светофор? Напрашивается гипотеза, что придумал он нечто разноцветное, причем используемые цвета, похоже, можно обнаружить на светофоре. Если теперь учесть, что изобретение должно помогать общению между представителями разных национальностей, вероятно, разделенных языковым барьером, до ответа уже совсем недалеко.

Читайте также:
Как вызвать ошибку в программе

Ответ: желтые и красные карточки для футбольных судей (Председателю судейской комиссии ФИФА Кену Астону пришлось серьезно задуматься после того, как в матче чемпионата мира 66-го года между Англией и Аргентиной судья из Германии, владевший только родным языком, вынес несколько предупреждений, о которых оштрафованные игроки узнали только из газет. Светофор подсказал решение).

В следующем примере можно придумать несколько путей решения, но поиск ассоциаций выглядит самым быстрым, правда, применить его придется дважды.

Вопрос.
Этот прибор был изобретен в США в начале 20-х годов. Впервые он начал выпускаться фирмой, до того занимавшейся производством миксеров для коктейлей, и быстро завоевал популярность у значительной части населения. В 30-х — 40-х годах появились модели с регулировкой степени нагрева и скорости. А почему в 60-е годы объем продаж этих приборов резко возрос?

Одна из первых ассоциаций на 60-е годы — движение хиппи. А с чем в первую очередь ассоциируются хиппи? Фактически, ответ готов.

Ответ: потому что мужчины начали носить длинные волосы и им тоже понадобились фены.

5. «Малый джентльменский набор»

Не секрет, что отдельные авторы пользуются у знатоков особой популярностью. Их не так уж много — Пушкин, Булгаков, Ильф и Петров, Гашек, Конан Дойль, Стругацкие, Дюма, Толкиен… Любая опытная команда знает их произведения очень хорошо. Авторы вопросов это, конечно, учитывают, и отсылки к их произведениям встречаются в вопросах весьма часто. Поэтому, если есть ощущение, что вопросе использованы литературные реалии, имеет смысл в первую очередь пытаться подставлять в него произведения из этого набора.

Вопрос.
Эти хорошо известные знатокам плоды сотрудничества двоих появились на свет в 1928-м и 1931-м годах. А чего, по мнению поэта и юмориста Михаила Векслера, у них в сумме 52 штуки?

Вопрос совсем прост. Автор прямо отсылает к списку известнейших произведений. Два автора — значит, Ильф и Петров. Годы написания «12 стульев» и «Золотого теленка» подходят. Остается понять, что можно просуммировать у стульев и теленка.

Ответ: ножек (у «12 стульев» и «Золотого теленка»).

Замечу, что если бы в вопросе не было второго хода (подсчета ножек), имело бы смысл испугаться такого прозрачного указания на Ильфа и Петрова, принять его за «ложный след» и поискать другую пару авторов, творивших в первой половине прошлого века. Но наличие второго хода оправдывает простоту первого.

Конечно, для взятия этого вопроса знание «джентльменского набора знатока» отнюдь не обязательно. А вот в другом примере без него обойтись очень трудно — он позволяет сузить почти бесконечное поле перебора.

Вопрос.
Этот талантливый поэт написал более пятисот произведений, зачастую исполнявшихся под музыку. Тексты их до нас не дошли, известно лишь несколько строчек. Поклонники его творчества прибавляли к его имени уважительный эпитет, недруги считали преступлением знакомство с его творчеством. Судьба поэта сложилась трагически — он подвергся гонениям, спился и вынужден был покинуть родину. Назовите его имя.

Поэтов в истории было много, немало и таких, чью судьбу можно назвать трагической. Попытка перебрать всех за минуту и вспомнить, кто из них подходит под условия вопроса, скорее всего успехом не увенчается — и опытная команда понимает это сразу. А вот если предположить, что речь идет не о реальном поэте, и попробовать поискать в «джентльменском наборе», вариантов оказывается не так уж много, тем более, что даже у культовых авторов не все произведения одинаково популярны — есть несомненные лидеры хит-парада, которые вспоминаются в первую очередь.

Ответ: Цурэн Правдивый (из романа А.и Б.Стругацких «Трудно быть богом».

6. Воссоздание культурного контекста (привлечение дополнительных фактов)

Вопросы ЧГК далеко не всегда содержат всю информацию, необходимую для нахождения ответа. Часто необходимо привлечь дополнительные данные. Если вопрос качественный, то данные эти широко известны. К сожалению, бывает и так, что нужно вспомнить мелкие подробности известных исторических событий или произведений.

Я предлагаю все-таки исходить из того, что автор вопроса не издевается над игроками и не углубляться в детали чересчур глубоко. Из-за этого можно не ответить на некоторые вопросы, но гораздо чаще такой подход позволит не убивать время впустую на поиск черной кошки в темной комнате.

Вопрос.
В начале 30-х годов в целях улучшения подготовки игроков в советских футбольных командах была введена новая штатная единица. Как она называлась?

Чтобы ответить на этот вопрос, не требуется специальных знаний, достаточно иметь минимальное представление о том, что происходило в нашей стране в 30-е годы. Легко сообразить, что в те времена важнейшее значение придавали подготовке совершенно определенного рода. Если это понять, ответ напрашивается.

Следующий вопрос требует знания конкретного факта. Факт этот мне представляется практически общеизвестным, но без него не обойтись.

Вопрос.
Когда Аристотель опубликовал некоторые из своих сочинений, Александр Македонский послал ему возмущенное письмо. Что именно возмутило Александра?

Если не знать, что Аристотель был учителем Александра Македонского, на вопрос ответить, видимо, невозможно. Если же команде факт известен, логично предположить, что именно с этим обстоятельством связано возмущение Александра. Дальше думать практически не о чем.

Ответ: то, чему учили только его, стало достоянием всех.

Самые неожиданные вопросы и ответы игры «Что? Где? Когда?»

Лучшие вопросы «Что? Где? Когда?»

Для дошколят

Хрустальная сова, крутящийся волчок, особое музыкальное сопровождение, удары гонга, внушительный и строгий голос ведущего – все это атрибуты известной вам программы под названием «Что? Где? Когда?» Телевизионная программа заслужила уважение и интерес большого количества людей, наблюдавших за интеллектуальной борьбой «знатоков» и телезрителей.

Мы уверены, что и вы неоднократно смотрели эту передачу, соревнуясь в ответах с игроками. Возможно, какие-то вопросы вам запомнились (не забудьте поделиться ими в комментариях). Если вам интересно, когда началась эта программа, как она отличалась от современной её формы, какие вопросы стали наиболее интересными и удивительными, давайте узнавать вместе.

Зарождение ЧГК

Днем рождения «Что? Где? Когда?» считается 4 сентября 1975 года, когда формат игры предполагал соревнование двух семей. Знаменитый волчок стал атрибутом игры только в 1976 году и раскручивал две стрелки, одна из которых показывала игрока, отвечающего на вопрос, а в случае отсутствия у него ответа, очередь отвечать переходила на игрока с указателем второй стрелки.

Кстати, не было и команд – все участники были каждый сам за себя. Режиссером и ведущим программы был Владимир Ворошилов, по совместительству и автор вопросов (вплоть до восьмидесятых годов, когда появилась «команда телезрителей»). Игроки же получали в качестве призов книги.

И только в 1991 году игра приобрела характер интеллектуального казино, что означало возможность зарабатывания денег благодаря своим знаниям. Из необычных правил того времени выделим:

  • правило «смерти», то есть вылета из игровой сессии в случае поражения;
  • правило «красных пиджаков», означавшее сохранение игрока с хрустальной совой и красным пиджаком даже в случае «смерти» команды;
  • возможность делать ставки на секторах игрового стола (если волчок попадал на сектор со ставкой, ее сумма увеличивалась в 10 раз).

Наиболее приближенный вариант формата игры проводился уже в начале 21 века после смерти Владимира Ворошилова. Пульт управления игрой перешел его пасынку Борису Крюку (по сей день ведущему программы), и она перестала носить характер казино. Со 2 декабря 2001 года знатоки играли не на деньги, хотя вместе с символическими призами (Хрустальные и Бриллиантовые совы) получали денежные призы, что окончательно прекратилось только в 2021 году, когда денежное вознаграждение полагалось телезрителям, выигравшим у знатоков. С 2015 года игра выходит двадцать раз в год в разрезе четырех сессий: весенней, летней, осенней и зимней.

Сегодня игра любима многими людьми. В ряде регионов, городов постсоветского пространства функционируют клубы любителей «Что? Где? Когда?» в форме фестивалей, турниров. Расскажите в комментариях, есть ли в вашем городе такой клуб и участвуете ли вы в нем.

Ответы «Что? Где? Когда?»

В 1926 и 1948 годах Германия была наказана за развязывания войны точно так же, как когда-то была наказана Спарта. Какое это было наказание?

  1. Из-за травмы Ахилла.
  2. Представителям страны запретили участие в Олимпийских играх.
  3. Чтобы похудеть.
  4. Во всех каталогах оно стоит первым.
  5. Интуиция.
  6. Вода.
  7. «Сколько писателей в Ленинграде?»
  8. В здоровом теле здоровый дух – редкая удача.
  9. С покупки этого казино.
  10. Человек был врачом, а что-то новенькое – это новое венерическое заболевание.
  11. Белка или Стрелка, щенок Стрелки был подарен Жаклин Кеннеди в 1961 году.
  12. Помада для губ.
  13. Охломон
  14. Так как дуэли проходили чаще всего в сумерках (вечером или на рассвете), то в левой руке дуэлянты над головой держали фонарь.
  15. Шпалы железной дороги обычно пропитывают гудроном (черная смолянистая масса из нефтяных смол), который отпугивает насекомых и комаров.
  16. Канарейки выступали в качестве датчика вредных газов. Как только канарейки погибали, шахтеры поднимались на поверхность, так как воздух становился слишком ядовитым.
  17. Бижутерия – ювелирные украшения не из драгоценных камней и металлов.
  18. Брюки. У кельтов они назывались «брака», у немцев – «брокес», у голландцев – «брок»

Кирпич. Первые кирпичи появились в Древнем Вавилоне, тогда же был утвержден их стандарт, в котором и заключается весь секрет кирпича. Кирпич- это оптимальный строительный материал, который удобен в работе, не требует особых условий доставки и специальных механизмов для подъема и особых инструментов для работы. Он является универсальным материалом, из которого можно создать все, что угодно от купола до стены и многоэтажных домов.

Еще больше вопросов можно найти в книге Ирины Русановой «Что? Где? Когда?». Если у вас есть интересные вопросы, то можете задать их в комментариях. Устроим онлайн-версию игры.

Правила игры сегодня

Итак, представьте: в игровом зале располагается стол, разделенный на сектора, на каждом из которых лежит вопрос в письме от телезрителя. За столом сидит команда знатоков в количестве шести человек, включая капитана. Посередине стола расположен волчок, указывающий после его раскручивания на выпавший вопрос.

После выбора вопроса ведущий зачитывает его вслух, дает знатокам минуту на размышление. Они же путем мозгового штурма пытаются определить ответ на вопрос «команды телезрителей» – фактически всего телевизионного сообщества, приславшего вопросы. Капитан команды определяет отвечающего (коим может быть и он сам). После прозвучавшего ответа ведущий озвучивает правильный ответ, совпадающий с ответом знатоков (плюс одно очко команде знатоков), либо не совпадающий (плюс одно очко команде телезрителей). Игра длится до шести набранных очков одной из команд.

Наглядный пример проведения игры с использованием сторонних предметов вы можете посмотреть в видео ниже:

Главное отличие данной интеллектуальной игры от других, к примеру, «Брейн ринга», «Своей игры» заключается в том, что, помимо эрудиции, знатокам требуется умение логично и последовательно рассуждать, уметь искать пути и выходы к правильному ответу.

Самые интересные и удивительные вопросы ЧГК

А теперь давайте остановимся на наиболее интересных и известных вопросах игры. Предлагаем вам на какое-то время побыть знатоком и попытаться ответить на вопрос до прочтения правильного ответа. Давайте пробовать свои силы, удачи!

Вопрос №1

После Первой и Второй мировых войн, соответственно в 1926 и 1948 годах, страна-инициатор, Германия, была наказана таким же образом, как и Спарта в свое время за развязывание войны. Что за наказание?

Немецкие спортсмены были лишены права участия в Олимпийских играх.

Читайте также:
Отключить интернет Андроид программа

Ну что, разогрелись? Согласитесь, первый вопрос был не очень сложным, но в то же время интересным. Обратите внимание, обыкновенная эрудиция здесь не поможет, нужно вспомнить, как наказали спартанцев, каким образом это может быть связано с немецким народом, необходимо обратить внимание на годы, указанные в условии.

Если у вас не получилось ответить на этот вопрос самостоятельно, не расстраивайтесь, продолжайте тренироваться в последующих вопросах. Поэтому двигаемся дальше!

Вопрос №2

Ученый Дэвид Льюис из Англии, проведя исследование, выяснил, что это безопасно только для женщин, в то время как для мужчин чревато появлением серьезных болезней. В ходе эксперимента было обнаружено, что только у четверти женщин наблюдались какие-то незначительные изменения в организме, к примеру, учащенное сердцебиение. Мужчины же воспринимали это крайне негативно (учащение пульса, аритмия, высокое артериальное давление). Это пришло в русский язык из английского относительно недавно и так и закрепилось. Назовите это.

Большинство мужчин непременно оценят ответ этого вопроса. Формулировка специально составлена так, чтобы игрок сфокусировался на симптомах, воспринял все описание серьезно. Поэтому не становитесь жертвой формы вопроса и сохраняйте юмористический настрой.

Вопрос №3

Статья советской газеты «Правда» содержала следующую информацию: он – космополит, тунеядец и бомж. Другая же статья предлагала следующее: «в Советском Союзе он нашел сообщника – и тоже иностранного происхождения». Кто они?

Гена и Чебурашка.

Кто бы мог предположить, что эти герои будут охарактеризованы именно таким образом. Тем не менее знатокам предлагалось ответить на этот вопрос.

Вопрос №4

«Первый человек спустился на землю с неба», – гласит легенда африканского народа суахили. А кто ему в этом помог?

Этот вопрос таит подсказку в самом вопросе. Во-первых, нужно обратить внимание на то, что речь идет об Африке, соответственно, и мыслить нужно в «африканских категориях». Во-вторых, некоторые фразы нужно уметь трактовать как фигурально, так и буквально («с небес на землю»).

Вопрос №5

Оба эти героя содержат в себе что-то нечеловеческое, механическое. Первый из них настроен по отношению к окружающим дружелюбно, хотя одна женщина от него немало натерпелась. Второй довольно недружелюбен, хотя некоей женщине, наоборот, удалось избежать плохих последствий с его стороны. При этом занимательно, что оба давали одинаковые обещания. Назовите обоих.

Карлсон и Терминатор.

Обещание: «Он улетел, но обещал вернуться» и I’ll be back.

Вот такое необычное сочетание содержит в себе этот вопрос. Согласитесь, догадаться не так уж просто, но зато интересно.

Вопрос №6

После смерти царя в Спарте на 10 дней приостанавливали свою работу два важных учреждения. Когда об этом услышал царь Персии Ксеркс, он заявил, что в Персии такая традиция была бы невозможной, потому что его граждане лишились бы двух любимых занятий. Назовите эти учреждения.

Ну что, попробуем подумать еще над одним интересным вопросом? Если не устали, продолжаем

Вопрос №7

Жители пяти крупных городов США участвовали в опросе издания Weekly World News. Им задавали вопрос, смогут ли они отправиться на работу нагишом за 1 миллион долларов? 84% мужчин дали положительный ответ. Женщины же согласились в меньшей степени – только 20%.

Одна из участниц опроса определила, возможно, главную причину отказа, указав, что ей для такого решительного шага понадобились бы дополнительные несколько недель. Подумав, ответьте: для чего ей эти несколько недель?

Чтобы избавиться от лишнего веса.

Итак, если вы нашли ответы на все вопросы, можете считать себя воистину настоящим знатоком. На самом деле, наличие правильного ответа хотя бы на часть из этих вопросов – это уже отличный результат.

Если же вам интересно развивать не только эрудицию, но и способность логично рассуждать, находить правильные и эффективные решения, предлагаем вам нашу онлайн-программу «Когнитивистика», где за два месяца вы освоите 20 техник мышления.

Помимо описанных выше вопросов, можно рассмотреть особую категорию вопросов – довольно несложных и коротких, но в то же время оказавшихся затруднительными для знатоков. Давайте посмотрим:

  1. Дважды человеку дается это бесплатно. Если у него возникает желание получить это в третий раз, он должен заплатить. О чем идёт речь?

Что ответили знатоки: образование.

  1. В жаркие дни в Кении в пресноводном озере Баринго уровень воды не опускается, а поднимается. Из-за чего это происходит?

Животные приходят купаться в озере.

Что ответили знатоки: сходят горные ледники.

  1. Круглая, с хвостом и все отделяет. Что это?

Что ответили знатоки: комета.

  1. Кого изобразили на плакатах против расизма, потому что они и белые, и чёрные, и азиаты?

Что ответили знатоки: шахматы.

  1. Она расскажет вам о любви ценой собственной жизни.

Что ответили знатоки: бабочка, летящая к огню.

  1. В финских поселениях Лапландии было принято решение отказаться от освещения после 22:00. Почему?

Чтобы туристы наряду с местными жителями могли наблюдать северное сияние.

Что ответили знатоки: чтобы свет не привлекал дикую живность.

  1. Из-за себя бью тебя. Из-за тебя бью себя. Кто (или что) это?

Что ответили знатоки: часы.

Вот такие короткие вопросы могут стать хорошим развлечением для небольшой компании, претендующей на статус интеллектуальной и желающей нескучно провести время.

По ходу статьи мы часто обращались к знатокам. Давайте немного узнаем о лучших из них, ставших символами игры.

I тур игры «Что? Где? Когда?» (8-10 классы) материал (8, 9, 10 класс) на тему

Вопрос 1: Корова и кресло, курица и циркуль, штатив и рояль. Что общего у каждой пары?

Ответ: количество ног.

Вопрос 2: В 1893 году механик Генри Аронс изобрел то, без чего немыслимы современные джинсы. Что?

Вопрос 3: В древней исландской саге есть такой эпизод: злая мачеха заставила двух своих падчериц зимой стирать белье на морском берегу. Дул пронзительный ветер и девушки в одних полотняных рубашонках дрожали от холода. Мимо проезжали славные рыцари Гарвиг и Ортвич, которые протянули девушкам свои плащи. Но благородные сестры наотрез отказались надеть плащи. Почему?

Ответ: плащи были мужские.

Вопрос 4: У многих скоморохов в древности была погремушка из бычьего пузыря. А плоды какого растения находились внутри этого пузыря?

Ответ: гороха — «шут гороховый».

Вопрос 5: В одном американском городе местные библиотекари устроили необычную выставку. Среди разнообразных бумажек посетители могли увидеть ломтики сала, кухонные ножи, хирургические перчатки и лезвия для бритья. Чем в свое время служили экспонаты?

Вопрос 6: Когда люди жаждут нового времени?

Ответ: зимой, перед новым годом.

Вопрос 7: Самый популярный способ транспортировки людей в мире?

Вопрос 8: Его первый шумный успех пришелся на фильмы из цикла «Глупые симфонии», хотя первоначальные отзывы прокатчиков были плохи: «Скелеты не пошли, давайте больше мышей». Кто он?

Ответ: Уолт Дисней.

Вопрос 9: У африканской народности Малинке есть пословица: Если друзья не говорят вам …, заплатите за нее вашим врагам. За что?

Ответ: за правду.

Вопрос 10: Этот плод был завезен на Британские острова около 1500 года. Название плода напоминает наименование известного вида молочной продукции. Что это за плод?

Ответ: слива (и, соответственно, сливки).

Вопрос 11: О местонахождении какой птицы желал бы получить информацию любой охотник, если он немножко физик или художник?

Вопрос 12: Это китайское изобретение появилось в Лондоне в 1750 году и стало злейшим врагом лондонских кэбменов. Что это за изобретение?

Вопрос 13: В русскую баню с собой брали чистое белье, березовый веник и туесок квасу — не для питья. А для чего?

Вопрос 14: Англичанин У.Джонсон предложил новое средство от храпа: как только человек начинает храпеть, реле включает магнитофон с любимой музыкой храпящего. Громкость звука постепенно нарастает, но как только храп прекращается, выключается и музыка. Из-за чего человек перестает храпеть?

Ответ: Громкая музыка будит его.

Вопрос 15: На выбранном для строительства плотины месте, инженеры из Висконсина обнаружили остатки плотины, построенной в 870 году до нашей эры. Кому понадобилась плотина в столь давние времена?

Вопрос 16: Ленин, Лев Толстой, Старик Хоттабыч, Карабас — Барабас. Что объединят эти лица?

Вопрос 17: Самый первый документ о В.И. Ленине (Ульянове) был подписан священником Василием Умовым и дьяконом Вл. Знаменским. О чем этот документ?

Ответ: О рождении.

Вопрос 18: В 21 году н.э. погиб 13-летний Друз, сын будущего императора Клавдия. Играя, он подбрасывал и ловил грушу, но внезапно задохнулся и умер. Как он играл?

Ответ: он ловил грушу ртом.

Вопрос 19: 23 октября 1940 года на свет появилось существо, названое Эдсоном Арантесом ду Насименту. Это существо, по официальным источникам, имеет более 1000 голов. А под каким именем знаем его мы?

Ответ: Пеле (забил более 1000 голов).

Вопрос 20: Ученый и изобретатель Алексей Добротворский утверждает, что в истории был только один незаменимый человек. Назовите имя этого человека.

Знатоки, в студию!

Наверняка вы знаете почти всех этих людей, но вот информация о них для кого-то вполне может оказаться новой.

Александр Друзь

Почетный член, заслуженный знаток игры «Что? Где? Когда?» Попробовав работу на телевидении, а также поучаствовав именно в этой интеллектуальной игре еще в 1981 году, Друзь не прекращал свое участие, ставшее рекордным. Знаток на сегодняшний день добился звания магистра игры, стал трехкратным чемпионом мира по её спортивной версии, шестикратным обладателем Хрустальной совы. Более подробно о заслугах Александра Друзя вы можете прочитать здесь.

Максим Поташёв

Появившись впервые в игре в 1994 году в команде Михаила Смирнова, Поташев зарекомендовал себя как перспективного знатока, что подтвердилось его достижениями. Игрок получил титул магистра клуба, но, что более важно, стал обладателем Большой Хрустальной Совы в 2000 году (последняя сова, разыгрывавшаяся при Владимире Ворошилове), а также рекордсменом по выигрышу сектора Суперблиц (5 побед).

Виктор Сиднев

А вот и он – лучший капитан игры. С 1979 года Виктор Сиднев проводил большую часть игр именно в этом статусе. С 2001 года стал также обладателем Хрустальной совы, а с 2005 года – магистром. В 2017 году команда Сиднева одержала несколько побед после долгого периода поражений. Помимо этого, с 2003 по 2011 знаток по совместительству занимал пост мэра города Троицк.

Андрей Козлов

Магистр игры с 2008 года пришел впервые на неё в 1989. Трехкратный обладатель Хрустальной совы, а также обладатель Бриллиантовой совы. В 2001 году стал Лучшим капитаном клуба. В 2008 году также отметился тем, что ответил на все три вопроса Суперблица, в связи с чем выиграл машину. Козлов считается одним из самых скандальных знатоков клуба.

Илья Новиков

Один из самых молодых и харизматичных игроков «Что? Где? Когда?» Начав «карьеру знатока» в 2002 году, Илья сумел стать двукратным обладателем Хрустальной совы и обладателем Бриллиантовой совы, многократным призером спортивной версии игры «ЧГК». Особенно запоминающийся момент с этим знатоком запечатлен в видеоролике ниже:

Возможно, вам интересен еще какой-то знаток «Что? Где? Когда?» Мы будем рады увидеть его описание в комментариях. Пишите, почему он вам нравится и каковы его достижения.

Источник: konspektiruem.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru