Пошаговый цикл for позволяет выполнять блок операторов, заключенный в фигурные скобки задуманное количество раз.
Выражения инициализации и приращения могут быть списками выражений, разделенных запятыми. Например, в одном операторе for может быть несколько управляющих переменных, которые нужно инициализировать и модифицировать:
Поскольку числа с плавающей точкой являются приближенными, использование в качестве счетчиков цикла переменных с плавающей точкой может приводить к неточным значениям счетчика и неправильным результатам проверки условия окончания. Поэтому в качестве счетчиков цикла всегда следует использовать целые переменные.
На самом деле, все три выражения в операторе for являются необязательными. Если опущено выражение для условия продолжения цикла, C++ предполагает, что условие всегда истинно и, таким образом, получается бесконечный цикл. Можно опустить выражение инициализации, если управляющая переменная инициализируется в программе ранее. Можно опустить и выражение приращения, если приращение переменной выполняется в теле цикла или оно вообще не требуется.
простейшая программа в Паскале
Например, цикл for ( int i = 0; i можно записать следующим образом:
1.8.3 Операторы break и continue
Когда оператор break исполняется в операторе while, for, do. while или switch, происходит немедленный выход из цикла (или switch) и исполнение программы продолжается со следующего оператора. Типичным применением оператора break является досрочное прерывание цикла или пропуск оставшейся части оператора switch.
Исполнение оператора continue в операторе while, for или do. while вызывает пропуск оставшейся части тела оператора и переход к следующей итерации цикла. В операторах while и do. while сразу после исполнения оператора continue оценивается условие продолжения цикла. В операторе for сначала исполняется выражение приращения, и затем оценивается условие продолжения.
Операторы continue, break
Следует понимать, что любая циклическая операция может быть описана любым из рассмотренных операторов цикла. Выбор того или иного оператора определяется удобством применения и симпатиями программиста.
Эти операторы используются в операторе множественного выбора swith( ) и в телах операторов цикла.
Оператор continue позволяет досрочно завершать тело цикла и переходить к следующему шагу. Включается он в работу только при возникновении определенной ситуации, отображаемой каким–то условием. Это иллюстрируется ниже фрагментом блок – схемы и соответствующим ему фрагментом программ.
Из приведенного примера видно, что при значении х = 0 производить вычисление функции у невозможно в связи с возникновением операции деления на нуль. Поэтому логично пропустить этот шаг вычислений и перейти к новому шагу, где х не равен нулю. В приведенном фрагменте программы переход к следующему шагу вычислений производится с помощью оператора continue;
Из блок – схемы видно, что при всех x
Pascal: Занятие №3. Часть 3: Паскаль цикл for
Цикл со счетчиком в Паскаль (цикл for)
Цикл со счетчиком или, как он еще называется — цикл с параметром в Паскале служит для организации повторений (итераций) с заранее известным их количеством, т.е. когда точно известно, сколько раз должны выполниться операторы тела цикла.
Блок-схема, соответствующая циклу For:
Ну или если на простом примере:
Паскаль цикл For: синтаксис:
Прямое направление цикла (от меньшего значения к большему):
Обратное направление (от большего к меньшему):
Оператор в теле конструкции может быть одиночным или составным оператором.
Счетчик цикла или параметр цикла — это обычная переменная, которая может быть только порядкового (целочисленного, символьного, логического) или перечислимого типа.
При прямом направлении цикла счетчик в каждой итерации увеличивается на единицу, при обратном направлении — уменьшается на единицу.
Рассмотрим на решенном примере, как используется в Паскаль цикл for:
var i,n:integer; begin write (‘количество раз’); readln(n); for i:=1 to n do write(0); end.
begin var n:=readInteger(‘количество раз’); for var i:=1 to n do write(0); end.
Более детально цикл со счетчиком в Паскале рассмотрен в видеоуроке:
Решение в виде блок-схемы:
Решение на Паскале:
Задача 8. Найти среднее арифметическое чисел в Паскале, числа вводятся с клавиатуры, их количество произвольно. Использовать цикл for
[Название файла: L3task8.pas ]
Задача 9. Составить блок-схему по программе нахождения среднего арифметического в pascal.
[Название файла: L3task9.pas ]
Pascal: выход из цикла
Break и Continue
Для выхода из цикла предусмотрена процедура break в Паскале. Break досрочно прекращает выполнение циклов while , repeat и for .
Процедура Continue досрочно выходит из текущей итерации цикла, но, не завершая его, а переходя к следующей итерации.
Рассмотрим использование процедур выхода из цикла Continue и Break в Паскале (будем использовать цикл while ):
var a:integer; begin a:=1; while a a=64 происходит выход из текущей итерации ( continue ) и число не выводится на экран, а при a=256 выполнение цикла прерывается окончательно ( break ), так и не распечатав число 256.
Задача 10. Решить рассмотренную задачу с процедурами break и continue для циклов repeat и for
[Название файла: L3task10.pas ]
Табулирование функции на отрезке с заданным шагом
* Следует учесть, что эта тема не обязательна для школьного курса информатики, в основном предполагается ознакомление студентами.
Алгоритм:
Для решения задачи в области определения функции вводится сетка – совокупность точек:
Тогда задача сводится к вычислению функции f в точках xi, то есть нужно вычислить:
var x, a, b, f, h: real; begin writeln(‘отрезок от . и до . ‘); readln(a, b); writeln(‘шаг’); readln(h); x := a; while x
var x, a, y, h: real; i:integer; begin writeln(‘ведите x’); readln(x); h:=0.22; a := 0.14*x; for i:=1 to 7 do begin y := (0.15*x + a)/(sqr(a)+sqr(x)); writeln(‘a =’, a, ‘ y = ‘, y); a := a + h; end end.
var xn, xk, yn, yk, f, hx, hy,x,y: real; begin writeln(‘отрезок для x от . и до . ‘); readln(xn, xk); writeln(‘отрезок для y от . и до . ‘); readln(yn, yk); writeln(‘шаг для x’); readln(hx); writeln(‘шаг для y’); readln(hy); x := xn; y := yn; while x [Название файла: L3task11.pas ]
Exit и Halt
Процедура Pascal Exit служит для завершения работы того программного блока, в котором она используется (условный оператор, цикл, процедура…). Если Exit вызывается внутри процедуры или функции, то завершается работа данной процедуры/функции. Если процедура Exit находится в основном блоке программы, то это приводит к ее завершению.
Процедура halt в pascal завершает работу программы.
Потренируйтесь в решении задач по теме, щелкнув по пиктограмме:
Как написать break в блок схеме
Следующий «слой» конструкций языка программирования – операторы. Они создают то, что в обыденном сознании ассоциируется с понятием алгоритм – описание последовательности действий, выполняемых программой, или логика ее работы. Это, в свою очередь, ассоциируется с понятием «блок-схема», что, в целом, довольно близко к истине. На этом уровне языки программирования проявляют завидное единообразие, поскольку количество видов управляющей логики программы ограничено. В Си/Си++ реализован общий для большинства языков программирования «джентльменский набор» управляющих конструкций:
· линейная последовательность действий ;
· условная конструкция (если-то-иначе);
· конструкция повторения (цикл) ;
· переход (и его разновидности).
Сразу же отметим, что этот набор является функционально избыточным, и для записи любого алгоритма достаточно только три вида.
· элементы блок-схемы соответствуют основным компонентам системы команд компьютера с размещением программы в линейной памяти (см. 1.2) – командам обработки данных, проверки условий и безусловных (условных) переходов;
· блок-схемы являются естественным инструментом технологии «исторического» программирования, базирующейся на развертке процесса выполнения проектируемой программы во времени (см. 3.2).
Блок-схема содержит элементы трех видов:
Принцип вложенности и структурированные блок-схемы
Рис.15.1. Структурированные конструкции и блок-схема
Операторы линейной последовательности действий
for (i=0; A[i]!=0 i // Цикл с пустым оператором
Управляющая конструкция — линейная последовательность действий является основной в языках программирования, но в синтаксисе она, как правило, задается неявно. Банальность, о которой даже неудобно говорить, звучит так: последовательно записанные действия одного уровня выполняются последовательно.
В соответствии с принципом вложенности элементами последовательности могут быть не только элементарные действия (простые операторы), но и вложенные синтаксические конструкции, которые на текущем уровне также выполняются последовательно друг за другом.
В связи с этим для любой последовательности действий в языке программирования важно только обозначить ее начало и конец. Во многих языках программирования для этой цели используются ключевые слова-ограничители, которые содержатся в конструкции верхнего уровня, куда заключена последовательность. Например, а Бейсике тело цикла представляет собой конструкцию do -последовательность операторов – loop .
В Си используется другой принцип: если составной частью управляющей конструкции является единственный оператор, то он никак синтаксически не выделяется. Если же составной частью является последовательность операторов, то она заключается в фигурные скобки ( <>) и образует блок.
Условные операторы
Единственный условный оператор имеет две разновидности: с else и без него.
В качестве условия выступает выражение, которое может иметь любой целый результат и интерпретируется в соответствии с принятыми в Си соглашениями о логических значениях: 0 –«ложь», не 0 – «истина». Круглые скобки являются частью синтаксиса (потому что отсутствует другой ограничитель выражения, например ключевое слово then). Действует он как и во всех языках программирования: если значение выражения есть «истина», то выполняется первый оператор, если «ложь» — второй (после else). Конструкция является структурированной, обе ветви – прямая и альтернативная – «сливаются» в одну
Операторы цикла
for (i=0; i тело цикла для i…
Операторы перехода
Простая последовательность, условный оператор и цикл составляют «прожиточный минимум» операторов, при помощи которых можно написать любую программу. Они соблюдают строгую иерархию синтаксической и логической вложенности операторов одного в другой. Но существует оператор, нарушающий этот установленный порядок, который позволяет из любой точки программы переместиться в другую, разумеется, в пределах одной функции. Это действие называется «переходом» («передачей управления»), а сам оператор — оператором перехода (goto). Для указания оператора, к которому производится переход из данной точки программы, используется метка. Метка — это идентификатор, ограниченный двоеточием и поставленный перед оператором, который в таком случае называется помеченным:
· оператор генерации исключения throw используется в Си++ как средство обработки ошибок, выполняя, в том числе, и действия, эквивалентные оператору return (см. 12.2)
for (i=0; i m1: i++) // иллюстрация выполнения continue, break, return
Оператор switch
case 1: n=n+2; break; // m1: n=n+2; goto mend;
case 2: n=0; break; // m2: n=0; goto mend;
case 4: n++; break; // m4: n++; goto mend;
sign=0; // Ветвь для значения c, равного ‘+’,
case ‘-‘: sign=1; // для значения ‘-‘
Еще один «джентльменский набор»
Набор управляющих конструкций алгоритма может быть различным и избыточным. Но минимально необходимой является триада: для архитектурно-ориентированной логики – это действие, условие, переход. Структурированные конструкции – последовательность, выбор (ветвление), повторение (цикл) – также обладают необходимой полнотой.
Но на практике встречается еще одна, довольно экзотическая триада: последовательность, ветвление и рекурсия. Являясь технологическим приемом программирования (см. 7.1), она способна, как минимум, заменить конструкцию повторения (цикл). Существуют языки программирования (ПРОЛОГ), а также математические формализмы (формальные грамматики, частично-рекурсивные функции), опирающиеся на эту триаду.
«Историческое» программирование, программирование на уровне архитектуры (системы команд) — Ассемблер
Технология структурного программирования
Функциональное программирование (ПРОЛОГ), представление синтаксиса в формальных грамматиках (трансляторы), частично-рекурсивные функции (теория алгоритмов)
Подводные камни
Особенность синтаксиса Си состоит в том, что последовательности управляющих конструкций, отличающиеся буквально на один символ, могут быть синтаксически правильными, но давать различные последовательности выполнения действий в программе. Это касается, прежде всего, тела цикла, где обнаруживается максимальное количество ошибок программирования (но то же самое можно отнести и к составным частям условного оператора). Итак, тело цикла может иметь четыре различных варианта реализации :
· простой (первичный) оператор – выражение, ограниченное символом «;»;
· единственный оператор, имеющий произвольную внутреннюю структуру своего тела – условный, цикл, переключатель;
· составной оператор – блок, содержащий последовательность операторов, объединенную скобками « <>».
Отсюда следует, что символ «точка с запятой» нельзя расставлять «для надежности», он может выступить в качестве пустого оператора, отрезав заголовок цикла от его настоящего тела. Аналогично, при усложнении тела цикла в процессе модификации программы (вместо одного оператора – последовательность из нескольких) не нужно забывать объединять получающиеся последовательности в блоки. Иначе к телу цикла будет отнесен только первый из них.
for (int s=0,i=0; i // Сорок раз по разу
for ( int s =0, i =0; i i ++) ; // Ни разу сорок раз
s = s + A [ i ]; // Один раз – после (со значением A [40] вне массива)
// «Гильотина» — тело цикла отдельно от «головы»
Источник: remnabor.net
Циклы в Pascal
Pascal – язык программирования, который, в основном, используется новичками для обучения азам разработки. В реальной жизни он практически не встречается. На его основе удобно знакомиться с различными инструментами, командами и функциями программирования. Среди них особое значение имеют циклы.
Далее следует изучить их более подробно. Соответствующая информация пригодится преимущественно новичкам. Предстоит познакомиться с операторами цикла в языке Паскаль и изучить их виды.
Определение и виды
В Pascal предусматриваются три вида алгоритмов:
- линейный;
- разветвляющийся;
- циклический.
Цикл – это специальная конструкция, которая позволяет повторять фрагмент кода или конкретную функцию не один раз, а несколько. Он состоит из тела и заголовка. При помощи заголовка определяется условие «до какого момента» или сколько раз тело цикла будет реализовываться. Тело включает в себя выражения, необходимые для обработки при возврате в заголовке логической истины.
Как только достигнута последняя инструкция тела оператора, управление переходит снова к заголовку. Система проверяет условие выполнения цикла. В зависимости от результата осуществляется выбор дальнейшего алгоритма: реализация «петли» или переход к фрагменту, написанного после нее.
Паскаль предлагает несколько видов «петель», которые можно встроить в программу:
- цикл с параметром (счетчиком);
- с постусловием;
- с предусловием.
Далее предстоит изучить все перечисленные варианты более подробно. Они встречаются почти в каждом языке программирования.
Со счетчиком
Первый и самый распространенный оператор – это «петля» с параметром или счетчиком. Используется в исходном коде тогда, когда точно известно, что количество повторений не связано с тем, что происходит в теле. Поддерживает точное определение итераций (повторений). Задается при помощи ключевого слова for.
Запись for i = 0 to n = 1 do – это и есть оператор «петли» со счетчиком. В его заголовке прописываются два значения:
- переменные, которые выступают в виде счетчика – условие повторений;
- параметр счетчика, при котором оператор прекращает работать.
По умолчанию «шаг» в циклических операторах установлены на +1. В теле не допускается использование выражений, изменяющих счетчик.
Цикл for имеет несколько форм реализации:
for счетчик := начало to конец do тело;
for счетчик := начало downto конец do тело.
Первый оператор работает «стандартно». Когда код выполняется, система делает шаг +1 к «параметру» цикла. При использовании записи второго типа (downto) начальное значение уменьшается на -1.
Выше – пример использования цикла for в Pascal.
С предусловием
For i = 0 to n = 1 do – это оператор цикла с параметром. Он встречается чаще остальных, но есть и другие варианты «петель». При разработке программного обеспечения может потребоваться цикл с предусловием. Он задается ключевым слотов while.
Он в заголовке цикла содержит некое логическое выражение. В зависимости от значения числа, которое выступает результатом расчетов, происходит решение относительно дальнейшего применения оператора. Если возвращается true, цикл работает. В противном случае – нет.
После выполнения тела оператора управление приложением переходит к заголовку. Условие снова проверяется. Команда будет выполнена столько раз, сколько выражение возвращает логическую истину. Из-за этого, пользуясь оператором, разработчик должен предусмотреть хотя бы один вариант, при котором возвращается логическая ложь. В противном случае предстоит столкнуться с зацикливанием (или бесконечной петлей).
Выше можно увидеть примеры реализации оператора, где вместо to n do стоит условие sum < 100.
С постусловием
Еще один вариант изучаемых операторов – это с постусловием. While может ни разу не выполниться. Такое встречается, когда результат расчетов логического выражения равен false с первого раза. Ситуация является нормальной, но иногда приложение должно хотя бы один раз выполнить заданный цикл. В данном случае требуется использовать оператор с постусловием.
Он задается ключевым словом repeat.
- тело стоит перед логическим выражением;
- если возвращается true, оператор не работает;
- при возврате false происходит повторение.
Теперь понятно, как в Паскале использовать for a to n do, while и repeat. Дополнительно каждый разработчик должен научиться выходить из операторов цикла в случае необходимости.
Как выйти из цикла
Begin и end в Pascal – слова, указывающие на начало и конец фрагмента кода. Для работы с «экстренным» выходом из «петель» используются другие команды. Чтобы прекратить функционирование for i = 0 to n = 1 do можно применить break. Эта команда досрочно останавливает repeat, while и for. Она помогает завершить работу с операторами цикла, если образовалась бесконечная петля.
Процедура Continue позволяет досрочно выйти из текущей итерации. Она, в отличие от break, не завершает соответствующий оператор. Система просто переходит к следующей итерации.
Выше – наглядный пример использования break и continue при выводе на дисплей устройства степеней двойки. В консоли после обработки фрагмента будут выведены числа:
Число 64 пропускается, так как при a = 64 текущая итерация завершается (continue), число не выводится на устройство. При a = 256 цикл окончательно прекращается (break). Согласно условиям предложенного фрагмента, соответствующий компонент не выводится в консоль. Программа просто перестает работать с циклическим оператором, передавая управление другим частям кода.
Теперь понятно, как пользоваться операторами и записью to n do. Лучше изучить соответствующий вопрос программистам помогут компьютерные дистанционные курсы.
Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!
Источник: otus.ru
DelphiComponent.ru — бесплатно видеоуроки по Delphi, статьи, исходники
Но в Delphi есть и более элегантные средства для прерывания любых циклов — достаточно в нужном месте тела цикла записать слова breakили goto.
Слегка изменим последний пример:
repeat i:= i+1; if i > 5 then break; until FALSE; frmMain.lstProtokol.Items.add(inttostr(i));