Тренеры бюро подготовки публичных выступлений «Глагол» делятся инструментами, как сделать вступление и быстро собрать внимание аудитории.
133 350 просмотров
Что не так с «Здравствуйте, меня зовут…»
Большинство спикеров не любят вступления. Часто в начале выступающий чувствует себя неловко и не знает, как подвести к теме. Появляется фраза по умолчанию: «Добрый день, меня зовут… последние 15 лет я занимаюсь … и сегодня я расскажу, как …».
Для слушателя вступление — это обещание, что дальше будет что-то интересное. Поэтому задача первых минут речи — заинтересовать и вызвать доверие. Заход «Здравствуйте, меня зовут…» повторяется обычно от спикера к спикеру и от этого не помогает захватить внимание.
Вот еще некоторые штампы для вступлений:
- Как вам меня слышно?
- Давайте узнаем, кто сегодня в зале. Поднимите руку те, кто…
- Я редко выступаю, поэтому волнуюсь. Похлопайте мне, чтобы не было страшно.
- Обычно то, что я буду рассказывать вам сейчас, я говорю на трехдневном тренинге. Сегодня у нас только 30 минут, поэтому не будем терять времени.
Все эти приемы нейтральны сами по себе, но из-за частых повторов превратились в информационный шум. Аудитория пропускает их мимо ушей, а вы теряете важные минуты первого впечатления.
Как начать выступление? 3 приема начала публичной речи как в TED | Даниил Осипов
Теперь представьте, что после нескольких одинаковых вступлений спикер неожиданно начинает речь с личной истории или кейса, который слушателям будет интересно рассказать своим приятелями. Придумать такие ходы непросто, поэтому тренеры бюро «Глагол» сделали подборку инструментов для вступлений.
Начните с утверждения
Прием, когда речь начинается с главной мысли выступления, редко встречается в России. Попробуйте вместо приветствия сразу начать с сути — емкого утверждения, которое вы дальше раскроете.
Например, Михаил Казиник начал свое выступление на TED c фразы «Послушайте, школа умерла. И если новая школа не возродится, то можете готовиться к третьей мировой войне». Параллельно тут работают два приема: спикер погружает слушателей в контекст и отстраивается от других выступающих.
Расскажите историю, в которой слушатели узнают себя
Брайан Стивенсон привлек 1,3 млн долларов за одну речь на TED. То же выступление стало рекордсменом по длительности аплодисментов. Тема Стивенсона сложная — недостатки судебной американской системы и дискриминация.
Особенность этого выступления в том, что четверть выступления спикер потратил на установление контакта с аудиторией. Первые пять минут Брайан рассказывал личную историю про свою бабушку, которая видела в каждом внуке индивидуальность. История вызвала интерес и доверие — только после этого спикер начал говорить о несправедливости суда в США.
История необязательно должна быть личной. Начните с кейса, рабочей ситуации. Так Марк Робер в начале выступления рассказывает о результатах A/B теста, когда он попросил своих подписчиков сыграть в простую игру и запрограммировать движение машинки. По факту игры было две: в одной ты после неудачной попытки просто пробуешь снова, а в другой — в случае проигрыша снижались баллы.
Очень крутой промо ролик ведущего! Вот как надо себя представлять!
Обратите внимание: Робер не стал показывать экспертность и рассказывать про А/В тест, который он раскатал на репрезентативной выборке. Спикер адаптировал контент под аудиторию неспециалистов.
Сломайте шаблон
Суть приема в том, чтобы разбить рамку, которую задали предыдущие спикеры. Если это деловая конференция и все обычно начинают с официальных приветствий, расскажите что-то личное. Если все начинают с рассказа, покажите видео. Рисуйте на доске, если до этого спикеры иллюстрировали речь слайдами. Спуститесь в зал, поменяйте локацию на сцене, говорите без микрофона.
Отстройка может быть и по содержанию, и по подаче.
Вот пример разрыва шаблона с российской конференции Epic Growth Summit. Антон Бондарев, основатель «Кухни на районе» в начале выступления говорит: «Сегодня вы будете слушать истории о том, как растут компании, какой опыт вы можете вынести для своего бизнеса. Но я хотел бы подойти с другой стороны. И расскажу про вас, про конкретно каждого из вас». Такое вступление отличает Антона от других спикеров, а еще включает личный интерес: что это такое будут говорить обо мне?
Еще один пример: юрист Дмитрий Гриц на форуме «Будь больше, чем юрист» выступал с темой «Новые тренды отбора молодых сотрудников. Как увидеть “звезду”?» Он начал свое выступление сразу с ответа на поставленный вопрос. Во весь слайд было написано слово «Никак». И дальше черный экран, конец презентации.
Начните с цитаты
Обычно когда речь об идет о цитате, вспоминаются школьные травмы. Но источником цитирования может быть не только Аристотель или Сократ. Возьмите высказывание Дудя, Варламова, Лебедева. Процитируйте известного в вашей сфере специалиста или участника вашей команды, если это локальная встреча.
По-честному, этот прием встречается настолько редко, что даже хорошего примера мы не нашли. Поэтому рекомендуем брать в работу как можно скорее. А если попалось видео, где спикер все-таки начинает с цитаты, поделитесь в комментариях.
Дайте слушателям задание
Формат задания тоже может показаться буллшитным — сразу представляется, что вы просите слушателей встать и начать обмениваться визитками или объятиями. На деле задание бывает мягким и не требующим активного действия от слушателей. Например, показать картинку и попросить предположить, что это. Или предложить выбор между двумя вариантами.
Чемпион по запоминанию Джошуа Фор начал свое выступление с простого задания: закрыть глаза и представлять все то, что он говорит. Фор предлагал неожиданные и абсурдные картинки: например, танцующую на вашем журнальном столике Бритни Спирс. В середине выступления спикер вернулся к этому упражнению — странные образы зрители помнили так же ярко спустя 15 минут.
Источник: vc.ru
Представление ведущего
Давайте вернемся к первой части информационной встречи. Как вы помните, вам нужно представиться. Это важная часть презентации, потому что люди должны понять, кто стоит перед ними. Часто этот элемент оказывается не менее важным, чем первая минута презентации. Почему?
Однажды был проведен эксперимент. Некто в центре Лондона подходил к прохожим, предлагая им десятифунтовую банкноту в обмен на пятифунтовую. С логической точки зрения, это была выгодная сделка для прохожего. И все же многие люди не брали эти десять фунтов. Почему? Слишком хорошо, чтобы быть правдой.
Люди не знали человека и поэтому не доверяли ему, предлагающему просто так прибыль в пять фунтов. Они были уверены, что здесь кроется какой-то обман или вот-вот из укромного места выскочит оператор со скрытой камерой. Вывод: многие люди откажутся от явной выгоды в чем-либо, если они не доверяют человеку, ее предлагающую.
Итак, доверие – необходимый компонент любых отношений. Если нет доверия – нет отношений. Именно поэтому одна из самых важных задач – такое представление ведущего, чтобы у слушателей возникло доверие к нему, доверие как к эксперту, как к человеку, добившемуся успеха в том, о чем он рассказывает.
Возможны два варианта представления: когда вы проводите презентацию в одиночку, и когда есть кто-то, кто может вас представить. Давайте начнем со второго варианта, который, как правило, легче грамотно реализовать. Если в аудитории присутствует старший спонсор, руководитель офиса или филиала, или еще кто-то, пользующийся авторитетом у аудитории, то он может эффектно представить вас (иногда говорят «сделать вам промоушн»). «Эффектно» не значит витиевато или многословно. Помните, мы говорили о том, что человек оценивает любую информацию с точки зрения: «А мне-то что с этого?» Поэтому «эффектно» означает таким образом, чтобы слушатели увидели в вас эксперта, оценили вашу «полезность» для себя.
Рассмотрим два возможных сценария. Сценарий первый (называется «неизвестный Петя»): «А теперь перед вами выступит Петя Иванов. Он расскажет вам о компании NNN. Выходи сюда, Петя, говори». Оцените степень доверия слушателей к Пете!
Сценарий второй («Петя – живая легенда»): «А сейчас я приглашаю сюда человека, который добился замечательных успехов в нашей компании. Он является настоящим экспертом в том, о чем он будет рассказывать, и его опыт будет просто бесценен для вас. Встречайте – Петр Иванов, один из самых ярких лидеров нашей компании!» Представьте, как разогревается интерес и доверие слушателей в Пете!
Точно также представлять ведущего должны и вы, когда будете организовывать информационные встречи в вашей группе, учить своих лидеров.
Когда вы проводите информационную встречу в одиночку, вы обязательно должны сказать несколько фраз о себе с точки с зрения все той же вашей «полезности» для слушателей. Аудиторию, как правило, мало задевает длинное перечисление ваших «регалий».
Люди должны увидеть, что вы являетесь экспертом в том, что вы объясняете, что вы уже достигли определенных успехов в компании, и что вы сможете им помочь. Вот один из возможных вариантов «самопредставления»: «Меня зовут Витя Смирнов, я сотрудничаю с Компанией два месяца. В моей группе уже более 100 человек, и я могу помочь каждому из вас построить такую же группу, которая будет приносить вам доход». Вы сказали о своих успехах, и вы сказали о том, что можете помочь вашим слушателям. Поверьте, это именно то, что от вас хотят услышать!
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ИМИДЖА ВЕДУЩЕГО КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ
Филина Е.В. 1 , Рукавишникова Л.А. 1
1 ГБОУ ВПО Белгородский государственный институт искусств и культуры
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Проблема создания имиджа ведущего в культурно–досуговой программе является особенно актуальной, так как фигура ведущего сегодня чрезвычайно востребована. В сфере досуга редко какое мероприятие проходит без его помощи. Не смотря на жанровое разнообразие программ, наличия большого количества выразительных средств и способов их осуществления, по–прежнему успех у зрителей той или иной программы определяется обаянием личности ведущего. Эмоциональная атмосфера зрительного зала и нередко успех артистов, занятых в мероприятии, во многом зависят от коммуникативного мастерства ведущего и от умело созданного имиджа.
Подтверждением этому может служить деятельность ведущих-шоуменов на телевидении таких, как И.Ургант, Г Мартиросян, А.Цекало, Т.Канделаки, Я.Чурикова, А.Олешко, Л.Якубович, А.Масляков, В.Пельш, Д.Нагиев, А.Малахов и др. Стиль их ведения, внешний вид, манера речи неповторимы, уникальны, это творческие индивидуальности.
Каждый из них покоряет зрителей интеллектом, образованностью, внешней и внутренней культурой, тактом, импровизаторским талантом. Над их имиджем трудятся стилисты, модельеры, парикмахеры, имиджмейкеры и т.д. К сожалению, в учреждениях культуры дело обстоит далеко не так благополучно. Нередко культурно-досуговые мероприятия ведут малопрофессиональные, случайные, далёкие от этого рода деятельности люди. Умение создать свой имидж является делом самого ведущего, который не всегда уделяет этому серьёзное внимание, в результате чего из мероприятия в мероприятие переходят порой одни и те же ведущие, не меняя манеры ведения, способа общения, допуская небрежность в речи и в одежде, что влечёт за собой снижение художественного уровня культурно-досуговой программы.
В создавшейся ситуации становится очевидным, что ведущим необходимо совершенствовать профессиональное мастерство и искать верные пути в создании своего имиджа для более эффективного общения и взаимодействия со зрительской аудиторией.
«Имидж (англ. image – образ) целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определённые ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на какие – либо лица в целях популяризации, рекламы лица, фирмы, товара, услуги и т.п. » читаем мы в современном словаре иностранных слов.[5, 180].
Теоретики имиджа включают в него не только естественные свойства личности, но и специально выработанные. Имидж подразумевает обязательное наличие людей, воспринимающих публичное «Я» любого человека. Человеческая способность к восприятию других личностей основана на эмоциях и чувствах. Вследствие этого первичное восприятие имиджа так впечатляюще, непроизвольно, следует внутреннему влечению без размышления. Так воздействует красота на человека.
«Среди свойств человеческих нет ни одного, которое бы так ценилось всеми, как красота. Она имеет первостепенное значение во взаимоотношениях между людьми: её замечают раньше всего, производя на нас чудодейственное впечатление, она властно завладевает нашими помыслами»- указывал М.Монтень на роль красоты в общении людей друг с другом. [6, 32].
Вместе с тем вторичное восприятие имиджа говорит о том, что пленительной внешности недостаточно, чтобы стать обаятельной личностью. Внешность имеет большое значение в формировании имиджа, но не решающее. Внешний облик ряда популярных и знаменитых людей не всегда симпатичен, но их притягательности и известности могут позавидовать многие.
Важным принципом создания имиджа является воздействие не только на сознание, но и на подсознание людей, что требует представления внутренних качеств личности. Среди них следует назвать интеллект, духовную, нравственную основу, ораторские способности. Следовательно, целостный облик человека составляют внешний и внутренний аспекты.
Внешний аспект составляется из множества элементов – от обуви до головного убора. Это и лицо, и одежда, и походка, и мимика, манеры поведения, голос, жесты. Хорошая внешность – это не столько правильные черты лица, стройная фигура, рост, а, прежде всего сценическое обаяние.
Внутренний аспект имиджа имеет особо важное значение, потому, что составляет духовную основу личности, её интеллект, интересы, потребности, ценности, цели, смысл жизни, мастерство, т.е. всё, что представляет сущность человека, его предназначение в мире». [2, 14]. Шепель В.М.отмечает, что «имидж человека вытекает из прошлого опыта и является сложным системным образованием, сочетающим в себе ряд частных имиджей. Он должен носить целостный характер, все его черты согласованы, не противоречат друг другу». [6, 16]. Эти качества необходимо учитывать в процессе создания обаятельного образа ведущего культурно-досуговой программы.
Практическая деятельность ведущего строится на живом общении с аудиторией. Каждое его появление перед публикой – это процесс «взаимопонимания и взаимодействия»: видеть, слышать, оценивать зрителя, мгновенно реагировать на непредвиденные ситуации. Ведущим стержнем этого процесса выступает поиск внутренних связей, внутреннего и внешнего соответствия друг другу и той темы, ради которой возникла общность ведущего и публики. Процесс взаимопонимания необходим и носит двусторонний характер. От имиджа личности ведущего зависит успешное общение и мнение о коллективе, учреждении культуры, который он представляет.
Вкусы зрительской аудитории, зрительское восприятие во многом зависят от пола, возраста, умственного и эмоционального развития, общего интеллектуального уровня, а также от формы развлечения и жанра программы. Учёт восприятия публики в создании имиджа имеет большое значение.
Публика, находя в ведущем соответствия своим ожиданиям, дополняет свои зрительские впечатления эмоциональным переживанием, связанным с удовлетворением потребности. Таким образом, профессионализм ведущего в формировании имиджа тесно связан с аудиторией, с которой ему непосредственно приходится общаться.
Мы знаем, что творчество ведущего во многом опирается на искусство конферансье, а артист разговорного жанра на эстраде непременно перевоплощается. Вообще «перевоплощение» есть главное условие творчества актёра в любом виде сценического искусства. Степень перевоплощения разговорника на эстраде различна: Созданный им сценический образ, может быть очень близок актёру, конферансье остаётся как бы самим собой и говорит «от себя», а может существенно отличаться от исполнителя, его человеческой и творческой индивидуальности. В зависимости от степени перевоплощения артиста на эстраде и от качества воплощаемого им сценического характера можно говорить об образе или маске артиста.
Под «маской» принято считать лицедейство определённых персонажей с раз и навсегда закреплёнными условными характерами. Маска-личина, которую надевает на себя актёр эстрады, постоянный сценический образ, скрывающий его подлинное лицо. Вместе с тем необходимо помнить, что для «маски» опасно частое появление на эстраде, она может зрителям надоесть. Поэтому конферансье часто меняли свою «маску» на образ. Другое дело – образ, созданный из своих качеств, близкий исполнителю.
«У ведущего в каждой культурно-досуговой программе, если это не театрализованное представление, «происходит перевоплощение в самого себя, в образ, сконструированный из черт собственной личности, из свойств своего житейского «я», но тщательно отобранных, отсеянных.. Вылепить этот образ, «войти» в него, сжиться с ним, найти ему определение можно, только вооружившись актёрской системой К.С.Станиславского». [7, 22].
В системе К.С.Станиславского существует положение: «я действую в предлагаемых обстоятельствах». Для актёра, создателя роли, это одно из звеньев в цепи актёрского тренажа, помогающее рождению сценического образа. Для ведущего – это положение исчерпывающе. Первый шаг к профессионализму это умение поставить себя в предлагаемые обстоятельства культурно-досуговой программы.
Поскольку программы, в которых он участвует, бывают разнообразными по характеру, по стилю, то он должен «подстраиваться» под данную культурно-досуговую программу, улавливать состав и настроение сегодняшней своей аудитории. В этом смысле «амплитуда» ведущего несравнимо больше, чем у конферансье — от концерта до театрализованного представления.
Ведущий должен быть, как бы сродни залу, обладать острым чувством современности в образе мышления, склада речи, манеры поведения, костюма – всего внутреннего и внешнего облика.
Таким образом, работа над имиджем начинается с всестороннего анализа режиссёрского замысла культурно-досуговой программы. В процессе анализа ведущий определяет для себя: идею, тему, сверхзадачу, сквозное действие, предлагаемые обстоятельства: где, когда, для кого проводится мероприятие, особенности взаимоотношений с партнёрами (зрителем и действующими лицами на сцене) и в соответствии с этим создаёт свой неповторимый образ и стиль ведения.
Современный ведущий сегодня может вести культурно-досуговую программу как от имени другого персонажа, далёкого от индивидуальности ведущего, так и в образе от своего «я», а также играть роль в сценке или интермедии. И каждый раз он будет создавать их в зависимости от вида и жанра, от конкретного зрителя, от условий мероприятия, занятых в программе артистов, от идейно-художественного замысла программы и её задач. А поскольку программы разные, то и имидж ведущего носит не постоянный, а ситуативный характер, специально сконструированный для конкретной программы.
Например, имидж ведущего, созданный для развлекательных программ, где аудитория – подростки не вызовет восторга у зрителей другой возрастной группы. А яркая внешность ведущей в программе для пожилых людей, ветеранов труда и войны будет отвлекать зрителей от восприятия серьёзной информации. И, наоборот, в развлекательной шоу-программе сдержанность ведущего будет производить впечатление о нём, как о человеке скованном, лишённым свободы, лёгкости в общении и импровизации.
Кроме того, ведущий, конструируя свой образ, должен любить всех занятых в программе артистов и сидящих сегодня в зале зрителей, иначе ничего не получится. А биотоки нелюбви, равнодушия очень быстро будут уловлены залом, и он ответит соответствующим образом. Поэтому ведущий должен создавать образ радушного и доброго хозяина, к которому зрители пришли в гости, и который познакомит их со своими друзьями артистами. Ведущий должен щедро дарить праздник и радость общения.
Таким образом, можно сделать вывод, что для более успешного формирования имиджа ведущего необходимо:
– знание теоретических и методологических основ формирования имиджа;
– соответствие внутренних и внешних качеств ведущего культурно-досуговой программе, её жанру, виду, идейно-художественному замыслу;
– владение артистизмом, обаянием, речевой культурой, импровизационным мастерством;
– знание зрительской аудитории (возраста, профессии, вкусов, интересов, специфики восприятия).
Сегодня ведущий массовых мероприятий был и остаётся одним из главных действующих лиц в учреждении культуры.
Ключевой фигурой любой досуговой программы, будь то театрализованное представление или праздник, сюжетная игровая программа, игра-спектакль или встреча с интересным человеком, является ее ведущий. От него зависит, насколько данное действо станет для ребёнка или взрослого ярким, зрелищным, запоминающимся событием.
- Герасимова О.В. Мастерство шоумена. / О.В.Герасимова. Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2006.
- Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. / А.С.Ковальчук. Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2004.
- Петросян Е.В. Хочу в артисты. / Е.В.Петросян. М.: Искусство, 1994.
- Современный словарь иностранных слов. С.П.б.:«Дуэт», 1994.
- Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. / В.М.Шепель. М.:Линка-Пресс, 1997.
- Щербакова Г.А. Концерт и его ведущий. / Г.А.Щербакова. М.: «Советская Россия», 1974.
Источник: scienceforum.ru