Как правильно сформулировать цель программы

После обоснования актуальности научной работы обычно формулируют ее цель и задачи. Очень часто начинающие исследователи не разграничивают этих понятий.

Цель работы — это совокупный конечный ее результат, это то, чего мы хотим достичь. Но цель достигается поэтапным выполнением определенных задач. Например, для того чтобы построить улей (цель работы), необходимо выполнить ряд задач: подобрать соответствующую конструкцию, подготовить инструменты, материалы, выполнить ряд плотнических работ и др., вследствие чего достигнем цели – будет построена квартира для пчел – улей.

Задачи исследования содержат в себе требования, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

Перечисление задач задает план и внутреннюю логику текста всей работы. С количеством формулируемых задач сообразуется количество подразделов (параграфов) основной части работы.

В научных произведениях каждая мысль формулируется очень скрупулезно, так, чтобы она звучала однозначно и точно. Ключевыми словами в формулировке цели выступают или глагол в неопределенной форме (исследовать, описать, осуществить, выучить, раскрыть и т.п. ), или соответствующие отглагольные существительные (исследование, описание и т.п.).

Сохрани к себе! Памятка, как правильно сформулировать свою цель / Роман Василенко

Поскольку цель – это понятие более широкое, чем задача, здесь часто употребляются определения комплексный, всесторонний (комплексное исследование, всестороннее изучение), монографический. Старайтесь формулировать цель по возможности компактнее, желательно, чтобы в ней просматривалась основная мысль научного исследования, а при определении задач не приходилось другими словами повторять уже сказанное – цель.

Задачи необходимо не только правильно, четко сформулировать, но и ставить их в определенном порядке, так, чтобы перед читателем разворачивалась программа действий автора работы. Наблюдения показывают, что в научных исследованиях обычно выделяются задачи, которые можно разделить на четыре группы.

Первая группа задач связана с рассмотрением состояния исследуемой проблемы в теории и практике, выработке теоретических основ исследования. Вторая группа задач направлена уточнение предмета и объекта изучения. Задачи третьей группы (их, как правило, несколько) имеют в большинстве случаев процессуальный характер – это непосредственный анализ изучаемых единиц. Задачи четвертой группы – обобщающего, подытоживающего типа. Теперь рассмотрим эти задачи детальнее.

Любая исследовательская работа начинается с изучения научной литературы по проблеме – это вопрос техники работы. Поэтому не следует формулировать первую задачу, как это иногда бывает, так: изучить и проанализировать литературу по проблеме (называется проблема).

Исследование может начинаться с анализа разных теорий, на базе чего строится собственное понимание предмета анализа, концепция работы. Наиболее приемлемый вид имеют задачи, которые начинаются словами разработать теоретические основы (указывается чего), выяснить статус (природу) определенных единиц, категорий и т.п., определить понятие (называется объект), определить природу (называются единицы, явления и т.п.), обосновать (принципы, подходы, методику и т.п.).

Брайан Трейси. Как составить план достижения цели. План действий.

Для науки часто бывает очень важным выявление круга тех явлений, которые будут исследоваться.

Поэтому нередко формулирование второй задачи может начинаться словосочетаниями:

— выявить состав (модели, языковые единицы),

— определить (уточнить) границы распространения,

— очертить совокупность и др.

Выполнения этой задачи, с одной стороны, даст возможность получить более широкое представление об объекте и предмете исследования, с другой – во многих случаях, особенно там, где объект исследования выделяется впервые, определение количества тех единиц языка, которые должны изучаться, – это уже весомый результат работы.

Если задачи первой и второй группы в филологических исследованиях могут не очерчиваться (когда в этом нет необходимости), то без задач третьей группы нельзя обойтись, ведь их выполнение – это основа работы, это непосредственный анализ собранных фактов.

Начинается формулировка этих задач словами:

— выяснить значение (происхождение, семантику, генезис, причины, пути появления, особенности, природу, роль, место, специфику, частотность, факторы и т.п. );

— исследовать (характер, характеристики, факторы, свойства, происхождение, связи, потенциал, средства, механизмы, функции, соотношение, единицы, историю, структуру, явление);

— выявить (признаки, причины, распространение, отношения, пути, средства, специфику, факторы, типы, соотношение, структуру);

— изучить (возможности, специфику, функционирование, потенциал),

— проанализировать (структуру, семантику, характер, зависимость, особенности, реализацию);

— описать (функционирование, способ);

— обосновать (понятие, статус);

— определить (объем, типы, модели, структуру, потенциал, функции, средства, систему, группы, общее и единичное);

— установить (взаимосвязь, взаимодействие, функции, степень производительности, мотивы, влияние, типы, признаки, особенности, связи, роль, критерии);

Читайте также:
Музыка к программе это мой ребенок

— осуществить (анализ, описание);

— проследить (функционирование, особенности, зависимость, средства, развитие, глубину, эволюцию, соотношение);

— определить (динамику, возможности, процессы, границы, специфику, место, роль, принадлежность);

— описать (особенности, группы, средства, механизмы, значение, конструкции);

— сопоставить (формы);

— рассмотреть (взаимодействие, средства);

— охарактеризовать (особенности, средства, типы, специфику, приемы);

— уточнить (хронологию, границы, этимологию);

— осветить (взаимодействие) и т.п.

Задачи четвертой группы не обязательно ставить в конце работы, хотя, в большинстве случаев, им там стоять «логичнее»: они базируются на выполнении предыдущих задач.

К ним можно отнести следующее:

— определить (очертить) место и роль;

— выявить (установить) тенденции развития;

— выяснить закономерности создания;

— разработать практические рекомендации.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Хитрости по формулировке целей и осуществлению желаемого

Бизнес-психолог Дарья Пантюх написала для «Нетологии» колонку, в которой рассказала, как правильно формулировать цели, чтобы точно их достигать.

Исполнение мечты начинается с постановки цели. Правильно сформулированная цель — 70 процентов успеха. При работе я посвящаю много времени именно правильной постановке целей, а далее дело остается за малым.

Итак, в чем же заключается процесс достижения поставленных целей?

Больше конкретики

Первое, на что следует обратить внимание, — конкретность цели. Не что вы хотите достичь в общем (хочу похудеть), а максимально детально: «я хочу сбросить к лету 10 килограмм».

Если вы пожелаете «хочу много путешествовать в этом году», то рискуете найти работу далеко от дома и каждый день путешествовать от дома до работы и назад. Вас устраивает такой результат? Думаю, нет.

Запрос должен содержать названия стран, куда вы хотели бы поехать в этом году. Поэтому чем больше деталей, тем лучше. Но все же не переусердствуйте, оставьте немного места для творчества Вселенной, чтобы не пришлось излишне контролировать процесс исполнения желаемого и избежать разочарований.

Если вы сформулировали запрос «Хочу на следующей неделе купить зеленые сапоги на каблуках с золотыми пряжками», а вам достались зеленые сапоги с золотыми пряжками, но без каблуков, вы, скорее всего, расстроитесь.

Без негативных слов и частицы «не»

При формулировке цели важно избегать негативных слов.

Слова «похудеть» или даже «сбросить килограммы» довольно негативные по окраске. Лучше формулировать запрос так: «К лету я хочу иметь такой-то вес и получить такие-то формы». Или «Хочу, чтобы моя фигура позволила мне надеть такое-то платье/костюм к лету».

Запрос «Я не хочу, чтобы меня уволили с работы в следующем месяце» крайне некорректен, так как тут целых два негативных слова.

Обозначаем сроки, количество и прочие числа

К какому сроку вы хотите получить результат? Не обязательно вдаваться в детали и указывать точную дату.

Присутствие в запросе «я»

Необходимо формировать цель от первого лица, то есть ее исполнение должно напрямую зависеть от вас.

Например, вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился. Неправильно обозначенное желание: «Я хочу, чтобы мой ребенок стал отличником». А ему, может быть, это не надо. Как вы на него повлияете? Правильно сформированное желание: «Я мама отличника».

Вы как бы примеряете на себя это состояние.

Цель должна быть реалистична

Если вы вознамерились похудеть за месяц, а вам в этот месяц ехать на отдых, где вас ожидает all inclusive, то желаемое будет вряд ли достижимо. Вам придется лишать себя удовольствия, ограничивать.

Или если вы хотите «Бентли» в этом году, а у вас зарплата 40 000 в месяц. Проблема.

В данном случае лучше ставить подцели на пути к большой цели. Например, взяться за похудение после приезда с отдыха и, прежде чем покупать «Бентли», поставить себе цель найти хорошую работу для этого.

Цель должна мотивировать

Очень важно, чтобы при мысли о цели внутри загорался огонек, чтобы вам действительно очень хотелось ее достичь, чтобы каждый день вы вставали с улыбкой, думая о своей цели.

Мечта должна быть вашей

А не ваших родителей, соседей, навязанная родовой программой или обществом. Например, человек думает: «Почти у всех есть машины, это удобно и практично, и мне тоже надо». А у него внутри при этом все тихо от подобной мысли, ничто не откликается, не загорается. Значит, это не его истинное желание, подсознательно он не хочет машину, но не понимает этого.

Как можно понять, истинно ваше желание или нет?

  • Внутри появляется мотивация на достижение желаемого. Все ваше естество как бы просыпается и бурлит при мысли о получении желаемого.
  • Бывает и так, что человек загорается даже и со сложной мечтой. В данном случае уже, скорее всего, включились очень глубокие родительские или родовые программы, тогда лучше обратиться к психологу.
Читайте также:
Программа установка для Андроид для чего

Цель уже достигнута

По возможности цель можно формировать и в настоящем времени, будто результат уже получен, при условии отсутствия временных рамок и прочих детализирующих факторов.

Последний этап: визуализация

Представляем, что мы достигли результата. Помните, что мысль материальна, поэтому не стесняйтесь и воображайте желаемое во всех красках с теми эмоциями и настроением, в которых бы вы купались, достигнув результата.

Только и здесь важно не переусердствовать. Слишком рьяное позитивное отношение к желаемому, постоянное вдохновленное прокручивание в голове «Какое счастье» даст обратный результат. Во всем важны баланс и золотая середина, даже в таком волшебстве, как осуществление своей мечты. Все в ваших руках.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Средняя оценка 5 / 5. Всего проголосовало 4

Источник: netology.ru

Как правильно сформулировать цель и задачи

У некоторых вопрос, вынесенный в заголовок, вызовет недоумение. Разве так сложно сделать это? Если у тебя есть цели и задачи, быстренько набросай план исполнения — и вперед! А потом оказывается, что существующий план начинает буксовать на первых же стадиях исполнения. Кто исполнитель задач? Какие инструменты и материалы необходимо использовать?

Если приходится задействовать исполнителей, занятых на других проектах, то как это повлияет на сроки их исполнения? Кто будет оценивать конечный результат и по каким критериям? Как решать внезапно возникшие форс-мажоры? Проблем может оказаться намного больше, чем планировалось изначально.

Поэтому давайте последовательно разберемся, как научиться формулировать цели и задачи, чтобы потом не пришлось в спешном порядке начинать все заново.

Методики определения целей

Если углубиться в этот вопрос, то окажется, что методик планирования и исполнения проектов не так уж и мало. В числе самых известных: матрица Эйзенхауэра, метод Парето, планирование по важным показателям (метод OKR), планирование с разбивкой сложных процессов на несколько простых (метод декомпозицирования), с использованием графического анализирования, в том числе построения сетевых графиков. И это далеко не полный список методик планирования.

Подождите, но ведь речь идет о планировании, а мы хотели поговорить о целях и задачах. Разве у них есть что-то общее? Да, есть, и очень многое. Если коротко, то цели и планирование взаимосвязаны. И, по сути, не могут существовать друг без друга.

А самое интересное, что важен даже не выбранный метод планирования, а грамотная стратегия последующих действий. Ведь каждая из тактик планирования хороша в определенных ситуациях. Поэтому, прежде чем приступать к планированию, нужно определить масштабность грядущих работ, уделить внимание деталям плана и соотнести это с временным интервалом, в течение которого эти работы предстоит выполнить.

Итак, по времени охвата задачи и планы бывают:

  • Краткосрочные (еще оперативные или тактические). Срок исполнения таких планов — от одной смены до ближайшего месяца.
  • Среднесрочные. К ним относятся планы на текущий момент или планы до одного года как для целого предприятия, так и для отдельных его подразделений (цеха, службы или отделы).
  • Долгосрочные. Планы, связанные со стратегией и перспективами развития всего предприятия. Средние сроки исполнения здесь варьируются от 3 до 10 лет.

В зависимости от временного типа планирования и стоит сопоставлять заданные цели или задачи. Рассмотрим это на более конкретных примерах.

Цель: развитие предприятия в ближайшие 5—7 лет.

При таком временном промежутке планирование будет долгосрочным, то есть связанным со стратегией. Так как стратегия описывает общие тенденции и вектор развития, то не стоит бояться того, что не все поставленные цели и задачи будут выполнены на 100 %. Они вообще могут иметь только общий вид и не сильно конкретизироваться.

Вряд ли вы будете планировать наращивание вывоза бытовых отходов в отдельном подразделении, если даже не знаете, сколько этих самых отходов у него появится в ближайшие пять лет.

Цель: определение задач на следующую рабочую смену.

А здесь нужен максимум точности и детализации. Не пытайтесь впихнуть в этот список все пункты, особенно заведомо невыполнимые. Вы все равно не сможете выполнить их все даже физически. Поэтому, составляя такой список, говорите только о тех задачах, которые вы реально сумеете выполнить за данный временной интервал. Вот примеры действительно выполнимых задач на день: завершение начатого отчета, переоценка конкретной категории товаров и так далее.

Стоит иметь в виду, что некоторые оперативные цели могут быть частью долгосрочных. Тогда, формулируя выполнение глобальных проектов, имейте их в виду, привязывая к конкретному временному периоду.

Для примера: долгосрочной целью является увеличение оборотов сбыта на 20 процентов в течение трех лет.

Тогда в списке среднесрочных целей появятся такие задачи, как:

  • введение в штат еще одного специалиста отдела продаж;
  • обучение и адаптация нового специалиста;
  • увеличение базы клиентов;
  • наращивание объемов производства, если текущий спрос превышает имеющееся предложение.
Читайте также:
Какой программой проверить батарею на андроиде

А список тактических задач пополнится следующими возможными целями:

  • обзвон имеющейся базы с особым упором на «заснувших» клиентов;
  • мониторинг рекламных сетей;
  • планирование и запуск новой рекламной кампании.

SMART-планирование

Большинство небольших проектов запускаются по принципам именно SMART-планирования. По сути, это обычные задачи любого управленца в формате бизнес-процесса.

Основные принципы SMART-планирования таковы:

  • Поставленные цели должны иметь максимально конкретные формулировки.
  • Цели должны быть измеримыми, в зависимости от условий работы.
  • Цели должны быть реальными и достижимыми.
  • Не стоит забывать об их полезности и актуальности.
  • Цели должны иметь конкретные сроки исполнения, без ненужного растягивания во времени.

В целом алгоритм задач SMART выглядит так: глагол (определенные задачи и действия) => существительное (непосредственный объект, с которым эти задачи связаны) => числительное (количественный показатель, который должен быть достигнут) => время (временной интервал, в течение которого задание должно быть закончено/выполнено). Таким образом, поставленная задача кратко описывает цель, то есть рассказывает, ради чего совершаются все действия.

Цели по SMARTER

В принципе этот метод не сильно отличается от принципов SMART. Он только дополняет его двумя новыми параметрами: оценка и изменчивость. На практике это означает, что, планируя задачи, стоит принять во внимание необходимость оценки полученных результатов с заданной периодичностью и учитывать возникающие по ходу работы изменяющиеся условия. Это связано с тем, что в ходе выполнения задач не все они являются строго однонаправленными, а у некоторых из них могут быть совершенно конкретные параметры выполнимости.

Иные методики постановки задач

Вначале мы говорили о множестве имеющихся методов постановки целей и их исполнения. Расскажем сейчас о них чуть более детально.

Планирование задачи с привязкой к цели с учетом того, что задачи должны отслеживаться и могут меняться, если возникла необходимость их переоценки и корректировки.

Подходит для работы в больших коллективах или с определенными группами проектов. Критерии оценки учитывают такие параметры, как вовлеченность, эмоциональные отклики, ограниченность временного интервала и финансовых средств.

Поставленные цели определяются как мечты: вдохновляющие, привычные и дружелюбные.

Не совсем привычная методика, используемая для достижения сложных задач на максимальных оборотах исполнения. Обычно применяется для решения долгосрочных задач.

Метод построен на принципе интеграции различных задач с целью их расширения или укрупнения.

Конкретные амбициозные задачи с максимальной прозрачностью. Подразумевается, что предварительно они будут обсуждены с сотрудниками предприятия.

Справедливые, действительные цели с актуализированными ключевыми показателями.

При определении целей и задач применяются конкретные числовые метрики, которые привязываются непосредственно к рабочему процессу.

Собственные методики

Несмотря на обилие уже имеющихся принципов и методов планирования задач и постановки целей, вы можете использовать и собственную методологию. Назовите ее так, как хотите, используйте любые принципы. Если они не противоречат здравому смыслу и не нарушают существующие теории управления, все карты у вас в руках.

Осталось только узнать самый главный секрет.

Так как же верно сформулировать поставленную задачу?

Если вы еще раз прочитаете вышеописанные принципы постановки целей, то заметите, что, несмотря на имеющиеся различия, в них много общих аспектов. Просто по мере их исполнения, в зависимости от методики, могут появляться различные дополнительные проблемы. Но в целом они говорят об одном и том же.

Теория менеджмента возлагает на управление следующие функции:

  • планирование общего фронта работы;
  • формулировка целей;
  • ознакомление с ними сотрудников;
  • назначение непосредственных исполнителей;
  • обучение и предоставление им нужных материалов и ресурсов;
  • мотивация;
  • контроль за исполнением;
  • анализ работы с целью улучшения ее качества.

Как вы видите, многое из этого упоминалось во всех представленных методиках. Исключение составляют разве что планирование задач и выбор непосредственных исполнителей, ведь это должны делать те, кто непосредственно ставит задачи.

То же SMART-планирование подразумевает, что менеджер сразу показывает непосредственному исполнителю, какой результат он ожидает на выходе и по каким критериям будет оцениваться и анализироваться выполненная работа.

Вы, как управленец, можете использовать любые дополнительные параметры: масштабность, креативность, увлеченность и прочее. Зависеть они будут только от предметной части деятельности вашего предприятия и сложившихся устоев в рабочем коллективе.

Подведем итоги. Ваша задача может быть выполнена именно так, как вы это видите. Главное — добавить в ее описание максимум конкретики: основные цели, сроки исполнения, ключевые параметры оценки и все остальное тоже.

А Projecto — постановщик целей , поможет ничего не потерять в ходе рабочего процесса, исключить форс-мажоры при работе большого коллектива, обеспечить необходимый контроль и отслеживать полученные результаты.

#постановкацелей #управлениеперсоналом #управлениепроектами #управлениебизнесом #методологияуправления

Источник: dzen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru