Безупречны такие варианты: пер-воклассник, перво-классник, первоклас-сник.
Перенос части рвоклассник нежелателен, так как в нем нарушается закон строения слога – закон восходящей звучности, по которому невозможно сочетание сонорного звука (более звонкого) и последующего шумного (менее звонкого).
Но этот закон в школе не изучают, и правила орфографии не разъясняют, в какой мере его нужно учитывать. При этом сообщается, что «группа неодинаковых согласных букв в середине слова, входящих в корень или образующих стык корня и суффикса, может быть разбита переносом любым образом, напр.: се-стра, сес-тра и сест-ра; це-нтральный, цен-тральный и цент-ральный; ро-ждение и рож-дение; де-тство, дет-ство, детс-тво и детст-во; шу-мный и шум -ны й».
Однако заметим, что в примерах нет слов с сочетанием сонорного и шумного типа первый. В общем, в правиле заключено некоторое скрытое противоречие, нуждающееся в прояснении. Итог: перенос пе-рвоклассник рекомендовать нельзя, однако и нельзя считать его орфографической ошибкой.
Еще один проблемный вариант – первокласс-ник.
С одной стороны, правила гласят: «разбиваются переносом удвоенные согласные, входящие в корень» (в некоторых источниках говорится только о положении удвоенных согласных между гласными), а с другой стороны, среди допустимых вариантов переноса можно найти класс -ны й. Этот вариант учитывает морфемные границы, поэтому чтению он не препятствует. Отсюда вывод: вариант первокласс-ник вполне возможен.
Вопрос № 307450 |
Ответ справочной службы русского языка
Русский язык 2 класс (Урок№34 — Как переносить с одной строки на другую?)
Прочесть это как одно слово невозможно.
Вопрос № 306358 |
Как правильно сделать буквенное наращение в следующих случаях: «пропитанные 10% -ны м (или 10%-м) раствором; 0,2 -2% -ны й (или 0,2 — 2%-й) раствор? Заранее спасибо за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 297999 |
Здравствуйте. Увидела ответ-вопрос № 270436 — и не поняла, что вы имели в виду: что слова «ящик», «ёжик», «урок» можно переносить со строки на строку? Появились какие-то новые правила переноса, но об этом никто не знает, кроме вас? «§ 117.
При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах» — из этого пункта следует, что никак нельзя перенести «ящ-ик», «ур-ок», «ёж-ик», ибо «ик» и «ок» не составляют слог. Раньше в правилах переноса был пункт, где говорилось, что при переносе нельзя оставлять одноу букву (то есть нельзя «я-щик», «у-рок», «е-жик»).
Этот пункт, что, отменили? Теперь можно? В каком справочнике это законоутверждено? Укажите источник, пожалуйста, где это чётко сказано. Не пишите, пожалуйста, типа «что не запрещено (то есть отсутствует или изъято) — то разрешено». Хотелось бы иметь опубликованный и утвержденный источник, где твердо оговаривается, что так теперь можно.
Также непонятны ваши колебания по поводу переноса «класс -ны й». Вы то так объясняете, то сяк. Очень логичный перенос, как «программ -ны й». Можете уточнить, где, в каком справочнике написано, что такой перенос — устарел? И с чего вдруг? правило гласит: «7. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными».
Оба слова не подпадают под это правило, зато подпадают под морфемное правило, которое вроде не отменяли, а лишь ослабили. Хотелось бы от вас большей последовательности и внимательности при ответах. Да, это сложно с нашим языком, и вы делаете большую работу.
Но последнее время ответы ваши всё слабее и противоречивее или вы вовсе не отвечаете — даже на троекратно-пятикратно отправленные вопросы. Честнее было бы хоть что-то отвечать: типа, работаем над этим или какую-то другую универсальную формулировку придумайте, если не можете ответить, но не игнорируйте, пожалуйста.
Или, если не хотите публичности ответа — из-за собственных сомнений, — так хоть лично отвечайте на почту. Вообще, несомненно, спасибо вам за вашу работу. Очень жду ответа — это важно, потому что из-за вот таких колебаний в ваших ответах очень сложно доказывать издателям, в чем они неправы. Возможно, Институту стоит просто детальнее все же прописать правила переносов и заново опубликовать — может, даже отдельным изданием (Слитно-раздельно; Большая-маленькая; Правила переноса. ). С уважением, Елена.
Ответ справочной службы русского языка
Русский 1 класс. Правила переноса слов с одной строки на другую
Правила переноса, сформулированные в «Правилах русской орфографии и пунктуации» 1956 г., в целом актуальны, лишь отдельные рекомендации были изменены в 2006 г. (см. выдержку из свода «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (М., 2006) в ответе на вопрос № 294651).
В ответе на вопрос № 270436 говорится о том, что перенос ур-ок, ящ-ик, еж-ик невозможен.
Только в качестве аргумента не приведено правило, а показана логика запрета: почему такие переносы неправильны.
Перенос класс -ны й раньше был допустим. У нас сохраняются старые ответы.
Вопрос № 297741 |
К сожалению, у вас расхождение в ответах, а очень хотелось бы знать правильный! Вопрос № 225063. Как правильно перенести: класс -ны й или клас-сный? спасибо. Ответ справочной службы русского языка. Предпочтительно: класс -ны й. Вопрос № 296143.
Почему в слове классный допускается перенос класс -ны й и клас-сный, а в слове русский — только рус-ский. Согласно правилам, двойные согласные разбиваются, когда стоят между гласными. А если они стоят между гласной и согласной? Ответ справочной службы русского языка.
Перенос класс -ны й тоже не допускается. Только клас-сный. Разбиваются переносом удвоенные согласные, входящие в корень или образующие стык корня и суффикса. Так как же все-таки правильно?! ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ нужно знать! Также и про слово «программный». С уважением, Светлана.
PS. Пришлите мне, пожалуйста, на почту ответ, если не трудно. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Перенос класс -ны й – это устаревшая норма. Раньше при переносе требовалось учитывать границы между морфемами, стоящими за корнем. Но эта норма не удержалась. Одна из причин – объективные трудности морфемного членения закорневой части слова. Сейчас для слов типа классный, программный нужно применять такое правило.
Разбиваются переносом удвоенные согласные, входящие в корень или образующие стык корня и суффикса, напр.: жуж‑жать, мас‑са, кон‑ный, весен‑ний, рус‑ский. Не допускаются переносы: жу‑жжать, ма‑сса, ко‑нный, весе‑нний, ру‑сский или русс‑кий.
Однако после приставок удвоенные согласные при переносе могут не разбиваться; возможны, напр., переносы со‑жжённый, по‑ссориться и сож‑жённый, пос‑сориться.
Вопрос № 296143 |
Почему в слове классный допускается перенос класс -ны й и клас-сный, а в слове русский — только рус-ский. Согласно правилам, двойные согласные разбиваются, когда стоят между гласными. А если они стоят между гласной и согласной?
Ответ справочной службы русского языка
Перенос класс -ны й тоже не допускается. Только клас-сный. Разбиваются переносом удвоенные согласные, входящие в корень или образующие стык корня и суффикса.
Вопрос № 293122 |
Добрый день! 3,5% -ны й раствор. Корректно?
Ответ справочной службы русского языка
Да, это один из возможных вариантов.
Вопрос № 289752 |
Подскажите, пожалуйста, как правильно перенести: программ -ны й или програм-мный?
Ответ справочной службы русского языка
Разбиваются переносом удвоенные согласные, входящие в корень или образующие стык корня и суффикса. Правильный перенос: програм-мный.
Вопрос № 289039 |
Добрый день, не нашла ответа. Подскажите почему нельзя переносить уз-нали, но можно шу-мный(шум -ны й)?
Ответ справочной службы русского языка
Согласно современным правилам переноса вариант уз-нали допустим. Раньше при переносе слов с приставками нельзя было оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.
Вопрос № 288149 |
Будет соответствовать более чем 20% доле рынка. нужно ли наращение к 20%?
Ответ справочной службы русского языка
Прилагательное двадцатипроцентный можно сокращенно записать следующими способами: 20% -ны й, 20%-й, 20-процентный.
Вопрос № 284910 |
Ответ справочной службы русского языка
Пробел не требуется. Верные варианты написания: двадцатипроцентный, 20% -ны й, 20%-й, 20-процентный.
Вопрос № 283782 |
Добрый день. Как следует переносить слово програм-м -ны й? Я бы переносила программ -ны й (букву от корня отрывать нехорошо) А слово про-г-рамма тоже вызывает трудности. Помогите, пожалуйста, разобраться.
Ответ справочной службы русского языка
Правильный перенос: програм-мный. Одно из основных правил переноса: разбиваются переносом удвоенные согласные, входящие в корень или образующие стык корня и суффикса. Другие допустимые переносы: прог-раммный, про-граммный. Слово программа может быть перенесено такими способами: про-грамма, прог-рамма, програм-ма.
Вопрос № 283616 |
Правильно ли ставить здесь наращение у числительного: набрал 16 баллов из 23-х? И можно ли писать так: 100%-й результат?
Ответ справочной службы русского языка
Корректно:
1) 16 баллов из 23,
2) стопроцентный, 100% -ны й, 100%-й, 100-процентный.
Вопрос № 282362 |
добрый день!
выручите, пожалуйста, уже в н -ны й раз )
куда падает ударение в слове «уместятся»?
заранее спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Ударение на окончании, правильно: умест я тся.
Вопрос № 272926 |
Затрудняюсь правильно задать вопрос с помощью терминов языкознания, поэтому опишу ситуацию. Есть объект, который должен быть наименован в соответствии с названием близлежащего населённого пункта. Это село Благодатное. По-аналогии с другими, наш объект будет называться Благодатн*нский. Вопрос: как правильно, «БлагодатнЕнский» или «БлагодатнИнский»?
И каким правилом русского языка здесь руководствуемся? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: Благодатненский. В прилагательных, образованных от географических названий на -ны й, -ное , пишется суффикс — енск -.
Источник: www.gramota.tv
Разбор слова «Программа»
— краткое изложение содержания учебного предмета, курса и т.п.
— брошюра, книжка с таким изложением
— сами такие передачи, зрелища, представления
— тема произведения живописи, дававшаяся ученику Императорской академии художеств
— картина, рисунок на такую тему
— литературное изложение темы инструментального музыкального произведения
— сама тема инструментального произведения
— описание алгоритма решения задачи на языке ЭВМ
— перечень кушаний; меню ( устаревшее )
Транскрипция слова
MFA Международная транскрипция
п | [п] | согласный , глухой парный , твердый парный |
р | [р] | согласный , звонкий непарный (сонорный) , твердый парный |
о | [а] | гласный , безударный |
г | [г] | согласный , звонкий парный , твердый парный |
р | [р] | согласный , звонкий непарный (сонорный) , твердый парный |
а | [́а] | гласный , ударный |
м | [м:] | согласный , звонкий непарный (сонорный) , твердый парный |
м | [-] | |
а | [а] | гласный , безударный |
Букв: 9 Звуков: 8
Цветовая схема слова
п р о г р а м м а
Как произносится слово «Программа»
Тег audio не поддерживается вашим браузером.
Как правильно пишется «Программа»
програ́мма, -ы
Как правильно перенести «Программа»
про — гра́м — ма
Часть речи
Часть речи слова «программа» — Имя существительное
Морфологические признаки.
программа (именительный падеж, единственного числа)
Постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевлённое
- женский
- 1-e склонение
Непостоянные признаки:
- именительный падеж
- единственного числа
Может относится к разным членам предложения.
Склонение слова «Программа»
Именительный Кто? Что? |
прогр а́ мма | прогр а́ ммы |
Родительный Кого? Чего? |
прогр а́ ммы | прогр а́ мм |
Дательный Кому? Чему? |
прогр а́ мме | прогр а́ ммам |
Винительный (неод.) Кого? Что? |
прогр а́ мму | прогр а́ ммы |
Творительный Кем? Чем? |
прогр а́ ммой прогр а́ ммою |
прогр а́ ммами |
Предложный О ком? О чём? |
прогр а́ мме | прогр а́ ммах |
Источник: razborslov.ru
Фонетический разбор слова — «Программа» (звуки и буквы)
программа — слово из 3 слогов: про-гра-мма. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [праграм:а]
п — [ п ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
р — [ р ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , твёрдый (парный)
о — [ а ] — гласный , безударный
г — [ г ] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
р — [ р ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , твёрдый (парный)
а — [ а ] — гласный , ударный
м — [ м: ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
м — не образует звука в данном слове
а — [ а ] — гласный , безударный
В слове 9 букв и 8 звуков.
Цветовая схема: п р о г р а м м а
Нужен разбор с ударением на другой слог?
Поставьте ударение, кликнув на нужной гласной. Страница обновится и дополнится новым разбором.
пр о ́ гр а ́ мм а ́
Морфологический разбор слова «программа»
Часть речи: Имя существительное
Грамматика: часть речи: имя существительное, одушевлённость: неодушевлённое, род: женский, число: единственное, падеж: именительный, отвечает на вопрос: (есть) Что?,
Начальная форма: программа
Звуко-буквенный разбор слова «программа»
Транскрипция: [прагра́м:а]
Количество слогов (3): про — гра — мма
Переносы: про — грам — ма
Значение слова «программа»
Программа
прогр а мма, программы, жен. (греч. programma — объявление).
1. План (деятельности, работы). Программа машиностроения. Программа испытаний. Программа работ съезда.
2. Изложение основных положений и целей деятельности политической партии, общественной организации или отдельного государственного, общественного деятеля. Программа и устав вкп(б). Программа Коминтерна. Программа-максимум.
Программа-минимум. Политическая программа нового президента. «. Буржуазия обманывает народ всякими «позитивными» национальными программами.» Ленин (1913 г.). «Программа русской с(оциал)-д(емократической) партии должна начинаться характеристикой (и обвинением) русского капитализма. » Ленин (1902 г.).
«Большевистская аграрная программа звала крестьян на революцию против царя и помещиков.» История вкп(б) . «Программа, принятая на II съезде, была революционной программой партии рабочего класса.» История вкп(б) .
3. Краткое изложение содержания и методологических установок курса, предмета, преподаваемого в учебном заведении. Программа по истории. Программа по машиностроению.
| Совокупность дисциплин, преподаваемых в учебном заведении. Расширение программ в школах.
4. Перечень отдельных номеров, исполняемых на вечере, концерте, цирковом представлении и т.п. В программе пианист стоит *****
Источник: literaguru.ru