Как правильно оформить концертную программу

Сидорова, В. Е. Организация проведения концертных выступлений хореографических коллективов и их целесообразность / В. Е. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 244-247. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67206/ (дата обращения: 02.07.2023).

Концертное выступление — это один из самых ответственных моментов в жизни любого хореографического коллектива. Оно напрямую является показателем организационной, учебно-творческой, воспитательной работы художественного руководителя, а также и самих участников коллектива. По качеству выступления можно судить о сильных и слабых сторонах деятельности коллектива, об их возможности собраться, о творческом почерке, оригинальности танцевального номера, технических и художественных преимуществах коллектива, о том, насколько правильно выбран репертуар. По выступлениям коллектива можно довольно точно увидеть качество деятельности коллектива, а также уровень руководства им.

Важно уточнить, что концертное выступление — это не только отображение установленных художественных результатов, но и действенная форма нравственного и эстетического развития исполнителей. Концерт в отличие от репетиции обладает временной необратимостью.

КАК НИНАДА ОРГАНИЗОВЫВАТЬ КОНЦЕРТЫ: 15 ВРЕДНЫХ СОВЕТОВ

На концертном выступлении нет такой возможности, какая была на репетиции: приостановить коллективную репетицию или какого-либо участника для того, чтобы сделать замечание или же повторить номер ещё раз. Отдельный номер или вся программа реализовывается один раз и воспринимается именно так, как получилось в данном исполнении. Если вдруг концертный номер отработан неудачно, то вся немалая предварительная работа коллектива зрителем или членом жюри оценится отрицательно.

Обнаружение в концертном показе более слабых мест в исполнении номера или в программе в целом, технической и психологической подготовки участников коллектива может служить руководителю исходной пунктом для установления будущих стремлений в учебной воспитательной работе: что необходимо изменить, как нужно подготавливаться к выступлению, вырабатыванию каких качеств важно придавать особое значение. Потому так значимо чтобы руководитель мог проанализировать собственную работу и работу всего коллектива, исправить все ошибки и недочёты, в противном случае предшествующие концерты также могут оказаться несчастливыми, а в таком случае коллектив, чаще всего, понижает уровень своей исполнительской практики, утрачивает перспективы своего развития. У исполнителей исчезает интерес к занятиям, а также к непрерывному творческому совершенствованию. Всё это, к сожалению, может повергнуть к распаду хореографического коллектива.

Но случается и наоборот, если концертный показ был благополучным, замечательно встречено зрителями, в таком случае вырабатывается позитивное суждение о коллективе и о его исполнительских возможностях в целом. Закрепляется у исполнителей желание работать ещё продуктивнее, упорно развиваться в техническом мастерстве и возрастать творчески.

Как за 5 минут сделать плакат, чтобы клиент его утвердил

Концертное выступление помогает намного быстрее, чем репетиционная работа, раскрыть недоработки с коллективом не только художественного и творческого ряда, но и в организационной и воспитательной работе. Если в последний момент, перед входом на сцену участники и их руководитель принимаются экстренно, волнуясь, искать и проверять: все ли участники коллектива готовы за кулисами, наличие костюмов, обуви, реквизита и т. п., то в таком случае можно вольно заявлять об упущениях в организации выступления и о том, что руководителю не получилось выработать чувство ответственности у исполнителей коллектива.

Так пропадает педагогический эффект выступления, уменьшается его влияние на воспитание участников коллектива. Ошибки в организации начинают проявлять себя повторами безответственности, скептического связи в поведении. Не зря К. С. Станиславский полагал, что театр начинается с вешалки. В организации концертной деятельности мелочей нет.

Значительным моментом, которое обеспечивает благополучное концертное выступление, является его изначальная организация, решение всех вопросов, такие как, точное понимание места и времени выступления, величины сценической площадки, гримёрных комнат, звука, света. Во время концертного выступления ощущения совсем иные, нежели чем на репетиции, оно новое, такое состояние переживают и участники коллектива, и сам руководитель. Оно называется концертным волнением, которое может наложить весомый след на эмоционально-психологическое и физиологическое состояние. Такое волнение важно сосредоточивать в такое русло, чтобы оно содействовало наилучшему выявлению исполнительских замыслов, а не вызывало неуверенность и страх перед зрителями.

В данном случае важно помнить о большой ответственности исполнителей за результаты творчества коллектива. И здесь неважно — первый это концерт или нет, на фестивале или на конкурсе. Искусство призывает к постоянной максимальной собранности и уверенного настроя при исполнении.

В студенческом и детском хореографическом коллективе эмоционально-творческое волнение обладает специфическим значением. Во-первых, потому как, маленькие исполнители во время концерта переживают существенно сильнее волнение от того, что по сопоставлению с профессионалами выступают нечасто, а также имеют подготовку ниже, чем профессиональные артисты. Для профессионалов это рабочая деятельность, для участников детских коллективов — это проверка творческих сил и утверждения своих способностей.

Концерт — это всегда высокий уровень художественно-эмоциональной взаимной связи у руководителя и исполнителей в коллективе. Между ними наступает особо крепкая взаимозависимость, усиливается ответственность перед зрителями. Во время выступления участники чувствуют себя более увереннее и активнее. Любопытно то, что совершаются изменения в сторону большей требовательности и в отношениях между участниками коллектива. Они начинают быть более взыскательными в отношении друг к другу, а также внимательнее и быстрее реагируют на замечания.

Концертное выступление различается с рядовой репетицией и тем, что оно активизирует процесс внутреннего соединения коллектива, при этом совершенствуется творческая дисциплина у участников, возрастает воспитательный процесс. Сплоченность цели и единство интересов, определенных перед коллективом, вызывает желание не только как можно выразительнее исполнить программу, завоевать признание публики, но и содействуют созданию между участниками коллектива отношений взаимоподдержки, взаимопомощи и взаимопонимания.

Читайте также:
Программы для диагностики автомобилей Киа Рио

В каждом определенном случае художественный руководитель заблаговременно обязан предусмотреть все особенности и сложности грядущего концерта. Один момент, например, если танцевать на площадке где основывается коллектив, когда есть возможность заранее подготовить для выступления костюмы, обувь, реквизит, прорепетировать со светом, сделать общую репетицию в костюмах. Многие вопросы в данном случае не возникают.

Прочие проблемы доводится решать в том случае, если концерт выездной. На художественного руководителя коллектива добавочно поручается немалое количество забот. У него возникают прибавочные обязанности — уследить за сбором костюмов и необходимого реквизита, а так же за их погрузкой в транспорт, проконтролировать наличие всех участников коллектива, а также проследить за всеми организационными проблемами. По приезду к месту концерта руководителю коллектива нужно понять все детали — где и в каком помещении расположить исполнителей, точное время начала концерта и т. д. Руководителю нужно успеть оценить размер сцены, узнать, где располагаются гримёрные комнаты и только в таком случае принять решение о переодевании исполнителей, так, чтобы они могли успеть переодеться в другой костюм и своевременно выйти на сцену, порой руководитель вынужден совершить трансформации в программе и поменять номера местами, если это необходимо.

На выездном концерте руководителю коллектива важно быть в особенности сосредоточенным. Ни о каком управлении коллективом не может быть и речи, если руководитель находится в состоянии растерянности, лишней нервозности, и не знает, как решить часто появляющиеся организационные и творческие вопросы, не может сконцентрировать исполнителей в единый творческий коллектив.

Ему приходится быть максимально сосредоточенным, находчивым при решении разнообразных «накладок» во время концертного выступления (могут возникнуть и проблемы со звуком, светом, кто-то из участников может что-то уронить из реквизита на сцене, получить травму и т. п.). Во время выступления руководитель нужно присутствовать рядом с исполнителями своего коллектива, по мере необходимости вносить в их действия нужные изменения, а также наблюдать за развитием событий на сцене.

Не стоит выражать свое недовольство на участников во время концерта, а тем более выкрикивать что-то из-за кулисы во время исполнения номера. Это спутывает участников с ритма выступления, исчезает эмоциональный настрой, олицетворение образа уходит на второй план и все мысли направлены лишь на то, что будет ему после завершения концерта от руководителя.

В том числе не рекомендовано говорить об ошибках сразу же после выступления, так как участники находятся в возвышенном расположении и в этот момент могут не воспринять замечания руководителя. Лучше делать замечания на репетиции после концерта, когда руководитель сам смог проанализировать выступление коллектива, определил все проблемы, недоработки и запланировал работу над недостатками.

Можно записывать выступления на видео, а потом вместе с участниками коллектива посмотреть на все ошибки. При наглядном материале проще передать и пояснить ошибки, так же, как и сами участники, могут заметить свои недоработки, ошибки и то, над чем следует им поработать.

Хотелось бы подчеркнуть, чторуководителю хореографического коллектива нужно воспринимать концертное выступление как существенное событие в своей творческой жизни и жизни его коллектива. Превращение концерта в оружие воспитания, придание ему педагогического смысла — главная задача руководителя. Концерт — это не только итоги деятельности и выявление достигнутого, но это ещё и долгожданная встреча со зрителями, от которой зависит настроение. Ведь свет рампы, аплодисменты и принятие зрителей — это то, ради чего коллектив и его исполнители выходят на сцену, ради чего проходят все изнуряющие и трудные репетиции. Успех коллектива — это в первую очередь заслуга его художественного руководителя, крепнет его репутация, а значит и репутация коллектива в целом.

Литература:

  1. Гомбрих Э. История искусства. — М.: Республика, 1998.
  2. Ивлева, Л. Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: учебное пособие/ Л. Д. Ивлева. — Челябинск: ЧГАКИ, 2004.
  3. Мурашко, В. Г. Критерии оценки любительского творчества как уникального социально-культурного явления / В. Г. Мурашко //Педагогические науки.Социальная педагогика, БГУК. — № 6.
  4. Никифорова, А. В. Особенности управления коллективом/А. В. Никифорова. — С.-П, 2005.
  5. Николаева Е. В. «Формирование социальной активности участников детских танцевальных студий. Ресурсы управления социально-культурными процессами: научная монография»

Основные термины (генерируются автоматически): концертное выступление, участник коллектива, коллектив, руководитель, время выступления, исполнитель, участник, хореографический коллектив, художественный руководитель, воспитательная работа.

Источник: moluch.ru

Световое оформление концерта: как визуализировать музыку

О работе со сценографией и световом оформлении в условиях ограниченного бюджета рассказывает Сергей Макушкин, художник по свету, светорежиссер и сценограф, преподаватель на программе Stage Lighting Design в Moscow Music School.

Сергей занимался разработкой светового дизайна туровых концертов для «Therr Maitz», в качестве художника по свету работал с Еленой Темниковой, Скриптонитом, Мусей Тотибадзе, NILETTO, Feduk, Nina Kraviz и другими артистами.

С какими запросами обращаются артисты

По моему опыту работы с музыкантами, их можно разделить на две группы. Одни понимают, что они хотят в сценографии и просто ищут художников, которые могли бы визуализировать их задумку. Другие не представляют, что хотят видеть на сцене, и им нужна помощь в разработке и воплощении идеи.

Например, мы делали шоу Сергею Лазареву. Он прошел театральную школу, понимает режиссуру и сценографию и знает, какие механизмы на сцене ему нужны, какое видео должно быть. На репетициях мы вместе с ним обсуждали его пожелания, например, какие цвета выбрать для конкретных песен.

Читайте также:
Требовалось написать программу которая выводит с клавиатуры координаты

Другой пример — творческая группа Арт Нави. Вместе с моим учеником Степой Новиковым мы работали над световым оформлением их шоу и использовали генеративный свет. Его принцип работы примерно такой: когда звуковые волны переходят на пульт, включаются определенные цвета. Руководитель коллектива Мария сама писала музыку для их симфонического оркестра и предлагала идеи по оформлению. Мы подсказали, как сделать лучше, расставили свет и проекторы, записали программу, в которой яркость и цветность на сцене менялась в зависимости от играющей музыки.

Для этого мы использовали спектроанализатор. С ним можно задать смену освещения под конкретный бит, частоты, громкость, движение артиста, инструмент. Например, в оркестре солировала скрипка, и в это время в зависимости от частот менялась программа освещения дополнительно. Специально под это шоу мы разработали свой софт и настраивали его конкретно под заказчика.

В это же время есть артисты, которые просят создать шоу для них с нуля. Тогда нам в команду помимо звукооператоров и сценографов нужны еще и режиссеры. Так было с концертами Димы Билана и Елены Темниковой.

Базовые советы по освещению

  • Освещать артиста так, чтобы было видно его лицо. Для этого нужен такой же подход, как в фотографии: контровой свет даст человеку объема, а боковой или рисующий свет придаст поможет создать светотеневой рисунок, очертания и объем лица.
  • Если два человека стоят рядом на сцене, необязательно брать четыре прибора. Можно поставить один лучевой прибор, который может освещать с двух сторон.
  • Самый недорогой вариант — диодные светильники. На них можно выставлять яркость и направлять их локально. Их можно найти в обычных магазинах, где продают лампы. Некоторые диодные контроллеры управляются через блютуз.

Можно ли сделать бюджетное шоу

Для меня нет пределов по свету, инсталляциям и сценографии. Если у заказчика небольшой бюджет, а проект мне интересен, я готов помочь. Мне помогают мои ученики и студия С Е Т А П.

Однажды мы организовывали концерт для группы Танцуй в Gazgolder. Мы впечатлились их проектом. Подружились с ними и сделали для них очень недорогое шоу. Клуб разместил их у себя почти бесплатно. Аренда приборов (спотовых светильников, матриц, санстрипов, стробоскопов) обошлась нам в 100 000 рублей на один день.

Плюс в качестве декораций мы использовали строительные леса и подвешивали на них свет — это тоже стоило копейки. С помощью нескольких правильно включенных приборов мы сделали мощный концерт.

Иногда музыканты работают в продакшене и выступают в их клубах. В таком случае у артистов в распоряжении есть только клубное оборудование. Если хочется попробовать что-то новое, берите дополнительные приборы. С группой Нервы мы работали в клубе Adrenalin Stadium. Оборудования было немного, и мы дополнительно собирали световые приборы, стробоскопы, дополнительный свет — общим бюджетом до 100 000 рублей.

Небольшой бюджет не проблема — главное, найти специалистов, которые готовы помочь подобрать свет, эффекты, песни. Я с удовольствием работал с Нервами, ничего не получил за это, но мне был интересен сам проект.

«НЕБОЛЬШОЙ БЮДЖЕТ НЕ ПРОБЛЕМА, ГЛАВНОЕ, НАЙТИ СПЕЦИАЛИСТОВ, КОТОРЫЕ ГОТОВЫ ПОМОЧЬ. Я С УДОВОЛЬСТВИЕМ РАБОТАЛ С НЕРВАМИ, НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИЛ ЗА ЭТО, НО МНЕ БЫЛ ИНТЕРЕСЕН САМ ПРОЕКТ».

Сколько готовится шоу

В среднем подготовка занимает несколько месяцев. Мы заранее обсуждаем тайм-коды, декорации, свет, затем визуализируем и показываем артисту, чтобы внести его пожелания.

Бывает, что у нас есть пара недель или пара дней до шоу. Конечно, в этом случае результат будет другим. Если времени мало, важно провести подготовку дома, посмотреть все на визуализаторе, чтобы представлять, как это примерно будет выглядеть на шоу.

Какое оборудование использовать

В основном для связи между контроллерами и световыми приборами используется цифровой протокол DMX-512, который включает 512 юниверсов по 512 каналов. Это провод, в котором настроены 512 команд. На пульте вы можете программировать, что делает каждый из приборов и его мощность.

Из недорогого оборудования можно взять китайские контроллеры, они стоят меньше 100 долларов и могут управлять одним или двумя 512-канальными разъемами.

Можно установить программы на ноутбук. Есть английская фирма, которая производит софт MagicQ. У них есть пульт, который выдает 64 юниверса по 512 каналов в каждом.

Зачем нужны визуализаторы

Весь свет можно подготовить заранее дома на визуализаторе. Это программа, которая показывает, как будут светить приборы, как они будут перемещаться, какие будут эффекты. Можно прописать конкретные эффекты по тайм-кодам, и когда дадут фонограмму с ними на концерте, свет будет вовремя включаться. С ним удобно показывать артисту схему по свету.

Конечно, это очень примерная картина, которая будет дополняться. Но это удобно, если нужно проработать конкретный трек, настроить под него свет и быстро показать, как это примерно будет выглядеть на шоу.

Можно использовать визуализатор Capture или L8. Лицензия у визуализаторов стоит примерно от 2000 до 4000 евро. Я пользуюсь Capture. Кто-то пишет свои программы. Еще есть визуализатор Depence: с ним можно придумать и визуализировать любую задумку от простых концертов до рейвов.

Управлять световыми решениями можно через программу TouchDesigner. Можно настроить автоматическое включение эффектов, а можно включать все вручную. Некоторые артисты это ценят и просят вместо прописанных тайм-кодов включать эффекты в шоу вручную.

Что почитать

Если вы только начинаете изучать сценографию и работу со светом, лучше всего начать с базовых книг по фотографии. Так вы поймете, как работает свет. Для более подробного изучения можно взять книгу любого кино- или телеоператора. Там уже будет более детальная информация: как пользоваться трансфокатором, какие нужны приборы, что такое цветовая температура.

Читайте также:
Прекращена работа программы вайбер что делать

Советую книги по световому шоу, но часто они не переведены на русский. Или книги по театральному освещению, например, от мастеров Мариинки.

Что посмотреть

Лучший способ научиться — смотреть записи старых шоу. Мне нравятся Rammstein и Pink Floyd. Там сделано все максимально просто, по канонам освещения, но очень профессионально. Возьмите шоу Pulse от Pink Floyd: там видно, как работает освещение, можно учиться как по книге.

С книгой можно научиться теории, но чтобы понять, как освещение работает на самом деле, нужно смотреть концерты. На хороших видео сразу понятно, где и как работает свет. Если вы уже знаете основы фотографии, вам будет проще углубиться в сценографию и работу со светом.

А если вы хотите сами снимать шоу на видео, нужно очень тщательно выбирать команду. Лучше выбирать не телевизионных операторов, а киношных, чтобы правильно передать все эффекты.

Источник: moscowmusicschool.ru

Проведение концертов: техническая сторона вопроса

Организация концертов представляет собой сложный комплексный технический процесс, поскольку для качественного выступления необходимо обеспечить:

  • постановку сцены и всех необходимых декораций;
  • грамотно настроенное звучание всей аппаратуры: от музыкальных инструментов до микрофона солиста;
  • качественное световое шоу, способное слаженно срабатывать с играющими композициями;
  • достойный уровень акустики;
  • дополнительные элементы оформления.

Звуковое оформление концерта

Живые выступления — наиболее сложный формат концертного мероприятия. Без профессионально поставленного звука и высококлассной работы звукорежиссера не может обойтись ни один концерт. Именно звукорежиссер должен постоянно находиться за микшерным пультом и осуществлять контроль за работой всего установленного на сцене звукового оборудования. За одно двухчасовое мероприятие специалисту нередко приходится обрабатывать несколько десятков дорожек одновременно, учитывая, в каком конкретно помещении или на какой открытой площадке проводится концерт.

В качестве звукового оборудования во время организации мероприятий разного рода используется огромное количество мониторов, колонок, микрофонов, наушников. Это позволяет в течение одного концерта разрабатывать одновременно несколько миксов под каждого выступающего на сцене музыканта.

Видеосопровождение

Практически во время любого современного концертного шоу в обязательном порядке используются и услуги видеосопровождения. Речь идет не только о трансляции происходящего на мероприятии на большие экраны, но и создание фонового видеооформления под выступления музыкантов, танцевальных коллективов, артистов. Фоновый видеоряд позволяет в сочетании с звуковыми и световыми эффектами создать особый дизайн для каждой творческой композиции. MIDI или SMPTE позволяют синхронизировать видеоряд со звучащими музыкальными композициями.

Световое оформление

Не менее сложно представить себе концерт сегодня без уникального светового шоу. Сценическое световое оборудование, как правило, размещается в разных точках места проведения концерта. Ответственность за его работу во время мероприятия несет светотехник. Именно он следит за:

  • движением и цветом световых прожекторов;
  • уровенем работы световых приборов;
  • работой пиротехнических приборов и не только.

Управление осуществляется при помощи фейдеров в интерактивном режиме. Светотехник следит за тем, чтобы работа света была максимально синхронизирована с музыкальными композициями, звучащими со сцены. Использование современной аппаратуры позволяет автоматизировать р

аботу части светового оборудования, запрограммировать ее в соответствии с временной шкалой и графиком конкретного мероприятия.

Концертное оборудование

Организация мероприятий как крупного, так и небольшого масштаба предполагает использование большого количества оборудования. Для того, чтобы обеспечить качество работы всех систем, участвующих в концертном мероприятии, необходимо:

  1. Для света: консоли управления освещением, светодиодные стенки и сервер для обеспечения их слаженной работы, прожектора разной степени мощности, пиротехническое оборудование, ламповые установки.
  2. Для звука: установка для управления звуком для звукорежиссера, проводные и беспроводные мониторы, соответствующие разным типам инструментов, радиомикрофоны с предусилителями, колонки и многое другое.
  3. Декорации для сцены, включая, огромные видеомониторы и экраны для фонового оформления.

Планирование концертных мероприятий

Людям, которые заказывают услуги аренды декораций, звукового и светового оформления, необходимо учитывать, что проведение концертов и праздничных мероприятий начинает планироваться задолго до предполагаемой даты его проведения. В среднем этот промежуток времени составляет месяц. Особенно, когда речь идет о концерте с несколькими приглашенными исполнителями и коллективами, поскольку необходимо не только договориться о выступлениях с менеджерами каждой группы, но и получить от представителей музыкантов соответствующие райдеры, а также успеть их согласовать.

После этого инженер сцены сможет утвердить график концерта, согласовать нюансы его проведения и дать конкретные задачи декораторам, звукорежиссерам, техникам по свету, видеорежиссерам и другим специалистам.

В день проведения концерта

Сцены, как правило, монтируются либо ранним утром, либо, если есть такая возможность, за 1-2 дня до проведения мероприятия. Во время монтажа осуществляется инсталляция всего светового и видеооборудования, а также готовится звуковое оформление сцены.

По завершению монтажа приехавшие на выступление артисты будут иметь возможность проверить свет и звучание, если на это есть свободное время. После открытия касс и запуска первых зрителей на мероприятие все монтажные работы сворачиваются. Ведь во время концерта необходимо позаботиться и о безопасности зрителей, и о безопасности дорогостоящего оборудования.

После мероприятия осуществляются демонтажные работы. Сложность подготовки к проведению концерта, шоу или праздничного мероприятия во многом зависит от того, каких масштабов концерт организовывается. Несмотря на то, что крупные артисты во время именных концертов пользуются своим оборудованием, всегда необходимо позаботиться о синхронизации всех систем с техникой, которая имеется в конкретном концертном зале или на конкретной сцене.

07 июля 2017

Поделиться с друзьями:

Источник: www.svet-teatr.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru