Мишечкина, Н. А. Программа коррекционно-развивающей работы по проблемам развития познавательной сферы младших школьников / Н. А. Мишечкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55907/ (дата обращения: 01.07.2023).
В данной статье представлена программа коррекционно-развивающей работы по проблемам развития познавательных процессов, таких как, память, воображение, мышление, речь, внимание, у младших школьников.
Ключевые слова: познавательная сфера, познавательные процессы, память, внимание, мышление, речь, воображение.
Когда ребенок поступает в школу, его жизнь претерпевает существенные перемены: главным образом меняется его социальная ситуация развития; формируется новая ведущая деятельность — учебная.
Стоит отметить, что центральные психологические новообразования младшего школьного возраста развиваются на основе учебной деятельности. Одним из основных направлений психологической работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы.
Коррекционно-развивающая работа в детском саду и в школе. Будни психолога.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что без развитой познавательной сферы невозможна успешная учебная деятельность.
Название разработанной программы звучит следующим образом, коррекционно-развивающая работа по проблемам развития познавательной сферы младших школьников.
Цель данной программы: развитие познавательных процессов, таких как память, внимание, мышление, речь и воображение у младших школьников с целью повышения продуктивности учебной деятельности.
Основная концепция программы:
Главная задача программы — выявление и коррекция проблем в развитии познавательной сферы младших школьников.
Программа включает упражнения на: развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, речь); умение подчиняться словесным указаниям взрослого (педагога); развитие тонкой моторики; улучшение межличностного общения в группе. При помощи упражнений закрепляются и уточняются знания детей, формируются навыки групповой работы.
Перечислим принципы психологической коррекции, соответствующие программе:
– Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей учащегося.
– Принцип комплексности методов психологического воздействия.
– Принцип возрастания сложности.
– Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
– Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
– Принцип привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе [2, с. 22].
Перечислим задачи программы:
– проведение различных методик, направленных на выявление проблем в развитии познавательных процессов (память, внимание, мышление, речь, воображение);
– создание безопасных психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное развитие познавательной сферы младших школьников;
– улучшение межличностного общения в группе (за счет понимания и принятия точки зрения другого; аргументированного высказывания своей точки зрения; сотрудничества друг с другом)
Организация корреционно- развивающей работы. Будни школьного психолога.
Организация занятий:
– форма работы: групповая
– количество участников: группа учащихся 7–10 человек. Дополнительные участники: родители и учитель (классный руководитель)
– возраст участников: 7–8 лет
– примерное количество занятий: 11 встреч; 6 недель
– регулярность занятий: 2 раза в неделю
– продолжительность занятий: 40 минут
– требования к помещению и оборудованию: помещение, соответствующее нормам СанПиНа; помещение должно гарантировать защиту от посторонних глаз; в помещении должны присутствовать светлые тона. Предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
В коррекционно-развивающей работе имеют место быть направления (блоки) коррекционного воздействия:
– блок установления продуктивного контакта с учащимися;
– коррекционный блок;
– блок оценки эффективности коррекционных воздействий [1, с. 20].
Разберем подробнее блоки коррекционного воздействия данной программы:
- Установление продуктивного контакта с учащимися. Задачи блока: побуждение детей к взаимодействию; снятие тревожности; повышение уверенности учащихся в себе; формирование желания сотрудничать с психологом.
- Диагностический блок. Задачи блока: проведение методик на определение уровня развития познавательных процессов; выявление проблем в развитии познавательных процессов; формирование плана психологической коррекции, обнаруженных проблем в развитии познавательных процессов.
- Коррекционный. Задачи блока: проведение различных методик и упражнений, направленных на решение проблем в развитии познавательной сферы (выявленных в диагностическом этапе); проведение игр и упражнений, направленных на улучшение межличностного общения в группе.
- Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Задачи блока: повторное проведение методик с целью выявления эффективности проведенных коррекционных мероприятий; проведение анализа изменений в развитии познавательной сферы учащихся после проведения коррекционных мероприятий (на основе проведенных методик); оценка эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы.
Перейдем к понятию методы коррекции, «методы коррекции — способы воздействия, которые предполагается использовать при коррекции, развитии или формировании того или иного процесса, состояния и др». [1, с. 22]. в данной программе были задействованы следующие методы коррекции, как: игротерапия (ролевая игра), арттерапия, психогимнастика, психодрама, игры и психотехнические упражнения, психотехники, метод беседы, групповая дискуссия, анкетирование для родителей/педагогов.
Далее рассмотрим каждый этап коррекционно-развивающей работы, приведем примеры занятий и упражнений, которые можно использовать при проведении данного мероприятия.
Организационный этап, представленной программы, включает в себя одно занятие. Цель и задачи занятия: создание общей положительной атмосферы; знакомство учащихся с психологом. Приведем примеры упражнений или игр, которые можно провести на данном этапе: упражнение «Здравствуй!»; «неожиданные картинки»; «небоскреб»; упражнение «Спасибо за прекрасный день» и т. д. [4].
Диагностический этап, представленной программы, включает в себя два занятия. Цель и задачи занятий: исследование и оценка развития познавательной сферы. Приведем примеры упражнений или игр, которые можно провести на данном этапе: методика Пьерона-Рузера; исследование опосредованного запоминания (пиктограмма); методика «Исследование объема внимания»; методика «Скульптура»; методика «Исследование способностей к целостному восприятию формы предметов» (Методика Головиной) и т. д. [3].
Коррекционно-развивающий этап, представленной программы, включает в себя пять занятий. Цель и задачи: развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление, речь, воображение). Приведем примеры упражнений или игр, которые можно провести на данном этапе: «повтори за мной»; «слушай и исполняй!»; упражнение «Графическая сказка»; «исключение лишнего»; упражнение «придумай историю по картинке» и т. д. [4].
Рефлексивно-оценочный этап, представленной программы, включает в себя три занятия. Цель и задачи: выявление изменений развития познавательных процессов (память, внимание, мышление, речь, воображение). На данном этапе целесообразно использовать те методики, которые были проведены на диагностическом этапе.
Следует отметить, что оценкой эффективности данной коррекционно-развивающей работы будет являться повторное проведение психодиагностических методик.
Литература:
- Булатова О. В. Требования к составлению психокоррекционных программ // Вестник Югорского государственного университета. 2014. № 1(32) С. 18–23.
- Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002 г. 510 с.
- Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005. — 384 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения — Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2 — М: Генезис 1998–160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная сфера, коррекционно-развивающая работа, задача блока, представленная программа, процесс, развитие, упражнение, диагностический этап, межличностное общение, метод коррекции.
Источник: moluch.ru
ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О В
Структура рабочей программы учителя-логопеда ДОУ В настоящее время учитель-логопед образовательной организации осуществляет свою деятельность на основе рабочей программы. Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Нормативной основой рабочей программы учителялогопеда, как и любого другого педагога образовательной организации, является ФГОС. В рабочей программе учителя-логопеда в обязательном порядке учитываются требования к структуре и содержанию, изложенные во ФГОС, однако рабочая программа учителя-логопеда не является копией АОП (АООП), а заполняет один из ее разделов – раздел «Коррекционная работа» . Иными словами это – коррекционная часть ООП.
• В связи с тем, что законом «Об образовании в Российской Федерации» не определены требования к рабочей программе, учитель-логопед имеет право самостоятельного выбора формы записей, текстового варианта рабочей программы. Но во избежание наличия разных вариантов рабочей программы в одной организации необходимо разработать единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ педагогов, в том числе, учителей-логопедов, закрепив данные требования локальным актом – Положением о рабочей программе педагога дошкольной образовательной организации
коррекционно-развивающий
коррекционно Ударение падает на 4-й слог с буквой о.
Всего в слове 12 букв, 5 гласных, 7 согласных, 5 слогов.
Гласные: о, е, и, о, о;
Согласные: к, р, р, к, ц, н, н. развивающий Ударение падает на 3-й слог с буквой а.
Всего в слове 11 букв, 5 гласных, 6 согласных, 5 слогов.
Гласные: а, и, а, ю, и;
Согласные: р, з, в, в, щ, й.
Номера букв в слове
Номера букв в слове «коррекционно-развивающий» в прямом и обратном порядке:
Слово «коррекционно-развивающий» состоит из 23-х букв и 1-го дефиса.
- Слова русского языка
- Русский язык
- Подборки слов
- Поиск слов по маске
- Составление словосочетаний
- Словосочетания из предложений
- Деление слов на слоги
- Словари
- Орфографический словарь
- Словарь устаревших слов
- Словарь новых слов
- Орфография
- Орфограммы
- Проверка ошибок в словах
- Исправление ошибок
- Лексика
- Омонимы
- – Омографы
- – Омоформы
- – Омофоны
- Устаревшие слова
- Заимствованные слова
- Новые слова
- Диалекты
- – Диалектизмы
- Слова-паразиты
- Сленговые слова
- – Молодежный сленг
- Профессиональные слова
- Интересные слова
- О сайте
wordsonline.ru — слова русского языка, поиск по словарям, разбор слов онлайн.
Просто нет слов, какая большая база слов с 2014 по 2023 год 🙂
Источник: wordsonline.ru