Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений
Целью осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- улучшение жилищных условий сельского населения;
- повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений;
- развитие социальной инфраструктуры села.
Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858, учитывая предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно.
Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Почти 100 объектов в крае благоустроят по программе «Комплексное развитие сельских территорий»
Средства федерального бюджета на финансирование мероприятий предполагается дифференцировать по группам субъектов Российской Федерации в зависимости от уровня дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации и других критериев начиная с 2009 года.
Средства государственной поддержки за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации предоставляются гражданам, проживающим в сельской местности, молодым семьям и молодым специалистам на условиях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 г. № 250.
Мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов предполагается осуществлять также с использованием механизма ипотечного кредитования.
Ипотечный кредит предполагается предоставлять на следующие цели:
- приобретение готового жилого помещения в сельской местности;
- создание объекта индивидуального жилищного строительства в сельской местности, в том числе завершение ранее начатого;
- приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности.
Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов
Целями осуществления мероприятий поддержки комплексной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов являются повышение уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, а также рост инвестиционной активности в социально-экономическом развитии сельских территорий.
Ответы на вопросы зрителей: комплексное развитие сельских территорий // Василий Мельниченко
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- обеспечение благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;
- повышение уровня архитектурно-планировочных решений массовой жилищной застройки и объектов социальной инфраструктуры;
- распространение передового опыта комплексной компактной застройки сельских поселений среди субъектов Российской Федерации.
Предполагается реализовать проекты комплексной компактной застройки сельских поселений за 2008 — 2012 годы в 220 сельских населенных пунктах.
Реализацию проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках мероприятий Программы предполагается осуществлять на основе конкурсного отбора.
В состав проекта комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений предполагается включать объекты:
- инженерной подготовки строительной площадки массовой жилищной застройки, озеленения, уличных дорог и тротуаров;
- социальной и культурно-бытовой сферы, необходимые для обслуживания населения, проживающего на территории компактной застройки.
Источник: www.rshb.ru
На что нацелена «Комплексная программа развития сельских территорий»
Депутат Госдумы от Воронежской области Андрей Марков — о том, чем конкретно поможет жителям сельской местности нова государственная программа комплексного развития сельских территорий.
Постановлением Правительства РФ утверждена государственная программа комплексного развития сельских территорий. Подробно о ней говорилось на состоявшемся в Воронеже заседании правительственной комиссии под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева (См. «ВК» 322 от 28 мая). В чем кардинальное отличие этой программы от существовавших ранее?
Как она будет увязана с существующими нацпроектами? Чем конкретно поможет жителям сельской местности? Об этом в интервью корреспонденту «ВК» рассказывает депутат Госдумы от Воронежской области (Павловский одномандатный округ), член Комитета ГД РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Андрей Марков.
Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» утверждена постановлением правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696. Срок реализации госпрограммы – 2020–2025 годы. Общий объём финансирования – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн рублей.
— Андрей Павлович, законодательное обеспечение этой программы разрабатывает созданная в Госдуме РФ рабочая группа. Это вопросы субсидий, налогов, дорожного и жилищного строительства и так далее. Почему сейчас необходима именно такая программа, в чем ее коренное отличие от тех, которые были раньше?
— В возможностях и направлениях реализации. Ранее частью госпрограммы развития АПК была подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий». Основные направления развития села она также отражала, но было понятно, что к ней относились как к «бедному родственнику».
Понятно, что профильное министерство – Минсельхоз — всегда пыталось большую часть внимания уделить на развитие производства, поддержку производителя. Это объективный процесс. Но сейчас ситуация кардинально меняется, потому что новая программа будет самостоятельной, и она нацелена именно на развитее сельской территории, на развитие там гражданской жизни. Все основные мероприятия, которые шли на поддержку производителей, останутся в программе развития АПК. А эта программа будет касаться именно жизни, быта, социальной сферы, местных инициатив, жилья, всего, что касается человека.
Второе кардинальное отличие – это суммы. За 15 лет на действовавшие ранее программы развития села было потрачено около 600 млдр рублей. Сейчас средств — и не на 15, а на пять лет – выделяется в разы больше.
— Дмитрий Медведев дал поручение «увязать госпрограмму с национальными проектами». А есть ли шанс, что она станет еще одним полноценным нацпроектом?
— Будет ли она нацпроектом официально, не так важно. По сути, это нацпроект. Главное, не как назвать, а как реализовать.
Мост через болото
— В программу заложен проектный подход, то есть будут учитывать потребности каждого конкретного населённого пункта. Но по силам ли главе сельского поселения разработать такой комплексный проект самостоятельно?
— На уровне села специалистов, может быть, и трудно найти. Но составить проекты вполне возможно, основной единицей в их подготовке будет районная администрация. А чтобы собрать проекты с мест, нужны централизованные усилия региона. Но основной принцип программы – это именно инициатива с мест. Насколько этот принцип сработает, судить пока сложно.
С местными инициативами мы давно работаем – в виде ТОСов, инициативного бюджетирования и так далее. И люди уже поняли, что инициатива играет роль. В программу смысл закладывается еще и такой: если есть инициатива с мест, то есть и надежда, что деньги впустую не будут потрачены. Значит, люди сами решат, что действительно нужно.
Мы ведь понимаем, что «освоить деньги» и «распорядиться ими» — это не одно и то же. Можно «освоить», построив хрустальный мост через болото Гадюкино, который никому не нужен.
— Кто же будет оценивать жизнеспособность этих проектов?
— Конкретно о форме и содержании оценки пока не могу сказать, но точно, что отбор проектов и объектов будет содержать конкурсную основу. Сейчас программа выглядит великолепно. Хотя, понятно, что ее красота и стройность будут корректироваться жизнью. Например, есть населенный пункт, где уже многое сделано. Но, тем не менее, необходим водопровод или дорога.
Есть населенные пункты, где комплексность уже не будет играть роль, а где нужен конкретно точечный объект. Причем во многих случаях люди сбрасывались всем селом на проектирование. Пока у меня возникают вопросы, не будут ли такие объекты на второй план отодвигаться в силу «некомплексности». Как правило, это вода, и об этой проблеме я министерству сказал.
Хотя по воде у нас еще одна программа пойдет в рамках нацпроекта «Экология», там уже не Минсельхоз, а Минприроды ответственным назначено. И тут как раз хорошо бы, чтобы такие вопросы решались в увязке с нацпроектами, чтобы не получилось у семи нянек дите без присмотра. Цель-то очень благородная – сохранить долю населения, проживающего в сельской местности, в демографическом составе страны.
Чтобы был эффект
— Есть пока небольшие, но и обратные процессы. Если село с хорошо развитой инфраструктурой, там можно жить человеку, работающему, скажем, в соседнем городе.
— Правильно, программа нацелена на создание условий для жизни. Жить в сельской местности — не значит работать именно на сельских производствах. Но в таком селе нужно развивать малое предпринимательство, сферу услуг, обеспечить село интернетом и всем прочим. Все это есть в программе, то есть, она направлена на то, чтобы стимулировать людей жить в сельской местности. А работать можно удаленно, в городе.
— Одно из привлекательных мест программы – ипотека под 3 % годовых для строительства или покупки дома в селе.
— Возможно и меньше. Региональная власть может снизить ставку до 1%, а остальную часть гасить за счет бюджета.
— Это распространяется на всех или только на жителей села?
— Думаю, по-хорошему не должно быть привязки к месту работы. Это же не крепостное право. В программе еще есть строительство муниципального жилья для учителей, врачей. Но многое зависит от количества финансов, которое будет на эти цели направлено. А еще мы же понимаем, что очень многие захотят жить, например, в Новой Усмани или в Бабяково и в других сельских пригородах Воронежа.
Тоже хорошая вещь, но там и так развиваются строительство и инфраструктура. Цель-то основная – равномерное развитие территории региона. Очень хотелось бы, чтобы был такой эффект.
— А кто будет контролировать наличие этого эффекта?
— Лучший вариант – не забирать все наверх, в Москву, а потом распределять, а забирать нужную для распределения часть, а остальное оставлять на местах. Иначе погрязнем в системах контроля, одни контролеры вокруг будут.
— Но вы, как депутат, будете контролировать ход выполнения нацпроектов и то, как они увязаны с комплексной программой развития села?
— Нацпроекты только начинаются, и мы их еще не контролировали. Но я вижу свою задачу в том, чтобы мы могли рационально подходить к реализации того или иного нацпроекта. Ну, например, построили мы 10 ФАПов. Это хорошо. Но ФАП построили, а фельдшера нет. Главная проблема – не здание и не оборудование, а кому лечить.
Сам по себе ФАП не лечит. А если вовремя оказать человеку помощь, то он и здоровье сохранит, и это выйдет дешевле, чем его потом отправлять на лечение в областную больницу. Но это эффект накопительный. Насчет нацпроектов — понятно, мы сейчас создадим инфраструктуру. Это очень важно. Но наполнить ее людьми не менее важно.
Школы, больницы требуют учителей, врачей. Да, ипотека под 3% — очень хорошо. Но не едут ведь и под программы «Земский доктор» и «Земский учитель». Под миллион рублей не едут. Важно выявлять такие проблемы, чем просто подтвердить, что мы что-то реализовали.
— А будут ли у представителей местного самоуправления (МСУ) возможности для реализации?
— МСУ испытывает многие проблемы. Надо, на мой взгляд, переписывать закон о МСУ. Хотя он один из самых работающих, прежде всего потому, что большая часть населения живет в рамках этого закона.
— О каких проблемах конкретно вы говорите?
— Прежде всего, о финансовой. Не решены проблемы налоговые, проблема ответственности власти. Точнее, ответственности — море, а отвечать нечем. У нас все сваливается на главу поселения либо района, он за все должен ответить с точки зрения развития села или района.
Кому-то повезло исторически, территориально, есть успешные предприятия еще с советских времен, но у 80% муниципалитетов — извечные беды, за которые выйти нельзя. Инициативы мало внизу, потому что она наказуема.
Устойчивое развитие сельских территорий – «все для людей»
Здравствуйте, дорогие друзья. Предлагаю отвлечься от статей на профессиональную тематику и поговорить на тему развития села. Относительно недавно нашим государством была принята программа, которая называется «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года». Данной программой государство пытается увеличить численность проживающих на селе, завлечь в глубинку специалистов. «Мы готовы пойти Вам на встречу, только перебирайтесь из города в деревню!», словно говорит нам руководство страны. В данной программе есть несколько ответвлений, к примеру, если вы молодой специалист, работающий в АПК комплексе, то вы можете участвовать в этой программе. Если у Вас молодая семья (до 35 лет оба супруга) – участие в программе для вас так же открыто. Я работаю в сельском хозяйстве уже более 5 лет, причем не имею на данной территории своего жилья. Получается, что я подхожу под категорию молодого специалиста. И это парадокс. Ведь в 23 года я уже был признан немолодым специалистам. Кто не знает о чем я, предлагаю почитать эту статью. Основные условия программы, под которую попал я:
- Возраст до 35 лет.
- Нужно работать в АПК.
- Необходимо проживать и иметь временную регистрацию на территории района, но не иметь в данном районе жилья в собственности.
При соблюдении вышеперечисленных условий мне предлагают построить дом из расчета 18м 2 на каждого члена семьи (у которых так же должна быть временная регистрация и не должно быть собственности в данном районе), при этом затратить собственных средств только 30% от сметы. Остальные 70% государство готово профинансировать.
Я решил участвовать в данной программе. С чем же мне пришлось столкнуться на первоначальных этапах:
Оформление участка (бюрократия местного значения)
- Есть местный закон, который дает право на безвозмездную аренду земельного участка сроком на 6 лет, при наличии постоянной прописки. Так как я не имею постоянной прописки, мне предложили ее сделать. НО! Специалист, курирующий программу, уверил меня, что если я сделаю прописку, то автоматически вылетаю с программы. Хотя, по моему мнению, так называемая прописка и собственность это разные понятия.
Порывшись в «Земельном кодексе РФ», господа чиновники нашли решение моей проблемы: есть статья, по которой, специалист, отработавший более 6 лет в АПК, имеет право на безвозмездную аренду земельного участка при условии целевого назначения (под строительство жилья).
- На участке земли, который нам приглянулся, стояло ветхое здание СПК. Здание снесли, но бюрократическая проволочка по передаче участка администрации длится до сих пор: в БТИ не хотят снимать с учета это сооружение.
Строительство (бюрократия федерального значения)
Пожалуй, самый коварный камень преткновения в строительстве жилья: изменения в программе- с 2016 года подтвердить освоение собственных средств (30%) необходимо через 25 дней после выхода постановления о субсидировании. А это середина марта. В наших широтах это не возможно.
конец февраля в Хвойнинском районе Новгородской области
Можно было бы конечно рискнуть, но в случае невыполнения сроков мы гарантировано вылетаем из программы навсегда! Поэтому хорошо все обдумав, нами было принято решение перенести строительство на 2017 год.
До этого изменения свои средства можно было подтверждать до конца июня, что вполне реально. Теперь же остается единственный вариант – строить заранее, в надежде, что в следующем году попадем под субсидирование.
Должен отметить, что данная программа в принципе действует, коллега по работе построила по этой программе дом. Вопрос, каких усилий и нервов ей это стоило….
Чем закончится наше строительство по программе «Устойчивое развитие сельских территорий», я пока не знаю, надеюсь, что новым, уютным домом. Обещаю держать вас в курсе, подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить.
В ноябре 2016 года вопрос по строительству жилья в Новгородской области стал не актуален, в связи с переездом в Ленинградскую область. Но, это не значит, что я отказался от строительства дома
Источник: milkfermer.ru