Как пользоваться обсидиан программа

This commit does not belong to any branch on this repository, and may belong to a fork outside of the repository.

Switch branches/tags
Branches Tags
Could not load branches
Nothing to show
Could not load tags

Nothing to show

Name already in use

A tag already exists with the provided branch name. Many Git commands accept both tag and branch names, so creating this branch may cause unexpected behavior. Are you sure you want to create this branch?

Cancel Create

  • Local
  • Codespaces

HTTPS GitHub CLI
Use Git or checkout with SVN using the web URL.
Work fast with our official CLI. Learn more about the CLI.

Sign In Required

Please sign in to use Codespaces.

Launching GitHub Desktop

If nothing happens, download GitHub Desktop and try again.

Launching GitHub Desktop

If nothing happens, download GitHub Desktop and try again.

Launching Xcode

If nothing happens, download Xcode and try again.

Productivity | Zettelkasten в Obsidian

Launching Visual Studio Code

Your codespace will open once ready.

There was a problem preparing your codespace, please try again.

Latest commit

266d956 Oct 29, 2022

Git stats

Files

Failed to load latest commit information.

Latest commit message
Commit time
May 3, 2022 20:02
June 2, 2021 22:45
May 26, 2021 15:49
October 29, 2022 14:36
May 3, 2022 20:05
May 25, 2021 22:05

May 26, 2021 15:49

README.md

Краткое руководство по Obsidian

Obsidian — это приложение для создания рефератов, конспектов, заметок, разного рода вики и ментальных карт. Заметки хранятся как файлы формата Markdown в локальной папке. Теги и перекрестные ссылки превращают эти файлы в базу знаний.

Скачайте дистрибутив программы с сайта https://obsidian.md/. После запуска программы выберите место где будут храниться заметки ( Create new vault ) или откройте папку с уже имеющейся базой данных ( Open folder as vault ).

  • установите Obsidian
  • скачайте это краткое руководство (Code ᐅ Download ZIP), распакуйте на диск
  • запустите Obsidian, откройте папку с кратким руководством ( Open folder as vault )
  • смотрите меню слева — HOWTO ᐅ [[Старт]]

This project is licensed under the MIT License — see the LICENSE file for details.

Источник: github.com

Zettelkasten и Obsidian — лучшие друзья вашей памяти и креативности

Как новичку начать вести заметки по методу «Цеттелькастен» в «Обсидиане» и какой в этом смысл.

Привет! Это Дмитрий, автор канала «Ноотропы и разгон мозга» и сегодня мы поговорим не про таблетки и травки, а про софт. Я расскажу вам о программе, которая может стать вашим вторым мозгом.

Начало этого разговора я положил в прошлогодней статье «Три методики для эффективного усвоения новой информации». Если не читали, то суть такая:

Obsidian: обзор программы для структурирования мыслей и заметок

Персональный внешний мозг. Современные технологии позволяют переносить очень много функций нашего мозга в ПК или смартфон и грех этим не пользоваться.

Цеттелькастен. Во второй половине прошлого века ученый Николас Луман реализовал «внешний мозг» при помощи папок и картонных карточек, которые связанны между собой в информационную паутину. Это принесло ему потрясающие результаты. В 21 веке оказалось, что данная методика отлично рифмуется с современными технологиями.

Obsidian — это как раз пример тех самых современных технологий. Данный софт идеально подходит для вышеперечисленного и имеющий оптимальное соотношение функцийцены. Конечно, есть альтернативы, но я остановился именно на нем.

Теперь давайте про то, как начать использовать это добро в реальной жизни.

Максимально простой способ начать использовать Obsidian и Zettellasten

Мой подход не претендует на истину, но я думаю, что он подойдет очень многим, особенно на старте, так как в его основе заложен один крайне важный момент — минимализм. Я вырезал и сократил всё, кроме самого важного — заметок и связей между ними.

Шаг 1 — Скачайте «Обс» и создайте своё первое «Хранилище»

Скачиваем с официального сайта. C установкой нет ничего сложного. В настройки лезть не рекомендую, там много штук, которые могут вас отвлечь.

Единственное, что могу очень осторожно посоветовать включить в настройках — это плагин Zettelkaten. Он позволит автоматизировать одну очень специфичную фишку — названия файлов по дате их создания. Если не знаете зачем это, то лучше не трогайте.

Если решитесь на этот шаг, то кнопка создания заметки у вас переедет на боковину. Я в примере ниже буду использовать стандартную.

Хранилище вам предложат создать сразу после установки, там тоже всё максимально банально.

Шаг 2 — Создайте свою первую заметку

Этот шаг не так прост, как может показаться. Многие на нем застревают, так как боятся неправильно начать или просто не знают о чем написать свою первую заметку. Тут у меня есть три совета:

  1. Не парьтесь о структуре и даже не думайте начинать всё с создания папок. Суть «Цеттеля» и «Обсидиана» такова, что отсутствие иерархии пойдет только на пользу.
  2. Чтобы дело пошло быстрее, для начала лучше ограничить сферутематику заметок. Не стоит пытаться запихнуть туда всю свою жизнь, начините с какой-то узкой темы. Изучаете прямо сейчас статью про нейросети? Начните с неё и только с неё
  3. Если прям ступор-ступор, то начните с копипаста. Скопируйте интересный кусок статьи или книги, а дальше начните переработку и упрощение. В идеале вам нужно ужать этот скопированный абзац до одного предложения. Давайте именно такой пример я и приведу.

Допустим, я изучаю те самые нейросети и моим пособием выступает эта прекрасная статья про машинлёрнинг с сайта Вастрика.

Читайте также:
В какой программе обрабатывать вокал

В начале статьи я не вижу ничего интересного, но вот уже к концу первой «главы» я вижу интересное утверждение:

Люди тупы и ленивы — надо заставить вкалывать роботов. Пусть машина посмотрит на наши данные, найдёт в них закономерности и научится предсказывать для нас ответ. Самое интересное, что в итоге она стала находить даже такие закономерности, о которых люди не догадывались.

Так родилось машинное обучение.

Чудесно. Беру этот текст и пытаюсь его ужать и превратить в ответ на вопрос «Что такое машинное обучение?». Получаю следующее:

Машинное обучение — это когда машина смотрит на наши данные, находит в них закономерности и учится предсказывать для нас ответ.

Уже почти хорошо, но можно сформулировать ещё проще, своими словами. В итоге получаю такой прекрасный тезис:

Машинное обучение — это создание программ для поиска закономерностей и выводов.

Именно его я и отправлю в Обсидиан. Так я условный новичок, то кроме самой мысли я добавлю изначальный контекст, который поможет мне, если вдруг окажется, что моя мысль изначально была сформулирована неправильно или настолько коротко, что я забыл что она значит.

Тут же ссылка на полную версию статьи, если вдруг даже кусочка не хватит.

Чтобы не отходить от кассы сразу скажу, что кроме копипаста исходного текста блок «Контекст» можно дополнять довольно большим объемом информации. Например, туда можно написать кто и при каких обстоятельствах посоветовал вам эту статью.

Шаг 3 — Создайте свою вторую заметку и свяжите ее с первой

Следующий и один из важнейших — это понимание принципа, по которым мы создаем последующие заметки и как вяжем их со следующими. Во многом именно на этом строится магия Цеттельскастена.

Но для начала нам нужно создать следующую заметку. Во второй «главе» статьи про машинное обучение идет речь про три составляющие (машинного) обучения. По идее, «сильным утверждением» это части является что-то «Чтобы научить программу искать закономерности нам нужны данные, признаки и алгоритм». Не совсем.

Сама по себе эта заметка несет довольно слабую смысловую нагрузку, так «данные», «признаки» и «алгоритм» — это какие-то абстракции. Я новичок и они для меня не значат ничего. Самое мясо в этих трех терминах.

Поэтому я делаю вывод о том, что нужно создать три заметки про них, а данное утверждение просто перенести в первую. Получаем следующую картину:

Как видите, я сразу же заключил наши потенциальные заметки в двойные квадратные скобки и этим обозначил, что это отдельные заметки. Кроме этого, в их названии я сразу сделал приписку ML (Machine learning), так как термин имеет много значений в айти-среде и с высокой вероятностью появятся дубли, которые не стоит смешивать.

На двойные [[квадратные скобочки]] хочу сделать чутка больше акцента. Они будут вашим главным инструментом. Они пригодятся как для пометки слов, по которым еще предстоит создать заметку, так и для быстрого создания ссылки на существующие. Пользуйтесь ими как можно чаще.

Сама заметка про данные выстроена по такому же принципу как и предыдущая: утверждение и контекст в виде скопипащенного текста.

Обратите внимание на два момента:

Во-первых, я сразу же сделал обратную ссылку назад на страничку «машинное обучение». К поиску и созданию таких ссылок сразу стоит привыкнуть, так как в будущем это позволит иметь правильно выстроенную «сеть».

Во-вторых, я сразу же сделал задел еще на одну заметку внутри «Контекста» — выделив слово ReCaptcha. Я сделал это из расчёта, что это важный кейс для этой темы и стоит разобрать отдельно, даже если его не будет в рамках этой статьи.

Второе уточнение особенно важно, так как должно показать вам пути расширения.

Шаг 4 — больше заметок, богу заметок!

Собственно, это всё что нужно для старта. Никаких дополнительных наворотов не потребуется. Я считаю, что теги, папки, плагины — это то, что на старте тратит ваше бесценное внимание и не дает ничего взамен. Ссылки — это единственное, что вам нужно.

Не бойтесь, что в какой-то момент вы запутаетесь в этой каше из заметок, так как все проблемы решает прекрасный внутренний поиск, который максимально гибкий и удобный. С его помощью вы будете находить необходимую информацию за 2-3 клика вместо 5-10, если использовать папки как элемент навигации.

Но об этом уже в следующем материале, где я расскажу о продвинутых сценариях.

P.S. Вопрос, который у вас наверняка возник: обязательно ли делать так, чтобы у каждой заметки была хотя бы одна связь? Конечно.

Заметки без связей можно создавать, если вы торопитесь, но потом лучше проходиться по таким «одиноким сердцам» и находить им друзей. Заметок со связями это тоже касается. Лишняя обратная ссылка, если она уместна никогда не помешает.

Ещё четыре важных совета

  1. Всегда записывайте то, что приходит в голову. В любом виде: в виде заметки айфона, «голосовухи» в телеграме самому себе или кому-то с это можно потом обсудить или даже в формате видео, если важен визуальный контекст.
  2. Заведите один день в неделемесяце, чтобы разгребать эти «сырые» заметки и перебрасывайте в «Обс». Без обработки и переноса в «Цеттль» в этом нет смысла, но делать это чаще раза в неделю нет смысла.
  3. При переносе в Obsidian обязательно формулируйте идею своими словами и как можно короче. Простое копирование не запускает мышление, переработка и «компрессия» же заставляет мозг работать крайне интенсивно. Про обратные ссылки тоже не забывайте.
  4. Главный принцип Цеттелькастена — атомарность. Одна мысль — одна заметка. Чем короче, тем лучше.

Спасибо за внимание! Надеюсь, что с помощью Obsidian вы поднимете качество работы с информацией на новый уровень.

Больше интересного и полезного про биохимию мозга, обучение и то, как настраивать себя на продуктивные будни можно найти на моём телеграм-канале, там выходят посты более короткого формата. Подписывайтесь, буду рад увидеть вас среди своих читателей.

  • Учебный процесс в IT
  • Софт

Источник: habr.com

Obsidian для писателей (альтернатива Scrivener)

Scrivener versus Obsidian

Во время работы над крупным литературным произведением, будь то художественный или научный текст, постоянно сталкиваешься с трудностями, связанными с управлением большим объемом информации. Сложности возникают как на этапе планирования произведения, так и во время его написания. Если не пользоваться офлайн системой планирования, например, карточками, то сформировать сложное произведение только при помощи текстового процессора (Word или Лексикон) чрезвычайно трудно. Работая над произведением месяцы, а иногда и годы, начинаешь забывать детали, путать временные периоды, пропускать важные части.

Читайте также:
Как создать программу на телефоне Айфон

Для грамотной реализации первоначальной идеи к ней стоит относиться как к проекту и реализовывать как проект. Нужна декомпозиция всей работы на кусочки различной величины, соединенные общим планом. Писатели всего мира давно поняли, что принцип разделения приводит к успеху. Поэтому на свет появилась целая когорта программных продуктов, позволяющих, с разной степенью свободы, превращать крупное литературное произведение в контролируемую структуру. На мой взгляд, один из лучших продуктов для писателей — Scrivener.

Scrivener специально разрабатывался для написания пьес, телевизионных постановок и прочих разновидностей манускриптов (в противовес генерируемых AI). В принципе, в Scrivener есть все, что требуется. Иерархическая панель файлов произведения (как текстов, так и картинок), двухпанельный редактор, редактор метаданных, заметки с привязкой к каждому файлу, корзина и версиализация текстов.

Помимо всего прочего, в программе присутствует возможность визуального планирования произведения при помощи «пробковой доски». И Scrivener можно было бы пользоваться, если не появление более мощного и гибкого инструмента. Речь далее пойдет об Obsidian, который способен подмять под себя все нишевые программные продукты, предназначенные для операций с текстом. И пока разработчики Scrivener продолжают прилаживать к своей программе защиты от пиратов, я уже перебрался в Obsidian.

Подробно об Obsidian я писал в своей статье про уход с OneNote, поэтому повторяться не буду. Остановлюсь лишь на специфических моментах, характерных именно для работы над крупными текстовыми массивами.

Отдельное хранилище

Если рассматривать крупное литературное произведение, то лучше работать с ним в отдельном хранилище Obsidian, так получится сосредоточиться именно на произведении. И не отвлекаться на другую информацию, которая может находиться в хранилище. С другой стороны, большое произведение — это уже миллион-другой символов, а то и больше. И им совсем нет им смысла болтаться в одном месте со списками покупок и паролей к оборудованию. Да и впоследствии будет куда проще отправить в архив целое хранилище, а не стараться отфильтровывать заметки прошлого.

Плагины

Плагины — одна и основных, наряду с использованием Electron в качестве «редактора», возможностей позволяющая расширять функции Obsidian. Для написания литературного произведения их нужно не так уж и много. Я остановился на следующем наборе расширений:

Помимо основных плагинов для работы над текстом я использую следующие плагины от сообщества:

  • Janitor — плагин для удаления ненужных файлов. Плагин имеет гибкие настройки и выполняет свою работу без излишнего фанатизма — удаляется только то, что действительно необходимо удалить.
  • Templater — настоящая палочка–выручалочка для полноценной работы с русской типографикой. При помощи плагина я могу вводить не только минус, но и дефис, не говоря уже и о тире. И кавычки «елочками» вставляются в текст легко и непринужденно (что на самом деле тот еще труд).
  • Table of contents — плагин будет полезен, если нужно вставить оглавление в текст. В остальных случаях вполне можно обойтись и без него.

В своей статье про переход на Obsidian я упоминал и про такие плагины как Obsidian Smart Typography и Longform. Но обойтись можно и без них. Плагин с типографикой не ориентирован сильно на русскоязычные тексты, а функции Longform не так уж и необходимы. Все структурирование выполняется на основе Obsidian, а для планирования более чем достаточно Canvas.

Структура

Для поддержания порядка в хранилище я применяю следующую структуру хранения файлов:

  • Корень хранилища:
  • Notes — единый файл, содержащий необходимые комментарии или заметки, относящиеся к основному тексту. Заметки разделены ссылками на основной файл манускрипта, к которому относится эта заметка. Без этого файла можно вполне обойтись, если использовать для заметок файлы из папки Synopsys.
  • План — инструмент визуального планирования при помощи карточек, их группировки, а заодно и связей.

Папки и файлы в папках могут быть поименованы (и поименованы) с лидирующими цифрами исключительно для удобства их сортировки в Obsidian и операционной системе.

Структура сущностей в Obsidian

Структура сущностей в Obsidian

Obsidian — штука гибкая и структуру можно менять и подстраивать под конкретные задачи. А задачи бывают разные. С большими текстами, действительно большими, я работаю больше в плане художественной литературы, поэтому и примеры привожу исходя из этого аспекта.

Synopsys в Obsidian

Карточка Synopsys в Obsidian

При написании художественного произведения нелишним будет вспомнить и про методику Story Grid, позволяющую держать под контролем развитие сюжета, не позволяя снижаться напряжению сюжета и ликвидировать сюжетные провалы. С Obsidian эта задача решается очень просто. Первоначально создается корневой файл Foolscap, содержащий метаданные обо всем произведении (в Synopsys метаданные только о структурной единице манускрипта), фиксируется стилистика и прочая декларативная информация. Впоследствии на основе этого файла формируются все остальные сущности проекта, в первую очередь визуальное планирование.

Планирование

Пожалуй, что планирование — самый сложный из этапов по созданию произведения. Особенно художественного. Именно на его этапе требуется максимизировать творческий потенциал писателя, постараться выжать в план все возможные нюансы, их логически связать и обосновать. Иногда на планирование уходит больше времени, чем, собственно на написание текста. И к этому вопросу стоит подходить очень и очень тщательно.

В Scrivener планирование осуществляется при помощи «карточек», которые расставляются в порядке следования на импровизированной «пробковой доске». В Obsidian есть плагины, которые могут помочь с организацией доски с карточками, но они «заточены» на управление задачами, а не для планирования последовательности. Хотя и такой подход вполне применим, я так использовал Trello.

Но в Scrivener есть возможность превращать в «пробковую доску» любую папку с файлами, а в карточки непосредственно файлы с текстом. Более того, сам текст можно собрать из отдельных файлов в папке, просто выбрав саму папку. Подход довольно удобный, позволяющий изолировать отдельные участки текста и работать только с ними, не отвлекаясь ни на что иное.

Читайте также:
Как пользоваться программой keygen

Для удобства последующей работы над текстом и в особенности компиляции произведения в формат для последующей обработки, после завершения визуального планирования, желательно пронумеровать карточки и файлы.

План из карточек в Canvas

План из карточек в Canvas

В моем случае я использую карточки Synopsys для визуального планирования истории. Произведение уже было спланировано в Scrivener, поэтому я лишь перенес его в Obsidian и визуальный план выглядит лишь как последовательность карточек. Первая часть произведения написана, а вот над планированием второй я еще дополнительно поработаю.

Метаданные

Метаданные можно внести, либо в начале файла с текстом, в этом случае они могут не отображаться в режиме просмотра (зависит от выбранной темы). Выглядят метаданные примерно так (синтаксис YAML, допустим JASON):

— alias: Заметка про нашего мальчика synopsys: Даем подводку, про нелегкую жизнь мальчика в заводском районе промышленного города. Подростковые уличные банды, пьянки в день зарплаты и аванса, ханжество и невежество взрослых, не разрешающих купить собаку. —

Либо в любой части текста, примерно так:

alias:: Заметка про нашего мальчика synopsys:: Даем подводку, про нелегкую жизнь мальчика в заводском районе промышленного города. Подростковые уличные банды, пьянки в день зарплаты и аванса, ханжество и невежество взрослых, не разрешающих купить собаку.

Obsidian поддерживает некоторое количество стандартных параметров метаданных, например, alias который позволяет дать конкретному файлу еще одно или несколько альтернативных названий. Удобно давать подобные псевдонимы файлам, содержащим имена героев или локаций. Файл может быть поименован официальным и полным именем, а в текстах удобнее использовать ссылки, используя короткий псевдоним. К примеру, Юрий Георгиевич Куценко может превратиться в Гошика или Гошана в ссылках на его карточку, в зависимости от того, как к нему обращаются другие персонажи.

Остальные метаданные могут быть полезны как сами по себе, для визуального просмотра, так и для автоматизированной обработки при помощи плагина Dataview. Последнее хоть и позволяет нагромоздить вообще все что угодно, но все же требует определенной квалификации для использования. И его применение именно к литературному произведению вызывает определенные вопросы к целесообразности. Хотя, почему бы и нет?

Рабочая область

Далеко не последняя возможность для писателя — настройка многооконного интерфейса для удобной работы. Именно неудобство Scrivener, его заранее предопределенная разработчиками ригидность стала одним из основных колышков в его надгробие. В Obsidian можно настроить свою рабочую область именно так, как это требуется для решения конкретной задачи.

Настроенный интерфейс в Obsidian для художественного произведения

Настроенный интерфейс в Obsidian для художественного произведения

Для моего проекта я соорудил вот такой вот интерфейс. Он позволяет на большом экране получить достаточно места для работы и одновременно вывести на экран все, что необходимо. Настройки сохранены, разумеется, для последующего использования. Но если мне нужно открыть еще одну вкладку или пару новых окон, то нет никаких проблем.

В приведенном варианте рабочего пространства слева у меня представлена иерархия файлов. Все данные проекта находятся всего в 1-2 кликах. Далее идет большая область для работы с основным текстом, манускриптом. Справа примостились целых четыре окошка. Два из них для отображения карточек по местам действия и персонажей, два для заметок и краткого содержания (Synopsys).

И самая правая панель для отображения результатов поиска или обратных ссылок.

Если я перехожу работать на устройство с маленьким экраном, например на ноутбук, то интерфейс точно так же быстро и легко меняется на подходящий именно для ноутбука.

Проверка текста

В Obsidian встроена проверка текста на основе инструмента, проверяющего тексты в браузерах. Для его корректной работы необходимо подключить требуемый национальный словарь. Преимуществом инструмента является возможность работы сразу с несколькими языками.

Инструмент отлично находит опечатки, но ничего не знает о более сложных вещах типа синтаксиса или семантики. Увы, тут пока придется прибегнуть к внешним сервисам проверки (MS Word в современных версиях не способен на нормальную проверку текста, он выполняет работу хуже, даже чем встроенный инструмент в Obsidian). Для сложных текстов я предпочитаю использовать сервис «Орфограммка».

Сервис способен проверить текст на все мыслимые и немыслимые параметры. Но, только через свое веб-приложение. Поэтому придется копировать и проверять весь текст мелкими партиями. Работа кропотливая, но иначе никак.

Компиляция

На текущий момент я не нашел, а скорее и не искал, средство для экспорта манускрипта в формат для дальнейшей обработки. Как правило, требуемый формат должен нативно поддерживаться MS Word и другими основными текстовыми процессорами.

Особой проблемы в компиляции в выходной формат нет. Текстовые файлы могут быть собраны в один большой файл при помощи простейшего скрипта или вообще полностью в ручном режиме (и под полным контролем). Возможно, что в будущем появятся специализированные средства, позволяющие полноценно соединить все файлы манускрипта в единое целое. Но и текущая ситуация вполне адекватна и ничуть не портит работу над произведением.

Миграция из Scrivener в Obsidian

Scrivener поддерживает экспорт в формат Markdown, и в теории, его можно было бы скормить напрямую Obsidian. Но мой опыт говорит об обратном. Лучше перенести все тексты из проекта в Scrivener в хранилище Obsidian руками, тщательно рассматривая результат переноса. Копируем в одном месте, вставляем в другом, проверяем.

Процесс ручной миграции, конечно, занимает время, но при работе над действительно большими текстами можно себе позволить потратить немного времени на попутную обработку результатов работы. Заодно и перепроверив ее.

Подводя итог

По моему скромному мнению, Obsidian как нельзя лучше подходит для планирования и написания крупноформатных литературных произведений. Он гибок и удобен. Но не стоит рассчитывать, что Obsidian заменит все этапы по созданию произведения. Для меня Obsidian это инструмент, который позволяет создать текст, а вот дальше с ним уже придется работать в других средах.

Редактору текст пойдет в виде документа DOCX. Для публикации в формате электронной книги я буду использовать Sigil. Для публикации в Web (WordPress), воспользуюсь MS Word. Если потребуется издание произведения в бумажном виде, то на выручку придет InDesign или аналогичный продукт. Obsidian лишь удобная и важная часть всей цепочки по выпуску произведения в свет.

Опубликовано 02.04.2023 автором kvv213 в следующих категориях:
Soft статья

Источник: blog.kvv213.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru