Как писать вариативную программу

Содержание

Вариативность как понятие связана, прежде всего, с процессом диверсификации образования, с вариативностью образовательных программ, с вариативностью элементов содержания обучения, видов учебного материала в соответствии с индивидуальными особенностями детей и их познавательными потребностями. Особенностью вариативных заданий является направленность на адаптацию процесса обучения к особенностям и потребностям обучающихся, на создание в учебном процессе ситуации успеха, развитие мыслительной и речевой деятельности школьников.

Вариативные задания по своей структуре сходны с поисковыми заданиями и требуют от обучающихся умения выполнять операции логико-лингвистического характера: на выделение главной информации в тексте, на сравнение, обобщение и классификацию изучаемых объектов и др. Такая организация обучения способствует активизации речемыслительной деятельности и развитию познавательного интереса обучающихся.

Цель статьи заключается в выявлении и описании дидактического материала для организации обучения русскому языку школьников 5-7 классов в рамках вариативного образования. В статье дано описание вариативных заданий и их специфических особенностей. Представлены вариативные задания на основе связного текста и результативность использования этих заданий в ходе проведения экспериментальной работы в школе на материале уроков по изучению разделов «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Имя числительное», «Причастие». Как показало проведённое исследование, выполнение вариативных заданий обеспечивает возможность каждому обучающему добиться значительных успехов в овладении необходимыми знаниями и умениями по изучаемым темам и в целом по предмету, мотивирует школьников, стимулирует их мышление, речь, развивает познавательный интерес.

СУП: как написать образовательную программу?

Аннотация статьи
вариативное образование
вариативная методика
вариативное задание
операции сравнения
группирования
Ключевые слова
Серадская Ирина Геннадьевна
Доценко Ирина Петровна
Павлюченко Светлана Сергеевна

Крутова Марика Игоревна
Педагогика
THEORIA: педагогика, экономика, право # 1 ( 1 ), ‘ 20
Поделиться
ЦИТИРОВАТЬ

THEORIA № 1 ( 2020 )

Введение. Вариативность в современном образовательном процессе

Термин «вариативность» применительно к образованию появился сравнительно недавно. По определению в энциклопедическом словаре педагога, целью вариативного образования является расширение возможностей компетентного выбора личностью своего жизненного пути [2]. Понятийный аппарат термина находится ещё в стадии оформления и уточнения.

Так, под вариативным обучением, по определению учёного-психолога А.Г. Асмолова, понимается возможность выбора личностью пути саморазвития [1], обучение по индивидуальным вариантам учебных планов и программ, направленность на создание в учебном процессе ситуации успеха, как об этом пишет В.В. Пикан в своей монографии, посвященной вариативному образованию в школе [7].

Планирование игр вариативной части Рабочей программы

В основе вариативного обучения лежит принцип, позволяющий учителю использовать технологии и методики, направленные на самореализацию обучающихся с учётом особенностей личности, мышления, максимальной адаптации процесса обучения к их особенностям и потребностям. Этот принцип находится в тесной взаимосвязи с созданием на уроках проблемной ситуации, с организацией проблемного изложения материала учителем, с проблемно-поисковыми методами обучения, широко представленными в науке такими учёными, как И.Я.

Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Т.В. Напольнова.

Объекты и методы исследования. Специфика вариативных заданий

Вариативная методика сочетает в сопоставительном плане варианты изучения дисциплины по объему и композиции материала, различные системы упражнений и др. Такая организация учебного процесса требует разработки специального дидактического материала, заданий, разнообразных по типу, виду и формам, что позволяет школьникам самостоятельно выбрать те, которым они отдают предпочтение. Результат выполнения вариативного задания зависит от умения обучающегося найти скрытую подсказку в условии задания, на рисунке, таблице или в схеме, сопровождающих задание. Постановка задания предполагает опору на принципы постановки учебной задачи, моделирования, исследовательского поиска, характерные для методики проблемного обучения, в частности – организации поисковой деятельности школьников, когда поиск ответа на вопрос связан с обращением к личному опыту обучающегося, к его умению производить логико-лингвистические операции.

В данной статье под вариативными заданиями понимаются варианты задания, направленные на изучение разных аспектов вопроса или языкового явления: задания на активизацию деятельности с учебной информацией; на выделение главной информации в тексте на сравнение, обобщение и классификацию изучаемых объектов; на совершенствование речемыслительной деятельности и др. Выполнение вариативных заданий требует от школьников осуществления проблемно-поисковой – творческой – деятельности.

Исследование проводилось в 5-7 классах на материале разделов грамматики, лексики и фразеологии, поскольку вариативность как следствие развития языка, по мнению Ю.В. Дорофеева [5], находит отражение прежде всего в словарном составе, в слове, которое мы рассматриваем в рамках изучения морфологии, синтаксиса, лексики (С.Г.Буданова, А.Г.

Рябинина [3]), фразеологии, а также с помощью лексикографических источников [8, 9, 10]. Цель исследования заключалась в теоретической разработке вариативных заданий на текстовой основе и внедрении их в процесс обучения школьников среднего звена. В качестве методической базы исследования применялся коммуникативно-деятельностный подход, на основе которого обучающиеся овладевают знаниями и умениями в области русского языка как средства коммуникации – устной и письменной. Наряду с этим использовались методы анализа, наблюдения, эксперимента, метод статистики.

Результаты и их обсуждение. Использование вариативных заданий на уроках русского языка.

Читайте также:
В какой программе построить диаграмму ганта

Экспериментальная работа осуществлялась на базе общеобразовательной школы №1360 г. Москвы учителями-словесниками. В эксперименте были задействованы 126 школьников. За основу экспериментальной программы была взята рабочая программа школы без увеличения количества часов на изучаемый материал разделов «Имя существительное», «Имя прилагательное» – 5-6 кл.; «Имя числительное», «Причастие» – 6-7 кл.

На этапе констатирующего эксперимента выявлялись знания и умения школьников по теме исследования. Обучающимся была предложена работа со связными текстами и заданиями как традиционными, так и вариативными. Для чистоты эксперимента анализ работ осуществлялся с точки зрения успешности выполнения вариативных заданий.

Из общего числа школьников с заданиями полностью справились 44 чел., частично – 23 чел., не справились – 33 чел. Затруднения школьников были связаны с неумением выполнять группирование, обобщение и сравнение языковых единиц; с неясным представлением о родовидовых понятиях; с недостаточным умением выражать свои мысли посредством рассуждения. По этим критериям в дальнейшем оценивались срезовые работы на контрольном этапе эксперимента.

Чтобы развить перечисленные выше умения, был отобран дидактический материал и разработаны специальные задания для обучающей работы.

Приведём примеры вариативных заданий на основе связного текста [4], использованных в обучении русскому языку школьников 5-7 классов.

Текст 1 (5 класс)

Тысячелетия назад в древнейших странах получил начало пышный и торжествен_ый стиль садов пр_моугольной планировки с пр_мыми ал_еями. В зеленый город превратили парки с вырезанными из деревьев и кустов стенами ал_ей, залами, арками, к_лоннами и вазами. Веками развивалась зеленая арх_т_ктура, придававшая садам с_мметричные пр_молинейные искус_твенные формы.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
  • Найдите слова с непроверяемыми безударными гласными. Обозначьте орфограммы.
  • Вариативное задание (операция группирования):

Выпишите из текста слова, объединяя их в тематические группы.

Текст 2 (6 класс)

Общественные сады (Э,э)ллады имели прямолинейные аллеи и дорожки. Пальмы, платаны, оливковые, фисташковые и другие деревья располагались правильными рощицами в симметричном порядке. Среди рощ, в аллеях, на концах дорожек возвышались статуи, вазы, били фонтаны. Бассейны, колонны, мраморные лестницы, беседки украшали сад. Деревья обрамляли различные постройки.

Деревья, зеленые полянки, холмы с лестницами и колоннадой, клумбы с цветами, бассейны составляли единую гармоничную картину.

К цветам, которые были в то время в садах (Э,э)ллады, принадлежали левкой, цветок (З,з)евса – гвоздика, гиацинт, желтофиоль, черная фиалка, лилия, лаванда, живокость,аконит. Здесь же на небольших скалах росли дикие фиалки, нарциссы, цикламены, пересаженные с соседних лугов.

  • Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
  • С помощью словаря дайте описание растениям, названия которых выделены. Найдите в этих описаниях слова с непроверяемыми безударными гласными.
  • Вариативное задание (операция обобщения):

– Из предложения Пальмы, платаны, оливковые, фисташковые и другие деревья располагались правильными рощицами в симметричном порядке выписать имена существительные и образованные от них имена прилагательные по принципу «от общего – к частному» (родовидовые понятия).

Текст 3 (7 класс)

Композитор Ф. Лист создал три музыкальные пьесы, выразительно рисующие сад. Первые такты музыки «У кипарисов виллы д’Эсте» создают впечатление грандиозности, какой-то высокой лестницы. Медленные, торжественные аккорды заставляют вас подниматься вверх и глядеть ввысь. И чувствуется, что вокруг вас также стремятся кверху и темно-зеленые кипарисы, высокие, стройные, как шпили готических соборов. Образы крутого подъема и кипарисов, пронзающих синеющую полосу неба, захватывают слушателя.

В музыке Листа слышна грусть. Если, прослушав музыку великого композитора «У кипарисов виллы д’Эсте», вы посмотрите на гравюру А. П. Остроумовой-Лебедевой «Вилла д’Эсте», вы невольно удивитесь поразительному соответствию музыкального образа и рисунка.

Источник: theoriajournal.org

Проектирование вариативной части (части, формируемой участниками образовательных отношений) основной образовательной программы дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / вариативная часть основной образовательной программы дошкольного образования / парциальная программа / дети дошкольного возраста / federal state educational standard of preschool education / the basic educational program of preschool education’s variable part / partial program / children of preschool age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козленко Ирина Владимировна

Автор представляет опыт МКДОУ д/с № 329 по проектированию вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО. Описываются условия и основные этапы проектирования авторских образовательных программ. Показана интеграция образовательных областей: «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» в рамках вариативной части программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козленко Ирина Владимировна

Формирование региональной составляющей основной образовательной программы дошкольной образовательной организации

К вопросу разработки адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

Реализация проблемы проектирования внутренней системы оценки качества образования в ДОУ средствами дополнительных профессиональных програм

Образовательная модель в современной дошкольной образовательной организации
Образовательная программа дошкольного образования: от стандарта к проектированию
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VARIABLE PART’S DESIGNING (THE PART FORMED BY EDUCATIONAL RELATIONS’ PARTICIPANTS) OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION

The author presents the experience of municipal official preschool educational institution «kindergarten № 329» on the variable part’s designing of the basic educational program of preschool education in conditions of the federal state educational standard of pre-school education’s implementation. The conditions and main stages of designing authorial educational programs are described. The integration of educational areas: «Socio-personal development», «Physical development» and «Artistic and aesthetic development» within the program’s variable part is presented.

Текст научной работы на тему «Проектирование вариативной части (части, формируемой участниками образовательных отношений) основной образовательной программы дошкольного образования»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ (ЧАСТИ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОТНОШЕНИЙ) ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Козленко Ирина Владимировна.

Аннотация. Автор представляет опыт МКДОУ д/с № 329 по проектированию вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО. Описываются условия и основные этапы проектирования авторских образовательных программ. Показана интеграция образовательных областей: «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» в рамках вариативной части программы.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вариативная часть основной образовательной программы дошкольного образования, парциальная программа, дети дошкольного возраста.

THE VARIABLE PART’S DESIGNING (THE PART FORMED BY EDUCATIONAL RELATIONS’ PARTICIPANTS) OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF

Kozlenko Irina V.

Abstract. The author presents the experience of municipal official preschool educational institution «kindergarten № 329» on the variable part’s designing of the basic educational program of preschool education in conditions of the federal state educational standard of pre-school education’s implementation. The conditions and main stages of designing authorial educational programs are described. The integration of educational areas: «Socio-personal development», «Physical development» and «Artistic and aesthetic development» within the program’s variable part is presented.

Key words: federal state educational standard of preschool education, the basic educational program of preschool education’s variable part, partial program, children of preschool age.

Читайте также:
Как засечь время выполнения программы

Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей — это забота не только государства, но и каждой образовательной организации [5].

В ФГОС ДО рекомендуется объем обязательной части Программы не менее 60% от ее общего объема, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

Так же указано, что в части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы [3].

Парциальные программы, в отличие от комплексных, могут быть посвящены решению конкретной проблемы развития дошкольников, определенной образовательной области или технологии, методу деятельности, то есть не являются комплексными. Название парциальных программ происходит от латинского «partialis», что означает «частичный, составляющий часть чего-либо». Парциальные программы, главным образом предназначены для того, чтобы дополнить программу и разработать ту часть ООП организации, которая создается участниками образовательных отношений.

Парциальная программа должна включать элементы деятельности, которые составляют ее уникальность, отличают данную организацию от других. Это -собственные традиции, устои, свои находки в работе с воспитанниками и др., то есть свой собственный положительный опыт практической деятельности и др [3]. Именно эти критерии послужили основой проектирования вариативной части ООП ДО МКДОУ № 329 г. Новосибирска.

В 2014 году, в рамках Программы развития МКДОУ № 329 г. Новосибирска на 2014-2017 гг., были заложены концептуальные основы вариативной части ООП ДО (части формируемой участниками образовательных отношений). Инициативно -творческой группой ДОУ было принято решение проектировать вариативную часть ООП в форме авторских парциальных программ [1].

рамках вариативной части ООП выстраивается на основе использования национальных, этнокультурных и исторических особенностей и традиций Сибирского региона.

Вариативная часть ООП разрабатывается в соответствии с тезисом ФГОС ДО о поддержке детской инициативы. В этой части содержится описание методов осуществления совместной с взрослым и самостоятельной деятельности детей, позволяющих реализовать интересы каждого ребенка группы. Особую роль в этой работе выполняет семья.

Особое внимание в вариативной части ООП уделяется вопросам привлечения потенциала семей воспитанников к образовательной деятельности.

Цель вариативной части ООП ДО МКДОУ № 329 г. Новосибирска -проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Все парциальные программы в рамках вариативной части ООП ДО МКДОУ д/с № 329 г. Новосибирска, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействуют взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывают разнообразие мировоззренческих подходов, способствуют реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивают развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Вариативная часть ООП МКДОУ д/с № 329 базируется на принципах: развития; самоценности раннего возраста, его полноценного проживания; деятельности; опоры на игровые методы; содействия и сотрудничества детей и взрослых; поддержки инициативы детей; полноты содержания образования; интеграции содержания образования; преемственности, заложенного в современной Концепции непрерывного образования; сотрудничества Организации с семьей [4].

Концептуальные основы и структура вариативной части ООП МКДОУ № 329 разрабатывались инициативно-творческой группой. Так, первоначально был разработан шаблон парциальной программы, соответствующей требованиям ФГОС

ДО. Затем происходило его обсуждение на педагогическом совете ДОУ, после утверждения общей для всего коллектива структуры парциальной программы творческие группы, состоящие из 2-4 педагогов, приступали к выбору тем и собственно написанию программ. Данная работа происходила при активном участии родителей.

Работа по созданию вариативной части ООП МКДОУ № 329 в виде комплекса парциальных программ завершается процедурой ее обсуждения со всеми взрослыми участниками образовательного процесса и утверждением ее на заседании педагогического совета.

В МКДОУ д/с № 329, были разработаны следующие авторские парциальные программы: «Умелые ручки», «В гостях у сказки», «Ручной труд», «Оригами», «Школа Аркадия Паровозова», «Волшебные комочки», «Мир сенсорики».

В ходе заседания педагогического совета МКДОУ д/с № 329, был разработан единый шаблон авторской парциальной программы, состоящей из трех разделов.

1 раздел. Целевой раздел (пояснительная записка, планируемые результаты освоения программы, мониторинг).

2 раздел. Содержательный раздел (описание образовательной деятельности, описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы).

Разработчики ориентировались на единое календарно-тематическое планирование, принятое в МКДОУ д/с № 329, в рамках обязательной части ООП

В содержательном разделе программы представлены: особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

3 раздел. Организационный раздел (описание материально-технического обеспечения программы; обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; режим (периодичность) НОД; особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды).

Приложение (включается все по желанию и необходимости исходя из принципов полноты, целесообразности и достаточности).

Планируемые результаты освоения вариативной части ООП МКДОУ д/с № 329, представлены в виде целевых ориентиров и разрабатываются как долгосрочные ориентиры на этапе завершения дошкольного детства и соответствуют основным требованиям ФГОС ДО. Карта наблюдения развития детей представлена в каждой из парциальных программ и включает критерии, соответствующие основному содержанию парциальной программы.

За период реализации вариативной части ООП формируются детские «Портфолио», фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности.

Содержание образовательной деятельности представлено в виде календарно -тематического планирования в МКДОУ д/с № 329 и построено по принципу

единства тем во всех образовательных ситуациях и видах деятельности, а также ориентируется на традиции и календарь событий.

На год запланировано 34 темы, единых для всех педагогов (воспитателей, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога ИЗО деятельности), каждый педагог уточняет тему в соответствии с возрастными особенностями детей и образовательными задачами. Каждую неделю тема сообщается родителям для продолжения работы с детьми дома.

Непосредственно образовательная деятельность в рамках вариативной части ООП МКДОУ д/с № 329 преимущественно имеет направленность социально -коммуникативного, физкультурно-оздоровительного и эстетического характера.

Таким образом, вариативная часть ООП, через реализацию парциальных программ, интегрирует следующие образовательные области: «Социально -личностное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Итоги деятельности участников образовательных отношений по проектированию вариативной части ООП ДО»:

— был осуществлен последовательный планомерный переход на реализацию вариативной части ООП МКДОУ д/с № 329 в соответствии с ФГОС ДО с 2015 г;

— в процессе выполнения проекта произошло повышение профессиональной компетентности педагогов;

— процесс создания авторских парциальных программ способствовал обобщению накопленного педагогического опыта и трансляции современных технологий, методик в сфере дошкольного образования;

Читайте также:
Установка программы через биос

— опыт учреждения по разработке и внедрению вариативной части ООП в условиях реализации ФГОС ДО отражен в публикациях статей педагогов, представлен на региональных конференциях и методических объединениях различного уровня.

— наполнен сайт МКДОУ д/с № 329 информацией интересной и доступной для родителей, педагогов, специалистов, что сделало образовательный процесс более открытым;

— создана ООП ДО МКДОУ № 329 как единый в методическом и методологическом аспектах документ (преемственность обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений).

1. Закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2013 // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.01.2015).

2. Козленко И.В. Проектная деятельность МКДОУ д/с № 329 по внедрению ФГОС ДО как условие повышения качества дошкольного образования // Научно-методическое обеспечение образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Материалы Всероссийской научно -практической конференции с международным участием (Новосибирск, 8 апреля 2016 г.) / под ред. Е.А. Омельченко. — Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2016. — 94-102 с.

3. Кузь Н.А. Условия проектирования основной образовательной программы дошкольного образования в контексте введения ФГОС ДО. Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. Материалы научно-практического семинара. / под ред. Г.С. Чесноковой, Е. В. Ушаковой. Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный педагогический университет.

Новосибирск: Изд. НГПУ, — 2016. — 52-55 с.

4. Навигатор образовательных программ дошкольного образования // Методические рекомендации по использованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://Navigator.firo.ru./ (дата обращения: 25.09.2015).

5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). — Режим доступа: http://www.firo.ru/ (дата обращения: 14.01.2016).

6. Скоролупова О.Л. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2014. — № 3. — С. 3-9.

Источник: cyberleninka.ru

Презентация на тему Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

По ряду причин до настоящего времени ни одна из размещенных на сайте ФИРО программ не вошла в федеральный перечень программ, рекомендованный для их применения в образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования. Каждый детский сад в соответствии с «Законом об

  • Главная
  • Разное
  • Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

С июля 2014 года Федеральный институт развития образования, Москва (далее — ФИРО) на своем По ряду причин до настоящего времени ни одна из размещенных на сайте ФИРО программ https://youtu.be/yEXTGcG7_OY Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы В соответствии с федеральным государственным стандартом Для создания вариативной части Программы необходимо учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов На следующем этапе необходимо провести отбор нескольких образовательных программ различной направленности из числа парциальных Поэтому на начальном этапе создания данной части Программы необходимо провести мониторинг учета образовательных потребностей, Как известно, части программы распределяются следующим образом: 60 на 40. То есть обязательная часть Составляя часть Программы, формируемой участниками образовательных отношений, можно оформить её в соответствии с п.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
С июля 2014 года Федеральный институт развития образования,

С июля 2014 года Федеральный институт развития образования, Москва (далее — ФИРО) на своем сайте

Москва (далее — ФИРО) на своем сайте начал размещать

проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования (далее – ПООПДО)

Слайд 2
По ряду причин до настоящего времени ни одна

По ряду причин до настоящего времени ни одна из размещенных на сайте ФИРО программ не

из размещенных на сайте ФИРО программ не вошла в

федеральный перечень программ, рекомендованный для их применения в образовательных организациях,

реализующих программу дошкольного образования.
Каждый детский сад в соответствии с «Законом об образовании в РФ» разрабатывает, утверждает и реализует образовательную программу дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных программ.
Примерная программа является апробированной моделью реализации образовательного процесса, которая рекомендована профессиональным экспертным сообществом для применения. Но, так как примерные программы, прошедшие профессиональную экспертизу и вошедшие в федеральный перечень программ дошкольного образования отсутствуют, но есть их проекты на сайте ФИРО, предлагаем Вашему вниманию краткий аннотированный список этих программ, наиболее интересных с точки зрения их востребованности практиками Санкт-Петербурга и соответствующих современным идеям ФГОС ДО.

Слайд 3 https://youtu.be/yEXTGcG7_OY
Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы
В соответствии

https://youtu.be/yEXTGcG7_OY Основные принципы формирования вариативной части образовательной программыВ соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования

с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа

дошкольного образования дошкольной образовательной организации (далее — Программа) должна содержать

две части: основную и часть, формируемую участниками образовательных отношений (часто её называют вариативная часть) .
Вариативная часть — это не отдельный документ в Программе, а именно часть каждого раздела (целевого, содержательного и организационного). Для удобства работы и оценки Программы её рекомендуется оформлять с новой страницы, выделяя название данной части.

Слайд 4
Для создания вариативной части Программы необходимо учитывать образовательные

Для создания вариативной части Программы необходимо учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их

потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и

педагогов и, в частности:
специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в

которых осуществляется образовательный процесс;
выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива;
поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;
сложившиеся традиции Организации (группы) .

Слайд 5
На следующем этапе необходимо провести отбор нескольких образовательных

На следующем этапе необходимо провести отбор нескольких образовательных программ различной направленности из числа парциальных или

программ различной направленности из числа парциальных или созданных самостоятельно

образовательной организацией и отвечающих требованиям всех участников согласно их запросов

и мотивации. Важное дополнение: все авторские и модифицированные программы, реализуемые в учреждении должны соответствовать ФГОС ДО (для этого они должны пройти экспертизу на региональном или муниципальном уровне). Для обсуждения выбранных программ важно привлекать не только педагогов, но и родителей.
Для реализации выбранных программ необходимо определить формы организации работы с воспитанниками.
Далее осуществляется собственно написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации работы с воспитанниками.

Слайд 6
Поэтому на начальном этапе создания данной части Программы

Поэтому на начальном этапе создания данной части Программы необходимо провести мониторинг учета образовательных потребностей, интересов

необходимо провести мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов

воспитанников, членов их семей и педагогов. А именно:
Изучить результаты диагностического

обследования воспитанников за прошедший период, что даст представление об усвоении детьми системы знаний, их потребностях, интересах, развитии мотивации. (Проводят педагоги – воспитатели, педагог-психолог дошкольной организации, старший воспитатель) .
Провести анкетирование и опросы среди родителей воспитанников и членов их семей на предмет выявления их образовательных потребностей касательно их детей, интересов и мотивов родителей воспитанников как членов образовательного процесса, либо учесть результаты такого анкетирования за предыдущий учебный год.
Определение возможностей окружающего макросоциума и использования его в процессе воспитания и обучения ребенка. Каким образом можно организовать взаимодействие между образовательным учреждением и учреждениями культуры, образования и т. п.

Слайд 7
Как известно, части программы распределяются следующим образом: 60

Как известно, части программы распределяются следующим образом: 60 на 40. То есть обязательная часть Программы

на 40. То есть обязательная часть Программы должна занимать

60 и более %, а вариативная — 40 и менее

%. Распределение осуществляется по времени реализации и считается вцелом на учебный год. Но если дошкольная организация создаёт несколько Программ для работы (с учётом разных видов групп, на основании различных примерных образовательных программ, то это соотношение может видоизменяться. Так для групп общеразвивающей направленности это соотношение будет оптимально, а для групп компенсирующей направленности соотношение может быть 80 на 20, а для группы кратковременного пребывания — 90 на 10. Конечно, это уже должен решать педагогический коллектив конкретно для своей организации, благо такая возможность предоставлена ФГОС ДО п. 2.10.

Слайд 8
Составляя часть Программы, формируемой участниками образовательных отношений, можно

Составляя часть Программы, формируемой участниками образовательных отношений, можно оформить её в соответствии с п. 2.11.

оформить её в соответствии с п. 2.11. ФОС ДО

в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с

Источник: mypreza.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru