После обоснования актуальности научной работы обычно формулируют ее цель и задачи. Очень часто начинающие исследователи не разграничивают этих понятий.
Цель работы — этосовокупный конечный ее результат, это то, чего мы хотим достичь. Но цель достигается поэтапным выполнением определенныхзадач. Например, для того чтобы построить улей (цель работы), необходимо выполнить ряд задач: подобрать соответствующую конструкцию, подготовить инструменты, материалы, выполнить ряд плотнических работ и др., вследствие чего достигнем цели – будет построена квартира для пчел – улей.
Задачи исследования содержат в себе требования, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.
Перечисление задач задает план и внутреннюю логику текста всей работы. С количеством формулируемых задач сообразуется количество подразделов (параграфов) основной части работы.
В научных произведениях каждая мысль формулируется очень скрупулезно, так, чтобы она звучала однозначно и точно. Ключевыми словами в формулировке цели выступают или глагол в неопределенной форме (исследовать, описать, осуществить, выучить, раскрыть и т.п.), или соответствующие отглагольные существительные(исследование, описание и т.п.). Поскольку цель – это понятие более широкое, чем задача, здесь часто употребляются определения комплексный, всесторонний (комплексное исследование, всестороннее изучение), монографический. Старайтесь формулировать цель по возможности компактнее, желательно, чтобы в ней просматривалась основная мысль научного исследования, а при определении задач не приходилосьдругими словами повторять уже сказанное – цель.
4. Цель и задачи исследования, гипотеза
Задачи необходимо не только правильно, четко сформулировать, но и ставить их в определенном порядке, так, чтобы перед читателем разворачивалась программа действий автора работы. Наблюдения показывают, что в научных исследованиях обычно выделяются задачи, которые можно разделить на четыре группы.
Первая группа задачсвязана с рассмотрением состояния исследуемой проблемы в теории и практике, выработке теоретических основ исследования.Вторая группа задач направлена уточнение предмета и объекта изучения. Задачитретьей группы (их, как правило, несколько) имеют в большинстве случаев процессуальный характер – это непосредственный анализ изучаемых единиц. Задачичетвертой группы – обобщающего, подытоживающего типа. Теперь рассмотрим эти задачи детальнее.
Любая исследовательская работа начинается с изучения научной литературы по проблеме – это вопрос техники работы. Поэтому не следует формулировать первую задачу, как это иногда бывает, так:изучить и проанализировать литературу по проблеме (называется проблема).
Исследование может начинаться с анализа разных теорий, на базе чего строится собственное понимание предмета анализа, концепция работы. Наиболее приемлемый вид имеют задачи, которые начинаются словами разработать теоретические основы (указывается чего),выяснить статус (природу) определенных единиц, категорий и т.п.,определить понятие (называется объект),определить природу (называются единицы, явления и т.п.),обосновать (принципы, подходы, методику и т.п.).
Для науки часто бывает очень важным выявление круга тех явлений, которые будут исследоваться. Поэтому нередко формулирование второй задачи может начинаться словосочетаниями
Источник: studfile.net
Цели и задачи выпускной квалификационной работы
Во введении ВКР обязательно указывают цель и задачи исследования. У студентов – особенно бакалавров – это вызывает затруднения. Чтобы не мучаться с формулировками, можно заказать диплом на сайте Автор24, тогда формулировку всех компонентов введения возьмут на себя опытные специалисты.
Как сформулировать цели и задачи к ВКР?
Универсальные рекомендации, как написать задачи и цели в ВКР по любому направлению подготовки:
- цель должна отражать тему работы. При этом необходимо определить характер диплома – научный, конструкторский, проектный – и в зависимости от этого указать цель. Нежелательно начинать цель со слова «изучить» — это допустимо для курсовой, но не для выпускной работы. Хотя назначение диплома частично учебное, более приоритетной является другая цель. Поэтому глагол лучше подбирать из списка «разработать», «спроектировать», «сконструировать» и т.д.,
- задачи должны быть направлены на достижение цели, в совокупности способствовать пошаговому приближению к ней. Задачи удобно разделять по параграфам работы: каждый пункт – отдельная задача. Формулировки задач для теоретической и практической части будут отличаться. Если в теории используют такие глаголы, как «определить», «классифицировать», «проследить», «сравнить», то для практики лучше подойдут «проанализировать», «охарактеризовать», «выявить», «предложить», «рассчитать». Задачи должны отвечать перечисленным во введении методам исследования: если задача требует проанализировать что-то, то в методах должен фигурировать анализ, если сравнить – сравнение.
Главное, что следует понимать – это соотношение цели и задач: цель складывается из задач как из деталей паззла. Между ними не оставляют «пустоты»: решение всех задач должно гарантировать достижение цели.
Основные ошибки при составлении целей и задач
Самые распространенные ошибки определения целей и задач, встречающиеся в дипломах:
- цель путают с задачей теоретической части ВКР. При подготовке теоретической главы ведется анализ литературы, изучение источников, формируется видение проблемы. Но это только подготовительный этап для выполнения практической работы, а не финал. Поэтому не надо писать, что целью работы является изучение чего-либо,
- указывают несколько целей: изучить информацию, проанализировать состояние, разработать рекомендации. Это смешение цели и задач. В качестве цели надо выбрать что-то одно – чаще всего оно воплощается в последней, проектной главе. Все остальные действия направлены на то, чтобы проектирование было успешным. Например, невозможно выработать рекомендации по улучшению процесса, не ознакомившись с тем, как он организован в настоящее время, не выявив проблемные места,
- задачи не ставят в соответствие со структурой работы. Если на четыре задачи приходится шесть пунктов, возникает закономерный вопрос: зачем нужны два «лишних»? В обратной ситуации тоже непонятно, где находится решение, если под него не отведены пункты,
- в задачи просто копируют заголовки пунктов. Задачи должны начинаться с глаголов. Соответственно, «классификация чего-либо» — неподходящая формулировка, задача может звучать как «провести классификацию» или «классифицировать». Важно следить за согласованностью падежей при таком переформулировании.
Пример целей и задач к ВКР
Пример целей и задач ВКР можно найти на сайтах готовых работ – но качество таких образцов вызывает сомнения. Более ценными могут стать библиотеки диссертаций, поскольку подход к формулировкам такой же, а контролируют тексты этих работ более строго.
Рисунок 1. Пример целей и задач в ВКР по менеджменту.
Рисунок 2. Пример цели и задач ВКР по информационным технологиям.
Заключение
Аттестационная комиссия обращает пристальное внимание на введение к ВКР, в том числе – на цель и задачи. Более того: цель и задачи выносят на один из первых слайдов в презентации, демонстрируемой на защите. Поэтому к написанию этого текста нужно подойти максимально ответственно или доверить профессионалам сервиса Автор24.
Источник: spravochnick.ru
Цели и задачи — в чем разница, виды и примеры
В каждой курсовой или исследовательской работе нужно указать цели и задачи. В чем разница между этими понятиями и как их правильно сформулировать? Подробно разберем данную тему на примерах.
Цели проекта
Цель — некий замысел, который индивид желает реализовать. Термин «цель» включает в себя конкретное устремление к ее исполнению и понимание, какими методами ее добиваться.
Цель это продукт сознания и проявление свободы воли. Цели проекта отвечают на вопросы: «Что?», «Какой результат ожидается по окончании проекта?». Задачи отвечают на вопрос «Как?», «Каким образом будет достигаться цель?». Поставленная проектом цель включает в себя комплекс задач.
Виды целей
Разновидности целей выделяют по следующим категориям:
- внешние – нацеленные на массовость, глобальность (репутация фирмы на рынке);
- внутренние –те, что ориентируются на решение потребностей самой фирмы, возможность осуществления ее функций.
2. Сложности:
3. По важности:
- стратегические;
- тактические.
4. По срокам:
- долгосрочные (более пяти лет);
- средние (1-5 лет);
- краткосрочные (менее года).
5. По содержанию:
- административные;
- экономические;
- производственные;
- маркетинговые;
- учебные цели и другие.
6. По форме выражения:
- результат привязан к количеству (получение конкретных коэффициентов и показателей – размер выручки, объем товарооборота);
- несущие определенное качество (дружелюбная атмосфера, командный дух, которые обретаются, например, в тимбилдинге. Или цель урока по математике — это знание, а не просто ответ уравнения).
Как правильно сформулировать цель
Правильная формулировка целей — это употребление глагола действия, к примеру: написать, сдать, позвонить, сделать, закупить, рассчитать и т. д.
Во время обучения какой-либо науке школьники и студенты пишут в графе «Цель» что-то, начинающееся с этих глаголов.
Существуют даже стандартные речевые клише, которые помогают подобрать нужный оборот речи.
Рассмотрим, как это разворачивается на уровне отдельного человека, ведь компания – это один большой организм со своими структурами и подразделениями, но ее единица – сотрудник, человек.
Прежде всего формируется желание, которое человек стремится удовлетворить. После чего личность определяется, хочет ли она преобразовать это желание в цель. Т. е. не начинает вздыхать о ней, витая в облаках, а приступает к непосредственным действиям.
Далее запускается процесс планирования, когда обдумываются определенные этапы, которые по сути есть задачи. В дальнейшем человек придерживается намеченных планов, постепенно приближаясь к своей цели, которая изначально была просто мечтой.
Примеры целей
Пример 1
Есть желание раздобыть 100 $. Цель будет звучать так: напечатать и сдать заказчику публикации (время на работу – 10 дней).
Число заказов в работе — 15, время 2−3 часа в день, выход в интернет, аккаунт на ресурсе.
- Задача 1. Ежедневно на протяжении 10 дней написание 1 публикации (1-2 часа).
- Задача 2. Редакция работы (30 мин. ежедневно).
- Задача 3. Размещение работы на источник (10 минут).
Данным методом вы планируете сроки, порядок своих действий и движетесь к цели.
Примечание. Первостепенная цель — это определенный ориентир для второстепенных подцелей и задач.
Пример 2
Ваша цель — обретение прибыли. Существуют множество источников дохода. Человек выбирает наиболее подходящий вариант в зависимости от своего рода занятий и навыков. Далее формируются основные подцели и задачи.
Предположим, что выбран формат «Открытие дела».
- определение ниши (товара, услуги);
- регистрация ю. л.;
- и т. д.
Далее рассчитываются сроки на выполнение каждой операции и ресурсы, требующиеся на осуществление идеи.
Задачи проекта
Для каждой подцели ежедневно выполняются задачи — вопросы, которые требуют разрешения в рамках процесса движения к цели. Выполнение задания позволяет отследить прогресс в данном мероприятии.
Задачи позволяют анализировать эффективность и продуктивность всего процесса, что особенно важно в профессиональной деятельности.
Требования к формулировке задачи
Задачи обозначаются емкими и четкими описаниями действий с соблюдением конкретной последовательности.
Каждая задача обеспечивает получение цели проекта. Также она ни в коем случае не дублирует саму цель. Кстати, навык постановки задач – один из самых значимых показателей компетентности директора.
Для формулировки задач также существуют определенные речевые клише — шаблоны, которыми могут воспользоваться школьники в своих работах.
Примеры задач проекта
Пример задачи: подать документы в налоговую. Срок — понедельник-вторник.
Исполнитель: Иванов Иван Иванович (считается, что эффективное выполнение задач гарантируется назначением на каждую из них определенного менеджера, так как это гарантирует его личную ответственность и повышает результативность).
Чем отличается цель от задачи
Цель тесно связана с временными промежутками и ресурсами, которые требуются для получения намеченного.
Задачи в свою очередь аналогично целям связаны с ресурсами и временем. Отличие состоит в том, что задача — это одна ступень на пути к цели.
При назначении цели, подцели и задачи, картина максимально проясняется. Такая разбивка мечты на подпункты придает конкретики и реальности к исполнению. Ведь просто мечтая об «открытии собственного бизнеса», человек рисует размытые образы, кажущиеся недостижимыми и чрезмерно долгосрочными.
Видя перед глазами в своем ежедневнике конкретные задачи на день для реализации идеи, вы понимаете механизм достижения цели, последовательность прилагаемых действий, отслеживаете движение.
Источник: nauka.club