Code::Blocks — это бесплатная кроссплатформенная среда разработки на языке C/C++. На данный момент это лучшая бесплатная среда разработки на языке Си.
Code::Blocks разрабатывается для Windows, Linux и Mac OS X.
В среде Windows скачать эту среду удобнее всего в составе сборки Си-экспресс, в которой уже есть все необходимые библиотеки для начала работы. Сборка не требует установки и работает по принципу: «Распаковал и работай».
Поддерживаемые компиляторы
Code::Blocks поддерживает следующие компиляторы:
- GNU GCC (incl. G77) (Linux)
- MinGW GCC (incl. G77) (Win32)
- MSP430 GCC (Win32)
- TriCore and PowerPC GCC (Win32, Linux)
- Apple GCC (Xcode) (Mac OS X)
- Microsoft Visual C++ Toolkit 2003 (Win32)
- Microsoft Visual C++ 2005 (Win32)
- Borland’s C++ Compiler 5.5 (Win32)
- DigitalMars C/C++ (Win32)
- OpenWatcom (Win32)
- Intel C++ compiler (Win32)
- Small Device C Compiler (SDCC)
- Digital Mars D
- GDC D Compiler
- LLVM D Compiler
Готовые шаблоны
CodeBlocks имеет готовые шаблоны проектов, которые позволяют быстро создать минимальное приложение.
Как создавать визуальные программы на С++ в CodeBlocks
Редактор кода
Редактор кода обладает всеми возможностями для комфортной работы программиста:
- Выделение синтаксиса (можно настроить под себя)
- Интерфейс с вкладками
- Автозавершение кода
- Браузер классов
- Умный отступ
- Обмен одним кликом между файлами .h и .c / .cpp
- Пользовательские сочетания клавиш
- Внешние настраиваемые «Инструменты»
- Управление списком дел с разными пользователями
Количество настроек редактора просто огромно:
Кроме общих настроек также настраивается:
- Сворачивание кода
- Поля и курсор
- Подсветка синтаксиса (отдельно по типам файлов)
- Код по умолчанию для создаваемых файлов (можно вставить автоподпись)
- Сокращения (при вводе сокращения оно автоматически разворачивается в код)
- Форматирование кода
- Способ сохранения и возврата к строчкам кода
- Автодополнение кода
- Настройка статистики кода
- Генерация документирования кода
- и многое другое
Плагины
Возможности редактора могут быть расширены с помощью плагинов. Например:
- HEX-редактор
- Диаграммы Насси Шнейдермана
- Экспорт исходного кода в другие форматы
- Макросы нажатия клавиш
- Горячие клавиши для меню
- Инкрементный поиск
- Переменные среды
- и многие другие
Отладчик
В качестве отладчика по умолчанию CodeBlocks использует GDB — самый популярный отладчик для языка Си, который был разработан еще Ричардом Столменом.
C++ Урок 0. Установка Code Blocks, создание проекта.
Отладчик позволяет установить точки останова и затем пошагово выполнять код с одновременным мониторингом переменных и массивов. Также вы можете отслеживать стеки вызываемых функций.
Итоги
Количество возможностей и настроек среды CodeBlocks позволяют превратить эту среду в отличный инструмент Си-программиста.
Похожие записи:
Рейтинг языков программирования в динамике (1965-2019)
Начинаем работать с git — пошаговая инструкция
Какой язык программирования нужно изучать первым?
Konstantin Bebyakin
Здравствуйте , уважаемый Константин. Меня зовут Константин(тоже). Я среди подписчиков Ваших. Здесь на сайте «Уголок программиста» я пытался скачать «Си-экспресс». Не получилось — пробовал несколько раз. Вопрос к Вам такой : «Что означает Xml-файл, что появляется при такой попытке в окне браузера «Google Chrome», и можно ли будет всё-таки скачать «CodeBlocks.zip» ?»
До свидания. Константин.
Константин Шереметьев
В ссылке была ошибка, сейчас исправил, можно скачивать.
Konstantin Bebyakin
Спасибо. Уже определил распакованную папку «CodeBlocks» в «С:prog». И проверил «Hellow, World !»
До свидания. Константин.
никита
привет, можете дать новую ссылку на си экспресс, так как та не работает, сначала очень медленная загрузка,а потом сообщение о том , что время ожидания истекло
Константин Шереметьев
Это временные трудности с сервисом Amazon. Если они продолжатся, то запишу на другой сервис.
Здравствуйте
Большая просьба востановить ссылку на си экспресс очень интересно и очень надо.
Константин Шереметьев
Ссылка восстановлена.
Александр
Константин, скажите пожалуйста, а по каким критериям вы определяете CodeBlocks как лучшую бесплатную среду? Хотелось бы понимать ход рассуждений, чтобы иметь возможность самостоятельно сравнивать различные IDE
Константин Шереметьев
Ответ здесь: https://progtips.ru/instrumenty-programmista/codeblocks-v-voprosax-i-otvetax.html
Алексей
Я тоже обожаю Codeblocks, но у него есть и минусы (как и всех программ).
Первый и самый жирный — настройки редактора могут слететь в самый неподходящий момент, не понятно, почему это вообще происходит и единственный выход — удалить все файлы конфигурации.
Почти все шаблоны проектов давно устарели, взять, к примеру, GLFW, wxWidgets и другие, поэтому создавать приложения на их основе то ещё занятие.
В редакторе кода нет подсветки ошибок. На форуме программы несколько раз поднималась эта тема, но разработчики отвечали тем, что в команде мало человек и они не могут реализовать функцию предкомпиляции, и, как написал разработчик, мало вам что ли ошибок после компиляции.
Нигде не написано, что программу нужно запускать не через лаунчер, а напрямую, иначе настройки будут слетать после каждого перезапуска.
Ну и ещё по мелочи.
Константин Шереметьев
Первый раз слышу о проблеме с настройками. У меня такого не было, и мне никто об этом не писал.
А как настроить сборку с помощью CMakeLists
Источник: progtips.ru
Программирование на си в codeblocks. Code Blocks IDE – настройка и использование
Code::Blocks — свободная кроссплатформенная среда разработки. Code::Blocks написана на С++ и использует библиотеку wxWidgets. Имея открытую архитектуру, может масштабироваться за счёт подключаемых модулей. Поддерживает языки программирования С, С++, D (с ограничениями).
Code::Blocks разрабатывается для Windows, Linux и Mac OS X. Среду можно собрать из исходников практически под любую Unix-подобную систему. [ http://ru.wikipedia.org/wiki/Code::Blocks ]
Для того чтоб включить русский язык нужно сделать следующее:
1. Архив нужно распаковать в подпапку программы (куда установлена), например C:Program Files (x86)CodeBlocksshareCodeBlocks
2. После запуска программы выбираем Settings -> Environment -> View, ставим галочку «Internationalization» и выбираем из списка «Russian».
3. Перезапускаем программу CodeBlocks получаем руссификацию.
Русский язык успешно подключен к Code::Blocks версии 13.12.
Архив уже содержит структуру папки localeru_RU (для размещения в CodeBlocksshareCodeBlocks)
Состояние превода:
Messages: 2173
Translated: 2173 (100.0%)
Untranslated: 0 (0.0%)
Shared between Ubuntu and upstream: 2173 (100.0%)
Translated differently between Ubuntu and upstream: 0 (0.0%)
Only translated on this side: 0 (0.0%)
Добрый день, дорогие друзья. Этой статьей я начинаю серию уроков посвященных одному из самых популярных языков программирования — с++. Уроки направлены в первую очередь на пользователей, который не знакомы с программированием, поэтому профессионалы, не будьте строги, хотя поддерживаю критику, особенно в свой адрес. В своих уроках я буду использовать среду разработки Code::Blocks , который можно скачать и использовать бесплатно. Начнем конечно с классического Hello, world =)
Я надеюсь что Вы уже скачали и установили Code::Blocks, если это так, то начнем. Запускаем среду разработки
Первым делом создаем новый пустой проект File->New->Project и выбираем Empty project
кликаем Go, затем Next
и в появившемся окне в поле Project title набираем заголовок проекта, в Project filename название проекта и снова Next.
В следующем окне удаляем Objects dir из разделов Create «Debug» configuration и Create «Release» configuration, как показано на скриншоте выше и нажимаем по кнопке Finish. Справа должен появится проект с названием «Hello world»
Следующий этап, добавляем в проект файл File->New->FIle. и в появившемся окне выбираем c/c++ source.
Снова Go, Next, выбираем с++, Next и видим следующее окно
,
тут нам необходимо указать имя файла (я назвал main) и его путь, желательно папку с проектом. Ставим галочки на Debug и Release и кликаем Finish.
И мы получили пустой файл с++, в котором будем писать сам код программы.
Теперь начинаем писать сам код программы. Для вывода информации на экран, нам потребуется библиотека ввода/вывода iostream.
using namespace std ;
Затем пропишем главную функцию, которая будет выполняться при запуске программы
она обязательно должна называться «main» и указываем ей тип int (об этом мы поговорим в следующих уроках). Между фигурных скобок и будет находится код программы. Мы напишем простую программу, которая будет в консоли выводить приветствие «Hello, world!».
cout «Hello, world!» ;
После каждой команду обязательно нужно ставить «;», это говорит компилятору, что команда закончена и можно обрабатывать следующую. cout — выводит значения переменных или строки в командную строку.
Полный листинг программы.
using namespace std;
Запускаем проект и видим результат.
Ниже прилагаю видео урок, к даной статье.
Если возникли вопросы, комментарии пишите на Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ,»> Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , буду дорабатывать уроки или просто помогать в изучении материалов.
-
Apply Changes . Появится окно, в котором будет отображаться загрузка выбранных пакетов.
По завершении загрузки пакетов нажимаем на кнопку Close
При первом запуске Code::Blocks автоматически обнаружит установленный компилятор. При возникновении проблем необходимо перейти в меню Settings -> Compiler. и на вкладке Toolchain executables проверить правильность пути к MinGW, а также имена файлов компилятора и линковщика. Теперь можно создавать проект.
Создание проекта
Для создания проекта необходимо перейти в меню File -> New -> Project.
В появившемся окне выбираем необходимый тип проекта. Здесь мы видим, что Code::Blocks имеет большое количество шаблонов проектов. В нашем случае это Console application (консольное приложение).
В следующем окне выбираем используемый язык программирования. Выбираем C++ и нажимаем на кнопку Next .
Далее в поле Project Title вписываем название проекта. В нашем случае это Test . Тут же указываем расположение проекта на диске (поле Folder to create project in ). В указанной нами папке Codeblcoks автоматически создаст папку с ранее указанным названием проекта. Указав имя папки и имя файла, нажимаем на кнопку Next .
В следующем окне выбираем компилятор. По умолчанию выбран GNU GCC Compiler, который мы и будем использовать.
Жмём Finish и получаем минимальную программу, так называемый Hello World!
Нажмимаем F9 для компиляции и запуска программы и получаем следующее окно.
Поддержка кириллицы в консоли
Код стандартного проекта, генерируемого средой Code::Blocks, не поддерживает ввод и вывод кириллических символов в консоли. Для решения данной проблемы необходимо сначала внести небольшие изменения в код проекта. Пример исходного кода показан ниже.
Далее необходимо запустить программу, щёлкнуть левой кнопкой мыши по заголовку окна (где показывается путь к запущенному.exe файлу) и в контекстном меню выбрать пункт Свойства . Затем на вкладке Шрифт установить шрифт Lucida Console и выбрать удобный размер шрифта. После этого сообщения в консольных приложениях будут поддерживать символы кириллицы.
В этом пособии вы найдете легкие инструкции со скриншотами для установки компилятора (MINGW компилятора), инструмента, который позволит вам преобразовать код, который вы пишете в программу и Code::Blocks, бесплатную среду разработки для C и C++. В этом пособии объясняется как установить Code::Blocks на Windows 2000, XP, Vista или Windows 7. Примечание: если вы работаете в Linux, перейдите по ссылке, чтобы узнать, как использовать GCC, если вы используете OS X, нажмите здесь, чтобы настроить его с помощью Apple XCode.
Шаг 1: Скачивание Code::Blocks
- Зайдите на этот сайт
- Перейдите по ссылке Download the binary release (прямая ссылка)
- Перейдите в раздел Windows 2000 / XP / Vista / 7
- Найдите файл, у которого в названии есть mingw . (Название на момент написания статьи было codeblocks-10.05 mingw-setup.exe; версии 10.05 могут быть разными).
- Сохраните файл на рабочем столе. Это примерно 74 мегабайта.
Шаг 2: Установка Code::Blocks
- Дважды щелкните на программу установки.
- Нажмите next несколько раз. Другие пособия по установке предполагают, что вы устанавливаете в C:Program FilesCodeBlocks (место установки по умолчанию), но вы при желании можете установить в любом другом месте
- Проведите полную установку
- Запустите Code::Blocks
Шаг 3: Запуск в Code::Blocks
Перед вами откроется окно Compilers auto-detection:
Когда перед вами появится окно автоматического обнаружения компилятора, просто нажмите OK. Code::Blocks может спросить, хотите ли вы связать его с просмотром C/C++ файлов по умолчанию — я советую вам это сделать.
Нажмите на меню File и в разделе New , выберите Project . Появится следующее окно:
Нажмите на Console Application , а затем Go . Нажимайте next , пока не дойдете до :
Вам будет предложено выбрать между C или C++. Если вы не уверены, используйте C++. В противном случае, выберите язык, который вы изучаете. (Вы можете найти пособия по С и С++ .)
После нажатия Next , Code::Blocks спросит, где вы хотите сохранить консольное приложение:
После нажатия Next еще раз, вам будет предложено настроить компилятор:
Вам не нужно ничего делать, просто нажмите Finish и используйте значения по умолчанию.
Теперь слева вы можете открыть файл main.cpp:
Теперь у вас есть свой файл main.cpp , который вы можете изменять при желании. На данный момент, он просто говорит: Hello World! , поэтому мы можем запустить его таким, какой он есть. Нажмите F9 , для того чтобы сначала скомпилировать, а потом запустить его.
Теперь у вас есть работающая программа! Вы можете просто отредактировать main.cpp, а затем нажать клавишу F9, чтобы скомпилировать и запустить его снова.
Теперь, когда вы закончили установку компилятора, самое время учиться программированию: на C++ (или, если вы изучаете C, программирование на C).
Поиск и устранение неисправностей
Если что-то не работает, то чаще всего появляется сообщение:
CB01 — Debug» uses an invalid compiler. Probably the toolchain path within the compiler options is not setup correctly?! Skipping…
Во-первых, убедитесь, что вы скачали правильную версию Code::Blocks, ту, которая содержит MinGW . Если так вы не решите проблему, то, скорее всего, проблема с автоматическим обнаружением компилятора. Вы можете проверить текущее состояние «авто-определения» так.
Перейдите в Settings|Compiler and Debugger. . Затем слева выберите Global Compiler Settings (он имеет значок с изображением шестеренки), а справа, выберите вкладку Toolchain executables . В этой вкладке есть Auto-Detect , который можно использовать. Это может решить проблему — если нет, вы можете сделать это вручную. На скриншоте показано, как все это выглядит на моей системе. Измените путь с пометкой Compiler»s installation directory , если вы установили в другом месте, и убедитесь, что все остальное заполняется как показано на рисунке.
После того как вы сделали это, попробуйте нажать F9 еще раз, чтобы проверить, можете ли вы запустить программу.
Источник: x360ce.ru
Пишем программы для микроконтроллеров AVR в среде Code::Blocks 10.5
В этом небольшом топике будет показано как использовать популярную IDE Code::Blocks 10.5 для написания программ для микроконтроллеров семейства AVR фирмы ATMEL.
И так, начинается все со скачивания свободного GCC — компилятора C для AVR, который под Windows соответственно называется WinAVR.
Сейчас самой новой версией является версия WinAVR-20100110.
Этот файл скачиваем с SourceForge.
Установка WinAVR
Пакет просто устанавливается куда удобно, но, естественно, русских букв не должно быть в пути. После установки, путь к компилятору нужно добавить в PATH, чтобы все программы знали, что мы теперь гордые обладатели WinAVR.
На этом все.
Code::Blocks
Code::Blocks установлена,
Запускаем, создаем новый проект, выбираем AVR Project.
Как видно, здесь много целевых платформ, и это является положительным качеством Code::Blocks.
Выбираем тип процессора, который нас интересует, устанавливаем частоту тактирования,
отмечаем галочками типы файлов, которые нам нужны для отладки.
Пишем простую программу
Красиво мигаем светодиодами, подключенными к PORTD.
#include
#include
int main (void)
int i=0;
// set PORTD for output
DDRD = 0xFF;
нажимаем билд — без ошибок, 2 предупреждения.
В рабочей директории проекта в папке BIN находим hex-файл, это и есть программа для нашего микроконтроллера, которая может быть загружена в него и запущена.
Для работы с компилятором из консоли нужен специальный makefile файл, который содержит информацию о типе процессора, тактовой частоте и прочих важных вещах.
При работе с Code::Blocks необходимость заполнения вручную файла makefile отпадает. Потому как все можно настроить в окне настроек компиляции.
Здесь же редактируется оптимизация и прочее прочее.
Code::Blocks очень гибкая среда, которая подойдет многим.
Подошла и мне, теперь я постоянно пишу в ней код для AVR, это удобно.
Надеюсь информация была полезной.
- Code::Blocks
- WinAVR
- Микроконтроллеры
Источник: habr.com