В этой статье я расскажу вам про основные принципы работы с языком Pascal. Информация, выложенная здесь, проста и понятна для начинающих программистов. После изучения этой статьи вы будете владеть первоначальными знаниями о Pascal, и ваш дальнейший процесс обучения будет проходить намного легче чем мог бы быть.
Pascal – один из самых известных языков программирования. Создан в 1968 – 1969 годах швейцарским ученым Никлаусом Виртом, был назван в честь французского математика и физика Блеза Паскаля, и используется для обучения программированию по сей день.
1. Подготовка к работе
Итак, вы решили научиться программировать и начать с языка наиболее для этого подходящего – Pascal. Для начала работы вы должны приобрести (скачать) компилятор.
А что же собственно, такое, этот «компилятор»? Это специальная программа, которая считывает код программы, а затем переводит его на язык машинных кодов. То есть, по сути, все языки программирования – это способ “общения” с компьютером, а компилятор помогает перевести нашу “речь” на понятную ему.
Урок 1. Первая программа на Pascal (Сложение чисел)
Для Pascal существует немало компиляторов, самые известные из них: Pascal ABC, Free Pascal, Pascal ABC.NET, Turbo Pascal. Все эти программы по-своему хороши, но лично для меня (автора), очень удобен Pascal ABC (или Pascal ABC.NET), поскольку он имеет весьма удобный интерфейс, подробную справку, и даже специально подготовленный для новичков сборник задач.
2. Начало работы
Что ж, перед нами открыто окно компилятора. Чистый, белый (или синий?) лист. Здесь и будут появляться на свет наши первые программы. Перед началом работы следует запомнить, что язык Pascal – это совокупность трёх составляющих: алфавита, синтаксиса (правил написания объектов языка) и семантики (правил использования этих объектов).
Алфавит Pascal состоит из:
- Прописных и строчных букв латиницы: A. Z, a…z;
- Цифр: 0. 9;
- Специальных символов: + — * / = < >. ; ‘ # ( ) < >[ ] и их комбинаций: «>=» «
Структура программы выглядит так:
Program «имя программы»; — заголовок программы;
(Примечание: в конце строки ставится точка с запятой, не во всех, но в большинстве)
Uses (название библиотеки); здесь подключаются библиотеки, которые дают дополнительные возможности при создании программ;
Label (имя метки); здесь, если необходимо, прописываются метки, позволяющие переходить в разные места программы (о них позже);
Const тут указываем переменные с постоянной величиной, например, p=3.14;
Var тут через запятую перечисляем все переменные, а затем, указываем тип данных (Пример: Var: K, L, M: integer; N, O: real; (если несколько типов));
Begin (здесь без точки с запятой)
Дальше следует основной блок программы;
end. – конец программы (обязательно после “end” точка, если только это конец программы, а не операторные скобки).
3. Создание первых программ
Теперь вы знакомы с основной структурой программы. Следует заметить, что из вышеперечисленных разделов обязательными есть только «Var», «Begin» и «end», остальные же могут применяться, если это требуется в ходе выполнения поставленной задачи.
Паскаль с нуля [ч1]. Первая программа.
Откройте окно вашого компилятора, и введите следующие строки:
program Programma1;
begin
end.
Нажмите кнопку «Выполнить»(«Run»). Ничего не происходит? Так и есть, ведь наша программа «пустая», мы не указали что она должна делать, потому ничего и не произошло. Обычно принцип работы программы написанной на языке Pascal состоит из трёх этапов: ввод данных – обработка данных – вывод даннных. Теперь познакомимся с оператором “write”.
Он служит для как раз для вывода данных без перехода на новую строку. Попробуем его применить, тем самым сделав нашу программу чуть сложнее и интереснее:
program Programma1;
begin
write(‘ Pascal ‘);
end.
Собственно, так он и применяется. Между апострофами мы можем ввести любой текст, на любой раскладке, и после выполнения программы он появится в окне вывода (или в командной строке, смотря какой у вас компилятор). В данном случае, должно появиться слово «Pascal».
3.1. Операторы write, writeln, read, readln
Теперь поговорим о вводе данных. Мы уже познакомились с оператором write, но существуют также и другие. Writeln, к примеру, используется для вывода данных с переходом на новую строку. Зачем? Ну, например чтобы дать какой-нибудь переменной значение:
Как вы видите, я вкратце описал каждое действие в фигурных скобках. Это называется комментарий. В дальнейшем я также буду использовать их для объяснений.
В этом примере для присваивания к переменной значения, введенного с клавиатуры используется оператор read. Мы видим, что при выполнении он прочитал строку в переменную А. А другой оператор, readln работает по другому. Используя его, мы можем сразу ввести нужную строку, и она прочитается в переменную:
Теперь, когда вы немного знаете о вводе данных, поговорим о том, какие могут быть данные, и как их обрабатывать.
3.2. Типы данных в Pascal
Пока вы читали эту статью, вы, наверное, уже пару раз натыкались на непонятное вам integer. Внимательно изучив основную структуру программы, вы наверняка поняли, что это тип данных. Но что это означает? Давайте поближе с этим познакомимся.
Исходные данные, которые вводятся с клавиатуры или читаются из файла, находяться в переменных, а они, в свою очередь, хранятся в оперативной памяти. Тип данных определяет, какие именно данные можно хранить, и сколько они займут оперативной памяти. Типы данных бывают целыми и вещественными.
•Целые типы данных (для целых чисел):
— byte
Объем памяти значений этого типа составляет 1 байт. Диапазон значений для данного типа: от 0 до 255.
— word
Значения этого типа занимают уже 2 байта памяти, а диапазон значений уже побольше: от 0 до 65535.
— integer (уже нам знакомый)
Значения также занимают 2 байта памяти, диапазон такого же размера, но включает уже и отрицательные числа: -32786…32787.
— LongInt
Объем памяти, занимаемый значением типа равняется 4 байтам. Диапазон значений же полностью соответствует названию типа данных: от -2147483648 до 2147483647
— ShortInt
Значение типа потребляет 1 байт памяти, диапазон относительно небольшой: -128…127.
•Вещественные типы данных (для чисел с дробной частью):
— Real
Занимаемая значением типа память – 6 байт. Число значащих цифр – 11-12. (значащие цифры – это точные цифры, т.е. не округленные). Диапазон значений типа: от 2.9*10-39 до 1.7*1038.
— Double
Размер значения типа – 8 байт. Число значащих цифр – 15-16. Диапазон: 5.0*10324…1.7*10308.
— Extended
Занимает 10 байт. Число значущих цифр – 19-20. Диапазон: 3.4*10-4932…1.1*104932.
Помимо этих, существуют также символьный тип данных (char) и даже логический тип данных (boolean), переменные которого могут принимать значения только true или false.
Итак, мы уже немало узнали о вводе и выводе данных. Теперь же перейдем к самой сложной части – обработке данных.
3.3. Обработка данных. Математические операции. Условия. Логические операции.
Как писать программы на компьютере паскаль
Система независимой оценки качества образования
Учебная деятельность
Научная деятельность
Студенческая
жизнь
Международная деятельность
Финансово-хозяйственная деятельность
Социально-воспитательная деятельность
—>
Просим извинения за доставленные неудобства.
Мы используем Яндекс Метрику
Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс).
Сервис Яндекс Метрика использует технологию “cookie” — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.
Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи cookie, будет передаваться Яндексу и храниться на сервере Яндекса в ЕС и Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию для оценки использования вами сайта, составления для нас отчетов о деятельности нашего сайта, и предоставления других услуг. Яндекс обрабатывает эту информацию в порядке, установленном в условиях использования сервиса Яндекс Метрика.
Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Также вы можете использовать инструмент — https://yandex.ru/support/metrika/general/opt-out.html Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Я согласен
Источник: zabgu.ru
Урок 3. Первая программа в Pascal
Обычно, изучение любого языка программирования начинается с программы Hello, world! Но мы с вами займемся этим чуть попозже, потому что сейчас я хочу рассказать вам о величинах и типах данных в Pascal.
Виды величин
Обычно, изучение любого языка программирования начинается с программы Hello, world! Но мы с вами займемся этим чуть попозже, потому что сейчас я хочу рассказать вам о величинах и типах данных в Pascal. Что такое величина? Величина — это отдельный информационный объект, хранящийся в памяти компьютера. Существуют две классификации величин.
Мы рассмотрим каждую в отдельности.
В свою очередь числовой делится на два типа.
Символьные тоже делятся на два типа.
Вторая классификация величин.Константа — значение неизменно. Переменная — значение может меняться в течение работы программы. Переменные обозначаются символическими именами, которые называются идентификаторами. Как присвоить значение какой либо переменной? С помощью команды присваивания! Команда присваивания в Паскаль: < переменная >:=
Первая программа на Pascal
Структура программы в Паскаль
Объявление переменных и констант
Раздел операторов
Ввод и вывод в Паскаль
У вас, наверняка, возникает вопрос: «Как вводить значения переменных с клавиатуры?», а также: «Как вывести на экран полученный результат?». Для этого используются четыре специальных оператора:
Для ввода:
- read(Переменную)
- readln(Переменную)
И для вывода:
- write(Текст в »)
- writeln(Текст в »)
«В чем разница между read и readln, write и writeln?»: снова озадачитесь вы. Ответ прост. Если добавляете «ln» (что расшифровывается, как Line), то курсор переносится на следующую строку.
Hello, World на Pascal
Теперь вы готовы написать первую программу.
Program Hello_World; Begin Write(‘Hello, World!’); End.
Ну, тут все понятно. Чтобы разнообразить решение предлагаю решить несколько задачек этого типа.
Задача 1. Требуется запросить имя пользователя, а затем вывести «Привет, !» Для решения этой задачи нам потребуется строковой тип данных — string.
Program Hello_boy_girl; var name: string; Begin Write(‘Введите свое имя: ‘); Read(name); Write(‘Привет,’, name,’!’); End.
Задача 2. Требуется узнать сколько лет пользователю, а затем вывести «Вам лет». Очевидно, что для решения этой задачи нам потребуется целочисленный тип данных — Integer.
Program How_old_are_you; var years: integer; Begin Writeln(‘Сколько вам лет?’); Read(years); Write(‘Вам ‘, years,’ лет.’); End.
Ну, вот и все! Все, что я хотел рассказать вам в сегодняшнем уроке. Вы узнали, что такое величина в Pascal, и выучили основные типы. А также научились создавать простейшие линейные программы. Более подробно про типы в PascalABC.Net мы поговорим в следующих уроках. Кстати, про PascalABC.Net.
Понятно, что писать программы на листочках бесполезно, и вы должны тренироваться на компьютере. По этой ссылке скачайте последнюю версию PascalABC.Net для Windows.
Вот, как выглядит интерфейс программы при запуске.
P.S. Давайте выделим две особенности Pascal:
- Паскаль НЕ чувствителен к регистру, то есть и program, и Program, и PrOgRaM для него ничем не отличаются. А потому с самого начала привыкайте писать в нижнем регистре, чтобы при переходе на другой язык программирования не испытывать никаких проблем с этим;
- Имя программы в Pascal не играет никакого значения, оно не несет в себе никаких полезных функций. Если хотите вы можете просто не писать ЕГО!
P.P.S. В мире наиболее популярны три операционные системы: Linux, Mac OS и Windows. А если у вас не Windows? Какой компилятор выбрать тогда? Об этом мы с вами поговорим в уроке номер N.
После компилирования программа закрывается как только выполнит задачу. Нужно чтобы она дождалась нажатия кнопки. Пробовал пару вариантов, но не работает. Подскажите, пожалуйста.
danilkonon :
Если вы используете Turbo Pascal, то поставьте после program uses crt; и перед end. readkey; program aaa;
uses crt;
var a: integer;
read(a);
writeln(a);
readkey;
end.
Moon Or Sun :
После надписи «begin» поставь «;»
Аноним :
После begin двоеточие не ставиться.
Anonim :
В объявлении константы есть ошибка: значение не надо присваивать, у константы оно просто равно
danilkonon :
спасибо. исправили
Кирилл :
P.P.S. В мире наиболее популярны три операционные системы: Linux, Mac OS и Windows. А если у вас не Windows? Какой компилятор выбрать тогда? Об этом мы с вами поговорим в уроке номер N. Так что же делать обладателям отличных от Windows ОС?
danilkonon :
Вообще у вас есть три более-менее простых варианта: 1) Использовать веб среду http://pascalabc.net/WDE/ (не используйте Сафари, попробуйте Хром)
2) Установить FreePascal для Mac OS. У меня, если честно, так и не получилось.
3) Установить виртуальную машину( Windows 7, Windows XP) и на нее установить PascalABC.NET или Turbo Pascal.
NinthRise :
Есть ещё Lazarus
есть wine, virtualbox, online pascalabc. чего надо еще?
DAM4GE :
Как открывать нужные скобки? Если я пишу Hello, world в скобках » » , то у меня вылезает ошибка.
Аноним :
WriteLn(‘Текст’) или Write(‘Текст’)
Внутри обычных скобок когда обозначаем текст (НЕ переменную) то ставим ‘ перед и после текста
Спасибо, я создал программу которая общается с пользователем, объединив эти две задачи.
Получилось вот так: begin
var name: string;
write(‘Напиши своё имя: ‘);
read(name);
write(‘Молодец, ‘, name, ‘!’);
var years: integer;
writeln(‘Сколько тебе лет?’);
read(years);
write(», years, ‘, значит. А мне ещё и года нету(((‘);
writeln(‘Мне пора на компьютер твоего друга… Пока’);
end.
Что делать если установил ABC Pascal, а после запуска не хочет открываться и нормально работать?
Елена Агафонова :
А мне не понравилось, что программа не чувствительна к числам, которые заканчиваются на 1,2,3,4. Получилось немного громоздко, но как сократить пока не придумала) program Your_age;
var a: integer;
begin
writeln(‘А сколько Вам лет?’);
readln(a);
if (a > 4) and (a 21) and (a mod 10 > 4) then
write(‘Значит, Вам ‘,a,’ лет!’);
if (a 1) and (a mod 10 20) and (a mod 10 > 1) and (a mod 10 < 5) then
write(‘Значит, Вам ‘,a,’ года!’);
if (a mod 10 = 1) and (a 11) then
write(‘Значит, Вам ‘,a,’ год!’)
end.
Noob145 :
Подскажите, пожалуйста, возможно ли с помощью линейного алгоритма сделать так, что работала команда ввода read(surname)?
Использую PascalABCNET.
После написания такого кода программа не делает того, с чем прошу мне подсказать: var
name,surname:string;
begin
writeln(‘Введите, пожалуйста, ваше имя: ‘);
readln(name);
writeln(‘Введите, пожалуйста, вашу фамилию: ‘);
readln(surname);
end.
alen_marzz :
А вы уверены в том, что она не делает?) У вас ведь нигде и вывода нет.
Вы правы, работает. Вчера ночью почему-то не работало. После перезагрузки компьютера заработало. Наверно, что-то не так пошло, потому что тот же самый код запускал. Хорошо, что работает.
Думал, что я не понимаю чего-то.
Вспомнил. Дело не только в этом было. Суть в том, что не работал общий код, который был изначально. Именно это там не работало. Эти 2 ввода игнорировались. После вопроса, где нужно ввести 1 или 2 программа переходила на вопрос о возрасте. var
name, surname: string;
a, age: integer; BEGIN writeln (‘Connection…’);
writeln(‘Доброго времени суток, пользователь программы!’);
writeln(‘Вы находитесь в программной среде высшего интеллектуального творчества человечества.’);
writeln(‘Просьба вести себя осторожно, дышать ровно, следовать инструкциям и быть готовым нести ответственность за принятие своих решений.’);
writeln(‘Вы готовы? 1 — Yes/2 — No’);
writeln(‘Введите число:’);
read(a); case a of
1:writeln(‘Решение о вашем действии записано в информационное пространство Вселенной. Отмена действий невозможна.’);
0:write(‘Большие решения требуют серьёзной ответственности. Когда будете к этому готовы, можете в любой момент обратиться к программной среде.’);
else writeln(‘У вас только одно право на ошибку. Попробуйте ещё раз ввести 1 или 0.’);
end; writeln(‘Введите, пожалуйста, ваше имя, чтобы программа вам рассказала о его значении: ‘);
read(name);
writeln(‘Введите, пожалуйста, вашу фамилию, чтобы программа вам рассказала о её значении: ‘);
readln(surname);
writeln(‘Сколько вам лет, ‘,name,’?’);
readln(age); case age of
2..4,22..24,32..34,42..44,52..54,62..64,72..74,82..84,92..94,102..104,122..124:writeln(‘Вам ‘,age,’ года.’);
1,21,31,41,51,61,71,81,91,101,121:writeln(‘Вам ‘,age,’ год.’);
5..20,25..30,35..40,45..50,55..60,65..70,75..80,85..90,95..100,105..120,125,126:writeln(‘Вам ‘,age,’ лет.’);
else write(‘В настоящее время человечеством не доказано, что человек может столько лет жить на планете Земля.’);
end;
END.
alen_marzz :
Очень здорово, что программа запустилась. Но на будущее: когда вы просите помощи, лучше прикреплять полный код программы/подпрограммы. Иначе такая помощь выполняется почти вслепую.
Тот, что выше написал, полный код программы. В нём не работает то, что я описал в предыдущем сообщении.
readln(name) и readln(surname) не предлагают ввести данные. Сразу переходит программа на writeln(‘Сколько вам лет, ‘,name,’?’).
Тот, что выше написал, полный код программы. В нём не работает то, что я описал в предыдущем сообщении.
readln(name) и readln(surname) не предлагают ввести данные. Сразу переходит программа на writeln(‘Сколько вам лет, ‘,name,’?’). https://uploads.disquscdn.com/images/50fc00ceb7dc2e9dd91f0aa03bb9f56f324daffa4ccb6de35b673b7b01b26e14.png
Mr. Game :
writeln(‘Введите, пожалуйста, ваше имя, чтобы программа вам рассказала о его значении: ‘);
readln(name);
нужно писать не read, а readln
Источник: learnpascal.ru