С помощью графики в Паскаль можно рисовать фигуры и изображения, визуализировать математические вычисления и использовать элементы графики в компьютерных играх. Мы познакомимся как задавать графический режим в паскаль, рисовать точки, окружности, линии, выводить текст в графическом режиме паскаль.
Для того, чтобы рисовать графические фигуры в Паскаль нужно импортировать модуль GraphABC. В Паскаль это можно сделать с помощью команды uses GraphABC .
Чтобы начать работу с графикой в Pascal нужно задать окно для графики. В модуле GraphABC это можно сделать с помощью команды setWindowSize(x, y) , где x это ширина окна, а y высота.
С помощью модуля GraphABC на Паскале можно отобразить точку, линию, прямоугольник, прямоугольник с закруглёнными краями, окружность, дуга, сектор круга, можно вывести текст на экран.
Чтобы задать расположение объекта в графическом окне Паскаль, нужно указать его координаты в системе координат. Начало координат находится в левом верхнем углу окна для графики.Положительное направление оси X слева направо, оси Y сверху вниз. Чем больше X, тем правее точка, чем больше Y, тем точка ниже.
Обучение программированию на Pascal ABC. Часть 1. Как написать простую программу
В Pascal в модуле GraphABC был создан новый тип данных для цвета. Цвет задаётся с помощью строки clЦвет . Чтобы установить цвет рисования графических фигур в паскаль, необходимо использовать команду
Основные цвета в графических программах на паскале
clBlack – черный
clPurple – фиолетовый
clWhite – белый
clMaroon – темно-красный
clRed – красный
clNavy – темно-синий
clGreen – зеленый
clBrown – коричневый
clBlue – синий
clSkyBlue – голубой
clYellow – желтый
clCream – кремовый
clAqua – бирюзовый
clOlive – оливковый
clFuchsia – сиреневый
clTeal – сине-зеленый
clGray – темно-серый
clLime – ярко-зеленый
clMoneyGreen – цвет зеленых денег
clLtGray – светло-серый
clDkGray – темно-серый
clMedGray – серый
clSilver – серебряный
Рисование точки в Паскаль
putPixel(x, y, color) , где x и y это координаты точки, color это цвет точки.
Пример программы в паскаль рисование красной точки
uses GraphABC;
begin
setWindowSize(500, 500);
putPixel(30, 30, clRed);
end.
Рисование линии в Паскаль
line(x1, y1, x2, y2) x1, y1 это координаты начала линии, x2, y2 координаты конца линии.
Пример программы в Паскаль рисование линии
uses GraphABC;
begin
setWindowSize(500, 500);
line(30, 30, 40, 40, clBlue);
end.
Рисование прямоугольника в Паскаль
rectangle(x1, y1, x2, y2) x1, y1 это координаты первой точки, x2, y2 координаты второй точки.
Пример программы на паскаль рисование прямоугольника
uses GraphABC;
begin
setWindowSize(500, 500);
rectangle(200, 200, 320, 350);
end.
Для задания в Паскаль прямоугольника с закруглёнными краями используется команда roundRect(x1, y1, x2, y2, w, h) , x1, y1 это координаты первой точки, x2, y2 координаты второй точки, w и h это ширина и высота закругления краёв.
Среда программирования Pascal ABC (6 класс)
uses GraphABC;
begin
setWindowSize(500, 500);
roundRect(350, 300, 450, 340, 40, 40);
end.
Рисование окружности в Паскаль
drawcircle(x, y, r) где x и y это координаты центра окружности, r это радиус окружности.
пример программы на Паскаль рисование окружности
uses GraphABC;
begin
setWindowSize(500, 500);
drawcircle(47, 47, 10);
end.
Для того,чтобы нарисовать закрашенный круг используется набор команда
SetBrushColor(цвет заполнения круга);
SetPenColor(цвет границы);
cirlce(x, y, r) где x и y это координаты центра круга, r это радиус круга
Пример программы на паскаль для рисования закрашенного круга
uses GraphABC;
begin
setWindowSize(500, 500);
SetBrushColor(clGreen);
SetPenColor(clRed);
circle (100,100,50);
end.
Для рисования эллипса в Паскаль используется команда ellipse(x1, y1, x2, y2), где x и y координаты прямоугольника, ограничивающего эллипс.
uses GraphABC;
begin
setWindowSize(500, 500);
ellipse(100, 100, 150, 200);
end.
Задание дуги и сектора окружности в паскаль схожи. При их задании задаются координаты центра круга, по которому они будут отображаться, радиус этого круга и градусная мера дуги. При задании дуги на экран выводится только сама дуга. В отличии от дуги, при задании сектора отображается не только дуга, но и два отрезка, исходящие из центра окружности, они опираются на дугу.
Дуга рисуется в Паскаль с помощью команды arc(x, y, r, a1, a2) , Сектор в Паскаль рисуется с помощью команды pie(x, y, r, a1, a2) , где x и y это координаты центра окружности, r это радиус окружности, a1 это начальная градусная мера дуги, a2 это конечная градусная мера дуги. Дуги и секторы задаются против часовой стрелки.
Пример программы в паскаль рисование дуги и сектора
uses GraphABC;
begin
setWindowSize(500, 500);
arc(10, 200, 50, 0, 60);
pie(10, 300, 50, 0, 60);
end.
Для вывода текста на экран в графическом режиме Паскаль
используется команда textOut(x, y, s) , где x и y это координаты левой верхней части текста, s это выводящийся текст.
Пример программы на паскаль вывод текста в графическом режиме
uses GraphABC;
begin
setWindowSize(500, 500);
textOut(100, 200, ‘текст’);
end.
Для заливки отображённых объектов в Паскаль используется команда floodFill(x, y, color) , где x и y это координаты точки, находящейся в полости объекта.
Пример программы на паскаль рисование закрашенного прямоугольника
uses GraphABC;
begin
setWindowSize(500, 500);
rectangle(200, 200, 320, 350);
floodFill(250,250, clRed);
end.
В модуле GraphABC в Pascal можно изменять само перо. Для изменения цвета используется setPenColor(color) . Для изменения толщины используется setPenWidth(px) , ширина кисти измеряется в пикселях. Для изменения стиля пера используется команда setPenStyle(x) , в качестве аргумента туда вводится стиль пера, их существует три типа (clSolid, clClear, clDash).
При выведении текста можно изменять его цвет и стиль., для этого есть команда setFontColor(color) и setFontStyle(fsStyle) . Существуют стили fsNormal (обычный), fsBold (полужирный), fsItalic (курсив) и fsUnderline (подчёркивание), можно создавать и их комбинации, например, fsBoldItalicUnderline.
Полезно почитать по теме графика в паскаль
Источник: itrobo.ru
«Знакомство со средой Pascal ABC. Программа, структура, написание»
Цели: 1) образовательная: изучение основных понятий, таких как язык программирования, алфавит языка программирования, программа, типы данных, структура программы, операторы, переменные, константы; 2) развивающая: сформировать общее представление о языках программирования; 3) воспитательная: воспитать познавательный интерес к предмету, сформировать такие качества как усидчивость, аккуратность, внимательность. Ход урока 1. Организационное начало урока
Все готовы к уроку? Кто отсутствует? 2. Сообщение темы урока На сегодняшнем уроке мы будем изучать новую тему, запишите у себя в тетрадях Знакомство со средой Pascal ABC. Программа, структура, написание. 3. Изучение нового материала Запишите у себя в тетрадях Языки программирования – это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
Записи на языке программирования называются программами. Изучение этого языка мы начнём с его алфавита – набор допустимых символов, которые можно использовать для написания программ. Запишите у себя в тетрадях В алфавит языка Pascal входят следующие символы: 1. 26 букв латинского алфавита от А до Z; 2. Буквы кириллицы от А до Я; 3. Цифры от 0 до 9; 4. Знаки арифметических операций: + , — , * , / , ^ , ; 5. Знаки отношений: = , < , >; 6. Специальные символы: пробел , » (кавычки) , # , $ , , % . В языке Паскаль используется различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных.
Картинками
Класс 9, урок 6
Тема: «Знакомство со средой Pascal ABC . Программа, структура, написание».
1) образовательная: изучение основных понятий, таких как язык программирования, алфавит языка программирования, программа, типы данных, структура программы, операторы, переменные, константы;
2) развивающая: сформировать общее представление о языках программирования;
3) воспитательная: воспитать познавательный интерес к предмету, сформировать такие качества как усидчивость, аккуратность, внимательность.
Ход урока
1. Организационное начало урока
Все готовы к уроку? Кто отсутствует?
2. Сообщение темы урока
На сегодняшнем уроке мы будем изучать новую тему, запишите у себя в тетрадях Знакомство со средой Pascal ABC . Программа, структура, написание.
3. Изучение нового материала
Запишите у себя в тетрадях
Языки программирования – это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи на языке программирования называются программами.
Изучение этого языка мы начнём с его алфавита – набор допустимых символов, которые можно использовать для написания программ.
Запишите у себя в тетрадях
В алфавит языка Pascal входят следующие символы:
1. 26 букв латинского алфавита от А до Z;
2. Буквы кириллицы от А до Я;
3. Цифры от 0 до 9;
4. Знаки арифметических операций: + , — , * , / , ^ , ;
5. Знаки отношений: = , < , >;
6. Специальные символы: пробел , » (кавычки) , # , $ , , % .
В языке Паскаль используется различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных.
Запишите у себя в тетрадях: «Структура программы на языке Паскаль»
Ø Раздел описаний (состоит из раздела описания констант ( const ) , раздела описания переменных ( var ) )
Ø Тело программы (начинается со слова begin … end ) – блок описания действий
begin … end – операторные скобки
; — отделение операторов друг от друга
Общий вид программы
. . .
опеpатоp_N;
Общий вид программы:
Имя программы состоит не более, чем из 8 знаков, начинается с буквы и содержит буквы, цифры и знаки подчеркивания.
Числа в Паскале различаются как целые и действительные (вещественные), и соответственно применяются основные описатели типов integer (целый) и real (вещественный), например:
Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип. Описание каждого типа заканчивается точкой с запятой.
Важные правила, которые надо запомнить:
Ø Программа начинается со слова program и заканчивается словом end с точкой.
Ø Операторы, разделы и описания разделов заканчиваются точкой с запятой.
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read ( read – читать) или readln ( read line – читать строку).
Например, readln ( i , j );
— При выполнении пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, к каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. В нашем примере оператор требует ввода двух чисел. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша или < Enter >. Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало строки, а по оператору read этого не происходит.
— Вывод результатов происходит по оператору write ( write – писать) или writeln ( write line – писать в строку).
write (список вывода);
writeln (список вывода);
Список вывода — перечисленные через запятую имена результатов или арифметические выражения, являющиеся результатом работы программы. Также в список вывода, для пояснения, входят заключенные в апострофы тексты. Например: write (‘х = ‘, х);
Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.
Рассмотрим задачу: найти расстояние по скорости и времени. Кто выйдет к доске и напишет алгоритм решения этой задачи на алгоритмическом языке?
Алгоритмический язык
Язык программирования
Источник: znanio.ru
Учебник по программированию.
В данном параграфе мы познакомимся со средой программирования PascalABC.NET. На первый взгляд данный материал надо было дать в начале книги. Почему я не стал этого делать? Прежде чем я начал писать данную книгу, я прочитал множество других. На тот момент, когда я ещё не имел опыта программирования, и если книга начиналась с описания среды программирования, то 90% информации я не понимал.
Когда я уже получил небольшой опыт, то мне пришлось вернуться к данному вопросу.
На данном этапе мы уже многое изучили и получили неплохой опыт программирования. Думаю, что до сих пор вам нужно было уметь только набирать текст программы, запускать программу на выполнение и сохранять код программы на жёсткий диск. Мне самому при написании примеров для этой книги этого было вполне достаточно.
Далее наши программы будут сложнее и объёмнее. Поэтому теперь нам необходимо узнать больше о среде программирования PascalABC.NET.
Для начала разберём – что такое PascalABC.NET? Для ответа на этот вопрос я приведу два предложения из справки:
- PascalABC.NET – это язык Delphi (Object Pascal) для платформы Microsoft .NET, содержащий все основные элементы современных языков программирования…
- Система PascalABC.NET включает в себя также простую интегрированную среду, ориентированную на эффективное обучение программированию.
Получается, что с одной стороны PascalABC.NET – это язык программирования, с другой это интегрированная среда для программирования. Если у кого-то возникали вопросы по этому поводу, то надеюсь, что вопрос исчерпан.
Думаю, теперь стало ясно, что PascalABC.NET это не язык Pascal. Дело в том, что PascalABC.NET – язык, созданный специально для обучения, и за его основу взят язык Pascal. Поэтому PascalABC.NET в некоторых случаях отличается от TurboPascal.
Идём дальше. Что такое интегрированная среда. Слово интегрировать обозначает объединение в единое целое каких либо отдельных частей. Значит, в интегрированной среде объединены какие-то отдельные части.
Нам уже известно, что код программы представляет собой текстовый файл. Что бы этот код перевести в машинный необходима программа, которая называется компилятором. Как раз интегрированная среда программирования и объединяет в себе текстовый редактор, для написания кода, и компилятор, который этот код переводит в машинный.
Так же интегрированная среда имеет определённые возможности для отладки кода. Отладка кода – это исправление ошибок. Если вы не просто читаете книгу, а сами решали предложенные в ней задачи, то наверняка ни одной программы вы не написали сразу без ошибок. И ни одна, написанная вами программа, не заработала сразу правильно.
Я, конечно, не буду утверждать, но, на мой взгляд, написать более менее сложную программу сразу и без ошибок невозможно. Так вот как раз интегрированная среда очень хорошо помогает программисту в отладке программ.
Так же интегрированная среда PascalABC.NET содержит в себе справку, в которой содержится материал по языку и примеры программ для самообучения.
Плюс ко всему в PascalABC.NET есть обучающая программа, в которой вы можете найти множество задач по различным темам и сверить свой ответ с правильным.
Обо всём этом и пойдёт речь в данном параграфе.
При написании учебника, я придерживался принципа, при котором изучение параграфа должно занимать один подход. Т.е. вы сели, изучили материал параграфа, затем выполнили задания. Всё это предположительно можно сделать за один раз. Этот параграф за раз изучить вероятнее всего не получится.
Тем не менее, я не стал его делить по той причине, что вся информация в нём относится к одной теме. Поэтому изучайте данный параграф порциями, которые определяйте сами для себя.
В конце параграфа в качестве задач для самостоятельного решения будет предложено решить задачи из электронного задачника по программированию, который заложен в PascalABC.NET. Если за один подход весь параграф изучить не получится, то для того, что бы не заниматься только теорией, можете изучить последний раздел данного параграфа, в котором как раз идёт описание этого задачника, и начать решать задачи из него. Их там достаточно много и хватит не на один день.
Текстовый редактор, в котором вы набираете код программы, называется редактором кода. Т.к. плюс к тому, что делает просто текстовый редактор, редактор кода делает ещё то, что нужно только программисту для написания кода программ.
В этом учебнике я не буду расписывать то, что может делать обычный текстовый редактор. Тем белее, что написав не одну программу, вы уже знакомы с основными принципами работы в нём. Далее буду писать только о тех возможностях, которые нужны программисту.
Выделение текста различным цветом.
Думаю, что вы уже обратили внимание на то, что в текстах программ буквы в том или ином случае имеют различные цвета. Это потому, что редактор кода подсвечивает или выделяет шрифт слов в зависимости от их назначения. Далее в таблице приведу, что и как выделяет редактор кода:
Источник: www.dvkuklin.ru