Как писать программу в лазарусе

Книга является учебником по алгоритмизации и программированию. В учебнике описан язык Free Pascal и среда визуального программирования Lazarus. Free Pascal и Lazarus являются мощными и свободно распространяемыми средствами программирования. В книге приведено большое количество примеров алгоритмов и программ. Особое внимание уделено работе с визуальными компонентами, их свойствами и методами.

Подробно описаны такие этапы программирования как работа с подпрограммами и файлами. Также в книге можно по — знакомиться с основами объектно-ориентированного программирования и графическими средствами Lazarus. Книга содержит 25 вариантов заданий для самостоятельного решения по всем рассматриваемым темам. Издание предназначено для школьников, студентов, аспирантов и преподавателей, а также для всех, кто изучает программирование на Free Pascal и Lazarus

Источник: codernet.ru

Уроки программирования в Lazarus. Урок №1. Обзор среды программирования, типов проектов в Lazarus

Отладка приложений в Lazarus.

Delphi в Internet

уважаемые посетители блога, если Вам понравилась, то, пожалуйста, помогите автору с лечением. Подробности тут.

Да, господа, я снова сегодня буду говорить про Lazarus 🙂 Вообще к этой IDE отношение, как у меня самого, так и у всех, кто хоть раз его попробовал использовать в работе самое неоднозначное. Начиная от выкриков типа “Его (Lazarus) надо было убить в зародыше”, до хвалебных “На Lazarus можно писать эффективные коммерческие приложения! Всё есть!”. Как водится – истина где-то рядом.

Я, конечно, не на столько хорошо знаком с Lazarus как те люди, которые разрабатывает на нем коммерческие продукты, но пока могу сказать, что в плане создания нормальных расчётных программ Lazarus вполне годится. Под “нормальной” я подразумеваю программу, которая используется повседневно, не глючит, не выдает “косяки”, обладает дружественным интерфейсом и т.д. и т.п. Как обстоят дела на более глубоком уровне типа создания программ для работы с графикой, звуком и пр. сказать пока не могу так как работать в этой области довелось очень мало даже в Delphi.

Читайте также:
В какой программе можно обрезать и склеивать музыку

Одной из проблем, которая встает перед человеком, решившим, что Delphi ему не по карману, становится проблема отладки приложения. И, что тут говорить, если по кросскомпиляции Lazarus пока ещё впереди Delphi, то в плане отладки он далеко-далеко позади и приходится подчас при отладке приложения Lazarus выписывать такие фокусы, что самому становится жутковато от того, что написано в Watch-листе. Рассмотрим пару небольших примеров отладки в Lazarus.

Все мы (кто большую часть времени работает с Delphi) привыкли к этим красивым подсказкам отладчика. Создал массив, присвоил в программе значения элементам массива, запустил под отладчиком, навел курсор мышки на переменную и вот оно:

mass_delphi

[Пишем программы на Lazarus]. Пишем калькулятор

Хочешь – массив вдоль, хочешь – поперек. Как говорится, все 33 удовольствия. А, что мы имеем в Lazarus? Тот же массив, но в Лазаре:

mass_lazarus_1

mass_lazarus_2

Как видите, и ни вдоль и не поперёк. Вообще никак. И неподготовленный к такому повороту событий человек может даже впасть в ступор :). Но, если уж очень надо посмотреть на значения элементов массива, а то и изменить по ходу отладки какое-либо значение, то можно воспользоваться следующим вариантом:

Ставим breakpoint в подходящем месте. Например, на рисунке я поставил точку останова на end процедуры по той причине, что мне необходимо узнать значение последнего элемента массива (с индексом 3). Далее заходим в:

Вид – Окна отладки – Окно наблюдений

mass_lazarus_3

Жмем правую кнопку мыши и добавляем следующее наблюдение:

И получаем аккурат, то, что и хотелось – значение четвертого элемента массива:

mass_lazarus_4

Если надо по ходу отладки поменять значение в массиве, то необходимо воспользоваться

окном “Вычислить/изменить”, которое вызывается нажатием Ctrl+F7 и выглядит следующим образом:

mass_lazarus_5

Согласен, этот способ далеко не так удобен, как в Delphi, но другого судя по всему в Lazarus и нет. И здесь видимо стоит отметить момент почему все так “плохо”. Дело в том, что в Lazarus используются отладчик под названием GDB.

Читайте также:
Программа для настройки геймпада пс4

GDB – это не разработка команды Лазаруса, это даже не специализированны отладчик для Pascal – это совершенно другой проект, который изначально разрабатывался Столманом и был нацелен, как впрочем и сейчас, далеко не на Lazarus и Pascal. Отсюда и вытекают большинство проблем отладки – GDB просто не понимает (и не стремится понять в обозримом будущем) многих Pascal-подобных свойств. Вроде бы в версии Lazarus 0.9.28 доработали отладку вложенных процедур (не проверял), но остались весьма неприятные моменты с классами.

Рассмотрим простой пример. Есть следующий класс:

type TSuperClass = class private FField1: string; FField2: integer; public property Field1: string read FField1 write FField1; property Field2: integer read FField2 write FField2; end;

Как известно, посмотреть значение любого из двух свойств класса в Delphi не составит никакого труда. В Lazarus+GDB опять всё не так гладко. Попробуем посмотреть значение свойства Field1:

mass_lazarus_6

Опять ошибка в синтаксисе. Воспользуемся снова окном “Вычислить/изменить” или окном наблюдений (как угодно). Попробуем по примеру с массивом записать:

SuperClass^.Field1

И…ни-фи-га. А вот, если обратиться не к свойству, а к полю получим результат, как показано на рисунке:

mass_lazarus_7

Из этого примера следует, что если свойство не имеет своего поля, например, вычисляется на основании значений других полей, то его значения вам никак не “выудить” и работать придётся практически вслемую или использовать что-то типа ShowMessage() для вывода значений.

Вот пожалуй, два наиболее показательных примера работы с отладчиком в Lazarus, с которыми может столкнуться большинство. Что тут сказать? “Бесплатный сыр” он только в мышеловках бывает и за всё приходится платить. Хотите удобства – Delphi, хотите “бесплатности”, открытости – Lazarus, но приготовьтесь платить за это потраченными нервными клетками или дописывайте GDB, что, в принципе одно-на-одно и выйдет :).

Источник: webdelphi.ru

Lazarus. Знакомство со средой

Программирование на языке Python (§ 54 - § 61)

Окно Редактора кода
На момент первого запуска
оно имеет заголовок Unit1
Окно для написания
программного кода
программы
Текст программы
разбивается на
части – процедуры и
функции.
Основную работу
программист
производит именно
здесь.

9. Окно Редактора кода

Порядок создания приложения
1. Создать новый проект:
Файл – Создать – Приложение – ОК
Сохранить проект в отдельной папке!
2. Создать графический интерфейс
проекта;
3. Написать программный код;
4. Отладить программу.

Читайте также:
Как восстановить программу дисковода

10. Порядок создания приложения

Урок 1_2. Первая программа
Цель:
• создать свою первую программу;
• познакомиться с редактором исходного кода;
• узнать как компилировать программу.
Задание. Создать проект, который после щелчка на
кнопке выводит в поле надписи текст: «Я
программирую. »
Используем три компонента:
TForm (Форма)
Label (Надпись)
TButton (Командная кнопка)

11. Урок 1_2. Первая программа

I. Создание нового проекта
1. Открываем Лазарус.
Выполняем команду: Файл – Создать –
Приложение – ОК.
Сохраняем проект в СПЕЦИАЛЬНО созданную
папку!
Для этого: Файл – сохранить как – выбрать
папку
2. Проверим, что сохранены все файлы.
3. Закроем проект щелчком по крестику в
главном окне программы.
4. Найдем в папке файл project1.lpi – это
основной файл проекта. Запустим его.

12. I. Создание нового проекта

II. Создание графического интерфейса
проекта
Разместите на форме
компоненты:
Кнопку (Button)
Надпись (Label)

13. II. Создание графического интерфейса проекта

Установите новые значения для свойств:
Объект
Имя
Свойство
Значение
Форма
Form1
Caption
Моя первая программа
Надпись Label1
Caption
Пустая строка
Кнопка Button1
Caption
Вывести сообщение

14. II. Создание графического интерфейса проекта

Установите для метки Lable1 свойства:
Объект
Имя
Свойство
Значение
Надпись Label1
Font
Arial
Надпись Label1
Size
20
Надпись Label1
Style
Полужирный

15. II. Создание графического интерфейса проекта

III. Программирование
Событие
Щелчок по «Кнопке»
Изменяются Свойства
Метки
Событие
Button1Click
Label1.Caption
label1.Caption:=’Я программирую!’;

16. III. Программирование

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
label1.Caption:=’Я программирую!‘;
end;

17. III. Программирование

IV. Отладка программы
щелкнуть по кнопке Запустиь на
панели инструментов;
выбрав команду Запуск — Запустить в
главном меню;
нажав клавишу
В папке проекта создается EXE файл.

18. IV. Отладка программы

Задания для самостоятельного
выполнения
Задание 1. Создайте приложение, разместите на
форме компоненты:
Buton1, Edit1 (Текстовое поле) так как показано
на образце.
По щелчку на кнопке нужно заменить текст в
заголовке окна на текст введенный
пользователем в текстовое поле.

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru