Во введении дипломной работы есть несколько обязательных компонентов, которые нужно описать и раскрыть. Помимо цели, задач, объекта и предмета научного исследования, это еще и методология.
Если у вас возникли сложности с описанием методов исследования, эта статья поможет вам с ними разобраться.
Что собой представляют методы научного исследования?
Методы исследования — это набор теоретических и практических приемов, с помощью которых получают определенные знания, умения и навыки, а также собирают данные. То есть, это все те способы решения задач проекта и достижения поставленной в исследовании цели.
Благодаря методологии, вы можете соотнести данные исследования с другими фундаментальными науками, в том числе философией, и понять если не степень и уровень, то место своих достижений среди прочих.
Существует огромное количество научных методов. Выбор конкретной методологии зависит от темы, цели и специализации исследовательского проекта.
Каким требованиям должны отвечать методы
При выборе конкретного метода убедитесь, что он:
4. Цель и задачи исследования, гипотеза
- дополняемый и дополняющий. Это значит, что выбранный вариант расширяет или изменяет другие, помогает быстрее и легче достигать поставленной цели;
- научный. То есть, уже использовался учеными и исследователями на практике, публиковался в статьях и учебниках;
- объективный, результатам которого можно доверять;
- специфичный, подходит именно для этой темы или области знания.
При выборе количества методов ориентируйтесь на то, способны ли все они решить поставленные в работе цели и задачи.
Какие существуют методы
Есть 2 большие категории методов:
- Общие. Их можно применять в любой отрасли и науке, при любой теме исследования;
- Частные. Они используются в определенной сфере.
Общенаучные методы
Общенаучные используются давно и подходят для любых теоретических разработок и практических экспериментальных проектов. С их помощью вы можете обработать источники информации, документы, данные, полученные эмпирическим путем, статистические сведения.
Рассмотрим несколько универсальных вариантов. Их можно разделить на теоретические и эмпирические.
Метод
В чем заключается
Объект раскладывают на части, а затем последовательно описывают. Вначале характеризуют частные положения, а затем, опираясь на них, изучают основные принципы. Очень важно детально рассматривать и разбирать факты и явления.
Здесь важно характеризовать объект исследования путем описания связей и зависимостей каждой из его частей. Главный принцип — обобщение и соединение.
Здесь предполагается, что вы будете сопоставлять предметы или явления и искать их сходства и различия.
Предполагает изучение частных фактов и положений, которые приводят к общей мысли. Чтобы сделать заключение о качестве или признаках какого-то множества, не нужно изучать все множество. Достаточно изучить какую-то показательную их часть.
Методы исследования в курсовой и дипломной работе. Как правильно написать? Примеры
Работает противоположным индукции способом. Есть какая-то общая мысль, и чтобы ее изучить, нужно вывести из нее частные положения.
В его основе лежит перенос известных сведений о предмете на пока не изученные предметы.
Объекты рассматриваются и изучаются в реальных условиях существования.
У каждого объекта есть основные и второстепенные признаки, свойства, качества. Абстрагирование исключает второстепенные, чтобы сконцентрироваться на основных.
Явлению или предмету ищут аналог, но обязательно с отличительными признаками оригинала.
Суть его в том, чтобы распределить предметы и явления по группам. В качестве критерия распределения нужно брать общий признак или отдельный показатель.
Объект или предмет оцениваются как система. Учитываются все факторы, которые на них влияют.
А теперь обратимся к эмпирическим
Метод
В чем заключается
Это когда вы передаете структуру или сущность объекта знаками: схемами, формулами и математическими символами.
Создаются искусственные условия, в которые помещается объект. В ходе его нахождения в этих условиях фиксируются результаты. Перед началом эксперимента не забудьте составить четкий план.
Данные об объекте изучения собираются с помощью различных органов чувств. Чтобы данным можно было доверять, позаботьтесь о выполнении всех необходимых для этого условий.
Это дополнительный способ узнать больше о предмете, получить ранее неизвестную информацию.
Суть измерения — получение различных цифровых данных, выражающих различные качества объекта исследования.
То же, что интервью и анкетирование. Характерен для гуманитарных дисциплин. Проводится устно или письменно.
Частные методы
Частные — это те методики, которые характерны для отдельной специальности. Обычно они прописываются в методических рекомендациях, учебных пособиях и находятся на кафедре или у научного руководителя. Именно с их помощью получают наиболее качественные данные.
Рассмотрим 3 дисциплины и характерные для каждой из них методы.
Экономика. Исследовать эту дисциплину лучше всего с помощью:
- анализа (нормативного, позитивного, статического и др.);
- экономико-математического моделирования;
- построения экономических гипотез.
Филология. Лучше поддается исследованию при помощи:
- анализа (мотивного, дистрибутивного, дискурсного и др.);
- лингвистического эксперимента;
- дихотомии;
- контент-анализа;
- трансформационного синтеза и анализа;
- лексикографической статистики и др.
Педагогика и психология. Изучается легче, если:
- изучать результаты творчества учеников;
- брать интервью, организовывать беседы;
- создавать включенное наблюдение;
- организовывать тестирование и анкетирование и др.
Как написать методы
Для этого используйте стандартные речевые конструкции:
- в основе данной работы лежат положения. ;
- положениями, составившими методологическую основу исследования, являются. ;
- дипломный проект основан на методологии. ;
- в ходе исследования были задействованы следующие методики.
Если есть возможность, перечислите исследователей, которые занимались темой до вас. Можете описать контекст исследований, а также то, чего успели добиться перечисленные авторы.
Ученые должны быть упомянуты в хронологическом порядке.
Пример описания метода исследования в дипломной работе
Заключение
Какие бы методы вы ни выбрали, важно помнить, что они должны соответствовать поставленным задачам. Это поможет получить полные и объективные сведения об изучаемом предмете. Если вы ошибетесь в выборе, то получите неполные и субъективные результаты, а это совсем не то, что позволит вам получить высокую оценку. Не забывайте пояснять выбранную методологию исследования — так вы и сами поймете, оправдан ли выбор.
Остались вопросы? Не стесняйтесь их задать опытным экспертам Studently. Они помогут решить любую проблему.
Источник: studently.ru
Пример программы исследования
Составляется договор о проведении исследования (или пишется Приказ вышестоящего руководителя при проведении внутренних исследований), в котором фиксируются цели и задачи проведения исследования, методы, параметры и сроки проведения исследования, денежные расчеты между сторонами и прочие условия проведения исследования.
Составляется Анкета (если это необходимо), она тестируется (пилотаж), собирается команда интервьюеров, и они проходят инструктаж, а если это необходимо, специальный тренинг. Подготавливаются бланки и специальные формы, вносятся коррективы в Анкету, в план выборки, составляются кодировочные листы, если это необходимо, утверждаются процедуры съема информации, подготавливаются, если это необходимо, раздаточные материалы, специальное оборудование, аудио и видеоаппаратура.
Производится собственно опрос респондентов (экспертов), фокусирование в группе, сбор вторичной информации и т.п. Параллельно структурами исполнителя или заказчика контролируется правильность действий полевых сотрудников (интервьюеров) и соответствие согласованным процедурам. Осуществляется выборочная перепроверка полученной информации.
Собранная информация кодируется и вносится в базу данных исследования в одном из стандартных форматов (пакетов) для анализа статистических данных, например: Excel, SPSS, IMS, DATA-frend, DASolution и т.д.
Включает как простой статистический подсчет распределения полученных ответов, – так называемые «линейные распределения» (на исследовательском жаргоне – «линейки»), а также подсчет средних величин, моды, медианы, построение таблиц «парных распределений», так и более сложную математическую обработку – расчет корреляционных связей, факторный, кластерный анализ и т.п.
На этом этапе полученные данные и взаимосвязи должны получить логическую (социологическую, экономическую, маркетинговую) интерпретацию. Гипотезы будут подтверждены либо опровергнуты. Появятся новые гипотезы, выводы и рекомендации.
Подведение итогов. Руководству компании (или заказчику) и в письменной (Отчет) и в устной (Доклад) форме должно быть изложено достижение (или не достижение) целей, ставившихся при постановке задач проведения маркетингового исследования.
![]() |
«Исследования театрального рынка г. Москвы»
Проведено весной 2000 года под руководством Березина И. С. в Институте Социальных Связей.
Цели проводимого исследования Проведение данного исследовательского проекта преследует прежде всего обучающие цели: познакомить студентов 3-го курса с практическими методами проведения исследований и дать им возможность опробовать эти методы на практике. В качестве прикладных целей ставится задача получить некоторые количественные оценки театрального рынка: объем спроса, приемлемость уровня цен, состав аудитории, жанровые предпочтения, факторы, оказывающие влияние на посещение театров москвичами. В целом, данное исследование по целям можно охарактеризовать как поисковое. Гипотезы, подлежащие проверке 80% взрослых горожан хотя бы один раз в год посещают театр. Основная масса посещений (более 60%) приходится на долю граждан, посещающих театр регулярно (более 10 раз в год). Женщины составляют две трети посетителей театров. Основными причинами, почему москвичи не ходят в театр чаще, являются: нехватка времени и недостаток информации о театральных постановках в столице. Ценовой фактор играет достаточно значимую роль, хотя и меньшую, чем нехватка времени и информации. Такую же роль (как фактор цены) играет отсутствие подходящей компании, особенно для мужчин, которые ходят в театр преимущественно с женами или подругами. За билет на относительно плохие места (балкон, дальние края и т.п.) москвичи готовы платить до 100–150 рублей. За билет в первые ряды и середину партера – 250–300 рублей. Наиболее популярными жанрами являются мюзиклы, комедии и исторические драмы. Билеты покупаются в основном за 10–15 дней до дня спектакля. Основным местом приобретения билетов являются городские театральные кассы и лотки в метро. Определение методов проведения исследования В качестве методов проведения исследования были выбраны: Массовый опрос потенциальных потребителей: жителей г. Москвы в возрасте от 16 до 65 лет (600 человек). Непосредственное наблюдение во время спектакля (40 постановок). Спецификация используемых понятий и переменных Театр – любое помещение, в котором на регулярной или эпизодической основе осуществляется демонстрация спектаклей. Спектакль – любое действие, разыгрываемое «в живую» (не в записи) профессиональными актерами. Посещение – присутствие одного человека (зрителя) на спектакле в течение хотя бы 0.5 часа. Предполагает предварительное приобретение билета. Пол (респондента) – определяется визуально, традиционно (мужской или женский). Возраст – число прожитых лет, определяется респондентом самостоятельно, фиксируется интервально: 18-24 года; 25-35 лет; 36-49 лет; 50-65 лет. Доход – выражается в рублях, рассчитывается совокупно на семью, измеряется интервально, называется самим респондентом. Образование – называется самим респондентом, измеряется качественно, в соответствии с общепринятой классификацией: среднее, среднее специальное, высшее. Способы измерения переменных Переменные: «посещение», «цена», «доход» и «приобретение» будут измеряться количественно, соответственно: в разах, рублях и днях. Остальные переменные будут измеряться номинально и качественно. Описание процедуры организации наблюдения Массовый опрос будет проводиться в период с 1 по 31 марта 2001 года. Выборка квотная. Место и время проведения опроса значения не имеют. Вопросы должны зачитываться интервьюером четко и внятно, без интонационного окрашивания. При необходимости вопрос следует повторить. Отмечать ответы в анкете следует четко различаемым знаком (круг, квадрат, галочка). Необходимо отметить только один ответ, если иное не предусмотрено формулировкой вопроса. При этом следует использовать шариковую ручку с синими или черными чернилами. Наблюдение будет осуществляться в период с 15 февраля по 15 мая 2000 года, в процессе посещения спектакля. Специальная форма наблюдения должна быть заполнена в течение 24 часов после окончания спектакля. Обобщающее обсуждение будущего анализа собранных данных Собранная информация будет подвергнута количественному анализу. Поскольку в качестве ключевых задач поставлено: определение частоты посещения театральных постановок, допустимого уровня цен на билеты, привлекающих и сдерживающих факторов, жанровых предпочтений; а также влияния на них пола, возраста и дохода респондента, помимо анализа частотных распределений и средневзвешенных величин будет проведен также корреляционный анализ. Определение сроков проведения исследования и предоставления полученных результатов Поскольку цели исследования носили преимущественно методический характер, сроки проведения были обозначены мягко: февраль-июнь 2000 г. В реальности основная работа была проведена в период с 15 марта по 15 июня. При необходимости подобный объем работы можно было провести за 5-6 недель. Определение состава участников исследования и их квалификации Исследование было проведено силами студентов 3-го курса и сотрудников Института Социальных Связей, без привлечения дополнительных специалистов со стороны. В качестве руководителя исследовательского проекта выступил Березин И.С., имеющий опыт руководства более чем 20 исследовательскими проектами. Определение бюджета исследования Поскольку данное исследование проводилось в рамках учебно-практического семинара «Методы исследования рынков в маркетинге и социологии», прямые затраты заказчика (Институт Социальных Связей) были весьма невысокими – в пределах 20-25 тысяч рублей (менее одной тысячи долларов). |
Источник: studopedia.su
Цели и задачи научного исследования
Цели и задачи научного исследования: понятие и значение
Любая научная работа предполагает постановку целей и задач исследования. Без этого она будет лишена логического построения.
Формулировка целей и задач исследования во Введении к магистерской, дипломной или курсовой работе студентов входит в число обязательных структурных элементов.
Цель исследования отвечает на вопрос: «Какой результат планируется получить?». Задачи: «Какими путями это достигается?».
Задачи научного исследования – это промежуточные этапы достижения цели. Чтобы полностью достичь поставленной цели нужно решить некую совокупность задач. При этом, если хотя бы одна задача не будет решена, то и соответственно, и цель исследования не будет достигнута.
Таким образом, цель исследование в курсовой, дипломной, магистерской работе – это макси-цель. Задачи – это мини-цели. которые в своей совокупности помогают достигать макси-цель.
Формулировка цели и задач научного исследования
Цель исследования неразрывно связана с предметом научного исследования. В общем плане, и цель, и предмет исследования напрямую связаны с выбранной темой исследования. Поэтому при формулировке цели (целей) исследования нужно отталкиваться от заданной темой работы.
В научной работе цель (цели) могут формулироваться с помощью глаголов или существительных:
- анализ (проанализировать)…
- исследование (исследовать)…
- выработка (выработать)…
- уточнение (уточнить)…
- определение (определить)…
- разработка (разработать)…и т.д.
Задачи исследования в своей совокупности должны полностью разрешать поставленную цель. Если сформулировать лишние задачи, можно уйти от темы исследования в сторону. Если не полностью – не раскрыть ее.
В научной работе задачи формулируются, как правило, с помощью глаголов:
- исследовать…
- выявить…
- проанализировать…
- рассмотреть…
- провести…
- охарактеризовать… и т.д.
Задачи исследования, как правило, соответствуют названиям параграфов или глав курсовой, дипломной, магистерской работы. Главы работы – это большие задачи, параграфы – маленькие задачи (подзадачи). Название каждой главы научной работы является своего рода промежуточной целью, решить которую позволяют задачи – параграфы этой главы.
Примеры (образцы) формулировки целей и задач исследования в магистерской диссертации, дипломной и курсовой работе
Чтобы теория была более понятна, рассмотрим формулировку целей и задач исследования на конкретных примерах.
Например, задана курсовая работа на тему: «Уголовная ответственность за превышение полномочий в Российской Федерации».
Соответственно в общем виде цель исследования можно сформулировать как: «Исследовать вопросы теории и практики уголовной ответственности за превышение полномочий в Российской Федерации».
Для того, что раскрыть эту тему (достичь цели исследования), нам нужно (обобщенно):
- Исследовать научные положения по вопросам понятия и места данного состава преступлений в уголовном праве РФ.
- Раскрыть объективные и субъективные признаки превышения должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ).
- Охарактеризовать квалифицирующие признаки превышения должностных полномочий (ч.ч. 2, 3 ст. 286 УК РФ).
- Исследовать судебную практику по вопросам привлечения к уголовной ответственности по ст. 286 УК РФ.
Это будут задачи исследования темы.
Такой вариант формулировки цели и задач исследования абсолютно допустим, если речь идет о курсовой работе. Однако в более серьезных научных работах, таких, как магистерская диссертация или дипломная работа, недостаточно просто исследовать тему, т.е. провести анализ каких-либо вопросов. Здесь нужно дополнительно выявить теоретические и практические проблемы, и кроме этого, предложить пути их разрешения.
Применительно к магистерским диссертациям и дипломным работам по юридическим дисциплинам это может выглядеть следующим образом.
Цель исследования – это решение некой большой научной задачи, которая в итоге должна привести к новому научному знанию. Поэтому с научной точки зрения нужно проанализировать и синтезировать имеющееся в теории и практике положения и проблемы, и на их основе сформулировать авторские выводы и выработать конкретные предложения по совершенствованию правовой сферы.
Поэтому в магистерской диссертации или дипломной работе формулировать цель исследования нужно сложнее:
- Исследовать сущность, проблемы и перспективы совершенствования норм об уголовной ответственности за превышение полномочий в Российской Федерации.
- Исследовать сущность и проблемы уголовной ответственности за превышение полномочий в Российской Федерации, а также выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.
- Разработать и обосновать теоретические положения об уголовной ответственности за превышение должностных полномочий в Российской Федерации, выявить научные и практические проблемы, возникающие при ее реализации и выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Чем выше научный уровень письменной работы студента, тем сложнее и объемнее должна быть сформулирована цель исследования.
С формулировкой задач исследования в данном случае гораздо проще. Они, как указывалось выше, отражают названия параграфов работы. И если план магистерской диссертации или дипломной работы составлен логически верно – т.е. раскрытие вопросов параграфов позволяет в своей совокупности раскрыть тему магистерской диссертации или дипломной работы, то нужно просто переписать их названия в задачи работы, добавив соответствующие глаголы.
Цель исследования должна полностью соответствовать и тем результатам, которые отражены в Заключении работы. Если не предложено никаких мер по улучшению отдельных направлений в правовой сфере, то нельзя писать, что целью работы является разработка мер по совершенствованию норм права. Иначе, можно сделать вывод, что цель исследования не достигнута.
Источник: studentprof.ru