Как писать авторские программы

В системе дополнительного образования разработаны и в течение ряда лет реализуются авторские образовательные программы, которые могут стать основой как предпрофильных курсов (ориентационных, ознакомительных), позволяющих девятиклассникам составить представление о различных профессиональных сферах и определиться относительно будущего профиля обучения в старшей школе, так и элективных курсов (курсов по выбору) в составе того или иного избранного школой профиля.

Оценить 364 1

Содержимое разработки

Методические рекомендации по подготовке авторских программ

В системе дополнительного образования разработаны и в течение ряда лет реализуются авторские образовательные программы, которые могут стать основой как предпрофильных курсов (ориентационных, ознакомительных), позволяющих девятиклассникам составить представление о различных профессиональных сферах и определиться относительно будущего профиля обучения в старшей школе, так и элективных курсов (курсов по выбору) в составе того или иного избранного школой профиля.

НЕЙРОСЕТЬ ПИШЕТ БИТЫ

Первое обязательное условие – это соответствие программы Примерным требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.

Требования эти хорошо известны, и задача их состоит не в том, чтобы унифицировать творческую индивидуальность педагога – автора программы, а лишь в том, чтобы придать программе такую структуру, которая, наоборот, ярче выявит оригинальность программы и в то же время создаст возможность объективно сравнивать между собой различные, часто столь несхожие по тематике работы.

Программа должна обязательно содержать следующие структурные элементы (именно в той последовательности, как это приведено ниже):

методическое обеспечение программы;

Титульный лист – это своего рода «визитная карточка» программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация. Эта обязательная информация включает следующие элементы:

наименование образовательного учреждения;

где, когда и кем утверждена данная образовательная программа (обратите внимание: согласно ч. III ст. 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей программу утверждает педагогический (методический) совет учреждения);

полное название программы (если оно сформулировано образно или не дает полного представления об изучаемом курсе, целесообразно дать дополнительное краткое пояснение под приведенным названием);

возраст детей, на которых программа рассчитана;

срок реализации программы;

Ф. И. О. и должность автора (авторов);

год разработки программы (с учетом полного срока ее реализации).

В научной работе существует неписаная традиция: когда в руки специалиста попадает новая публикация, тем более претендующая на оригинальность, то первым делом в ней прочитываются первая и последняя страницы. Как правило, первая страница содержит авторское обоснование необходимости и полезности предлагаемого текста, заявку на оригинальность работы, а последняя – список использованной автором литературы, свидетельствующей об эрудированности в данной сфере деятельности.

Самое полезное приложение для писателей и авторов

Конечно, авторская программа дополнительного образования детей – это по жанру не научная статья, но принцип восприятия специалистом­экспертом нового текста (в данном случае – авторской программы) в принципе универсален. Поэтому важно, чтобы исполнение вашей программы учитывало эти особенности профессионального восприятия нового текста.

Если вы сразу предъявите в разделе «Пояснительная записка» свою весомую заявку на качество текста, а следовательно, и собственной деятельности, то положительный исход экспертизы гораздо более вероятен, нежели тогда, когда глаз эксперта будет скользить по общим, ничего не обещающим, обтекаемым фразам, а в списке литературы окажутся только ссылки на публикации, появившиеся 10 и более лет назад.

Значит, пояснительная записка должна быть написана так, чтобы в ней по возможности отсутствовали банальности вроде общих рассуждений о полезности художественно­эстетической, туристско­краеведческой или иной сферы деятельности для развития детей, а во­вторых, четко и ясно формулировались цель и задачи, а также новизна данной программы, ее отличие от других программ той же направленности и похожего вида деятельности. Особенно важно здесь отметить, где находятся и в чем выражаются те авторские «изюминки», которые и делают данную программу оригинальной, самобытной как для данного образовательного учреждения, так и для дополнительного образования в целом.

Характеризуя направленность образовательной программы (а именно с этого пункта, как правило, и начинается пояснительная записка), важно кратко, но аргументированно обосновать принадлежность программы именно к данной направленности. Иногда встречаются программы, находящиеся на «стыке» двух и более направленностей. В этом случае важно обосновать приоритетную направленность и затем отразить ее в иерархии (приоритетности) целей и задач.

Читайте также:
Через какую программу сдавать отчетность в налоговую

Ключевым элементом пояснительной записки, ее смысловым центром является формулировка цели и задач программы. Основная трудность, которая здесь возникает, связана с необходимостью разделить цель и задачи, не смешивать их, а также избежать повторов в формулировках. Для этого следует иметь в виду, что цель образовательной программы – это, образно говоря, ее стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат.

Такой результат многослоен, что называется, по определению. Известно, что образовательная деятельность осуществляется как фактическое единство воспитания и обучения (см. Закон РФ «Об образовании»). Поэтому общая целевая ориентация программы неизбежно должна учитывать это двуединство – развитие ребенка, его творческого потенциала на основе (с помощью) приобретения определенных знаний, умений, навыков.

Из этого же надо исходить и при формулировании задач, которые целесообразно разделить на обучающие (предметные) и воспитательные (связанные с формированием тех или иных личностных качеств).

Задачи, по сути, есть результаты тех конкретных стадий реализации программы, которые поддаются фиксации, детализации и измерению. В этом смысле задачи технологичны, они в совокупности есть некий фундамент, на основе которого и происходит достижение суммарного качественного сдвига в развитии ребенка. Можно сказать, что задачи – это ступеньки лестницы, ведущей к достижению искомой цели, те конкретные пролонгированные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.

При этом, с одной стороны, следует стремиться к максимальной точности и четкости в определении задач, чтобы сразу было ясно, что они, во­первых, конкретны, во­вторых, достижимы, в­третьих, измеряемы. С другой стороны, учитывая авторский характер программы, следует постараться дать определения задач таким образом, чтобы в них прослеживались общая оригинальность авторского подхода, необходимый оттенок новизны.

Поэтому, характеризуя отличия, следует максимально избегать общих формулировок и исходить прежде всего из вашего личного опыта – как реализации собственной программы, так и знаний о других программах, пересекающихся с вашей тематикой. Эти отличия могут быть в постановке образовательных задач, построении учебно­тематического плана, содержании занятий, использованной вами литературе.

Позитивный результат реализации программы является главным критерием оценки образовательной программы, все те «изюминки», что отражают авторскую оригинальность, – не самоцель, а средство. Поэтому принципиально важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно, что отмеченные вами отличия существуют не сами по себе, а логически встроены в вашу систему образовательной деятельности. Следовательно, затем, когда вы будете характеризовать ожидаемые результаты, необходимо, помимо всего прочего, показать, какую роль в этих результатах сыграли те новшества, что были использованы в программе.

Следует обратить особое внимание на заключительный раздел пояснительной записки, включающий ожидаемые результаты и способы их проверки. К сожалению, здесь довольно часто встречаются неточности или приблизительности в их описании, иногда снижающие впечатление даже от действительно оригинальных и интересных программ.

Чтобы их избежать, надо прежде всего ясно представлять наличие логической связи между результатами и поставленными в программе задачами: ожидаемые результаты – суть достижение, выполнение тех задач, которые поставлены в образовательной программе. Поэтому, если вы сформулировали какую­либо задачу, но среди ожидаемых результатов не обнаружилось ее выполнения и способы проверки этого выполнения или они были сформулированы так, что подвергались лишь приблизительной проверке, то можете быть уверены: эксперт вряд ли пропустит этот промах.

Ожидаемые результаты фиксируются через какие­то конкретные формы, например участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах, концертах, конференциях, экспедициях, зачетных походах, защите творческих работ и т. п.

Следовательно, необходимо в этой части пояснительной записки разделить эти понятия. Результаты – это, по сути, реализованные задачи, поставленные вами в программе, а проявление этих результатов в ходе каких­либо итоговых соревнований, конкурсов, выставок и т. п. – это не более чем форма, в которую облекается результат. И будет ошибочно, например, написать в программе, что ожидаемым результатом станет участие ребенка в каком­либо конкурсе и тем более завоевание в нем призового места. Это только форма, благодаря которой удастся зафиксировать желаемые вами сдвиги в обучении и воспитании ребенка, к примеру, овладение им искусством фотодизайна или обретение им знаний по биологии, позволяющих сделать осознанный выбор будущей профессии, и т. п.

От форм фиксации результатов необходимо также отличать способы отслеживания результатов. В отличие от общего среднего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся достаточно четко отработан и осуществляется, как правило, путем выставления отметок по пятибалльной шкале, в дополнительном образовании детей такой способ подведения итогов неприемлем.

Читайте также:
Программа для стиральной машины

В сфере, куда ребенок приходит добровольно, не стоит делить детей на успевающих и неуспевающих, ведь именно здесь, в дополнительном образовании, каждый ребенок надеется обрести дело, в котором его природные задатки найдут наконец достойное воплощение, а сам он обретет статус успешного человека. Неприемлем здесь данный способ оценивания еще и потому, что традиционная отметка носит выраженный когнитивный («знаниевый») характер. Она выставляется за определенный уровень знаний по конкретному предмету, в то время как за рамками внимания педагога остаются не только затраченные на это усилия ребенка, но и приобретенные им за определенный период социальные компетенции, сформированные личностные качества, развитые творческие способности.

Вместе с тем разработка единообразного способа отслеживания образовательных результатов, позволяющего учитывать специфику дополнительного образования детей, затруднена отсутствием в этой сфере образовательных стандартов, с которыми в системе общего среднего образования принято соотносить достигнутый «уровень обученности». Поэтому в идеале для каждой образовательной программы – в силу ее индивидуального характера – необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик.

По каким же показателям стоит судить о результатах занятий ребенка в кружке, студии, секции, ансамбле – любом детском объединении, реализующем ту или иную образовательную программу?

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования (как об этом уже говорилось выше) предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям, навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах можно говорить, используя как минимум две группы показателей: учебные и личностные.

Соответственно предметом оценивания могут быть:

набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности, а также общеучебных навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;

перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе, и время общения с педагогом и сверстниками.

При этом необходимо определить возможные уровни выраженности (от минимального до максимального) каждого измеряемого показателя у разных детей. Сведенные воедино, они и покажут, в какой мере тот или иной ребенок сумел освоить предложенную ему образовательную программу.

Наконец, следует учесть и практическую достижимость планируемых результатов, соотнести их с реальностью вашей деятельности и возможностями своего образовательного учреждения, чтобы не получилось (редко, но такое бывает) так, что планы значительно разошлись с действительностью и реальную эффективность авторской программы проверить до конца не удалось.

В составлении учебно­тематического плана программы (он должен выполняться в табличном виде) особых трудностей почти не возникает, если только не забывать два обстоятельства:

учебно­тематический план – это перечень разделов программы, подразделенных на темы, с указанием часов (теоретических и практических), отведенных на каждый раздел и каждую тему (не путать с поурочным планом – это не школа!);

между учебно­тематическим планом и последующим изложением содержания запланированных тем должно быть строгое соответствие.

С некоторой долей условности можно сказать, что вы в данном случае даете возможность читателю (эксперту) «заглянуть» в то помещение, где проходят ваши занятия. Поэтому, если это занятие теоретическое, должно быть вполне ясно, какие знания способны в его ходе получить дети, а если практическое – какие навыки и умения приобретаются и отрабатываются ими в ходе занятия.

Раздел «Методическое обеспечение программы» предоставляет педагогу возможность хоть в какой­то мере, заочно, но передать «дух» его педагогического творчества, воплотить те собственные «изюминки», которые упоминались выше, в конкретную «картинку» творческого процесса.

Именно поэтому при «шлифовке» данного раздела образовательной программы ее автору будет особенно полезна помощь методиста, обладающего необходимыми знаниями, позволяющими придать этому разделу наиболее эффективную форму.

Авторские программы и методические пособия

Курсовая работа — Подготовка и создание авторской программы на российском телевидении

Курсовая работа - Подготовка и создание авторской программы на российском телевидении

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, факультет культуры, Санкт-Петербург, 2009. — 38 с.

Введение
Авторская программа на телевидении и радио
Особенности современных российских электронных СМИ
Предпосылки существования авторского телевидения
Авторская программа на радио и особенности работы над ней
Подготовка и создание авторской программы на российском телевидении
Процесс создания авторской программы как преломление психологических особенностей личности журналиста
Соотношение коллективного и личного в телевизионной программе
Заключение
Список использованной литературы

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Искусство и искусствоведение
  3. Телевизионное искусство
  1. Академическая и специальная литература
  2. Связь и телекоммуникации
  3. Телевидение

Смотрите также

Завгородний В.Г. Adobe InDesign

  • формат doc
  • размер 11.92 МБ
  • добавлен 13 сентября 2010 г.

Эта книга познакомит вас с программой Adobe InDesign – одним из лидеров на рынке программ компьютерного макетирования и верстки. В настоящем издании вы узнаете о возможностях программы, начиная от простейших операций и заканчивая профессиональными техниками и приемами работы. Разделив материал на несколько частей, на темы, актуальные для начинающих и опытных пользователей, я стремился сделать книгу одинаково полезной и интересной как для новичков.

Читайте также:
Табличный процессор это специализированная программа позволяющая

Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа

  • формат docx
  • размер 260.18 КБ
  • добавлен 14 марта 2010 г.

Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. – 160 с. Телевидение в системе СМИ. Социальные функции телевидения История и тенденции развития Журналистские профессии на телевидении Основные телевизионные жанры Репортаж как особый жанр ТВ Речь. Элементы актерского мастерства Основы работы оператора. Минимум технических знаний корреспондента Этика и право в работе репортера, оператора и при подготовке материала к эфиру Основы режиссуры репортажных жанров Основные п.

Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста

  • формат doc
  • размер 308.49 КБ
  • добавлен 29 января 2009 г.

Учебник, полезный и при подготовке к экзаменам, и просто интересный практикующим журналистам. Содержит основные темы базового профессионального курса. Рассматривает особенности работы как в печатных СМИ, так и на телевидении и радио. Содержание. Глава 1. Слагаемые журналистской профессии (С. М. Виноградова) Информационно-коммуникационная деятельность у истоков мастерства Журналистский профессионализм: вехи становления Журналистика: призвание, р.

Курсовая работа — Авторская позиция в аналитических материалах на страницах газеты Известия

  • формат doc
  • размер 146 КБ
  • добавлен 18 июня 2010 г.

Выражение авторской позиции в современной журналистике Терминологический аппарат исследования Жанровое многообразие и особенности аналитической журналистики Способы выражения авторской позиции в журналистском тексте Взаимодействие автора и читателя Проявление авторской позиции в аналитических публикациях газеты «Известия» Заключение Список использованной литературы Факультет журналистики СПБГУ. Специальность 030601 «Журналистика»rn

Курсовая работа — Глобализация и СМИ

  • формат doc
  • размер 237.5 КБ
  • добавлен 11 октября 2011 г.

МАТИ — РГТУ имени К. Э. Циолковского, специальность 350700 Реклама, 4-ый курс, Москва 2011, 42 стр. Курсовая работа по дисциплине «Маркетинговые коммуникации и медиапланирование». Введение. Процессы глобализации в экономике и культуре. Глобализация как явление современного мира. Экономические факторы глобализации.

Влияние глобализации на культуру. Современное состояние глобального рынка: основные тенденции. Трансформация СМИ в условиях глобализа.

Курсовая работа — Криминальная журналистика на телевидении

  • формат doc
  • размер 175.5 КБ
  • добавлен 07 ноября 2011 г.

Гуманитарный университет, Екатеринбург, Россия, преподаватель — Задорина, 2008 год, 33 страницы. В курсовой работе рассматривается криминальная журналистика на телевидении на примере программ «Человек и закон» и «Патрульный участок». Содержание работы: Введение Криминальные программы на федеральном и местном телевидении Криминал на телевидении: информационные, развлекательные и аналитические передачи Расследование в криминальной журналистике Зак.

Курсовая работа — Речевые тактики ведения интервью (на примере программы Школа злословия)

  • формат doc
  • размер 215 КБ
  • добавлен 02 декабря 2010 г.

СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2010. Факультет журналистики, 3 курс. Содержание Введение Интервью на телевидении. Интервью как диалогическая речь. Основные термины: компетенция, перформация, коммуникативная цель, коммуникативная тактика, коммуникативная стратегия интервью.

Речевое воздействие и оценка эффективности коммуникации. Выделенные разными исследователями тактики ведения интервью. Программа Школа злословия. Про.

Курсовая работа — Синтаксические особенности языка рекламы на телевидении

  • формат docx
  • размер 50.08 КБ
  • добавлен 23 января 2012 г.

Приднестровский государственный университет им Т.Г. Шевченко Институт языка и литературы Кафедра функциональной лингвистики Научный руководитель Скомаровская А.А. Тирасполь, 2011 — 25 с. Синтаксические особенности рекламы Реклама как вид коммуникации Требования к тексту рекламы Синтаксические нормы Синтаксические особенности языка рекламы на телевидении Оглавление, введение, заключение, список используемой литературы.

Лекции по истории современной русской журналистики — РУДН, Н.Е. Расторгуева

  • формат docx
  • размер 270.92 КБ
  • добавлен 23 мая 2011 г.

Лекции (билеты к экзамену) по предмету «История современной русской журналистики». РУДН, веч. отд., преподаватель — Н. Е. Расторгуева Список вопросов: Появление коммерческого телевидения («2х2», «ТВ-6», «НТВ»). Появление коммерческих радиостанций. Образование медиа-империй. Медиамагнаты Гусинский и Березовский, их роль в политической судьбе России.

Освещение 2 войн в Чечне российскими СМИ. Сравнительный анализ отражения в СМИ выборов 1996 и 2000.

Ученова Виктория Васильевна. Беседы о журналистике

  • формат rtf
  • размер 166.95 КБ
  • добавлен 12 марта 2011 г.

Ученова В. В. Беседы о журналистике. — 2-е изд. — М.: «Молодая гвардия», 1985. — 204 с. Как делается газета? Чем отличается работа журналиста на телевидении и в журнале? Что такое сенсация и всегда ли она полезна? Об этом и многом другом рассказывает в своей книге доктор филологических наук В. Ученова.

Читатель найдет в ней много конкретных примеров о работе советских и зарубежных журналистов. Автор познакомит читателя с романтикой журналистского.

Источник: www.studmed.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru