В статье представлен мониторинг результатов обучения воспитанников по дополнительной образовательной программе с разработанным оценочным инструментарием по каждому показателю. Мониторинг качества образовательной деятельности ДОД является механизмом отслеживания эффективности этой деятельности.
05 июля 2017 Подосельникова Валентина Михайловна
5341 319 0 0
Содержимое публикации
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
Характерной чертой современного этапа обновления образовательной среды является ориентация на создание индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников. Данный аспект деятельности выдвигает необходимость организации системной работы по отслеживанию личностного развития детей на всех этапах взаимодействия со средой.
Каждое образовательное учреждение нацелено на обеспечение качества обучения, совершенствование его оценки. Такие требования заложены в тексте нового стандарта. В условиях современной, меняющейся и интенсивно развивающейся системы образования педагоги дополнительного образования ведут активный поиск новых форм контроля и оценки творческих достижений учащихся. Нужно отметить, что точному и однозначно количественному измерению поддаются далеко не все знания и умения, не во всех областях общественной практики. К числу эффективных технологий управления качеством образования относится мониторинг качества образования.
Современные проблемы и перспективы оценки качества ДОД
За последнее время накоплен некоторый опыт оценки эффективности учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании детей. Благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности мониторинг идет дальше традиционной диагностики.
Педагог подбирает или разрабатывает сам соответствующий оценочный инструментарий по каждому показателю и делает обобщающее заключение. Мониторинг качества образовательной деятельности ДОД является механизмом отслеживания эффективности этой деятельности.
Если образовательная деятельность ДОД – это реализация процесса обучения, воспитания и развития личности ребенка через создание благоприятных условий, то мониторинг этой деятельности должен быть направлен на изучение личности ребенка и создаваемые в образовательном учреждении условия ее развития. Цель данного мониторинга – выяснить, насколько образовательный процесс, организованный в объединении дополнительного образования детей, способствует позитивным изменениям в личности ребенка, формированию ключевых компетенций; обнаружить и решить наиболее острые проблемы его организации с тем, чтобы анализировать, обобщать и распространять положительный опыт деятельности педагога. Непрерывное изучение педагогического процесса строится на следующих основных принципах: экологичности, сотрудничества, конструктивности, конфиденциальности, компетентности. В мониторинговом слежении и прогнозировании нет необходимости стремиться к сбору максимально возможного количества информации, поэтому оценка осуществляется на базе некоторого ограниченного набора показателей, в своей совокупности дающих картину в целом.
Система оценки качества образования
Методы, используемые в мониторинге личностных достижений: педагогические наблюдения, анализ и изучение педагогической документации, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, социологические опросники, анкеты, психологические тесты и методики, методы математической статистики.
В процессе мониторинга выясняются следующие вопросы: достигается ли цель учебно-воспитательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований и др.
результатов обучения воспитанников по дополнительной
образовательной программе
Степень выраженности оцениваемого качества
Источник: www.art-talant.org
Оценка качества дополнительного образования детей: подходы к определению и модели реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Статья посвящена вопросам оценки качества дополнительного образования детей . В материалах представлены подходы, позволяющие сформировать представление о моделях, инструментах и механизмах оценки качества образования в сфере дополнительного образования детей.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова И.Н.
Актуальные вопросы оценки качества дополнительного образования детей
Управление качеством дополнительных профессиональных программ по результатам исследования запросов слушателей
Повышение качества работы ДОУ через внедрение дополнительного образования
Проблема оценки качества дополнительного образования детей
Система оценки качества образования в регионе: анализ результатов и перспективы развития
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Оценка качества дополнительного образования детей: подходы к определению и модели реализации»
6. Лебедев П.А. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. [Текст] / П.А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. -608 с.
7. Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России (1086-1796) [Текст] / Е. Лихачева. — СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1890. -296 с.
8. Плетенева И.Ф. Социально-профессиональная адаптация студентов в отечественной высшей школе в XIX в. [Текст] / И.Ф. Плетенева. — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. — 250 с.
9. Пономарева В.В. Университетский Благородный пансион. 1779-1830 гг. [Текст] / В.В. Пономарева, Л.Б. Хорошилова. — М.: Новый хронограф, 2006. -432 с.
10. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Россия. Прсвещение: Учебное дело [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//dic. academic.ru.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ
Федеральный институт развития образования, г. Москва
Статья посвящена вопросам оценки качества дополнительного образования детей. В материалах представлены подходы, позволяющие сформировать представление о моделях, инструментах и механизмах оценки качества образования в сфере дополнительного образования детей.
Ключевые слова качество дополнительного образования детей, модели оценки качества образования, механизмы оценки качества дополнительного образования.
Одной из актуальных проблем развития дополнительного образования детей является определение качества дополнительного образования.
Изучение этой проблемы осуществляется с конца 90-х годов XX века и рассматривается в аспектах результативности образовательного процесса, получения образовательных результатов, а также эффективности педагогической деятельности (Р.У Богданова, Л.Н. Буйлова, Е.И. Казакова, Н.В. Кленова, О.Е. Лебедев, Е.В.
Титова, А.И. Осьминина, Г.К. Селевко, А.П. Тряпи-цына и др.).
* Заместитель руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования, к.п.н., доцент.
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Сущность качества образования, его содержательное наполнение, в системе дополнительного образования детей исследуются с позиции анализа образовательных результатов (Л.Н. Шарахова), анализу подвергаются вопросы диагностики образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей (Н.В. Андреева, А.В. Мещеряков) [1].
В исследованиях М.И. Шиловой, Т.А. Строковой и др. отмечается, что результативность педагогической деятельности определяется совокупностью оптимально сочетающихся важнейших характеристик, отражающих уровни достигнутых количественных и качественных результатов, организацию и осуществление образовательного процесса и создаваемых для него условий, отвечающих интересам государства, общества и запросам обучающихся [6, 7].
В настоящее время в образовательных организациях общего образования, детских садах, школах, качество образования определяют, опираясь на показатели и требования федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения — обязательный минимум и система условий по его достижению. В дополнительном образовании такого стандарта нет. Отсюда возникает ряд сложностей по определению сути самого понятия «качество дополнительного образования» и категорий, позволяющих обеспечить его оценку.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» качество образования — это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Данное определение ориентировано также на опору в форме стандартов образования, что усложняет понимание категории качество образования в системе дополнительного образования детей.
Однако, и в данном определении есть аспект, который позволяет определять качество дополнительного образования как «степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
Отсюда, определение качества образования в дополнительном образовании может рассматриваться как совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования [4], способных удовлетворить потребности обучающихся, родителей, общества, государства [3]. Степень соответствия общепризнанной, зафиксированная в локальных актах и нормативных документах, системе государственно-общественных требований к реализации социального заказа, а также личностным ожиданиям обучающихся.
Учитывая то, что учреждения дополнительного образования в настоящее время становятся полноправными субъектами рынка образовательных услуг, к качеству образования можно подходить как к качеству услуг, специфических по своей сути, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачей ценностей культуры. Исходя из таких позиций, качество услуг должно оцениваться с опорой на Закон РФ «О Защите Прав потребителей» (Закон РФ «О защите прав потребителей» (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 N 2300-1).
Так, в статье 4 настоящего закона «Качество товара (работы, услуги)» указывается, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. А при отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется [2].
Таким образом, качество некоей услуги может определяться существующими нормативными актами, сложившейся традицией и общим уровнем потребительской культуры, соответствием социальному запросу.
Повышение качества дополнительного образования в этом случае является не только средством повышения конкурентоспособности. Здесь самым важным становится вопрос о защите от предоставления некачественных образовательных услуг.
Вопрос о качестве образовательных услуг является основным в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 2148-р от 22 ноября 2012 года, где в подпрограмме 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» выдвигается ряд конкретных задач:
1) включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов внешней оценки качества образования и государственно-общественного управления;
2) обеспечение современного уровня надежности и технологичности процедур оценки качества образовательных результатов;
3) формирование культуры оценки качества образования на уровне регионов, муниципалитетов и отдельных организаций через повышение квалификации кадров системы образования в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур;
4) создание системы поддержки сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях;
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
5) создание системы мониторингоных исследований качества образования;
6) формирование унифицированной системы статистики образования и сбора информации на основе международных стандартов.
Согласно Методических рекомендаций по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций от 14.10.2013 (Утверждены Зам. министра образования и науки РФ А.Б. Повалко) акцент сделан на независимой оценке качества образования с указанием основных «потребителей» результатов работы соответствующей системы. В этом документе описаны формы независимой оценки качества, указаны возможные направления применения системы в деятельности органов управления образованием, представлены модели независимой оценки качества образования:
1) модель рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур в отношении образовательных организаций всех видов, а также образовательных программ, в том числе с использованием методологии и результатов международных сопоставительных исследований в области образования;
2) модель представления публичных докладов и иной открытой информации о деятельности и результатах образовательной организации.
Однако, одной из наименее разработанных остается проблема критериальных описаний результатов образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД), определяющих ее качество.
Следовательно, основным направлением работы является определение содержания критериев оценки качества образования обучающихся учреждений дополнительного образования детей. Здесь качество образования рассматривается как единство трех составляющих:
— качество условий осуществления образовательного процесса;
— качество реализации образовательного процесса;
— качество результатов образовательного процесса.
С учетом полноты оценки данных характеристик такой подход носит комплексный характер.
Если качество дополнительного образования рассматривать как «степень достижения планируемых результатов образовательной программы» (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), то его оценка напрямую связана с категорией эффективности образовательной программы, предполагающей исследование не только результатов обучения по дополнительным образовательным программам, но и условий их достижения, связанных с множественностью факторов модернизации российского образования: изменения в законодательстве, введение федеральных государственных образовательных стандартов, динамики развития образовательных потребностей субъектов образовательного процесса, возрастанием требований к реализации социального заказа и др.
1. Андреева Н.В., Мещеряков А.В. Подходы к решению вопроса диагностики образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей // Вестник ТГПУ — 2010. — Выпуск 1 (91). — С. 94-99.
2. Закон РФ «О защите прав потребителей» (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 N 2300-1.
3. Милованова Н.Г., Прудаева В.П. Внутришкольный контроль как основа достижения современного качества образования. Научно-методическое пособие. — Тюмень: ТОГИРРО, 2006.
4. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М.: ИТИ технологии, 2009.
5. Психология и педагогика [Электронный ресурс] / И.В. Богданов, С.В. Лазарев, С.С. Ануфриенко, Е.В. Чмыхова, И.В.
Усольцева и др.; Федеральный фонд учебных курсов. — Режим доступа: http://www.ido.rudn. ru/ffec/psych-index.html.
6. Строкова Т.А. Мониторинг качества образования школьника // Педагогика. — 2003. — № 7.
7. Шилова М.И. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности // Педагогика. — 2003. — № 5.
Источник: cyberleninka.ru
Мониторинг результативности работы по дополнительным общеразвивающим программам в учреждениях дополнительного образования
В данной работе была сделана попытка создания системы разнообразных оценок, положительно влияющих на развитие творческой деятельности детей, обучающихся в детском объединении. Целью данной работы является мотивировать руководителей структурных подразделений и методистов на создание и проведение мониторинга результативности работы образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования.Содержание данных методических рекомендаций представляет собой информационный материал для зам. руководителей, методистов и педагогов образовательных учреждений дополнительного образования
Оценить
3809 0
Содержимое разработки
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Анжеро-Судженского городского округа «Станция юных туристов»
Мониторинг результативности работы
по дополнительным общеразвивающим программам
в учреждениях дополнительного образования
Автор-составитель:
Подосенова Елена Григорьевна,
методист МБУ ДО
«Станция юных туристов»
Пояснительная записка
Актуальность выбранной темы обусловлена противоречием между приоритетностью проблемы качества образования как ведущего направления модернизации российского образования и недостаточной разработанностью проблемы оценки творческой деятельности детей в дополнительном образовании. В системе дополнительного образования детей отсутствует государственный стандарт и общепринятая система оценки, недостаточно разработаны способы и приемы оценки развития творческой деятельности.
Возниклапроблема создания системы разнообразных оценок, положительно влияющих на развитие творческой деятельности детей, обучающихся в детском объединении. Такая система должна быть гибкой, вариативной, выполнять развивающую и стимулирующую функции как ведущие, чтобы ее могли использовать педагоги дополнительного образования в соответствии с условиями своей работы и специфики преподаваемого предмета [8].
Дополнительное образование, несмотря на всю специфику его организации, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно должно иметь цели, задачи и результат. Правильный выбор критериев эффективности – важнейшее требование, т.к. неверно выбранные критерии не позволяют достичь результатов, которые определены целью. Перед учреждениями дополнительного образования детей возникает необходимость создания системы контроля диагностирования результативности работы по дополнительным общеразвивающим программам в коллективах учреждения дополнительного образования детей [5].
В проекте общероссийской системы оценки качества образования говорится: «Индивидуальные образовательные достижения обучающихся представляют наиболее значимый объект оценки». Сегодня образовательные результаты в системе оценки качества образования занимают приоритетное положение, так как имеют высокую ценность для заказчиков и потребителей образовательных услуг (учащихся, родителей, работодателей и т.д.) [1].
Проблема мониторинга, особенно актуальна для системы «педагог–обучающийся», которая включает совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение обучающегося от незнания к знанию, ориентируясь непосредственно на личность ребенка с учетом его индивидуальных достижений в образовательном процессе. Каждый педагог дополнительного образования понимает, чтобы добиться хороших результатов по направлению своей деятельности, надо уметь анализировать, сопоставлять, видеть проблемы, выявлять причины их возникновения, а затем уже планировать дальнейшую работу [10].
Причиной усиленного внимания к данной проблеме является и то, что отслеживание динамики обучаемости позволяет педагогу дополнительного образования адекватно оценивать и свои усилия в планировании и организации образовательного процесса с каждым воспитанником, правильно выбирая долю педагогической помощи; в дальнейшем выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для обучающихся [7].
Однако в последние годы в деятельности учреждений дополнительного образования наблюдается ослабление воспитательных функций за счет усиления образовательных акцентов. Учреждения дополнительного образования в работе с детьми на первое место ставят задачи обучения специальным знаниям и навыкам, способствующим освоению детьми социального опыта. Задачи воспитания социальной активности осуществляются не на научно-практическом уровне, а на эмпирическом. Педагоги дополнительного образования при реализации образовательных программ порой испытывают значительные трудности не только в постановке воспитательных целей и задач, но и в организации их осуществления и мониторинга развития социальной активности личности. Определение эффективности деятельности педагога дополнительного образования по организации воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем [9].
Анализ литературы, практики оценочной деятельности в системе дополнительного образования детей, позволяет выявить нерешенные проблемы: недостаточную теоретическую и методологическую разработанность многих аспектов оценки результативности педагогического процесса в учреждении дополнительного образования, что связано с отсутствием соответствующих нормативных документов, образовательных стандартов, в частности с не разработанностью эталонного показателя результативности работы учреждения данной сферы как мерила его эффективности, фрагментарность опыта осуществления мониторинга результативности деятельности в ОУ ДО различного профиля, отсутствие механизмов перехода на независимую от школы и школьного учителя оценку учебных достижений ученика и др.[2].
Необходимость внедрения мониторинга в воспитательный процесс ОУ ДО продиктована широкой востребованностью результатов пользователями объективной информации (администрация, педагоги дополнительного образования, родители, сами учащиеся), т.к. воспитательная система находится в данный момент на этапе стабильного функционирования, а мониторинг является объективной потребностью развития любой системы образования.
Содержание данных методических рекомендаций представляет собой информационный материал для зам. руководителей, методистов и педагогов образовательных учреждений дополнительного образования.
Целью данной работы является мотивировать руководителей структурных подразделений на создание и проведение мониторинга результативности работы образовательного процесса в ОУ ДОД.
Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством образования на уровне ОУ ДО необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса. Получение такой информации возможно при осуществлении мониторинга.
Содержание мониторинга в образовательном учреждении определяется в зависимости от целей и конкретных задач. Объектом мониторинга выступает качество образования, обеспечиваемое ОУ ДО, как совокупность его свойств, определяющая его способность удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего формирования и развития личности ребенка.
Объектами педагогического мониторинга могут быть обучающейся, учитель, педагог дополнительного образования, сам образовательный процесс. Педагогический мониторинг имеет определенную динамическую направленность, которая выражается в типах обследования или контроля: При проведении мониторинга большое внимание уделяется показателям качества образования как процесса. Это побуждает администрацию и педагогам к глубокому системному анализу образовательной ситуации, осмыслению результатов своей работы, ее положительных сторон и недостатков. Мониторинг предусматривает различные источники и способы получения информации (текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся, анкетные опросы участников образовательного процесса и др.) [6].
С целью анализа результативности работы педагогического и ученического коллективов, в целом результативности работы учреждения в течение учебного года возможно осуществление педагогического мониторинга по разным направлениям. Отслеживание результативности и качества ЗУНов обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; определение успешности работы педагога в творческих объединениях.
Данные анализа могут быть отражены в текстовых аналитических справках, схемах, графиках, таблицах, диаграммах. Таким образом, практика мониторинга позволяет рассмотреть все явления образовательного процесса через призму педагогического анализа, через постоянный процесс соотнесения результатов с поставленными задачами, корректировку всех видов управленческой деятельности и, самое главное, выявление путей и условий повышения эффективности и качества образования.
Образовательный мониторинг – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование ее развития. Отличительной чертой мониторинга является информация о соответствии фактического результата его ожиданиям, прогнозированию, а также оценка этого соответствия. Обратная информация – еще один необходимый элемент мониторинга, на ее основе изменяется отношение к результату и пересматриваются способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей.
Данные о результативности могут быть получены в системе основных видов контроля: входного, текущего, тематического, рубежного, итогового. Мониторинговые исследования могут осуществляться поэтапно:
1 этап – подготовительный:
— установка сроков проведения;
— изучение соответствующей литературы;
— изучение имеющегося педагогического опыта;
— разработка инструментария для проведения мониторинга;
2 этап – практическая часть мониторинга:
3 этап – аналитический:
— систематизация полученной информации;
— анализ имеющихся данных;
— разработка рекомендаций и предложений на последующий период.
В конечном итоге система педагогического мониторинга позволяет получить точную, объективную и сопоставимую информацию о сильных и слабых сторонах деятельности образовательного учреждения и на ее основе своевременно корректировать эту деятельность и прогнозировать дальнейшее развитие системы [3].
В исследованиях В.М. Полонского значительные результаты получены по процессу оценки знаний, его составным частям и характеристикам ( цели обучения, которые предварительно планирует педагог, вопросы и задания, с помощью которых проверяется достижение поставленных целей, способы выражения результатов оценки), такой подход позволяет лучше всего понять специфику процесса оценки, подходить к ней как к сложной системе, элементы которой генетически связаны и не могут рассматриваться независимо друг от друга. Нельзя проверять знания обучающихся, если нет ясности, какие качества знаний должны быть сформированы в результате обучения. Нельзя составлять контрольные задания, если неизвестны способы оценки ответов на эти вопросы. Каждый элемент оценки может быть правильно понят и истолкован лишь с учетом его места и влияния в общей системе [6].
Для контроля системы знаний автор предлагает вероятностный и синтезированный методы, позволяющие проверять знания обучающихся оптимальным числом вопросов. Под системой знаний имеется в виду логически связанные понятия, представления, темы, объединенные определенной идеей и представляющие самостоятельный элемент содержания, а не отдельные, частные фрагменты курса. При этом ценность контрольных вопросов определяется в зависимости от того, насколько ответы на них отражают усвоение всей системы знаний.
Педагогический мониторинг как регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе может быть представлен в виде баллов.
Оценка знаний – систематический процесс, который состоит в определении степени соответствия имеющихся знаний, умений, навыков, предварительно планируемым.
Как следует из определения, первое необходимое условие оценки – планирование образовательных целей, без этого нельзя судить о достигнутых результатах.
Другое условие – установление фактического уровня знаний и сопоставление его с заданным. Исходя из сказанного, процесс оценки знаний включает в себя следующие компоненты:
— определение целей обучения,
— выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей,
— отметку или иной способ выражения результатов проверки.
В исследованиях многих авторов исходным пунктом для оценки знаний является определение целей обучения. Цели обучения позволяют уточнить результаты, планируемые в процессе обучения, показать специфические изменения в поведении обучающихся, их знаниях, умениях, навыках, выразить социальный заказ в педагогических терминах.
Самый распространенный способ описания целей обучения состоит в указании качеств знаний, которыми должны обладать ребенок в результате обучения.
Руководством к выбору целей обучения являетсяраскрытие содержания качеств знания.
(число ситуаций или способов, в которых ученик может применить то или иное знание)
(совокупность осознанных знаний об объекте)
(количество знаний об изучаемом объекте)
(быстрота нахождения вариативных способов применения знаний при изменении ситуации)
Полнота и глубина знаний — связанные, но не тождественные качества
Выделенные качества знаний взаимообусловлены, каждое содержит в себе в свернутом виде другие качества.
Источник: www.prodlenka.org