Решим задачу, прокомментировав каждое свое действие в фигурных скобках. Напомним, что комментарий не воспринимается компьютером, а нам он нужен для того, чтобы лучше понять как работает программа.
Задача. Напишите программу, которая бы очищала экран и вычисляла произведение двух чисел, вводимых пользователем.
Program Proizv2;
number1,
number2,
rezult : integer;
ClrScr;
Write (‘Введите первое число ‘);
Readln (number1);
Write (‘Введите второе число ‘);
Readln (number2);
rezult := number1 * number2;
Write (‘Произведение чисел ‘, number1, ‘ и ‘, number2, ‘ равно ‘, rezult);
Readln;
Чтобы лучше понять действие программы, наберите ее на компьютере и проверьте ее действие.
Ответьте на вопросы:
- почему программу назвали Proizv2?
- зачем в раздел Uses поместили модуль Crt?
- какое назначение переменных number1, number2, rezult?
- какой тип у этих переменных? что это значит?
- если присвоить переменным number1 и number2 соответственно значение 5 и 7, то какую строчку выдаст компьютер при исполнении последней процедуры Write?
- в каких строчках у пользователя запрашиваются значения переменных?
- в какой строчке происходит умножение чисел?
- что делает оператор присваивания в этой программе?
Операторы Write и WriteLn
Работа с файлами Pascal
Просмотр результатов выполнения программы
Результат выполненной программы можно увидеть нажав комбинацию клавиш — Alt + F5. Вернуться в окно редактирования клавиша Esc.
Сохранение программы
- Активизируйте верхнее меню – F10. Выберите пункт меню File, затем пункт «Save as…» нажимая клавишу Tab перейти на свой диск А: и записать имя файла.
- Клавиша F2. Нажимая клавишу Tab перейти на свой диск А: и записать имя файла.
Открытие ранее сохраненной программы
- Активизируйте верхнее меню – F10. Выберите пункт меню File, выберите пункт подменю Open. Перейдите на свой диск А: выберите ранее сохраненный файл.
- Клавиша F3. Перейдите на свой диск А: выберите ранее сохраненный файл.
Завершение работы
- Активизируйте верхнее меню – F10. Выберите пункт меню File, выберите пункт подменю Exit.
- Комбинация клавиш Alt – X.
2. Выполните следующие упражнения:
Задания уровня 1
Упражнение 1. Создать программу, вычисляющую длину гипотенузы c и величины двух углов α и β прямоугольного треугольника, если заданы длины двух его катетов a и b. Значения катетов вести с клавиатуры.
1. Наберите текст программы:
var
Begin
Write(‘a=’);
Write(‘b=’);
Writeln(‘c=’, c:6:2);
Writeln(‘Радианы’);
Writeln(‘alf=’, alf:6:2, ‘bet=’, bet:6:2);
End.
2. Запустите программу на выполнение и проверьте её работу:Ctrl-F9
Работа с Файлами в Pascal
3. Для просмотра результатов выполненной программы необходимо нажать:Alt-F5
4. Сохраните программу на своем диске: A:P1PR1
Упражнение 2. Закрепление навыков набора и редактирования текста.
1. Отредактируйте текст программы, добавив вывод значений углов в градусах:
Writeln(‘Градусы’);
Writeln(‘alf=’, alf*180/ pi :3:0, ‘bet=’, bet*180/ pi :3:0);
2. Запустите программу на выполнение и проверьте её работу:Ctrl-F9
3. Для просмотра результатов выполненной программы необходимо нажать:Alt-F5
4. Сохраните программу на своем диске: A:P1PR2
3. Выполнить самостоятельно:
Задания уровня 2
1. Заданы радиус основания и высота цилиндра. Вычислить площадь основания и объем. Площадь основания вычисляется по формуле, объем цилиндра равен V=S*h. Сохраните как P1PR3.
2.Вычислите среднее арифметическое (a+b)/2. Сохраните программу как P1PR4.
3. Составить программу вычисления площади и периметра прямоугольника по двум введенным сторонам. Предусмотреть вывод на экран сообщения о результате. Сохраните как P1PR5.__——ж
4.За решение четырех задач студент получил оценки (от 1 до 5). Составьте программу, которая определит среднее значение оценок, полученных студентом за задачи. Сохраните программу как P1PR6.
Задания уровня 3
5. Четыре человека пообедали в ресторане. Официант подал каждому счет. Они решают оставить официанту чаевые в размере 15% от счета. Составить программу, которая выведет на экран сумму чаевых, которую получил официант.
Сохраните программу как P1PR7.
6. Составить программу, которая определяет, сколько времени в минутах затратит школьник на дорогу из школы до стадиона, если известна длина этого расстояния S км и средняя скорость движения школьника v км/ч? Сохраните программу как P1PR8.
7. Три четверти пассажиров самолета имеют билеты второго класса стоимостью X рублей каждый. Остальные пассажира имеют билеты первого класса, которые стоят в два раза дороже билетов второго класса. Напишите программу, которая выведет сумму денег, получаемую авиакомпанией от продажи билетов на этот рейс, если салон самолета рассчитан на V пассажиров. Сохраните программу как P1PR9.
4. Окончание работы:
1. Сохранить созданные программы.
2. Подготовить ответы на контрольные вопросы.
3. Показать работу преподавателю.
4. Завершить работу TURBO PASCAL.
Контрольные вопросы:
1. Как запустить среду программирования TURBO PASCAL?
2. В чем заключается назначение следующих опций пункта меню File: Save As, Save, Open, Exit?
3. Как просмотреть результаты выполнения программы в окне пользователя?
Как откомпилировать файл программы?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ. ОПИСАНИЕ ПЕРЕМЕННЫХ В TURBO PASCAL
Цель работы Изучить структуру программы. Освоить работу пользователя по описанию переменных различных типов при работе в интегрированной среде TURBO PASCAL 7.0.
Задачи работыНаучиться составлять программы по определению TURBO PASCAL и описывать переменные различных типов.
Обеспечивающие средства Сборник описаний практических работ, персональный компьютер, конспект лекций.
Задание Составить программы к предложенным заданиям, отладить их и сохранить.
Требования к отчету Итоги практической работы представить в виде блок-схемы алгоритма и текста программы, привести значения исходных данных и значения полученных результатов (при необходимости вывести на печать).
Технология работы
1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом, необходимым для выполнения работы:
Данные, обрабатываемые программой, могут быть разных типов. Тип определяет область допустимых значений, а также операции и функции, применяемые к величинам этого типа.
Типы данных в Turbo Pascal можно разделить на скалярные и структурированные. Существует также возможность вводить пользовательские типы данных.
В скалярных типах можно выделить следующие группы.
Целые тип данных
Целый тип присваивается данным (переменным и константам), которые во время работы программы могут принимать лишь целочисленные значения. В таблице 1 представлена классификация целочисленных типов данных.
Целочисленные типы данных
Идентификатор | Длина, байт | Диапазон (множество) значений | Знак числа |
Integer | от -32768 до 32767 | Целое со знаком | |
Byte | от 0 до 255 | Целое без знака | |
Word | от 0 до 65535 | Целое без знака | |
Shorting | от –128 до 127 | Целое со знаком |
Пример описания переменных целочисленного типа:
Var
a, b: byte;
f: word;
Вещественный тип данных
Данные вещественного типа – это вещественные значения, записанные в памяти в виде чисел с плавающей (например, 3.2Е-6, -6.42Е+2) и фиксированной (например, 4.12, -17.548) точкой. Область возможного изменения значений определяется размером (в байтах), отводимым под конкретную реализацию типа. В таблице 2 представлена классификация целочисленных типов данных.
Вещественные типы данных
Идентификатор | Длина, байт | Диапазон (множество) значений | Знак числа |
Real | от 2,9*10 до 1,7*10 | 11-12 | |
Single | от 1,5*10 до 3,4*10 | 7-8 | |
Double | от 5*10 до 1,7*10 | 15-16 | |
Extended | от 3,4*10 до 1,1*10 | 19-20 |
Пример описания переменных вещественного типа:
Var
a, b, c: real;
d, f: double;
k: single;
Символьный тип данных
Данные стандартного символьного типа представляют собой символы раскладки ASCII. Переменная или константа символьного типа занимает 1 байт памяти. Пример описания переменных символьного типа:
Var
a, b: char;
Логический тип данных
Данные логического типа (Boolean) в стандарте языка могут принимать одно из двух значений: True или False. Переменная или константа логического типа занимает 1 байт, в который записывается 1, если переменная или константа имеет значение True, и 0 в противном случае. Пример описания переменных символьного типа:
Var
a, b: boolean;
Кроме стандартных скалярных типов в Turbo Pascal можно вводить такие скалярные типы, как перечислимый и интервальный.
1. 5 Перечислимый типзадается непосредственным перечислением значений, которые может принимать переменная данного типа, например:
Var
a, c: (red, blue, green);
b: (dog, cat);
Можно сначала ввести перечислимый тип данных, а затем описать его переменные. Для создания нового типа используется служебное слово type:
Type
color= (red, blue, green);
Var
a, b: color;
1. 6 Интервальный тип данныхпозволяетзадавать две константы, которые определяют границы изменения переменных данного типа. Значение первой константы должно быть меньше второй. Сами же они являются целочисленными или символьными, например:
Var
a, b, c: -7. . 4;
f: ′а′. . ′с′;
Как и в случае перечислимого типа, можно предварительно ввести тип данных с помощью служебного слова type, а затем описывать переменные. Например:
Type
x = 0 . . 9;
Var
a, b: x;
Каждая переменная интервального типа занимает 1 байт.
Арифметические операции
К арифметическим типам данных относятся группы вещественных и целых типов. К ним применимы арифметические операции и операции отношений. Арифметические операции стандартного Паскаля описаны в таблице 3.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: stydopedia.ru
Оператор вывода на языке Pascal
Оператор вывода — служит для вывода информации на внешние устройства (экран, файл). В языке Pascal имеются две процедуры вывода данных. Процедура вывода Write производит вывод числовых данных, символов, строк и булевских значений.
Формат
Write (список вывода);
Ооржак Аржаана Олеговна
Содержимое разработки
План урока № 4
Тема урока: Оператор вывода.
- Цель урока:
- дать понятие процедуру;
- изучить процедуру вывода данных;
- показать выполнение процедуру вывода;
- научить использовать его в программе.
- получить практические навыки составления программы;
- воспитать у учащихся бережное отношение к оборудованию.
- развитие внимание, восприятия;
- развитие познавательного интереса к данной теме.
- Понятие процедура вывода
- Формат процедура вывода
- Различать процедуру ввода с переводом строки и без перевода строки
- познакомить с оператором ввода и его особенностями;
- стимулировать интерес обучающихся к изучаемым на уроках темам и предмету «Информатика» в целом;
- развитие умения применять полученные знания при решении задач;
- развитие памяти, внимания;
- развитие познавательного интереса;
- развитие алгоритмического и логического мышления обучающихся;
- воспитание у обучающихся самостоятельности, аккуратности, чувства бережного отношения к технике.
- Организация контроля знаний учащихся по пройденной теме: устный вопрос
- Объяснение новой темы: см ход урока
- Домашнее задание: Написать программу, которая изображает во весь экран начальную букву вашего имени.
- Организационный момент (2 мин).
- Мотивационное начало урока (6 мин).
- Объяснение темы урока (10 мин).
- Закрепление изученного материала (10 мин).
- выяснить, какие исходные данные в нашей задаче имеются. В нашем случае, это слово «Привет!». Значит, в нашей программе обязательно должно быть объект программирования — это строковая постоянная;
- что с этими данными нужно сделать? Вывести на экран это слово.
- какой результат нужен в этой задаче? Вывод слово «Привет» на экран.
- Создать этот файл программы с помощью опция меню Pascal: File, New.
- Сохранить этот файл под новым именем в своей папке с помощью опция меню Pascal: Fail, Save As… В разделе Name появившегося окно Save Fail As вводите с клавиатуры новое имя файла программы с указанием полного пути к нему и щелкаете по кнопке Ok.
- Запуск программы на исполнение – одновременное нажатие клавиш Ctrl и F9 или опция меню Pascal: Run, Run.
- Обобщение, систематизация знаний и закрепление изученного материала (10 мин).
- Домашнее задание (2 мин).
-82%
Источник: videouroki.net