Как описать числовой массив в программе

Что такое массивы и матрицы. Как их объявить и использовать в языке программирования Pascal. Открытые массивы.

Заполнение одномерного массива

for i := 1 to N do begin write ( ‘Введите значение a[‘ , i, ‘] = ‘ ); readln(a[i]); end ;

Работа с одномерными массивами на языке программирования Паскаль

Массив — самая распространенная структура хранения данных, присутствующая в любом языке программирования.

В Pascal используются одномерные и двумерные массивы. В школьной программе обычно их изучают в 9-10 классах.

Одномерный массив — это конечное количество однотипных элементов, объединенных общим именем. Каждому элементу присвоен свой порядковый номер. Обращение к элементам происходит по имени массива и индексу (порядковому номеру).

Описание и выделение памяти

Динамический массив описывается так:

begin var a : array of integer ; end .

Память под динамический массив a выделяется в момент работы программы:

Паскаль с нуля [ч7]. Одномерные массивы.

begin var a : array of integer ; var n := ReadInteger ; a := new integer [ n ]; end .

Здесь — первое преимущество динамических массивов — в переменной a может храниться массив любого размера, память выделяется в процессе работы программы. Кроме того, выделенная память гарантированно автоматически заполняется нулевыми значениями.

Можно совместить описание и выделение памяти — тип динамического массива выводится автоматически:

begin var n := ReadInteger ; var a := new integer [ n ]; end .

Обычно в PascalABC.NET совмещают описание динамического массива, выделение памяти и заполнение значениями. Самый простой способ — заполнить n нулями:

begin var n := ReadInteger ; var a := | 0 | * n ; end .

Создание динамического массива

Массив, не имеющий заданных размеров мы можем определить так:

Для того, чтобы задать размер динамического массива используется функция Setlength. Она имеет два параметра. Первый – это сам массив, а второй — целое число, которое определяет размер массива.
Перед использованием Setlengthмассив имеет длину равную 0. Функцию Setlengthможно использовать и несколько раз.Проверить длину массива можно при помощи функции length.

Пример задания длины массива:

Ввод:var a: array of integer;
begin
writeln(‘Length1: ‘, length(a));
Setlength(a, 2);
writeln(‘Length2: ‘, length(a));
Setlength(a, 4);
writeln(‘Length3: ‘, length(a));
end.
Вывод:Length1: 0
Length2: 2
Length3: 4

См. также: Как установить любые обновления Windows вручную

Ввод массива в Паскале с клавиатуры.

Ввод массива в Паскале с клавиатуры.

program Mas_Read_Task; //Ввод массива в Паскале с клавиатуры var i: word; // задаем размерность массива. Индекс массива 1 по 10 // тип элементов массива Integer i_MasNum: array [1..10] of integer; begin //заполяем массив Readln(i_MasNum[i]); // ввод i- го элемента производится с клавиатуры //завершение работы программы WriteLn( ‘Нажмите , чтобы выйти.’ ); ReadLn(); end .

Ссылки

  • Программы для начинающих
  • Сайт PascalABC.NET: Программы и алгоритмы для начинающих

Одномерный числовой массив

Одномерные массивы называют линейными, так как элементы расположены друг за другом. Их можно представить в виде таблицы, в которой всего две строки. В первой перечислены индексы элементов, а во второй — значения элементов.

одномерный массив в паскале

Одномерный массив. Обозначение элементов

Имя массива формируется по тем же правилам, что и имя любой другой переменной в программе. Границы индексов задают при описании массива в квадратных скобках. Удобнее задавать начальный индекс равный единице. Конечный индекс определяется условием задачи и численно равен размеру массива — количеству элементов. Числовые массивы могут содержать целые и действительные числа.

Тип элементов указывается в описании. Смотрите рисунок выше.

Индексация в динамических массивах и использование статических массивов

Динамические массивы индексируются с нуля — это эффективно. В качестве индексов в динамических массивах могут выступать только целые.

Читайте также:
Как написать программу на линукс

Статические массивы тем не менее иногда удобно использовать — в задачах, где индексы либо символьные, либо по-существу начинаются не с нуля. Например, для подсчёта количества слов на каждую букву может использоваться стаический массив

var a := array [ ‘a’ .. ‘z’ ] of integer ;

Заполнение статических массивов — увы — производится в цикле. Кроме того, они не помнят свою длину и передача таких массивов в качестве параметров подпрограмм связана с техническими сложностями 40-летней давности, не нужными начинающим.

См. также: Как удалить образ windows с флешки

Циклы по массиву

Для обработки элементов массива используются следующие циклы:

    Цикл for по индексам (если требуется менять элементв или нужна информация об индексах)

for var i := 0 to a . Length — 1 do a [ i ] *= 2 ;
var sum := 0 ; foreach var x in a do sum += x ;
foreach var i in a . Indices do a [ i ] += 2 ;
var ( K , L ) := ReadInteger2 ; foreach var i in K .. L do a [ i ] := 777 ;

Пример. Найти количество чётных элементов, стоящих на чётных местах

begin var a := ArrRandomInteger ( 10 ); a . Println ; var count := 0 ; foreach var i in a . Indices do if i . IsEven and a [ i ]. IsEven then count += 1 ; Print ( count ); end .

Двумерные и многомерные массивы

Размерность массивом может быть разной.

Двумерные хранилища и многомерные – это наборы, в которых хранятся переменные во втором или n-м измерении, имеющие n * m мест хранения.

Размерные матрицы Mutli, включая 2-мерный набор, объявляются с использованием нескольких квадратных скобок, расположенных рядом друг с другом, или с использованием запятых с квадратными скобками в качестве альтернативы.

Двумерный массив можно рассматривать как прямоугольную сетку с двумя индексами, один из которых задает строку, а другой – столбец.

Пример двумерного массива

Например, календарь, подобный тому, что представлен на рисунке, можно рассматривать как двумерную таблицу, имеющую строки, известные как недели, и столбцы, известные как дни. Тем не менее, календарь так же можно рассматривать как набор массивов: месяц – это массив недель, а неделя – дней.

В Паскале эта декларация записывается как единый блок:

TYPE DayType = INTEGER;

DayNames = (Sun, Mon, Tue, Wed, Thu, Fri, Sat);

WeekType = ARRAY [DayNames] OF DayType;

MonthType = ARRAY [1..6] OF WeekType;

Тип MonthType также может быть записан как:

TYPE MonthType = ARRAY [1..6] OF

ARRAY [DayNames] OF DayType;

Можно записать с использованием ярлыка, как:

См. также: Download Junkware Removal Tool latest release

Тип MonthType = ARRAY [1..6, DayNames] OF DayType;

DayNames = (Вс,Пн,Вт,Ср,Чт,Пт,Сб);

WeekType = ARRAY [DayNames] OF DayType;

MonthType = ARRAY [1..6] OF WeekType;

Другой пример двумерного массива в Pascal:

Задание двумерного массива

Примеры работы с динамическими массивами

Ввод массива

С клавиатуры динамический массив вводится почти так, как и статический. Первый индекс такого массива всегда равен 0. Поэтому начальное значение счётчика итераций в цикле для ввода должно быть равно нулю.

Пример ввода массива:

var c: array of integer;
n, i: integer;
begin
read(n); // вводим длину с клавиатуры
SetLength(c,n); // задаём длину массива
fori := 0 to n-1 do
read(c[i]); // вводим n элементов массива
end.

Вывод массива

На экран массив выводится подобно статическому, но нужно не забывать, что первый его индекс равен нулю:

var c: array of integer;
i: integer;
begin
SetLength(c, 5); // задаём длину
fori := 0 to 4 do
c[i] := 1; // заполняем массив единицами
fori := 0 to 4 do
write(c[i], ‘ ‘); // выводим элементы через пробел
end.

Изменение размера динамического массива

Если в процессе работы программы требуется чтобы динамический массив менял свой размер, то следует … пользоваться типом List!Это — динамический массив с возможностью эффективного измненения размера и рядом дополнительных методов. Основным является методы Add — добавить в конец:

begin var l := new List < integer >; l . Add ( 1 ); l . Add ( 3 ); l . Add ( 5 ); l . Print end .

Для первоначального заполнения списков List используется короткая фунеция Lst:

begin var l := Lst ( 1 , 3 , 5 ); l . Print end .

При необходимости список List можно преобразовать к динамическому массиву, вызвав метод .ToArray:

Читайте также:
Как правильно написать название программы ворд

begin var l := Lst ( 1 , 3 , 5 ); var a := l . ToArray ; end .

Большинство методов, которые имеются в массивах, есть и в списках List. Поэтому выбор типа List или array of для контейнера при решении задач определяется тем, будет ли данный контейнер расширяться по ходу работы программы.

Источник: skini-minecraft.ru

Теория

При решении практических задач данные часто объединяются в различные структуры данных, например в массивы. В языках программирования массивы используются для реализации таких структур данных, как последовательности и таблицы.
Массив-это поименованная упорядоченная совокупность однотипных элементов, упорядоченных по индексам (номерам), которые определяют его местоположение в массиве .
Массивы могут быть одномерными (вектора), двумерными(матрицы или таблицы) и многомерными.
Каждая переменная массива называется элементом массива. Каждый массив имеет имя, что дает возможность обращаться к ним по именам.

Описание массива

Перед использованием в программе массив должен быть описан, т.е. должно быть указано имя массива, количество элементов в массиве и их тип. Это необходим для того, чтобы выделить участок памяти нужного размера для хранения массива требуемого типа.

Общий вид описания массива:

Var : array [ X . . Y ] of < тип элементов >;

Имя переменной (имя массива)

a rray —

тип переменной (массив)

значение нижнего индекса

Значение верхнего индекса

byte, shortint, integer, word, longint, string, char, array

Пример : Массив имеет имя Chisla

Элементы массива : (45 , 5 , 874 , 4 , -7 , 0)
Индексы : 1 2 3 4 5 6
Описание :Var Chisla: array [ 1..6 ] of integer;
Chisla[ 1 ] =45; Chisla[ 3 ]=874
Ззначение нижнего индекса может быть отличным от 1, например :
Элементы массива : (45 , 5 , 874 , 4 , -7 , 0)
Индексы : 0 1 2 3 4 5, тогда
Var Chisla: array [ 0..5 ] of integer;
Chisla[ 0 ] =45; Chisla[ 2 ]=874

Внимание! Чтобы правильно описать количество элементов массива( k ) и значения нижнего( I 1) и верхнего индексов( I 2) следует помнить: I 2= I 1+ k -1

Заполнение массива

o значений, полученных при вычислении выражения

o случайных чисел в заданном диапазоне

• В блоке описания через const

Ввод с клавиатуры:

Var A:array[1.. 6] of byte;

For I:= 1 to 6 do

Writeln (‘ Введите ’ , I , ‘- ый элемент ’); < Вывод на экран приглашения « Введите I-

Readln( A[ I ] )

Присваиванием значений :

Var B :array[1 .. 3] of byte;

B [1]:=67;

B [2]:=120;

Присваиванием значений, полученных при вычислении выражения:

Var С :array[1 .. 33] of Integer;

For I:= 1 to 33 do

Источник: www.sites.google.com

Массивы

Массив (array) – это совокупность переменных одного типа, к которым можно обратиться с помощью общего имени и индекса, т.е. номера элемента в массиве. По сути это набор переменных, которые называются одним именем и имеют личные номера. Для объявления массива достаточно указать квадратные скобки после имени переменной с любым типом данных.

Указать компилятору размер массива можно двумя способами: явным числом в квадратных скобках, либо при объявлении записать в каждую ячейку значение, тогда компилятор сам посчитает их количество. Рассмотрим пример объявления массива разными способами:

// указываем количество ячеек byte myInts[6]; // указываем содержимое ячеек, компилятор сам посчитает их количество int myPins[] = ; // указываем и то и то, количество ячеек в [ ] должно совпадать с < >или быть больше! float Sens[3] = ; // храним символы char message[6] = ;

  • Размер массива, объявленного глобально, должен быть задан однозначно: конкретным числом , константой const или константой #define , так как массив будет существовать на всём протяжении работы программы и не может менять свой размер.
  • Размер массива, объявленного локально, может быть задан переменной, так как такой массив создаётся во время выполнения программы и удаляется из памяти после закрывающей фигурной скобки.
  • После указания последнего элемента массива можно ставить запятую, компилятор её проигнорирует (см. пример выше, массив myPins ).
  • Массив символов является строкой, о них мы поговорим в отдельном уроке.

// размеры #define arr1_size 10 const byte arr2_size = 20; byte arr3_size = 30; // массивы int arr0[5]; int arr1[arr1_size]; int arr2[arr2_size]; //int arr3[arr3_size]; // приведёт к ошибке!

Обращение к элементам

Обращение к элементу массива осуществляется точно так же, в квадратных скобках. Важно помнить, что отсчёт в программировании начинается с нуля, и первый элемент массива имеет номер 0 (ноль):

Читайте также:
Как писать программы с while

// первый элемент массива myInts равен 50 myInts[0] = 50; // записать в ячейку 3 массива myPins // значение элемента 0 массива myInts myPins[3] = myInts[0];

Размер массива

Для определения размера массива можно воспользоваться функцией sizeof() , которая вернёт размер массива в количестве байтов. Зачем?

Допустим в программе массив задаётся без указания размера, но элементы задаются явно (в фигурных скобках) и в процессе разработки программы размер массива может меняться. Чтобы не пересчитывать размер вручную и не менять его везде в программе, можно использовать эту функцию.

Примечание: если размер массива неизвестен на момент компиляции программы – sizeof() не сможет его посчитать и выдаст размер указателя (2 байта на AVR).

Ещё один момент: sizeof(имя_массива) даёт вес массива, а не количество элементов в нём! Если массив состоит из элементов типа byte – его вес совпадёт с размером. В остальных случаях нужно разделить вес массива на вес одного элемента, например так: sizeof(arr) / sizeof(arr[0]) – делим на вес элемента, чтобы не привязываться к типам данных. Результат вычисляется на этапе компиляции и в процессе работы программы время на вычисление не тратится.

Многомерные массивы

Выше мы рассмотрели одномерные массивы, в которых элементы определяются просто порядковым номером (индексом). Можно задавать и многомерные массивы, в которых адрес элемента будет определяться несколькими индексами. Например двумерный массив, он же матрица, он же таблица, каждый элемент имеет номер строки и столбца. Задаётся такой массив следующим образом: тип имя[строки][столбцы]

// двумерный массив, 5 строк 10 столбцов byte myArray[5][10]; // матрица 3х4 byte myMatrix[][4] = < , , , >; // матрица 2х3 byte myTable[][3] = , >;

Очень важно помнить, что при объявлении массива с вручную вписанными данными нужно обязательно указать размер количества ячеек в измерении на 1 меньше размерности массива (для двумерного – обязательно указать размер одного из измерений, для трёхмерного – два, и т.д.).

В рассмотренном выше двумерном массиве myMatrix элемент с адресом 0, 2 (строка 0 столбец 2) имеет значение 12. Обращение к этому элементу например с целью перезаписи будет выглядеть так:

// меняем 12 на 20, ячейка 0,2 myMatrix[0][2] = 20;

С элементами массивов можно производить такие же действия, как с обычными переменными, т.е. всю математику, которую мы рассматривали в предыдущем уроке. Также не стоит забывать, что массивом может быть почти любой тип данных: численные переменные, структуры, классы, строки… Область видимости точно так же применяется к массивам, ведь массив – это по сути обычная переменная.

Функции для работы с массивами

В C++ есть несколько полезных функций для работы с массивами:

  • memset(buf, val, len) – заполнить байтовый массив buf длиной len значением val
  • memcmp(buf1, buf2, len) – сравнить массивы buf1 и buf2 на длину len . Вернёт 0 если массивы одинаковые
  • memcpy(dest, src, len) – скопировать массив src в массив dest на длину len

byte src[5] = ; // src == byte dst[5]; // «пустой» массив memset(dst, 123, 5); // заполнить dst значением 123 // dst == // сравнить Serial.println(memcmp(src, dst, 5) == 0); // false // скопировать из src в dst memcpy(dst, src, 5); // dst == // сравнить Serial.println(memcmp(src, dst, 5) == 0); // true

Видео

Полезные страницы

  • Набор GyverKIT – большой стартовый набор Arduino моей разработки, продаётся в России
  • Каталог ссылок на дешёвые Ардуины, датчики, модули и прочие железки с Aliexpress у проверенных продавцов
  • Подборка библиотек для Arduino, самых интересных и полезных, официальных и не очень
  • Полная документация по языку Ардуино, все встроенные функции и макросы, все доступные типы данных
  • Сборник полезных алгоритмов для написания скетчей: структура кода, таймеры, фильтры, парсинг данных
  • Видео уроки по программированию Arduino с канала “Заметки Ардуинщика” – одни из самых подробных в рунете
  • Поддержать автора за работу над уроками
  • Обратная связь – сообщить об ошибке в уроке или предложить дополнение по тексту ([email protected])

Источник: alexgyver.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru