Как оформить программу на языке паскаль

Содержание

Презентация на тему: » ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫКОМ ПАСКАЛЬ 9 КЛАСС. ЦЕЛЬ: выяснить структуру программы, операторы, правила оформления и пунктуацию языка Паскаль.» — Транскрипт:

1 ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫКОМ ПАСКАЛЬ 9 КЛАСС

2 ЦЕЛЬ: выяснить структуру программы, операторы, правила оформления и пунктуацию языка Паскаль.

3 Тест по теме «Алгоритмы работы с величинами»

4 1. УКАЖИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КОМАНД, В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫ­ПОЛНЕНИЯ КОТОРЫХ ЗНАЧЕНИЯ ПЕРЕМЕННЫХ X И У ПОМЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ: а)Х:=Х+У; У:=Х-У; Х:=Х-У; б)В:=Х; Х:=У; У:=Х; в)У:=Х; В:=Х; Х:=У; г)Х:=У; У:=Х.

5 2. ЧЕМУ БУДЕТ РАВНО ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕМЕННОЙ X ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМАНДЫ Х:=Х+2, ЕСЛИ ДО ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОНО БЫЛО РАВНО 3? а)1; в)3; б)2;г) 5.

6 3. ПРИ КАКИХ ИСХОДНЫХ ЗНАЧЕНИЯХ ПЕРЕМЕННЫХ X И У В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМАНДЫ Х:=Х^У-У ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕМЕННОЙ X СТАНЕТ РАВНЫМ 2? а)4,1;в) 2, 2; б)3,2;г) 5,1.

7 4.ЗНАЧЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ 2*4*2- 5^З*2 РАВНО: А) -186; в)-234; Б) ; г)-61.

8 5. КОМАНДА ПРИСВАИВАНИЯ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО: а) вводятся значения переменных, являющихся исходными данными решаемой задачи; б) выводятся результаты решения задачи компьютером пользователю; в) переменная величина получает значение; г) происходит обращение к новой программе

Программирование Pascal с нуля | Информатика ОГЭ 2022 | Умскул

9 Ответы: 1а; 2г; Зв; 4в; 5в.

10 После того как продуман алгоритм решения задачи, составляется программа на одном из языков программирования. Одним из самых популярных языков является Паскаль. С этого урока мы начнем рассматривать основы программирования на этом языке.

11 Этот язык был разработан в 1971 г. швейцарским профессором Никлаусом Виртом и назван в честь французского ученого Блеза Паскаля. Команды языка называются операторами. Программа на языке Паскаль близка по своему описанию алгоритмическому языку.

12 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ (РАССМОТРИМ УПРОЩЕННЫЙ ВАРИАНТ): Рrоgrаm ; Vаr Вegin End.

13 Имя программы любое имя. Раздел описаний — список переменных (латинских букв, наборов букв, букв и цифр) через запятую, после двоеточия — тип переменных. Числовые типы: вещественный (rеаl) и целый (integer). Например, var a:integer; b1: real. Тело программы — основная часть программы.

Операторы внутри тела программы отделяются точкой с запятой, а в конце служебного слова еnd ставится точка.

14 Оператор ввода — при выполнении этого оператора компьютер ожидает ввод данных с клавиатуры. Read( ) или readln ( ). Их отличие в том, что по оператору readln курсор перемещается в новую строку. Если в операторе несколько переменных, то данные вводятся через пробел, а в конце нажимается клавиша Enter. Оператор вывода — компьютер выводит результат работы программы на экран.

Write( ) или Writeln( ) аналогично оператору ввода экранный курсор переводится на новую строку во втором случае. Например, Write(5,c), write (a,b,c); write(‘С Новым годом!’); write(х*у+254/3).

15 При выводе числовых данных можно задать формат вывода: 1)для целых чисел — количество позиций на экране; 2)для вещественных общее количество чисел и количество чисел в дробной части. Например, а=6 оператор write(а:5), тогда на экране будет _ _ _ _ _6, где _ пробел; а=511,64 оператор write(а: 10:4), при этом на экране _ _ _ _ 511, 6400.

16 Оператор присваивания: :=, арифметическое выражение может содержать: числовые константы, переменные, арифметические операции, круглые скобки. Приоритет операций: *, /, +, -. Возведение в степень знак ^, х 2 — sqr(х), sqrt(х).

17 выглядит так: — на языке Паскаль выглядит так: sqr(sqr(x)-y*3/4)- sqrt(x^3).

18 ЗАДАНИЕ 1. ЗАПИШИТЕ ПО ПРАВИЛАМ ЯЗЫКА ПАСКАЛЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВЫРАЖЕНИЯ: 1. 2.tg3x+1; 3.3x 3 +2x 2 +4

19 ЗАДАНИЕ 2. ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИЕ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ ИМЕН НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В КАЧЕСТВЕ ЗАГОЛОВКА ПРОГРАММЫ И ПОЧЕМУ. Iwanov_Petr_10r; Dog-Cat; Nomera_Doma; F22.

20 ЗАДАНИЕ 3. НАЙДИТЕ ОШИБКИ В ПРОГРАММЕ Program control; Var x, y, z: integer; Begin x:=5; y:=7; z:=x+y; writeln (z=x+y,z); end.

21 ЗАДАНИЕ 4. КАКАЯ ЗАДАЧА РЕШАЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ? Program Test; Var A,B,C: integer; Begin Readln (A,B); C:=(A+B)*(B-C); Writeln (C); End. Какой результат будет получен, если в качестве исходных значений A и B ввести соответственно 7 и 8?

Читайте также:
Бесплатные программы для проверки авто перед покупкой

22 ЗАДАЧА 5 Напишите программу, которая вычисляет площадь и периметр прямоугольника со сторонами a и b.

23 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Когда появился язык Паскаль и кто его автор? Какова структура программы на языке Паскаль? Какие операторы на данный момент вы знаете? Какие правила пунктуации в Паскале вам известны?

24 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Записать по правилам языка Паскаль следующее выражение: Написать программу на алгоритмическом языке и на языке Паскаль, по которой можно найти расстояние между двумя точками с заданными координатами.

Источник: www.myshared.ru

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Алдибекова Куралай
КУРАЛАЙ КАЗГАСА ARM.pptx

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО­СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ «Информатика» Практическое занятие №24­25 «Структура программы на языке Turbo Pascal» Лицей при КазГАСА 1 семестр 2016 – 2017 уч.год Алдибекова Куралай Алиевна

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Раздел операторов заключается в операторные скобки вида: BEGIN (начать) и END (окончить), при этом после END ставится точка. В разделе операторов записывается последовательность исполняемых операторов. Каждый оператор выражает действие, которое необходимо выполнить. Исполняемые операторы отделяются друг от друга символом «;».  Ниже представлена структура программы на языке Паскаль в общем виде:  PROGRAM <название программы>(Input, Output): USES ; LABEL…; CONST…; TYPE…; VAR…; PROCEDURE ;  FUNCTION ;  BEGIN  ;  ;  …  END.

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

A,B, Proizvedenie: integer; Программа ввода двух чисел с клавиатуры и нахождения их произведения PROGRAM PROGRAMMA_1; VAR BEGIN WRITE (‘Введите целое число А:’); READLN (A); WRITE (‘Введите целое число В:’); READLN (В); WRITE (‘Произведение чисел’ А, ‘и’, B, ‘=’, Proizvedenie); END.

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Служебное слово – это слово, которое в языке Паскаль имеет определенное смысловое значение. program, var, begin, end. Имя (идентификатор) – это имя элемента программы: команды, по идентификатору (имени) осуществляется обращение к переменным, вызов команд и т.п. Соответственно переменной т.д. одной Описание меток. Метка применяется для обозначения выделения содержащей некоторый оператор.

С помощью этой метки можно перейти с любого места программы в оператор, отмеченный меткой. программы, строки Например: Znak_3 Block56 Imia_Gani Формат описания меток: label число 1, число 2, …, число k, имя 1, имя 2, …, имя n; Например: label 12, 5, 11, tchislo, k5, n, znak_1; В языке Паскаль к основным элементам данных относятся константы и переменные. Описание постоянных.

В программе можно задавать непосредственно значения постоянных величин (констант) или их можно задавать с помощью описания имен. Описание переменных. Используемые в программе переменные величины и их типы должны быть описаны в разделе «Описание переменных». Переменные могут изменять свое значение в ходе выполнения программы.

Формат описания констант: const имя1=значение; имя2=значение; …, имя n=значение; Например, const p=3.14; e=2.7; a=’bol’; max=1000. Формат описания переменных: var ­ список имен переменных: тип; Например, var af, m, n: integer; h, sg; real; d, ch: char; kd, b: oolean; Комментарий служит для пояснения программы или отдельных ее частей. <>, **.

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

2. Типы данных Данные – величины, обрабатываемые программой. Имеется три основных вида данных: константы, переменные и массивы. Константы – это данные, которые зафиксированы в тексте программы и не изменяются в процессе ее выполнения. Переменные обозначаются именами и могут изменять свои значения в ходе выполнения программы. Переменные бывают целые, вещественные, логические, символьные и литерные. Массивы – последовательности однотипных элементов, число которых фиксировано и которым присвоено одно имя. Достоинством языка Паскаль является возможность использования широкого набора разных типов данных. Тип данных определяет возможные значения констант, переменных, функций, выражений, принадлежащих к этому типу, форму представления в ЭВМ и операции, которые могут выполняться над ними. Все типы данных можно разделить на простые и сложные. Простые (стандартные) типы данных: Целые ­ Integer (каждая переменная данного типа может содержать одно целое число в диапазоне от ­32768 до +32767); LongInt (каждая переменная данного типа может содержать одно целое число в диапазоне от ­2147483648 до +2147483647); Вещественные – Real (каждая переменная данного типа может содержать одно вещественное число в диапазоне от ­2.9*1039 до 1.7*1038. Точность хранения чисел – 11 знаков после запятой);

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Символьные – Char (значениями переменных данного типа являются одиночные символы. В любой момент выполнения программы в переменной данного типа может храниться только один символ); Строковые – String – Переменные данного типа содержат строки длиной до 255­ти символов. В целях экономии памяти можно после названия типа String указывать в квадратных скобках максимальное количество символов, которое программа будет хранить в описываемой переменной: String[10] – в данной переменной не может храниться более десяти символов; Логические – Boolean (логические переменные имеющие всего два значения: TRUE (истина) и FALSE (ложь)). ASCII – кодовые (PCHAR). Сложные типы данных: Array – массивы; Record – записи; Set – множество; File – файлы.  3. Стандартные функции в Паскале В языке Турбо Паскаль заранее написанные программы вычисления часто применяемых математических и других функций собраны в виде внутреннего модуля и записаны в стандартной библиотеке под названием System.

Читайте также:
Программа для определения модели материнской платы

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Таблица 1. Стандартные математические функции в Паскале Тип аргумента Запись на языке Функция Паскаль |x| arctgx cosx ex [x] lnx sinx x2 √x abs(x) ArcTan(x) cos(x) exp(x) frac(x) int(x) ln(x) pi sin(x) sqr(x) sgrt(x) real, integer real real real real real real real real real real Описание Модуль аргумента Арктангенс Косинус, угол задается в радианах Экспонента Дробная часть числа Целая часть числа Логарифм натуральный Число «пи» Синус, угол задается в радианах Возводит число (аргумент) в квадрат Извлекает корень из аргумента В арифметических функциях используются целые и действительные величины.

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

1. Методология проектирования программных продуктов. Задание для СРС: 1. Объявите переменные, необходимые для вычисления значения функции y=y2 2. Объявите переменные, необходимые для пересчета веса из фунтов в килограммы. 3. Объявите переменные, необходимые для вычисления площади кольца. 4. Объявите переменные, необходимые для вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, карандашей и линейки. y  7,2 x 3  23,0 x 2  .4,1 x: real; y: real; funt: real; kg: real; r1: real; r2: real; s: real; CenaTetr: real; KolTetr; integer; CenaKar: real; KolKar; integer; CenaLin: real; Summa; real; 5. Запишите инструкцию, которая увеличивает n:=n+1; на единицу значение переменной n. 6. Запишите в виде инструкции присваивания функции вычисления формулу y=2,7×3+0,23×2­1,4 значения 7. Запишите в виде инструкции присваивания формулу пересчета веса из фунтов в килограммы (один фунт равен ). 8. Запишите в виде инструкции присваивания формулу вычисления стоимости покупки нескольких тетрадей, карандашей и линейки. y:= ­2.7*x*x*x+0.23*x*x­1.4; kg:=funt*0.4095; sum:=ct*nt+ck*nk+cl;

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Задание на СРСП: 1. Обзор языков программирования высокого уровня. 1. Объявите необходимые переменные и напишите инструкции ввода исходных данных для программы вычисления стоимости покупки нескольких тетрадей и карандашей.

Предлагается, что во время работы программы пользователь будет вводить данные о каждой составляющей покупки в отдельной строке: сначала цену, затем количество. Контроль выполненного задания состоится на занятиях СРСП (по расписанию занятий). 2. Основы алгоритмизации и программирования. Turbo Pascal 7.0. Форма контроля – рефераты, 10 стр.

Сроки сдачи – на следующей неделе. Контрольные вопросы: А. Для письменного контроля: 1. Для чего предназначено «имя» как оно записывается? 2. Что такое «служебное слово»? 3. Что является элементами данных? 4. Каковы составные части программы, записанной на языке Паскаль? 5.

Как оформляется заголовок программы? 6. В каком виде оформляются комментарии? 7. Для чего предназначен раздел описаний? 8. Какие стандартные типы вам известны? 9. Как описываются переменные, используемые в программе? 10. Как описываются в программе константы, обозначенные именем? 11.

Какие стандартные функции используются в языке Турбо Паскаль?

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

ГЛОССАРИЙ Казахский Байт Бүтін Нақты Русский Байт Целые Вещественные Смволдық Символьные Қатар Строковые Английский Byte Integer Real Char String Логикалық Логические Boolean

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Практическое занятие №24-25 «Структура программы на языке Turbo Pascal»

Список литературы Основная литература: Информатика. Базовый курс. 2­е издание / Под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2008. – 640 с.:ил. Фаронов В.В. Turbo Pascal 7.0. Учебное пособие – СПб: Питер, 2007. – 367 с.: ил. Гуда А.Н., Бутакова М.А., Нечитайло Н.М., Чернов А.В. Информатика.

Общий курс: Учебник /Под ред. Академика РАН В.И. Колесникова. – М.: Издательско­торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: Наука­Пресс, 2007. – 400 с. Кирсанов Д. Web – дизайн. ­ СП6. Символ­Плюс, 2007. 368 c. Булекбаев С.Б., Надыров М.К. Логика: упражнениями и задачами для студентов, магистрантов и преподавателей вузов. Учебник.

Алматы: Дәуір, 2011. ­264c. Дополнительная литература: Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования/ Е.В. Михеева. – 4­е изд., стер.– М.: Издательский центр «Академия»,2007.– 192 с. Вольский С.В., Дмитриев П.А. Turbo Pascal 7.0 для студентов и школьников. – СПб: Наука и Техника, 2007. – 244 с., ил.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Источник: znanio.ru

Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных.

На начальном этапе рассмотрим структуру программы на языке программирования Паскаль (Pascal) в минимальном объеме, осветив только необходимые сведения. Более подробно связанные вопросы рассмотрим при дальнейшем изучении.

Читайте также:
Список дел программа для Андроид

Выясним сначала правила записи текста программы, которые не находят отражение в описании синтаксиса языка:

  1. Между двумя последовательными конструкциями языка (идентификатор, число или служебное слово) обязательно располагается хотя бы один разделитель текста (пробел, конец строки, комментарий).
  2. Разделители текста не могут находится внутри идентификаторов, чисел или служебных слов.

Теперь перейдем непосредственно к структуре. Итак, программа на языке Паскаль состоит из заголовка (элемент необязательный), разделов описаний и раздела операторов.

  • program имя;
  • разделы описаний
  • begin
  • раздел операторов
  • end. (* npoграмма заканчивается точкой *)

Разделы описаний

Разделы описаний могут быть нескольких видов:

  • раздел описания модулей (следует всегда первым, остальные подразделы идут в произвольном порядке);
  • раздел описания констант;
  • раздел описания переменных (смотрите примеры описания констант и переменных);
  • раздел описания меток;
  • раздел описания процедур и функций.

Важно: любая величина должна быть описана до ее использования.

Раздел операторов

Раздел операторов начинается и заканчивается соответственно служебными словами begin и end, играющими роль операторных скобок. В этом разделе записывается последовательность операторов, которая должна быть выполнена по программе. Операторы отделяются друг от друга символом «точка с запятой».

Любой текст пишется с помощью алфавита языка. В состав алфавита Паскаля входят:

Последовательность символов алфавита, не содержащая пробельные символы, образует лексему. Лексема – это минимальная единица языка, имеющая самостоятельное значение. Выделяют несколько типов лексем:

  • константы;
  • имена (идентификаторы);
  • ключевые слова;
  • знаки операций;
  • разделители (скобки, точка, запятая, пробельные символы).

Лексемы в языках программирования аналогичны словам в естественных языках. Лексемы являются «строительным материалом для операторов и выражений. Рассмотрим более подробно перечисленные виды лексем.

Константа – величина, которая не изменяет своего значения в процессе исполнения программы. Выделяют числовые, символьные и строковые константы.

К объектам программы обращаются по именам (идентификаторам). При формировании имен в языке программирования Паскаль (Pascal) действуют следующие правила:

  • допустимыми символами в имени являются только буквы латинского алфавита, символ подчеркивания и цифры;
  • имя может начинаться с буквы или символа подчеркивания (последний вариант не рекомендуется);
  • прописные и строчные буквы не различаются;
  • длина имени практически не ограничена (значащими для компилятора являются первые 63 символа);
  • нельзя использовать в качестве имен ключевые слова.

Ключевые слова (часто используется также термин «зарезервированные») – это идентификаторы, которые имеют специальное значение в языке Паскаль (например, write – ключевое слово, определенное для оператора вывода).

Знак операции – это определенная последовательность символов, определяющая действие над операндами. Знак операции не может содержать пробелов (например, div – обозначение операции целочисленного деления). Различают бинарные (с правым и левым операндами, например: a + b) и унарные (с правым или левым операндом, например: -х) операции.

Типы данных в языке программирования Паскаль

Любая программа является совокупностью данных и алгоритмов их обработки, записанных с помощью операторов. Данные во время работы программы хранятся в оперативной памяти. Очевидно, исполнителю необходимы сведения о том, как они хранятся, какие действия над ними можно выполнять.

Тип данных, задаваемый при их описании, однозначно определяет форму внутреннего представления, диапазон допустимых значений и множество возможных операций.

Рассмотрим классификацию типов данных, придерживаясь систематизации, принятой в PascalABC.Net.

Простые типы

К простым типам в PascalABC.Net относят целые и вещественные типы, логический, символьный, перечислимый и диапазонный тип. Все простые типы за исключением вещественного называются порядковыми типами.

Целые типы

Определены несколько целых типов данных (см. Таблица 1), отличающихся диапазоном допустимых значений и наличием знака: старший двоичный разряд воспринимается как знаковый (для отрицательных чисел), либо как обычный разряд числа.

Таблица 1. Целые типы данных

Вещественные типы

Существует несколько вещественных типов данных, которые отличаются точностью и диапазоном представления (см. Таблица 2). Точность вещественного числа определяется длиной мантиссы, а диапазон значений – длиной порядка.

Таблица 2. Вещественные типы данных

Символьный тип

Символьный тип служит для представления элементов из допустимого набора (для реализации PascalABC.Net – кодировка Unicode). Для обозначения типа данных используется ключевое слово char. Под каждый символ в PascalABC.Net отводится 2 байта (в других реализациях языка Паскаль отводится 1 байт, поскольку в качестве элементов набора используется расширенная таблица ASCII).

Логический тип

Для обозначения логического типа используется ключевое слово boolean. Множество значений этого типа включает два значения: false (ложь) и true (истина). Под величину логического типа отводится в памяти 1 байт.

Перечисляемый тип

Часто при написании программ возникает необходимость использования связанных между собой именованных констант, имеющих различные значения (например, дни недели, месяцы в году и т. д.). В этом случае удобно воспользоваться перечисляемым типом данных, возможные значения которого задаются упорядоченным набором констант.

type typeName = (value1, value2, …, valuen);

Диапазонный тип

Диапазонный (интервальный) тип применяется в случае, если необходимо использовать подмножество значений целого, символьного или перечислимого типа.

  • var
  • range: -100..100;
  • intCh: ‘a’..’z’;

Тип, на основе которого строится подмножество, называется базовым. Занимаемое место в памяти машины значениями диапазонного типа определяется используемым базовым типом.

Структурированные типы

К структурированным типам в PascalABC.NET относят массивы, записи, множества и файлы. Эти типы данных будут рассматриваться далее в соответствующих уроках.

Источник: kobva.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru