После продолжительного локдауна становится очевидно, что коронавирусные ограничения в том или ином виде могут остаться с нами до 2022 года. Гендиректор IT-компании Omega Алексей Рыбаков рассказывает о том, что могут сделать музеи, чтобы привлечь больше посетителей.
За последние полгода мы стали свидетелями роста активности музеев в онлайне. Музеи научились удаленным формам работы с посетителями. Если бы не ограничения, мы бы едва ли увидели множество замечательных видеоэкскурсий и виртуальных туров.
Ситуация показала и то, что стремление к изучению культуры никуда не делось. Прикоснуться к прошлому хочется не только в удаленном формате. Сама энергетика места и окружения несет в себе много того, что не передать через «цифру».
Ограничения пандемии никуда не денутся, но власти будут подходить к ним избирательнее, не допуская тотального локдауна. Хорошая новость для музеев состоит в том, что их вряд ли закроют повсюду. Плохая новость — организовывать живые экскурсии и привлекать к ним посетителей станет сложнее.
Вебинар для анализа типичных ошибок в заявках на конкурсы программы «Музей без границ»
Как привлечь посетителей: 10 правил успеха
Национальный центр интерактивного обучения США много лет изучает познавательные процессы, процессы обучения и поведения в музеях. Согласно их исследованиям, ключевая причина похода в музей — прикоснуться к тем реальным вещам, которые едва ли встретишь в обыденной жизни. Людей приводят в музей эстетика, обучение, социальные причины и желание получить незабываемые эмоции.
Это дает много пищи для размышлений. В частности, американский ученый Роберт Расселл выделил несколько правил успешной музейной выставки.
1. Выставка начинается со знакомства
Выставка — это путешествие в мир, который далеко не всегда знаком посетителю. Поэтому этот путь должен начинаться с чего-то знакомого. Понятная вводная часть позволяет посетителям легко и уверенно начать путешествие без страха потерять суть повествования. Можно начать с названия, некоторого введения, структуры или определения основных тематических областей и идей.
2. Создайте доступную, интересную и вовлекающую обстановку
Выставка должна предлагать только безопасную среду и стимулировать к интеллектуальному общению гостеприимством. Сведите к минимуму отвлекающие факторы, чтобы максимально вовлечь посетителя в путешествие.
3. Используйте простые и понятные правила взаимодействия с выставкой
Важное значение в выставке имеет дизайн. Дизайн, интерфейсы и графика связывают не только экспонаты между собой, но и помогают посетителям работать с ними. Особенно это касается интерактивных экспонатов с элементами управления. Дизайн должен быть продуман так, чтобы посетители могли легко понять, как использовать элементы управления, понимать связь между действием и его результатом, наблюдать эффект от своих действий. Дизайн должен также учитывать возможные ошибки посетителей.
4. Предложите реальные объекты и явления
Как создать свой музей
Не всегда музей может использовать подлинные объекты и явления. Но чем они реальнее, тем сильнее будут эмоциональные переживания и интеллектуальное вовлечение, вплоть до wow-эффекта.
5. Создайте выставку, отвечающую ожиданиям посетителей
Выставка и экспонаты должны быть спроектированы так, чтобы доставлять посетителю эстетическое удовольствие, возбуждать любопытство, поощрять общение, обучать новому и вселять уверенность в полученных знаниях и опыте.
6. Разнообразьте точки контакта для разных посетителей
В первую очередь ориентируйтесь на потребности наиболее массовой части аудитории. Чтобы привлечь другие аудитории или возрастные категории, используйте вспомогательные инструменты взаимодействия и медиаконтент. Для оценки аудитории стоит понять ее знания, жизненный опыт и интересы. Это поможет привлечь посетителей чем-то знакомым или проблемным вопросом, который заставит поразмышлять и пробудит желание ответить на него.
7. Дайте посетителям возможность выбора, контроля и обратной связи
Посетитель должен иметь возможность персонализировать свой путь и действия, полностью контролируя его и получая ответы на поставленные, предполагаемые или подразумеваемые вопросы. Поскольку посещение выставки — это еще и исследование, посетители должны иметь возможность попробовать различные действия и наблюдать разные результаты этих действий. Взаимодействие с экспонатами должно обязательно иметь результат, помогающий отыскать ответ на вопрос.
8. Добавьте описаний
В путешествии посетителя немаловажную роль играют экскурсоводы. В свою очередь, сами экспонаты должны иметь четкие описания и инструкции, поднимать вопросы и отвечать на них, строить взаимосвязи с другими экспонатами, выставками и жизненным опытом посетителя, выделять важное. Всё это можно сделать в текстовом или аудиоформате.
9. Стимулируйте социальное взаимодействие
Обычное явление — походы в музеи с семьей или друзьями, поэтому выставка должна быть рассчитана на нескольких участников, давать возможности для совместной работы и поддержания беседы. Она должна включать в себя образовательные программы, такие как презентации, показы, демонстрации экспонатов в действии, материалы для домашнего изучения или практические занятия. Обогатить опыт неформального общения могут применяемые за рубежом «исследовательские тележки», которые наиболее интересны детском аудитории.
10. Оцените результаты
Как и любой новый продукт, непроверенная выставка или экспонат могут иметь серьезные недостатки. В музее, как и в образовательной среде, следует проводить фронтальное и формативное оценивание. Это помогает выяснить то, что знают посетители, какие виды экспонатов они предпочитают и насколько хорошо работают прототипы будущих экспонатов. С помощью оценки можно повысить релевантность, функциональность и эффективность выставки или ее элементов.
Итоговая оценка после начала работы выставки открывает возможность проанализировать общую эффективность и результаты выставочного опыта, выявить любые аспекты экспонатов, которые необходимо исправить или пересмотреть, чтобы сделать их еще более эффективными. Если вы создадите экспонаты с учетом результатов оценки, посетители продемонстрируют осведомленность, богатый опыт и желание вернуться в музей.
VR против реальности
Проводить профессиональную оценку выставочного опыта довольно сложно. Но пандемия открыла окно возможностей — сама жизнь заставляет музеи сильнее уходить в виртуальную реальность. Фактически через виртуальные туры VR-технологии ворвались в нашу действительность, заменив реальный мир. О том, какие недостатки несут с собой VR-технологии для музеев, мы разбирались в предыдущей статье.
Проблемы VR связаны с отсутствием социального взаимодействия, кадровыми и учебными потребностями, стоимостью, доступностью, практическими и техническими проблемами, качеством графики, выставочным потоком, отвлечением внимания и принятием технологий.
Однако большинство ограничений, присущих VR, могут быть сняты с помощью AR. AR не вырывает посетителя из реального мира, а лишь аккуратно дополняет его. Именно поэтому AR называется дополненной, а не виртуальной реальностью.
AR-поддержка музеям: 10 преимуществ
Посетителю, привыкшему за долгие месяцы гулять по музеям виртуально, будет в новинку AR-приложение музея, которое заставит его всё-таки прийти в музей благодаря полезным элементам виртуальности. Оно поможет музею продолжать экскурсионные программы тогда, когда сотрудники вынужденно сидят на удаленке.
AR-приложение, которое требует лишь использование смартфона самого посетителя, открывает музею и его посетителям много возможностей:
1. Мгновенный доступ к информации об экспонате, которую подготовили сотрудники музея.
2. Возможность вовлечь посетителя в повествование электронными фото- и видеоматериалами, которые невозможно или слишком дорого разместить в музее.
3. Электронный аудиогид в AR-приложении заинтересует посетителей со слабым зрением, которым будет тяжело читать печатные описания экспонатов, и иностранцев, для которых можно подготовить аудиогиды на других языках.
4. Наложение несуществующих объектов на реальные экспонаты позволит добиться wow-эффекта и привлечь аудиторию, которая ранее была недоступна музею.
5. AR-приложение сделает поход в музей целым приключением с помощью функций игры. С его помощью можно «оживить» исторических личностей, взглянуть на экспонаты в движении, в процессе их использования или создания авторами.
6. Музей сможет предложить более персонализированные варианты путешествия (например, стандартный или исследовательский, взрослый или детский) по выставке для разных категорий пользователей и возрастов.
7. С помощью музейного приложения посетитель сможет делиться своим путешествием в соцсетях, рассказывать о нем друзьям, узнавать о выставке еще больше с помощью подборок музейных материалов и вспоминать о музее чаще благодаря одной лишь иконке музея в смартфоне.
8. Музей сможет напоминать посетителям о новых мероприятиях и скидках с помощью уведомлений в приложении.
9. Музей может экономить на печатных материалах, добавив в каждый буклет AR-метки, которые открывают в приложении более подробную информацию о выставках, дополнительных материалах, правилах и т.п.
10. Приложение позволит собирать довольно подробную статистику о пользователях, проводить опросы и глубокие исследования опыта посетителей для повышения эффективности работы музея.
Подобное AR-приложение решил создать частный музей охотничьих трофеев российской компании SNS Group. Приложение предоставляет посетителям подробные сведения об экспонатах, трофеях и охотниках в дополненной реальности и систематизирует экспонаты.
Разрабатываем дизайн-проект для музеев разной тематики
Любая музейная экспозиция “начинается” с ТЭП (тематико-экспозиционный план или идея). Идея о значимости события или предмета становится началом новой концепции экспонатов. Для того, чтобы усилить эмоциональную вовлеченность посетителей в экспозицию, музею необходима уникальность — дизайн-проект. Концепция, разработанная с учетом тематики музея и грамотно расставленными акцентами. Как устроен процесс разработки дизайн-проекта, как взаимосвязаны тематика и концепция музея — читайте в статье!
Дизайн-проект для музея представляет собой подробную визуализацию выставочного пространства, дополненную технической документацией и дальнейшим авторским надзором. Дизайн-проект разрабатывается с учетом пожеланий заказчиков. Создание дизайн-проекта музея — процесс многоэтапный, в который включаются специалисты нескольких отделов. Благодаря единой цели работа в команде становится эффективнее!
Прежде, чем приступить к креативной части работы, проводятся замеры помещения. Далее следует обсуждение проекта командой и разработка технического задания. Зонирование будущей экспозиции производится с опорой на экспонаты музея. Для того, чтобы связать зоны музея логически, разрабатывается маршрутная карта. На итоговом этапе работы дизайнер визуализирует будущий музей, подбирает цветовую палитру, текстуру оформления и расстановку мебели.
Программа Мы создаем музей
Оценить
1517 0
Содержимое разработки
Чукарина Лариса Николаевна
МБОУ «Базковская СОШ»ст.Базковская
учитель истории и обществознания
МБОУ «Базковская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена Согласована Утверждена
на МО классных Зам.директора по ВР Директор МБОУ
руководителей «Базковская СОШ»
______20 — г. ___________20 — г. ___________20 — г.
________ ______ ______
дополнительного образования детей
«Мы создаем музей»
для учащихся 5-11 классов
Срок реализации дополнительной
образовательной программы – 3 года
Автор программы: ЧУКАРИНА
учитель истории и обществознания
к программе дополнительного образования
«Мы создаем музей»
МОУ «Базковская средняя общеобразовательная школа» основана в 1905 году. Школа расположена на территории станицы Базковской- одной из двух станиц знаменитого Шолоховского района, родины возможных прототипов героев всемирно известного романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».
За более чем столетнюю деятельность в школе накоплены определенные традиции, опыт краеведческой работы, касающиеся истории школы, боевого пути 197 Гвардейской дивизии. Краеведческие материалы имеют общественную значимость и социальную ценность. Этот материал требует анализа, систематизации, осмысления. обобщения и демонстрации.
Многие же страницы истории малой родины — Базковского поселения, остаются еще неизученными в силу определенных трудностей. К сожалению, архивные церковные документы, способные пролить свет период жизни местных казаков до 40-ых лет прошлого века, были уничтожены в результате бомбежки фашисткой авиации в 1942 году. Многие архивные документы сельского совета, касающиеся периода жизни станицы с 1917 по 1942 годы , не сохранились в связи с их уничтожением эвакуационной комиссией в период Великой Отечественной войны , некоторые документы были утрачены в период реорганизации Базковского района и слияния его с Вешенским при переправе через реку Дон. Организация поисковой деятельности учащихся школы поможет развить интерес к истории малой родины, восстановить по крупицам страницы истории родного поселения, а сохранить эту информацию и донести до широкого круга людей поможет организация школьного краеведческого музея.
Помочь реализовать организацию школьного краеведческого музея поможет программа «Мы создаем музей». Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым по ложением об УДОД, Типовыми программами ДОД Министерства образования РФ; с учетом всего комплекса учебно-воспитательной работы в МБОУ « Базковская СОШ».
Содержание программы направлено на выявление и развитие склонностей и способностей детей, формирования их жизненной активности . Свободный выбор учебной деятельности, индивидуализация и дифференциация обучения, деятельностный подход к обучению, педагогическая поддержка развития познавательных интересов и способностей учащихся – эти принципы личностно-ориентированного образования детей и педагогики развития лежат в основе программы.
Основными принципами реализации образовательной программы «Мы создаем музей» являются: принцип межпредметных связей, принцип взаимосвязи регионального и глобального подхода. Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психологические особенности ребенка.
Вид программы – историко-краеведческая, региональная, комплексная. Уровень новизны – авторская. Уровень освоения — углубленный. Возраст воспитанников – с 11 до 17 лет. Уровень подготовленности учащихся в части музейного дела на момент начала освоения программы достаточно низок, хотя учащиеся владеют элементами исследовательской деятельности.
Программа рассчитана на обучение учащихся в течение трех лет, общее количество часов занятий около 210, такая временная нагрузка обоснована тарификационной нагрузкой учителя, предоставленной администрацией школы.
Программа состоит из трех ступеней обучения, соответствующих 3-м годам реализации программы:
1-я ступень.
Этот раздел направлен на знакомство с историческим краеведением, историей музейного дела, особенностями краеведческой работы в нашей местности, функциями, принципами задачами и уставом школьного краеведческого музея, обучение методикам поисковой деятельности, шифровке и первичной научной обработке собранных материалов, разработке планов исследовательских работ и обязательным выставлением передвижных выставок как результатов труда.
Этот раздел направлен на разработку и оформление экспозиций, овладение навыками исследовательской работы и публичным ее представлением, продолжение публичной работы.
Этот раздел направлен на подготовку и разработку экскурсий, дополнение экспозиций, ведение исследовательских работ, участие в краеведческих конкурсах, научных конференциях, сотрудничество с музеем.
Центральной идеей программы является идея гуманизма, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему родного отечества, родного края, школы, своей семьи.
Организационные требования к программе
Актуальность этой программы заключается в ознакомлении учащихся с родным краем, глубоким пониманием особенностей его истории, культуры и их взаимосвязь с историей культуры страны, мира на конкретных материальных предметах, в приобщении к исследованию родного края в разных формах.
Новизна программы состоит в том, что она рассчитана на комплексное и многоплановое воспитание и обучение воспитанников на местном краеведческом материале.
Занимающиеся по данной программе учащиеся получают теоретические знания по истории музейного дела, практический опыт по музейной работе: осуществляют в установленном порядке учет, хранение, консервацию и реставрацию предметов, находящихся в музейных фондах, осуществляют комплектование музейных фондов путем приобретения музейных предметов в установленном порядке, получение добровольных кладов и пожертвований от физических лиц, а также в порядке наследования, проводят изучение, систематизацию предметов фонда хранения, проводят изучение музейных предметов, связанных с формированием и развитием отечественной художественно-материальной культуры, осуществляют научно-исследовательские работы в рамках, установленных целей, задач и предмета деятельности школьного краеведческого музея МОУ «Базковская СОШ», обеспечивают впоследствии экскурсионное и лекционное обслуживание, познают прошлое, настоящее и бережно сохраняют эти исторические частички.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы. Содержание программы реализуется на занятиях: теоретических в форме лекций, семинаров, отчетных конференций, практических в форме экскурсий, поисковых экспедиций к местным жителям, записи воспоминаний, практикумов в архиве, библиотеке, музее, наблюдений за жизнью и бытом изучаемого народа, изготовления наглядных пособий и музейного реквизита, учета музейных поступлений, экскурсионного обслуживания. Основным видом занятий являются практические занятия. Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: вводный, который проводится перед началом работы, выявляя остаточные зна ния и навыки; текущий, проводимый в ходе учебного занятия по данной теме. Он позволяет учащимся усвоить необходимые навыки музейного дела и поисковой деятельности, рубежный, который проводится после завершения каждого раздела, итоговый, который проводится в форме отчетных конференций, где учащиеся выступают с докладами и анализами проведенных исследовательских работ, оформленных экспозиций и участием в различных конкурсах краеведческой направленности.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ выполненных работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются ошибки. Контроль возможен в форме проектов экспозиций, впоследствии реализуемых на стенде, участие в конкурсах, выставках.
В работе учтены особенности организации учебно-воспитательного процесса: дети приходят на занятия, согласно расписанию, в удобное для них время; обучение организуется на добровольных началах; дети приходят на занятия для общения друг с другом, с педагогом; занятия направлены на развитие у детей нравственных и патриотических чувств.
Занятия проводятся по 2 академических часа один раз в неделю- продолжительностью одного часа 45 минут, с перерывом в 10 минут между каждым часом занятия.
Цели и задачи программы «Мы создаем музей»
Целью программы является: содействие в нравственном и героико-патриотическом воспитании обучающихся, формирование гражданского самосознания у обучающихся и осознания ими самобытности местного населения, организация поисково-исследовательской работы обучающихся по созданию школьного краеведческого музея, обучение членов кружка методам поисковой и исследовательской работы по историческому краеведению, музейному делу.
-пробуждение интереса учащихся к истории своей семьи, своей станицы, ее жителей, раскрытие ими тайн прошлого и настоящего своей малой родины,
— установление учащимися тесных связей со старожилами станицы, инициативными жителями-помощниками в организации музея,
-воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии,
-формирование научных и профессиональных интересов,
-формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями,
-раскрытие творческого потенциала учащихся, вовлечение их в исследовательскую деятельность в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», муниципальных и региональных краеведческих конкурсов,
-расширение форм ученической самодеятельности и школьного самоуправления путем привлечения учащихся в Совет музея,
-установление тесного контакта со школьными объединениями «Юный эколог» и «Турист».
Особенности организации жизнедеятельности объединения
Программа предполагает использование таких методов обучения как: показ, объяснение, закрепление навыков и знаний на практических занятиях, при встречах, на экскурсиях, в творческих заданиях и их контроль, использование специальной и дополнительной литературы. Необходим и обмен мнениями, впечатлениями между учащимися других объединений.
Доброжелательность и учет индивидуальных особенностей создают работоспособную атмосферу в коллективе.
Выбор методов обучения зависит от возрастных групп детей и ориентирован на активизацию и развитие познавательных операций. Объяснительно-иллюстративный метод используется с первого и частично второго года обучения, педагог передает имеющиеся знания учащимся.
Репродуктивный – применяется на всех годах обучения и направлен на формирование умений и навыков и приобретения некоторого опыта в деятельности. Познавательная проблема выдвигается педагогом. Эвристический и исследовательский методы широко используются на втором и третьем году обучения и предполагают активную познавательную деятельность детей. Самостоятельность, стимулируют развитие творческих способностей.
Критерии оценки качества освоения данной программы:
— заинтересованность учащихся в изучении прошлого своей семьи, своего края, Отчизны,
— уникальность собранного материала,
— самостоятельность учащихся в выполнении работ,
— активность и инициативность участников,
— участие в мероприятиях, отражающих тематику краеведения,
— количество выполненных учащимися исследовательских работ по данной тематике,
-успешность защиты работ,
— представленность материала в экспозициях сформированного музея,
— публичное освещение реализации программы на страницах СМИ.
Ожидаемый результат от реализации программы
Результаты реализации программы можно разделить на две группы: внешний и внутренний. Внешний можно увидеть: успешная поисковая работа учащихся, интерес обучающихся к поисково-краеведческой деятельности, постоянное развитие созданного музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов, достижения учащихся на районных, областных и т.д. научно-практических конференциях и конкурсах. Внутренний результат увидеть сложнее, он выражается в личностных положительных изменениях участников, в их духовном росте.
Предполагается, что реализация программы активизирует интерес учащихся к истории собственных семей, повысит взаимопонимание между членами семей разных поколений, укрепит взаимоотношения и взаимодействие школы с семьями учащихся, а также с жителями станицы Базковской и хуторов поселения. А функционирование музея позволит не только повысить качество и уровень учебной и воспитательной работы в образовательном учреждении, досуга детей, но и статус самой школы в целом в социуме. Возможно, созданный музей станет предметом гордости для всего Базковского поселения.
1-я ступень – 1-й год обучения
Введение. 8 ч. Историческое краеведение. Формы организации краеведения. Исторические источники. Методики сбора источников по истории края. Записи историко-краеведческих наблюдений.
Поисковая работа: основные формы.
Практические занятия:составление анкет-опросников, ведение дневников и полевых тетрадей. Поисково-собирательская деятельность. Встречи со старожилами и участниками конкретных событий.
История музейного дела,12 ч
Начало коллекционирования древностей. Петр1 и его Кунсткамера, Эрмитаж. Создание крупных публичных музеев. Возникновение теории и методики музейного дела. Крупнейшие музеи современности.
Практические занятия: беседа с сотрудниками местного музея об истории музея, формирования его фондов.
Основы теории музейного дела,2 ч.
Функции музея. Принципы музейной деятельности. Типы и профили музеев.
Сущность и специфическая особенности школьного музея , 8 ч.
Положение о школьном музее. Совет музея. Особенности в использовании музейных форм работы.
Практическая работа: подготовка передвижных мини-выставок из собранных предметов.
Научная организация фондовой работы. Музейный предмет. Основные и вспомогательные фонды. Научное определение, классификация, систематиза-ция и интерпретация музейных предметов.
Практическая работа: встреча со старожилом станицы.
Учет и хранение фондов,14 ч
Задачи учетно-хранительской работы. Инвентарная книга. Шифровка. Прием и выдача предметов. Научное определение и описание предметов. Организация хранения.
Требования к сохранности предметов в экспозиции и фондах.
Практическая работа. Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранных в ходе поиска коллекций.
Поисково-исследовательская деятельность, 12 ч
Практический вид работы
Отчет о проделанных поисковых исследованияхна школьных и районных краеведческих конференциях. 6ч
Учебно-тематическое планирование программы «Мы создаем музей»
Источник: www.prodlenka.org