В настоящее время для многих людей основным видом досуга становится компьютер. И эта тенденция в значительной степени распространена среди подрастающего поколения со всеми сопутствующими ей недостатками и угрозами в плане как здоровья, так и элементарного человеческого общения.
В связи с этим театрализованный концерт как форма непосредственного, ненавязчивого, увлекательного и познавательного способа времяпрепровождения становится все более и более привлекательной, актуальной и востребованной. Она имеет большое пространство для творчества, широкий инструментальный ассортимент и практически неограниченные возможности сочетания всевозможных областей культуры и современных аудио- и видеотехнологий для обеспечения нужных эффектов в различного рода декоративных постановках.
Театрализованный концерт в своей сущности содержит оригинальный механизм не только создания ощущения «живого» присутствия в процессе развития сценария, но и активного сопереживания по ходу действия сюжета. Посредством оригинальных, нестандартных решений он позволяет знакомить зрителя с культурой и искусством, эстетическими нормами и моральными принципами.
Планирование концерта. Как Организовать Концерт
Задача театрализованных постановок: в чем именно она заключается?
Поэтому идея, содержащаяся в нем и воплощенная в художественный образ, по своей значимости стоит выше всего того, что технически оформляет и сопровождает сам игровой процесс. Театральные костюмы, ролевая персонификация, грим, сценография, диалоги мизансцены – все это в сопровождении хорового исполнения, танцев и сюжетных переплетений служит для красивого оформления основной идеи спектакля, его нравственной прерогативы.
Идея сценария должна содержать элемент художественной интриги. Ее развитие способствует сбросу психологического напряжения зрителя, доведению его до эмоционального резонанса посредством глубоких сопереживаний. И, как следствие, оно приводит к его нравственному и моральному обновлению. Всплеск эмоций аудитории, резонансно выплескиваемый на сцену театрализованного концерта в форме аплодисментов, смеха, несдержанных выкриков, свидетельствует об их погружении в атмосферу сценария, возникновении единого эмоционального пространства сцены и зала. Он является неопровержимым фактором удачной постановки и фактом наличия общечеловеческой идеи в спектакле.
Театрализованному концерту свойственно использование разных жанров и видов искусства. В одной постановке могут сочетаться, например, академический хор, народные танцы и декорации, представленные в современном художественном стиле. Как это ни странно, но разнообразие возможностей и вариантов по оформлению и оснащению сценария театрализованного концерта — это не только конек, но и существенная необходимость обеспечения цельности, гармоничности и слаженности составляющих его фрагментов, достижения единства стиля и слова.
Как организовать концерт своей группы?
Последовательное нагромождение форм, какими бы они ни были отточенными, губит сценарий театрализованного концерта, если они гармонично не объединены в единое смысловое целое, представляющее нравственную идею. Поэтому сценарист должен обладать хорошим вкусом, опытом и навыками, ничуть не уступающими познаниям его коллег как в театре, так и в кино. Возлагаемая на него ответственность, особенно при подготовке сценария детского театрализованного концерта, может быть сравнима с ответственностью учителя и даже врача. Театрализованный концерт не ограничен местом проведения. Он может быть осуществлен, помимо таких традиционных помещений, как подмостки и клубный зал, в гостинице, капелле, в зеленой черте города и т. д. Как и театр, он может иметь отделения и антракт.
Возможные тематики концерта
Как правило, театрализованный концерт является тематическим. Он сопровождается по ходу действия текстом ведущего. По сценарию, он может быть адресным и предназначаться для проведения среди зрителей определенной категории, профессии либо возраста, например детского или пожилого. Концерт может быть новогодним или юбилейным, посвященным какому-либо празднику, известным людям.
Либо выступление может быть связано с представлением какого-либо яркого события, например открытием или закрытием фестиваля. По своему характеру это может быть гала-концерт или моно-концерт.
Художественная образность и идейная выразительность сценария достигаются посредством композиционного оформления всех номеров театрализованного концерта по отдельности и обеспечения их последующей смысловой взаимосвязи. Каждое выступление оформляется по всем законам драматургии и предполагает наличие одного или нескольких исполнителей.
Сочетание эстрадных, хоровых и танцевальных номеров позволяет применять контрастность, последовательно переключая внимание зрителя на различные формы, стили и жанры концерта. Театрализация каждого номера, представляющего собой отдельное, художественно и со вкусом оформленное красочное произведение, обязательно должна соблюдать условие лаконичности и злободневности.
При этом форма изложения текста может иметь поэтический формат. Концерт обычно начинается с яркого выступления. Его сюжет предполагает вовлечение массы зрителей в какое-то общее объединяющее действие. Например, оно может быть построено в формате «вопрос – ответ».
Подробнее про технологический процесс
Актуальность театрализованного концерта обусловлена его востребованностью практически в любом коллективе: детском саду, школе, домах творчества, клубах и всевозможных организациях различного профиля и назначения. Процесс создания и воплощения сценария предполагает проектный и подготовительный периоды. И только после них осуществляется его реализация. Сценарий театрализованного концерта коллектива воплощает в себе труд многих людей. Он представляет собой многогранное художественное произведение удивительной красоты и яркости.
Проектный период
Решается наиболее ответственная задача выбора тематики сценария и основной ее идеи. Последняя должна раскрываться в кульминации сюжета. Тематика сценария определяется ее адресностью. Она либо задается заказчиком, либо определяется самостоятельно на основании имеющихся возможностей.
Согласно выбранной теме, подбираются готовые концертные номера и репертуар, представляющие основную музыкальную ценность театрализованного концерта. Они, в свою очередь, влияют на детали и характер развития сюжета. Таким образом, оценивается возможность двухсторонней корректировки как тематики сценария, так и номеров именно в той степени, которая не приведет к снижению качества концерта или девальвации его основной идеи, но при этом положительно скажется на гармоничности и совместимости всей композиции номеров в целом.
При выборе номеров необходимо достичь их максимальной зрелищности, контрастности, подвижности, жанровой и техничной совместимости, чтобы соблюдалась непрерывность концертного действия, отражающего замысел сценария. Подбор сюжета и выбор героев рекомендуется проводить по уже опубликованным произведениям профессиональных авторов. Их можно сократить и скорректировать так, чтобы они соответствовали временному заделу театрализованного концерта, способностям персонала и наличию технических возможностей. На основании отобранного материала осуществляется разработка схемы построения действия, включающая в себя экспозицию, кульминацию и финал.
Из чего будет состоять концерт: все части
Подготовительный период включает в себя в основном различного рода проработки художественного оформления концерта и всевозможные сценические репетиции. В процессе репетиций формируется и корректируется рабочий вариант сценария. Кроме того, осуществляется детальная проработка образов.
Репетиции творческих коллективов и ведущего по тексту осуществляются по всем номерам и эпизодам. При этом по ходу сценария на ступеньках и лестницах сценического зала подбираются и подготавливаются интересные мизансцены. Техническими службами устанавливается монтировка, подгоняется оформление сцены, разрабатываются и апробируются свето-звуковые партитуры.
Главное — разработать хороший и качественный сценарий. Театрализованный концерт, кинокадры к которому подбираются, может быть наполнен сценками с просмотром слайдов или демонстрацией видеороликов. При этом проверяется и приводится в рабочее состояние соответствующая аппаратура. Все должно соответствовать техническим нормам, чтобы во время концерта не произошли никакие поломки.
Экспозиция, кульминация и финал — это три кита, на которых держится весь сценарий театрализованного концерта. Основные творческие эффекты необходимо сфокусировать на кульминации. Экспозиция плавно и гармонично должна перейти в нее. При этом эмоциональные пики, формируемые у зрителей на этом этапе, не должны превышать напряжение в кульминации сценария.
Финал является моментом нравственного порядка. Он должен подчеркнуть идею и замысел сценария. В зависимости от уровня восприятия и подготовленности зрителя, в конце постановки идея может носить прямую либо завуалированную форму. Если концерт предназначен для детей, то ведущий по тексту должен в прямой форме изложить нравственную составляющую идеи. Сводная репетиция концерта является заключительной фазой подготовительного периода.
Процесс реализации концерта
Реализация предполагает проведение в день концерта технического прогона, репетиций номеров и массовых сцен. Ожидание предстоящего выступления может спровоцировать появление напряжения в отношениях между членами коллектива. Поэтому учет человеческого фактора является одним из основных на этом этапе. Руководителю коллектива необходимо проявить доброжелательность, терпимость, невозмутимость и все те качества, которые вселяют в людей уверенность в успехе. Чтобы предотвратить непонимание и агрессивность в коллегиальных отношениях, необходимо регулярно проводить перед концертом круглые столы, разбирать ошибки и подводить итоги.
Что еще мы не знаем о сценариях для театрализованного концерта?
По характеру использования, целевому назначению и области приложения сценарий театрализованного концерта может рассматриваться и оцениваться с различных классификационных позиций. Рассмотрим один яркий пример. При создании сценария, посвященного 140-летию Парской средней школы, на сцену выходит режиссер, сопровождаемый ассистенткой.
Концерт начинается с позывных из песни «Школьные годы». Далее демонстрируется видео про учебное заведение, его историю — это тоже предусматривает сценарий театрализованного концерта (снимается кино о заведении задолго до этого с участием педагогов, учащихся и родителей). Сценарий детского театрализованного концерта должны составлять педагоги и школьники вместе, чтобы всем было интересно выступление.
Режиссер объявляет концерт открытым. Последовательно просматриваются многочисленные кадры о школе. И весь этот процесс сопровождается исполнением множества веселых и грустных песен про года, проведенные за партой. Обзор сопровождается передачей разнообразной статистической информации как о самой школе, так и о количестве выпускников и их достижениях.
Кроме того, на сцене ведущий рассказывает про учителей, которые уже ушли из жизни. Далее выступают дети — ученики данного учебного заведения, демонстрируя свои таланты и достижения.
Вышеприведенная постановка может рассматриваться одновременно как сценарий театрализованного концерта отчетного. В этом случае он будет использован для рекламирования достижений школы и популяризации учебного заведения. Для этого подбираются соответствующие декорации: школьные парты, манекены, одетые в форму, большие фотографии, украшающие стены, с изображением лиц лучших выпускников.
Адресованный сценарий театрализованного концерта: подробный пример
Для того чтобы лучше представить проведение театрализованного концерта, стоит рассмотреть подробные примеры. Это может быть выступление, подготовленное для бабушек и дедушек. Для подобной постановки пишется сценарий театрализованного концерта ко Дню пожилых людей. Он предназначен для исполнения первого октября. Именно тогда отмечают Международный день пожилых людей.
В качестве ведущего выступает обычный школьный учитель. Он после поздравления всех присутствующих пенсионеров с праздником, подробно описывает им, как тщательно и старательно их внуки и внучки готовились к концерту: делали сувениры, рисовали картинки, сочиняли стихи и т. д. Затем поочередно сами дети выходят на сцену из зала, где они сидят вместе со своими родителями, и начинают рассказывать интересные истории про своих бабушек и дедушек.
Эти истории в исполнении малышей очень выразительны, разнообразны и оригинальны. Некоторые из них представляют собой воспоминания самих бабушек, когда они были того же возраста, что и их внучки: как они играли в куклы, как им пели колыбельные песни их мамы, какие сказки они им при этом рассказывали. Другие рассказы повествуют про золотые руки бабушки или дедушки, создаваемый ими домашний уют. Сценарий театрализованного концерта на День пожилого человека должен быть составлен максимально интересно.
Завершение выступления: как лучше сделать?
Каждое выступление завершается песней в исполнении малышей, что вполне соответствует сценарию детского театрализованного концерта. Перед очередным номером учитель обращается к зрителям с новыми пожеланиями, стихами и поздравлениями. В промежутке между выступлениями следует музыкальная пауза в исполнении мальчика, играющего на аккордеоне.
Затем, как требует того сценарий театрализованного концерта ко Дню пожилого человека, объявляется конкурсная викторина «Большая стирка». Ее суть проста – кто быстрее повесит белье на веревку. Этот сценарий адресован как пожилым, так и детям. Подобные конкурсы всегда с радостью воспринимаются взрослыми и малышами. И те, и другие в них охотно участвуют.
Концерт к Году кино
Сценарий театрализованного концерта к Году кино обычно предполагает наличие в ведущем тексте информации об основных датах истории кинематографа: начиная с изобретения аппарата братьями Люмьер и заканчивая демонстрацией фрагментов полюбившихся фильмов. При удачном стечении обстоятельств также возможно участие знаменитых артистов. По ходу сценария обычно осуществляется розыгрыш различных конкурсов, участники которых должны угадать артистов, музыку из картин и т. д. Совсем несложно составить подобный сценарий театрализованного концерта: снимается кино к этому событию о лучших премьерах века, например. Главное, обратить тщательное внимание на детали. А также уделить достаточно времени зрителям.
Подобная постановка в своей сущности предполагает гармоничное сочетание возможностей театра и кинематографии. Вы можете использовать мимику, жесты и другие моменты прямо из фильма: перенесите все это на сцену и удивите зрителя похожестью представления. На качество сценария театрализованного концерта к Году кино может оказать существенное влияние организация конкурса по лучшей программе проведения этого народного праздника и обсуждение его итогов.
Концерт для Дома культуры
Сценарий театрализованного концерта в Доме культуры может иметь хороший репертуар и декорации, так как он является центром проведения досуга. Кроме того, подобное заведение имеет культурные связи с различными хоровыми и танцевальными коллективами. Мероприятия, осуществляемые в клубе, обычно запланированы на праздники.
Они регулярно финансируются на государственном уровне и повторяются из года в год, что существенно отражается на их качестве. Там же можно провести постановку, которую предусматривает сценарий театрализованного концерта на День пожилого человека. Аудитории в годах будет удобно и привычно собраться в Доме культуры.
Концерт на День матери
На День матери театрализованный концерт, сценарий которого хорошо продуман, может быть обеспечен очень широким репертуаром песен и стихов в исполнении как взрослых, так и детей. Режиссеру следует избегать шаблонов и сформировать новый, оригинальный подход к зрителю, чтобы заинтересовать и заинтриговать его. Необходимо найти и суметь преподнести истории, связанные с самоотверженностью, жертвенностью и стойкостью матери. Обратите внимание также на постановку: игра на сцене должна быть схожей по силе эмоциональности с волнением зрителя. В обоих случаях нужно уделить особое внимание деталям и четко проработанному плану действий.
Источник: fb.ru
Сценарий и режиссура театрализованного концерта. Принципы составления концертной программы
Особый жанр современного массового искусства — театрализованный концерт. Театрализованный концерт родился в нашей стране, а затем завоевал популярность и других странах.
Театрализованный концерт — это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и кончая народным танцем. Театрализованный концерт, в отличие от филармонического, всегда тематический, в нем художественное и смысловое соединяются воедино. Тематические театрализованные концерты устраиваются в связи с крупными событиями, например, театрализованные концерты могут проходить, как завершающие какие-либо торжественные заседания, собрания или проходят самостоятельно.
Они бывают в одном или в двух отделениях с антрактом. В зависимости от этого используется закон времени, влияние его на внимание и утомляемость зрителя. По нормам, определенным опытом, известно, что концерт в одном отделении должен идти один час десять минут — один час тридцать минут. Потом зритель утомляется и его интерес ослабевает.
Концерт в двух отделениях организуется так: первое отделение длится 1 час — 1 час 10 минут, а второе 55 минут — 1 час. Конечно, могут быть и отклонения, зависящие от исполнителей, темы, места проведения концерта.
Каждый из театрализованных концертов имеет свою тему, смысловую и эмоциональную драматургию, которые определяются тем обстоятельством, собственно говоря, которые и вызвали постановку концерта. Основу концерта составляют номера. Их количество не должно нарушить единство темы, замысла, целевой задачи. Концерт составляется из уже имеющихся или вновь созданных, но обязательно полностью исполняемых номеров. Сокращение, изменение композиции без учета формы и внутренней драматургии исполняемого произведения не допустимо.
Чего же должен добиваться режиссер, делая тематический театрализованный концерт? И. Туманов считает, что прежде всего четкой идейной выразительности и художественной образности. А добиться этого в концерте можно театрализацией его номеров.
Важная задача режиссера концерта — непрерывность воздействия его программы на зрителя, необходимость жанров и ритмов, дающих нагнетание, нарастание действия, объединяющих его.
Очень важно не обмануть ожидание зрителя, надо не только привлечь его внимание, заинтересовать, но и взволновать, воздействия на его разум и эмоции с системой художественных образов. Как правило, первый номер бывает эпиграфом к театрализованному концерту. Это его титул, заглавная буква. Поэтому театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким номером. Это может быть номер многолюдного коллектива.
Номера, из которых составляется театрализованный концерт различны, сюда привлекаться все жанры и виды искусства, которые помогают выразить и раскрыть тему концерта. Используется в театрализованном концерте и кино. Отснятые ролики специально подобранного материала, подтверждающего мысль, заложенную в номере, пейзажных планов, помогающих уточнить место действия и создать необходимую атмосферу. Хорошо применять и диапозитивы, с помощью которых легко меняется место действия и создаются устойчивые планы декоративного оформления или отдельных его фрагментов.
Часто для театрализованных концертов применяется оформление, специально выполненное художником- сценографом. При этом, наряду с важнейшей задачей — созданием художественного образа должна предусматриваться организация концерта.
Ни в одном другом жанре искусства непрерывность сценического действия, а также и воздействия, не имеет столь важного значения, как в массовом представлении, а значит и театрализованном концерте; нигде так остро не ставиться вопрос о стремительной и органичной «подачи» на сцену самых разнообразных сил. Вот почему художник должен, определяя принцип оформления, серьезное внимание уделить внутренним и внешним коммуникациям.
Это заставляет художника имеете с режиссером заранее продумать четкий порядок красивой и легкой «эвакуации» со сцены тех или иных номеров с их декоративным оформлением и появлением на сцене новых коллективах. К сожалению, практика показывает, что забывают о том факте, что сцена должна быть особым образом подготовлена.
И когда происходит смена, особенно коллективных номеров, например замена оркестра хором, создается шум, возникает пауза и эта «грязь» нарушает необходимую динамику концерта и его атмосферу. Если концерт плохо организован, плохо работает занавес, подъемно-опускные механизмы сцены, на сцене шум, что-то падает, шум за кулисами, если возникают проблемы с музыкой или светом, то все это несомненно рассеивает внимание зрителей, и в этом повинна неслаженность монтировочной части концерта.
А задача режиссера заключается в том, чтобы с первого номера собрать, сконцентрировать внимание зрителя на сценической площадке. Завладев вниманием, нужно его удержать, не дать ему распылиться. Главное в режиссуре концерта — непрерывность его программы, незамедлительная смена номеров, которые, пронизываясь как звенья одной цепи, увлекают за собой зрителя.
А это достигаете и твердой организацией всего концертного организма. Если же закулисная чисть, не мобилизирована, режиссерская композиция не продумана и оформление плохо с ней связано, возникают те разрывы в ткани концерта, которые отвлекают зрителя, снижают эффективность самого концерта. Но у режиссера театрализованного концерта очень большие интересные возможности и при помощи художника их осуществление повышает значимость концерта. Одна из таких возможностей — укрупнение каждого номера. С помощью изобразительных средств, например, удается глубоко и выразительно раскрыть тему номера.
Форма театрализованного концерта привилась и часто используется в практике. Однако, готовя такое представление, нужно думать о динамике концерта, о его движении. От начала концерта, конца первого, начала второго отделения, финала всего концерта зависит многое. Как сделать, чтобы зритель не ушел в антракте, а вернулся на второе отделение, как увлечь и заинтересовать его? Это серьезная и важная задача режиссера, найти интересные сценарные и режиссерские решения.
Как утверждает И. Туманов, нет готовых рецептов постановки театрализованных концертов. Каждый концерт может иметь тысячу самых разнообразных решений, может привлечь самый неожиданный материал. Но режиссер должен быть политически и исторически чутким, образованным, человеком, знающим различные виды искусства, обладающим даром фантазии и воображения; а также должен иметь единомышленников среди режиссеров, художников, сценаристов и т.д. для формирования творческого коллектива, способного создать интересное праздничное представление с идейной и художественной точки зрения.
«Закон построения театрального концерта — научиться выстраивать при помощи монтажной «сборки», монтажного «сценария» из разнородного и разножанрового материала единую драматургическую конструкцию, в основе которой лежит концертное действие.» И.П. Шароев.
Драматургия театрализованного концерта
Театрализованный концерт — это особый жанр современного массового искусства. Особенно популярны были они в 60-80-е годы.
«Среди разных форм и проявлений сценического искусства, — говорит И.М.Туманов, — есть такие, где сложность художественных задач в воплощении серьезной темы возрастает втройне. Я имею ввиду театр представления и, главным образом, театрализованные концерты.
Театрализованные концерты являются составной частью театрализованных представлений, праздников.
Свое начало театрализованные концерты ведут от родившихся в первые годы Советской власти концертов-митингов, декад национального искусства, проходивших в Москве в 30-е годы.
В своих лучших образцах они обрели особый вид сценического искусства — тематический театрализованный концерт. Основоположником театрализованного концерта считается
И.М.Туманов. Определяя понятие «театрализованный» концерт необходимо четко установить его отличие от концерта вообще.
Концерт — выступление в специальной программе одного или нескольких исполнителей.
Сборный Тематический театрализованный концерт — это использование разных жанров, видов искусства, начиная от академического хора и кончая народным танцем.
Театрализованный концерт в отличие от академического (филармонического) всегда тематический, в нем художественное и смысловое соединяются воедино. В основу концерта составляют номера. Их количество не должно нарушать единство замысла, целевой задачи. Концерт составляется из уже имеющихся или вновь созданных обязательно полностью исполняемых номеров.
Сокращение, изменение композиции, без формы и внутреннего драматизма исполняемого произведения недопустимо. И его должен добиваться режиссер? Четкой идейной выразительности и художественной образности.
Важная задача режиссера — непрерывность воздействия его программы на зрителей, необходимо поддерживать интерес к заложенной в ней теме. Достигается это сменяемостью жанров и ритмов, дающих нагнетание, нарастание, объединяющих действий. Как начало — первый номер — эпиграф к концерту, это его титул, заглавная буква. Поэтому театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным номером — хор, оркестр.
Сценарный и режиссерский замысел театрализованного концерта является основой.
Он вбирает в себя:
— идейно-тематическую сущность содержания;
— сюжетно-композиционную структуру (последовательность жанров и логику перехода от
номера к номеру);
— сценографию и атмосферу всего концерта;
— темпо-ритмическое развитие действия.
В поиске режиссерского решения не может быть готовых рецептов и речь может идти о готовой методике подхода к решению. Композиция концерта — порядок построения номеров -определяется режиссерским замыслом. Номера группируются по принципу смысловых сюжетных блоков (эпизодов) в том или ином повороте раскрывающих главную идею концерта, выстроенную, по внутренней логике ее развития. Соединить блоки — эпизодов — дело нелегкое. Один из приемов, который чаще всего используется — тексты ведущих, где авторская мысль точно сконцентрирована и выражена в точной и лаконичной форме.
Связывать концерт в единое действие может не только слово. Современный сценический язык, выразительные средства позволяют режиссеру использовать для этой цели — кадры, видео, музыку, проходящую лейтмотивом, хореографическую пластику. От верно выстроенной композиции всего концерта зависит его внутренняя динамики темпо-ритм.
Создание верного темпо-ритма концерта зависит, в первую очередь, от перехода от номера к номеру, от эпизода к эпизоду. Восприятие номера, эпизода, всего концерта зависит не только от качества исполнителей, но и от того, что мы называем «сценической метафорой». Атмосфера концерта достигается и внутренней эмоциональной настроенностью исполнителей, и внешней сценической обстановкой. Внутренний настрой рождается в результате верного действия исполнителей. Внешняя обстановка на сцене создается при помощи различных композиций света, цвета, музыки, сценического оформления, других посторонних эффектов.
Источник: studopedia.info
С Добрым Летом! Конферанс для концерта