«Это приятно и удобно, особенно когда тебе нравится нога, которая на этом каблуке стоит и ласково тебе помогает выбрать правильный путь», — описывает свой брак телеведущий, отметивший 70-летие.
12 июня 2021
– Программ-долгожителей на нашем ТВ не так уж и много, и почти все они так или иначе связаны с интеллектом, включая ваши «Умницы и умники». В чем секрет успеха именно вашей передачи, которая кажется довольно простой по нынешним меркам?
– Это она вам кажется простой, а есть люди, требующие ее закрытия, поскольку в ней я издеваюсь над детьми, задавая вопросы, на которые не в состоянии ответить профессора и доктора наук. Например, этого требует лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский.
А секрет нашего успеха, думаю, в том, что в передаче участвуют дети, а умные дети интересуют широкую аудиторию зрителей. У нас умная страна, хотя и живет по-глупому: большинство небогато.
– Вам самому удалось заработать состояние за время карьеры на телевидении?
Умницы и умники. Выпуск от 10.06.2023
– Нет, потому что для этого нужно заниматься бизнесом, а я занимаюсь тем, что мне интересно. Например, пишу книги — это моя основная профессия, на которой денег не заработаешь, если только ты не детективщик. А я не детективщик. Еще я заведую кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО, работаю на телевидении, где особых денег не заработаешь.
Я никогда и не ставил себе такую цель — разбогатеть. Если бы ставил, то, наверное, заработал бы, потому что я не дурак и к тому же знаю, как это делается. Но моя цель — чтобы мне было интересно, даже если это бесплатно.
Под мои лекции спать трудно
– Сколько времени вы уже преподаете?
– Уже 36 лет. В 1985-м, когда я начинал, была меньше разница между умным студентом и абсолютно глупым, а сейчас она просто чудовищная. Сейчас студент первого курса на мой шутливый вопрос, с кем воевали в «Войне и мире», может ответить: «С немцами!» Раньше это было невозможно. Но в этом виновато не МГИМО, а ЕГЭ, по результатам которого мы вынуждены принимать студентов. И человек делает две ошибки в слове «заявление» (своими глазами видел — написал «заивленье», а у него 100 баллов по русскому языку и литературе.
– Получается, вы преподаете больше половины своей жизни. Не надоело?
– Ну что вы! Я стараюсь все время давать разное, да и молодежь у нас разная. У меня мама всю жизнь преподавала английский язык в вузе. Это, конечно, тяжелый труд, но посильный для увлеченного человека. Сам я читаю лекции, веду семинары.
Те дни, что я прихожу в институт, я считаю выходными, потому что я не работаю, а делюсь знаниями. Остальное время я провожу дома, за письменным столом, а в институте у меня счастливые радостные дни.
– Есть профессора, которые читают лекции монотонно…
– Я бы очень хотел читать лекции монотонно, но у меня это не выходит. Я живчик не только, когда включена камера, в жизни я еще живее.
Правда, не всем это нравится. Некоторым студентам легче, если преподаватель что-то бубнит и можно или спокойно записывать, или поспать. А под меня спать трудно!
Почему Юрий Вяземский никогда бы сам не вышел на дорожку «Умниц и умников»?
– Как вам студенты? Известно, что в МГИМО учится много детей влиятельных людей.
– Как и в МГУ, и в Высшей школе экономики. Мои студенты, которые были очень близки к власти, как правило, очень хорошо учились. Видно, власть дисциплинирует. Я принимал зачеты у Бори Ельцина — внука первого президента России, который очень хорошо учился. Одним из лучших моих учеников был Илюша Медведев — сын третьего президента России, который писал прекрасные письменные работы по моим авторским лекциям.
– Оценки всегда ставили им объективно?
– Конечно, хотя некоторое внутреннее давление, признаюсь, испытывал. Однажды Боря сказал мне, что моя программа очень нравится маме. Тут у меня шевельнулась мысль что-нибудь попросить для передачи — в смысле деньги, но я этого не сделал.
– А зачем деньги для передачи?
– Телевидение — вещь дорогая. Всегда хочется сделать красивее, параднее. Один умный человек сказал, что нужны хороший пол, который очень влияет на качество картинки, и хороший свет. А это все очень дорого стоит.
– Может, в этом и секрет вашего успеха?
– Наши декорации как раз этим не отличаются — у нас и свет так себе пока, и пол так себе пока. Мы сверкаем интеллектом — и то не всегда.
Всю жизнь мечтал стать актером
– Как поживает ваша сестра Евгения Симонова? Какие у вас сложились семейные отношения?
– Отношения у нас прекрасные. Видимся мы редко, поскольку мы с Жешей (так я ее зову, а она меня — Юрка) оба работаем, у нас свои семьи. На дни рождения мы созваниваемся. Женечка родилась 1 июня, а я — 5-го, так что мы близко друг от друга. Мы договорились, что будем справлять дни рождения в этом году отдельно, но потом обязательно встретимся.
А в детстве справляли вместе, что мне не очень нравилось, потому что я хотел, чтобы все внимание было мне и чтобы все подарки были мои. Но это было очень давно, как будто в другой жизни.
– На ее спектакли в Театр имени Маяковского ходите?
– В театр я, конечно, хожу, на некоторые вещи по нескольку раз, и всякий раз очень волнуюсь.
Сам я уже мало переживаю перед съемками, даже очень ответственными. А на спектаклях родной сестры меня трясет.
Жеша играет в настоящем театре, каких мало осталось: во многих других просто балаган, или зверинец, или цирк, или бутафория. В ее же театре есть взаимодействие актеров, лицедейство, какая-то тень Станиславского.
– А почему у вас разные фамилии с сестрой?
– У нас одна фамилия: по паспорту я Симонов, но когда подписывал свой первый рассказ, то решил взять фамилию Вяземский, по маме. Мой папа был бы Станкевич, если бы не 1937 год и если бы не расстреляли моего деда. Скульптор Симонов в свое время усыновил моего папу, и тот стал Симоновым.
Когда я взял псевдоним Вяземский на свою больную голову, то насмешники разделились на два лагеря. Одни спрашивали: «Почему так скромно? Почему не Трубецкой или Оболенский?» Те же, которые были повернуты на поэтах, спрашивали: «Почему так скромно? Почему не Пушкин?»
И мне приходилось объяснять, что моя мамочка была Вяземской и что мой дедушка был Вяземским.
– Вашу сестру мы все полюбили за ее необыкновенную роль в «Обыкновенном чуде».
– Она профессионал. В этой трагикомедии она такая, а вот в роли Софьи Андреевны Толстой она другая. У нее с самого начала был широкий диапазон. Недавно в очередной раз показывали старую мелодраму «Школьный вальс», в котором она играет законченную стерву. Меня никто не приглашал на роль стервеца, но у меня бы получилось.
Я даже обиделся на своего зятя Андрея Эшпая (третий супруг Евгении Симоновой. — Прим. «Антенны»), который не позвал меня на роль Афанасия Вяземского в своем сериале «Иван Грозный». Я бы там такого подлеца сыграл!
– Так вы хотели играть в театре и сниматься кино, как сестра?
– Когда-то очень хотел и даже поступил в Щукинское училище. Там мне очень помог Владимир Этуш, который меня разозлил. У меня такой характер, который начинает распускаться всеми колючками, только если дать повод. Но когда я стал учиться, будучи параллельно аспирантом МГИМО, то понял, что опоздал на этот поезд и мне в 24 года поздно становиться актером.
Даже когда я поступал, мне уже говорили, что для актера это поздно. Но состоявшемуся человеку, который поступил в аспирантуру, в артистах делать нечего.
– Почему раньше не поступали?
– Этого я объяснить не могу до сих пор. Я всю жизнь мечтал стать актером, но в последнюю минуту почему-то взял и пошел в МГИМО, куда поступить было безумно сложно. Надо было сдать на все пятерки четыре устных экзамена, и мне это удалось каким-то чудом. Мой школьный товарищ сказал, что актер из меня никакой, и позвал поступать вместе с ним на отделение журналистики. Он трагически погиб в 10-м классе, а я, возможно, повиновался голосу человека, который ушел из этой жизни, и отправился в МГИМО, не веря, что поступлю.
– А когда учились, не было желания отчислиться или перевестись в театральный?
– Нет, потому что там были языки, которые мне всегда нравилось изучать. Но когда сестричка поступила, к нам стали приходить актеры, и мне очень нравилось находиться среди них. Они-то меня и подначили попробовать свои силы. Я не ожидал, что поступлю, однако поступил и понял, что поезд ушел.
– Не пробовали пойти играть без профильного образования?
– Пробовал. Когда я ушел из Щукинского училища, мой первый зять и первый муж сестренки Александр Кайдановский устроил меня сниматься в одном фильме. И я еще раз убедился, что абсолютно правильно сделал, что не пошел в эту профессию. Зато я исправил свою «р», поскольку поступал картавым.
Рецепт любимой тещи
– Ваша супруга — шеф-редактор вашей программы «Умницы и умники» и исполнительный директор студии «ТВ-Образ», которая выпускает передачу. Не устаете друг от друга, проводя вместе время и дома, и на работе?
– Мы совсем не устаем друг от друга: я ее не утомляю, и она меня не утомляет. Мы и сошлись по этой причине и потому, что захотелось быть вместе. Естественно, на работе у нас разделение полномочий. Штат у нас очень небольшой, и на каждом сотруднике много функций. Жена фактически руководит студией.
Это очень большая работа. Я совсем не понимаю, как происходит съемка, что за люди сидят наверху и что они там делают, потому что у меня нет времени туда подняться — я должен бегать по дорожкам и задавать вопросы.
Все вопросы, которые задают в программе, придуманы мною, и для этого мне нужно очень много читать. Полдня я писатель, полдня я читатель. Потом мне нужно все это переварить.
И я готовлюсь, и ребята готовятся. Я готовлю в три-четыре раза больше вопросов, чем нужно, потом мы садимся с супругой, и она отбирает. Я зачитываю, а она говорит, какие вопросы подойдут, а какие нет. Я редко ее не слушаюсь, а когда это случается, то потом убеждаюсь, что она была права и этот вопрос не работает.
– То есть вы жене чаще всего уступаете?
– Мне всегда нравился замечательный подкаблучник, которого звали Мстислав Ростропович, который всегда сам так себя радостно называл.
И я тоже радостно говорю, что я подкаблучник. Это приятно и удобно, особенно когда тебе нравится нога, которая на этом каблуке стоит и ласково тебе помогает выбрать правильный путь.
– Еще Пушкин, который с вами рядышком родился, воспевал женские ножки.
– Вот-вот. Так что я подкаблучник в пушкинском смысле.
– Ведете архив вопросов, чтобы они не повторялись?
– Конечно, я долго держался за пишущую машинку, пока мой сын категорически не перевел меня на цифру. Я ему за это очень благодарен, поскольку это громадное подспорье.
– Когда у вас появился первый компьютер?
– Не так давно, всего 18 лет назад. Меня заставило его приобрести то, что я написал философское сочинение в двух томах на машинке, а издательства уже не принимали рукописи, а только материалы в цифровом виде.
– Интернетом пользуетесь?
– У меня три компьютера, и ни один не подключен к интернету. Боюсь вируса — пандемия! Шучу. Но у меня есть айфон и айпэд — без «Википедии» я жить не могу, но ни в каких соцсетях не участвую. Меня там не будет никогда.
– Вы экономите целую жизнь, не зависая в соцсетях, которые большинство пользователей используют как возможность заявить миру о своем существовании. Это такая постоянная самореклама.
– Вот видите, вы меня поддержали. Один известный биолог как-то сказал, что когда петух кричит «кукареку», то он не просто кукарекает, а провозглашает всем, что тут сидит петух Бальтазар! А мне самореклама не нужна.
На телевидении у меня достаточно большая аудитория. Некоторые мои телезрители меня уже лет 16 не смотрят, но все равно говорят, что они мои телезрители.
Лет 12 назад ко мне подошел очаровательный Николай Цискаридзе и сказал, что он вырос на моей программе. Тоже мой телезритель. За 29 лет целое поколение выросло. В моем ареопаге были и Якубович, и Ургант, который приглашал меня и на свое вечернее шоу, и в «Смак».
– Любите готовить?
– Категорически не люблю и даже не умею это делать. Единственное, чему меня папа научил в детстве, так это жарить шашлыки. Он сам покупал баранину и владел каким-то потрясающим армянским вариантом маринада. А для «Смака» мы готовили теплый салат по рецепту любимой тещи.
Когда вышел эфир, теща села перед телевизором и подробнейшим образом записала на бумажку рецепт, который сама же мне для него продиктовала. Женщины — удивительные существа с удивительным отношением к телевизору! Себя вкладывают в него и себя же не узнают.
Чем реже встречаемся, тем сильнее чувства
– Расскажите, пожалуйста, о своих детях и внуках.
– Старшей дочери Анастасии (но я зову ее только уменьшительно-ласкательно — Настенька, Настька) будет 46 лет в этом году. Она живет в Швейцарии, замужем за швейцарцем, мать четырех детей, человек очень интересный и противоречивый с тяжелым, взрывным характером — вся в папу. Член Союза писателей России, пишет сценарии, пьесы, сейчас работает над романом.
Снималась в драме Андрея Эшпая «Униженные и оскорбленные», помогала мне с передачей. Младшая дочь Ксения (Ксюша) живет в Великобритании, замужем за англичанином, очень серьезный человек, преподаватель в колледже, аналитик, мать двоих детей, голосует за консерваторов. Ей исполнилось 42 года.
Мой сыночек(пасынок. — Прим. «Антенны») Сергей — банкир, главный стратег крупного банка, умница, отец четырех дочек. Ему 44 года. У меня такое чувство, что я когда-то встретился со своей Татьяной, потом мы с ней забыли об этой встрече, в результате которой на свет появился Сережа.
Но самое большое сокровище среди всего этого колхоза — моя единственная замечательная невестка Мадина, жена Сережи. Это солнышко, красота, воспитание. Она осетинка, и население двух республик — Южной и Северной Осетии — считают меня своим, это моя аудитория.
– Вы общаетесь с первой супругой, от которой у вас дочки?
– Нет, не общаемся, но она продолжает носить мою фамилию, которая мне стала чужой, поскольку я Вяземский, а моя вторая жена — Смирнова. Первый раз я женился в 1970 году, а второй раз — в 1982-м. Мой нынешний брак — оттуда, сверху, в 1997 году мы наконец обвенчались с моей Татьяной. Так что первая жена — гражданская, а вторая — небесная.
– Сколько у вас всего внуков?
– У меня три внука и семь внучек. Я их всегда разделяю на мальчиков и девочек, за что мне попадает от Татьяны. Старшему внуку Сергею 27 лет, в Швейцарии семилетний внук Андре, а английского внука зовут Джордж-Майкл в честь двух дедов. Старшая внучка Ольга живет в Англии, я ее зову Лялей, а она себя — Оливией, поскольку уже совсем стала англичанкой, хотя родилась в России.
После нее по возрасту идет Элиза, студентка первого курса Университета Санкт-Галлена на севере Швейцарии. Теперь четыре российские внучки: старшая Александра перешла в 10-й класс, на три года ее моложе Майя, еще на три года моложе Алиса, и должно исполниться три года малышке Ксюше. И, наконец, в Швейцарии пятилетняя Лидия.
Источник: www.wday.ru
Как называются ведущие в программе умники и умницы
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно.
М.В. Ломоносов
«Умницы и умники») — всероссийская гуманитарная телевизионная олимпиада , выходящая на « П ервом канале» с 29 ноября 1992 года. С 2009 года по настоящее время она транслируется по субботам в утреннем эфире, в прошлые годы её показывали по субботам или воскресеньям в дневном (до 2005)
или утреннем эфире (с 2005).
Телевизионная олимпиада «Умницы и умники» — единственная в своем роде такого формата программа, как на телевидении, так и в системе российского школьного образования. Является телеверсией конкурса поступления в МГИМО.
Автор и ведущий — Юрий Вяземский .
Основная игра
Историческая специфика игры заключается в том, что отдельная передача посвящена какому-то отдельному периоду в истории или определённой стране.
Первый тур разделён на два этапа: сначала играют москвичи, а затем приезжие из других городов. Подсчёт орденов от этого не зависит. Второй тур проводится без подобного разделения.
Трёх игроков основной игры, учащихся 11 классов, называют агонистами.
В ранних сезонах игры в одной передаче было по три агона.
Игрокам предлагается сделать выбор из трёх дорожек, имеющих различную длину. Очерёдность выбора определяется по итогам выступления игроков на заданную тему, которое участники должны приготовить за 15 минут до игры.
Дорожки различаются по длине и цвету соответственно:
- Зелёная состоит из четырёх этапов, на двух из которых можно дать неверный ответ. Это даёт преимущество для неуверенных в себе игроков в случае безуспешной игры оппонентов.
- На жёлтой дорожке лишь три сектора, и одну ошибку разрешается допустить.
- Красная дорожка является самой короткой и состоит лишь из двух секций, но ошибок на ней допускать уже нельзя. Если игрок всё же дал неверный ответ, от может «реабилитироваться», сыграв в «блиц»: дать ответы на два вопроса из экзаменационных билетов. Однако преимущество этой дорожки — в скорости победы,если игрок не допустит ошибок.
Победителем становится тот участник, который дойдёт до конца дорожки быстрее оппонентов, то есть тот, кто ответил верно на два вопроса до того, как это сделают противники. Если игрок на своей дорожке превышает допустимый предел неверных ответов, но он вновь становится теоретиком и уходит в зрительный зал.
В программе также принимают участие абитуриенты, которые ещё не становились агонистами, сидящие в зале. Эти участники называются теоретиками и в случае ответа на вопрос, на котором ошибся агонист, они получают орден.
Третья группа участников — гости, которые также могут давать ответы, в случае если агонист и теоретики верно не отвечают. За верный ответ им могут вручить либо приз, либо перевести в группу теоретиков.
По окончании серии происходит подсчёт орденов теоретиков и в следующий тур игры проходят те, кто набрал их в наибольшем количестве.
Судит игру и оценивает ответы «ареопаг» — жюри из трёх судей, как правило, известных людей.
Финал серии играется по изменённым правилам:
Участие принимают уже 9 агонистов, включая лучших теоретиков. Все дорожки — зелёные. За каждый верный ответ агонистам вручается орден («ключ»). Тот, кто допустит три ошибки, из игры удаляется, однако с 2006 года удалённые в первом агоне могут принять участие в третьем. C 2009-го года правила финала были изменены: дорожки стали жёлтыми.
По итогам финала считается общее количество орденов.
Награды
- ТЭФИ-1996 в номинации «Лучшая программа для детей»
- ТЭФИ-2001 в номинации «Просветительская программа»
- ТЭФИ-2006 в номинации «Программа для детей»
- ТЭФИ-2014 в номинации «Программа для детей и юношества»
- ТЭФИ-2016 в номинации «Программа для детей и юношества»
Сентябрь 2017
В стартовой программе нынешнего сезона Министр принимает участие уже второй год подряд. В приветственном слове Ольга Юрьевна подчеркнула, что игру «Умницы и умники» знают и любят все жители нашей страны и отметила важность таких программ.
— Я убеждена, что ни один хороший инженер, ни один технолог, ни один конструктор, ни один физик не может состояться без гуманитарных знаний, — сказала Ольга Юрьевна в беседе с ведущим программы,
писателем и философом Ю.П. Вяземским.
Источник: uchportfolio.ru
«Умницы и умники»
«Умницы и умники» — российская телевизионная викторина, выходящая на Первом канале. Является телеверсией конкурса поступления в МГИМО. Ведущий — Юрий Вяземский. Открыта передача на канале РТР 18 сентября 1991 года.
Юридический статус
Полное название «Телевизионная гуманитарная олимпиада школьников „Умницы и умники“»
Участники
Вопросы задаются по тематике мировой истории и культуры, каждая программа обычно посвящена определённому периоду или стране.
Четвертьфинальные и полуфинальные игры проходят с разделением участников на москвичей и регионалов.
В каждой передаче участвуют по 3 игрока в основной игре (ученики 11 классов, имеющие право поступать на бюджетные места в МГИМО — то есть граждане РФ или Беларуси), называемых агонистами. Первое время в одной передаче было 3 агона; практика возобновлена в 2008 году. Участникам предоставляется на выбор три дорожки (порядок выбора определяется по итогам мини-выступления, на подготовку которого даётся 15 минут перед эфиром)
зелёная состоит из четырёх этапов, и на ней дважды можно давать неправильный ответ;
жёлтая — из трёх, но неправильных ответов может быть не более одного;
красная — из двух, но ошибаться нельзя (допустивший ошибку имеет право сыграть блиц, ответив на вопрос в 2 экзаменационных билетах, но в этом случае удаляется из студии даже как теоретик на несколько игр).
Первый, кто прошёл все этапы своей дорожки, становится победителем. (Точнее: Ответивший правильно на 2 вопроса, если противник не может это сделать быстрее). Превысивший предел допустимых ошибок игрок становится снова теоретиком.
Соответственно, зелёная дорожка предъявляет наименьшие требования к игроку, но оставляет надеяться на неудачную игру остальных. На красной, напротив, требования самые высокие, зато безошибочно отвечающему участнику никто не может помешать выиграть.
В игре также участвуют абитуриенты (агонисты, кроме играющих в текущем агоне, а также ранее вышедших в следующий тур), составляющие аудиторию в зале. Студенты-зрители называются «теоретиками». За правильный ответ на вопрос, на который не может ответить агонист, теоретику вручается по ордену.
Также существуют обычные зрители (студенты МГИМО и гости, участвуют в полуфинальных играх), которые имеют право ответить, только если теоретики не готовы отвечать. За правильный ответ они получают медаль.
В конце каждой передачи объявляется «Эпилог» — по 3 вопроса, за правильный ответ даётся медаль, если второй правильный — медаль меняется на орден.
По окончании серии считается количество орденов у теоретиков. Во второй (далее — третий) тур выходят имеющие наибольшее количество орденов.
По одному за каждый агон без победителя. В некоторых сериях ведущий сразу пропускал явных лидеров в следующий тур
Не менее шести следующих (без участия в агоне)
Ведущий имеет право пропустить одного из немосквичей без учёта заработанных орденов
Судит игру и оценивает ответы «ареопаг» — жюри из трёх судей, обычно известных людей.
Финал
В финале участвуют 9 агонистов, распределённых так, что лучшие играют позже, и несколько теоретиков. Все дорожки зелёные (С 2008 года — жёлтые). Агонисты получают орден за каждый правильный ответ на дорожке. За неправильный ответ игрок получает штрафное очко (при этом на сектор этапа дорожки, где стоит агонист, кладётся замок и агонист переходит в следующий этап.
Получивший 3 (На жёлтых дорожках — 2) штрафных очка агонист удаляется в «Карцер». (Чёрная трибуна. Её показывают с тюремной решёткой). (С 2006 года удалённые в первом агоне принимают участие в третьем). По итогам финала считается общее количество орденов.
Клуб Умников и Умниц
Организация, объединяющая бывших участников программы «Умники и умницы».
Интересные факты
В качестве судьи в передаче, вышедшей в эфир 6 марта 2010 года, принимал участие актёр Сергей Бурунов, пародировавший ведущего передачи Юрия Вяземского в 9 выпуске телепередачи «Большая разница». Темой монолога в конкурсе ораторского искусства «Умников и умниц» была «Пародия это…».
Источник: www.televesti.ru