… Ныне война окончена, человеческий разум восторжествовал. Учитывая, что с окончанием войны исчез и рынок потребления военных товаров, нам следует разработать программу действий на будущее. Прежде всего, необходимо, конечно, подумать о восстановлении хозяйства участвовавших в войне стран, а затем и о возврате их населению былых удобств и удовольствий.
Вспомним, что ежедневные расходы на продукцию, предназначавшуюся непосредственно для фронта, составляли 120 миллионов долларов, и предположим далее, что на выполнение этих задач понадобится половина названной суммы, то есть 60 миллионов долларов в день. В этом случае останется еще 60 миллионов долларов, которым мы будем должны найти применение. К тому же многие миллионы солдат, бывших до сих пор лишь потребителями, отныне вновь возвращаются к производству, что неминуемо должно привести к перепроизводству.
… После того как в ряде государств стали осуществляться объединение и национализация промышленности, продуктивность труда там значительно возросла. …Эта вторая промышленная революция увеличит продуктивность труда в несколько раз больше, чем первая. …Где же страны Европы и Америки смогут найти рынок, который бы поглотил эти громадные сбережения?
Всемирная история. 8 класс. Как три принципа Сунь Ятсена изменили Китай? /11.12.2020/
Каждое из торгующих государств уже сейчас смотрит на Китай как на единственный «демпинговый рынок» сбыта своих товарных излишков. До войны торговый баланс был не в пользу Китая: импорт ежегодно превышал экспорт более чем на 100 миллионов долларов золотом. …К счастью, наша страна настолько богата естественными ресурсами, что при надлежащем их развитии она может стать безграничным мировым рынком.
В данное время в Китае пока господствует ручной труд, страна не вступила еще даже в первую стадию промышленного развития… Поэтому Китай вынужден пройти сразу обе стадии, одновременно заменив ручной труд машинами и произведя объединение и национализацию промышленности…
Кое-кого в Европе и Америке может пугать, что разработка природных богатств Китая при помощи оборудования и организации военного времени и при содействии квалифицированного технического персонала способна создать нового невыгодного конкурента для иностранной промышленности. Поэтому я предлагаю план создания на нашей территории нового рынка, который поглотил бы без ущерба продукцию как собственного, так и иностранного производства.
Ниже приводится этот план.
I. Развитие сети путей сообщения:
1) 100 тысяч миль железных дорог;
2) 1 миллион миль автомобильных дорог с щебеночным покрытием;
3) расчистка существующих каналов:
а) каналы Ханчжоу — Тяньцзинь;
б) каналы Сицзян — Янцзы;
4) строительство новых каналов:
а) канал Ляохэ — Сунхуа;
5) обуздание рек:
а) на Янцзы построить дамбы и расчистить русло реки от Ханькоу до моря, чтобы океанские суда могли заходить в Ханькоу в любое время года;
б) соорудить дамбы на Хуанхэ и расчистить русло реки, чтобы ликвидировать угрозу наводнений;
Синьхайская революция 1911 (история Китая) // Redroom
в) урегулировать русло Сицзян;
г) урегулировать русло Хуайхэ;
д) урегулировать русла других рек;
6) строительство новых телеграфных, телефонных и радиолиний на территории всей страны.
II. Создание торговых портов:
1) строительство в Центральном, Северном и Южном Китае трех крупнейших океанских портов …
строительство небольших торговых портов и рыбных гаваней вдоль всего побережья;
строительство торговых пристаней на судоходных реках.
III. Строительство современных, благоустроенных городов при всех узловых и конечных железнодорожных станциях и во всех портах побережья.
IV. Развитие гидроэнергетики.
V. Строительство крупных сталелитейных, металлургических и цементных заводов, которые обеспечили бы нужды перечисленных выше областей строительства.
VI. Развитие горнорудного дела.
VII. Развитие сельского хозяйства.
VIII. Проведение ирригационного строительства во Внутренней Монголии и в Синьцзяне.
IX. Проведение лесонасаждений в Северном и Центральном Китае.
X. Заселение Маньчжурии, Монголии, Синьцзяна, Цинхая и Тибета. Если изложенный выше план удастся постепенно осуществить, то Китай сможет стать не только «демпинговым рынком» потребления иностранных товаров, но и практически безграничной экономической сферой, способной полностью поглощать все излишки капитала столь быстро, сколь быстро они будут возникать в промышленно развитых государствах. И тогда конкуренция и так называемые торговые стычки навсегда исчезнут в Китае, как и во всём мире.
… Я хочу предложить заинтересованным в развитии Китая странам стать на путь сотрудничества и взаимопомощи, чтобы навсегда покончить с торговой войной.
… Чтобы успешно осуществить этот план, я предлагаю предпринять три необходимые предварительные меры. Во-первых, правительства держав — вкладчиков капиталов должны договориться о согласованных действиях и выработать единую политику, направленную на создание международной организации, чьи участники — военачальники, гражданские администраторы и эксперты по различным вопросам разработали бы детали предлагаемого плана и обеспечили бы стандартизацию материалов, чтобы избежать излишних затрат и облегчить работу.
Во-вторых, необходимо добиться доверия китайского народа… Если первые две меры будут успешно осуществлены, следует приступить к осуществлению третьей — открытию официальных переговоров с китайским правительством, на которых будет обсуждено окончательное соглашение по предлагаемому плану.
Промышленное развитие Китая должно осуществляться …по линии частных предприятий и по линии государственных предприятий. …Обширные планы государственного строительства могут быть реализованы лишь при условии, если в страну будут привлечены иностранные капиталы и наняты опытные иностранные специалисты и организаторы. Но создаваемое с их помощью недвижимое имущество — различные предприятия должно принадлежать государству и использоваться в интересах всего народа.
… В соответствии с этими основными принципами план будет выглядеть так:
сооружение Северного порта в Чжилийском заливе; строительство системы железных дорог от Северного порта до крайних пунктов на северо-западе Китая; заселение Монголии и Синьцзяна; сооружение каналов, которые бы связали водные системы Северного и Центрального Китая с Северным портом; разработка залежей угля и железа в провинции Шаньси, постройка металлургических заводов.
Эти пять пунктов должны выполняться как единая программа, ибо осуществление каждого из них будет способствовать осуществлению остальных. Строительством Северного порта начнется осуществление плана промышленного развития Китая с помощью разных стран. Этот порт явится основным связующим звеном между Китаем и заграницей, базой осуществления всей программы в целом.
Подобно тому, как Северный порт является основой первого плана, Восточный порт — основа второго плана. Второй план также состоит из пяти разделов:
Восточный порт; урегулирование русла Янцзы и укрепление ее берегов; сооружение речных портов; улучшение существующих водных путей и каналов, входящих в систему Янцзы; постройка больших цементных заводов.
… Рассматривая этот город как центр Южного Китая, я определяю третий план следующим образом:
1) создание в Гуанчжоу порта мирового значения; улучшение водной системы Гуанчжоу; сооружение железнодорожной системы Юго-Западного Китая; строительство прибрежных портов и рыболовецких гаваней; сооружение судостроительных заводов.
… Наряду с этим потребуется создание ряда железных дорог, чтобы обеспечить одинаковое, равномерное развитие всей страны. Поэтому данный, четвертый план я целиком посвящаю упомянутой мною в предисловии к плану развития Китая совместными усилиями разных стран программе строительства железных дорог протяженностью 100 тысяч миль. Эта программа сводится к следующему:
расширение центральной железнодорожной системы; расширение юго-восточной железнодорожной системы; расширение северо-восточной железнодорожной системы; расширение северо-западной железнодорожной системы; расширение высокогорной железнодорожной системы; сооружение паровозостроительных и вагоностроительных заводов.
В предыдущих четырех планах говорилось лишь о развитии ключевой, или тяжелой, промышленности. …Разумеется, когда ключевые отрасли промышленности будут развиты, подъем различных других ее отраслей в масштабах всей страны не заставит себя ждать.
… В условиях современной цивилизации для поддержания жизни существенно необходимы пять материальных благ: пища, одежда, жилище, средства передвижения и печать. Соответственно я намечаю следующие разделы плана:
- Пищевая промышленность.
- Легкая промышленность.
III. Жилищное строительство.
IV. Автомобильная промышленность.
V. Полиграфическая промышленность.
… Китай — страна аграрная. Около четырех пятых ее населения занято производством пищевых продуктов. …Однако даже в густонаселенных районах обширные пространства пригодной для обработки земли по ряду причин все еще не используются. Иногда это обусловлено нехваткой воды или, наоборот, избытком влаги, иногда спекулятивными махинациями землевладельцев, действующих по принципу «ни себе, ни людям» и сохраняющих пустоши в надежде получить за них более высокую арендную плату или лучшую цену.
В настоящее время 400 миллионов человек кормятся лишь, от земель восемнадцати провинций. Однако мы располагаем большими возможностями, позволяющими на этой же площади значительно увеличить производство продуктов. Для этого нужно поднять заброшенные земли, а освоенные — улучшить при помощи современной техники и научных методов ведения хозяйства. Наконец, необходимо защитить и поощрить крестьян либеральными земельными законами…
В отношении производства продуктов питания планом развития Китая совместными усилиями разных стран предусматриваются два необходимых и в то же время выгодных мероприятия:
а) научное обследование земель
б) строительство заводов сельскохозяйственных машин и орудий.
4. Распределение продуктов питания и их экспорт
… излишки же можно будет отправлять в промышленные центры.
… Каждый уезд обязан свозить излишки зерна в ближайший город и сдавать его там на хранение; каждый крупный город и поселок должны иметь на складах годовой запас продовольствия.
… В прошлом Китай был единственной страной, снабжавшей чаем весь мир. …В индийском чае содержится слишком много танина, японский же не имеет того букета, который присущ китайскому. Самый лучший чай можно получить только на его Родине — в Китае. Мы утратили свои позиции чайной торговле из-за слишком высоких цен на продукцию. Слишком высокие цены на продукцию обусловлены высокими внутренними и вывозными пошлинами, а также чрезмерно устаревшими способами возделывания и переработки чая. …В плане развития Китая усилиями разных стран я предлагаю в районах производства чая построить современные фабрики, где он перерабатывался бы не ручным, а механическим способом, что позволит снизить стоимость чая и, повысить его качество.
… Вот почему я предлагаю в плане международного развития предусмотреть вывоз в Европу и Америку этого искусственного мяса — соевого молока, масла и сыра, постройку в крупных городах заводов, изготовляющих продукты из сои и снабжающих западные народы более дешевой белковой пищей.
Источник: studfile.net
Программа Сунь Ятсена и ее дальнейшее трансформация
Социально-экономические взгляды Сунь Ятсена формировались и эволюционировали под влиянием противоречивых условий исторического развития Китая с конца ХІХ в. до 20-х гг. ХХ в.
В начале XX в. Сунь Ятсен разработал развёрнутую программу построения современного высокоразвитого государства на основе достижения национальной независимости и осуществления радикальных политических и экономических преобразований. Эта программа не представляла собой законченной и стройной теории, дополнялась и уточнялась её творцом по мере углубления социальных разногласий в стране и накопления политического опыта. Однако, как показал дальнейший опыт развития китайской государственности и модернизации в социально-экономической сфере, некоторые заветы и идеи Сунь Ятсена доказывают свою жизненность и в современных условиях.
Китайские исследователи отмечают, что программа Сунь Ятсена была в то время самой глубокой по пониманию сути модернизации, поскольку её осуществление впервые ставилось в зависимость от свержения феодального политического режима и увязывалось с созданием демократической республики как гарантии проведения политики преобразований, формированием демократической политической системы и решением аграрного вопроса – ключевого этапа модернизации Китая. Интерес к многогранному социально-политическому наследию «отца китайской нации» обусловлен, прежде всего, успешной реализацией его плана государственного строительства в КНР и на Тайване.
В 1912 г. была свержена Цинская монархия в Китае и установлен республиканский строй, ознаменовавший собой исходный этап модернизации традиционного китайского государства и общества. Первым временным президентом новорождённой республики был избран Сунь Ятсен.
В этот период он неоднократно выступал с разъяснениями своей программы социальных и экономических преобразований, направленных на преодоление инерции и приведение в движение не поддававшейся реформаторским импульсам традиционной культуры. Значительное внимание в программе Сунь Ятсена уделялось аграрной проблеме, остро стоявшей на то время в Китае.
Требование уравнения прав на землю, по мнению Сунь Ятсена, идентично понятию национализации земли. Он развивал идею о том, что в Китае цена на землю ещё очень низка, за исключением Гонконга и Шанхая, где цены на землю в сотни раз выше. В будущем, после революции, с развитием страны будут быстро расти цены на землю. Эту возросшую земельную ренту в будущих городах и промышленных районах предлагалось передать государству в виде единой ренты-налога. Сунь Ятсен считал реализацию идеи уравнения прав на землю делом, рассчитанным на более или менее длительный период, важным компонентом деятельности новой республиканской администрации.
Основополагающая экономическая слабость проектов Сунь Ятсена состояла в том, что он имел в виду присвоение государством земельной ренты только в районах развивающейся капиталистической экономики. Каким образом первоначально добиться успешного капиталистического развития этих районов, где найти источники накопления до того, как земельная рента станет расти, – на эти вопросы теория не отвечала. Сунь Ятсен не призывал крестьянство к прямой борьбе за землю. Было неизвестно, каким образом предстоящая фактическая национализация земли связывается им с лозунгом земельного уравнения, т.е. как именно демократическое государство могло бы распределить земли крупных землевладельцев между крестьянами. Неясность этих основных моментов придавала принципу народного благоденствия утопические черты.
Политика «Большого скачка», «культурная революция» Китая
В истории Китая это, действительно, был большой скачок, только не в сторону процветания, развития государства, а в сторону истребления, разрушения и политизации общества. Кампания длилась 2 года (1958-1960 гг), но ее отголоски еще звучали не одно десятилетие в жизни китайского народа.
Мао Цзэдуном была объявлена, казалось бы, многообещающая общенациональная цель Большого скачка: стремительный подъем экономики и укрепление индустриальной отрасли. «Три года упорного труда — 10 000 лет счастья». Но пути достижения этой цели привели к трагическим последствиям.
Китай был аграрным государством, Мао решил модернизировать сельское хозяйство за счет создания народных коммун. «Коммунизация» сёл предусматривала сочетание в народных коммунах четырех отраслей: промышленности, просвещения, сельского хозяйства, военного дела. Был разработан новый план на 5 лет (1958-1962). Вторая китайская пятилетка получила название «Большого скачка». Планировалось ускорить экономическое развитие в несколько раз. Особый упор делался на металлургическую отрасль: предполагалось увеличение выплавки стали в 10 раз.
Видоизменение социальной структуры Народная коммуна была провозглашена основой будущего идеального общества. Главным принципом коммун стало обобществление жизни их членов. Деньги были заменены трудоднями, приусадебные участки ликвидированы, коммуна стала административной ячейкой. Жизнь крестьян строго расписана: вместе на работу, вместе в столовую и т.д.
Крестьяне должны были развивать и промышленность: изготавливать себе инвентарь, транспорт, плавить металл. На их плечи взваливали еще и занятия «политпросвещением». Это привело к нехватке рабочей силы и времени для столь разносторонних занятий сельских жителей.
Поля стояли необработанные, результаты подтасовывались, все больше практиковалась показуха, метаморфозные отчеты об идеальных успехах в сельском хозяйстве. Мнимая индустриализация Ставка в подъеме экономики делалась на развитие металлургической промышленности.
Но на бумаге все этапы скачка вверх прописаны, а реальных предпосылок, знаний и инфраструктуры по производству стали не было. Печи строятся из глины, топятся они дровами. Кустарное сталеплавильное ремесло не могло способствовать высоким показателям. Низкое качество чугуна ограничивало его использование, и, как результат, экономика терпит потери, исчисляющиеся в миллиардах.
Верхи радовались всестороннему подъему, а низы боялись сообщить правду. Полигон для экспериментов Во времена Большого скачка особый упор делался на сельское хозяйство, которое стало полем для всевозможных испытаний новых систем и технологий. Многие новшества не нашли практическое применение или оказались убыточными для земледелия.
Например, строительство оросительной системы не было эффективным из-за отсутствия квалифицированных специалистов. Опыты с засевом зерна, проводимые по разработкам академика Лысенко, привели к снижению урожая. Особая страница неразумных действий во времена Большого скачка — истребление воробьев.
Если птице не давать садиться несколько десятков секунд, у нее разрывалось сердце. И вот миллионы молодых людей, оставив учебу, начинают свое шествие по стране, издавая всевозможные звуки, пугающие птиц. Наохотившись вдоволь, собирали умерших воробьев в кузова машин и проходили по городу с нескрываемой радостью на лице. Но радость была недолгой.
Нашествие армии гусениц ликвидировало урожаи. Природа отомстила за циничное уничтожение одного из своих видов. Истребление воробьев стало причиной нарушения экологического равновесия: популяция насекомых возросла, ими сметались урожаи.
Итоги Большого скачка Огромное количество китайцев было задействовано в выплавке стали и истреблении воробьев, поэтому урожаи оказались невысокими. Чтобы восполнить закрома, у крестьян отбирается зерно. Это приводит к голоду. Природа добавила неприятностей простому народу страны: разлив реки Янцзы приводит к наводнению, унесшему жизни двух миллионов человек.
Великая Пролетарская Культурная революция – это социальный эксперимент, начатый в 1966 году КПК под председательством Мао Цзэдуна, нацеленный на то, чтобы вновь «зажечь» революционный настрой и очистить партию от «буржуазных элементов».Мао пришел к заключению, что источник политического регресса Китая лежит в ложном и корыстном представлении многих его политических коллег о том, что при социализме классовая борьба прекратилась. С его точки зрения государственные чиновники стали «новым классом», отдаленным от народных масс, а интеллектуалы являлись «вместилищем» буржуазных, даже феодальных ценностей.Однако Культурная революция в Китае была и борьбой за власть, в которой будущий Великий Кормчий, избавляясь от политических конкурентов, старался вернуть себе авторитет, который он растерял в результате неудач в политике Большого Скачка. Она рассматривалась Мао как инструмент создания нового «поколения революционных преемников» – тех, кто привел к победе коммунистической партии. Как только те, кто, как полагали, вел Китай назад к капитализму, были отстранены от власти на всех уровнях общества, начался процесс устройства социалистических учреждений, «ростков коммунизма». Элитизм в образовании заменялся обновленными, политизированными учебными планами, основанными на идеологической правильности и политической активности.
Конституция Китая 1982 г.
Вместе с тем, необходимо отметить, что модернизация экономической и политической системы современного Китая, постепенно сделали действующую ныне конституцию отличной от предыдущих (в лучшую сторону), хотя и не изменили ее полностью.
Конституция КНР 1982 г. имеет обычную для современных конституций форму– она является писаным кодифицированным актом.Объемконституцииневелик (4 главы, 138 статей) – в этом отношении, она также не отличается от конституций многих государств Европы и других регионов мира.
Однако по содержанию китайская конституция радикально отличается от конституций большинства стран мира. Главные ее черты определяются ее социалистическим характером, который делает ее во многом уникальной в современном мире:
1Как и большинство конституций, китайская открывается вступительным разделом – преамбулой. Однако здесь этот раздел отличается от других:
Значительный объем (обычно преамбула очень короткая – несколько предложений), достаточно детальное описание исторического развития Китая и заслуг в нем КПК;
В преамбуле упоминаются отдельные личности (Мао Цзэдун, Сунь Ятсен) что уникально и не встречается нигде более;
2 Во многих случаях нет четкой границы между правовыми нормами и политическими декларациями (что недопустимо). Толкование и применение многих норм затруднено (или вообще невозможно).
3 В Конституции отсутствует привычный принцип разделения властей. Нет не только прямых указаний на него, но и сама система органов власти построена образом, исключающим какое либо разделение полномочий.Форма правления в связи с этим приобретает особые черты советской республики.
99. Три этапа развития права в Китае
На ᴨȇрвомэтаᴨȇ в шаньскоиньском и раннечжоусском Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли), определяющие отношение членов китайского общества к правителю — вану и внутрисемейные отношения. Эти нормы строились на почитании родителей, старших, на преклонении ᴨȇред знатностью, на преданности вану. Правовые нормы в это время не вычленялись еще из общей массы религиозно-этических норм, с которыми они составляли единое целое. Вместе с тем все большое значение по мере укрепления власти ванов приобретают распоряжения и приказы правителя, его приближенных, высших чиновников, исполнение котоҏыҳобесᴨȇчивается принуждением.
На втором этаᴨȇ развития древнекитайского права, начиная с ᴨȇриодаЧжаньго (V-III в. до н. э), усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. В этот ᴨȇриод и было создано законченное легистское учение об управлении народом и государством наиболее ярким представителем легизмаШан Яном, отстаивающим абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного, не подлежащего обсуждению закона определяет всю жизнь подданных.
С утверждением династии Хань на последнем этаᴨȇформирования древнекитайского права (III в. до н.э. — III в. н. э) — этаᴨȇ формальной победы конфуцианства — происходит слияние легизма и конфуцианства в новое учение ортодоксальное ханьское конфуцианство, главным назначением которого становится осмысление с позиций тогдашних знаний, оправдание и увековечивание существующих социально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих интересам сохранения и функционирования древнекитайского общества. Доминирующей идеей этой идеологии была конфуцианская идея неравенства людей, их социальных, сословных, ранговых различий, а также различий в зависимости от места в семье, пола, возраста. Незыблемости этих различий должна была служить тщательная регламентация поведения людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм «ли», официально признанного ритуала.
Феодальная Индия
Народы Индии до XII в. успешно осваивали огромные территории Юго-Восточной Азии, территориальная экспансия являлась составной частью экономического развития государства. Индия не была единой централизованной страной, княжества, периодически объединяясь, создавали неустойчивые государственные союзы, которые затем распадались. Отсутствие сильного централизованного государства привлекало на территорию Индии различных захватчиков.
1. Феодальные отношения в Индии проявлялись в форме феодальной эксплуатации полноправного общинного крестьянства государством и частноземельными владетелями, т. е. существовала двухслойная система отношений собственности: частнофеодальная с правом собственности на землю (заминдари) и государственно-феодальная с правом собственности на ренту (джагирдари). Парадокс заключался в том, что государство было заинтересовано в наследственной службе джагирдаров, а последние — в в наследственности джагиров: это порождало тенденцию к превращению условно-служебного землевладения в частнофеодальное, которая реализовывалась в эпохи ослабления центральной власти. Отсюда чередование государственно-феодальной и частнофеодальной форм эксплуатации в качестве доминирующих и, соответственно, эпох централизации и раздробленности.
2. . Длительность существования и прочность индийского феодализма обусловлена прочностью его фундамента (устойчивость большой крестьянской семьи в рамках системы общинной взаимопомощи в данных природноклиматических условиях) и несущих сословно-кастовых конструкций, подкрепленных религиозно-идеологической мощью индуизма.
3. В связи с экономической целесообразностью натуральной ренты в Индии отсутствовало помещичье барщинное хозяйство. А вот по размерам ренты существуют большие расхождения во взглядах. Л. С. Васильев утверждает, что норма 1/6 урожая была достаточной для обеспечения сказочного богатства правящего класса и храмов благодаря неразвитости и немногочисленности бюрократического аппарата. На практике размер ренты колебался от 1/6 до 1/2 — в почвенно-климатических условиях Индии мелкое крестьянское хозяйство могло вынести эту нагрузку.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1087 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Социально-экономическая программа Сунь Ятсена
Социально-экономические взгляды Сунь Ятсена формировались и эволюционировали под влиянием противоречивых условий исторического развития Китая с конца ХІХ в. до 20-х гг. ХХ в.
В начале XX в. Сунь Ятсен разработал развёрнутую программу построения современного высокоразвитого государства на основе достижения национальной независимости и осуществления радикальных политических и экономических преобразований. Эта программа не представляла собой законченной и стройной теории, дополнялась и уточнялась её творцом по мере углубления социальных разногласий в стране и накопления политического опыта. Однако, как показал дальнейший опыт развития китайской государственности и модернизации в социально-экономической сфере, некоторые заветы и идеи Сунь Ятсена доказывают свою жизненность и в современных условиях.
Китайские исследователи отмечают, что программа Сунь Ятсена была в то время самой глубокой по пониманию сути модернизации, поскольку её осуществление впервые ставилось в зависимость от свержения феодального политического режима и увязывалось с созданием демократической республики как гарантии проведения политики преобразований, формированием демократической политической системы и решением аграрного вопроса – ключевого этапа модернизации Китая. Интерес к многогранному социально-политическому наследию «отца китайской нации» обусловлен, прежде всего, успешной реализацией его плана государственного строительства в КНР и на Тайване.
В 1912 г. была свержена Цинская монархия в Китае и установлен республиканский строй, ознаменовавший собой исходный этап модернизации традиционного китайского государства и общества. Первым временным президентом новорождённой республики был избран Сунь Ятсен.
В этот период он неоднократно выступал с разъяснениями своей программы социальных и экономических преобразований, направленных на преодоление инерции и приведение в движение не поддававшейся реформаторским импульсам традиционной культуры. Значительное внимание в программе Сунь Ятсена уделялось аграрной проблеме, остро стоявшей на то время в Китае.
Требование уравнения прав на землю, по мнению Сунь Ятсена, идентично понятию национализации земли. Он развивал идею о том, что в Китае цена на землю ещё очень низка, за исключением Гонконга и Шанхая, где цены на землю в сотни раз выше. В будущем, после революции, с развитием страны будут быстро расти цены на землю. Эту возросшую земельную ренту в будущих городах и промышленных районах предлагалось передать государству в виде единой ренты-налога. Сунь Ятсен считал реализацию идеи уравнения прав на землю делом, рассчитанным на более или менее длительный период, важным компонентом деятельности новой республиканской администрации.
Основополагающая экономическая слабость проектов Сунь Ятсена состояла в том, что он имел в виду присвоение государством земельной ренты только в районах развивающейся капиталистической экономики. Каким образом первоначально добиться успешного капиталистического развития этих районов, где найти источники накопления до того, как земельная рента станет расти, – на эти вопросы теория не отвечала. Сунь Ятсен не призывал крестьянство к прямой борьбе за землю. Было неизвестно, каким образом предстоящая фактическая национализация земли связывается им с лозунгом земельного уравнения, т.е. как именно демократическое государство могло бы распределить земли крупных землевладельцев между крестьянами. Неясность этих основных моментов придавала принципу народного благоденствия утопические черты.
Исторические условия Китая того времени – раздробленность страны, полунезависимая деятельность милитаристских группировок, неспособность центрального правительства осуществить какие-либо общенациональные проекты – выдвигали на передний план задачу создания системы связей, которая обеспечила бы рациональное развитие прибрежных центров сравнительно современного производства и продовольственно-сырьевой базы огромной периферии внутренних районов. Разумеется, в этих условиях наиболее важным представлялось создание общенациональной сети железных дорог. Один из ранних проектов железнодорожного строительства, с которым выступил Сунь Ятсен, был опубликован в приуроченной к годовщине республики статье «Планирование железных дорог» в английской газете «Континентал». Автор предлагал начать внутреннее переустройство Китая и соответственно реализацию принципа народного благосостояния именно с железнодорожного строительства, что должно было привести к государственной интеграции и повышению уровня производства. Достичь этого, по мнению Сунь Ятсена, было возможно на тот момент лишь путём привлечения иностранного капитала, т.е. получения крупных займов, организации международного концерна и т.д.
Так, Сунь Ятсен разработал десятилетний проект грандиозного строительства сети железных дорог в стране протяженностью около 160 тыс. км. В данном плане предусматривалось создание пяти железнодорожных систем: Центральной, Юго-Восточной, Северо-Восточной, Северо-Западной и Высокогорной (запад и юго-запад страны), а также строительство паровозостроительных и вагоностроительных заводов в масштабах, достаточных для обеспечения эксплуатации сооружаемых железных дорог.
В 1918 г. в своем фундаментальном труде «Программа строительства страны» тезис о том, что отрасли, имеющие общегосударственное значение, – железные дороги, горнодобывающая промышленность, сооружение трёх грандиозных портов (Северного, Восточного и Южного), вся энергетика и инфраструктура должны быть под контролем и руководством государства, автор дополняет предложениями о создании, единого экспортного управления для торговли зерном, единого управления для руководства шелководством и разведением чая. Эти органы мыслились им, с одной стороны, как общегосударственные организаторы производства, с другой – как аппарат, частично реализующий государственную монополию внешней торговли. Планы развития текстильной и пищевой промышленности, особенно таких малоразвитых, но важных отраслей, как кожевенное и шерстяное производство, создания единой системы складского и элеваторного хозяйства в стране с регламентированными запасами зерна на местах, явно предполагают установление государственного контроля и над пищевой и лёгкой промышленностью, а также над единообразно организуемой сетью распределения этих товаров.
Особое внимание Сунь уделял также пищевой промышленности (включая производство сельскохозяйственных продуктов), призванной решить проблему питания китайцев. Её решение связывалось с использованием заброшенных земель, освоением новых земельных ресурсов в окраинных провинциях и поднятием урожайности на обрабатываемых площадях. Все сельскохозяйственные работы Сунь Ятсен предлагал осуществлять на научной основе с использованием современной сельскохозяйственной техники.
Перспективы развития автомобильного транспорта автор программы связывал с необходимостью сооружения в Китае 1 млн. миль шоссейных дорог, с последующим строительством автомобильных заводов.
Сунь Ятсен рассматривал также пути развития горнодобывающей промышленности, которой было отведено важное место в достижении материального благосостояния и экономического прогресса. Так, он упоминал о богатых залежах железной руды в юго-западных провинциях, в долине Янцзы, в Синьцзяне, на Северо-востоке, в Цинхае и Тибете и рекомендовал строить там металлургические заводы.
В плане были высказаны соображения о богатых, но ещё не открытых запасах нефти в Сычуани, Синьцзяне и Шэньси. Для разработки запасов меди в провинциях Сычуань и Юньнань автор рекомендовал привлечь крупные инвестиции, установив на медных рудниках современные машины.
Именно в «Промышленном плане» наиболее полно развиты суньятсеновские идеи о развитии производительных сил. Этот детальный план можно свести, таким образом, к трём основным направлениям: во-первых, быстрое развитие инфраструктуры и особенно железных дорог и морских портов; во-вторых, быстрое развитие промышленности, прежде всего тяжёлой и горнорудной, а также пищевой, лёгкой, автомобильной, полиграфической и жилищного строительства; в-третьих, развитие сельского хозяйства путём его механизации, улучшения агротехники, развития ирригации на основе постепенного преобразования социальной структуры деревни. Причём план не только ставил общие технико-экономические задачи, но и давал детальную разработку строительства современного производственного аппарата. В этих планах Сунь Ятсена полностью выявилось его стремление к модернизации страны путём использования всех достижений мировой науки и техники, стремление изжить традиционный китайский изоляционизм и включить Китай в общечеловеческий поток прогрессивного развития.
Исходный пункт программы этих преобразований – представление о решающей роли государства во всей жизни общества. Прогрессивные социально-экономические преобразования мыслились Сунь Ятсеном как непрерывное возрастание социально-экономической роли китайского национального государства: от отсталой полуколониальной структуры к «смешанной» с взаимовыгодным партнёрством государственного и частного предпринимательства, а затем переход к государственно-капиталистической системе без частного предпринимательства, к полной государственной централизации капиталов.
Решить аграрную проблему он мыслил также через государственное регулирование. Введение государством единого налога, изымавшего дифференциальную ренту, и отмена всех остальных поборов должны были, по мысли Сунь Ятсена, подорвать традиционную систему эксплуатации крестьянства (казённо-чиновничью, ростовщическую, арендную), способствовать реализации лозунга «Каждому пахарю свое поле». Вместе с тем Сунь Ятсен понимал, что уничтожение традиционной системы эксплуатации и изменение поземельных отношений сами по себе не решают проблемы отсталости и нищеты деревни и всей страны. Решение этих проблем он видел в развитии производительных сил деревни (механизация, электрификация, ирригация и т.п.) при поддержке национального государства, быстро реализующего программу индустриализации страны. Решение аграрного вопроса, таким образом, трактовалось как интегральная часть общей программы социально-экономической и технико-экономической перестройки Китая.
В целом, в экономических взглядах Сунь Ятсена, изложенных им в своих выступлениях и трудах в 1912–1920 гг., заложена идея государственного руководства экономикой и безусловного централизованного контроля над основными её отраслями.
Сильные стороны программы промышленного развития во многом сводились на нет отсутствием конкретной программы решения аграрного вопроса и подъёма сельского хозяйства, а без этого было невозможно решить проблему индустриализации, подъёма всей экономики страны. Сунь Ятсен писал в своей работе о возможности развития в Китае улучшенного капитализма, носящего государственно-монополистический характер.
Находясь под впечатлением доктрины Вильсона, автор надеялся на широкий приток иностранных капиталов, высвободившихся в результате окончания первой мировой войны. В экономической программе Сунь Ятсена отсутствовали требования, направленные на непосредственное улучшение благосостояния широких масс народа, повышение покупательной способности населения. Изучение китайского опыта становления республиканского строя после победы Синьхайской революции 1911–1913 гг. невозможно без обращения к теоретическому наследию Сунь Ятсена. Изучение этого наследия очень важно для понимания раннего этапа процесса модернизации политической системы Китая, ориентированного на обеспечение экономического прогресса политическими методами. На этом пути Китай в короткие исторические сроки достиг значительных успехов в сфере экономики, не затрагивая пока фундаментальных основ своего политического строя.
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Часть. 1 / Ин-т востоковедения РАН. — М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012. — 395 стр. — Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 6. С. 200-204.
Источник: www.synologia.ru