Ленинский план монументальной пропаганды — программа общественной и политической агитации посредством монументального искусства, придуманная Владимиром Ильичом Лениным в 1918 году.
В своей идее Ленин вдохновлялся философским литературным трудом Томмазо Кампанеллы «Город Солнца» (1602), где автор подробно описывал городские стены, украшенные живописным фресками, изображения которых были для молодёжи своеобразным учебником истории.
Согласно Ленинскому плану монументальной пропаганды, предполагалось уничтожение или консервация некоторых старых памятников, восхваляющих царских режим. Взамен предполагалось размещение других памятников, восхваляющих уже идеи социализма и коммунизма, а также память некоторых видных революционеров и деятелей коммунистической партии.
Фактически, начатая в 1918 году монументальная программа была прекращена уже в начале 1920-х годов — в большой степени посылом для этого послужила спешность реализации плана, приведшая к тому, что некоторые монументы были созданы из некачественных материалов и разрушились практически сразу после своей установки — например, подобная участь настигла Памятник Максимилиану Робеспьеру.
Гид по Москве. PR-стратегия большевиков. Ленинский план монументальной пропаганды
Также тень на Ленинский план монументальной пропаганды положила и откровенная нелепость отдельных проектов, вызывавших у городских жителей смех, как искренний, так и нервный. К примеру, подобными провалами оказались «Бородатые купальщики» и жуткая башка Дантона.
Всего в ходе выполнения Ленинского плана монументальной пропаганды было установлено несколько десятков памятных скульптур и досок, многие из которых не сохранились до наших дней.

Живописные картины для подарка купить

Копии картин известных художников
Источник: yavarda.ru
МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ ПЛАН
МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ ПЛАН, программа художественного воплощения идей революции, послужившая идейно-организационной базой для монументального искусства СССР.
Также по теме:
СКУЛЬПТУРА
У истоков плана стояли В.И.Ленин и А.В.Луначарский. Его задачи были определены декретом Совнаркома (от 14 апреля 1918) о снятии памятников «царей и их слуг» и разработке монументов нового типа. 30 июля Совнарком утвердил список лиц, которым необходимо поставить памятники; в список вошли как собственно революционеры, так и те выдающиеся деятели культуры, чье творчество было признано особенно исторически-прогрессивным. После этого идея, впервые высказанная в Городе Солнца Т.Кампанеллы (1602), о социальном воспитании и просвещении народа посредством монументальных художественных образов стала внедряться в жизнь с беспрецедентной в истории энергией и размахом (вторым стимулирующим примером, наряду с теорией Кампанеллы, была практика Французской революции с ее вандализмом по отношению к старинным культовым символам и сооружениям и попыткой широкомасштабной замены их знаками нового «культа Разума»).
«Ленинский план монументальной пропаганды» и скульптура Ленинграда 1920-х гг.
За короткий срок, в основном в течение одного года, в разных городах России были установлены многочисленные памятники (М.Робеспьеру, А.Н.Радищеву, К.Марксу, К.Марксу и Ф.Энгельсу, Н.Г.Чернышевскому, Т.Г.Шевченко, А.В.Кольцову, С.Н.Халтурину, Г.В.Плеханову и др.) – чаще всего с использованием старых постаментов, где прежде стояли «цари и их слуги», – а также мемориальные доски с лозунгами и сюжетно-символическими рельефами. Наряду со скороспелыми поделками и даже курьезами (так в Свияжске на Волге по инициативе местных властей, «вне списка», был открыт памятник Иуде Искариоту) в русле плана возник целый ряд выдающихся работ, чьи авторы были искренне увлечены романтикой времени.
Особого упоминания заслуживают произведения С.Т.Коненкова (мемориальная доска Павшим в борьбе за мир и братство народов, цемент, 1918–1919; Степан Разин со своей дружиной, дерево, 1918–1919; ныне оба хранятся в Русском музее) и П.И.Бромирского (памятник В.И.Сурикову в виде фигуры апокалиптического ангела с мечом, оцинкованное железо, 1919; не сохранился). Повсеместно ощущался строгий цензурный контроль: к примеру, созданный Б.Д.Королевым для Москвы образ М.А.Бакунина, держащего в руках собственную голову (1919), был вскоре снесен «по требованию трудящихся» (остался не установленным, а затем тоже был уничтожен и Ангел Бромирского). Подавляющее большинство монументов, изготовленных, как правило, из нестойких материалов типа наскоро покрашенного гипса и некачественного цемента, было достаточно быстро разрушено временем и погодой. Сохранилась лишь часть агитационно-мемориальных досок, среди монументов же наиболее значительным исключением являются величавые фигуры А.И.Герцена и Н.П.Огарева перед старым зданием Московского государственного университета (скульптор Н.А.Андреев, цемент, гранит, 1922).
Также по теме:
ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ
Также по теме:
ЖИВОПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ
Войдя в соцреалистическую программу, план достиг максимальной масштабности к середине 20 в., когда разветвленная, строго стилистически унифицированная система памятников (от крупных, порою гигантских фигур вождей в больших городах и на «великих стройках коммунизма» до скромных образов трудящихся и спортсменов в парках и вдоль дорог) плотно охватила всю Страну Советов. Позднее, в «оттепельно-застойный» период, план продолжал развиваться количественно (в производственной системе специальных комбинатов монументального искусства), но претерпел роковой внутренний надлом, поскольку искусство скульптуры и оформительского дизайна в лучших своих образцах все более упорно уходило в сторону от агитпропа в область «чистых форм», проникнутых «безыдейным» авангардизмом.
Также по теме:
Литература:
Стригалев А.А. Монументально-декоративное искусство Октября (ленинский план монументальной пропаганды). М., 1977
Пирошко Ю. «Монументальная пропаганда» – план и миф. – Искусство Ленинграда, 1991, № 1
Источник: www.krugosvet.ru
Ленинский план монументальной пропаганды
Делаются временные памятники – фигуры. По словам В.И. Ленина, особое внимание надо обратить на открытие таких памятников: «Пусть каждое такое открытие будет актом пропаганды». В их создании принимают участие наиболее талантливые скульпторы: Андреев, Матвеев, Меркуров и др.
Первым произведением, появившимся после принятия декрета о монументальной пропаганде, стал памятник Радищеву, созданный Л. Шервудом и установленный в Петрограде на Дворцовой площади. Открытие памятника состоялось 22 сентября 1918 года в присутствии большого числа жителей города и бойцов Красной Армии. С памятника Радищеву был снят второй отлив и такой же точно памятник был установлен в Москве в октябре 1918 г. на Триумфальной площади (ныне площадь Маяковского).
- За короткие сроки лучшими советскими скульпторами было возведено множество памятников деятелям революции и культуры. Большинство из них не сохранилось из-за дешевизны примененных материалов.
Важную роль в монументальной пропаганде играли доски с надписями, излагающими главные принципы новой жизни. Одним из наиболее удачных примеров памятника – доски является рельеф «Слава павшим в борьбе за мир и братство народов» (1918), созданный С.Т. Коненковым для Сенатской башни Московского Кремля.
Предполагалось не только создавать новые памятники, но и использовать старые. Примером такого использования может служить переделка обелиска в Александровском саду, сохранившегося и поныне. С обелиска, посвященного 300-летию династии Романовых, были стесаны имена царей, герб и вырублены имена деятелей «международной революции».
- Деятельность скульпторов по осуществлению плана монументальной пропаганды продолжалась и в последующие годы.
Политический плакат
Виды искусства, способные «жить» на улицах, в первые годы после революции играли важнейшую роль в «формировании общественного и эстетического сознания революционного народа».
Активное развитие наряду с монументальной скульптурой получил политический плакат, который в то время оказался самым мобильным и самым оперативным.
В период гражданской войны этот жанр характеризовался следующими качествами:
- «острота» подачи материала,
- мгновенная реакция на быстро меняющиеся события,
- агитационная направленность.
Благодаря агитационной направленности сложились главные черты пластического языка плаката:
- лаконизм,
- условность изображения,
- четкость силуэта и жеста».
Плакаты были чрезвычайно распространены, печатались большими тиражами и размещались повсеместно.
До революции политического плаката (как сформировавшегося вида графики) не существовало — были только рекламные или театральные афиши.
- Советский политический плакат наследовал традиции русской графики, в первую очередь — политической журнальной сатиры. Многие из мастеров плаката сложились именно в журналах.
Первые политические плакаты (1918 г., издательство ВЦИК) имели небольшой размер, 4-6 красок и зависели от традиций народных картинок-лубков с их повествовательностью и подробным рисунком. В этом жанре работал Александр Петрович Апсит.
- В его плакатах заметна «символико-аллегорическая» тенденция советского искусства той поры. Здесь складывался образ капитализма в виде дракона и всего рода иных чудовищ, а символом свободы стал крылатый всадник с факелом в руках».
- В 1-й период интервенции (осень 1918) плакаты начало выпускать новое издательство ПУР (Политическое управление реввоенсовета республики) и Государственное издательство. Графикам приходилось работать в условиях дефицита карандашей и краски. В число авторов этого времени входят:
- Д. Моор (Орлов, Дмитрий Стахиевич). Плакаты художника:
- Д. Моор.«Прежде один с сошкой, семеро с ложкой, теперь — кто не работает, тот не ест». 1920,
- Д. Моор. «Ты записался добровольцем?». 1920,
- Д. Моор.«Помоги».1920.
Характерные черты плакатов Моора — точная, острая выразительность, подчеркнутая простота и лап@$https://studfile.net/preview/16705924/» target=»_blank»]studfile.net[/mask_link]