Только земельный собственник или владелец капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избираться и быть избранным. При этом землевладелец ценился вдвое дороже капиталиста. Позже был установлен единый ценз для избирателей 500 рублей (движимость или недвижимость) на эту сумму. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму не могли участвовать в выборах.
Для различных выборных должностей были различные имущественные цензы, в зависимости от должности, в некоторых случаях ценз доходил до 60 тыс. рублей серебром.
Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через 20 лет после принятия конституции предполагалось ввести обязательное требование грамотности: неграмотный лишался избирательных прав. Поскольку образование можно было получить только за плату, введение ценза грамотности было еще одним предпочтением материально состоятельных избирателей. Кроме того был ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права.
Законодательная, исполнительная и судебная власть разделены.
Исчезновение, потрясшее всю Россию. Дело Насти Муравьевой – полная хронология.
2) В чем сходство, а в чем различие программ Пестеля и Муравьева по крестьянскому вопросу (отмене крепостного права)? Каково было место земли в их мыслях? Какой проект был, по-вашему, более смел, а какой было легче осуществить,
Программа Пестеля по крестьянскому вопросу.
Крестьян следует освободить с землей. Освобождение крестьян без земли – мнимое освобождение. Вся обрабатываемая земля делится на две части: первая часть является общественной собственностью, ее нельзя ни продавать, ни покупать, и она предназначена для производства «необходимого продукта», вторая часть земли является частной собственностью, ее можно продавать и покупать, она предназначена для производства «изобилия»; вторая часть являлась частной собственностью ее можно было продавать и покупать, она предназначалась для производства «изобилия».
Каждый гражданин будущей республики должен быть приписан к одной из волостей и имеет право в любое время безвозмездно получить причитающийся ему надел и обрабатывать его. Это гарантировало гражданам достойное сосуществование.
Программа Муравьева по крестьянскому вопросу
В программе Муравьева крестьяне освобождались без земли, лишь в последнем варианте конституции под давлением товарищей было сформулировано положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения.
Таким образом, более смелым вариантом был вариант Пестеля, дающим возможность жителям России быть социально независимыми, обрабатывая собственные земельные участки, но более легко было осуществить вариант Муравьева.
По программе Муравьева привычный уклад жизни помещиков не менялся: помещики не лишались земли, а свободные крестьяне были бы вынуждены работать на помещиков из-за того, что крестьяне вынуждены были бы зарабатывать себе на пропитание.
3) Как Муравьев оценивает самодержавную власть? Какая форма политического и административного устройства следует из конституции Муравьева? Как к ней относится Пестель?
Вот так сюрприз! Ирина Муравьева и Валерий Афанасьев ВСМЕСТЕ
Конституция Муравьева была ограниченно-монархической. Если бы императорская фамилия не приняла конституцию, то как крайнее средство Муравьев предполагал ее изгнание и предложение республиканского правления.
По конституции Муравьева император есть только «верховный чиновник российского правительства», он является представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Император получал большое жалованье 8 млн. рублей в год и мог за свой счет содержать придворный штат. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Император не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана.
Верховным органом законодательной власти по конституции Муравьева должно стать Народное вече, состоящее из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась палатой народных представителей.
Всякий законопроект должен был читаться три раза в каждой палате. Чтения должны были быть разделены тремя днями, посвящаемые осуждению закона. Если законопроект принимался обеими палатами, он шел на утверждение императору и лишь после его подписи получал силу закона. Император мог вернуть неугодный ему законопроект в палаты со своими замечаниями, тогда законопроект обсуждался вторично, в случае вторичного принятия законопроекта обеими палатами проект получал уже силу закона и без согласия императора, т.е. принятие закона могло быть отсрочено императором, не не отвергнуто.
В державах была двухпалатная система. Законодательная власть в каждой системе принадлежала законодательному собранию, состоящему из двух палат – палаты выборных и Державной думы. Державы делились на уезды. Начальник уезда назывался тысяцким. Все должности в управлении государством были выборными, судьи были также выборными.
Источник: studopedya.ru
24. Программы государственно-правовых реформ декабристов (н.М. Муравьев, п.И. Пестель).
Права у всех народов, населяющих Россию, равные, но в целях «благоудобства» Пестель считал, что из всех народов следует составить единый русский народ. В таком устройстве Россия будет иметь вид «Единородства, Единообразия и Единомыслия».
Национальное самоуправление предоставляется только Польше, но при условии неукоснительного введения порядков, предусмотренных «Русской правдой».
Столицу русского государства П. И. Пестель предложил перенести в Нижний Новгород, который он рассматривал как географический центр России и колыбель русской вольницы.
Сословные привилегии, титулы и звания уничтожаются, и все признаются российскими гражданами. При определении вида занятий и предоставлении должностей во внимание принимаются только личные способности граждан, которые могут быть обнаружены «во всех сословиях».
В «Русской правде» уделяется большое внимание обоснованию необходимости введения общедемократических прав и свобод: неприкосновенности личности, равноправия, свободы совести, слова, собраний и т.д. Однако православию оказывалось государственное покровительство, а создание партий вообще запрещалось из опасения разрушения единства народа и нового общественного порядка.
Средством достижения предполагаемых преобразований Пестель считал военно-революционный переворот с немедленной ликвидацией монархии и физическим уничтожением членов царской фамилии в целях предотвращения реставрации монархии.
Проведение всех необходимых для установления «нового строя» мероприятий поручается Временному Верховному правлению во главе с диктатором, учреждаемым сроком на десять–пятнадцать лет. Пестель полагал, что установление конституционного режима станет возможным только тогда, когда нынешние порядки не только прекратят свое существование, но и воспоминание о них изгладится из народной памяти.
Проект организации и деятельности Временного правительства во многом напоминает известную схему М. Робеспьера, представленную последним Конвенту в знаменитой речи «О принципах революционного правления»(1793).
Пестель создал проект республики, но осуществление его поставил в зависимость от революционной диктатуры, вводимой на значительный срок. Ратуя за строгую законность, вместе с тем он был за установление революционной диктатуры, практически не связанной в своих действиях законами.
Со своими проектами Конституции выступил глава Северного общества ^ Никита Михайлович Муравьев (1796– 1843).
Свою политическую и социальную программу Муравьев изложил в трех проектах Конституции, последний из которых, называемый тюремным, написан уже в тюрьме по требованию следственных властей и является самым радикальным из всех его проектов. Н. М. Муравьев хорошо знал конституции американских штатов, Декларацию и конституции революционной Франции.
Н. М. Муравьев был глубоко религиозным человеком, и в его учении доводы естественно-правовой доктрины переплетаются с положениями новозаветного учения. С позиций школы естественного права и теории договорного происхождения государства Н. М. Муравьев осуждал абсолютную монархию, считая такую форму правления противоестественной.
Самодержавие несовместимо со здравым смыслом, ибо всякое повиновение, основанное на страхе, не достойно ни разумного правителя, ни разумных исполнителей. «Русский народ – свободный и независимый – не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. Источник власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для себя». Каждый народ образует свое государство по договору, но при этом он сохраняет свой суверенитет и не утрачивает естественные права. «Свобода заключается вовсе не в том, чтобы иметь возможность совершать все дозволенное законами, как полагал Монтескье, а в том, чтобы иметь законы, соответствующие неотчуждаемым правам человека. Всякие иные законы есть злоупотребление, основанное на силе, но сила никогда не устанавливает и не обеспечивает никакого права».
Первым мероприятием в ряде преобразований, провозглашенных Н. М. Муравьевым, была отмена крепостного права. «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным».
В тюремном варианте проекта Конституции предусмотрен и порядок ликвидации крепостной зависимости: одновременно с личным освобождением «помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы, в которых они живут, скот и земледельческие орудия. и по две десятины на каждый двор для оседлости их». В случае успешного хозяйствования крестьяне имеют право «приобретать землю в потомственное владение».
Никаким выкупом освобождение крестьян в проектах Муравьева не сопровождалось. Все жители России объявляются равноправными, «гражданские чины и классы уничтожаются». Учреждается единая система налогов, которые платят все россияне с 18- и до 60-летнего возраста, провозглашаются равные для всех права и свободы: свобода слова, совести, передвижения и занятия любым делом и т. д. «Каждый имеет право заниматься тем промыслом, который кажется ему выгоднейшим», и «всякий русский имеет право ехать куда ему угодно и делать все то, что не ограничено и не запрещено законом», а также излагать свои мысли невозбранно и сообщать оные посредством печати своим соотечественникам». Каждый гражданин может обращаться со своими жалобами и пожеланиями в Народное вече.
Формой правления, наилучшей именно для России, Н. М. Муравьев считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей, которое создает необходимые гарантии для взаимоконтроля высших властей в государстве.
Законодательная власть вручена Народному вече, «составленному из двух палат: Верховной Думы и Палаты Представителей». Избирательным правом пользуются все совершеннолетние жители (кроме лиц, находящихся в частном услужении), имеющие движимое или недвижимое имущество.
Монарх как глава исполнительной власти не может изменять и отменять законы, равно как и присваивать себе функции законодательной власти. Но полномочия его довольно значительны: он облечен всей полнотой верховной исполнительной власти, является верховным военачальником всех сухопутных и морских сил, назначает и смещает министров, главнокомандующих армиями и флотами, представляет Россию в переговорах с иностранными державами и назначает посланников.
Государственное устройство – федеративное: вся Россия разделена на области, называемые державами, и для каждой из них учреждается областное управление. В основу деления России на державы положены исторические, экономические и географические характеристики.
Конституция Муравьева предусматривает также организацию местного управления на выборной основе. Этим управлениям «вручается хозяйственная и административная власть».
Судебная (Судная) власть отделена от административной и осуществляется централизованной и довольно сложной системой судебных органов. В уездах действуют совестные суды.
Все предусмотренные Конституцией Муравьева гражданские и политические права устанавливаются немедленно. Пестелевский проект, предполагавший введение Верховного правления с Диктатором во главе, Муравьев осуждал. «Весь план Пестеля, – писал он, – был противен моему рассудку и образу мыслей». Муравьев называл его «варварским и противным нравственности». Особенно он критиковал организацию Временного Верховного правления, в котором он усматривал опасность установления революционной диктатуры.
Источник: studfile.net
Политико – правовые взгляды Муравьева Н.М
«Правителем» (председателем) Северного общества был избран активный участник всех декабристских организаций, сын воспитателя Александра I, капитан Генерального штаба Никита Михайлович Муравьев. В 1818 г. он унаследовал от деда миллионное состояние (поместья в 14 уездах, расположенных в одиннадцати губерниях), а в 1823 г. женился на богатейшей графине А.Г. Чернышевой, внучке фельдмаршала. Богатый и знатный Муравьев был превосходно образован, владел семью иностранными языками. Перед ним открывалась блестящая военная или- научная карьера, но Муравьев отказался от нее ради участия в заговоре с целью преобразовать Россию.
Именно Н.М. Муравьев составил программу Северного общества, которая вошла в историю под названием «Конституция Никиты Муравьева», — второй по значению, после «Русской Правды» Пестеля, документ декабризма. В «Конституции» Муравьева ставились те же вопросы, что и в «Русской Правде», но решались они менее радикально.
По его проекту Россия объявлялась федеративным государством, состоящим их 14 держав и двух областей. Державы делились на уезды, а те в свою очередь — на волости. Столицей федерации предлагалось сделать Нижний Новгород, переименованный в Славянск. «Конституция» делила власть на законодательную, исполнительную и судебную.
Высшим законодательным учреждением провозглашалось двухпалатное Народное вече, состоявшее из Верховной думы (верхней палаты) и Палаты народных представителей (нижней палаты). В Верховную думу предлагалось избирать 42 депутата, в Палату народных представителей — 450. Депутаты в обе палаты избирались на шесть лет (каждые два года депутаты переизбирались).
Абсолютную монархию Муравьев считал противоестественной, ибо всякое повиновение держится на страхе. И хотя каждый народ образует государство по договору, но он оставляет за собой суверенитет и не утрачивает естественных прав.
Свобода заключается вовсе не в том, чтобы иметь возможность совершать все дозволенное законами, как полагал Монтескье, а в том, чтобы иметь законы, соответствующие неотчуждаемым правам человека.
Наилучшей формой правления для России он считал конституционную монархию, при которой император наделялся статусом «верховного чиновника правительства» и был подотчетен высшему правительственному органу государства — народному вече.
Все жители государства по Конституции Муравьева имеют равные права.
Русский народ — свободный и независимый — не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. Источник власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для себя.
Одновременно с личной независимостью «крестьяне получают в свою собственность дворы, скот и орудия и по две десятины земли. Если же покажут себя умелыми, то будут иметь право «приобретать землю в потомственное владение». Таким образом, никаких выкупов для освобождения крестьян Муравьев не предлагал.
В последующем чины и классы уничтожаются, учреждается единая система налогов, провозглашаются равные для всех права и свободы: слова, совести, передвижения и занятия, право обращаться с жалобами в Народное вече.
Законодательным органом в державе объявлялось Державное вече, также состоящее из двух палат — Державной думы и Палаты выборных. Державное вече избиралось на четыре года (четвертая часть вече ежегодно переизбиралась).
Высшая исполнительная власть по «Конституции» принадлежала императору (он характеризовался как «верховный чиновник Российского правительства»). Император одновременно являлся верховным главнокомандующим, мог вести международные переговоры с другими странами, назначать с согласия Верховной думы послов и консулов, судей и министров. Император мог отсрочить введение закона, вернуть его для повторного рассмотрения в Народное вече. При вступлении на престол император должен был приносить присягу Народному вече.
Императору как высшему чиновнику назначалось жалованье в размере 8—10 млн руб. серебром в год, за счет чего он мог содержать двор, прислугу. Придворные на период службы лишались гражданских прав. Самому императору запрещалось покидать пределы России: выезд его из страны автоматически прекращал право пребывания на престоле.
Все назначавшиеся императором чиновники могли отстраняться Народным вече. Удельные земли императора переходили удельным крестьянам, а «кабинетные» (личные) земли находились в собственности царя. Н. Муравьев допускал провозглашение республики, если император откажется принять Конституцию. По проекту Муравьева в России учреждалась выборность и сменяемость судей всех уровней, вводился институт присяжных заседателей, адвокатов и прокуроров, гласность судопроизводства.
«Конституция» определяла равенство граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий, ликвидацию крепостного права, неприкосновенность имущества и личности, отмену «Табеля о рангах». «Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным».
По сравнению с «Русской правдой» Пестеля «Конституция» Н. Муравьева носила более умеренный характер. Вводился имущественный ценз для избирателей (размер его доходил до 500 — 1 тыс. руб.). 500 голосов крестьян приравнивались к одному голосу владельца собственности. Земля оставалась в собственности помещиков.
Муравьев провозглашал только личное освобождение крестьян при выплате компенсации помещикам «за прерывание доходов». Во втором варианте «Конституции» ее автор допускал предоставление крестьянам до 2-х десятин земли на двор.
Путь преобразования Муравьев видел в военно-революционном перевороте, устанавливающим немедленно все политические и гражданские права.
Источник: kazedu.com