Любой великий народ и государство должны иметь большую мечту. У китайской нации и Китая всегда была большая мечта, которую и сейчас преследуют китайский народ и государство, говорит известный китайский экономист, профессор Ху Аньган [1].
Согласно политическому медиа-контенту КНР китайская мечта как воплощение национальной идеи китайского народа, начала формироваться задолго до установления власти КПК в Китае. Более 2000 лет тому назад в «Книге песен» она была воплощена в форме «общества малого благоденствия» («сяокан»). Вероятно, что «Книга песен» была создана Конфуцием, поэтому ему же иногда приписывается и авторство концепции «сяокан». Иногда «китайскую мечту» также называют реинкарнацией древних общественных мечтаний о справедливом обществе, где каждый человек находит свое счастье [2].
Свою нынешнюю форму она начала обретать в начале 20 века, и ее рождение связанно с именем «отца нации» Сунь Ятсена.
Наследие доктора Сунь Ятсена
По словам Ху Цзинтао «В Китае постоянно обращаются к бесценному наследию доктора Сунь Ятсена, который через призму времени предстает перед современниками как великий национальный герой, великий патриот и великий предшественник китайской демократической революции. Он первый бросил клич «Возродим Китай!» [3].
«Китай: от маньчжуров – до Гоминдана, Сунь Ятсен, «роман» с Советской Россией» Исторические беседы
Фото отсюда
В своих выступлениях, произведениях Сунь Ятсен сформировал основу современной китайской мечты, которая включила в себя:
1. Мечту о подъеме китайской нации, построение в Китае самой сильной и богатой страны в мире. «Цель нашей революции – добиться счастья для Китая, – говорил Сунь Ятсен, – Наше государство станет национальным, гражданским и социальным, в нем воцарится полный и идеальный порядок. И тогда 400-миллионный народ Китая обретет великое счастье» [3].
2. Представление о том, что миссия китайского народа – внести вклад в развитие всего человечества.
3. Заключение о том, что китайский народ является самым древним и цивилизованным народом в мире, а Китай крупнейшей страной в мире и ассимиляторной державой.
4. Цель, которая заключается в том, чтобы догнать по уровню развития США. По мнению Сунь Ятсена, Китай должен учиться у США, молодое поколение китайцев путем овладения мировыми знаниями, проявляя решимость и амбиции, уверенно сможет догнать и обогнать США. Однако Китай не должен копировать успехи США, т.к. для того, что создать самую могущественную страну в мире, нужен «собственный дух».
Как подчеркнул Ху Цзиньтао, «сейчас народы нашей страны, преисполненные гордого пафоса, ведут солидарную борьбу во имя построения среднезажиточного общества и ускорения социалистической модернизации. Давнее желание доктора Сунь Ятсена и прекрасные мечты других зачинателей Синьхайской революции, их надежда поднять Китай сегодня уже сбылись или сбываются. У великого возрождения китайской нации – невиданные светлые перспективы» [3].
Мао Цзэдун о будущем Китая
Проект «1913». Диктатор нового Китая
Идеи Сунь Ятсена получили свое дальнейшее развитие в трудах и выступлениях «великого кормчего» Китая Мао Цзэдуна.
Как и Сунь Ятсен он ставил целью – догнать США и стать самой могущественной страной в мире.
В речи Мао Цзэдуна от 29 октября 1955 прозвучало: «Наша цель, чтобы наша страна была высоко развита, чтоб она была гораздо сильнее, чем сейчас, чтобы китайский народ стал богатым народом. Год за годом мы будем приближаться к этой цели, год за годом мы будем становиться богаче и сильнее. Всеобщее процветание не наступит сегодня, но я знаю, что оно наступит завтра» [4].
Эти слова содержат тройное значение: Во-первых, Китай должен изменить статус слабой нации, чтобы стать действительно мощной страной в мире, во-вторых, китайский народ должен проделать путь из нищеты к процветанию; в-третьих, Китай должен придерживаться социалистического пути для того, чтобы гарантировать достижение всеобщего процветания.
Также Мао Цзэдун подчеркивал, что Китай с населением в 600 миллионов человек должен догнать США с населением 100 миллионов человек. Потребуются десятилетия, чтобы увидеть, результаты стараний китайского народа, по крайней мере, 50 лет, может быть, 75 лет. Согласно мнению Мао Цзэдуна основными факторами, которые позволят достигнуть цели и догнать по уровню развития США являются: большая территория страны, ее тысячелетняя история, природные ресурсы и многочисленное население. Немаловажной мыслью Мао Цзэдуна была мысль о том, что все сектора страны, в том числе деловые круги и демократические партии должны стремиться к созданию из Китая процветающей и могущественной страны.
В 1956 г. в статье «Памяти Сунь Ятсена», Мао Цзэдун подчеркнул, что достижение будущего превосходства над Соединенными Штатами, не только возможно, но и абсолютно необходимо [4].
Концепция «сяокан» Дэн Сяопина и Цзян Цзэминя
Дэн Сяопин ни в публичных выступлениях, ни в письменных трудах не упоминал о цели догнать США, посвящая почти все внимание концепции «сяокан».
Считается, что впервые о «сяокан» Дэн Сяопин упомянул в 1979 г. в разговоре с премьер-министром Японии Масаеси, назвав «сяокан» мечтой образованных китайцев на протяжении уже не одной тысячи лет.
В апреле 1987 г. Дэн Сяопин представил разработанные им шаги для достижения этой стратегической цели. Первый шаг состоит в удвоении ВНП с 250 до 500 долларов. Второй шаг включал удвоение ВВП до 1000 долларов США.
Дэн Сяопин отметил, что сущность социализма заключается в общем процветании.
«Если мы достигнем четырех тысяч долларов США на душу населения валового национального продукта (ВВП), и общего процветания, то это лучше всего покажет, что социалистическая система имеет преимущество перед капиталистической системой» [5].
«Сяокан» продолжает оставаться центральным элементом китайской мечты в период председательствования Цзян Цзэминя, обещавшего построить «сяокан» через 20 лет.
В докладе Цзян Цзэминя на 16 съезде КПК (2002 г.) было сказано, что «сяокан» пока построен лишь на весьма ограниченной площади свободных экономических зон, крупных городов и приморских провинций, в ближайшие двадцать лет основной задачей китайского народа станет утверждение «сяокана» на всей подмандатной территории.
«Китайская мечта» Ху Цзиньтао и Си Цзиньпина
Однако китайская мечта в своем нынешнем виде была сформирована Ху Цзиньтао и вобрала все достижения всех предыдущих лидеров КПК. Ху Цзиньтао подчеркивал, что китайская мечта представляет собой желание идти одной дорогой с народами других стран, совместно создавать еще более прекрасное завтра для человечества.
«Мечта китайского народа – говорил Ху Цзиньтао, – укрепление модернизации государства, великое процветание китайской нации, вместе с народами других стран стремление к миру и прогрессу, мирному сосуществованию и гармоничному развитию» [6].
С 2013 года Председателем КНР является Си Цзиньпин, который еще в 2012 году после избрания на пост Генерального секретаря ЦК КПК вывел «китайскую мечту» на новый уровень.
В конце ноября 2012 года во время осмотра экспозиции «Путь к возрождению» в Государственном музее КНР, посвященной истории Китая с момента окончания Опиумных войн, Си Цзиньпин отметил, что мечта есть не только у каждого человека в отдельности, но и у нации в целом. «Я думаю, что великое возрождение китайской нации – это и есть величайшая китайская мечта в новой эпохе. Потому что эта мечта несет в себе давнее желание самых разных поколений нашего народа.
Она отражает коренные интересы китайского народа и общее ожидание китайской нации. История напоминает нам о том, что личное будущее и судьба каждого человека тесно связаны с будущим всей страны. Люди могут жить хорошо, только тогда, когда наша страна и нация развиваются благополучно. Эта великая мечта требует неустанных усилий следующих поколений китайского народа» [6].
В последствии, в политическом медиа-контенте было отмечено, что «китайская мечта» отражает чаяния простого народа, что она приведет КНР к построению «среднезажиточного общества» и что нация должна сплотиться во имя великой цели и т.д. [5].
Примечательно то, многие китайские СМИ в течение следующих нескольких дней опубликовали ряд статей, посвященных различению «китайской мечты» и «американской мечты». В материале «Китайская мечта» Си Цзиньпина бросает вызов «американской мечте» Обамы», содержащем обзор подобных публикаций, в частности, приводятся следующие высказывания» «Американская мечта» сегодня теряет свою ценность и новизну. Анализируя «американскую мечту», эксперты выявили две интересные тенденции: во-первых, разные люди вкладывают разный смысл в это понятие, а во-вторых, для многих в достижении этой мечты на первом месте стоят деньги. Тогда в чем же суть американской мечты? Это эгоизм»; «Обама в ходе президентской кампании, назвал себя воплощением «американской мечты», так как он подтверждение того, что независимо от происхождения и воспитания можно добиться самых высоких постов… Но для самой Америки главной мечтой всегда была победа в противостоянии с внешним врагом, предел мечтаний – стать мировым гегемоном, в то время, как для «китайской мечты» главное – это стремление к гармонии» [6].
В блогах также идет сравнение «китайской» и «американской мечты». Как нетрудно догадаться, сравнение опять не в пользу последней. К примеру, популярный китайский блогер Чэнь Бин пишет: «Китайская мечта» Си Цзиньпина основана на коллективистских культурных традициях, в которых личные интересы стоят после интересов нации и государства, в то же время «американская мечта» базируется на индивидуализме, самое важное в ней – индивидуальный успех. Си Цзиньпин подчеркивает, что люди несут ответственность за национальное возрождение, здесь мы видим единство духовного и материального; в «американской мечте» – акцент на материальных потребностях человека… Но вообще, эти две «мечты» во многом похожи, хоть и расходятся в частностях. Китайцы говорят «Упорный труд возродит страну, пустые же разговоры не принесут ей пользы», а американцы говорят «Don’t say it, just do it» [5].
Примечательно, что идею о том, что Китаю нужна «мечта», озвучил еще в октябре 2012 года за месяц до знаменитой речи Си Цзиньпина на страницах «The New York Times» Томас Фридман в статье «Китаю нужна собственная мечта». Так, автор пишет: «…мы не знаем, есть ли у Си Цзиньпина «китайская мечта», отличная от «американской мечты»? Потому что если мечта Си – это нарождающийся в Китае средний класс, который сегодня составляет 300 млн. человек и, как ожидается, достигнет 800 млн. человек к 2025 году, так же, как в «американской мечте» (большая машина, большой дом и Биг Мак для всех), то нам нужна другая планета». Автор показывает, что уже сегодня ограниченные природные ресурсы не позволяют Китаю активно строить общество потребления, а в среднесрочной перспективе – такая «мечта» несет угрозу всей планете» [7] .
В настоящее время, путь «возрождения китайской нации» в общих чертах китайским руководством очерчен. Однако детали по-прежнему остаются неясными. Обозначены сроки осуществления «китайской мечты». Промежуточной датой называется 2021 год – столетие образования Коммунистической партии Китая.
К этому году необходимо построить «среднезажиточное общество», перевооружить армию и стать первой экономикой мира. Полностью китайская мечта должна осуществиться в 2049 году (к столетию образования КНР).
Что же такое «китайская мечта»? Это коллективная мечта населения Китая. «Китайская мечта» для всего государства и нации является достижением национального процветания. Она есть основание для того, чтобы люди в силу своей тяжелой работы, мудрости и духа борьбы, стремились к счастливой жизни.
Великой стране нужна большая мечта, великая эпоха требует большой мечты.
Источник: dzen.ru
Сунь Ятсен и буржуазно-демократическая модернизация Китая
Лазарян С. С. Сунь Ятсен и буржуазно-демократическая модернизация Китая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 33. – С. 67–72. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56703.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли Сунь Ятсен и буржуазно-демократическая модернизация Китая.
Ключевые слова: китай, сунь ятсен
Полный текст статьи
Первая попытка китайцев по построению республики по европейскому образцу была не вполне удачной. Весьма продолжительное время, получившее в литературе название «Эра милитаристов» (1916-1928 гг.), китайское общество не могло сделать выбор из множества концепций построения нового Китайского государства и приступить к разработке проекта его политического будущего. До конца 20-х гг. власть в Пекине самым запутанным образом попеременно переходила от одних политиков к другим, опиравшимся на поддержку противостоящих кланов милитаристов.
Его заморские советники, представители великих держав, считали, что «Китай не был готов к демократии в любом её виде», а «китайский народ. не способен в какой-либо значительной мере к общественному сотрудничеству».
Попытки осознания китайским обществом, что представляет собой Китай, сделались первостепенными в центре культурного и политического возрождения после Первой мировой войны среди представителей «Движения 4 мая». Это движение сформировалось тогда, когда многие китайские интеллектуалы «пытались представить себе новый Китай и его место в мире».
Те, кто разделял воззрения Чэн Дусю, настаивали на том, что государство должно заботиться о своих гражданах. Сам Чэн Дусю говорил, что «большинство нашего народа пребывает в летаргическом сне и не представляет, что не только наша нравственность, политика и техника, а даже самые распространенные товары для повседневного пользования совсем не подходят для борьбы».
Другие, кто группировался вокруг идей, выразителем которых был Лу Синь, считали, что проблема лежит в культуре. Необходима была не только политическая революция, но также революция культурная, поскольку «без отказа от бесполезных знаний, пустых форм и фраз, без отказа от уважения традиций в Китае не получится образование современного, высокопроизводительного и справедливого общества».
Реакцией на протесты 4 мая 1919 г. стал призыв к созиданию новой китайской культуры и построения нового, мощного, единого, справедливого национального государства. Лян Цичао предлагал путь к такому государству: развиваться вместе с Западом, чтобы достичь слияния и преобразования китайской и западной цивилизаций в новую цивилизацию.
Звучали также призывы сделать Китай богатым и сильным государством в пределах бывшей империи. Вдохновляюще на многих действовали результаты русской революции, а также расширение освободительного движения по всей Азии.
Среди тех, кто увидел в протестном движении 1919 г. Новые возможности для Китая был и Сунь Ятсен. Неудачное завершение Синьхайской революции отнюдь не означало, что Сунь Ятсен смирился с победой антидемократического лагеря. Вынужденный покинуть родину, он перебрался в Японию и там продолжил консолидировать вокруг себя силы, несогласные с политическим курсом, по которому вели Китай постоянно сменявшие друг друга политические клики. Созданная по его инициативе Китайская революционная партия готовилась к борьбе.
Начавшееся противостояние между Югом и Севером страны после смерти Юань Шикая, Сунь Ятсен решил использовать для новой попытки распространить в Китае демократические порядки. Доктор Сунь приступил к глубокому переосмыслению формулируемой им идеологии, которая смогла бы сплотить население Китая в борьбе за светлое будущее.
Он пришёл к выводу, что народ его страны ещё не осознал необходимость установления у себя подлинного свободного волеизъявления. Но это не значит, что так будет всегда. Сунь Ятсен верил в демократический потенциал, заложенный в китайском обществе. Он был убеждён, что, достигнув подлинной свободы, китайцы достигнут успехов и в экономике, выделяя, прежде всего транспортную инфраструктуру, тяжёлую и лёгкую промышленность и самое передовое аграрное производство. Понимая, что Китай ещё долго будет оставаться преимущественно аграрной страной, он считал, что сельское хозяйство должно основываться на механизации, развитой ирригационной системе, электрофикации и т.п.
В отличие от прежнего Сунь Ятсена-романтика, «новый» Сунь Ятсен стал отличаться прагматизмом и взвешенным подходом к оценке роли иностранной помощи Китаю. Не развитие США или Японии подтолкнуло его к переосмыслению пройденного пути, вдохновляющим примером стала большевистская революция в России, убеждавшая в том, что будущее принадлежит социализму.
Хотя Сунь Ятсен никогда не был приверженцем коммунистической доктрины, он высоко оценил деятельность большевиков Советской России «за их высокую отдачу, их беспощадную целеустремленность и обещание превратить отсталую страну в страну богатую и сильную». Сунь Ятсен в социальной политике большевиков увидел в первую очередь инструмент усиления государства. Он считал, что в большой политике альтруизм не уместен.
По мнению А.В. Меликсетова, «усиление национально-освободительных мотивов, поиски новых путей демократизации китайского общества, детальная разработка программы социально-экономических преобразований, — вот основные тенденции развития «трёх народных принципов» Сунь Ятсена в годы мировой войны. В этой эволюции его идей прослеживается стремление максимально использовать все достижения западных стран. Вместе с тем и на новом этапе в суньятсенизме сохраняется стремление, сложившееся ещё в начале века, направить развитие Китая иным, по сравнению с Европой и Америкой, таким путём, чтобы найти «своё», «китайское» решение наиболее быстрой и наименее болезненной модернизации китайского общества».
Новая революционная волна, захлестнувшая Китай, заставила доктора Суня вернуться к активной политической практике. Он увидел, какие последствия для страны имело «Движение 4 мая» и посчитал необходимым расширить социальную поддержку своих идей.
Для этого нужна была принципиально новая партия, которая в отличие от Китайской революционной партии опиралась бы на массовую поддержку самых разных слоёв общества в самом Китае. Такой партией стала Китайская национальная партия – Чжунго гоминьдан. Новый Гоминьдан во главе с Сунь Ятсеном отличался от прежней партии образца 1912 г. укрепленной централизацией и усиленной милитаризацией. Доктор Сунь планировал распространить кампанию по объединению страны на её северные провинции.
Гоминьдан призвал к действию. Этот призыв во всех провинциях подхватили активисты «Движения 4 мая». Крестьянские ассоциации и железнодорожные рабочие северных провинций одобряли патриотическую позицию Гоминьдан и выступали с осуждением северных политиков за их корыстолюбие и вероломство.
К середине 20-х гг. настроения населения во многих частях Китая переменились настолько, что Гоминдан стал превращаться в силу, с которой вынуждены были считаться не только китайцы, но и иностранные державы.
В связи с этим один из представителей британских дипломатических кругов сообщал в Лондон о том, что «Гоминьдан. обладает организацией мирового масштаба с отделениями и связанными сообществами по всей планете. Идейная платформа этого сообщества всегда отличалась предельным демократизмом, и в своих программных установках его вожди заявляют о приверженности социализму».
Более всего иностранцев, наблюдавших за развитием ситуации в Китае и переменами, происходившими в Гоминьдан, настораживало то, что в её рядах «стремительно множатся секции экстремистов-революционеров», которые взяли верх в партии. Они «узурпировали идею паназиатского движения с главной целью разгрома Британии как великой деспотической державы, чинящей тиранию на территории всей Азии, и поэтому главного препятствия на пути демократии во всем мире». Но особенная опасность усугублялась тем, что «за последние несколько лет» укрепились тесные связи Гоминьдан с Советской Россией.
Готовясь к военному походу на Север, лидер Гоминьдан действовал весьма энергично и напористо. Уверившись в том, что большевистская доктрина и практика Советской России могла предоставить новый действенный инструментарий в борьбе за демократическое преобразование общества и национальное освобождение Китая, он устремился навстречу марксистским идеям.
Поверив в то, что коммунисты суть самые бескомпромиссные борцы за народное освобождение, Сунь Ятсен пошел на контакты с КПК, стремясь вовлечь её в состав Гоминьдана. Это вызвало резкое неприятие со стороны поддерживавших его милитаристов и части собственных соратников по партии. Достаточно настороженно к новой тактике доктора Суня отнеслись и в Японии, а также представители великих держав.
Извлекая урок из неудачного сотрудничества с южными милитаристами, Сунь Ятсен стал на путь организации и подготовки собственной партийной революционной армии и нашел в этом поддержку со стороны Советской России. Представители Коминтерна заверили китайского лидера в том, что он может рассчитывать на любую их помощь в осуществлении своих замыслов. Помимо поддержки этой авторитетной коммунистической организации, он заручился и обещаниями наркома по иностранным делам РСФСР Г.В. Чичерина предоставить Китаю различную помощь, в том числе по созданию боеспособной армии.
Другой высокопоставленный советский чиновник А.А. Иоффе подписал с Сунь Ятсеном коммюнике, в котором говорилось, что Китай не собирается строить у себя социализм, т.к. для этого не имеется соответствующих предпосылок, но будет добиваться национальной независимости и может рассчитывать на помощь со стороны Советской России. Эти заверения вскоре были подкреплены конкретными делами.
Симпатии, которые испытывал Сунь Ятсен к своему северному соседу, способствовали его уважительному отношению к коммунистам. Большие надежды возлагал доктор Сунь на делегацию, которая отправилась в Москву в августе 1923 г. Она не только получила там необходимые консультации на специально организованных курсах, но и привезла средства, столь необходимые для создания собственного государственного аппарата и армии.
Внимательно изучая опыт Советской России, Сунь Ятсен реформировал Гоминьдан, открыв его для представителей КПК. В этом ему помогал представитель китайских коммунистов Ли Дачжао, с которым у доктора Суня сложились деловые, доверительные отношения.
Будучи человеком слова, Сунь Ятсен своим авторитетом буквально «продавил» среди членов Гоминьдан идею о сотрудничестве с КПК. Разработанная и постоянно совершенствуемая им идейно-теоретическая платформа, базирующаяся на «трёх народных принципах», смогла сплотить непримиримых антагонистов, и пока был жив Сунь Ятсен, Гоминьдан был партией для всех китайцев.
Постепенно в руках у Сунь Ятсена оказалась вполне боеспособная армия, отличавшаяся от войск северных и южных милитаристов высокой патриотической мотивацией. По словам британского историка Джонатана Фенби, который написал биографию генералиссимуса Чан Кайши и среди прочего уделил внимание военной академии Вампу, от неё ожидали что она «переломит ситуацию, поставит на службу правому делу тысячи, десятки тысяч хорошо обученных кадров. Её слушателям были обещаны высокие оклады, качественное материальное довольствие. Уклад внутренней жизни подчинялся суровой партийной дисциплине: все приказы начальника академии подписывал и начальник её политотдела, державший ответ за свои действия исключительно перед доктором Сунем. В стенах учебного заведения офицеры выковывали бы свою идеологическую выучку, чтобы с убеждённостью вести за собой в революцию широкие солдатские массы».
Ожидания оправдались. Это доказали сражения против войск «бумажных тигров», как язвительно охарактеризовали наёмников гуанчжоуских купцов, попытавшихся свергнуть правительство Гоминьдан в октябре 1924 г. Это окрылило Сунь Ятсена и он стал убеждать своих товарищей начать поход на Пекин.
Хотя первые попытки Сунь Ятсена объединить Китай вооруженной рукой не увенчались успехом, но к концу 1924 г. благоприятный момент для решения этой задачи наступил. Северные милитаристские клики окончательно разругались друг с другом за право возглавлять республику. В то же время военная мощь армии Гоминьдан многократно усилилась, что часть северных правителей посчитала, что налаживать сотрудничество с этой партией стало выгоднее, чем выступать её противником.
Встревоженный ходом событий Дуань Цижуй поспешил собрать конференцию для обсуждения мер по мирному решению межкитайских противоречий. Будучи убеждённым противником кровопролития, Сунь Ятсен принял приглашение посетить это мероприятие.
По пути в Пекин он выступал перед населением на митингах и разъяснял суть своих «трёх народных принципов». Эта поездка стала вершиной в его политической карьере. Он стал подлинным общенародным лидером.
Однако по прибытии в Тяньцзинь Сунь Ятсена сразила неизлечимая болезнь. Он скончался в Пекине 12 марта 1925 г. Символично, что, предчувствуя приближающийся конец, Сунь Ятсен нашёл в себе силы обратиться к правительству и народу СССР со следующими словами: «Я завещаю Гоминьдан продолжить работу в области национально-революционного движения, чтобы Китая смог сбросить с себя ярмо, навязав которое империалисты низвели его до положения полуколониальной страны. Ради этой цели я повелел партии и впредь укреплять сотрудничество с вами. Я глубоко убеждён, что и ваше правительство будет, как и прежде, помогать моему государству.
Дорогие товарищи! Прощаясь с вами, я хочу выразить мою пламенную надежду – надежду на то, что скоро наступит рассвет.
Настанет время, когда Советский Союз, как лучший друг и союзник, будет приветствовать могучий и свободный Китай, когда в великой битве за свободу угнетённых наций мира обе страны рука об руку пойдут вперёд и добьются победы».
Представляется, что такая позиция одного из самых ярких мыслителей и политиков Китая ХХ века является дополнительным аргументом в пользу того стратегического партнёрства, которое наметилось в наше время между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией.
Таким образом, следует отметить, что после поражения Синьхайской революции Сунь Ятсен, серьёзно пересмотрел свои теоретические выводы, скорректировал идеологический курс, которого должны были придерживаться сторонники независимого Китая. По его инициативе была создана новая массовая партия – Гоминьдан. Она привлекала в свои ряды все патриотически-настроенные слои населения.
Благодаря харизме Сунь Ятсена удалось примирить коммунистов Китая и их оппонентов из буржуазно-демократического лагеря. Вместе они создали единый антиимпериалистический союз. Сунь Ятсен был сторонником сближения с СССР и пока был жив этот революционный и политический деятель, Гоминьдан успешно претворял в жизнь свою патриотическую платформу.
Список литературы
1. Ermakov V.P., Klychnikov Y.Y., Milyaeva L.I. The «Circassian issue» and the wars of memory in the northen Caucasus modern political practice // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 16. № 9. С. 1280-1284.
2. Sukhovskaya D.N. Characteristics of standardization and classification of hotels for agritourism. Young Science. 2011. Т. 2011.
С. 18.
3. Sukhovskaya D.N. Creative XXI century city space formation: social and philosophical aspect. Europaische Fachhochschule. 2013. № 7. С. 45.
4. Sukhovskaya D.N. Sustainable development of rural areas of the North Caucasus Federal District, based on the use of their socio-cultural and natural potential for the development of the agricultural and eco-tourism. Наука и технологии. 2013. Т. 1. С. 224-233.
5. А.П. Горбунов, В.П. Ермаков Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: материалы IV Междунар. конгр., 21-24 сент. 2004 г. / редкол.: А.П. Горбунов, В.П. Ермаков (отв. Ред.), П.И. Гришанин. Пятигорск, 2004.
Том История Северного Кавказа: социально-экономические, национальные и политические процессы.
6. Гончарова Е.Н., Суховская Д.Н., Черкесов О.Д. Риски, связанные с заключением туристских договоров. В сборнике: тенденции и перспективы развития науки XXI века. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015.
С. 204-206.
7. Ермакова Л.И. К вопросу о концептуальных основах развития региональных моделей системы непрерывного образования. Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 2. С. 276-280.
8. Ермакова Л.И. Суховская Д.Н. Креативные пространства поселений: технологии создания современных творческих площадок городов (на русском и английском языках): справочно-информационное пособие / Москва, 2016.
9. Ермакова Л.И., Волкова С.Е. Научное сотрудничество России и Китая: перспективы развития. В сборнике: Роль науки в развитии общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016.
С. 76-77.
10. Невская Т.А., Ермаков В.П., Зозуля И.В., Крючков И.В., Суханова Н.И., Скорик А.П., Линец С.И., Калинченко С.Б., Булыгина Т.А. Очерки истории Северного Кавказа: XX век. Пятигорск-Ставрополь, 2014.
11. Николаенко Н.Д., Ермаков В.П. Кавказское линейное казачье войско: история формирования, система управления и служебные обязанности (начало XVIII – 1860 г.) монография / Н.Д. Николаенко, В.П. Ермаков. Пятигорск, 2010.
12. Суховская Д.Н. Креативные пространства России как источники формирования общенациональных ценностей / Д.Н. Суховская. В сборнике: Новые идеи в философии. Материалы Международной научной конференции.
2015. С. 41-46.
13. Суховская Д.Н. Кретивные пространства поселений в российской и зарубежной философской мысли. В сборнике: университетские чтения – 2015. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. 2015.
С. 139-143.
Источник: e-koncept.ru
Как три принципа Сунь Ятсена изменили Китай (8 класс)
Вы научитесь:
анализировать влияние общественно – политических течений
(социальный либерализм, консерватизм и социал –
демократия) на жизнь общества.
Вы сможете:
определить влияние общественно – политических течений
(социальный либерализм, консерватизм и социал –
демократия) на жизнь общества.
3.
Ключевые слова:
Сунь Ятсен
“Три народных принципа”
Синьхайская революция
Юань Шикай
Чан Кайши
4.
Китай в начале ХХ века.
В ХХ век Китай вступил в
обстановке
внутриполитической
нестабильности и
зависимости от западных
держав. У власти
продолжала находиться
маньчжурская династия
Цин, страна переживала
глубокий общественно –
политический и
социально –
экономический кризис.
5.
Китай в начале ХХ века.
После завершения
Первой мировой войны
усиливается экспансия
иностранного капитала,
сталкиваются интересы
Японии, США и
Великобритании в Китае.
Предлагались различные
пути выхода из кризиса:
1. Программа “Сто дней
реформ”
2. Идея социального
либерализма
3. Идеи социал –
демократии и
марксизма.
6.
Сунь Ятсен (1866-1925)
Китайский политический
деятель, революционер. В
1905 г. создал организацию
Тунмэнхой – Китайский
революционный
объединенный союз. Вождь
Синьхайской революции
1911-1913гг. Первый
(временный) президент
Китайской республики.
Основатель партии
Гоминьдан. Один из
наиболее почитаемых
деятелей в Китае. В 1940
году посмертно получил
титул “Отца нации”.
7.
“Три народных принципа”
8.
Юань Шикай – полновластный диктатор Северного
Китая, впоследствии президент Китайской
республики
9.
В 1912 г. Члены Объединенного союза образовали
новую политическую партию Гоминьдан – “Го” –
государство, “минь” – народ, “дан” – партия.
10.
Главным советником зарождавшейся национально
– революционной армии стал советский
военачальник В.К. Блюхер
Сунь Ятсен был
вынужден
обратиться за
помощью к
Советской России, в
Москву была
направлена
делегация во главе
с генералом Чан
Кайши. Для
подготовки
офицерских кадров
новой
революционной
армии была создана
школа Хуанпу.
11.
“Объединенный Гоминьдан”
В начале 1924 года в
Гуанчжоу состоялся
первый съезд Гоминьдана,
на котором было принято
решение о создании
единого фронта совместно
с Коммунистической
партией Китая. В
решениях съезда
содержалась новая
трактовка “трех народных
принципов” Сунь Ятсена.
12.
Три народных принципа Сунь Ятсена
(новая трактовка)
Национализм – ликвидация иностранного
засилья, равноправие представителей всех
национальностей.
Демократизм – создание государственного
строя с обеспечением народу широких прав и
свобод.
Народное благоденствие – наделение землей
нуждающихся крестьян, обеспечение
социальной защиты рабочих.
13.
30 мая 1925 г. В Шанхае началась
антиимпериалистическая национальная революция,
поводом для которой стал расстрел английской
полицией студенческой демонстрации.
Цели:
Восстановление суверенитета
Китая;
Свержение власти
милитаристов;
Политическое объединение
страны под властью
демократического
правительства;
Решение аграрного вопроса.
14.
Базой революции стал Южный Китай, руководство
революцией было сосредоточено в руках Гоминьдана,
внутри которой стали укрепляться позиции генерала Чан
Кайши
Октябрь – ноябрь 1925 г.
Южный поход – укрепление
революционной базы на юге,
путем объединения четырех
южных провинций и создание
условия для Северного похода
Национальной революционной
армии;
1926-1928 гг. – Северный
поход – поражение
милитаристов Центрального
Китая.
15.
Чан Кайши (1887-1975) — военный и политический
деятель, возглавивший Гоминьдан в 1925г. Президент
Китайской Республики
В 1927 г. Чан Кайши
перенес столицу в Нанкин,
сформировал
правительство,
проводившее политику
террора, Компартия
вынуждена перейти на
нелегальное положение.
Чан Кайши и лидеры
Гоминьдана, обретя
центральную власть,
считали революцию
завершенной и выступали
за умеренные реформы и
модернизацию Китая.
16.
Программа политических партий на развитие Китае
в дальнейшей перспективе.
Гоминьдан
Коммунистическая
партия
Создание
государственных банков;
Проведение денежной
реформы;
Развитие
государственного
сектора;
Поощрение частного
капитала;
Ограничение арендной
платы за землю;
Восстановление
суверенитета Китая.
Продолжение революции,
идея перехода к мировой
революции;
Проведение аграрной
революции;
Национализация
промышленности;
Вооружение рабочих и
крестьян как будущей
опоры новой
революционной власти;
Установление диктатуры
пролетариата.
17.
Японо – китайская война
1937 – 1945 гг.
В условиях начавшейся
войны между Гоминьданом
и КПК было достигнуто
соглашение о
прекращении Гражданской
войны. В июле 1937г. ЦК
КПК обратилось вс
призывом к китайскому
народу: объединиться
перед лицом японской
агрессии и завершить
создание единого
национального
антияпонского фронта.
18.
В августе 1937г. был подписан договор о
ненападении между СССР и Китаем, достигнуто
соглашение о военных поставках и оказании
помощи в войне с японской агрессией.
Помощь СССР оказала
большую роль в
усилении позиций КПК
в северо – западных
провинциях.
Противоборство
Гоминьдана и
Компартии,
вылившееся в 20летнюю Гражданскую
войну, завершилось в
1949 г., победой
Компартии Китая.
Мао Цзэдун (1893-1976) государственный и
политический деятель. Председатель КПК. Основатель
КНР в 1949г.
19.
20.
21.
Задание 2. Прочитайте отрывок текста. Используя
исторические знания, ответьте на вопрос:
Какие принципы Сунь Ятсена реализовались в ходе
Синьхайской революции?
Синьхайская революция(1911-1913гг) в Китае,
привела к свержению маньчжурской династии Цин
и провозгласила Китайскую республику. Была
вызвана исторической необходимостью
уничтожить гнет иноземной маньчжурской
династии, консервировавшей устаревшие
феодальные порядки в политической и
общественно – экономической жизни страны, а
также не могла воспрепятствовать засилью
иностранного капитала. Большую роль в
подготовке сыграла революционная организация,
созданная Сунь Ятсеном.
22.
Задание 2. Прочитайте отрывок текста. Используя
исторические знания, ответьте на вопрос:
Какие принципы Сунь Ятсена реализовались в ходе
Синьхайской революции? Правильный ответ
В Синьхайской революции были реализованы
следующие народные принципы Сунь Ятсена:
1. Национализм понимался как требование
свержения чужеземной маньчжурской династии
и восстановления чисто китайского правления.
2. Народовластие рассматривалось как
ликвидация монархического строя и
установление республики.
23.
Основные положения темы
Сунь Ятсен(1866-1925гг) — китайский революционер,
идеолог Синьхайской революции, основатель и первый
президент Китайской республики, создатель партии
Гоминьдан, один из наиболее почитаемых в Китае
политических деятелей. В 1940 году Сунь Ятсен посмертно
получил титул «отца нации».
Сунь Ятсен преобразовал революционные общества в
политическое движение, целями которого стали создание
республиканского Китая, распространение демократии и
установление экономического строя «общества народного
благоденствия» . Основу идеологии этого движения
составляли национализм, народовластие и народное
благосостояние, получившие название «три народных
принципа».
«Три народных принципа» использовались различными
партиями и группами интересов: Гоминьданом под
руководством Чан Кайши, Коммунистической партией Китая
под руководством Мао Цзэдуна.
Источник: ppt-online.org