Высшая нервная деятельность (ВНД) — это деятельность высших центров головного мозга, обеспечивающая соответствующее поведение человека в постоянно меняющихся условиях среды.
Основу ВНД составляют сложные электрохимические процессы, происходящие в нейронах коры больших полушарий. Мозг осуществляет связь нашего организма с внешней средой и обеспечивает постоянство внутренней среды в самом организме.
Впервые представления о высшей нервной деятельности были изложены И. М. Сеченовым в работе «Рефлексы головного мозга». Важный вклад в развитие учения о ВНД внесли И. П. Павлов, П. К. Анохина и другие учёные.
Человек отличается от других представителей животного мира способностью разговаривать, развитым абстрактным мышлением, сложной психической деятельностью.
И. М. Сеченов в своих работах обосновал универсальность принципа рефлекторной деятельности. Он сделал вывод, что любое действие человека начинается с возникновение возбуждения в органах чувств, затем находит продолжение в нервных явлениях, происходящих в мозге, и в результате приводит к определённым поведенческим реакциям.
Как увеличить свой мозг, чтобы стать умнее? [СТИМУЛ]
Рефлекс — это стандартная ответная реакция организма на внешнее воздействие, осуществляемая нервной системой.
И. М. Сеченов выделил три взаимосвязанных звена в осуществлении разных рефлексов:
- возникновение возбуждения в органах чувств под действием внешних раздражителей;
- возникновение в мозгу процессов возбуждения и торможения, формирование ощущений и представлений;
- соответствующее поведение человека.
И. М. Сеченов пришёл также к выводу, что в мозге постоянно сменяются процессы возбуждения и торможения. Эти процессы взаимосвязаны и приводят к усилению или к ослаблению рефлексов. И. М. Сеченов также обратил внимание на факт, что существуют рефлексы, которые передаются от предков, и такие, которые появляются в процессе обучения. Его учение стало революционным событием и послужило основой для дальнейшего изучения психических процессов.
Продолжателем идей И. М. Сеченова стал И. П. Павлов. Все рефлексы, возникающие в организме, Иван Петрович Павлов подразделил на безусловные и условные.
Безусловные рефлексы
Безусловными называют рефлексы, которые передаются по наследству от родителей, не исчезают на протяжении жизни и воспроизводятся из поколения в поколение. Они свойственны всем особям определённого вида, т. е. являются групповыми.
У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги, центры которых находятся в спинном мозге или в стволе головного мозга. Участие коры больших полушарий в таких рефлексах необязательно.
Различают пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные безусловные рефлексы.
- Пищевые: выделение слюны и желудочного сока при действии пищи на рецепторы слизистой рта, глотание, сосание у новорождённых.
- Оборонительные: мигание, отдёргивание руки от колючего предмета, кашель и др.
- Половые: рефлексы, связанные с процессом размножения.
- Ориентировочные (их И. П. Павлов назвал рефлексами «что такое?») переключение внимания на новый раздражитель (поворот головы к источнику света или звука, настораживание, прислушивание).
Безусловные рефлексы обеспечивают размножение и сохранение организма, поддерживают гомеостаз.
Сложная цепочка последовательных рефлекторных действий называется инстинктом.
Млекопитающие выкармливают своих детёнышей молоком, птицы насиживают яйца — это инстинкты.
Условные рефлексы
Про стимулы | Михаил Светов
Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. Такие рефлексы индивидуальны, и для их формирования необходимы определённые условия, поэтому они были названы условными.
Условные рефлексы — рефлексы, которые приобретаются человеком в течение всей жизни.
Центры условных рефлексов находятся в коре больших полушарий головного мозга.
Каждый условный рефлекс — это результат определённого опыта, привычки. Чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи — всё это примеры условных рефлексов. Эти рефлексы временны, они формируются и могут исчезать.
Источник: www.yaklass.ru
Два фактора в детском развитии и триггерный механизм их взаимодействия.
Становление высших психических функций обеспечивается тесным взаимодействием двух факторов развития — биологическим и социальным. Как ни в какой другой отрасли психологического знания, в нейропсихологии действие этих факторов отчетливо проявляется, и особенно хорошо их взаимодействие можно обнаружить на ранних этапах онтогенеза.
Биологический фактор конкретизируется в генетической программе и условиях её реализации. Развитие человека начинается с одной клетки, и успешность клеточного деления, а также последующее формирование из нее «многоклеточного государства» — человека, как биологического вида, обеспечивается запуском и развертыванием генетической программы. Успешная реализация генетической программы обеспечивается, как минимум, своевременностью поступления необходимых питательных веществ (строительного материала) развивающемуся организму, их полноценностью, и отсутствием вредных (тератогенных) воздействий.
Вредоносные факторы, приводящие к нарушениям в развертывании генетической программы, могут быть обусловлены целым рядом причин, которые (причины) делятся на три группы по типу и времени действия поражающего фактора — эндогенные причины нарушения развития; врожденные и приобретенные:
I. Эндогенные причины изменения в структуре наследственности (мутации) могут быть генными и хромосомными. Кроме того, на возможность появления мутаций оказывают воздействие: возраст родителей. И ещё один фактор, реализующий эндогенные причины мутаций, — эндокринные заболевания и метаболические дефициты
2. Врожденные причины, среди К таковым факторам, действующим с разной степенью- вредоносности, можно отнести — хронические заболевания матери (сердечно-сосудистая патология, болезни печени, почек, щитовидной железы и др); внутриутробные, инфекции Особенно опасными считаются вирусные заболевания, при которых риск патологий плода возрастает весьма высоко:; краснуха (15 — 20%); цитомегалия (вирус слюнных желез); врожденный сифилис; токсоплазмоз, К наиболее частым химическим вредностям. К лекарственным препаратам, наркотические вещества (ЛСД и др.), контрацептивные средства, курение (активное и пассивное).
3. К приобретенным причинам, приводящим к нарушению развертывания генетической программы в рамках реализации биологического фактора, следует отнести вредоносные агенты, поражающе действующие на формирующийся мозг и ЦНС в перинатальный период. К таковым относятся гипоксии в родах и перед ними.
Все перечисленные причины, реализующие вредоносное воздействие на плод и младенца, имеют определенную связь со временем своего воздействия, чем в более ранние сроки созревания плода, его ЦНС и мозга она действует, тем более вредоносно её воздействие
Социально-культурный фактор в процессе развития плода и ребенка-младенца реализуется через педагогические и воспитательные условия семейной ситуации и детско-родительских отношений. Все сходятся во мнении о роли и значении семейного окружения ребенка, делая акценты каждый на своих моментах этого окружения. Благоприятная атмосфера в семье непременное условие развития высших психических функций ребенка и формирования его эмоционально- личностного статуса. Препятствием к развитию становятся условия депривации, в которых ребенок не может приобрести полноценный социальный опыт, или он оказывается недостаточным. Наиболее важные факторы депривации таковы:
1) недостаточность и непоследовательность материнской заботы с элементами пренебрежения;
2) искаженное воспитание психически больными или отсталыми родителями;
3) дезорганизация семейной жизни в связи с отсутствием отца или матери или их антисоциальное поведение;
4) социальная изоляция семьи;
5) неблагоприятные материально-бытовые условия, невозможность владения личными вещами игрушками, одеждой, постелью и т.д. Эти факторы остаются практически неизменными в большинстве исследований, подвергаясь лишь конкретизации особенно в части асоциального поведения родителей (Т.Н. Осипенко, 1996).
Механизмы проведения социально-культурного фактора в жизнь.
Для нормального развития малышу не достаточно только отсутствия депривации, важно, чтобы присутствовало развивающее взаимодействие с родителями, которые выступают в качестве носителей социально-культурного фактора. Механизмы его проведения родителями тем более важны, что именно этот фактор способен компенсировать дефекты биологического фактора. Фактор социальный является управляемым и осознаваемым, в этом его плюсы и его же минусы
Необходимо знать, что отдаленные друг от друга системы и структуры (не только зрительная система, но и все остальные) мозга развиваются в конкретные промежутки времени, достаточно жестко определенные генетической программой развития ЦНС. Временная характеристика развертывания программы как бы объединяет эти отделы мозга, определяя взаимосвязанную последовательность или синхронность их созревания. Синхронность развития событий в мозговых структурах, находящихся на отдаленном друг от друга расстоянии обеспечивает возможность их структурной и функциональной интеграции в определенный период нейроонтогенеза при условии своевременности воздействия средовых факторов.
Так, например, в первые недели внутриутробной жизни синхронно развиваются пространственно отдаленные нервные клетки, предназначенные для синаптического соединения между собой. К таким нервным путям относятся все анализаторные системы — зрительная, слуховая, двигательная, все виды чувствительности — тактильная, болевая, температурная, мышечно-суставная, вкусовая, обонятельная. Объединение анализаторных систем в целостное кольцо возникает только на втором месяце после рождения, и именно для их благополучного объединения, встречи путей на уровне компаративных (переключательных) нейронов в срединных структурах мозга необходима полноценная и активная средовая стимуляция в виде общения с родителями, включающего воздействие на все модальные системы ребенка.
Конкретизируя понятие «полноценное родительское общение с ребенком» в аспектах народных традиций, которые, безусловно, сохраняли необходимые и своевременные стимульные средовые факторы, обеспечивающие дозревание анализаторных систем, следует указать, что оно включало:
1) разнообразную зрительную стимуляцию в виде игрушек, тряпочек, ленточек, яркой одежды матери, само лицо и голова матери в различных уборах и т.д.;
2) разговоры с ребенком велись в ритмичной, стихотворной форме приговоров, причитываний («тетешканье»), которые видоизменялись по составу звуков вместе с ростом ребенка. На начальных стадиях преобладали гласные, затем по очереди вводились согласные, практически в той же последовательности, как у младенца становятся звуки в гулении и лепете. Обязательным было разговор нараспев и пение ребенку песен колыбельных и игровых, сопровождавших периоды бодрствования ребенка;
3) естественным ухаживающим моментом за ребенком были массаж и гимнастика, которые назывались в зависимости от времени и момента выполнения по-разному: после любого, сна — «потягушки» или «порастушки», а в игровых занятиях были и «попрыгушки», «потягушки», и многое другое. Каждое двигательное занятие сопровождалось короткими присказками, в которых регламентировалась последовательность выполняемых действий с одновременным развивающим речевым эффектом.
Такая встреча с условным запечатлением внешнего стимула называется импринтингом. А стимул, выводящий организм на новый уровень развертывания программы, — триггер. Роль триггера особенно велика в ближайшее послеродовое время жизни ребенка, в этот период практически каждое событие оказывается пусковым, или триггерным. Особенно значим момент приложения младенца к груди матери.
Выработанный внутриутробно сосательный автоматизм, как база будущего сосательного (пищевого) поведения, запускается и регулируется специальными командными нейронами. Сигнальным, или тригтерным воздействие среды для реализации сосательного поведения является встреча с соском материнской груди. Тем самым, сосательный автоматизм реализуется в условно-рефлекторное сосательное поведение. Как мы уже отмечали ранее, в этот же момент запускаются к развитию когнитивные процессы высокого уровня — система модально специфических процессов в русле развития произвольного внимания.
Завершая рассказ о сосательном поведении ребенка, необходимо заметить, что встреча груди матери и губ младенца является триггерной не только для ребенка, но и для матери. В этот момент система «общности» матери и ребенка, бывшая до рождения, переводится на новый уровень индивидуально-личностных отношений воспитательного и ухаживающего процесса, но, кроме того, с началом лактации в организме кормящей женщины происходят множественные изменения — метаболические, эндокринные, обменные, психологические.
Если импринтинг не состоялся, то наступают достаточно серьезные последствия, как для ребенка, так и для матери. Проблема состоит не только в нарушении сосательного (пищевого) поведения у ребенка, которое лежит в основе всей системы жизнеобеспечения и в том числе развития ЦНС, или незавершении программы вынашивания ребенка естественными системными перестройками организма матери. При несостоявшемся импринтинге, например у котят, даже при хорошем питании через зонд часть (1/4) котят погибала в разные сроки после рождения. Гибель объясняется нарушением и рассогласованием программ развития ЦHC с невозможностью их полноценного функционирования в дальнейшем.
Роль триггера не сводится только к запуску новой программы. Как это показано с сосательным поведением, второе не менее важное его значение состоит в подаче сигнала к угасанию старой программы, действовавшей в поведении ребенка до того. В ситуации с сосательным поведением встреча с грудью матери подала сигнал к отмиранию системы получения питания через пуповину, системы дыхания, кровообращения эндогенного типа. В новых условиях гравитации, внешней среды, активно насыщенной сенсорными стимулами разной модальности (свет, звук, прикосновения, давление) большинство старых программ (питания, дыхания, движения) подвергаются «обнулению», то есть тормозятся и угасают. В этом и состоит роль триггера — сигнал к угасанию старых программ и запуску новых, чем и достигается пошаговый переход в развитии и уровня к уровню, заданному генетической программой и контролирующемуся ею же.
Редуцированные, устаревшие навыки (обнуленные) и автоматизмы не исчезают навсегда, но сохраняются заторможенными в глубинах памяти мозга, а при экстренных неблагоприятных условиях могут проявиться вновь — в этом состоит феномен «диссолюции».
Выглядит такой феномен как обкрадывание одной функциональной системой другой, что происходит по понятным причинам ограниченности энергетического и питательного ресурса организма.
19. Проблема нормы психического развития ребенка. Виды подходов к квалификации нормы.
Выделение разными специалистами нарушений (отклонений) у ребенка – очень важный фактор, указывающий на факт неблагополучного развития ребенка и неблагополучного воздействия на него среды. Вместе с тем, некоторые отклонения от «идеальной» нормы есть у каждого ребенка – так называемая гетерохрония развития. В связи с этим является очень важным дифференцировать норму и патологию в развитии. Это очень сложная проблема, существуют разные точки зрения и подходы к ней
Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.
Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.
Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.
Братусь в «Аномалиях личности»:
1. статистический подход — сравнение со среднестатистической нормой. Недостаток – рост частоты однотипных отклонений ведет к сдвигу нормы; учет нескольких показателей проблематичен
2. адаптивный – адаптация ко всему не всегда норма
3. адекватность – социуму видимо
4. культурный релятивизм – во всех культурах все относительно
5. негативный – норма как отст-е нарушения
6. антипсихиатрия – все норма
7. градуированный – основан на патопсихологии – норма опр-ся через нездоровье.
Прямая поделена на 6 отрезков: слева направо –
Норма
Зона состояний – пр. состояние тревоги мб адекватным и неадекватным
Невроз– это уже болезнь. Это все обратимые феномены.
Психопатии – нарушения личности. Уже необратимы вообще, но обратимы внутри диапазона
Малая психиатрия – пограничные состояния – 80% всех болезней психических.
Собственно патология – большая психиатрия – нарушение психики на всех уровнях (МДП, шиза, эпи)
С точки зрения супругов Семаго любое отклонение отдельной функции или системы функций от программы развития вне зависимости от знака этого отклонения (опережение или запаздывние развития), выходящее за пределы социально-психологического норматива, установленного в данной образовательной, социокультурной и этнической ситуации для данного возраста ребенка, следует рассматривать как отклоняющееся развитие данной функции или системы функций.
Отклонение в развитии таким образом – это отклонение отдельной функции или ее системы от точки отчета – программы развития (нет четкого определения, понимается как статистическая средняя тенденция, отражающая особенности протекания функций у большинства детей).
НО: темп психического развития определяется многими факторами. А указание авторов на социокультурные и образовательные факторы – это относительный аспект нормы, в результате сам феномен нормы становится очень гибким, а феномен нарушения приобретает относительный характер.
Сам же феномен нарушения развития имеет устойчивый характер и часто не зависит от социокультурных аспектов.
Многие авторы считают, что четкой границы между нормой и патологией нет (на это еще указывал Фрейд).
Пережигина и Солондаев (в книге «Проблемы нормы и патологии…») считают, что эта граница есть и может быть эмпирически найдена. Но на это требуются большие силы и технически эту границу сложно установить, да это и не нужно. Гораздо важнее помочь ребенку с трудностями в развитии, чем установить, выходит ли его развитие за четко определенные нормативные границы или нет.
20. Нейропсихологическое исследование зрительно-гностических нарушений.
1. Элементраные зрительные функции – должно предшествовать всем остальным исследованиям зрительного гнозиса
· Острота зрения –педельная возможность зрительной системы раздельно отражать два максимально сближенные, но разнесенные точки зрительного пространства. Таблицы Сивцева-Головина, кольца Ландольта.
· Оценка полей зрения. Дуговой периметр Ферстера (делали у Лебедева когда-то..)
· Оценка цветоразличения. Полихроматические таблицы Рабкина.
Предметный гнозис
· Зрительные представления – описать 3-6 предметов. Диагностика: яркость образа, отчетливость, фрагментарность, полнота, обобщенность, конкретность образа. Неполноценность описания – слабость затылочно-теменной коры (хранение зрительных образов) и лобная кора (волевое усилие извлечь образ, его описать).
· Узнавание реальных предметов (бытовых) – дополнительный анализ особенностей восприятия. Долго ли рассматривает, правильно ли называет, путает ли схожие по форме предметы.
· Узнавание изображенных предметов, предметов-соперников (схожих по форме, н-р, гриб и лампа, змея и ремень) – обеспечивается затылочно-теменная корой – синтез признаков в целостную структуру.
· Узнавание контурных изображений – затылочно-теменные отделы
· Таблицы Вассермана (недорисованные изображения) – дефицит правого полушария, невозможность симультанно (целостно) увидеть изображения.
· Проба Поппельрейтера (перечеркнутые, наложенные изображения) – необходимо абстрагироваться от лишних линий и увидеть целостно контур рисунка – нарушение правой затылочной коры.
· Складывание картинки из частей (как с субтесте Векслера) – диагностика пространственно-зрительного изображения (теменно-затылочная кора) и наглядного мышления и конструктивного праксиса.
Цветовой гнозис
· Идентификация цветов – показать цвета, названные экспериментатором (нижне-затылочные и затылочно-височные отделы левого полушария).
· Называние цветов – эксп.-р показывает цвет, исп. должен показать этот цвет в заданных образцах. Неспособность – цветовая агнозия (теменно-затылочная кора правого полушария)
Лицевой гнозис
· Узнавание знакомых лиц в обыденной жизни
· Узнавание знакомых лиц (опознание портретов Гоголь, Чехов, Пушкин..) – правая нижне-затылочная область.
· Эмоциональная идентификация портретов – грубые дефекты (правое полушарие и левые лобные доли).
Источник: infopedia.su
Общий адаптационный синдром
Как организм реагирует на любую опасность, будь то нападение дикого зверя или взбучка от начальства
Сердце колотится, во рту пересохло, хотя ничего страшного не происходит: вы всего лишь сдаете экзамен. Почему реакция организма на внешние воздействия бывает такой чрезмерной?
Стрессор «оттягивает на себя внимание» мозга. Пока мозг думает над сложной задачей, скоординированная работа остальных органов нарушается
Все эти проявления — часть плана на случай внезапной атаки. Все продумано! Мало ли, вдруг экзаменатор решит откусить вам голову
Источник: postnauka.ru