Представьте: вам дали поручение, которое требуется выполнить быстро и качественно, для этого нужно мобилизовать все силы, настроиться и сосредоточиться. А вот с этим пунктом возникает проблема. Вас может кто-то отвлечь или вы долго готовитесь, продумывая выполнение задания до мелочей. Случалось ли вам попадать в подобную ситуацию? Наверное, она вызывает не самые приятные чувства, ведь в итоге вы вынуждены отложить порученное дело, что порождает недовольство собой.
Не расстраивайтесь, подобное происходит со всеми, просто некоторые об этом не рассказывают, не считая проблемой. Можно управлять своим уровнем концентрации внимания и в нужный момент всегда выполнять свою работу безупречно! И сегодня мы поговорим, что такое сосредоточенность внимания и как развить в себе привычку концентрироваться на первостепенной задаче.
Основные свойства внимания
Вниманием называют психофизиологический процесс, состояние, при котором психика направлена на определенные объекты. Он характеризует динамические особенности познавательной деятельности, выражающиеся в сосредоточенности на относительно небольшом участке внешней либо внутренней реальности. Последний становится осознаваемым на некоторый отрезок времени, перетягивая на себя основные психические и физические силы личности.
Исследование систем управления
Под вниманием понимают процесс сознательного или бессознательного/полусознательного отбора сведений, получаемых при помощи органов чувств, и параллельное игнорирование любой другой информации.
Говоря о сосредоточенности внимания, нужно представлять себе ключевые свойства внимания. К ним относятся:
- Устойчивость.
- Сосредоточенность.
- Переключаемость.
- Распределение.
- Объем.
Устойчивостью внимания называют способность не отвлекаться от объекта или предмета деятельности на протяжении продолжительного отрезка времени.
Сосредоточенность внимания, с точки зрения психологии, – это разная степень концентрации человека на одних объектах и отвлечения от других. Противоположным качеством считается рассеянность.
Переключаемость внимания – смещение концентрации с одного объекта или деятельности на другой. Основным свойством переключаемости является скорость, с которой субъект произвольно или непроизвольно меняет предмет внимания.
Под распределением внимания понимают умение рассредоточить внимание на значительном пространстве, осуществляя разные виды деятельности.
Объем внимания – количество информации, которая остается для человека первостепенной в определенный отрезок времени. В среднем, у людей этот показатель находится на уровне 5–7 единиц информации.
Зависимость внимания от типа темперамента
Не существует двух личностей, между которыми бы совершенно не было отличий. Это утверждение особенно верно, когда речь идет об ответе на раздражитель, о внимании. Свойства внимания, сосредоточенность связаны с темпераментом и зависят от нервной системы.
Самодисциплина. Развитие личности. Майкл Уилсон. [Аудиокнига]
Принято выделять такие темпераменты:
- флегматик;
- холерик;
- сангвиник;
- меланхолик.
Говоря о сосредоточенности внимания и типах темперамента, стоит отметить, что флегматиков отличает высокая концентрация и устойчивость, но недостаточная способность к переключению. У сангвиников прекрасно развиты все три качества, кроме того, они наблюдательны. Именно такие люди без труда могут отличить близнецов друг от друга.
Они запоминают не лицо и фигуру, а мимику, жесты, формулировки, использованные в разговоре. Холерики с трудом переключаются, лишены хорошей концентрации, устойчивости, их внимание нестабильно. У меланхоликов оно слабое, но точно фокусируется на сути задания.
Определить особенности внимания конкретного человека можно, наблюдая за ним во время разных видов деятельности. Но это лишь приблизительное заключение, а к конкретным выводам относительно концентрации, сосредоточенности внимания может прийти только специалист.
Выявить особенности распределения и переключения внимания личности позволяют такие вопросы:
- Может ли человек одновременно выполнять два и более заданий? Если ответ положительный, насколько легко ему дается такая задача?
- Во время общения может ли он быстро переходить на новую тему разговора?
- Насколько быстро реагирует на мельком сделанные замечания?
- Он замечает второстепенные детали при просмотре фильма или его занимают только действия ключевых персонажей?
Если подобный тест на сосредоточенность внимания дал больше положительных, чем отрицательных ответов, человек достаточно быстро распределяет и переключает внимание.
Признаки проблем с сосредоточенностью внимания
Обычно люди сталкиваются с такими сложностями:
- отсутствие возможности долго заниматься одним делом;
- забывчивость – в памяти не удерживаются встречи, договоренности, домашние обязанности, школьник может случайно оставлять дома учебники или тетради;
- склонность часто терять небольшие вещи, например, кошелек, ключи, очки;
- появление ошибок в работе – даже если человек хорошо знает материал, это не мешает ему записывать не те данные, упускать важные условия, путать буквы в словах, пр.
Обычно за хронической рассеянностью скрывается не менее одной причины. Если их найти и устранить, личность обретет собранность и сосредоточенность внимания на значимых объектах.
Основные причины рассеянности
Сниженная сосредоточенность внимания ведет к рассеянности, что вызвано такими причинами:
- Хроническая усталость. Переутомление, недостаток сна, физические, интеллектуальные нагрузки вызывают ослабление внимания. Не секрет, что если выполнять задания на свежую голову, ошибки встречаются гораздо реже, а усталость, сонливость не позволяют сразу понять, что требуется сделать.
- Отсутствие желания действовать. Уровень мотивации также является фактором, влияющим на сосредоточенность внимания и забывчивость. Когда человек на подсознательном уровне не хочет куда-то идти, выполнять определенную работу, мозг вычеркивает из памяти информацию об обязанности, избавляя от всех проблем. Вполне может быть, что частые пропуски встреч, срыв договоренностей, сроков являются признаком отсутствия желания, а не самой рассеянности.
- Сбой программы «автопилота». Бытовые действия обычно не требуют серьезных размышлений. Люди, не задумываясь, закрывают дверь квартиры на ключ, выключают свет, кипящий чайник, собираются в школу. Если в это время появляется какой-то отвлекающий фактор, автоматическая программа не срабатывает. В результате многие теряют вещи, забывают на столе документы или не выключают утюг.
- Слишком большое число задач. Если человек должен сделать сразу много, удержать это в памяти, концентрация падает, внимание становится более рассеянным. В итоге пара дел забывается, а остальные выполняются плохо. Избыток задач отрицательным образом сказывается на эффективности любого труда.
- Недостаток внимания. С синдромом дефицита внимания сталкиваются люди вне зависимости от возраста. Побочным эффектом является невозможность долго заниматься одной задачей.
Способы повышения сосредоточенности внимания
Взрослому человеку необходимо в течение дня быть собранным, фокусироваться на своих целях. Существует достаточно способов и упражнений на сосредоточенность внимания – все они позволяют полностью задействовать ресурсы мозга.
Чтобы повысить свой внутренний потенциал, рекомендуется регулярно выполнять следующие указания:
Научитесь составлять планы и только потом приступать к работе. Если четко выполнять намеченные пункты, проще концентрироваться на задаче и следить за продвижением к цели, что позитивно сказывается на способности к самоконтролю.
Имея продуманный список шагов, удается оградить себя от ненужных дел и сосредоточиться на работе, тем более, что вы четко представляете желаемый результат. А с каждым новым пунктом обычно все легче концентрировать внимание.
Но мало помнить о списке действий, важно задать себе временные рамки, чтобы мобилизовать собственные силы и не растягивать работу. Вы добьетесь организованности, направленности и сосредоточенности внимания, стремясь четко выполнять план и не давая себе поблажек.
Проснувшись, сразу установите цели на день. Среди них могут встречаться повседневные задачи, выполняемые без лишних размышлений. Так вы выработаете привычку двигаться к намеченному результату и будете в дальнейшем успешно справляться с серьезными вопросами.
Воспитывайте в себе умение добиваться желаемого, чтобы усилить концентрацию внимания. Вскоре вы сможете за короткий срок решать задачи, прежде казавшиеся очень трудными.
Медитация является простым, но эффективным методом обеспечения правильной работы мозга. Спокойствие, правильное положение тела с ровной осанкой, контроль дыхания позволяют расслабиться и при этом сконцентрироваться. Во время практики посторонние звуки, запахи не должны отвлекать, так как сложно заставить себя не обращать внимания на раздражители.
Чтобы добиться большей сосредоточенности внимания, взрослому хватит 20 минут медитации в день. Научившись контролировать дыхание, человек приобретает способность концентрироваться на одной задаче, отказываясь от других. А это и есть залог эффективной мозговой работы.
Не получится продуктивно трудиться, если нет возможности полноценно отдыхать. А для этого важно создать комфортные условия для сна. Замените старый неудобный матрас современным ортопедическим. Он создаст оптимальные условия, подстроившись под параметры вашего тела.
Чтобы добиться сосредоточенности внимания в повседневной деятельности, вечером важно правильно готовиться ко сну:
- Надо отказаться от гаджетов, фильмов, компьютерных игр минимум за час до сна.
- Не есть слишком много, так как пищеварительной системе тоже необходимо отдохнуть за ночь. Легкое чувство голода обеспечивает спокойные сны, без излишнего возбуждения нервной системы.
- Проветривать комнату вне зависимости от погоды на улице. Для этого окно приоткрывают на 10–15 минут, ведь свежий воздух полезен для здорового сна.
- Ложиться и вставать в одно время, чтобы организм привык полноценно отдыхать за отведенный ему на этот период.
Полезная пища позитивно сказывается на состоянии здоровья и возможностях организма. Главным топливом мозга является глюкоза, поэтому необходимо отслеживать уровень сахара в крови, чтобы избежать значительного отклонения от нормальных показателей. Хорошую работоспособность и повышение сосредоточенности внимания обеспечивают такие продукты:
- жирная рыба, например, тунец, скумбрия, лосось, сардины;
- какао, горький шоколад;
- выпечка на основе муки грубого помола;
- брокколи, цветная капуста;
- яйца;
- семена льна и тыквы.
- Делайте зарядку для мозга.
Есть несколько полезных упражнений на сосредоточенность внимания, не требующих много времени.
Заставляйте мозг сосредоточиться на задаче, пока моете посуду: описывайте про себя все действия. В результате вы научитесь уходить с головой в рабочий процесс, обезопасив себя от мыслей, которые не относятся к теме.
Во время рабочих дел, чтения держите под рукой бумагу и ручку, чтобы ставить на листе отметку, как только внимание переключается с выполняемой задачи. Данный способ позволяет отслеживать степень сосредоточенности. Постепенно количество отметок будет снижаться, и вы добьетесь осознанности концентрации.
Идя по городу, смотрите на происходящее вокруг, проговаривая все в мыслях. Допустим: «Мимо пробежал рыжий лохматый пес в ошейнике, за ним идет хозяин». Или «Я прошел около машины со спущенным колесом».
Добивайтесь сосредоточенности внимания всеми имеющимися в распоряжении способами. И помните, упражнения должны выполняться на регулярной основе. А чтобы закрепить успех, проводите небольшие тесты – с их помощью вам будет проще справиться с недостаточной концентрацией. Записывайте успехи в ежедневник, ведь на данном этапе важно следить за своим развитием. Хорошим решением может стать объединение нескольких методик, поскольку тренировка мозга не бывает опасной или избыточной, в отличие от физических нагрузок.
Источник: hug.ru
Список вопросов базы знаний
Совместимость в системе «человек-среда», подразумевающая создание такой окружающей среды, которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное физиологическое состояние человека, — это совместимость
?) Антропометрическая
?) Биологическая
?) Физиологическая
?) Психологическая
Вопрос id:1679050
Совместимость в системе «человек-среда», учитывающая размеры тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положения (позы) в процессе работы — это совместимость
?) антропометрическая
?) энергетическая
?) физиологическая
?) эргометрическая
Вопрос id:1679051
Совместимость, предусматривающая согласование органов управления машиной с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, затрачиваемой мощности, скорости и точности движений, — это совместимость
?) антропометрическая
?) эргометрическая
?) физиологическая
?) энергетическая
Вопрос id:1679052
Совместимость, учитывающая требования организма к акустическим характеристикам среды, освещенности и другим физическим параметрам.
?) психологическая
?) биофизическая
?) физиологическая
?) эргометрическая
Вопрос id:1679053
Совокупность структур центральной нервной системы, связанных нервными путями с рецепторным аппаратом и друг с другом и выполняющих анализ раздражителей одной физической природы, — это
?) головной мозг
?) анализатор
?) нервная система
?) сенсорная система
Вопрос id:1679054
Соединения (часто белковой природы) бактериального, растительного или животного происхождения, способные при попадании в организм животного или человека вызвать заболевание или их гибель, — это
?) ксенобиотики
?) канцерогены
Вопрос id:1679055
Сопротивляемость, устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов среды — это
?) толерантность
?) резистентность
?) выносливость
Вопрос id:1679056
Состояние организма человека характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, — здоровье
?) физическое
?) психическое
?) индивидуальное
?) социальное
Вопрос id:1679057
Состояние организма, близкое к патологическому, характеризующееся существенным снижением работоспособности и качественными изменениями ряда физиологических функций; и возникающее при нарушении режима труда и отдыха, — это
?) переутомление
?) упадок сил
Вопрос id:1679058
Состояние человека, приобретаемое в результате физической подготовки, позволяющее достичь определенных результатов, — это
?) физическая культура
?) физическое развитие
?) мастерство
?) физическая подготовленность
Вопрос id:1679059
Состояние, возникающее при действии чрезвычайных раздражителей и приводящее к напряжению адаптационных механизмов организма, — это
?) антиципация
?) фрустрация
Вопрос id:1679060
Социальная совместимость органически связана с ___особенностями человека
?) биологическими
?) психологическими
?) физиологическими
?) типологическими
Вопрос id:1679061
Социально-демографический процесс, заключающийся в росте численности городского населения, количества и величины городов, распространении городского образа жизни, уменьшении аграрной деятельности, — это
Источник: testserver.pro
Профессиональные способности педагога
Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. Отечественные исследователи на основе положений С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова о способностях как психологических условиях успешности выполнения определенной деятельности выделили целый набор педагогических способностей. Различные классификации педагогических способностей представляли Н. Д. Левитов, Ф. Н. Гоноболин, а в наиболее обобщенном виде они представлены В. А. Крутецким. Он выделил девять групп педагогических способностей.
1. Академические способности, т. е. способности к соответствующей преподаваемому предмету области наук. Они выражаются в том, что учитель знает свой предмет значительно глубже и шире объема школьной программы, постоянно следит за развитием своей науки и новыми открытиями в ней, свободно владеет учебным материалом и проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы скромную исследовательскую работу.
2. Дидактические способности, т. е. способности передавать материал учащимся, делая его доступным для детей, преподносить им проблему доступно и понятно, вызывать у них интерес к предмету, стимулировать их к активному самостоятельному мышлению, ориентировать на самостоятельное получение знаний. Учитель, обладающий дидактическими способностями, умеет в случае необходимости соответствующим образом адаптировать учебный материал, сделать трудное легким, сложное – простым, неясное – понятным.
3. Перцептивные способности. Понятие «перцепция» в переводе с латинского означает восприятие, слово же «перцептивный» характеризует все, что относится к познавательному процессу восприятия. В данном случае имеется в виду перцепция социальная, т. е. восприятие и понимание человека человеком. К перцептивным педагогическим способностям относятся способность к познанию внутреннего мира ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и переживаемых им временных психических состояний. Учитель с выраженными перцептивными способностями по небольшим внешним проявлениям, а иногда и вообще без них улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.
4. Речевые способности, т. е. способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью вербальной речи (словесных формулировок, интонаций, пауз, громкости), мимики и пантомимики. Речь отличающегося этими способностями учителя на уроке всегда обращена к ученикам. В каждой ситуации урока – при опросе, объяснении нового материала, выражении одобрения или порицания – его речь характеризуется внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит, единством обращения и отношения (по И. В. Страхову [34] ), т. е. совпадением смыслового содержания произносимых слов и их интонационного оформления.
5. Организаторские способности (относятся к организации работы и учеников, и самого учителя). Педагог с высокими организаторскими способностями может сплотить ученический коллектив, мотивировать его на решение важных задач, а также правильно организовать собственную работу, разумно планировать и контролировать ее. Одним из проявлений этих способностей является выработка у опытных учителей своеобразного чувства времени – умения правильно распределить работу во времени, уложиться в намеченные сроки и даже без часов оценить количество прошедшего времени на уроке.
6. Авторитарные способности, т. е. способности к эмоционально-волевому влиянию на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Эти способности зависят прежде всего от волевых качеств учителя (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и др.), а также от чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, убежденности учителя в своей правоте и умения передать эту убежденность воспитанникам так, чтобы они приняли ее сознательно, а не под давлением авторитета учителя «сверху».
7. Коммуникативные способности, т. е. способность к общению с детьми, умение находить правильный подход к учащимся, установление с ними оптимальных деловых и личных взаимоотношений, наличие педагогического такта.
8. Прогностические способности, или педагогическая интуиция. Это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий и основанном на этом представлении, как следует себя вести при общении с каждым учащимся, какие формы и методы воздействия на него следует использовать для достижения наибольшего прогресса в его интеллектуальном и личностном развитии. Учитель с высокоразвитыми прогностическими способностями в состоянии предвидеть, что получится из ученика в будущем, прогнозировать развитие тех или иных его психических свойств и качеств.
В трактовке Н. В. Кузьминой подчеркивается, что способности субъекта педагогической деятельности в значительной мере определяют ее успешность. Она рассматривает педагогические способности как специфическую форму чувствительности педагога к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности и к учащемуся как субъекту общения, познания, труда. [35] Исследователи школы Н. В. Кузьминой сделали важный вывод о том, что педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие специальные способности (например, лингвистические, математические, артистические, музыкальные, художественные, литературные) включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Выделены три типа сочетания педагогических и других специальных способностей, которые: а) помогают; б) нейтральны; в) мешают педагогической деятельности.
Р.С. Немов среди прочих педагогических способностей отдельно выделил перечень способностей воспитательных, главными из которых являются следующие:
1) способность правильно оценивать внутреннее состояние человека, сочувствовать, сопереживать ему (эмпатия);
2) способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках;
3) способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;
4) способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;
5) способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;
6) способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
7) способность вызывать к себе уважение воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.
В среде педагогов немало хороших учителей, сравнительно слабых как воспитатели. Встречаются и такие, кто способен неплохо воспитывать детей, но гораздо хуже справляется с ролью учителя. Это обстоятельство свидетельствует о том, что сфера приложения педагогических способностей у таких людей может быть различной: либо преимущественно учительской, либо главным образом воспитательской.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru