Как называется программа для детей с зпр

Содержание

Индивидуально-образовательная программа для ученика 1 класса с ЗПР,основанная на АООП НОО.

Арбузова Галина Геннадьевна

Содержимое разработки

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Александровка муниципального района Большеглушицкий Самарской области

Утверждаю: Принято: Согласовано:

Директор ГБОУ СОШ на заседании ПМПк Родители:

«ОЦ» с.Александровка Председатель ПМПк

__________________ ________________ Корбут А.А.

Айтасова Л.И. Пасс С.Ю.

Индивидуальная образовательная программа

для учащегося 1 класса Корбут Ивана,

составленная на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с задержкой психического развития и программы «Школа России»

на 2016 — 2017 учебный год

Арбузова Галина Геннадьевна

2016 — 2017 учебный год

Содержание программы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Цель и задачи программы.
  3. Учебный план на 2016 – 2017 учебный год.
  4. Коррекционно – развивающая работа.
  5. Пояснительная записка Индивидуальная образовательная программа составлена для учащегося 1-го класса, Корбут Ивана Юрьевича, обучающегося индивидуально, по программе «Школа России». Корбут Иван, 30.06.2009 года рождения проживает в селе Александровка. Отец – Корбут Юрий Васильевич, мать – Корбут Ангелина Александровна. Отношение родителей к ребёнку доброжелательное. Иван обеспечен школьными принадлежностями, обувью, одеждой. Дома есть свой уголок для выполнения уроков. Режим дня свободный. Ваня трудолюбив, охотно выполняет поручения старших. У мальчика сформированы культурно-гигиенические навыки: самостоятельно умывается, раздевается и одевается. С другими детьми отношения доброжелательные, неконфликтные. В коллективе сверстников пользуется авторитетом. Дети охотно играют с ним и подчиняются его требованиям. Он любит рассматривать иллюстрации в книгах и журналах, рисовать, разукрашивать. Работы Вани аккуратны, своеобразны. Хорошо срисовывает с образца, но воображение мальчика не позволяет рисовать по памяти. Много занимается конструированием – строит машины, домики. В образовательной деятельности ученик принимает активное участие, но из-за плохо развитой речи не всегда понятно, что он говорит. На занятиях мальчик часто отвлекается, быстро утомляется. Считает до 10, но цифры от 1 до 10 знает не все и часто их забывает. Сложение и вычитание выполняет с помощью числового ряда (по линейке), состав чисел не автоматизирован. На слух счётом не владеет. Простые задачи самостоятельно не решает. Проявляет интерес к алфавиту, знает некоторые буквы, но испытывает затруднения в их запоминании. С трудом складывает слоги, слова. При заучивании стихов испытывает трудности в произношении слов и не запоминает. В познавательном развитии знает предметы ближайшего окружения , их применение, домашних животных, и какую пользу они приносят, знает название многих диких животных нашей местности и других стран. Мальчик знаком с названиями некоторых профессий, видами транспорта. Внимание неустойчивое, рассеянное. Со взрослыми общается вежливо и спокойно. Родители хорошо воспитывают Ваню: занимаются уроками, интересуются его занятиями, советуются с учителем. Дисциплину на уроке не нарушает, выполняет требования учителя. Ваня хорошо общается со сверстниками. Цель программы: 1. Содействие получению Иваном качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения. 2. Оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки учащемуся и его родителям в освоении основной образовательной программы начального общего образования. 3. Социальная адаптация ученика посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. 4. Формирование социальной компетентности Вани, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе. 5. Формирование у обучающегося общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие его личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью. Задачи программы: 1. Своевременное выявление у ребёнка трудностей в адаптации, обусловленные ограниченными возможностями здоровья. 2. Определение особых образовательных потребностей ученика . 3. Создание условий, способствующих освоению ребёнком основной образовательной программы начального общего образования и его интеграции в образовательной организации. 4. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных занятий для Вани. 5. Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных услуг. 6.Оказание консультативной и методической помощи родителям ребёнка по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Дидактические игры для детей с ЗПР. Советы дефектолога.

Задержка психического развития(ЗПР). Что делать? Основные симптомы и причины.

  1. Учителем разработан индивидуальный маршрут коррекционно – развивающей работы на год, которая ведётся постоянно на всех учебных предметах.
  2. По вторникам ребёнок посещает занятия кружка «Помоги себе сам» (специальная коррекционная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ), которую ведёт Кондрина Т.Ю., имеющая образование педагога – психолога.
  3. Заключен договор с ГБУ ЦППМСП м.р. Большечерниговский.
  1. Индивидуальная образовательная программа по русскому языку
  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударный; согласные – звонкие, глухие парные и непарные, твёрдые, мягкие); не смешивать понятия «звук» и «буква»;
  • делить слово на слоги, ставить ударение;
  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука;
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме
  • определять количество букв и звуков в слове
  • писать прописную букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
  • ставить пунктуационные знаки в конце предложения;
  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
  • читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 10-20 слов в минуту;
  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.
    1. Коррекционно – развивающий компонент
    1. Проводить коррекцию грамматического строя речи учащегося;
    2. Работать над увеличением объёма зрительных, слуховых, моторных восприятий; совершенствовать точность восприятий;
    3. Работать над усвоением знаний, умений и навыков при помощи произвольного осознанного запоминания; формировать полноту воспроизведения словесного материала, развивать словесно – логическую, образную, зрительную память;
    4. Формировать навыки самоконтроля, развивать целеустремлённость внимания;
    5. Воспитывать самооценку, самоконтроль;
    6. Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки речи, сходные по месту и способу образования; развивать функции фонематического анализа и синтеза; расширять активный словарь;
    7. Развивать умения делать словесно – логические обобщения; развивать мыслительную и творческую деятельность;
    8. Развивать самостоятельность, инициативу, умение руководствоваться не только близкими, но и далёкими мотивами;
    9. Развивать способности к творческой деятель­ности.
    • активизировать познавательную деятельность;
    • формировать интерес к математике через создание ситуации успеха, поощрения.
    • развивать образное и логическое мышление, воображение;
    • формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных задач.
    • активизировать устную речь (логичность, обоснованность, точность),
    • обогащать активный словарь;
    • формировать графические навыки, внимание
    • названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
    • правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
    • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
    • активно участвовать в беседе;
    • связно высказываться на предложенную тему на основе проведённых наблюдений;
    • выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
    • соблюдать правила личной гигиены;
    • соблюдать правила дорожного движения.
    • воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;
    • называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;
    • организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);
    • соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;
    • различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;
    • проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по используемому материалу;
    • объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).
    • конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
    • конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
    • конструировать из природных материалов;
    • пользоваться простейшими приёмами лепки.
    • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любо­знательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей, а также на основе мо­тивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
    • развитие эмоционально-ценностного отношения к со­циальному миру и миру природы через формирование позитивного отноше­ния к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
    • развитие первоначальных умений поиска необходимой информации в различ­ных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
    • развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
    • приобретение навыков самообслуживания, овладение технологически­ми приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безо­пасности.
    • использование приобретённых знаний и умений для творческого ре­шения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизай­нерских), технологических и организационных задач.
    Предметники, осуществляющие обучение: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, музыка, физическая культура, технология, изобразительное искусство – Арбузова Галина Геннадьевна Начало обучения (сопровождения) – 1 сентября 2016 год Специалисты сопровождения: Кондрина Татьяна Юрьевна Даты контрольного среза – конец 1полугодия, конец 2 полугодия

    Комплексная индивидуально – образовательная программа развития на 2016 – 2017 учебный год с обучающимся 1 класса Корбут Иваном

    1. Научить грамотному списыванию текста.
    1. Научить письму под диктовку.

    Результаты контрольного списывания текста

    Читайте также:
    Как написать программу с интерфейсом

    Правильность нахождения заголовка, названия автора.
    Результаты техники чтения

    Источник: videouroki.net

    Коррекционная программа для детей с ЗПР: особенности, требования и рекомендации

    Задержка психического развития (ЗПР) не считается грубым нарушением. Дети с ЗПР развиваются медленнее сверстников, они невнимательны и плохо воспринимают новый материал, имеют низкую познавательную активность. Патология проявляется в физической и мыслительной медлительности, плохой памяти, низких коммуникативных навыках. Учитывая эти особенности, ясно одно — ребенок с ЗПР не может соответствовать стандартным общеобразовательным требованиям. При этом практически все формы задержки компенсируются по мере взросления ребенка, поэтому диагноз позволяет обучаться в обычных общеобразовательных школах (по программе коррекционных занятий для детей с ЗПР).

    Задержка психического развития у детей

    Вам будет интересно: Наиболее легкоплавкие металлы: свойства, особенности, физические характеристики

    ЗПР проявляется в нескольких вариантах, каждому из которых присущи свои особенности, прогноз и динамика. При задержке конституционального происхождения задержка определяется наследственностью, то есть ребенок повторяет развитие отца или матери. При таком диагнозе семилетний ребенок обычно находится на уровне 4-5 лет. Для таких учащихся характерен благоприятный прогноз при условии педагогического воздействия. Компенсируется задержка к 10-12 годам.

    ЗПР соматогенного происхождения вызвана длительными хроническими заболеваниями, нервно-психической слабостью головного мозга и т. п. Дети рождаются в здоровых семьях, а задержка появляется вследствие заболеваний, перенесенных в раннем детстве (хронические инфекции, аллергии). У таких учащихся имеются выраженные симптомы в виде снижения работоспособности, головной боли, повышенной утомляемости, плохой памяти, а внимание удерживается очень короткое время. При сохраненном интеллекте эмоциональная сфера отличается незрелостью.

    Вам будет интересно: Что такое молярная масса воздуха?

    Психогенная задержка характерна для детей с нормальным физическим развитием и здоровьем. Отставание в учебе и развитии связано с огрехами воспитания, неблагоприятными условиями, которые нарушают нормальное развитие личности ребенка. Часто такие учащиеся растут в неблагоприятных семьях, страдают от жестокости со стороны родителей или от гиперопеки. Это приводит к психической неустойчивости, безынициативности, отставанию в интеллектуальном развитии.

    Задержка церебрально-органического происхождения вызвана стойкими локальными разрушениями мозговых структур вследствие заболеваний матери во время беременности, кислородного голодания плода, недоношенности, внутриутробной инфекции и так далее. Мыслительные операции у детей этой группы по показателям продуктивности близки к детям с олигофренией. Знания такие учащиеся усваивают фрагментарно, присутствует незрелость эмоциональной сферы. Детям с ЗПР церебрально-органического происхождения необходима комплексная помощь психолога, дефектолога и медика.

    Трудности обучения особенных детей

    Задержку психического развития родители могут заметить еще до школьного возраста. Обычно такие дети начинают позже ходить, позже произносят первые слова, не очень активны в познавательном процессе и плохо налаживают контакт со сверстниками. Большинство взрослых списывают эти особенности на индивидуальные темпы развития ребенка и черты характера. Все дети действительно развиваются по-разному, так что небольшие отклонения от возрастных норм не должны вызывать опасений. Обучение таких детей в рамках общего образовательного процесса в полной мере проявит существующие психические проблемы.

    Вам будет интересно: Казахский язык — сложный? Особенности языка, история и распространение

    К 6-7 годам дети уже проявляют внимательность и целенаправленность, умеют управлять мыслительными операциями и опираться на прежний опыт в процессе обучения, использовать абстрактно-логическое мышление. Для школьников с незрелой психикой общеобразовательная система окажется слишком сложной. Обычно наибольшие трудности ребенок с ЗПР испытывает с освоением родного и иностранного языка, математики. Овладеть письмом невозможно без достаточной развитости устной речи, а для понимания математики ребенок должен знать такие понятия, как сравнение, форма, количество, величина.

    Обучение детей с задержкой развития

    В процессе обучения подопечных с ЗПР (программа коррекционной работы для детей особенности эти полностью учитывает) необходимо развивать познавательную активность, корректировать эмоционально-личностные качества, способствовать социальной адаптации ребенка, повышать общий уровень интеллектуального развития. Это должны учитывать родители и другие взрослые, которые знакомят ребенка с окружающим миром, какими-то основополагающими понятиями, обучают на дому и помогают с домашними заданиями.

    Во многих общеобразовательных школах есть коррекционные классы, программа в которых предусматривает успешное обучение детей с подобными нарушениями. Обычно численность учащихся в таких коллективах не превышает десяти-двенадцати человек. Это создает комфортные условия для детей с задержкой психического развития, которые плохо налаживают контакт со сверстниками и не успевают на уроках. Учителю небольшая численность класса позволяет уделить внимание каждому учащемуся.

    Особенные дети в обычной школе

    В настоящее время программа коррекционной работы для детей с ЗПР различной степени выраженности реализуется в восьми типах специальных школ. Чтобы исключить вынесение диагнозов в реквизиты этих школ, в нормативно-правовых документах упоминаются они по порядковому номеру: I вид — для глухих детей, II вид — для слабослышащих и позднооглохших детей, III вид — для незрячих детей, IV вид — для слабовидящих детей, V вид — для детей с нарушениями речи, VI вид — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, VII вид — для детей с трудностями (легкая ЗПР), VIII вид — для детей с умственной отсталостью.

    В таких заведениях с детьми с ЗПР проводится серьезная коррекционная работа, задача которой состоит в том, чтобы развивать таких учащихся, обогащать их знаниями об окружающем мире, прививать им наблюдательность и внимательность, опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно получать знания и пользоваться ими для решения различных задач. В коррекционных школах-интернатах дети могут находиться круглосуточно, там есть собственные врачи, педагоги занимаются не только обучением, но и физическим развитием детей.

    Вам будет интересно: Основные положения теории Ламарка. Эволюционная гипотеза

    Современные врачи, психологи и дефектологи с обширным практическим опытом работы признают, что наиболее перспективным направлением является социальная адаптация детей с ЗПР. В специальных учреждениях такие учащиеся взаимодействуют только с детьми с такой же проблемой, но так и не учатся общаться с обычными своими сверстниками. Подход к детям с ЗПР действительно нужен особый, а вот отношение должно быть такое же, как и к детям с нормальным развитием.

    Так, было принято решение разрешить воспитание и обучение детей с ЗПР в обычных общеобразовательных школах. При этом линия интеграции должна идти через коррекцию на ранних этапах (в ДОУ и начальных классах), а параллельно с общеобразовательным должен функционировать блок коррекции. Коррекционная программа для детей с ЗПР должна предусматривать восполнение пробелов предшествующего обучения, нормализацию и совершенствование познавательной деятельности, повышение работоспособности учащихся, преодоление негативных особенностей эмоциональной сферы.

    Этапы психолого-педагогического сопровождения

    Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР формируется в ходе последовательного прохождения нескольких этапов психолого-педагогического сопровождения. На этапе подготовительной работы проводится диагностика и формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями, оказание помощи медицинских специалистов при выявлении детей с ЗПР, комплексная диагностика ребенка и так далее.

    Изучаются особенности индивидуального развития будущего школьника, состояния здоровья, условий воспитания, атмосферы в семье и так далее. Диагностикой занимается учитель с привлечением педагога-психолога, который ведет карту наблюдений. Особенности развития будущего ученика рассматриваются на внутришкольном заседании. Ребенка могут направить на ПМПК, где ему поставят точный диагноз.

    Далее проводится консультирование родителей о дальнейшей методике обучения и перспективах, ожидаемых результатах. Дефектолог или педагог-психолог проводит беседу по вопросам дальнейшего обучения и разъясняет необходимость коррекционной работы с ребенком. Организовывается анкетирование, проведение дней открытых дверей, совместных мероприятий. Психолог оказывает помощь и педагогам, работающим с детьми с ЗПР (предоставляются рекомендации, подготовка пакета документов, необходимых для работы с особенными детьми). На этом этапе происходит составление индивидуальной коррекционной программы для ребенка с ЗПР.

    На этапе коррекционно-развивающей работы, как на уроках, так и во внешкольной деятельности, предусматривается индивидуальное психолого-педагогическое сопровождения ребенка с учетом индивидуальных особенностей. Группы формируются на основе наблюдений за детьми и результатов диагностики. Для детей с ЗПР программа коррекции (отзывы родителей об обучении детей с особенностями развития в общеобразовательных школах подтверждают, что это дает лучшие результаты, чем если бы ребенок учился в спецшколе) может составляться как индивидуальная, так и групповая.

    Для преодоления проблем в развитии учеников проводятся консультации, беседы для преподавателей коррекционных классов, регулярно обновляется стенд полезной информации психолога. Проводятся промежуточная и итоговая диагностика достижений учащихся для определения дальнейшей программы корреционно-развивающих занятий для детей с ЗПР. Диагностика включает анализ успешности усвоения программы по разным предметам, а также изучение состояния детей в условиях школы (адаптация может длиться от 1,5-4 месяцев до 1-1,5 лет).

    Система коррекционной работы

    Любая коррекционная программа для детей с ЗПР состоит из четырех основных блоков: развитие и совершенствование навыков общения, развитие мыслительной и речевой деятельности, развитие психической деятельности, развитие пространственных представлений. Только комплексный подход к обучению особенных детей приведет к успехам и выравниванию темпов развития.

    В ходе развития и совершенствования коммуникативных навыков необходимо научить ребенка владеть средствами общения, сформировать установки на доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, успешное взаимодействие, добиться позитивных отношений с окружающими (ребенок должен уметь корректно выражать свое мнение и отношение к собеседнику, выслушивать товарищей, не перебивать старших), сформировать позитивный образ собственного «я». Развитие речевой и мыслительной деятельности предполагает расширение словарного запаса, приобретение знаний об окружающем мире, которые могут способствовать улучшению социальных навыков, формирование развитой монологической и диалогической речи (умение выражать свои мысли, соблюдая правила общения), становление основных мыслительных операций (сравнения, анализа, обобщения).

    Ребенок должен научиться работать по образцу и инструкции, регулировать свое поведение в учебных и жизненных ситуациях. Прививаются навыки контроля за своей деятельностью, предусматривается овладение действиями контроля и оценки и так далее. Развитие пространственных представлений предполагает овладение пространственной ориентацией (в помещении и в тетради), усвоение основных учебных понятий, формирование умения различать геометрические фигуры, манипулировать образами, производя мыслительные преобразования: расчленение на части, вращение, соединение деталей в единое целое и так далее.

    Читайте также:
    Можно ли установить программу шпион на телефон без сим карты

    Рекомендации по составлению программы

    Вариант 7.1 программы коррекционной работы для детей с ЗПР предусматривает, что работа будет вестись с детьми, которые по уровню психофизического развития близки к возрастной норме, но в образовательном процессе сталкиваются с трудностями произвольной саморегуляции. Такие дети требуют особого подхода, они медленнее усваивают материал и дольше достигают результатов, но к переходу в среднее звено обычно выравниваются в развитии со своими сверстниками.

    Высокую эффективность реализации коррекционной программы дефектолога для детей с ЗПР обеспечивает постепенное усложнение заданий и проведение занятий с материалом, который близок к основной образовательной программе. Нужно учитывать, что обучение детей с ЗПР требует использования игровых методов, приемов работы, включающих элемент соревнования. Хорошим приемом является введение системы поощрений и штрафов. Это способствует воспитанию организованности.

    Следует чередовать малоподвижные и подвижные методы работы, чаще проводить физкультминутки, чередовать устные и письменные работы. Это даст детям возможность распределить энергию, а также способствует снятию усталости, повышению концентрации и работоспособности. Важно использовать простые упражнения на проверку внимания (вопросы типа: «Кто услышал задание — покажите большой палец»).

    Вам будет интересно: Нормы оценок в начальной школе по ФГОС: положение, приемы, контроль и система оценивания

    Основной этап нацелен на формирование и развитие основного перечня функций, которые необходимы при освоении учебного материала. Обычно сначала предлагаются задания, направленные на развитие пространственных представлений, затем идет развитие речи и мышления, дается домашнее задание. На заключительном этапе проводится релаксационное упражнение и коммуникативная игра, что способствует расслаблению детей и формирует положительное отношение к уроку в целом. Особенности коррекционно-развивающей программы для детей с ЗПР состоят именно в последовательном переходе и выделении дополнительного времени на коррекцию психических навыков и запоминание материала.

    Результаты программы для детей пяти-семи лет

    В результате реализации программы коррекционной работы для детей с ЗПР (отзывы родителей подтверждают, что особенные дети при помощи квалифицированного педагога и психолога развиваются практически в соответствии с целевыми ориентирами) предусматривается, что учащийся достигнет определенных успехов в сфере речевого развития, художественного, социально-коммуникативного, познавательного, физического.

    Планируемые успехи реализации программ

    Планируемые достижения в речевом развитии следующие:

    • понимание смысла отдельных предложений и связной речи;
    • понимание различных форм слова;
    • усвоение новых слов;
    • понимание словосочетаний, конструкций с предлогами, уменьшительно-ласкательных суффиксов, дифференцирование множественного и единственного числа;
    • правильное образование существительных с уменьшительными суффиксами;
    • верное произношение звуков;
    • употребление основных типов речи, ритма и темпа, нормальных пауз.

    В рамках социально-коммуникативного развития предполагаются следующие результаты следования коррекционной программе для детей с ЗПР:

    • проявление самостоятельности в игре и общении;
    • выбор занятия, участников по групповой деятельности, устойчивое взаимодействие с детьми;
    • участие в коллективном занятии;
    • способность точно передать информацию собеседнику;
    • умение сотрудничать в процессе игры, регулировать собственное поведение;
    • использование полученных в ходе образовательной деятельности знаний;
    • стремление к самостоятельности и проявление определенной независимости от взрослого.

    Ожидаемые результаты познавательного развития:

    • способность обобщать предметы и понятия в группы;
    • наличие представлений о величине, количестве, форме, умение выражать их в речи;
    • умение называть по картинкам предметы и их части;
    • умение показать на картинках названные действия;
    • использование словесного сопровождения, планирования деятельности или отчета в процессе деятельности;
    • владение счетом в пределах десяти;
    • умение конструировать из разного материала (с помощью взрослого);
    • умение определять времена года и части суток;
    • умение определять геометрические фигуры и тела, расположение предметов относительно себя;
    • создание предметных и сюжетных композиций из материала по образцу, условиям, схеме.

    В художественно-эстетическом сегменте коррекционной программы для детей с ЗПР предполагается достижение следующих успехов:

    • наличие элементарных представлений о разных видах искусства;
    • эмоциональное восприятие музыки, литературы, фольклора;
    • владение навыками вырезания;
    • знание основных цветов и оттенков, умение их смешивать;
    • проявление интереса к искусству;
    • произношение всех слов во время пения;
    • сочинение мелодий различного характера;
    • умение передавать характер музыки через движения.

    В рамках успешного физического развития достигаются следующие результаты:

    • выполнение основных упражнений и движений по инструкции взрослых;
    • выполнение различных видов бега;
    • знание правил подвижных игр, игр с элементами спорта;
    • владение основными правилами в формировании полезных привычек, двигательной активности, питании;
    • сохранение заданного темпа при ходьбе и так далее.

    Ожидаемые результаты представлены для учащихся пяти-семи лет. Коррекционная развивающая программа для детей с ЗПР (24 января 2017 года появилась новость о том, что малыши с таким диагнозом больше не будут направляться в специальные учреждения) младшего возраста ставит иные задачи, реализуется не в общеобразовательных школах, а в коррекционных группах ДОУ или на дому.

    Что необходимо знать родителям

    Родители детей с задержкой должны понимать, что это не грубое нарушение, просто ребенку немного сложнее усваивать новый материал, ему требуется больше времени и внимания. Требования к школьнику должны предъявляться разумные, ни в коем случае нельзя завышать его возможности в угоду своим желаниям.

    Нужно принять способности и уровень развития ребенка, согласиться с этим, понимая, что быстрые результаты возможны только за счет ухудшения состояния здоровья и нарушения эмоционального баланса. Чтобы ребенок догнал сверстников, нужно проявлять терпение, внимательность, любовь, выдержку и уверенность. Возможно, школьник с ЗПР необычайно талантлив в другой сфере. То, что создает для него ситуацию успеха (творчество, музыка, танцы, спорт, рисование) — это поддержка и развитие.

    Источник: 1ku.ru

    Игры и упражнения для детей с ЗПР: развивающие тематические занятия и досуг

    Программа «Здоровье школьника» - пройдите Экспресс диспансеризацию за 1 день!

    Задержка психического развития – это не приговор, устранить пробелы между уровнем ребенка с ЗПР и сверстниками можно с помощью игровой деятельности. Благодаря этому, развиваются необходимые навыки, интеллектуальные способности. Но стоит учитывать, что занятия с детьми с ЗПР лучше проводить под контролем специалиста.

    В статье рассмотрим, что еще должны знать взрослые, прежде чем преступать к специальным упражнениям. Выясним, чем игры с детьми с ЗППР отличаются от остальных, где брать материалы, как долго нужно ждать результата, рассмотрим другие вопросы по теме.

    Ведущие специалисты:

    Антонова Стелла Леонидовна

    Нейропсихолог
    Клинический психолог
    Семейный психолог
    Опыт более 30 лет

    Тищенко Татьяна Дмитриевна

    Нейропсихолог
    Клинический психолог
    Семейный психолог
    Опыт более 10 лет

    Особенности игровой деятельности ребенка с ЗПР

    Ролевая игра – это вид непродуктивной деятельности, где важен не результат, а процесс. Сначала дети учатся взаимодействовать с предметами, а потом примеряют на себя роли взрослых.

    Игровая деятельность дошкольников с ЗПР имеет такие особенности:

    • дети не заинтересованы в выполнении выданной им роли;
    • ребята не могут развернуть игру, предложенную взрослым человеком;
    • характерна «игра рядом», когда несколько детей договариваются участвовать в одном сюжете;
    • ярко выражены манипуляции с предметами.

    Для старшего дошкольного возраста – 5, 6 и 7 лет – это не является нормой.

    Такие особенности в играх характерны для детей с ЗПР, но не наблюдаются в других случаях, когда у ребенка нет задержки психического и речевого развития.

    Что нужно учитывать взрослым, приступая к занятиям

    К процессу необходимо подходить максимально ответственно. Нужно учитывать, что дети с задержкой психического развития воспринимают информацию и реагируют на события не так, как сверстники без нарушений. Необходимо помнить важные моменты:

    1. У таких детей ослабленная память. Они не могут запоминать даже относительно небольшие объемы информации. В процессе игровой деятельности ребенку нужно указывать на важные моменты. Желательно делать это регулярно, с определенной периодичностью, не перегружая его большим объемом данных.
    2. Есть проблемы с формированием образов в детском мозге. И даже если с этим всё в порядке, то ребятам с ЗПР сложно переносить имеющиеся представления, которые были получены в стандартных ситуациях, на новое и еще не совсем понятное.
    3. Ребята с ЗПР отличаются импульсивностью. Это характерная черта ролевых игр с участием детей, у которых есть нарушения: младших дошкольников и даже учеников старших классов. Она проявляется по-разному, в зависимости от возраста. Дети 2, 3 и 4 лет быстро переключаются с одних игрушек на другие. Например, малыш может с большим желанием надевать костюм пожарного и тут же, забыв про все, начинает играть в машинки. У старших всё немного сложнее. Но признаки импульсивности тоже можно выявить. Например, ребенок принимал участие в какой-то подвижной игре, и ему нравилось, а потом быстро переключился на что-то спокойное.
    4. Возникают трудности при организации ролевой игры с участием ребят с ЗПР. Дети мало общаются друг с другом, слабо взаимодействуют, поэтому возникают конфликты. Всё это касается сюжетно-ролевых игр, где необходимы внимание, заданное поведение и понимание сути.

    Все эти моменты очень важно учитывать в работе и следует прилагать усилия для того, чтобы развивать интеллект детей. Это касается родственников, сотрудников ДОУ, психологов – всех, кто должен или вызвался заниматься с детьми, у которых наблюдается ЗПР.

    Нужно создать комфортные условия, чтобы ничего не мешало играть, развиваться, улучшать коммуникативные функции. Роль взрослого в этом сложно переоценить. Зная особенности детей с ЗПР, он должен контролировать процесс, вовлекать, помогать.

    Где брать материалы для игр

    Существует много научных теорий, технологий и методов, способных помочь детям с ЗПР. Есть учебники по теме, дидактические материалы, рабочие программы, где описаны упражнения, размещены картинки, приводятся задания, которые необходимо применять на практике.

    Родителям непросто разобраться во всех источниках информации, поэтому лучше обратиться к опытному нейропсихологу. В Клинике La Salute работает специалист с многолетним стажем – Антонова Стелла Леонидовна. Врач помогает выявить степень проблемы, подбирает методы, необходимые для развития конкретного ребенка.

    Для примера назовем профессиональную литературу, где можно ознакомиться с играми для детей с ЗПР. Занятия развивают фантазию, повышают интеллект, помогают догнать сверстников:

    • Е.С. Слепович «Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития»;
    • «Театрализованные игры в детском саду». Авторы: Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.;
    • Карабанова О.А. «Игра в коррекции психического развития ребенка».
    Читайте также:
    Что значит ведомственная целевая программа

    Можно использовать учебники других авторов.

    Основные занятия

    Разберем группы игр, а также, с какой периодичностью нужно заниматься. Важно учитывать, что в разных возрастных группах должны проводиться определенные занятия.

    Развитие внимания

    Можно было бы кратко перечислить самые часто используемые игры, но тема важная, поэтому будем разбирать подробно. При развитии детей с ЗПР необходимо отдельно прорабатывать каждую психологическую сферу. Для улучшения внимания можно применять такие игры:

    1. «Ладошки». Простая игра, суть которой не всегда и не всем просто понять по описанию. Детей рассаживают рядом друг с другом. Левую руку каждый ребенок кладет на правое колено сидящего слева. Правую руку – на левое колено сидящего справа. Получается, что у каждого ребенка на коленях лежат руки товарищей. По команде ведущего дети должны поднимать руки. Получается волна. Задание легкое, но бывают ошибки. Если рука поднимается не вовремя, то участник выбывает из игры.
    2. «Летает, не летает». Дети становятся полукругом и внимательно слушают ведущего. Он называет летающие и нелетающие вещи: технику, насекомых, животных, неодушевленные предметы. Когда произнесено то, что летает, например, самолет, дети должны поднять руки. Если говорится «чемодан», а это нелетающий предмет, ребятам нужно оставаться неподвижными. Ведущий умышленно должен иногда поднимать руку, когда называет нелетающие предметы. Это нужно, чтобы запутать детей. Ведь они должны научиться не просто подражать, а, рассуждая, определять, летает ли предмет или нет.
    3. «Найди отличия». Как можно догадаться, суть игры в том, чтобы ребенок находил отличия между двумя картинками. Если речь идет о 3-летнем малыше, раннем возрасте, то различий должно быть минимальное количество. Например, два или три. Если дошкольник будет хорошо справляться с задачей, нужно усложнять ее. Картинки можно рассматривать онлайн, дистанционно. Лучше, чтобы они были на бумаге, чтобы ребенок мог их держать и внимательно рассматривать.
    4. «Где звонили?». Игра подойдет как для младших дошкольников, так и для детей начальной школы. Ребята делятся на несколько групп, каждой из которых выдают какой-нибудь инструмент, издающий звуки. Например, колокольчик, дудку, свистульку и так далее. Главное, чтобы предмет издавал звук. Можно брать вещи, которые не свистят, не звенят, а, например, шуршат или гремят. Выбирают ведущего. Он с закрытыми глазами должен определить, в какой части комнаты звонили. Если угадает правильно: даст ответ и укажет рукой, то водить начинает другой участник игры. Это развлечение удобно устраивать в группе детского сада, так как там всегда много места.
    5. «Кто услышит?». Еще одна игра, связанная с ушами и восприятием мира. В школьном или детсадовском актовом зале педагог прячется за ширмой и с помощью разных предметов издает звуки. Задача детей: рассказать, что они услышали.
    6. «Краски». Это психологическая игра на внимание, в ней нужно использовать органы зрения. Ребенку показывают картинку и потом быстро прячут её. После этого он должен назвать цвета, которые были на изображении. Внимание: важно, чтобы ребенок запомнил именно цвета, а не то, что было нарисовано. Если он способен рассказать обо всем сразу – это хорошо.
    7. «Девочки» или «Хрюши». Ребенку выдают лист бумаги с напечатанными лицами детей или поросят и просят сосчитать одинаковые изображения либо те, в которых есть что-то общее. Например: «Сосчитайте девочек со светлыми волосами».

    Игр на развитие внимания очень много, поэтому все их в рамках статьи мы не будем перечислять. В той или иной ситуации, для детей определенного года рождения, с конкретными проблемами подходят разные игры.

    Игры на развитие памяти

    Это тоже большой блок. Задача занятий – стимулировать ребенка запоминать различные вещи, предметы, события. Расскажем о нескольких, чтобы понять их смысл:

    1. «Картинки». Ребенок должен называть все предметы, которые он видел на картинке. Игра подходит для разных групп – дошкольников и тех, кто посещает подготовительные классы, потому что есть возможность выбрать уровень сложности. Например, ребенку в 4 года показать 2-3 предмета, а тому, кто старше – 6-7. Это полезное упражнение для детей, у которых нет ЗПР, ведь умственное развитие необходимо всем.
    2. «10 отличий». Для развития памяти игру можно усложнить, немного поменять условия. Например, ребенок смотрит 10 минут на картинку, её убирают, и он разглядывает другое изображение. Задача − назвать отличия, не имея возможности смотреть на обе картинки сразу.
    3. «Запомни зоопарк». Ребенку показывают различных животных – мягкие игрушки или карточки с ними. Затем дошкольник должен рассказать, кто именно был в зоопарке. Чем больше животных будет названо, тем лучше.
    4. «Опиши игрушку». Это упражнение выполняют дети 5–7 лет, и уровень интеллекта у них становится выше. Суть проста: ребенку в течение 2 минут показывают игрушку. Малыш должен выработать навык запоминания, не забыть детали. Игрушку забирают. Спустя полчаса ребенка нужно попросить описать предмет, который он рассматривал. Это упражнение рекомендуется делать каждый день.

    Мышление и познавание

    Память и внимание важны, но нужно развивать мыслительную и познавательную деятельность. Для этого тоже есть упражнения:

    1. Маленьким детям можно предложить игру «Кто что любит?». Для этого нужно купить или изготовить карточки, сделать аппликацию на бумаге. Ребенок должен сопоставить животное и еду, которую оно любит. Можно не усложнять и использовать стереотипы: ёжик – грибы, заяц – морковь и так далее. Игру с такими тематическими карточками нужно начинать заново каждый день. Важно тренироваться регулярно, чтобы интеллект повышался.
    2. «Назови одним словом». Можно играть со старшими дошкольниками или школьниками. Смысл такой: ребенку необходимо назвать слово, которое объединяет несколько вещей из одной сферы. Например, волк, заяц, рысь, лев, тигр – это всё животные. Для детей постарше, с которыми работают индивидуально дома, у психолога или в коррекционной группе, можно устраивать «игру наоборот». Задается какое-то слово, отталкиваясь от которого ребенок должен назвать понятия, соответствующие специфике. Например, транспорт: самолет, поезд, автомобиль, пароход и так далее.
    3. «Чередование». Можно использовать разные вещи: краски, в том числе и пальчиковые, однородные предметы, например, палочки и так далее. Ребенку предлагают сделать бусы или «выстроить» заборчик с определенной последовательностью цветов.
    4. «Бывает, не бывает». Игра на мышление, сообразительность и воображение, смысл которой в том, что ведущий называет какую-то ситуацию, бросает мяч ребенку, а тот должен сказать, бывает это в жизни или нет. Например:
      − Папа ушел на работу.
      − Бывает.
      − Поезд едет по воде.
      − Не бывает.
      − Кролик охотится на волка.
      − Не бывает.

    Эмоционально-волевая сфера

    В этом блоке в большей степени не играют, а общаются, беседуют, рассуждают, взаимодействуют. Это стимулирует детей проявлять разную реакцию в зависимости от ситуации. Примеры занятий:

    1. «Прислушайся к своему настроению». Психолог рассказывает, каким оно может быть: как облачко, тучка, солнышко. Дети слушают эту речь. Далее им предлагают нарисовать свое настроение. Таким образом, не только развивается эмоционально-волевая сфера, но и улучшается мелкая моторика.
    2. «Давайте поздороваемся». К упражнению можно привлекать детей от 5 лет. В процессе создается непринужденная обстановка. Детям предлагают поздороваться как стандартными способами, так и шуточными – плечом, спиной, еще как-то. Это своего рода зарядка, гимнастика. Но при этом происходит сенсорное физическое взаимодействие, которое влияет на интеллектуальное развитие.
    3. «Портрет самого лучшего друга». Рекомендуется для детей от 5 лет. Ребенок должен нарисовать кого-то, с кем сильно дружит. Затем начинается разговор про товарища, отношения с ним. Это всё необходимо, чтобы ребенок научился правильному анализу и самоанализу. Ведь, общаясь по теме, связанной с портретом, делая его презентацию, он еще и рассказывает про себя, восприятие своих чувств. Это ещё и тест, результаты могут вноситься в таблицу, если она разработана психологом. На основании того, как ребенок анализирует портрет друга, можно выявить степень и тяжесть его отсталости от сверстников.

    Развитие и понимание речи

    В этом блоке используются разные способы и методы, много времени уделяется пересказам: сказок, по карточкам и так далее. Игры и упражнения для детей с ЗПР – это комплекс мер, направленных на всестороннее интеллектуальное развитие детей, у которых выявлено отставание от сверстников.

    Когда стоит рассчитывать на результат

    В каждом конкретном случае свои сроки, которые зависят от степени заболевания, опыта и мастерства человека, занимающегося с ребенком. Обычно эффект есть уже после первых занятий. Можно заметить, что малыш или школьник стал лучше мыслить, воображать, воспринимать информацию. Но если случай непростой, то нужно набраться терпения.

    Как усилить эффект от игровой деятельности

    Можно открыть пособие и начать заниматься с ребенком дома − это хороший вариант. Но лучше, чтобы в процессе принимал участие специалист. Родители, которые плохо разбираются в нейропсихологии, могут не обратить внимание на важные моменты, выбрать неподходящие игры и упражнения.

    Опытный психолог ничего не упустит, проанализирует личность ребенка, расскажет, как нужно правильно действовать. Приходите в Клинику La Salute к нашему специалисту Антоновой Стелле Леонидовне. Она помогает родителям принять правильную тактику общения с ребенком, подбирает нужные методики коррекции развития малышей.

    Как упражнения помогают детям с ЗПР

    Специальные игры и упражнения способствуют развитию детей, помогают им догнать сверстников. Регулярные занятия способствуют формированию хорошей памяти, мышления, внимания. При правильном подходе дети с ЗПР могут даже обогнать сверстников в обучении.

    В Клинике La Salute вы получите рекомендации, которые помогут выбрать правильную тактику корректировки поведения и развития ребенка.

    Источник: lasalute-clinic.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru