Создание анимационной программы начинается с драматургического замысла. Драматургия выступает в качестве концепции сюжетно-образного построения и проведения программы как массового действа. К специфическим особенностям драматургии анимационной программы культурно-досугового характера относятся:
• профессиональная ограниченность творчества сценариста рамками конкретного общественного события;
• осуществление драматургического творчества (индивидуального или коллективного);
• публицистический литературный характер (оперативный, динамичный, злободневный, актуальный);
• наличие документальной основы;
• использование в сценарии многообразия выразительных средств (искусство, самодеятельное творчество, документальные материалы);
• герой драматических произведений – наш современник или его художественный образ;
• неразрывное единство драматургического замысла и реального воплощения на уровне создания сценария;
• широта спектра обстоятельств воплощения (сцена, улица, зал ресторана, гостиница, спортивная арена, природная территория).
Как сделать РИСОВАННОЕ видео
Сценарий программы должен соответствовать требованиям ценностно-ориентированного и активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу и отвечать ряду требований: актуальность содержания, преемственность и последовательность изложения, жанровое и содержательное разнообразие, возможность модификации, мобильность программы.
Построение анимационной программы начинается с творческого замысла. Замысел – это предвосхищение события, его ощущение. Он представляет собой задуманное автором построение программы, включающее в себя разработку основной мысли (тема, идея) и элементы творческого процесса ее воплощения. Процесс разработки замысла проходит в несколько этапов:
• отклик на социальный заказ (основан на концепции анимационной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей туристов в отдыхе и развлечении, проектируя потребительский спрос);
• определение темы и идеи мероприятия как фундамента творческой деятельности. Тема – это предмет, о котором автор хочет рассказать зрителю, круг вопросов, подлежащих обсуждению (раскрывается через поступки действующих лиц – характеры, облик, отношения, речь). Идея замысла отвечает на вопрос – что я хочу рассказать, это мнение автора о предмете;
• определение формы и содержания (выбор формы зависит от направленности мероприятия, что сближает этот процесс с выбором жанра действа). Отношение автора к изображаемому объекту называют жанром – особенность мероприятия, определяемая эмоциональным отношением автора к объекту изображения. Чистый жанр в анимационной программе немыслим, жанр в анимации определяется доминирующей направленностью (насмешливо-иронической, торжественно-патетической, парадностью, интимной сокровенностью и т. п.) и может выступать в виде торжественного собрания, вечера камерной музыки, исторического театра на ландшафте и т.п. Содержание сценария включает в себя основные элементы драматургии: сюжет, конфликт, композицию;
• накопление и отбор материала, направленного на активизацию участников мероприятия (прямое обращение к аудитории, коллективное действие, участие в обряде, ритуале, церемонии, включение «местного материала», внесение элементов игры, внедрение подсадки);
• поиск сюжетного хода, образной выразительности (монтаж, включающий в себя ряд приемов – контрастность, последовательность, параллельность, одновременность, лейтмотив, реминисценция);
• работа над композицией (это соединение элементов мероприятия в целое, соподчинение его частей по законам гармонии).
Основными принципами гармонизации композиционного материала являются:
• целостность – взаимосвязь и соподчиненность элементов (эпизод – структурная единица сценария; драматический сюжет – последовательность событий, их течение и развитие; фабула – причинно-следственная связь событий, определяющая введение действующих лиц);
• контрастность – способ сочетания элементов, при котором выявляются противоречия как движущие силы развития;
• подчиненность идейному замыслу (композиционное построение на основе качественной характеристики);
• соразмерность (показатель количественной характеристики).
Классическая структура композиции анимационной программы состоит из нескольких элементов:
•экспозиция – начало события, задача которого состоит в погружении в атмосферу мероприятия, подготовка к восприятию, установление режима общения;
•завязка – исходное событие, в котором заложено начало драматического конфликта, своего рода пролог дальнейшего действа, заставляющего следить за развитием событий;
•основное развитие действия – самая обширная часть сценария, в которой укладывается практически весь сюжет программы, длительность которого определяется сюжетным ходом; чередование действий подчинено принципу «сквозного развития»;
•кульминация – наивысшая точка эмоционального накала участников анимационной программы, смысловой центр композиции (огненное шоу, хореографическая композиция с факелами, фейерверк и т.п.);
•развязка – завершение сюжетной линии мероприятия (заключительное событие, подведение итога, разрешение конфликта, завершение сюжета);
• финал – полное завершение сценического действа (единый «выдох»).
В ходе подготовки анимационной программы отдельные ее элементы могут быть апробированы в целях их корректировки и проверки драматургического замысла в конкретном действии в постановочной работе. На данном этапе проводятся предварительные репетиции-этюды, в процессе которых выявляются погрешности, недоработки, нестыковки, отклонения от темы и т.п.
На основе выявленных на этом этапе неточностей и недоработок, а также найденных в процессе живого действия происходит доработка сценария.
Заключительный этап драматургического замысла включает в себя момент оформления сценария в виде документа, по которому работает вся постановочная группа.
Сценарий может быть представлен в виде сценарного плана, синопсиса, литературного сценария или режиссерского сценария.
Синопсис – документ, включающий в себя сценарный план, с более детальной проработкой ключевых фрагментов композиции постановки (постановочные ходы, стилистика речи персонажей, сценографические предложения). Это предварительный эскиз, проект окончательного сценария, подготовленный для обсуждения с заказчиком.
Окончательный вариант сценария включает в себя следующие элементы:
• обозначение формы анимационной программы, характера зрительской аудитории, событийного назначения (например, театрализованный митинг, посвященный открытию студенческой олимпиады «Туристская Мекка»);
• название анимационной программы (например, анимационная программа «Возьмемся за руки, друзья. »);
• список действующих лиц и исполнителей, технического состава и функций каждого;
• сценарный план с хронометражем или поминутным интервалом блоков, номеров, связки и т.д.;
• содержательная часть, описывающая действия участников программы в драматической последовательности (ремарки образного решения; ремарки персонажей; ремарки зрительских действий; текст речи ведущих, докладчиков; названия фрагментов действий – хореографическая композиция, сольное пение, цирковые номера, спортивные блоки и т.п.).
Основной функцией режиссерского сценария является художественная организация постановки, поэтому в нем описываются конкретные шаги осуществления режиссерского замысла во времени и в пространстве, в усилиях исполнителей. Утвержденный сценарий тиражируется и вручается заказчику для решения организационных вопросов, связанных с материальными затратами; группе технического обслуживания для решения технических и сценографических вопросов; актерам для ознакомления и проработки; рекламодателям и средствам массовой информации для проведения рекламной кампании.
В практике организации и проведения массовой анимационной деятельности создание сценария и его постановка, как правило, осуществляются одним и тем же лицом. Даже в том случае, когда режиссер не является непосредственным автором сценария, он все равно принимает участие в предварительной работе над ним. Объясняется это тем, что каждое данное массовое мероприятие живет лишь однажды и повторить его подобно театральному спектаклю невозможно. Следовательно, невозможно что-то потом исправить, дополнить, изменить. Все должно быть предусмотрено заранее и с наибольшей полнотой.
Источник: allrefrs.ru
Роль раскадровки в производстве анимации
Создание раскадровки — это неотъемлемый этап производства анимационного ролика, от которого не следует отказываться. Этот процесс, наряду с написанием сценария, является важной частью работы над любым визуальным произведением. Конечно, импровизация в продакшене может создать уникальные компоненты. Но ее сложно поддерживать и использовать в команде, поэтому она потенциально ненадежна. Чтобы экономить ресурсы на этапе препродакшена, профессионалы в первую очередь пишут сценарии и рисуют к ним раскадровки.
История раскадровок
Раскадровка (или сториборд) — серия рисунков, иллюстрирующих итоговый вид анимации или фильма. Создание первых сценариев и сделанных на бумаге эскизов приписывают французскому режиссёру Жоржу Мельесу — одному из первопроходцев кинематографа. Современный же вид раскадровок разработала студия Уолта Диснея в начале 1930-х годов.
В биографии своего отца Диана Дисней-Миллер рассказывает, что первые полные раскадровки были созданы для короткометражного фильма 1933 года «Три поросенка». Идею рисовать кадры на отдельных листах бумаги и развешивать их на доску, чтобы последовательно показать историю, сам Уолт Дисней приписал аниматору Уэббу Смиту. Кстати, оригинальное название, stroryboard, взялось как раз из способа визуализации — дословно «история на доске».
По словам Джона Кейнмейкера в книге «Paper Dreams: The Art and Artists of Disney Storyboards», эскизные наброски использовали в 1920-х годах для короткометражных мультфильмов Plane Crazy и Steamboat Willie. Идея оказалась успешной, и уже через несколько лет распространилась на другие студии.
В книге «Paper Dreams: The Art and Artists of Disney Storyboards» авторы подробно рассказывают о диснеевских раскадровках и художниках, работающих над ними.
Именно в студии Дисней первыми осознали необходимость поддерживать отдельный «отдел истории» с художниками по раскадровке. К концу 30-х годов каждая студия Голливуда делала раскадровки к своим анимациям. А в начале сороковых этот опыт переняли студии кино. Лента «Унесенные ветром» стал одним из первых фильмов, произведенных с полной раскадровкой.
Какие проблемы решает раскадровка
Главной целью сторибордов является визуализация кадров до начала производства. Создание раскадровки — шанс изучить кадры заранее, чтобы оценить их успешность. Таким образом режиссеры постоянно комбинируют идеи и совершенствуют сценарий.
Как сцена выглядит в итоге.
Преимущества раскадровки:
- Воссоздавая сюжет по порядку, создатель визуального произведения может наглядно увидеть, насколько хорошо передан смысл отдельных сцен и истории в целом.
- Раскадровка иллюстрирует действия персонажей.
- В раскадровке существуют специальные поля для диалогов и комментариев, где отображают дополнительную информацию о происходящем в кадре.
- Сториборды содержат примечания о временных рамках, например длительность конкретной сцены или промежутки между кадрами.
- Раскадровка отображает план съемок: панорама, отъезд и наезд камеры, поворот и так далее.
«Художник-раскадровщик в потенциале может занять режиссерское кресло. Больше всего мне нравится передавать мое видение зрителю. Я говорю не только о том, как сцена выглядит в моей голове, но и как она эмоционально ощущается. Вы контролируете визуальное повествование, темп, звуковой дизайн и многое другое. Когда все это складывается вместе, я могу показать зрителю ту же сцену, которую представлял себе.» — Федерико Д’Алессандро, главный художник по раскадровке и руководитель аниматоров Marvel Studios.
Основные принципы раскадровки
Для начала озвучим главное правило: чем больше времени вы тратите на предварительную подготовку, тем больше вы можете сэкономить на производстве. Раскадровка — кропотливый процесс, требующий максимальной отдачи.
Прежде чем начать, соберите все свои заметки воедино, прочтите свой сценарий и разбейте его на сцены, чтобы потом перевести их в отдельные панели раскадровки.
Создайте простые миниатюры
Ограничьтесь грубыми набросками без лишней детализации. Это поможет сосредоточиться на повествовании, не отвлекаясь на подробности. С помощью таких миниатюрных эскизов вы можете быстро проанализировать всю анимацию.
Комфортный монтаж — дорабатываем кадры
В 1917 году советский кинорежиссер Лев Кулешов написал: «Для того, чтобы сделать картину, режиссер должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, также, как ребенок составляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу».
Другими словами: автор идеального ролика компонует и монтирует разрозненные кадры так, чтобы у зрителя складывалось ощущение беспрерывного действия, постоянства места и времени. Еще это называется комфортным восприятием монтажного стыка (монтажной склейки) или комфортным монтажом.
Всего существует 10 принципов комфортного монтажа:
- по крупности,
- по географии или по ориентации в пространстве,
- по композиции,
- по цвету,
- по свету,
- по направлению движения объекта,
- по фазе объекта,
- по скорости движения объекта,
- по массе движения объекта,
- перебивка.
Подробнее о визуальном повествовании и монтаже можно прочитать в книге Брюса Блока «Визуальное повествование. Создание визуальной структуры фильма, тв и цифровых медиа» и в учебнике «Разработка и технологии производства рекламного продукта». Здесь же, из-за ограниченности формата, мы рассмотрим только первый из основных принципов.
Монтаж по крупности
Условно существует три вида кадра: общий, средний и крупный планы. В свою очередь каждый из них делится еще на несколько градаций. Ниже показана таблица крупностей, в которой мы наглядно привели виды планов.
Итак, принцип по крупности заключается в следующем: монтировать соседние шоты нужно через крупность. Например, крупный (3) и средний (5), но не предельно крупный (2) и крупный (3). Если монтировать кадры на одинаковом или соседних планах, это вызовет ощущение скачка у зрителя.
Из этого правила существуют исключения, например монтаж общих планов с предельно крупными. Или jump cut, «рваная съемка», когда два соседних кадра лишь незначительно изменяются между собой.
Яркий пример — сцена из фильма «Выпускник» 1967 года.
Особенности оформления
Не существует единого способа оформить раскадровку: каждый художник выбирает свой формат. Это могут быть карандашные наброски от руки или шаблон в специализированной программе. Последних, кстати, очень много:
- Storyboarder (бесплатный)
- StoryBoard Artist Studio (от $20)
- Toon Boom Storyboard Pro (по подписке от €44/мес.)
- Procreate (только для iPad Pro, $10)
- Paper By FiftyThree (только для iPad, бесплатный)
- Celtx Shots (только для iPad, бесплатный)
- Autodesk Sketchbook (бесплатный)
Помните, что задача раскадровки — коммуникация. Поэтому очень важно оставлять комментарии и разметкой показывать движения в кадре.
Технологические основы социально-культурной деятельности — презентация
Первый слайд презентации: Технологические основы социально-культурной деятельности
Изображение слайда
Слайд 2: Сущность понятия «досуг»
«возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору».
Изображение слайда
Слайд 3: виды досуговой деятельности
отдых — снимает усталость, напряжение, восстанавливает Физические и духовные силы человека (чтение книг, физкульту- Ра, слушание музыки и т.д.); развлечение — как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, возмещая зачастую однообразный труд. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовныее способности и склонности, которые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе (просмотр кинофильмов, посещение музеев, Концертов и т.д.); праздник — в нем сочетаются отдых и развлечение (народный, политический, религиозный, профессиональный, семейный праздники); самообразование — направлено на приобщение людей к ценностям культуры и, как правило, не связано с профессиональной подготовкой, повышением квалификации (чтение литературы, участие в семинарах, деловых играх, экскурсии, слушание лекций, музыки и т.д.); творчество — наиболее высокий уровень досуговой деятельности.
Изображение слайда
Слайд 4: подсистемы технологии культурно-досуговой деятельности
организационная подсистема — штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участников работы и т.д.; подсистема методической деятельности — сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта и т.д.; психологическая подсистема — формальная и неформальная структуры, отношения между участниками деятельности, профессиональное осознание и т.д.
Изображение слайда
Слайд 5: Сущность социально-культурной анимации
Особый вид СКД общественных групп, отдельных людей, основанной на современных технологиях преодоления социального и культурного отчуждения. Совокупность взаимодействия элементов субъекта и объекта анимационной технологии
Изображение слайда
Слайд 6: Сущность социально-культурной анимации
Своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играет аниматор, использующие интерактивные методы работы с целевой аудиторией. Предмет анимации – «оживление» отношений между индивидуумом и социальной группой.
Изображение слайда
Слайд 7: формула анимации
Использование интереса + Оживление экспозиции + Включение аудиторию в действие + Разнообразие развлечений.
Изображение слайда
Слайд 8: Классификация анамации
По территориальному охвату По возрастному признаку По национальному признаку По месту проживания По отраслевому признаку
Изображение слайда
Слайд 9: типологии форм анимационной деятельности
по субъекту деятельности (форма массовой, групповой, индивидуальной деятельности); по месту осуществления; по характеру организации (институционные, общественно- организационные и личностные формы культурно-досуговой деятельности).
Изображение слайда
Слайд 10: элементы анимационной деятельности
Анимация в движении Анимация через успокоение Анимация творческая Анимация через общение Анимация через переживание Анимация культурная
Изображение слайда
Слайд 11: Сущность понятия «аниматор»
Специалист, осуществляющий культурно-досуговую деятельность либо профессиональных, либо на добровольных началах. это люди, в чьих руках самочувствие и комфорт, настроение и увлеченность самыми разнообразными идеями, затеями, развлечениями, из чего в результате и складывается полноценный отдых. это те же массовики-затейники, которых нанимают для того, чтобы никто из гостей не скучал.
Изображение слайда
Слайд 12: ряд типологий социокультурных аниматоров
Культурные аниматоры Социальные аниматоры Социо-воспитательные аниматоры Школьные аниматоры
Изображение слайда
Слайд 13: Принципы социокультурной анимации
человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек — это активное, интенциональное, стремящееся, творческое существо.
Изображение слайда
Слайд 14: функции социокультурной анимации
Психологическая (адаптационная, компенсационная, стабилизирующая, оздоровительная) Педагогическая (образовательная, воспитательная, самосовершенствующая) Рекламная Информационная Экономическая
Изображение слайда
Слайд 15: Цели социально-культурной анимации
Цели СКА — создание условий для раскрытия личности или группы, установление межличностных отношений, организация процесса творчества как поиск проблем в окружавшем мире и их решение
Изображение слайда
Слайд 16: Задачи социально-культурной анимации
комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осознании индивидом ценностного подтекста ситуации (что хорошо и что плохо); помощь в определении и осознании того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели; подведение личности к необходимости — осознания иррационального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, осознание собственных неосознанных желаний; — выявление и помощь в осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор; помощь в осознании последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае; — подведение личности к осознанию того, что осознание, как таковое не может изменить кризисную ситуацию без желания действовать.
Изображение слайда
Слайд 17: Сущность и состав анимационной индустрии
сложная социально-экономическая системы позволяющая формулировать ее закономерности, оценивать типичные характеристики. При изучении структуры выявляются взаимные соотношения частей системы и связи с внешней средой. Выделять части системы можно по различным признакам, что приводит к рассмотрению множества структур: во времени, в пространстве, смешанных. Для правильной оценки последствий развития системы важна ее целесообразность.
Изображение слайда
Слайд 18: Инфраструктура анимации
это совокупность социальных учреждений, объектов и сооружений, являющихся материальной базой обеспечения эффективной анимационной деятельности. К анимационной индустрии относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Анимационная индустрия выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия анимационной индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатами деятельности, организацией труда персонала.
Изображение слайда
Слайд 19: Инфраструктура анимации
Музеи Зоопарки Цирки Театры Парки клубы Игорные заведения Предприятия общественного питания Спортивные учреждения
Изображение слайда
Слайд 20: Семинарское занятие №1 «Технология организации КДП»
Вопросы к обсуждению: Общая характеристика технологии организации культурно-досуговых программ. Алгоритм технологического процесса в анимационной деятельности. Анимационная работа по изменению негативного отношения общества к отчуждаемости личности. Анимационная работа по социально-психологической реабилитации Анимационная работа по самореализации лмчности
Изображение слайда
Слайд 21: Семинарское занятие №2 «Режиссура СКА»
Вопросы к обсуждению: 1. Перечислите основные методы технологии культурно-досуговой деятельности. 2. Какова сущность режиссуры в анимационных программах? 3. Перечислите основные формы и виды анимационной театрализации. 4. Каковы специфические особенности драматургии анимационных программ культурно-досугового характера?
5. Дайте характеристику основных этапов процесса разработки замысла анимационной программы. 6. Каковы основные принципы гармонизации композиционного материала анимационных программ? 7. Перечислите основные элементы классической структуры композиции анимационной программы.
8. Дайте характеристику основных элементов классической структуры композиции анимационной программы. 9. Как называется предварительный эскиз анимационной программы? Какую роль он играет? 10. Дайте характеристику основной функции режиссерского сценария. 11.
В чем специфика массового анимационного мероприятия? 12. Что представляют собой номера анимационной программы? Перечислите их основные виды. 13. Что включает в себя сценическая обстановка? Каково назначение Декорации? 4. Назовите основные конструктивные средства сценографического решения.
15. В чем специфика звукового решения анимационных программ? 16. Какие требования предъявляются к световому решению анимационных программ? 17.
Охарактеризуйте основные сферы взаимодействия режиссера и художника.
Изображение слайда
Слайд 22: Семинарское занятие №3 «Методика организации анимационных программ»
Вопросы к обсуждению: Формы работы в процессе организации социокультурной анимации Методы работы в процессе организации социокультурной анимации Формы работы в процессе организации театральной анимации Методы работы в процессе организации театральной анимации Формы работы в процессе организации школьной анимации Методы работы в процессе организации школьной анимации Игровые формы и методы в процессе организации социокультурной анимации
Изображение слайда
Слайд 23: Семинарское занятие №4,5 «Региональное моделирование анимационной деятельности»
Вопросы к обсуждению: Основные направления туристской анимации. Особенности событийного туризма. События, привлекающие туристов. Роль аниматора в организации досуга целевых групп. Типология аниматоров.
Функции аниматоров. Критерии профессионального мастерства аниматора
Изображение слайда
Слайд 24: Вопросы к экзамену
Сущность социально-культурной анимации. Принципы и функции социокультурной анимации. Цели и задачи социально-культурной анимации. Инфраструктура анимации. Сущность и состав анимационной индустрии.
Виды социально-культурной анимации. Технология организации культурно-досуговых программ. Алгоритм технологического процесса в анимационной деятельности. Режиссура как основа анимационной деятельности. Создание анимационной программы. Номер как единица анимационной программы. Методика организации анимационных программ.
Формы и методы работы аниматора с целевой аудиторией. Региональное моделирование анимационной деятельности. Основные направления туристской анимации. Особенности событийного туризма. Роль аниматора в организации досуга целевых групп.
Типология аниматоров. Функции аниматоров. Критерии профессионального мастерства аниматора
Изображение слайда
Последний слайд презентации: Технологические основы социально-культурной деятельности: Практическое задание
Написать сценарий досуговой программы: Принять участие в одной из культурно-досуговых программ города.
Источник: slide-share.ru