Как называется математический раздел в программе детство

1. Дайте наиболее точное определение математическому развитию дошкольников:

1) Математическое развитие — это определённые знания о форме, величине, числе; умение ориентироваться в пространстве и во времени.

2) Под математическим развитием следует понимать позитивные изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

3) Математическое развитие — процесс освоения ребёнком математического содержания.

4) Математическое развитие — это определённый уровень познавательных, интеллектуальных способностей.

2. Для эмпирического этапа становления методики математического развития характерно:

1) Отсутствие теоретических и методических разработок, представляющих собой целостную систему развития математических представлений детей дошкольного возраста.

2) Создание системы обучения счёту в дошкольном возрасте.

3) Создание программ обучения дошкольников математике.

Вебинар: Технология математического развития дошкольников как средство обеспечения ФОП ДО

4) Разработка методов и приёмов развития математических представлений.

2) М. Монтессори, Ф. Фребель.

3) Е.И.Тихеева, Л.В.Глаголева, Ф.Н.Блехер.

4) Я.А.Коменский, М.Г.Песталоцци.

4. Кто автор книги «Занятия по счёту в детском саду»? (М., 1963, 1965).

5. Цель предматематической подготовки детей дошкольного возраста:

1) Развитие познавательских и творческих способностей детей

2) освоение математических представлений

3) Обучению счета и решению арифметических задач

4) Формирование навыков учебной деятельности

6. Какие методы являются ведущими в современной методике математического развития дошкольников?

7. Как называется математический раздел в программе «Детство»?

1) «Формирование элементарных математических представлений».

2) «Первые шаги в математику».

4) «Математика и логика».

8. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают следующие геометрические фигуры и формы:

2) Прямоугольник, квадрат.

3) Круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

4) Четырёхугольники, многоугольники.

9. Какие обследовательские действия с моделями фигур воспитатель организует с детьми младшего дошкольного возраста?

1) Прокатывание по столу, наложение фигур.

2) Сосчитывание сторон, углов.

3) Измерение сторон условной меркой.

4) Совмещение сторон.

10. Из перечисленных задач по развитию геометрических представлений выделите ту, которая не решается в старшем дошкольном возрасте:

1) Формирование обобщённых представлений о многоугольниках.

2) Узнавание и называние круга, квадрата, треугольника.

3) Преобразование геометрических фигур, воссоздание их из частей.

4) Определение формы окружающих предметов.

5) Расширение представлений о разновидностях геометрических фигур: точка, линия, угол.

11. Характерный признак квадрата — равенство его сторон, прямоугольника — равенство противоположных сторон. Какие из перечисленных приёмов следует использовать, чтобы подвести детей к данному выводу?

Учительница Русского языка в Морской школе

1) Сосчитывание сторон, углов.

2) Наложение фигур.

3) Измерение сторон условной меркой.

4) Обведение по контуру.

12. Какие игры следует использовать для развития смекалки и сообразительности у дошкольников?

1) Дидактические игры.

2) Головоломки с палочками.

3) Словесные игры.

13. К играм на плоскостное моделирование относятся:

1) Геометрическая мозаика.

3) Танграм, Пифагор.

14. Игры на плоскостное моделирование направлены на:

1) Создание плоскостных изображений предметов, животных из специальных наборов геометрических фигур.

2) Составление цепочки фигур.

3) Составление предметных изображений из любых фигур.

4) Составление изображений из палочек.

15. Логические блоки Дьенеша — это:

1) Эффективное средство освоения детьми свойств и отношений; овладения мыслительными умениями: сравнение, обобщение, абстрагирование.

2) Дидактический материал для знакомства с геометрическими фигурами.

3) Дидактический материал, позволяющий дошкольникам осваивать размер.

4) Малоэффективное дидактическое средство, может быть неинтересно ребёнку.

16. Результаты исследований Р.Л.Березиной доказывают, что наибольшее количество ошибок дети допускают при показе:

17. Какими способами сравнения величин овладевают дети в младшем дошкольном возрасте:

1) Сравнение на глаз.

2) Измерение условными мерками.

3) Пользуются приёмами практического сопоставления (наложение или приложение).

4) Показ рукой протяженности.

18. В каком возрасте дошкольник начинает осваивать сериацию по размеру?

1) В среднем дошкольном возрасте.

2) В младшем дошкольном возрасте.

3) В старшем дошкольное возрасте.

19. Для составления сериационного ряда детям 5-6 лет предлагаются следующее количество предметов разной величины:

1) До 3-х предметов.

4) До 10 предметов.

20. С каким свойством величины знакомятся дети в среднем дошкольном возрасте:

21. Согласны ли вы с утверждением, что сравнение предметов по весу (массе) гораздо сложнее, чем сравнение по длине, ширине, высоте?

1) Нет, не согласны.

3) В дошкольном возрасте дети не овладевают умением определять массу (вес).

4) Одинаково трудно.

22. В исследованиях какого автора рассматриваются вопросы развития временных представлений у дошкольников?

23. Какую особенность времени отражает следующее детское высказывание: «Если есть время, покажи мне его»:

1) Время не имеет наглядных форм.

2) Необратимость времени.

3) Текучесть времени.

4) Независимость хода времени от воли человека

24. Знакомство детей с мерами времени осуществляется в системе и последовательности. Определите её

1) Части суток, сутки, неделя, месяц, год.

2) Неделя, сутки, месяц, год.

3) Минута, час, сутки, неделя, месяц, год.

4) Год, месяц, сутки, неделя.

25. Определите, какая из предложенных ниже задач не решается в старшем дошкольном возрасте:

1) Знакомство с неделей и последовательностью дней недели.

2) Различение частей суток.

3) Развитие представлений о календарном годе.

4) Развитие чувства времени.

26. Укажите, какое из приведённых утверждений является неверным:

1) У детей дошкольного возраста нет интереса к познанию времени.

2) Части суток дети определяют по характерной для себя деятельности.

3) Психологические и физиологические механизмы у ребёнка достаточно зрелые, чтобы обеспечить познание времени и ориентировку в нём.

4) Ориентировка во времени оказывает положительное влияние на общее умственное развитие и является одним из показателей их готовности к школе.

27. В дошкольном возрасте ребёнок осваивает:

1) Словесную систему отсчёта.

2) Чувственную систему отсчёта.

3) Ориентируется по сторонам горизонта.

4) Ориентируется в ближайшем окружении.

28. У детей 3-4 лет развивают умения различать пространственные направления:

2) От других объектов.

3) Определять своё местоположение.

4) Определять пространственные отношения между предметами.

29. Какие упражнения способствуют развитию умения ориентироваться на плоскости?

2) Графические диктанты.

3) Дидактическая игра «Угадай, что где находится?».

4) Литературный математический материал.

1) Развитие представлений о множестве.

2) Освоение количественного счёта.

3) Развитие представлений о числе.

4) Обучение сравнению чисел.

31. Что такое счётная деятельность? Дайте наиболее точное определение

1) — это установление взаимно-однозначного соответствия между элементами заданного множества и числами.

2) — это называние слов Числительных.

3) — это овладение процессом счёта.

4) — это способ оценки количества.

32. С чего следует начинать обучение счётной деятельности?

1) Учить соотносить слова-числительные с предметами.

2) Учить называть числительные по порядку.

3) Учить называть итоговое число на основе счёта воспитателя.

4) Учить самостоятельно считать.

33. Какая из названных ниже задач решается в среднем дошкольном возрасте?

1) Счёт групп предметов.

2) Определение места числа в натуральном ряду.

3) Освоение обратного счёта.

4) Освоение количественного счёта в пределах 5-7.

34. Какая из предложенных тем не изучается в старшем дошкольном возрасте?

1) Решение арифметических задач.

2) Освоение количественного состава числа.

3) Счёт и отсчёт предметов в пределах 5.

4) Определение места числа в натуральном ряду.

35. Правомерно ли утверждение: «Цветные счётные палочки Кюизенера — наиболее эффективная технология развития числовых представлений у дошкольника и приобщения его к арифметическим действиям»:

1) Да, утверждение верное.

2) Нет, неверное утверждение.

3) Данный материал нельзя использовать в ДОУ.

4) Дидактический материал не является эффективным.

36. В каком возрасте дети учатся решать арифметические задачи?

37. В работе с дошкольниками используются разные виды арифметических задач. Какой вид наиболее сложный?

2) Устные задачи.

3) Задачи — иллюстрации.

4) Задачи с игрушками.

38. Верно ли определена последовательность работы с дошкольниками по освоению вычислительных действий? I этап. Составление арифметических задач, знакомство со структурой. II этап. Знакомство с арифметическими действиями. III этап.

Обучение вычислительным приёмам.

1) Неверно определена.

2) Верно определена.

3) Данная тема не изучается в дошкольном возрасте.

4) Пропущен этап работы.

39. Возможно ли развитие понимания сохранения (неизменности) количества и величины у детей дошкольного возраста?

2) Нет, невозможно.

3) Возможно лишь у старших дошкольников.

4)Возможно лишь у детей младшего дошкольного возраста.

40. Какие приёмы использует педагог для развития понимания сохранения количества и величины?

41. На начальных этапах обучения последовательности действий детям предлагаются простые закономерности на основе:

1) Линейных алгоритмов

2) Разветвлённых алгоритмов

3) Циклических алгоритмов

4) Алгоритмов, в которых действие повторяется.

42. Какие математические игры помогают дошкольникам освоить структуру алгоритма?

2) «Выращивание дерева».

4) «Геометрическое лото».

43. С какой целью организуются математические игротеки?

1) Для развития самостоятельной познавательно-игровой деятельности.

2) Для закрепления знаний.

3) Организация игротек нецелесообразна.

4) Для хранения математических игр.

44. Что необходимо учитывать при подборе игрового материала в математической игротеке?

1) Интересы детей.

2) Возрастные возможности и уровень развития детей.

3) Качество наглядного материала.

4) Расположение игр.

45. Современным и эффективным дидактическим средством математического развития детей являются:

Читайте также:
Программа может быть наилучшим образом определена как синоним проекта

1) Комплекты геометрических фигур.

2) Демонстрационный материал.

3) Рабочие тетради.

4) Дидактические игры.

46. Каково своеобразие и ценность использования рабочих тетрадей ? В при- веденных высказываниях выберете верное :

1) Рабочие тетради не могут использоваться в самостоятельной и совместной деятельности.

2) Рабочие тетради содержат математические задания, выполнение которых основывается на практических действиях ( соединить линиями, обвести, раскрыть и т.д.); развивают самостоятельность суждений.

3) Использование рабочих тетрадей не обеспечивают эффективное освоение математического содержания.

4) Детям можно предлагать выполнить задание в уже кем-то раскрашенной тетради.

47. Какие методы обучения являются наиболее эффективными в современной методике математического развития дошкольников?

48. Для проблемно-игровой технологии логико-математического развития дошкольников характерно:

1) Использование показа и подробное объяснение.

2) Гипероп ека ребёнка.

3) Использование проблемных ситуаций, экспериментирования, логико-математических игр.

4) Использование дидактических игр и игровых упражнений.

49. Какой из типов преемственности в работе школы и детского сада по математическому развитию дошкольников является наиболее правильным и перспективным?

1) Подготовка к школе осуществляется дома, в семье, самими родителями.

2) Подготовка к школе осуществляется педагогами ДОУ с учётом возрастных особенностей дошкольников.

3) Преемственность, которая характеризуется дублированием в дошкольной подготовке основного содержания программы 1 класса школы.

4) Преемственность осуществляется в школах развития.

50. Нетрадиционные формы сотрудничества с родителями по вопросам математического развития детей в семье — это:

1) Посещение семьи.

3) Беседы с родителями.

4) Клуб родителей; совместные математические праздники.

Источник: megapredmet.ru

Математическое развитие дошкольников по программе «Детство».
материал (математика, младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) на тему

Палочки Кюизенера — средство познания логики и математики.

Проектный метод, как инновационная форма обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ № 34

Тема: Математическое развитие

по программе «Детство»

Мешавкина Лариса Юрьевна

Дошкольные годы – период наиболее интенсивного развития ребенка, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становление основ самосознания и ценных ориентаций, освоение ребенком основных видов деятельности, проявление первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности.

Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив обучению дошкольников началам математики должно отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: подготовкой к школьному обучению, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием делать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать различного рода задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Следуя основным принципам программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство», где сказано: «Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных, развивающих играх», в своей педагогической практике использую математические развивающие игры, которые способствуют развитию у дошкольника мыслительной деятельности и приобщают к умственной деятельности. У детей вызывают живой интерес такие игры, как: «Логическая мозаика», «Кубики для всех», «Кубики «Хамелеон», «Сложи узор», «Уникуб», «Кростики», «Логический экран» и конечно же блоки Дьенеша и цветные палочки Кюинезера. Такие игры помогают ребенку вычленить анализируемый предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношение сходства и различия.

Использование таких развивающих игр способствует познавательному, творческому развитию ребенка и воспитанию оценки своих действий и решений, побуждают к выработке активных поисковых действий и решений.

Игровые ситуации, используемые на занятиях по математическому развитию, содержат увлекательные, развивающие сообразительность, смекалку игровые задачи и упражнения, которые составлены с учетом стремления детей к активной преобразующей деятельности. Благодаря заинтересованности детей в развитии сюжета игры – сопереживая его героям, дети активной познавательной деятельности переживают положительные эмоции благоприятно сказывающиеся на улучшении его психо-эмоционального состояния. Решение творческой задачи дает толчок к желанию включиться в выполнение разнообразных действий, мотивированных логикой развития сюжета.

Играя с цветным конструктором, блоками Дьенеша палочками Кюинезера, дети реализуют представленную им возможность действовать самостоятельно, совершать поиск и нахождение поставленной перед ним творческой задачи.

Привлекая детей к оценке результатов как своих собственных действий, так и сказочных героев, а так же других детей, мне приходилось пользоваться положительной оценкой, для того, чтобы стимулировать детскую активность и желание заниматься далее умственной деятельностью. Подводя итог очередного занятия по математическому развитию с использованием развивающих игр, давая положительную оценку ребенку, выражая доброжелательную эмоциональную поддержку, стремлюсь вызвать в нем желание преодолевать свои ошибки и не бояться прибегать к иным решениям поставленных задач, не бояться самостоятельно экспериментировать.

У дошкольника появляется потребность самостоятельно, творчески применять освоенные действия и помогать другому выполнять их. Меняется отношение к способу достижения результата деятельности. От простого повтора нахождения решения, показанного воспитателем, ребенок отказывается и прилагаем все усилия, накопленный опыт и полученные навыки, чтобы перейти к решению поставленной перед ним задачи иным «своим» путем.

Используемые дидактические и развивающие игры в свободной игровой деятельности способствуют развитию умственной деятельности. Активность детей, направленная на познание, реализовывается через систему по развитию у ребенка логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и материалов развивающего характера – уникальных по своим возможностям: блокам Дьенеша, палочкам Кюинезера, моделях и других дидактических средств.

Играя в логико-математические игры дети овладевают умением сравнивать и обобщать группы предметов по двум-трем признакам; уметь находить сходство и различие; они выявляют зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам.

Освоение это довольно сложного, но способствующего развитию мышления, содержания, осуществляется при решении наглядно-представленных логических задач, а в дальнейшем – словесных.

Результат использования развивающих игр в математическом развитии дошкольника:

— развитие умственной деятельности, познавательного интереса, мыслительной активности;

— развитие логического мышления детей, памяти, сообразительности и смекалки;

— развитие творческого воображения, самостоятельной познавательной игровой деятельности;

— умение активно действовать в условиях простых проблемных ситуациях;

— умение анализировать, сравнивать, обобщать предметы по их свойствам, количеству, расположению, назначению;

— умение сосчитывать предметы и пользоваться счетом для оценки количества объектов.

В процессе специальных игр и упражнений дети осваивают элементы логики математики. У них складывается представление об отношениях, эквивалентности, сохранении, алгоритмах, разбиении множеств и др.

Выдвижение в программе «Детство» развивающих (а не просто формирующих представления, умения, что имело место в прежних программах) задач, дает возможность педагогу конструировать воспитательный процесс с позиции интеграции содержания. В контексте любой деятельности: природоведческой, художественной и других – осуществляется общее умственное (в данном случае математическое) и личностное развитие ребенка-дошкольника.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ № 34

Тема: Палочки Кюизенера –

логики и математики

в дошкольном возрасте.

Мешавкина Лариса Юрьевна

Знакомство детей с дидактическим пособием цветными палочками Кюизенера, математической игрой развивающего характера, началось с использования его как просто игрового материала для игр детей в группе. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки и конфигурации. Детей привлекали конкретные образы, а так же качественные характеристики материала – цвет, форма, размер, большое количество предметов.

Счетные палочки, так широко всем известные, служат нам не только как счетный материал. С их помощью в доступной пониманию ребенка форме можно знакомить детей с началами геометрии. Предложив рассматривать счетную палочку как единицу измерения, можно научить детей умению выделять элементы фигур и дать им количественную характеристику, можно научить строить и преобразовывать простые и сложные фигуры по условиям, воссоздавать связи и отношения между ними.

Играя со счетными палочками, принимая их за строительный материал можно формировать у детей геометрические представления и развивать пространственное воображение. При том не стоит завывать, что это прекрасный фундамент для развития мелкой моторики будущего школьника. В играх с палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действий с материалом развиваются такие качества мышления, как активность и самостоятельность. Задачи со счетными палочками нельзя решать каким-либо одним, ранее усвоенным способом, каждая задача в этом смысле уникальна.

Познакомив детей со счетными палочками, дав детям рассмотреть их, уточнив материал из которого они изготовлены, их количество, цвет и размер, на первом этапе предлагала игры на построение простых фигур.

На этом этапе дети играют с палочками, строя различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение; они с удовольствием выкладывали узоры, картинки, сюжеты, здесь моим детям была представлена полная свобода действий и фантазии.

В ходе свободного манипулирования мальчики, в основном, строили дороги, гаражи, машины и поезда, башни, лесенки, а девочки увлекались составлением мозаики, узоров. В процессе игровой деятельности 75% детей сами (а остальные 25% — с помощью воспитателя) подошли к пониманию, что эти палочки удобнее использовать таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью и что в таком положении они наиболее устойчивы. Для закрепления знаний цветовой гаммы, по окончанию игры дети по моей просьбе складывали палочки в одну общую большую коробку в определенной цветовой последовательности: сначала все белые палочки, потом розовые, голубые, красные и т.д.

Читайте также:
Индезит iwsd 5085 инструкция программы

Когда дети строили постройки, отвечая на вопросы воспитателя, старались составить рассказ о том, что они хотят построить и как они будут это делать.

Среди высказываний детей мной были выделены подмеченные Колей и Никитой такие особенности, что постройки можно выполнять на одном и том же месте как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости. Это было закреплено выкладыванием лесенки в разных плоскостях, рассмотрено с детьми и предложено каждому проделать тоже самое.

Игровые упражнения с палочками Кюизенера проводились как индивидуально, так и небольшими группами по несколько детей. Это оказалась наиболее удобная и продуктивная форма работы. Фронтальная работа сразу показала свою неэффективность, поскольку из-за большого количества детей, шумности и невозможности педагогом охватить вниманием и контролем всех играющих детей, возможность оказывать помощь советами и практически.

Для поднятия интереса к игровой деятельности с палочками Кюизенера использовался такой вариант, как соревновательность. Детям предлагалось сделать постройку, выложив узор на соревновательных условиях и это вызывало живой интерес, самостоятельность в поиске решения или ответа на поставленные перед детьми творческими задачами.

Выполняя игровые упражнения, дети учились выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практически и мыслительные пробы. Оказываемая мной помощь детям была в касательной форме: «подуй еще раз, но по другому», «попробуй сам выполнить задание», одобрительное высказывание правильных решений ребенка и суждений.

По мере того, как дети достаточно хорошо познакомились с палочками Кюизенера работа с ними перешла в форму выполнения упражнений, заданных воспитателем; проигрывание игровых ситуаций. Индивидуальные упражнения и упражнения для подгруппы детей.

Палочками Кюизенера послужили нам своеобразной «Цветной алгеброй», играя дети учились кодировать и декодировать игру красок в числовые соотношения; обучаясь чередованию цветных полосок в узоре – учились составу числа; на основе игровых упражнений подошли к пониманию свойств чисел (чем больше числа, тем больше вариантов его разложения). Усвоению достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним, помогала игра – одна из самых привлекательных для детей форм детской деятельности.

Палочки Кюинезера широко и часто использовались мной не только в свободной игровой деятельности, но и в процессе организованной формы обучения детей. Обязательным моментом на каждом занятии было обращение внимания детей на самые интересные построения детей с эмоционально-положительной оценкой. Словесное поощрение детей побуждало к созданию более сложных и разнообразных форм. Игровые упражнения со счетными палочками проводились в основном во второй половине дня, тогда у детей было достаточное количество времени для самостоятельной творческой деятельности.

Следующим этапом в работе со счетными палочками было построение сложных фигур (здесь идет построение фигуры из нескольких простых). В качестве условия построения фигуры выступают ее пространственно-количественные характеристики. Дети строили фигуры с условием: по заданному общему количеству палочек, взаимному расположению.

Для того, чтобы сюжет игровых действий заинтересовал детей, вносился элемент заинтересованности для детей, например, в гости к детям приходили различные сказочные герои или просто персонажи с различными просьбами – творческими заданиями (помочь построить дом, забор, составить узор, построить ту или иную фигуры). Дети с радостью и большой заинтересованностью включались в процесс творческой деятельности.

Искреннее желание помочь герою вызывало эмоциональный всплеск. Этот прием помогал мне в педагогической коррекции детей с низким уровнем активности и слабой заинтересованности к этому виду развивающей деятельности. В начале учебного года Данил, Никита, Кирилл и Костя были малоусидчивы, не внимательны. На протяжении нескольких занятий, уделяя большее внимание их постройкам и привлекая внимание детей к их работам, давая детям положительные оценки их деятельности, мне удалось выработать в них самостоятельное желание играть с палочками. Постройки детей с каждым разом становились разнообразнее и усложнялись.

Для закрепления устойчивого интереса, мной были придуманы награды-символы: «Лучшему конструктору», «Самому старательному!», — которые вручались детям победителям по итогам подводимым в конце игры. Многие игры и упражнения со счетными палочками несли проблемно-практический характер: хватит ли палочек-бревнышек для домика мышки?

Хватит ли палочек для забора, чтобы спасти поросят от волка, или сможем ли мы построить мост через реку, что помочь козленку перебраться на другой берег реки к маме-козе? Это вызывало в детях живой интерес, сочувствие и искреннее желание помочь героям, давало толчок к активной самостоятельной поисково-творческой деятельности. Дети каждый раз включались в ту или иную игру «открывали» маленькие математические истины. Моя задача состояла в том, чтобы не давать детям готовых решений, а подводить их к самостоятельному поиску и нахождению решения.

Используемые дидактические и развивающие игры в свободной игровой деятельности, а также включенные в учебно-образовательный процесс, способствовали развитию умственной деятельности детей. Активность детей, направленная на познание, реализовывались через систему по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанных на использовании игр и материалов развивающего характера уникальных по своим возможностям логическим блокам Дьенеша, цветных счетных палочек Кюизенера, моделях и других дидактических средств.

Следуя требованиям современности, когда на смену жесткой учебной дисциплинарной модели воспитания идет личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной становится проблема индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и коррекции в работе с детьми. Это подчеркивается красной линией в образовательной программе развития и воспитания детей «Детство». Поэтому логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход к идее автодидактизма занимают центральное место в вопросе развития математических представлений у дошкольников.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ № 34

Источник: nsportal.ru

Анализ современных программ по математике для ДОУ

В статье представлен краткий анализ современных программ ДОУ: «От рождения до школы» (примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования), «Радуга» (программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада), «Детство» (программа развития и воспитания в детском саду) и «Детский сад 2100» (комплексная программа развития, воспитания и обучения дошкольника в Образовательной системе) в аспекте математического развития детей дошкольного возраста.

Оценить 1198 0

Содержимое разработки

Анализ современных программ по математике для ДОУ

1.«От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Данная программа является обновленным вариантом известной «Программы воспитания и обучения в детском саду», автора М.А. Васильевой, составленным в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к структуре образовательной программы, новейших теоретических и практических разработок в области российского дошкольного образования. По утверждению составителей, в ней предусмотрено развитие у дошкольников в процессе разнообразных видов деятельности мышления, восприятия, внимания, воображения, памяти, речи, а также способов интеллектуальной деятельности (простейшее сравнение, анализ, обобщение, устанавливать элементарных причинно-следственных связей и др.). Основой интеллектуального воспитания дошкольника названо сенсорное развитие, ориентировка в окружающем мире, огромную роль в интеллектуальном воспитании играет развитие первичных математических представлений.

Целью программы по элементарной математике названо обучение способам умственной деятельности, вариативного и творческого мышления на базе привлечения детского внимания к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Программа планирует формирование математических понятий у воспитуемых, начиная с первой младшей группы (2-3 лет). Но для первых лет жизни в «Программе воспитания и обучения в детском саду» предусматривается организация определенной развивающей среды, которая даст возможность формировать основные математические понятия.

Авторами программы подчеркивается необходимость применения программного материала для воспитания умения последовательно и четко выражать свои мысли, общения с другими людьми, включения в разнообразную предметно-практическую и игровую деятельность, для решения разнообразных математических задач.

Важным условием эффективной реализации программы по элементарной математике является создание определенной предметно-развивающей среды в группах и на участке дошкольного учреждения для непосредственного действия дошкольников с целенаправленно подобранными группами предметов и материалами в ходе знакомства с математическими понятиями.

В данной программе раздел «Множество» не выделяется как самостоятельный, а задания по этой теме входят в раздел «Количество и счет». Эти задания расположены в конце раздела, после заданий на знакомство с числовыми и количественными понятиями, что не дает возможности подчеркнуть важность указанных представлений для формирования у детей понятий об операциях с числами (сложения, вычитания, деления), на которых они и базируются. С одной стороны, программа конкретно на рассматривает процесс знакомства дошкольников с арифметическими действиями, но с другой – предлагается обучение решению арифметических задач, которые предполагают знание арифметических операций.

В общем, программа дает достаточно обширный материал по знакомству детей с математическими понятиями. В программу включено большое количество задач, которые не рассматривались в предыдущих ее вариантах. Это задачи следующей тематики:

— задачи по развитие понятий о действиях с множествами (выделение из целого части, объединение и т.п.);

— задачи на формирование понятия о делении целого предмета на равные части, знакомство с объемом, с измерением сыпучих и жидких веществ;

Читайте также:
Каково назначение команды пуск все программы Microsoft office средства

— задачи по развитию у дошкольников чувства времени, умение определять время по часам и т.п.

В рамках развития геометрических представлений предполагается работа не только с плоскостным, но и с объемным материалом, увеличено количество геометрических фигур, с которыми планируется познакомить детей.

2.«Радуга» (программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада). Авторы: Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В.

Гербова.

В программе нашла отражение центральная идея отечественной психологической школы – о творческом характере развития. Авторы рассматривают ребенка как субъект индивидуального развития, активно осваивающий культуру. С этих позиций определены направления и границы педагогического воздействия взрослого.

Большое внимание уделяется освоению ребенком знаковых символов (математические представления, знакомство с буквами, символами и т.п.), развитию начал логического мышления, речевому развитию, формированию элементарного осознания языковых явлений.

Задачи по формированию математических представлений изложены во втором подразделе второго раздела – «Способствование становлению сознания» и связаны авторами с задачей «способствовать» вневременному интеллектуальному развитию ребенка».

Математический блок программы «Радуга» разработан Е.В. Соловьевой.

Задачи в программе представлены в обобщенном виде, что затрудняет их восприятие и требует дополнительного изучения соответствующей методической литературы. Вместе с тем, прослеживается система в работе, взаимосвязь разных видов детской деятельности при решении поставленных задач, направленность программы на психическое развитие ребенка.

В качестве методической литературы рекомендуются разработки Е.В. Соловьевой: «Математика и логика для дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей», а также несколько пособий по формированию представлений о числе в разных возрастных группах.

3.«Детство» (программа развития и воспитания в детском саду). Под редакцией: Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.

Программа создавалась в целях обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечения единого процесса социализации – индивидуализации личности через осознание ребенком своих Потребностей, возможностей и способностей.

Ее девиз: «Чувствовать – познавать – творить». Эти слова, отмечают авторы, определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, интегративный характер.

Математический блок программы «Детство» разработан известными учеными в области теории и методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников З.А. Михайловой и Т.Д. Рихтерман. Программный материал представлен по каждой отдельной возрастной группе и имеет своеобразное название «Первые шаги в математику».

Вместо традиционных тематических разделов в математическом блоке выделены такие разделы: «Свойства», и отношения», «Числа и цифры», «Сохранение (неизменность) количества и величин», «Алгоритмы». По каждому из разделов сформулированы «представления», «познавательные и речевые умения». Кроме того, по каждой возрастной группе определены основные задачи развития математических знаний и уровни освоения программы.

Особое внимание при организации процесса формирования математических представлений у детей третьего и четвертого года жизни уделяется созданию развивающей среды. В данном контексте программы отмечено, что окружающие предметы, игрушки должны отличаться по размеру, форме. В процессе игровых действий с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком и водой дети познают их свойства, определяют идентичность и различия предметов по свойствам.

Взрослый создает условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатив в развертывании игры, действия принадлежит ребенку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс ее развития, способствует получению результата.

Авторы считают необходимым использовать игры, развивающие мысль ребенка и приобщающие его к умственному труду. В про грамме, в частности, предлагаются игры: из серии «Логические кубики – «Уголки», «Составь куб» и др.; из серии «Кубики и цвет» – «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и др.

Из дидактических пособий рекомендуются логические блок Дьенеша, цветные счетные палочки (палочки Кюизенера), модели.

Программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур. Дети не только пользуются известными им знаками и сим волами, но и находят способы условного обозначения новых, неизвестных им ранее параметров величин, геометрических фигур, временных и пространственных отношений и т.д.

В содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. В ходе освоения чисел педагог способствует осмыслению детьми последовательности чисел и места каждого из них в натуральном ряду. Это выражено в умении детей образовать число больше или меньше заданного, доказывать равенство или неравенство группы предметов по числу, находить пропущенное число.

Таким образом, можно заметить, что программа «Детство» достаточно содержательна в плане формирования математических знаний.

Привлекает в ней и то, что программа предполагает усвоение не отдельных представлений, а математических отношений, связей, зависимостей, закономерностей, что благоприятно способствует дальнейшему усвоению данной дисциплины в школе.

По программе «Детство» в рамках формирования математических представлений издано пособие «Математика до школы», состоящее из двух частей. Первая часть представлена авторами А.А. Смоленцевой и О.В.

Пустовойт, которыми разработаны методические рекомендации и предлагаются игры с дидактическими средствами: «Палочки Кюизенера», «Игры с блоками», представлены варианты работы с моделями и схемами. Вторая часть пособия представлена З.А. Михайловой и Р.Л. Непомнящей. В этой части описаны игры-головоломки, которые рекомендуются для работы с детьми.

4.Комплексная программа развития, воспитания и обучения дошкольника в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»).

Авторский коллектив: А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, М.М. Борисова, А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова, Т.Р. Кислова, С.А. Козлова, О А. Куревина, И.В.

Маслова, ОА. Степанова, О.В. Чиндилова.

Программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет и является одним из структурных компонентов образовательной системы «Школа 2100».

Основная цель программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией образовательной системы «Школа 2100»

В рамках математического развития программа обеспечивает преемственность в обучении детей математике между детским садом и начальной школой в соответствии с программой курса «Моя математика». Авторами математического блока программы являются М.В. Корепанова и С.А. Козлова.

В пояснительной части авторы указывают, что готовность к школьному обучению определяется не столько суммой знаний, умений, навыков, сколько тем, в какую деятельность эти умения включены. Поэтому развитие дошкольника понимается как развитие ориентировочных действий со свойственными для дошкольников образными средствами решения задач, продвижение от непроизвольного к произвольному, а к концу дошкольного детства и осознанному отношению к собственной деятельности.

Цель математического блока программы – обеспечить познавательное развитие личности ребенка средствами математики.

В рамках математического блока сформулированы следующие задачи.

1. Развитие предметных умений:

— производить простейшие вычисления на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок;

— читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики (с помощью известных моделей);

— узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы;

— строить элементарные цепочки рассуждений.

2. Формирование познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.

3. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.

Программа ориентирована на формирование у детей математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса математики для начальной школы: о количественном и порядковом числе, величине, измерении и сравнении величин, пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности.

В курсе выделяются несколько содержательных линий: числа; величины; простые арифметические задачи на сложение и вычитание; элементы геометрии; элементы логического мышления; ознакомление с пространственными и временным отношениями; конструирование.

В основу программы положен принцип построения содержания «по спирали». На каждой из ступеней дошкольного математического развития рассматривается один и тот же основной круг понятий, но на другом уровне сложности, что обеспечивает развитие предметных и общеучебных умений.

Конструирование, как правило, во всех программах ДОУ выделяется как самостоятельный блок, однако в программе «Школа 2100» («Детский сад 2100») данный вид деятельности является неотъемлемой частью целостной системы формирования математических знаний.

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика синтез, 2014. – 333 с.

2. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада [Текст] / Науч. рук. Е.В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с.

3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 280 с.

4. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сб. материалов в 3-х ч. Ч.1. Образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста [Текст] / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баланс, 2016. – 528 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

  • Управление здоровьесберегающей деятельностью в специализированном дошкольном образовательном учреждении для детей с туберкулёзной инфекцией
  • Игры — как средство экологического воспитания детей /семинар — практикум/
  • Мы говорим «игра», подразумеваем «детство».
  • Требования к организации предметно-развивающей среды для детей дошкольного возраста в свете ФГТ.
  • Значение успешной адаптации к ДОУ для психофизического развития детей раннго возраста

Источник: www.prodlenka.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru